Образовательная программа дополнительного образования детей детского объединения «Вязание крючком»
рабочая программа по теме
Программа рассчитана на детей 8-15 лет. Срок реализации 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vyazaniyu_kryuchkom_novaya.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Сапожковский Дом детского творчества
Программа с изменениями и дополнениями утверждена
на педагогическом совете ДДТ
Протокол № _______
от «___»_____________ ______г.
Председатель педагогического совета
________/___________________/
Образовательная программа
дополнительного образования детей
детского объединения
«Вязание крючком»
(Программа рассчитана на детей 8-15 лет.
Срок реализации 2 года).
р.п. Сапожок
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня дополнительное образование социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности.
Дополнительное образование, являясь составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к истории народного творчества, уважения к людям труда.
В последние годы уделяется большое внимание изучению, пропаганде и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного искусства.
Занятия в объединении не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению интересных изделий, где всегда видна индивидуальность автора, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Программа «Вязание крючком» разработана, опробована, адаптирована в системе комплексных занятий и направлена на пробуждение интереса и любви к такому виду декоративно-прикладного творчества как вязание крючком.
Программа относится к художественно-эстетической направленности.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- развитие мотивации кружковцев к занятиям одним из видов декоративно-прикладного творчества – вязание крючком;
- развитие индивидуальных способностей через приобщение к традициям женского рукоделия (вязанию крючком).
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
обучающие:
- формирование необходимых знаний, умений и навыков для творческого самовыражения в вязании крючком;
- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
- познакомить детей с историей изучаемого рукоделия, различными видами современного вязания;
- стимулирование творческой активности обучающихся;
воспитательные:
- воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность, терпение, положительное отношение к труду, доброе отношение к товарищам, бережливость;
- введение обучающихся в коллектив сверстников, совершенствование навыков общения;
- объяснение необходимости здорового образа жизни;
развивающие:
- развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус, мелкую моторику рук, глазомер.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
- Актуальность, так как готовит детей к трудовой деятельности, профессиональной ориентации, т.е. помогает ребёнку в дальнейшем самореализоваться и самоопределиться.
- Даётся возможность обучаться детям, как младшего, так и старшего возраста.
- Даётся возможность для развития творческой активности, интуиции и художественной фантазии детей.
- Отводится большего количества часов на практические занятия.
- Популяризируются знания по этнокультуре.
Дети проникаются с самого начала важностью своей работы, даже если это простейшие операции. В народном творчестве нет мелочей. В данном промысле есть свои тонкости:
- дети должны знать виды и свойства ниток, применяемых для вязания изделий;
- учитывать соответствие ниток и крючка для вязания;
- усвоить условные обозначения и основные приемы вязания крючком; иметь представление о предметах быта, оформленных отделкой из вязаного кружева и т.д.
Данная программа рассчитана на детей от 8 до 15 лет.
Срок реализации программы два года.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ И ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.
Одно из главных условий успеха в обучении детей и развитии их творчества – индивидуальный подход к каждому ребёнку. Важно отмечать: что характерно для каждого, что удаётся, а что нет, какие трудности возникают в процессе работы.
Важен, несомненно, и принцип воспитания и обучения детей в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.
Детское творчество может успешно развиваться лишь при целенаправленном руководстве со стороны педагога.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ:
Учебно-воспитательный процесс базируется на обучении основным приёмам и техникам вязания крючком. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы, учащиеся создают не только полезные, но и красивые изделия.
Необходимо создавать атмосферу радости, удовольствия, соучастия детей в процессе восприятия материала и потребность активной творческой отдачи при выполнении практических заданий.
Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
При реализации программы используются общедидактические методы обучения:
- словесные – беседы, объяснения;
- наглядные – просмотр образцов;
- практические – использование наглядных пособий, образцов.
Чаще всего эти методы применяются в сочетании.
Словесным методом можно начать новую тему для активизации познавательной деятельности обучающихся, его целесообразно сопровождать демонстрацией изделий, диапозитивов с изображением готовых изделий. Словесные методы сочетаются с практическими.
Чтобы научить детей правильно выполнять приёмы работы, целесообразно применять фронтальный инструктаж, в процессе которого всей группе демонстрируется последовательность выполнения технических приёмов (приёмы показываются в замедленном темпе на доске чертежами, рисунками).
