Программа дополнительного образования детей «Технология художественного вязания» 7 класс
материал по технологии (7 класс) на тему

Шишкина Ирина Аркадьевна

Данная образовательная программа даёт возможность восполнить пробелы художественно – эстетического образования обучающихся, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы крючком. Способствует лучшему восприятию произведений, изделий декоративно – прикладного искусства, повышению общего уровня нравственно – эстетической культуры личности. Данная программа рассматривает практически все виды вязания крючком - филейное вязание, ажурное вязание, вязание ирландского кружева, тамбурное вязание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Затонская средняя образовательная школа.» муниципального образования  

 п.г.т. Куйбышевский Затон  Камско – Устьинского  муниципального  района

 Республики  Татарстан.

                                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Затонская

средняя школа

___________ А.И. Сорокин

___2013_г.

Программа

дополнительного образования детей

«Технология художественного вязания»

возраст обучающихся 13—15 лет,

срок реализации — 1 год

объем учебного времени: 68 часов

Направленность программы:    художественно-эстетическая
Вид образовательной деятельности:  декоративно-прикладное творчество
Программа авторская

Автор-составитель:

Шишкина Ирина Аркадьевна,

учитель технологии

 высш. кв .категории;

2013

Программа

дополнительного образования детей

«Технология художественного вязания  крючком»

Истоки способностей

и дарования детей –

на кончиках их пальцев…

                        В.А.Сухомлинский.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ручное вязание одно из самых распространённых видов декоративного искусства. С каждым годом всё больше и больше людей занимаются вязанием на спицах и крючком. Ведь вязание — это не просто изготовление трикотажа, это приятный досуг, уют, тепло и красота. Ручное вязание известно очень давно. Пройдя через века, оно стало одним из самых любимых занятий рукодельниц всего мира. Испокон века людей привлекает желание иметь оригинальную, эксклюзивную одежду, украсить своё жильё, одарить близких и себя тёплыми носками, варежками, шарфами, кофтами, блузами, изготовленными по индивидуальному эскизу с воплощением собственных творческих идей, своего таланта души…

Крючок и спицы способны поистине творить чудеса, превращая старые вещи в новые или обновляя изделие, делать их более модными. Ручному вязанию, как и всякому ремеслу нужно учиться. Необходимо учиться способам владения орудиями труда: веретеном, прялкой, спицами, крючком, овладевать технологиями вязания, плетения и т. д. для того чтобы своими руками создавать желаемую вещь. Это может быть декоративная вещь, предмет обихода, одежда. Ручное вязание — это целая наука народного мастерства.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений человека (ребёнка) с культурными ценностями, осознанием их приоритетности.

        Занятия вязанием благотворно влияют на развитие детской фантазии,  пробуждают заложенное в человеке от природы чувство прекрасного, развивают творческие способности. Умение изготовить своими руками модную и красивую вещь помогает детям самоутвердиться в глазах сверстников, что особенно важно в период нравственного становления личности подростка сначала в детском объединении, а затем и в окружающем мире.

        Весь внутренний мир человека проявляется в деятельности и общении. Ни для кого не секрет, что у детей в повседневном общении случаются недоразумения, ссоры,  конфликты, как со сверстниками, так и со взрослыми. Именно в общении ребенок взрослеет, формируется его характер в лучшую или худшую сторону.

        На занятиях воспитанники не только достигают высоких результатов в вязании, но и учатся общению, учатся развивать в себе положительные черты и искоренять отрицательные, давать нравственную оценку своим поступкам, стремятся к достижению нравственного совершенства, т.е. работают над собой.

        Работа в объединении декоративно-прикладного направления представляет большие возможности для  профессиональной ориентации воспитанников, где они получают не только первые навыки мастерства, но и первое представление об истинной красоте народного искусства, неутомительном труде и талантливости русского народа. Обществу нужны люди таких профессий, как художники и мастера в трикотажном производстве, по кружевоплетению, мастера ручного художественного вязания, художники-дизайнеры, модельеры.

Отличительные особенности программы.

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения  культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискажённом виде характер духовно-художественного постижения мира.

В последнее время женское рукоделие вновь обрело былой престиж. Всё большее число женщин берётся за иголки, спицы  крючок.Рукоделие оказывается идеальным противовесом столь изнуряющей нас повседневной жизни. Оно призывает к индивидуальному творчеству, обогащает наш  внутренний мир, извлекает на свет природные таланты, которые упорно загоняет внутрь нас сверхтехнологичный век.

