Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности
методическая разработка (7 класс) по теме
Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.proekt.rar | 37.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА.
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
В концепции модернизации российского образования сказано:
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Сегодня, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стране стало все более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне.
В июле 2005 года правительством Российской Федерации утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 гг.», предусматривающая «неотложность решения острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы укрепления государства».
Современный образовательный процесс готовит обучающегося к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен многое сделать для своей страны.
При этом гражданский долг выступает как постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к социально значимым требованиям российского общества и государства, а патриотизм-это олицетворение любви к Отечеству, сопричастности к его истории и культуре, достижениям и проблемам.
Компетентностный подход усиливает практическую составляющую современного образовательного процесса. Развитие компетентности - процесс, который не заканчивается однажды по причине ее окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека. Компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям. Огромную роль в этом процессе играет история как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках истории, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного образовательного пространства знаний обучающихся. Именно на компетентностном, практикоориентированном, деятельностном подходах к преподаванию предмета «История Отечества» основана моя педагогическая деятельность.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
На изучение предмета учебным планом отводится 2 часа в неделю. В своей работе я столкнулась с рядом педагогических проблем, среди которых:
Первая проблема - специфика социума школы. Обучающиеся нашей школы - это, умственно отсталые дети, чаще всего из неблагополучных семей, неполных семей, семей среднего и ниже среднего достатка. У подавляющего большинства учащихся нет возможности иметь свой компьютер, свою небольшую домашнюю библиотеку и, конечно, нет свободного доступа к сети Интернет.
В связи с особенностями контингента обучающихся возникает потребность осуществления школой в целом, и мною, как учителя- предметника, в частности, компенсаторных функций семьи, в первую очередь, в сфере создания условий для получения качественного образования, соответствующего современным требованиям открытого образовательного пространства, где ценятся не столько сами знания, как умения их применять.
Специфические условия влекут за собой необходимость организовать образовательный процесс таким образом, чтобы выпускник школы был
компетентен не столько в области знания основ предмета, сколько был вооружен комплексом умений и навыков, которые помогут ему в его дальнейшей жизни.
Другими словами, за 2 часа учебного времени, определенного учебным планом на изучение предмета «История Отечества», мне необходимо решить триединую задачу - дать ученику знания, вооружить его умениями и научить действовать в разнообразных жизненных ситуациях.
Вторая проблема - духовный вакуум общества, который стал заполняться чуждыми российскому менталитету ценностями.
Под лозунгом беспристрастности исторические исследования стали ориентировать молодое поколение на ценности и идеалы Запада, умаляя самобытность российской истории, героизм и самоотверженность наших предков.
Третья проблема заключается в том, что ни в одном из современных учебников по истории не указаны праздники России – государственные и воинской славы. Такие праздники во многих странах являются святыми днями, вокруг которых ведется мощная патриотическая работа в школах.
Считаю, что историческое наследие страны – это достояние всех, следовательно, задача каждого – заботиться о его сохранении.
Поэтому, организованная проектная деятельность школьников, призвана способствовать формированию патриотической компетенции на уроках истории России. Результатом освоения школьниками навыков проектной деятельности становится развитие у выпускников школы активной нравственной и жизненной позиции. Они могут оценивать события отечественной истории на основе личностной ценностной ориентации.
Мой педагогический опыт подсказывает, что решить обозначенные проблемы невозможно, изучая лишь теоретический материал, не подкрепляя его практической деятельностью.
Таким образом, проблема формирования патриотической компетенции современного школьника предполагает создание основ для становления социальной компетентности российского гражданина, включая такие основополагающие черты личности, как чувство сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее, демократизма, общенационального достоинства и патриотизма. Соединение теоретических знаний, практических навыков и умений с формированием активной жизненной позиции, помогает адаптации школьников к жизни в меняющемся обществе.
Разработка профессионального педагогического проекта даст мне возможность решить выявленные проблемы, т.е. создать комплекс современных условий для формирования патриотической компетенции через развитие умений и навыков создания ученических проектов.
Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции. Проект требует минимальных ресурсов, дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности обучающихся с разным уровнем подготовки, является одним из средств образовательно – воспитательной деятельности школы. Кроме того, проект повторяем, он может быть реализован в любом образовательном учреждении, где имеется потенциал для создания социально значимых патриотических проектов.
Основными путями решения профессиональных проблем должно стать:
1. Создание условий для формирования у обучающихся патриотической компетенции, что находит свое выражение в
а) формировании патриотических и гражданских чувств у обучающихся через изучение героических страниц истории Отечества;
б) изучении истории страны через историю своей семьи;
в) изучении истории родного края через уроки истории по курсу «История и культура родного края»;
г) наполнении задач по предмету «История» патриотическим содержанием.
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа, которую я использую в своей деятельности, составлена Воронковой В.В. для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, соответствует возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям, обеспечивает преемственность содержания, раскрывает межпредметные связи.
Для развития практических навыков учащихся на базе кабинета может быть организована работа клуба «Юный патриот». В рамках работы клуба будут организовываться акции, посвященные дням воинской славы (Приложение 1).
В рамках внеурочной деятельности можно организовать лекторий на различный контингент учеников на тему «Символы России», что обеспечит компетентностный подход к содержанию образования и решит проблемы гражданственно – патриотического образования и воспитания (Приложение 2).
Изучение курса «История и культура родного края» с опорой на достижения краеведения помогает ученикам лучше постигать родную историю, воспитывать уважение к прошлому, патриотизм.
Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной деятельности разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников.
Использование краеведческого материала в процессе обучения способствует обострению внимания учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, умений, навыков практического применения полученных знаний. Краеведение помогает учащимся осмыслить процесс исторического развития, а в результате – понять проблемы современности, выработать собственную гражданскую позицию.
Бесспорен воспитательный потенциал изучения событий Великой Отечественной войны и связи с историей родного края. Дети с удовольствием слушают рассказы ветеранов войны, свидетелей исторических событий. Велико эмоциональное воздействие таких встреч на ребят. Слушая рассказы очевидцев событий Отечественной войны – людей, которые на своих плечах вынесли все тяготы той поры и которые теперь являются связующей нитью между прошлыми поколениями и нынешними, между событиями, оказавшими огромное влияние на весь исторический процесс, и нашим временем, дети как бы прикасаются к истории, становятся ее частью. Они понимают ценность общения с ветеранами войны, ведь их с каждым годом становится все меньше и меньше, а знания и опыт, получаемый ребятами от таких встреч поистине исторических личностей велик. При изучении материала по истории родного края создаю такие условия, при которых возникает активная познавательная (оценочная ,эмоциональная) деятельность учащихся. А это возможно при соблюдении следующих требований:
1. Отбор личностно значимых для учащихся объектов, позволяющих раскрыть многогранность наследия на доступном для учащихся уровне.
2. Подбор содержания темы урока с учетом специфики структуры знаний: увидел объект - «приобрел» знания о нем (или из него), актуализировал повседневные знания о нем - оценил объект - применил знания в другой ситуации (в творческих заданиях).
3. Применение освоенных знаний как в рамках учебного курса истории Отечества, так и во внеклассной деятельности.
4. Сочетание аудиторных и внеаудиторных занятий. Смысл изучения истории края в том, чтобы ученик умел смотреть и видеть: извлекать из объекта информацию, оценивать его.
Общим для всех разработок являются практическая направленность и социальная полезность деятельности участников проекта.
Проектную деятельность организую на трех уровнях:
- объяснение учителем технологии подготовки ученического проекта (знание);
- выполнение учащимися проекта под руководством учителя (умение);
- самостоятельное выполнение и публичное представление учащимися учебного исследовательского проекта (действие).
В числе проектов, над которыми работали учащиеся, можно назвать:
- «Портретная галерея русских императоров»;
- «Я - гражданин России»;
- «Достопримечательности Сызрани»;
- «Песни в военных шинелях»;
- «Письмо неизвестному солдату» и т.д.