Как правило, большинству учащихся при фронтальном показе операций всё кажется ясным и простым, но, приступая к работе, они сталкиваются с трудностями и допускают ошибки. Ошибки отдельных обучающихся преодолеваются с помощью индивидуального инструктажа. Благодаря такой методике дети усваивают правильные действия, предупреждается формирование ошибочных навыков.
Успех в формировании умений и навыков зависит не только от числа повторений действия, но и от соответствующего подбора упражнений с постепенным переходом от более лёгких к более сложным. При этом предыдущие упражнения должны подготавливать к выполнению последующих упражнений, а те, в свою очередь, закреплять и совершенствовать предыдущие. Повторяемость упражнений служит основой для перехода умений в прочные навыки.
Обучающиеся должны давать коллективную оценку проделанной работе. Умение анализировать способствует развитию у обучающихся творческого мышления и художественного вкуса.
Итоги работы подводятся на каждом занятии, при этом отмечаются достоинства учащихся, а затем допущенные ими недостатки, проводится их анализ, оцениваются умения, полученные в результате прохождения темы.
Программой предусмотрены задания как для индивидуального, группового, так и для коллективного исполнения. Это обеспечивает глубокий подход к личности каждого ребёнка и организации его самостоятельной творческой деятельности по направлению работы объединения.
Время, необходимое для выполнения конкретных учебных заданий, их объём, сложность и последовательность различны в зависимости от уровня подготовки учеников, их индивидуальных интересов, склонностей и способностей.
Коллективные работы обеспечивают опыт творческого общения, сплачивает детей, а ошибки, допущенные одним, всегда бывают замечены товарищами и вовремя исправлены.
Предоставляется возможность детям самостоятельно оценивать свою работу, её результат, видеть достоинства и недостатки. При коллективном обсуждении результатов акцентируется внимание на том, что получилось, т.е. даётся положительная оценка деятельности ребёнка; тем самым создаётся благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, мастерства.
Очень важно поддерживать эмоционально-чувственный настрой, творческую атмосферу. Тогда работы получаются яркими, сочными, красочными. По ходу занятий уместно использовать пословицы и поговорки, призывающие к творчеству: «Заняты руки, не будет скуки», «Руки да душа – горница хороша», «Всякому молодцу ремесло к лицу».
От занятия к занятию у ребят накапливаются сведения о декоративно-прикладном творчестве, они последовательно приобретают навыки и умения, и в конце года изготавливают собственные изделия для выставки.
Достижения учащихся важно демонстрировать. Творческие выставки часто экспонируются в Доме детского творчества, КСК «Надежда». Это настоящий праздник для детей.
Важно с ребятами не только работать, но и отдыхать: участвовать в театрализованных представлениях, вечерах отдыха, викторинах, конкурсах, играх, ходить на экскурсии.
Важно умело сочетать наглядный показ с интересным, содержательным рассказом об искусстве, истории развития вязания крючком, с демонстрацией изделий старинных и современных мастеров, а также образцов, выполненных детьми.
Полученные теоретические знания закрепляются при выполнении собственных вариантов изделий и украшений, творчески переработанных композиций. Такие предметы сразу находят свое место в жилом интерьере, становятся частью или дополнением современного костюма. Такое обучение дает детям возможность почувствовать значимость и практическую необходимость их творчества.
Время необходимое для выполнения конкретных учебных заданий, их объем, сложность и последовательность, различно в зависимости от уровня подготовки обучающихся, их индивидуальных интересов и склонностей.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И КРИТЕРИИ ИХ ЗАМЕРА.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ.
Ожидаемые результаты:
- освоение основных приёмов вязания крючком и их условных обозначений;
- умение выполнять узоры и изделия по схемам;
- создание изделий из мотивов;
- выполнение моделей детской одежды;
- ознакомление с новыми видами вязания крючком.
После окончания курса обучения, предусмотренного данной программой, учащиеся должны знать:
- все условные обозначения, используемые при вязании крючком;
- технику и основные приемы вязания крючком;
- исторические сведения о вязании крючком;
- правила пользования инструментами и приспособлениями для вязания;
- разновидности нитей, применяемых для работы;
- виды вязания крючком.