Рукоделие – гораздо больше, чем просто времяпровождение, оно становиться терапией. Ничто не даёт лучшей психологической разрядки, чем сосредоточение на творческой работе. Ничто не дарит такого чувства удовлетворения как сотворение самобытной вещи своими руками.

         Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные и трудоёмкие приёмы вязания и различные техники выполнения изделия, но и пробудить творческую деятельность, направленную на постановку  и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

       Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребёнка, развития познавательной активности и творческой самореализации воспитанника. Программа знакомит детей с особенностями декоративно-прикладного искусства разных народов, национально-культурными ценностями , способствует адаптации воспитанников к нестабильным социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире.        

      Программа предусматривает преемственное развитие знаний и умений, полученных на занятиях технологии в школе. Занятия   организуются  в целях углубления знаний учащихся в разделе рукоделие в учебном предмете “Технология”.

Традиционный школьный курс «Технология» не позволяет обучающимся достаточно в полной мере освоить и изучить основы вязания крючком . Данная образовательная программа даёт возможность восполнить пробелы художественно – эстетического образования обучающихся, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы крючком. Способствует лучшему восприятию произведений, изделий декоративно – прикладного искусства, повышению общего уровня нравственно – эстетической культуры личности. Данная программа рассматривает  практически   все   виды  вязания крючком - филейное вязание, ажурное вязание, вязание ирландского  кружева, тамбурное вязание. Из которых можно создать различные изделия: салфетки, панно, прихватки, создать узоры для наволочек, манишек, кофточек, платьев, жилетов, пальто.

Направленность программы:    художественно-эстетическая
Вид образовательной деятельности:  
декоративно-прикладное творчество
Программа
авторская
Авторство:  
Шишкина И А
Программу реализуется:  с 2008 года
Возраст детей
от 8 до 17 лет
Срок реализации программы (в годах):
1 года

Объем учебного времени: 68 часов

Цель программы – формирование и развитие творческих способностей воспитанников посредством приобретения ими специальных знаний и умений по вязанию  крючком;

  • - приобщение учащихся к художественному вязанию;
  • - формирование эстетического вкуса;
  • - знакомство с различными видами вязания, техникой выполнения отдельных изделий;
  • - подготовка учащихся к семейной жизни.

Задачи программы

Обучающие:

  • познакомить с историей художественного вязания и традициями русского узорного вязания;
  • раскрыть значимость народного искусства в сфере современного декоративно-прикладного искусства;
  • познакомить обучающихся с законами цветоведения и колористики;
  • изучить основные принципы построения декоративной композиции, выбирать рисунок, делать эскизы;
  • научить правильно, обращаться с инструментами в соответствии с правилами техники безопасности;
  • сформировать систему знаний, умений, навыков по вязанию крючком;
  • освоение техническими и специальными знаниями при изготовлении изделий крючком;
  • способствовать овладению  техникой вязания крючком  ирландского кружева, филейного вязания, ажурного вязания, тамбурного вязания;
  • овладение  общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектной деятельности;
  • овладение  навыкам безопасности труда.

Развивающие: 

  • развивать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству;
  • развивать творческие способности и стремление обучающихся к творческому познанию и самовыражению;
  • развивать у обучающихся художественный образ мышления, в том числе внимания, памяти, фантазии, воображения;
  • содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию её духовно-нравственных качеств;
  • развивать познавательный интерес, интеллектуальные, творческие способности
  • способствовать формированию у обучающихся интереса к исследовательской деятельности;
  • способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности;
  • развивать коммуникативные качества, обеспечивающие совместную деятельность в группе.
  • развить моторику рук;

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к культурному наследию своего народа;
  • привитие интереса и любви к художественному вязанию, как виду художественного творчества;
  • воспитывать терпение, волю, трудолюбие, целеустремленность в достижении цели, предприимчивость.;
  • воспитывать стремление к самостоятельному творчеству;
  • сформировать умение работать в коллективе;
  • приучать к аккуратности в работе;
  • сформировать умение общаться со сверстниками;

Содержание программы соответствует двум уровням сложности.