Цель и задачи проекта
Стратегической целью проекта является развитие осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах лучших сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримости к недоброжелателям России посредством организацию проектной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время, а именно через активизацию:
- формирования понимания Родины на различных этапах развития России;
- формирования ценностных ориентиров, составляющих основу патриотического воспитания: чувства долга и ответственности за свою жизнь, жизнь близких, судьбу страны;
- формирование умений навыков работы с различными источниками исторической информации;
- формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
- формирование специальных и исследовательских умений и навыков;
- использование полученных знаний, умений и навыков при участии в гражданских акциях и инициативах, в ученическом самоуправлении;
- воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;
- приобретение опыта проектной деятельности.
Задачи проекта заключаются в следующем:
1. Усилить практикоориентированную содержательную линию курса истории для 7 – 9 классов приемами и методами, развивающими умение разрабатывать, продвигать и публично представлять учебный проект – умение действовать, применять полученные знания в практических ситуациях, создавать авторские творческие продукты.
2. Разработать механизм развития у обучающихся навыков проектной деятельности.
3. Вовлечь максимальное количество обучающихся в различные активные формы изучения предмета, поддерживающие развитие патриотической компетенции, в том числе и в проектную деятельность.
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Основой формирования патриотической компетенции является урок. Для этого определяю основные виды деятельности, направленные на формирование специальных проектных умений:
- Мыслительные: выдвижение идеи, пути в деятельности, планирование своей деятельности.
- Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности.
- Коммуникативные: слушание и понимание других, выражение себя, взаимодействие внутри группы.
- Поисковые: нахождение информации в справочниках.
- Информационные: выделение главного, прием и передача информации.
Благодатным материалом для формирования патриотической компетенции служат военные темы, например, Отечественная война 1812 года, Крымская война, Русско- турецкие войны в 8 классах, а в 9 классах – это Великая Отечественная война.
1.На уроке «Начало Отечественной войны 1812 г.» подчеркиваю, что с самого начала война приобрела справедливый, освободительный характер. Убедительно звучат здесь слова одного из первых летописцев этих событий, будущего декабриста Ф.Глинки: «…наступают времена Минина и Пожарского!.. Везде гремит оружие, везде движутся люди! Дух народный после двухсотлетнего сна пробуждается, чуя грозу военную».
Показываю мужество армий, шедших на соединение Смоленску и героически защищавших города с ополченцами. Включаю в рассказ слова генерала Н.П.Раевского, который, с двумя своими юными сыновьями став впереди солдат, воскликнул: « Вперед, ребята, за веру и Отечество. Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь ». Учащимся предлагаю называть нравственные черты, характеризующие этот подвиг.
В Смоленске среди других памятников есть памятник русскому генералу Антону Скалону. На нем, кроме даты гибели ,высечены слова: «…похоронен в присутствии Наполеона со всеми воинскими почестями». Он возглавил контратаку русской кавалерии и был сражен наповал картечью. Тело попало в руки врагов, и Наполеон, видевший беспримерное мужество героя, поставил его в пример своим солдатам.
*Домашнее задание включает в себя создание проекта: «Полководец М.И.Кутузов – гений Отечественной войны 1812 года.
2. Урок «Завершение Отечественной войны 1812 года» начинаю с рассказа о подготовке к контрнаступлению. Рассказываю об огромном значении марш – маневра из лагеря у села Тарутино, прикрывшего южные регионы страны и оставившего врагу лишь разоренную Смоленскую дорогу, привожу слова М. И. Кутузова: «Отныне имя его должно сиять в наших летописях наряду с Полтавой, и река Березина будет для нас так же знаменита, как и Непрядва, на берегах которой погибли бесчисленные ополчения Мамая». Предлагаю обучающимся порассуждать над этими словами и представить проект: «Биография М.И. Кутузова».
