«Организация летней трудовой практики обучающихся с ОВЗ"
статья
В материале представлен опыт работы по организации летней трудовой практики. Даны методические рекомендации .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_letney_trudovoy_praktiki.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ОРГАНИЗАЦИЯ
ЛЕТНЕЙ ТРУДОВОЙ ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ»
В коррекционной педагогике накоплен значительный опыт работы по трудовому обучению обучающихся с интеллектуальными нарушениями, который отражается в современных подходах к построению системы профессионально-трудовой подготовки обучающихся с ОВЗ. Трудовая и общественно значимая деятельность, как наиболее сложная, предполагает развитие интерактивной стороны общения, то есть умения вырабатывать единый план действия, наличие мотивов общения, произвольности, достаточного уровня развития перцептивной стороны общения.
В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что правильно организованное трудовое обучение - это эффективное средство коррекции недостатков развития умственной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Оно занимает одно из центральных мест в системе учебно-воспитательной работы и позволяет решать задачи социальной реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Трудовая практика обучающихся играет значительную роль в социализации детей данной категории. Основной задачей летней трудовой практики является закрепление и совершенствование общетрудовых умений и навыков, необходимых при выполнении практических работ.
Нами были разработаны Методические рекомендации для учителей профессионально-трудового обучения о проведении летней трудовой практики:
- Ознакомиться с информацией о летней трудовой практике в базисном учебном плане и уставе школы;
- Ознакомиться с планом подготовки к трудовой практике и выполнить требуемые указания;
- Ознакомиться с планом работы, целями и задачами летней трудовой практики;
- Составить тематическое планирование летней трудовой практики с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося. воспитанника;
- Подготовить инвентарь, оборудование, спецодежду для учащихся.;
- Провести инструктаж по технике безопасности с обучающимися, воспитанниками;
- Провести родительское собрание, с целью информирования о сроках и задачах летней трудовой практики;
- Организовать охранительный режим ( питьевой режим, время для отдыха);
9.После летней трудовой практики составить письменный отчет о её проведении.
Учебно-методические материалы
- План занятия.
- Дневник летней трудовой практики.
Комплект документов руководителя летней трудовой практики
- Положение о проведении практики
- План подготовки к проведению летней трудовой практики;
- План проведения летней трудовой практики
- Журнал инструктажа по правилам безопасной работы
- Дневник практики
- Анализ проведения летней трудовой практики .
- Календарно - тематический план (содержит разбивку теоретических практических заданий на отдельные темы, состоящие из нескольких
занятий).
План практики
- Составляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Форма плана, как и его построение, может изменяться в зависимости от решаемых задач, применяемых методов и средств.
В соответствии с Базисным учебным планом и Уставом школы летняя трудовая практика является обязательной. Действующий в настоящее время учебный план предусматривает проведение трудовой практики с 5 по 9 классы. Именно в это время учащиеся закрепляют профессионально-трудовые навыки, полученные ими на уроках трудового обучения в школьных мастерских.
Учебный план предусматривает продолжительность летней трудовой практики
Класс | ||||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Трудовая практика ( в днях) | 6 | 10 | 12 | 12 | 14 | 14 |
При планировании летней трудовой практики учитывались задачи дальнейшего совершенствования знаний, умений и навыков учащихся по трудовым дисциплинам. При подготовке к практике, учащиеся были ознакомлены с планом работы, задачами практики, распределением по видам работ, с учетом индивидуальных возможностей, прослушали инструктаж по технике безопасности.
Содержание трудовой практики определяется этапом обучения и возрастными особенностями учащихся. Трудовой практикой руководит учитель труда. Администрацией школы- интерната назначается руководитель практики, который составляет общешкольный план подготовки и проведения летней трудовой практики , определяет цель и задачи практики
Цель практики: социальная реабилитация обучающихся (воспитанников) через включение их в доступный общественно-значимый труд.
Задачи:
1.Формирование навыков культуры труда (соблюдение требований к организации рабочего места, следование требованиям техники безопасности, ориентировка на требования к качеству выполнения задания, дисциплинированность и ответственность).
2. Воспитание дисциплинированности и ответственности.