Базовый уровень

Знать 

  • - историю возникновения вязания крючком и его видов;
  • - виды материалов и инструментов, используемых в вязании  кружева;
  • правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами;
  • - свойства пряжи из натуральных и химических волокон;
  • - правила подбора спиц в соответствии с пряжей;
  • - условные обозначения, используемые в схемах вязания;
  • - правила определения плотности вязания и расчета петель;
  • - способы набора начального ряда и закрытия петель;
  • - приемы провязывания основных видов петель различными способами;
  •  основные виды и типы орнаментов;

Уметь 

  • -      готовить материалы к работе;
  • - подбирать крючки в соответствии с качеством и толщиной пряжи, видом узора;
  • -   набирать петли начального ряда и закрывать петли последнего ряда;
  • - вывязывать основные виды петель различными способами;
  • -   подбирать нити по цвету;
  • -   вязать крючком - круг, квадрат, зиг-заг, спираль;
  • - читать схемы кружева;
  • - выполнять записи узоров вязания с помощью условных обозначений.
  • - оформить готовое вязаное изделие (кисти, помпоны, кайма и пр.);
  • - организовать и содержать в порядке свое рабочее место;

Повышенный уровень

Знать 

  •  основные художественные промыслы России (и особенно региона );
  • разновидности вязания крючком (ажурное,филейное,ирландское,тамбурное вязание)
  • цветовую композицию при выборе ниток;
  • основные приёмы декоративного офор-мления трикотажных изделий крючком;
  • орнамент народов России, основные символы и их обозначение;
  • основные правила вязания изделия по выкройке;
  • методику проектной деятельности. 

Уметь 

  • различать виды вязания крючком;
  • выполнять изучаемые виды вязания крючком;
  • выполнять, ажурные, ирландские кружева, филейную сетку, тамбурное полотно;
  • подбирать нити с учетом цветовой композиции;
  • вязать предметы одежды по выкройке;
    соединять детали изделия;
    полностью выполнять расчёт задуманного изделия согласно выбранному узору и пряже;
  • вывязывать сложные рельефные и орнаментальные узоры;
  • оценивать художественные изделия, выявлять особенности;
  • выполнять мини-проект.

Будут развиты:

  • — образное мышление при создании изделий;
  • — воображение, творческая активность, фантазия;
  • — свободное владение понятийным аппаратом (симметрия, гармония, колорит, контраст, ритм, символ, знак, стилизация);
  • — умение анализировать, давать оценку;
  • — самостоятельность в создании новых оригинальных изделий;

Будут обладать следующими качествами:

  • — самостоятельно мышление, умение отстаивать своё мнение;
  • — ответственное отношение к учению и общественно-полезному труду;
  • — владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми;
  • — потребность в самообразовании и дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;
  • — самокритичность в оценке своих творческих и профессиональных способностей;
  • — умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве;
  • — любовь и уважение к национальному искусству, бережное сохранение традиций своего народа.

Режим проведения занятий – традиционны(45)

Форма обучения: очная.

Режим занятий:  2 часа в неделю

Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, итоговая самостоятельная работа, тест, проектная  работа.

Типы занятий  - комбинированным, теоретическим, практическим,  тренировочным. 

Формы проведения занятий –

  • беседа;
  • практическая работа с постоянным, индивидуальным консультированием обучающихся;
  • выставка;
  • игра, викторина;
  • работа с журналами по рукоделию
  • наглядный показ.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

 Используемые методы обучения:

Словесные : устное изложение, беседа, обьяснение, анализ рисунка, схемы.

Наглядные : показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения, наблюдение, работа по образцу.

Практические:  тренировочные упражнения, лабораторные работы

     Для обучения изготовления  изделий крючком  на занятиях используются  методы обучения в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный ,  репродуктивный, частично-поисковый, метод проекта. А также такие методы обучения как экспериментирование, моделирование. Применение методов индивидуально-групповой работы, ориентированных на детей с разным темпом восприятия и скоростью выполнения учебно-творческих заданий.

    Приёмы и методы организации учебного процесса соответствуют возрастным особенностям обучающихся, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Эти методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству. Основным принципом организации содержания, учебного курса является принцип единства воспитания и обучения. Это означает, что воспитательная функция реализуется через такие формы сотрудничества в учебных видах деятельности, в которых ребёнок сохраняет себя как ценность.

                      Условия реализации программы.

Дидактические:

Материально-технические:

Помещение:

  • — учебный кабинет с достаточным освещением, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.