В итоге обучающиеся знают как выполнять структуру проекта, умеют анализировать ситуации, общественные явления с точки зрения патриотической компетенции, работают в группах :
- сотрудничают,
- помогают,
- договариваются друг с другом,
- ведут дискуссии,
- публично выступают,
- слушают,
- организуют совместную деятельность,
- оформляют результаты работы,
- анализируют полученные результаты,
- делают правильные и обоснованные выводы,
- защищают исследовательские работы перед аудиторией.
Этапы подготовки учебного проекта
№ п/п | Стадия работы над проектом | Содержание работы на этой стадии | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Подготовка | Определение темы и целей проекта | Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке целей. |
2 | Планирование | Определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, определение способа предоставления результатов (формы отчета), установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение задач (обязанностей0 между членами команды – в случае коллективной работы | Устанавливают план действий, формируют задачи | Предлагает идеи, высказывает предположения |
3 | Исследование | Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. | Выполняют исследование, решая промежуточные задачи | Наблюдает, советует, косвенно руководит |
4 | Результаты и (или) выводу | Анализ информации, формулирование выводов | Анализируют информацию | Наблюдает, советует |
5 | Представление или отчет | Возможные формы представления результатов (отчета): устный отчет, демонстрация материалов, письменный отчет | Отчитываются, обсуждают | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника |
6 | Оценка результатов и процесса | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок | Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета. |
Каждый проект подлежит оцениванию, исходя из следующих критериев:
1. Соответствие целевой установки проекта требованиям.
2. Использование разнообразных средств реализации проекта и видов деятельности.
3. Открытый и диалоговый характер защиты проекта.
Градация критериев оценки варьируется с учетом возраста обучающихся, формы проекта, степени участия педагога.
Критерии оценивания проектов.
Критерий | 5 (отл.) | 4 (хор.) | 3 (уд.) | 2 (неуд.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение). | Удачное использование правильной структуры ответа; определение темы, ораторское искусство | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы, в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построены предложения, повторы слов. | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачно определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи | Неумение сформулировать вводную часть и выводы, не может определить даже с помощью учителя; рассказ распадается на фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильные; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделается, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство ключевых факторов отсутствует, выводы не делаются. Факты не соответствуют рассматриваемой проблемы, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое положение подкрепление не всегда соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия. |
4.Научная корректность (точность использования фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные, факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах, детали не всегда анализируются ; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5. Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются; правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие опускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определения понятий, не могут описать или не понимают собственного описания |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Реализация проекта позволит осуществить инновационные подходы к содержанию и организации образовательного процесса, то есть:
Задачи проекта | Результаты проекта |
1. Обеспечить материально – технические, учебно – методические, организационные, информационные условия, соответствующие требованиям, предъявляемым к организации современного образовательного процесса по предмету «История Отечества» в части формирования патриотической компетенции обучающихся. | Создание современных материально – технических, информационных, дидактических, научно – методических ресурсов для организации компетентностного подхода к преподаванию предмета «История Отечества» в части формирования патриотической компетенции обучающихся через проектную деятельность школьников. |
2.Осуществлять компетентностный, деятельностный, практикоориентированный подход к образовательному процессу. | Образовательный процессдолжен быть основан на системном применении активного метода обучения – создания, представления и реализации ученических проектов – индивидуальных, групповых, коллективных |
3. Совершенствовать систему мониторинга индивидуальных образовательных результатов обучающихся, развития навыков проектной деятельности. | Разработать алгоритмы создания и критерии оценки индивидуальных, групповых, парных проектов. |
4. Научить обучающихся применять полученные знания на практике, публично представлять продукты своего труда. | Добиться, чтобы не менее 50% обучающихся 7 – 9 классов овладели умениями, навыками, алгоритмом действий разработки, публичного представления и реализации ученических проектов: альманахов, мини-проектов, устных журналов. |
5. Расширять возможности успешной подготовки выпускников к сознательному выбору жизненного профессионального пути. | Готовность обучающихся к созидательной деятельности, направленной на собственное благополучие и процветание Отечества, понимание неразрывной связи между ними, выраженное в активной жизненной позиции, которая измеряется участием обучающихся в социально значимых проектах и составляет в 7 – 9 классах не менее 50 % от контингента обучающихся. |
Приложения к проекту
Приложение 1.