должен уметь:
- пользоваться инструментами и приспособлениями для вязания;
- выполнять основные элементы вязания крючком;
- выполнять узор по схеме и описанию;
- выполнять убавление и прибавление столбиков в середине и конце ряда;
- выполнять модели детской одежды.
СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Важнейшим звеном деятельности является учёт, проверка, оценка знаний, умений и навыков детей.
Использование различных видов контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребёнка в процессе занятий;
- промежуточный – выставки, разгадывание кроссвордов, тестирование;
- итоговый – тестирование, выставка по итогам учебного года.
Контроль обучения проводится в форме анализа изготовленной поделки или изделия. Кроме того, оформляются временные тематические выставки по блокам и заключительная отчётная выставка по итогам года.
Коллективные просмотры выставок и их анализ приучают учащихся справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.
СРЕДСТВА НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Учебно-методическое обеспечение:
В процессе работы по настоящей программе можно использовать информационно-методические материалы, имеющиеся в Доме детского творчества, в РИМК, библиотеке УО и МП, районной библиотеке:
- новые педагогические технологии в воспитательном процессе;
- игры, конкурсы, сценарии, а также методическую литературу из прилагаемых к программе списков;
- наглядные пособия, образцы изделий изготовленные обучающимися.
Санитарно-гигиенические требования:
Занятия объединения должны проводиться в светлом, сухом, достаточно просторном и хорошо проветриваемом помещении. Целесообразно также иметь большой рабочий стол, шкаф для хранения незаконченных изделий, оборудования и методической литературы, а также стенды для образцов изделий.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
ЦЕЛИ:
- усвоение, сохранение традиций и развитие одного из видов декоративно-прикладного творчества – вязание крючком;
- развитие творческих способностей учащихся в процессе вязания крючком.
ЗАДАЧИ:
- научить детей основным приемам вязания кружева;
- научить копировать образцы простейших видов кружева.
Программа строится на комплексности обучения, т.е. обучение теоретическим и практическим основам одновременно. Теоретические вопросы включают в себя проведение бесед по истории развития кружева. В процессе практического обучения дети получают знания об основных приемах вязания, элементов кружева, композиции, разнообразии форм.
На первом году обучения одинаково большое значение имеют задания как для индивидуального, так и для коллективного выполнения. Также учитывается принцип постепенного перехода от простых к более сложным заданиям. В целях успешного усвоения материала и стимулирования творческих способностей учащихся занятия проводятся по группам и индивидуально. Это обеспечивает глубокий подход к личности каждого ребенка и организации его самостоятельной творческой деятельности по направлению работы объединения.
Методика работы предусматривает следующие основные этапы:
- знакомство с историей развития вязания кружева;
- анализ образцов с помощью учителя и выполнение узора или мотива по образцу;
- самостоятельное изготовление несложных кружевных изделий.
В первый год обучения освоение простейших технологических приемов вязания учащиеся получают в процессе выполнения определенного практического задания.
Важно следить за тем, чтобы дети учились находить свои ошибки в работе и вовремя их исправляли. На начальной стадии обучения это достигается индивидуальным контролем со стороны педагога. В дальнейшем учащиеся сравнивают результаты своей работы с работой других учеников или предложенным образцом.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
всего | теор. | практич. | ||
1. | Декоративное вязание крючком. Вводное занятие.