Материалы:

  • — нити  (льняные, хлопчатобумажные, «ирис»);
  • — пряжа.

Инструменты и приспособления:

  • — ножницы, сантиметровые ленты;
  • бисер, бусинки, пайетки;
  • — булавки, спицы, крючки разных размеров, иголки, шпульки, катушки;

   Дидактическое обеспечение курса: 

необходимость создания по каждой теме специальных заданий, дифференцирующих учебную работу по степени её сложности и доступности для обучающихся с различным уровнем практической обученности рукоделию.

  • -  образцы готовых изделий,
  • - образцы узоров и схемы к ним.
  • - журналы по рукоделию
  •  - иллюстративный материал по тематике занятий;
  • - словарь специальных терминов с пояснениями;
  •  - контрольные вопросы и задания;
  • - материалы тестирования; диагностические материалы;
  • - конспекты, описание занятий; электронные ресурсы
  • - технологические карты;

 Межпредметные связи.

Содержание курса разработано с учётом знаний, полученных обучающимися в школьном курсе изучения химии, математики,  биологии, истории, экологии, изобразительного искусства и включает в себя межпредметные связи по следующим темам:

  1. Состав и свойства нитей – с биологией, химией, физика.
  2. Гигиенические аспекты готового изделия – с экологией.
  3. Цветовой спектр. Зрительные иллюзии – с изобразительным искусством.
  4. Расчет количества петель, пряжи – математика.
  5. История моды и  возникновения вязания крючком- история.

    Формы выявления, фиксации и предъявления результатов:   

способы и формы выявления результатов:

беседа, опрос, наблюдение,   итоговое  занятие, Диагностика, Анализ выполнения программ, Анкетирование, анализ результатов участия детей в мероприятиях, анализ приобретенных навыков общения, самооценка учащихся ,взаимное обучение детей

способы  и формы  фиксации результатов:грамоты, готовые работы, журнал, оценки, анкеты, тестирование, протоколы диагностики, фото, отзывы (детей и родителей).

способы и формы  предъявления результатов: мини-выставки, участие в выставках различного уровня, оформление стенда готовых работ, контрольные работы, тесты, защита творческих работ.

                            Воспитательная работа и работа с родителями.

Цели воспитательной работы:

  • -создать условий для обогащения опытом общения    
  • -поддерживать творческое устремление и действия каждого ребёнка
  • -создавать условия для нравственного и эстетического самовыражения

Формы работы с родителями:

  • -встречи с родителями
  • -консультации
  • -приглашение на выставки
  • -участие родителей в организации и проведении выставок

                                      Учебно-тематический план.

№ п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

История  возникновения   вязания.

. Инструменты и материалы.

2

1

2.

Основные элементы техники вязания крючком

12

3

9

3.

Вязание  от  середины.

2

0.5

1.5

4.

Ажурное вязание. Его применения.

14

3

11

5.

Обвязывание  изделий  традиционным  кружевом.

8

6

6.

Запуск мини-проекта. Основы проектирования.

Кружева  из  отдельных  мотивов.

14

3

11 

7.

Декоративные   отделки.

8

2

6

8.

Ирландское  кружево..

4

0.5

3.5 

9.          

Подведение  итогов. Оформление  проектной  папки.

4

2

2

10.

Проведение  выставки.

   2

2

ИТОГО

68

17

51

                           

                                       

                                    Содержание     программы.

1. История  вязания.  -  2 часа.

 Урок   1  - Вязание  один  из  видов  декоративно  -  прикладного  искусства  и  его  роль в  быту  русской  семьи.  Ассортимент  бытовых  изделий  ( на  основе  простейшего  вязания.).   Инструменты   и  материалы.  Виды  крючков.  

    Практическая работа: Подбор  крючков  в  соответствии    с  выбором  ниток.  Подготовка  ниток  к  вязанию.

Урок  2 -   Санитарно – гигиенические  требования  и  правила  безопасности  работы  с  инструментами. Организация  рабочего  места.   Приемы  вязания  воздушных  петель –    « косичка «.  Петли  подьема.

    Практическая работа:   Вязания  воздушных  петель –    « косичка «.  Петли  подьема. Вязание  столбиков  без  накида.

2.   Основные  элементы  вязания  крючком.- 12 часов.