3. Совершенствование и закрепление у обучающихся, воспитанников знаний, умений и практических навыков по технологии;
4. Совершенствование общетрудовых умений и навыков;
5. Развитие коммуникативных возможностей обучающихся, воспитанников в реальных ситуациях трудового взаимодействия.
Продолжительность работы школьников во время каникул для учащихся V–VII классов – до 3 часов, VIII–IX классов – до 4 часов, X–XI(XII) классов-4-6 часов. Это время подтверждает норму Закона об образовании, регламентирующую порядок привлечения учащихся к труду. Пункт 3 раздела I данного документа предусматривает следующее: до 6 часов в день. Школа вправе обязать учащихся принимать участие в летней трудовой практике лишь в случае, если эта практика является составной частью ее учебного плана
Нормативными актами, непосредственно касающимися организации детского труда в общеобразовательном учреждении, являются на сегодняшний день приказы Минобразования России: от 06.03.2001 № 834 "Об утверждении экспериментального Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации" (далее – приказ № 834); от 09.03.2004 № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (далее – приказ № 1312).
Кроме того, в процессе использования труда обучающихся общеобразовательное учреждение должно руководствоваться актами, устанавливающими разрешенные виды работ и нагрузок, а также иные общеобязательные правила в сфере внутришкольного детского труда. К числу таких актов, в частности, относятся:
- постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет;
- постановление Минтруда России от 07.04.1999 № 7 "Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную";
- санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.6.664-97 "Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков", утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора от 04.04.1997 № 5.
Организация летней трудовой практики.
Учителю, перед тем как остановить свой выбор объекта труда для учащихся той или иной учебно-трудовой группы, необходимо убедиться, что он соответствует их возможностям. К началу практической работы учителю необходимо надо подготовить станочное оборудование, инструменты и приспособления.
При подготовке к практике руководитель практики должен всесторонне изучить условия предстоящей работы обучающихся (виды работы, правила безопасности, режим и порядок распределения работы, питание учащихся и т. п.). На основании собранных сведений он составляет план проведения практики. В плане отмечаются сроки практики и часы ее проведения, ответственные за проведение практики,
Кроме этого, в плане предусматриваются экскурсии, во время которых учащиеся знакомятся с работой в соответствии с профилем предприятий. План утверждается директором школы.
Для проведения производственной практики на высоком уровне требуется предварительная психологическая подготовка учащихся. На учебных занятиях по трудовому обучению, в беседах с обучающимися учитель знакомит с формой организации практики, видами труда. Особое внимание уделяется работе с родителями обучающихся. Учителю необходимо провести родительское собрание, на котором сообщаются задачи практики, виды работы, правила безопасности, режим и порядок распределения работы с учетом их индивидуальных возможностей, транспортное обеспечение питание обучающихся и т. п.) расписание, виды работ, требования к правилам безопасной работы.
Непосредственно перед практикой учитель проводит инструктаж, во время которого, кроме указаний о порядке проведения практики (время начала и окончания работы, перерыв и т. п.), необходимо особо остановиться на соблюдении дисциплины .
В первый день практики обучающиеся проходят инструктаж по правилам безопасности труда. Инструктаж лучше проводить в форме беседы.
Во время проведения практики особое внимание следует уделять правильной нагрузке обучающихся, не допуская их физического переутомления. К определению объема трудовых заданий нужно подходить дифференцированно, учитывая не только возраст, но и значительные индивидуальные различия обучающихся по уровням физических возможностей.
Необходимо также постоянно контролировать отношение школьников к выполняемой работе, своевременно выявлять случаи, когда учащиеся выполняют задание без желания, устанавливать причину таких случаев и предпринимать соответствующие меры.
Кроме регулярных индивидуальных бесед с обучающимися, учитель проводит коллективные беседы, на которых подводит итоги их работы за день, отмечает успехи и недостатки.
В процессе летней трудовой практики ведется учет и оценка выполненной работы, результаты фиксируются учителем в дневнике практики. Во время проведения практики особое внимание следует уделять правильной нагрузке обучающихся, не допуская их физического переутомления и простоев в работе. Необходимо также постоянно контролировать отношение школьников к выполняемой работе, своевременно выявлять случаи, когда учащиеся выполняют задание без желания, устанавливать причину таких случаев и предпринимать соответствующие меры.