Проект «Дни воинской славы» (фрагмент).
Примечание: Дни воинской славы (победные дни) России – дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков.
Закон «О днях воинской славы (победных днях) России» принят Государственной Думой 10 февраля 1995 года.
К сожалению, в современных учебниках не указываются эти дни и обучающиеся не владеют информацией.
5 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.).
21 сентября – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.).
4 ноября – День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г).
10 июля – День победы русской армии под командованием Петра 1 над шведами в Полтавском сражении (1709 г.).
9 августа – День первой в истории Русской морской победы русского флота под командованием Петра 1 над шведами у мыса Гангут (1714 г.).
24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 г.).
11 сентября – День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендер (1790 г.).
8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1918 г.).
1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.).
23 февраля - День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 г.).
5 декабря – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 г.).
2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.).
23 августа – день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве.
27 января – День снятия блокады города Ленинграда (1944 г.).
9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов (1945 г.).
Примерная тематика проектов при развитии патриотической компетенции на основе праздничных дней России
Праздничные дни России – дни, отражающие наиболее важные вехи российской истории и мировой цивилизации.
Праздничные дни России | Примерная тематика мини проектов |
1 и 2 января
| 1. Новый год – новый праздник Российской империи. |
7 января
| 1. Как отмечают Рождество в католических странах. |
23февраля
8 марта
| 1. Как образовалась Красная Армия? |
1 мая
| 1. Как праздновали этот день в начале 20 века. |
9 мая
| 1. Поклонимся великим тем годам! |
12 июня
| 1.Почему распался Советский Союз? |
4 ноября
| 1. К. Минин и Д. Пожарский – герои России. |
Приложение 2.
Лекторий
СИМВОЛЫ РОССИИ
Курс лекций «Символы Росси» направлен на реализацию личностно – ориентированного учебного процесса, чтобы ученик смог оценить свой потенциал и познакомиться с важнейшими государственными символами – гербом, флагом, гимном нашей страны, что является важной частью общей системы гражданско – патриотического образования и воспитания учащихся.
Государственная символика является частью истории и культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности обучающегося. Лекторий строится на принципах наглядности, системности и последовательности обучения, единства теории и практики.
Цель:
- формирование гражданственно – патриотической компетенции обучающихся через изучение государственной и региональной символики.
Задачи:
- создать общее представления о государственной символике;
- изучить понятийный аппарат по указанной проблематике;
- воспитывать уважительное отношение школьников к государственным символам России, ее многовековой истории, привитие им чувства гордости за Отечество;
- формировать патриотическую компетенцию и активную жизненную позицию.
Виды и формы проведения занятий:
- внеурочные (посещение выставок);
- урочные (лекции с моделированием учебных ситуаций, круглые столы, семинары, мини-конференции);
- практикум по разработке проектов и мини-проектов.
Тематическое планирование.
Введение. Понятийный аппарат | |
Раздел 1. Государственный герб РФ | |
Раздел 2. Государственный флаг РФ. | |
Раздел 3. Государственный гимн РФ. |
Литература к курсу:
1. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2006.Ч. 1. Гл. 3. Ст.70
2. Артамонов В.А., Соболева Н.А. Символы России. Очерки государственной символики России. М., 2006 год.
3. Вилинбахов Г.В. Родословная российского герба // Родина. 1993. №1
4. Вилинбахов Г. В. Герб России // Родина. 1998. №2
5. Герб и флаг России 10 – 20 в.// Авт. кол. Артамонов В. А., Вилинбахов Г.В., Фаизов С. Ф., Хорошкевич А.Л. М., 1997.
6. Хорошкевич А. Л. Символы русской государственности. М., 1993.
7. Поцелуев В. А. Гербы Союза ССР: из истории разработки. М., 1987.
8. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн. М., 2002.