Урок  1. (3)    -    Клубок  ниток  как  образ  народного  творчества.  Использование  ниток  бывших  в  употреблении. Приемы  вязания  и  условные  обозначения   петель  в  схемах .  Понятие  схемы  рисунка.

     Практическая работа:    Чтение  схем .  Расчет  петель  и  вязание  образцов  по  схемам. Вязание  столбиков  без  накида.

Урок 2 -  4. (4-6) -       Вязание  полотна.    Вязание  рядами.   Основные  способы  вывязывания  петель(под  переднюю  стенку,  за  ножкой  и тд.)  

   Практическая работа:    Вязание     изделий         прямоугольной  формы  (прихватка, коврик,  подставка  под  горячее  и тд.)  

Урок  5 -6. (7-8) -     Национальный орнамент как богатейший опыт народа. Основные  мотивы    традиционных  русских  орнаментов  вязаных  изделий.  Использование орнамента в современном рукоделии. Правила  и  приемы  выполнения   столбиков  с  одним , двумя ,  тремя  накидами.  Схемы  вязания  различных  сеточек.  Филейное  полотно.

    Практическая работа:   Выполнение  столбиков  с  одним , двумя ,  тремя  накидами, вязания  различных  сеточек

Урок  7 -8  (9-10) -      Квадраты   в  ажуре.  Расчет петель  и  вывязывание  более  сложных  образцов  по  схемам -  квадраты   в  ажуре  ( вязание  рядами).   Способы  вязания   квадратов  в  зависимости от назначения  изделия.

    Практическая работа:  Расчет петель  и  вывязывание  более  сложных  образцов  по  схемам -  квадраты   в  ажуре  ( вязание  рядами)  

Урок  9-10  (11-12).-       Цветовая  гамма. Подбор  ниток  по  цветовой  гамме.  Вязание  пышных   столбиков,   Введение  в  работу  нитки  другого  цвета.  Техника  вязания  цветных  узоров  (цветные  фестоны,  трехцветный  узор, двухцветный  узор  с  пышными  столбиками).

   Практическая работа:   подбор  ниток  по  цветовой  гамме,   вязание  пышных   столбиков,   введение  в  работу  нитки  другого  цвета .

3.    ВЯЗАНИЕ   ОТ  СЕРЕДИНЫ.- 2 часа.  

Урок  1- 2 (13-14)-      Общие  понятия  композиции.  Последовательность  и  правила  зарисовки  схем  вязания  по  кругу.  Два  способа  вязания   по  кругу.   Плотное  вязание  по  кругу.  Правила  начала  и  окончания  вязания.   Чтение  схем.  Соединение  рядов  при  вязании  по  кругу.  Ажурное  вязание  по  кругу.  Узоры  для  вязания  от  середины -  розетка  с  пышными  столбиками,  звездочка,  шестиугольник,  ажурный  квадрат,  роза.   Использование   отдельных   мотивов  для  изготовления  изделий -  прихватка , коврик и  тд.

   Практическая работа:   Чтение  схем.  Соединение  рядов  при  вязании  по  кругу.  Ажурное  вязание  по  кругу.  

4.         АЖУРНОЕ    ВЯЗАНИЕ   -14 часов.

Урок 1 (15)-       Традиционное  русское  кружево.   Виды  кружев.   Районы  художественных  промыслов  по  плетению  кружев  на  коклюшках (Вологда, Вятка, Елец, Волхов).       Кружево  в  традиционном  русском  костюме ( рубаха,  передник.)  Подбор  ниток  и  крючков  для  вязания  кружев.   Правила  и  приемы  выполнения  столбиков  в  набор.

   Практическая работа:   Подбор  ниток  и  крючков  для  вязания  кружев.   Правила  и  приемы  выполнения  столбиков  в  набор.

Урок  2  (16)     Роль  кружева  в  оформлении  столового  и  постельного  белья  в  русских  семьях.  Чтение  схем.  Вязание  узкого  кружева.  

   Практическая работа:   Чтение  схем.  Вязание  узкого  кружева.  

 

Урок 3 (17)   .  Работа  с  журналами  по  вязанию.   Запись  узоров  и  их  схем.   Традиционные  продольные   кружева  -   особенности  изготовления  .Расчет  и  набор  петель  начального  ряда. Вязание  образцов  по  схемам.

   Практическая работа:   чтение, запись  узоров  и   схем  продольных  кружев, расчет  и  набор  петель  начального  ряда. Вязание  образцов  по  схемам.