Кроме регулярных индивидуальных бесед с обучающимися, учитель и классный руководитель проводят коллективные беседы, на которых подводит итоги их работы за день, отмечает достижения и недостатки. В конце практики составляется отчет.
По результатам практики проходит итоговая конференция на которой обучающиеся:
- Готовят отчет (презентация)
- Выступают перед школьной общественностью
- Делятся между собой достижениями
- Принимают решения о поощрениях и наградах (грамотах, подарках).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПЛАН занятия (примерная форма)
Дата:___________
Тема занятия:__________________________________________________________
Цель:______________________________________________________________
Продолжительность:________________________________________________
Учебно-коррекционные и коррекционно - воспитательные задачи:
________________________________________________________________
Материально-техническое обеспечение (перечислить необходимые инструменты, приспособления, приборы, оборудование, материалы:
____________________________________________________________________
Практические работы (с учетом индивидуальных возможностей обучающихся)
Структура занятия по практике
- Вводная часть (10— 13% времени от всего занятия).
- Основная цель: подготовить учащихся к освоению умений и навыков, определённых тематическим планом
Содержание:
- Проверка готовности обучающихся к занятию;
- Оформление журнала учёта практики;
- Постановка целей и задач занятия;
- Инструктаж по технике безопасности.
- Основная часть (70—75% всего времени).
Основная цель: формирование определённых умений и навыков.
Содержание:
- Педагог объясняет назначение и содержание задания, показывает наиболее рациональные безопасные приёмы выполнения работ, требования к качеству работы;
Выполнение работ учащимися под наблюдением педагогов.
- Заключительная часть(15% -20% времени всего занятия).
Основная цель: формирование навыков самоконтроля
- Отчет о проделанной работе
- Оценка качества работы
- Выставление оценки.
Опыт показал, что самостоятельность ребенка с недостатками развития в трудовой деятельности обеспечивается соответствующим построением развивающей среды, целенаправленной помощью педагога в освоении детьми способов трудовых действий
Литература:
- Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе/Мирского С.Л.- М. : Просвещение, 1980.
- Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении/ Мирского С.Л. - М. : Педагогика, 1990.
- Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах/С.Л.Мирский // Дефектология. -1986. - №1.
- Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда/ Мирского С.Л.- М. : Просвещение. - 1992.
- Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: опыт словаря-справочника / авторы-составители: А.Н. Нигаев, О.Л. Алексеев, Е.В. Шиврина-Екатеринбург. 1997.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Дневник летней трудовой практики
Дата | Наименование работы | Объем работы (количество выполненных операций, изделий) | Отметка за качество работы | Подпись педагога | Примечание ( соблюдение правил безопасной работы, трудовая дисциплина) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о работе летней трудовой практики. Лагерь труда и отдыха "Дружный" 2013
Опыт деятельности ЛТО «Дружный» показывает, что это одна из лучших форм занятости подростков в летнее время. Это, главным образом, привлечение подростков к разнообразной деятельности...
Отчет о работе летней трудовой практики. Лагерь труда и отдыха "Дружный" 2013
Опыт деятельности ЛТО «Дружный» показывает, что это одна из лучших форм занятости подростков в летнее время. Это, главным образом, привлечение подростков к разнообразно...
Положение о летней трудовой практике обучающихся
Летняя трудовая практика обучающихся специальной-коррекционной школы-интерната VIII вида...
Формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся сельской школы через организацию летней трудовой практики в условиях модернизации образования
Основная цель работы: формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся через организацию летней трудовой практики. Задачи:- изучить и разработать нормативно-правовую базу по ор...
Положение о летней трудовой практике
В нашей сельской школе школе работа не прекращается даже в период летних каникул. Учащиесся вместе со своими классными руководителями на вверенной им территории, сажают цветы, поливают. Наши совместны...
Статья "Организация трудовой практики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Проблема развития социально-трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта приобретает в настоящее время особое значение. Не секрет, что большинство выпускников школ-интернатов, детских домов не мог...
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕЙ ТРУДОВОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Проблема развития социально-трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта приобретает в настоящее время особое значение. Не секрет, что большинство выпускников школ-интернатов, детских домов не мог...
- Мне нравится (3)