- Правила техники безопасности на занятиях. - История вязания крючком и спицами. - Как оборудовать рабочее место. | 2 | 2 | - |
2. | Основные элементы вязания крючком. - Техника выполнения воздушных петель. Условное обозначение. Выполнение воздушных петель. - Техника выполнения полустолбиков. Условное обозначение. Выполнение образца полустолбиками. - Техника выполнения столбиков без накида. Условное обозначение. Выполнение образца столбиками без накида. - Техника выполнения столбиков с накидом. Условное обозначение. Выполнение образца столбиками с накидом. | 8 2 2 2 2 | 2 0,5 0,5 0,5 0,5 | 6 1,5 1,5 1,5 1,5 |
3. | Вязание круга. Введение понятия «Круговое вязание». Три способа введения крючка в петли изделия. Вязание изделия. Практическая работа: выполнение изделия прихватки. | 4 | 1 | 3 |
4. | Прибавление и убавление петель. Понятие о цвете, композиции. Цветовая гамма, сочетание цветов. Нитки, применяемые для вязания мягкой игрушки. Вязаная игрушка – лягушка. Изготовление карандашницы – собачка. | 8 2 3 3 | 3 1 1 1 | 5 1 2 2 |
5. | Ажурное и полуажурное вязание. Выбор и работа со схемой. Условное обозначение. Практическая работа. Вязание мини-салфетки: 1 –ая работа: столбики с одним накидом; 2 –ая работа: столбики с двумя накидами; 3 –ья работа: пышный столбик. | 12 2 4 4 4 | 4 1 1 1 1 | 8 1 3 3 3 |
6. | Составление компоции. Цветовое и композиционное решение. Просмотр иллюстрации. Особенности вязания. Выбор схемы. Подбор ниток крючка. Вязание изделий. | 8 2 6 | 3 1 2 4 | 5 1 |
7. | Понятие о плотных узорах. Назначение и применение плотных узоров. Вязание изделий плотным узором. | 4 | 1 | 3 |
8. | Объемные и комбинированные изделия: - Понятие об объемных и комбинированных изделиях; - Вязание изделия. | 6 | 2 | 4 |
9. | Вязание и оформление изделий и сувениров на выставку: - Рекомендации по подбору отделки и технологии выполнения сувенирных изделий; - Вязание сувенирного изделия; - Оформление сувенирного изделия. | 14 | 2 | 12 |
Итого: | 66 | 20 | 46 | |
1. | Декоративное вязание на спицах. История вязания. | 2 | 2 | |
2. | Виды петель. Их образование. - Набор петель; - Платочная вязка. Вязание образца; - Чулочная вязка. Вязание образца; - Резинка. Вязание образца. | 14 2 4 4 4 | 4 1 1 1 1 | 10 1 3 3 3 |
3. | Расчет петель. Вязание изделия. | 6 | 1 | 5 |
4. | Прибавление и убавление петель. Цветовое и композиционное решение. Изготовление мягких игрушек. | 14 | 4 | 10 |
5. | Вязание по схемам. Условное обозначение. Вязание изделий. | 10 | 2 | 8 |
6. | Крючок в помощь спицам. Оформление готового изделия. Вязание изделия. | 14 | 4 | 10 |
7. | Простые ажурные узоры. Вязание по схемам. Условное обозначение. Просмотр литературы. Выбор изделия. Вязание изделия. | 16 | 6 | 10 |
8. | Итоговое занятие | 2 | 2 | - |
Итого: | 78 | 25 | 53 | |
Итого: | 144 | 45 | 99 |
ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ ПРОГРАММЫ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Декоративное вязание крючком.
1. Вводное занятие – 2 часа.
«Преданья старины глубокой». Материалы и инструменты для занятий. Виды пряжи. Правила техники безопасности на занятиях. История вязания крючком и спицами. Как оборудовать рабочее место.
2. Основные элементы вязания крючком – 8 часов.
- Техника выполнения воздушных петель. Условное обозначение. Выполнение воздушных петель.
- Техника выполнения полустолбиков. Условное обозначение. Выполнение образца полустолбиками.
- Техника выполнения столбиков без накида. Условное обозначение. Выполнение образца столбиками без накида.
- Техника выполнения столбиков с накидом. Условное обозначение. Выполнение образца столбиками с накидом.
3. Вязание круга – 4 часа.
Введение понятия «Круговое вязание». Три способа введения крючка в петли изделия. Вязание изделия.
Практическая работа: выполнение изделия прихватки.
4. Прибавление и убавление петель – 8 часов.
Понятие о цвете, композиции. Цветовая гамма, сочетание цветов. Нитки, применяемые для вязания мягкой игрушки.
Практическая работа: Вязаная игрушка – лягушка. Изготовление карандашницы – собачка.
5. Ажурное и полуажурное вязание – 12 часов.
Выбор и работа со схемой. Условное обозначение.