 Урок  4 - 6 (18-20 ) –   Практическая   работа :  изготовление  продольных  кружев .  Работа   по  схемам.  

Урок  7 – 10 (21- 24) -    Использование  кружева  в  изделиях  для  оформления  современного  интерьера.     Традиционные  поперечные  кружева  -  особенности  изготовления.  Чтение  схем  поперечных  кружев.  Расчет  и  набор  петель  начального  ряда.  Вязание   образцов  по  схемам.

   Практическая работа:  Чтение  схем  поперечных  кружев.  Расчет  и  набор  петель  начального  ряда.  Вязание   образцов  по  схемам.

Урок  11 – 14 (25-28) -     Практическая   работа  - изготовление  кружевных  полос. Работа  по  схемам.

      5.  ОБВЯЗЫВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ТРАДИЦИОННЫМ КРУЖЕВОМ -  8  часов.

Урок 1 -2 (29 -30) -    Основные  правила  обвязывания  изделий  традиционным  кружевом.  Особенности  обвязывания   изделий   круглой,   квадратной  или  прямоугольной  формы.  Способы  прибавления  петель  при  выполнении  кружева.  Узоры  для  обвязывания   изделий  кружевом. Отделка  платочка  кружевом.  Выбор  и   подготовка  ткани – способы  подготовки  края  ткани.

Практическая работа: . Отделка  платочка  кружевом.  Выбор  и   подготовка  ткани – способы  подготовки  края  ткани.

 Урок  3 -8 (31-36) -     Отделка  платочка  кружевом.  Выбор, способа  подготовки  края  ткани  для  отделки   платочка.  

    Практическая  работа -  выполнение  кружева .

6.   КРУЖЕВА  ИЗ  ОТДЕЛЬНЫХ   МОТИВОВ. -  14  часов.

Урок  1-2 (37 -38) -      Гипюрные  кружева  или  кружева  из  отдельных  мотивов. Использование  отдельных  мотивов  при  изготовлении  изделий. Виды  изделий.  Способы   соединения  мотивов.  Зависимость  способа  соединения  от  рисунка. Вязание небольших по объёму изделий по текстовому описанию и схемам. Выбор изделий с использованием компьютера).

Практическая работа:  .  Способы   соединения  мотивов :1 - соединение  кромок  уже  готовых  мотивов  в  одно  полотно  иголкой,  полустолбиками  без  накида  или  столбиками  без  накида ;  2 – соединение  мотивов  в  процессе  вязания  последнего  ряда.

Урок 3 –6 (39 -42)  -    Квадратные  мотивы . Способы  вывязывания  квадрата  из  угла.   Изготовление  кружева  или  самостоятельного  изделия  из  квадратных  мотивов   используя  различные  способы  соединения.

    Практическая работа:  Вывязывание  квадрата  из  угла  несколькими  способами.   Изготовление  кружева  или  самостоятельного  изделия  из  квадратных  мотивов   используя  различные  способы  соединения.

Урок 7 -10 (43 -46) -    Круглые   мотивы.    Кружева  и   изделия   из  круглых  мотивов с  различными   способами  соединения.

    Практическая работа:  Изготовление  кружева  или  самостоятельного  изделия   из  круглых  мотивов,  используя  различные  способы  соединения.

Урок  11 -14 (47-50) -    Шестиугольные  мотивы.  Кружева  и  изделия,   из  шестиугольных  мотивов  с  различными   способами  соединения.

     Практическая работа: Изготовление  кружева  или  самостоятельного  изделия,   из  шестиугольных  мотивов  используя  различные  способы  соединения.

7.   ДЕКОРАТИВНЫЕ    ОТДЕЛКИ   -  8  часов.

Урок 1-2( 51 -52) -          Использование  декоративных  отделок   на  трикотажных  и  сшитых  из  ткани  изделиях.  Разнообразие  отделок -  окантовочные  кружева, объемные цепочки,шнуры,  оборки.  Накладные  отделки – схемы,  особенности  технологии  выполнения  и  соединения  с  изделием.  Виды  накладных  отделок.  

          Практическая работа:  Выполнение  накладной  отделки  -  мелкий  зигзаг.

Урок 3 -8(53-58) -           Накладные  отделки  -работа с  схемами , техника  изготовления. Накладные   отделки -  фестончики  с  ажуром,  цветочная  гирлянда,  спиралька,  оборочка.  Отделка  окантовками -  узелки  по  краю  или  пико,  закрутка – « рачий ( обратный )  шаг,   обвязка  витыми  цветными  цепочками.

