«Формирование трудовых навыков и умений у обучающихся, воспитанников в условиях модернизации образования»
методическая разработка по теме

Белякова Роза Юлдашбаевна

Труд является одним из важнейших средств воспитания, в процессе труда формируется личность ребенка, а так же складываются взаимоотношения с коллективом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете 

«Формирование трудовых навыков и умений у обучающихся, воспитанников

 в условиях модернизации образования»  

Выступающий: учитель начальных классов Белякова Р. Ю.

Тема: «Формирование трудовых навыков и умений  на уроках занимательного труда в 4 классе»

        Сообщение темы выступления (Слайд 1)

         

 Формирование трудовых навыков и умений  на уроках занимательного труда в начальных  классах предполагает развитие следующих умений:

  • организовывать своё рабочее место;
  • знать и соблюдать правила безопасной работы;
  • планировать собственные действия;
  • ориентироваться в задании;
  • развивать навыки самоконтроля;
  • уметь анализировать;
  • уметь оценивать качество выполненной работы.  

 Особенности организации трудового обучения в 4 классе     

  Занимательный труд в четвертом классе является завершающей стадией начальной подготовки обучающихся, воспитанников и переходным этапом к профильному труду.

      В процессе трудового обучения решаются главным образом те же учебно-воспитательные и коррекционные задачи, что и в 1-3 классах, но их решение происходит на более высоком уровне, в условиях близких к профильному обучению.

 Описание контингента

В 4 классе обучаются 15 детей: 5 девочек и 10 мальчиков.

Из них 3 девочки и 2 мальчика находятся на индивидуальном обучении  

Дифференциация обучающихся, воспитанников на уроках занимательного труда.

I группа

II группа

III группа

Обучающиеся, воспитанники, успешно овладевающие трудом при фронтальном обучении.

 

Обучающиеся, воспитанники, испытывающие затруднения в овладении одной или двумя сторонами трудовой деятельности.

 

Обучающиеся, воспитанники, испытывающие значительные затруднения в овладении общетрудовыми

 и двигательными умениями и имеющие нарушение трудоспособности.

По программе занимательный труд изучаются следующие разделы:

Разделы

Объекты труда

Ожидаемый результат

Работа с бумагой и картоном

Аппликация ёлочные игрушки, гирлянды, карнавальные полумаски, открытые коробки, рамка для фотографии и т. д.

Знает о сортах бумаги, их применение и назначение. Умеет выделять детали из заготовки, сборка изделия и т. д.

Работа с природными материалами

Аппликация из листьев «Птица». Аппликация из скорлупы грецких орехов «Воробьи на ветках» и «Рыбки» и т. д.

Знает о природных материалах (сухие листья, трава, цветы, шишки, желуди и т. д.). Умеет использовать инструменты (шило, палочки с заостренными концами, пластилин, клей)

Работа с древесиной

Опорный колышек для цветов, аппликация из опилок

Знает о назначении и применении древесины. Умеет обрабатывать древесину (зачистка, шлифовка). Пользоваться ручными инструментами и приспособлениями (напильник, наждачная бумага).

Работа с текстильными материалами, тканью и нитками

Игольники, закладки из фотопленки, прихватки.

Знает новые виды ручных стежков и строчек. Умеет вышивать по линиям рисунка.

Работа с металлоконст-руктором

Работа с проволокой

Треугольник и квадрат из деталей металлоконструктора.

Паук, буквы

Умеет соединять детали винтами и гайками, завинчивать и отвинчивать гайки пальцами и инструментами.

Знает о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная), ее назначении и применении,свойствах (сгибаться, ломаться, отрезается кусачками; толстая и тонкая, мягкая и жесткая)

Работа   по разделам подготавливают обучающихся, воспитанников к переходу на профильное обучение и  на формирование необходимых ЗУН к освоению профиля швейного дела.

 Фотографии «Работа с бумагой и картоном» (Слайд1.)

Фотографии «Работа с пластилином и глиной» (Слайд2).

Фотографии «Работа с текстильными материалами, тканью и нитками» (Слайд3).

Фотографии «Работа с металлоконструктором» (Слайд4.)

Фотографии «Работа с опилками» (Слайд5.)

Внеурочная деятельность:

1). Для формирования положительного отношения к труду и людям труда , обучающиеся, воспитанники выполняют поручения дежурного по классу:  уборка  в кабинете, уход за цветами.

 2).  Кроме того они могут заниматься простейшим ремонтом книг (обрезать и подклеить страницы, оклеивать корешки).

3).  Проводятся экскурсии в школьные мастерские.

4).  Также ведется работа с родителями. На   собраниях родители получают информацию по  профильным направлениям.

        Предложения:

  1. В третьем классе в конце учебного года  на заседании ПМПК определять профиль трудового обучения в соответствии с возможностями детей.
  2. В рабочую программу по предметам учебного плана 4 класса включать в разделы предмета занимательный труд  темы по знакомству с профессиями (в соответствии с профилем трудового обучения).
  3. Увеличивать количество часов на разделы, связанные с прогнозируемым профилем.
  4. Расширение словаря по техническим терминам.
  5. Планирование  экскурсий на предприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся сельской школы через организацию летней трудовой практики в условиях модернизации образования

Основная цель работы: формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся через организацию летней трудовой практики.  Задачи:- изучить и разработать нормативно-правовую базу по ор...

Формирование трудовых навыков учащихся на уроках «Технология» в условиях ФГОС

Практическим результатом данной  работы явились разработки методического материала для учителя технологии по проведению уроков, практических работ и дидактического обеспечения для проведения заня...

Формирование трудовых навыков учащихся на уроках технологии в условиях ФГОС..

Этот реферат был выполнен при прохождении курсов повышения квалификации....

Статья. Проблема сохранения здоровья обучающихся в условиях модернизации образования

Одно из глобальных проблем современного общества - это проблема влияния образа жизни детей, учащихся на состояние своего здоровья. Среди главных задач модернизации образования особое место занимает со...

Формирование трудовых навыков и умений у обучающихся в условиях модернизации образования

Формирование трудовых навыков и умений на уроках занимательного труда в начальных классах...