Практическая работа: Вязание мини-салфетки:
1 –ая работа: столбики с одним накидом;
2 –ая работа: столбики с двумя накидами;
3 –ья работа: пышный столбик.
6. Составление композиции – 8 часов.
Цветовое и композиционное решение. Просмотр иллюстрации. Особенности вязания. Выбор схемы. Подбор ниток крючка.
Практическая работа: Вязание изделий.
7. Понятие о плотных узорах – 4 часа.
Назначение и применение плотных узоров.
Практическая работа: Вязание изделий плотным узором.
8. Объемные и комбинированные изделия – 6 часов.
Понятие об объемных и комбинированных изделиях.
Практическая работа: Вязание изделия.
9. Вязание и оформление изделий и сувениров на выставку – 14 часов.
Рекомендации по подбору отделки и технологии выполнения сувенирных изделий.
Практическая работа: Вязание сувенирного изделия. Оформление сувенирного изделия.
Декоративное вязание на спицах.
1. История вязания – 2 часа.
2. Виды петель. Их образование – 14 часов.
Набор петель. Платочная вязка. Чулочная вязка. Резинка.
Практическая работа: Вязание образца.
3. Расчет петель – 6 часов.
Практическая работа: Вязание изделия.
4. Прибавление и убавление петель – 14 часов.
Цветовое и композиционное решение.
Практическая работа: Изготовление мягких игрушек.
5. Вязание по схемам – 10 часов.
Условное обозначение.
Практическая работа: Вязание изделий.
6. Крючок в помощь спицам – 14 часов.
Оформление готового изделия.
Практическая работа: Вязание изделия.
7. Простые ажурные узоры – 16 часов.
Вязание по схемам. Условное обозначение. Просмотр литературы. Выбор изделия.
Практическая работа: Вязание изделия.
8. Итоговое занятие – 2 часа.
Для диагностики уровня знаний, умений и навыков, полученных учащимися в первый год обучения, осуществляются следующие формы контроля:
- индивидуальный контроль со стороны преподавателя на каждом занятии;
- срезовый контроль в конце изученной темы, сравнение изготовленных образцов;
- самоконтроль со стороны ученика в процессе прохождения практикума;
- коллективные работы на заданную тему;
- выставки: тематические, отчетные, оценка работ для выставки.
К концу первого года обучения дети должны знать:
- технику и основные приемы вязания крючком;
- исторические сведения о вязании крючком;
- правила пользования инструментами и приспособлениями для вязания;
- условные обозначения для вязания крючком;
- разновидности нитей, применяемых для работы;
- правила безопасности труда.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться инструментами и приспособлениями для вязания;
- выполнять воздушные петли, столбики без накида, полустолбики, столбики с накидом;
- выполнять узор по схеме и описанию.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
ЦЕЛИ:
- дальнейшее развитие и совершенствование творческих способностей детей;
- отработка и закрепление техники выполнения изделий;
- ознакомление с новыми видами вязания крючком.
ЗАДАЧИ:
- научить детей читать схемы;
- копировать образцы некоторых видов кружевных изделий;
- научить использовать цвет для отделки изделий.
В программе сохраняется комплексный подход к обучению. Практические занятия носят более сложный характер. Иногда один и тот же образец выполняется несколькими учащимися попеременно. Это обусловлено большей трудоемкостью выполнения предлагаемых образцов. Практические умения опираются на теоретические знания. Поэтому в начале каждой темы отводятся часы на теоретический материал.
На втором году обучения дети совершенствуют технику вязания крючком, а также знакомятся с новыми приемами вязания. При изучении новых тем сохраняется принцип перехода от простых к более сложным заданиям.
Большое внимание уделяется индивидуальному выполнению образца или элемента украшения изделия.
Методика работы второго года обучения сходна с методикой первого года обучения, но есть некоторые изменения и дополнения:
- подбор цветовой гаммы и ниток для выполнения кружев;
- самостоятельный отбор образца для выполнения индивидуального изделия;
- изготовление изделий по образцу и схеме;
- самостоятельное изготовление и оформление изделия на выставку.