     Практическая работа:  Работа с  схемами . Выполнение  накладной  отделки -  фестончики  с  ажуром,  цветочная  гирлянда,  спиралька,  оборочка.  Выполнение  отделки  окантовками -  узелки  по  краю  или  пико,  закрутка – « рачий ( обратный )  шаг,   обвязка  витыми  цветными  цепочками.

  8.     ИРЛАНДСКОЕ    КРУЖЕВО   -  4  часа.

Урок 1-2 (59-60)              Из  истории  кружева.   Суть  работы  в  ирландской  технике. Работа  с  журналами  мод.  Кружева   в  одежде  на  картинах  великих  художников.            Практическая работа:  Вязание  образцов -  сеточка : « пико»,  «чешуйки»,  «гипюр».

Урок 3 -4 (61-62)     Мотивы  для  ирландских  кружев.

        Практическая работа:   Выполнение  мотивов  для  ирландских  кружев:  кружочек,  клевер, листик,  стебель  с  кружочком,  цветочек, розетка,  ромашка.

.9.    ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ  -  4  часа.

Урок 1-4(63-66)          Окончательная  отделка  образцов и   изделий.  

    Практическая работа:  Оформление  проектной  папки.

10.   ПРОВЕДЕНИЕ ВЫСТАВКИ  -  2  часа.

Урок  1-2(67-68)       Организация  и  проведение   выставки   «Творческие работы учащихся»

Список литературы, рекомендованный педагогам (коллегам) для освоения данного вида деятельности.

  1. Бабина Н.Ф. Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. – Воронеж 2000.
  2. Белая Н.П. Кружевная ностальгия. – Минск, 1999.
  3. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
  4. Власова А.А. Вязание от умения к мастерству. – С-Пб., 1993.
  5. Гребёнкина Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования. - Рязань, 2000.
  6. Гурбина Е.А. Технология. Поурочные планы по разделу «Вязание» 5-7 классы.- Волгоград: Учитель, 2007;
  7. Дирвянскене Я. Декоративное вязание. –  М., 1998.
  8. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: «Просвещение», 1993.
  9. Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra».
  10.  Ивахнова С. Школа рукоделия. - Смоленск: РУСИЧ, 1999;
  11.  Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства. - М., 1991.
  12.  Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.
  13.   Кристании Дж., Страбелло В. Цветы вяжем крючком. – М., 2006.
  14.  Лущик Л. И. Свежие идеи для вязания крючком. – М., 2006.
  15.  Литвина О. С. Модели модной одежды, связанные крючком. – М., 2007.
  16. .Максимова М.В. Азбука вязания. – М: Мехмат, 1992;
  17.  Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. – М., 2000.
  18.  Программа образовательной области «Технология». - М.,1994.
  19.  Раскутина Р.В. Вязание на спицах. –М: БНП, 1992;
  20.  Сафонова Н.С. Кружки художественной вышивки.- М: Просвещение 1983;
  21.  Семёнова Л.Н. Вяжем с бисером. – Ростов на Дону: Феникс, 2006;
  22.   Технология: Учебник для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). Под ред. Симоненко В.Д.- М.,2000.
  23.   Технология: Учебник для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. Под ред. Симоненко В.Д.- М.,1999.
  24.  Фарафошина Н.В. Художественное вязание. – М., 1994.

Перечень нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога.

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации .

3. Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).

4. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.

5. СанПиН 2.4.4. 1251-03 (введённые 20.06.2003 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3.04.2003 г. № 27с).

6. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. (Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).

Список литературы, использованной педагогом при написании образовательной программы.

1. Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: норматив. док. и материалы. — М.: Просвещение, 2008.

2. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб.-метод. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2001.

3. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: ВЛАДОС, 2004.

4. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. — М.: ВЛАДОС, 2000.

5. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. Вып. 3. — М.: Народное образование, 2007.

6. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования// Библиотека журнала «Воспитание школьников» — Изд. доп. Вып. 77. — М.: Школьная Пресса, 2008.

7. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2004.

8. Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. Материалы к учебно-методическому пособию / Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой. — СПб.: Издательство ГОУ «СПбГДТЮ», 2005.

9. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. Методические рекомендации / Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой. — СПб.: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005.