Приложение 3.
Тест по курсу «История Отечества».
ВАРИАНТ 1
Какое из названных имен связано с периодом монгольского нашествия на Русь?
1) Юрий Всеволодович
2) Владимир Мономах
3) Иван Данилович Калита
4) Юрий Шемяка
В каком году произошло восстание декабристов?
1) 1822г.
2) 1825г.
3) 1855г.
4) 1861г.
В каком году началась Первая мировая война?
1) 1907г.
2) 1913г.
3) 1914г.
4) 1917г.
Расположите в хронологической последовательности следующие события:
А) воссоединение Украины с Россией
Б) присоединение Крыма к России
В) присоединение территории Сибирского ханства
Г) включение земель вятичей в состав Древнерусского государства
В каком веке в Российском государстве наступило Смутное время?
1) 13 в.
2) 15 в.
3) 17 в.
4) 18 в.
Какое из названных имен связано с событиями Крымской войны?
1) М. Скобелев
2) В. Корнилов
3) М. Кутузов
4) С. Витте
В каком веке состоялось монгольское нашествие на Русь?
1) 10 в.
2) 11 в.
3) 13 в.
4) 14 в.
Расположите в хронологической последовательности следующие события.
А) изгнание поляков из Москвы
Б) Полтавское сражение
В) Куликовская битва
Г) Гангутское сражение
Что из названного относилось к внутренней политике Ярослава Мудрого? Укажите два верных положения из четырех предположенных.
А) разгром печенегов
Б) введение Юрьева дня
В) создание писаного свода законов
Г) подавление восстания древлян
Используемая литература
- Актуальные проблемы психологии и педагогики в условиях глобализации социума. Материалы международной научно-практической конференции (28-29 июня 2012 г. Харьков, Украина). – Х.: ИФИ, 2012. – 196 с.
- Нагорнова А.Ю. (ред.) Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Часть 1Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 20-21 апреля 2012 г. - ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова. - Ульяновск : УлГУ, 2012. - 606 с.
- Патриотическое воспитание детей и молодежи. Вторая Всероссийская педагогическая конференция. (декабрь 2011 г. – февраль 2012 г.) Казань. Издательство Центр гражданско-правового образования "Восхождение". 2012. – 125 с.
- Симонова А.А., Хайдукова М.В. (ред.) Компетентностный подход в образовании: достижения, проблемы и опыт образовательной практики Екатеринбурга. Материалы XII городских педагогических чтений. - Екатеринбyp: МУ ИМЦ "Екатерин6ургский Дом Учителя", 2006.
- Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. Пособие для учителей и студентов вузов. - М.: Владос, 2007. - 80 с.
- Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности. Первая Всероссийская педагогическая конференция. (октябрь – ноябрь 2011 г.). Казань. Издательство Центр гражданско-правового образования "Восхождение". 2011. – 93 с.
- Шамова Т.И. (ред.) Повышение профессиональной компетентности работников образования: актуальные проблемы и перспективные решения Сборник статей Вторых педагогических чтений научной школы управления образованием (25 января 2010 г.). - М., МПГУ. 2010. - 408 с.
Тезуарус
Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.
Компетентный - обладающий основательными знаниями, хорошо осведомленный в какой-либо области; сведущий основанный на знании дела, опыте обладающий компетенцией; правомочный
Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм организации исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности
В статье рассказывается о личном опыте работы автора по организации исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности, начиная с работы с памятками, иллюстрация...
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИХ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, о...
Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".
Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...
Формирование готовности личности к саморазвитию через исследовательскую и проектную деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности
Методический семинар (областной конкурс «Учитель города Мурманска-2019»)...
Педагогический проект "Организация проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности, как единый процесс самореализации и социализации личности"
Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...
Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся
Статья "Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся"...
Формирование универсальных учебных действий через организацию проектной деятельности на уроках английского языка.
С психологической точки зрения в основе проектного обучения лежит принцип «эго-фактора», который предполагает такой подход к обучающимся, который может быть соотнесен с р...