Во второй год обучения со стороны педагога сохраняется индивидуальный контроль за работой каждого ученика. Также поощряется самоконтроль, исправление собственных ошибок, творческое отношение к выполнению изделий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
№ п/п | Тема | Всего часов | Форма организации занятий | |
Теорети- ческие | Практи- ческие | |||
1. | Вводное занятие.
| 2 | 2 | — |
2. | Элементы вязания крючком.
| 22 | 8 | 14 |
3. | Ажурное вязание.
| 24 | 10 | 14 |
4. | Филейное вязание.
| 24 | 8 | 16 |
5. | Гипюрное вязание.
| 24 | 8 | 16 |
6. | Вязание детской одежды.
| 46 | 10 | 36 |
7. | Итоговое занятие.
| 2 | 2 | — |
Итого: | 144 | 48 | 96 |
ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ ПРОГРАММЫ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
1.Вводное занятие – 2 часа.
Знакомство с программой. Повторение правил безопасности труда.
2.Элементы вязания крючком – 22 часа.
Техника выполнения столбиков с 2-я накидами. Условное обозначение. Техника выполнения столбиков с 3-я накидами. Условное обозначение. Техника выполнения пышных столбиков. Условное обозначение. Техника выполнения «пико». Условное обозначение. Техника выполнения длинных петель. Условное обозначение.
Практические занятия: Выполнение образца столбиками с 2-я накидами. Выполнение образца столбиками с 3-я накидами. Выполнение образца пышными столбиками. Прибавление столбиков в середине ряда. Прибавление столбиков в конце ряда. Убавление столбиков в середине ряда. Убавление столбиков в конце ряда.
3.Ажурное вязание – 24 часа.
Практические занятия: Выбор схемы вязания большой салфетки. Подбор ниток и крючка для вязания. Вязание большой салфетки. Выбор схемы вязания мини-скатерти. Подбор ниток и крючка для вязания. Вязание мини-скатерти.
4.Филейное вязание – 24 часа.
Техника филейного вязания.
Практические занятия: Выполнение основной филейной сетки. Выполнение филейной сетки 1,5х2. Выполнение филейной сетки 1х1. Выполнение фигурной сетки без смещения. Выполнение фигурной сетки со смещением. Выполнение изделия в технике филе.
5.Гипюрное вязание – 24 часа.
Техника гипюрного вязания.
Практические занятия: Вязание мотивов гипюрного вязания. Соединение отдельных фигур фоном.
6.Вязание детской одежды – 46 часов.
Практические занятия: Вязание башмачков. Вязание чепчика. Вязание варежек.
7.Итоговое занятие – 2 часа.
Уход за вязаными изделиями. Подведение итогов работы за год. Выставка лучших работ.
Диагностика уровня знаний, умений и навыков, полученных во второй год обучения, осуществляется с помощью следующих форм контроля:
- индивидуальный контроль со стороны руководителя на каждом занятии;
- самоконтроль со стороны ученика в процессе работы над изделием;
- срезовый контроль в конце темы, сравнение изготовленных образцов;
- выставки: тематические, итоговые, оценка выставочных работ;
- коллективные работы на заданную тему.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
- все условные обозначения для вязания крючком;
- термины, используемые в технике вязания крючком;
- виды вязания крючком;
- особенности вязания детской одежды.
Уметь:
- копировать и вязать изделие по образцам и схемам;
- выполнять столбики с 2-я накидами, столбики с 3-я накидами, пышные столбики, «пико», длинные петли;
- выполнять убавление и прибавление столбиков в середине и конце ряда;
- выполнять модели детской одежды;
- проявлять самостоятельность и творчество при выполнении изделий.
Технологическая карта учебно-воспитательного процесса к программе «Вязание крючком»
Тема | Форма занятий | Методы и приёмы | Дидактичес-кий материал | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 год обучения | |||||
Вводное занятие.