10. Поташник М.М., Лазарев В.С. Управление развитием школы. — М., 1995.

11. Словарь-справочник терминов, используемых в системе дополнительного образования детей / Сост. Л.Н. Буйлова, И.А. Дрогов и др. — М.: ЦРСДОД Минобразования РФ, 2001.

12. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. — Волгоград: Учитель, 2008.

Список литературы, рекомендованной учащимся, для успешного освоения данной образовательной программы.

  1. Фомичёва Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком. – М: Просвещение,1991;
  2. Технология: Учебник для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. Под ред. Симоненко В.Д.- М.,2010 .
  3. Карен Мантей, Сьюзен Бриттейн Вязание крючком для "чайников". Как научиться вязать крючком. Схемы, модели, узоры. = Crocheting for Dummies. — М.: «Диалектика», 2010. — ISBN 978-5-8459-1495-8
  4. Пэм Аллен Вязание для "чайников" = Knitting For Dummies. — М.: «Диалектика», 2007. — ISBN 0-7645-5395-X
  5. Еременко Т. И. Вязание крючком // Рукоделие. — 2-е изд., спр. и доп. — М.: Легпромбытиздат, 1989. — ISBN 5-7088-0176-X
  6. Кришталева В. С. Вязание узоров крючком. — М.: Легпромбытиздат, 1987.
  7. Креативное рукоделие. Выпуск 7. ООО «ДжИ Фаббри Эдишинз».
  8. Полная энциклопедия женских рукоделий / Пер. с франц.. — М.: Восхождение, 1992. — 608 с. — 34000 экз. — ISBN 5-85846-022-4

Журналы по рукоделию: вязание на спицах, вязание крючком, вышивка.

http://cf17.hc.ru/~area7ru/metodic-material.php?12471                моя программа  по вязанию

Приложения к образовательной программе

К программе могут быть добавлены приложения различного характера:

• иллюстративный материал по тематике занятий;

• словарь специальных терминов с пояснениями;

• контрольные вопросы и задания;

• конспекты, описание занятий;

• технологические карты;

• готовые изделия, образцы;

• условия набора детей в коллектив;

• материалы тестирования;

• памятки для родителей;

• методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми;

• сценарии творческих мероприятий;

• диагностические материалы;

• видео- и аудиозаписи, фотоматериалы;

• электронные ресурсы и др.

Приложение. 

                  Перечень  примерных  мини – проектов:

  • Отделка  детской  кофточки  тесьмой  и  узорами
  • Воротник.
  • Летняя  накидка.
  • Декоративная салфетка.
  • Подзор для рушника
  • Декоративное панно
  • Косынка, шаль или палантин.
  • Наволочка  для  диванной  подушки.
  • Прихватки.
  • Пледы.
  • Игрушки.
  • Цветы.
  • Подушки диванные.
  • Игольницы.
  • Чехлы для сотовых телефонов, очков.
  • Кошельки.
  • Летние  шляпы.
  • Шарф.
  • Пинетки
  • Пончо.
  • Вязание одежды для кукол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Создание художественной композиции из цветов как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»

Программа по декоративно-прикладному и изобразительному искусство переработанная и оформленная в соответствии с ФГОС (для интернатов и детских домов)...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Искусство рукоделия" 5 класс

     Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме то...

Образовательная программа дополнительного образования детей по художественной направленности «Комплексное развитие основных хореографических навыков»

  Хореографический ансамбль в общеобразовательной школе является одним из важных компонентов системы общего дополнительного образования, которое направлено на развитие личности и способств...

«Техника вязания, виды петель» Методическая разработка раздела программы дополнительного образования детей «Волшебная петелька» для детей 10-12 лет

Техника вязания – виды петель: раздел  первого года обучения,образовательной программы "Волшебная петелька",включает изучение технологии вязания крючком. Работа по схеме, искусство составления ко...

Методическая разработка: Контрольный тест по программе дополнительного образования детей «Искусство художественного чтения»

Диагностические материалы для определения результатов и качества образовательного (воспитательного) процесса. Контрольный тест по программе дополнительного образования детей «Искусство художеств...

КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ТЕХНОЛОГИЯ +»

Актуальность программы. Выйдя из недр декоративно-прикладного искусства, дизайн в настоящее время во многом определяет внешний и внутренний вид различных построек, современных видов наземного, воздушн...