«Формирование финансовой грамотности у обучающихся сельских школ: проблемы и пути решения»
статья
«Формирование финансовой грамотности у обучающихся сельских школ: проблемы и пути решения»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование финансовой грамотности у обучающихся сельских школ: проблемы и пути решения»
Фатихова Дина Ильгизовна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Гимназия» п.г.т. Богатые Сабы
Сабинского муниципального района
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. Поскольку финансовая грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга, но и для развития российского общества и экономики в целом. Она так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение писать и считать.
Новинки и новшества финансового рынка наиболее активно используются жителями крупных городов, нежели жителями сельской местности. Педагог, преподаватель, учитель, в особенности сельский, как традиционный носитель знаний и высоких норм социального поведения занимает особенное место в формировании финансовой грамотности.
В Сабинской гимназии проблема формирования финансовой грамотности решается через создание образовательной среды.
- в урочной деятельности - на основе внедрения учебных и методических материалов по формированию финансовой грамотности в рамках таких предметов как обществознание, математика в 5-9 классах, углубленный курс экономики в 10-11 классах.
- во внеурочной деятельности – внедрение программ внеурочной деятельности в 6 классе «Основы финансовой грамотности» в количестве 1 часа.
- во внеклассной деятельности – встречи со страховыми агентами, банковскими сотрудниками, предпринимателями.
То есть, работа в данном направлении ведется комплексно, непрерывно. Для себя я выделяю несколько аспектов:
- Практическая работа
Моя задача – как можно лучше подготовить учеников к самостоятельной жизни, в том числе к жизни в большом городе. Лучшее обучение – это практика. На уроках и внеурочных занятиях мы с ребятами учимся решать бытовые задачи. Например, в течение двух месяцев осенью и двух месяцев весной ученики самостоятельно оплачивали коммунальные услуги своей семьи: самостоятельно снимали показания счетчиков, работали с квитанциями, узнавали меняющиеся тарифы за электроэнергию, воду и т.д. Каждый ученик завел папку, в котором вел учет коммунальных расходов. Результатом данной практической работы стало то, что дети получили важные бытовые навыки, некоторые родители полностью доверили оплату коммунальных услуг ребятам.
- Симуляция финансово-экономической ситуации
Так как инфраструктура нашего поселка только находится на этапе развития, у нас не было возможности реальной практики осуществления некоторых финансовых операций, например, онлайн заказы на Озоне, снятие денег с помощью сложного банкомата и т.д. Эту проблему нам помогли решить симуляторы. Есть отличные сайты, воспроизводящие реальные ситуации, которые нужно правильно пройти. Например, сайт ВЛФИНИК. Ставится финансовая задача, ученик решает ее, попутно знакомясь с теорией. На этом симуляторе ребята научились вводить данные банковской карты, считать размеры налогов, выбирать выгодный тариф для телефона и т.д. Задания для разновозрастных детей: 7+, 11+, 14+.
Для обучения контролю над доходами и расходами мы установили на телефоны приложение «Мой бюджет: контроль денег». Ребята втянулись в этот процесс, многие уже несколько лет пользуются приложением, особенно старшеклассники.
- Игры, мультфильмы
Кроме традиционных игр в классе во время урока, мы играем онлайн. Рекомендую интересные игры для младших школьников - «Три кота: финансы для детей», для старших – «Монополист», «Landlord GO». В этих играх есть уровни, дети с азартом проходят один уровень за другим, соревнуясь в рейтинге.
Я часто начинаю урок с просмотра мультфильма, это заинтересовывает учеников любого возраста, даже старшеклассников. Темы финансовой грамотности раскрываются в сериях таких мультфильмов как «Смешарики 2D: азбука финансовой грамотности», «Уроки тетушки Совы. Азбука денег или как помочь ребенку вырасти богатым», «Фиксики», «Богатый бобренок», «Секретный клуб миллионеров». Дети сами не замечают, как учатся, основам финансовой грамотности.
- Теоретические основы финансовой грамотности
В изучении теории нам очень помогают «Онлайн уроки финансовой грамотности» от Банка России и хорошие материалы анимированных презентаций для уроков в 5-7 классах сайта моифинансы.ру.
- Проектная работа
В рамках индивидуальных проектов уровней основного и среднего образования ученики старших классов разрабатывают уникальные бизнес-проекты, которые можно реализовать именно в нашем Сабинском районе – это одно из условий. Так как в нашем небольшом поселке предпринимательство только набирает обороты, есть возможность занять определенную нишу. Так в течение последних 2-х лет были разработаны глубоко продуманные проекты частного стоматологического кабинета, игрового центра для детей и кинопроката. Это были практически реальные бизнес-проекты, в которых просчитаны возможные финансовые риски и прибыль.
Таким образом, проблема отсутствия в селе доступа к некоторым финансовым инструментам решается при помощи симуляции финансово-экономических ситуаций, применения цифровых образовательных технологий. Благодаря им учитель может компенсировать разницу возможностей между учащимися городских и сельских школ. Считаю, что результативность данного комплекса мер выражается не только количеством и наличием призовых мест в мероприятиях, олимпиадах, но и в том, что выпускники Сабинской гимназии будут подготовлены к самостоятельной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотизм и гражданственность в современной школе: проблемы и пути решения.
Школа всегда уделяла огромное внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Но последние 10 лет демократии несколько осложнили задачу педагогов. В чем причины такого положения дел? Како...
Формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся сельской школы через организацию летней трудовой практики в условиях модернизации образования
Основная цель работы: формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся через организацию летней трудовой практики. Задачи:- изучить и разработать нормативно-правовую базу по ор...
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛИЦЕЯ № 6 Г. НЕВИННОМЫССКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДРУГИХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Экономическое образование является одним из важнейших факторов успешной социализации обучающихся....
Проектная деятельность в старшей школе. Проблемы и пути решения. Этапы работы над проектом.
В данной статье представлен материал по работе с проектами в старшей школе. Актуальность данной темы связана с введением индивидуальных проектов в 10, 11 классах в связи с переходом на ФГОС СОО. Данна...
"Взаимодействие семьи и школы: проблемы и пути решения"
Доклад на педсовет...
Формирование функциональной грамотности у обучающихся основной школы
В работе рассматриваются вопросы, связанные с формированием функциональной грамотности учащихся основной школы, и пути решения возникающих проблем при изучении данной темы....
Формирование финансовой грамотности у обучающихся основной и старшей школы: основные приемы и методы учителя истории и обществознания.
Материал содержит информацию для учителя о формировании финансовой грамотности у обучающихся, о методах, приемах , существующих ресурсах которые могут помочь в деятельности учителя....