- Правила техники безопасности на занятиях. - История вязания крючком и спицами. - Как оборудовать рабочее место. | Коллектив-ная Экскурсия | Рассказ. Беседа. Показ образцов различных видов пряжи. Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Занятие-фантазия | Образцы различных видов пряжи. Инструкция по правилам поведения на занятиях, ТБ, ПББ, санитарии и гигиены, эвакуации из здания ДДТ. | Рабочие материалы и инструменты. | Беседа. Опрос обучающихся на тему: «Какие материалы и инструменты необходимы для занятий в кружке», «Виды пряжи». |
Основные элементы вязания крючком. - Техника выполнения воздушных петель. Условное обозначение. Выполнение воздушных петель. - Техника выполнения полустолбиков. Условное обозначение. Выполнение образца полустолбиками. - Техника выполнения столбиков без накида. Условное обозначение. Выполнение образца столбиками без накида. - Техника выполнения столбиков с накидом. Условное обозначение. Выполнение образца столбиками с накидом. | Групповая. Индиви-дуальная | Объяснение и показ техники выполнения воздушных петель, полустолбиков, столбиков без накида, столбиков с накидом. Самостоятельная групповая и индивидуальная работа обучающихся. | Образцы выполненные полустолби-ками, столбиками без накида, столбиками с накидом. Схемы выполнения образцов. | Инструменты и материалы для работы по теме занятий. | Опрос обучающихся на тему: «Условные обозначения». Сравнительный анализ работ. |
Вязание круга. Введение понятия «Круговое вязание». Три способа введения крючка в петли изделия. Вязание изделия. Практическая работа: выполнение изделия прихватки. | Групповая. Индиви-дуальная | Рассказ. Самостоятельная групповая и индивидуальная работа обучающихся. | Образцы готовых изделий. Схемы выполнения изделий. | Инструменты и материалы для работы по теме занятий. | Сравнительный анализ работ. Мини-выставка. |
Прибавление и убавление петель. Понятие о цвете, композиции. Цветовая гамма, сочетание цветов. Нитки, применяемые для вязания мягкой игрушки. Вязаная игрушка – лягушка. Изготовление карандашницы – собачка. | Групповая. Индиви-дуальная | Рассказ. Беседа. Самостоятельная групповая и индивидуальная работа обучающихся. Разгадывание кроссворда | Готовые изделия. Иллюстрации. Фотографии. Схемы выполнения изделий. | Инструменты и материалы для работы по теме занятий. | Опрос обучающихся на тему: «Назначение и применение плотных узоров». Сравнительный анализ работ. Мини-выставка. |
Ажурное и полуажурное вязание. Выбор и работа со схемой. Условное обозначение. Практическая работа. Вязание мини-салфетки: 1 –ая работа: столбики с одним накидом; 2 –ая работа: столбики с двумя накидами; 3 –ья работа: пышный столбик. | Групповая. Индиви-дуальная | Рассказ. Беседа. Самостоятельная групповая и индивидуальная работа обучающихся. | Образцы готовых изделий. Схемы выполнения изделий. | Инструменты и материалы для работы по теме занятий. | Опрос обучающихся на тему: «Цвет и сочетание цветов» и «Сочетание ткани и кружева в изделиях». |
Составление компоции. Цветовое и композиционное решение. Просмотр иллюстрации. Особенности вязания. Выбор схемы. Подбор ниток крючка. Вязание изделий. | Групповая. Индиви-дуальная | Беседа. Самостоятельная групповая и индивидуальная работа обучающихся. Викторина | Образцы готовых изделий. Иллюстрации.Схемы выполнения изделий. | Инструменты и материалы для работы по теме занятий. | Сравнительный анализ работ. Мини-выставка. Викторина «Приключения умелых рук» |
Понятие о плотных узорах. Назначение и применение плотных узоров. Вязание изделий плотным узором. | Групповая. Индиви-дуальная | Беседа. Показ иллюстраций. Самостоятельная групповая и индивидуальная работа обучающихся. Занятие-презентация | Иллюстрации. Фотографии. Схемы выполнения изделий. | Инструменты и материалы для работы по теме занятий. | Сравнительный анализ работ. |
Вязание и оформление изделий и сувениров на выставку: - Рекомендации по подбору отделки и технологии выполнения сувенирных изделий; - Вязание сувенирного изделия; - Оформление сувенирного изделия. | Групповая. Выставка | Тестирование | Тест по итогам года. Итоговая выставка | ||
2 год обучения | |||||
Вводное занятие. Знакомство с программой. Повторение правил техники безопасности | Коллектив-ная. | Беседа. Инструктаж по ТБ. | Инструкция по правилам поведения на занятиях, ТБ, ПББ, санитарии и гигиены, эвакуации из здания ДДТ. | ||
Элементы вязания крючком. Техника выполнения столбиков с 2-я накидами. Условное обозначение. Выполнение образца столбиками с 2-я накидами. Техника выполнения столбиков с 3-я накидами. Условное обозначение. Выполнение образца столбиками с 3-я накидами. Техника выполнения пышных столбиков. Условное обозначение. Выполнение образца пышными столбиками. Техника выполнения «пико». Условное обозначение. Техника выполнения длинных петель. Условное обозначение. Прибавление столбиков в середине ряда. Прибавление столбиков в конце ряда. Убавление столбиков в середине ряда. Убавление столбиков в конце ряда. | Групповая. Индиви-дуальная | Объяснение и показ техники выполнения столбиков с двумя накидами, столбиков с тремя накидами, пышных столбиков, «пико», длинных петель. Самостоятельная групповая и индивидуальная работа обучающихся. | Образцы выполненные столбиками с двумя накидами, столбиками с тремя накидами, пышными столбиками, длинными петлями. Схемы выполнения образцов. | Инструменты и материалы для работы по теме занятий. | Опрос обучающихся на тему: «Условные обозначения», «Техника выполнения основных элементов вязания крючком». Сравнительный анализ работ. |
Ажурное вязание. Вязание большой салфетки. Вязание мини-скатерти. | Групповая. Индиви-дуальная. | Самостоятельная групповая и индивидуальная работа обучающихся. Разгадывание кроссворда | Иллюстрации готовых изделий. Схемы выполнения изделий. | Инструменты и материалы для работы по теме занятий. | Сравнительный анализ работ. Мини-выставка. |
Филейное вязание. Техника филейного вязания. Выполнение основной филейной сетки. Выполнение филейной сетки 1,5х2. Выполнение филейной сетки 1х1. Выполнение фигурной сетки без смещения. Выполнение фигурной сетки со смещением. Выполнение изделия в технике филе. | Групповая. Индиви-дуальная | Рассказ-информация. Самостоятельная групповая и индивидуальная работа обучающихся. | Образцы готовых работ. Схемы выполнения изделий. | Инструменты и материалы для работы по теме занятий. | Опрос обучающихся на тему: «Виды филейных сеток». |
Гипюрное вязание. Техника гипюрного вязания. Вязание мотивов гипюрного вязания. Соединение отдельных фигур фоном. | Групповая. Индиви-дуальная. | Рассказ-информация. Самостоятельная групповая и индивидуальная работа обучающихся. | Иллюстрации. Схемы. | Инструменты и материалы для работы по теме занятий. | Опрос обучающихся на тему: «Основные фигуры гипюрного вязания». Сравнительный анализ работ. Мини-выставка. |
Вязание детской одежды. Вязание башмачков. Вязание чепчика. Вязание варежек. | Групповая. Индиви-дуальная. | Самостоятельная групповая и индивидуальная работа обучающихся. Занятие-презентация | Готовые изделия. Иллюстрации. Схемы. | Инструменты и материалы для работы по теме занятий. | Сравнительный анализ работ. Мини-выставка. |
Итоговое занятие Уход за вязаными изделиями. Подведение итогов работы за год. Выставка лучших работ. | Групповая. Выставка | Тестирование | Тест по итогам года. Итоговая выставка. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Ерёменко Т.И. «Вязание крючком» – Издательство «Легкая индустрия», Москва - 1967г.
- Жилкина А.Д., Жилкин В.Ф. «Кружок рукоделия» - Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, - Москва, 1957 г.
- Краузе А. Вязание крючком. Издательство ЦК Компартии Узбекистана. Ташкент. – 1983.
- .Учусь вязать. Пособие для начинающих. /Сост. и тех. редактор Кондратюк Л.С./ - КФ ВНИИ полиграфии, 1992 г.
- Рогова О., Смирнова Л., Чернышева А. «Юным рукодельницам» – 1960г.
- Тарасенко С.Ф. «Забавные поделки крючком и спицами»: Кн. для учащихся 4-8 кл. ср. шк. – М.: Просвещение, 1992г.
- Тарасенко С.Ф. «Вязаная игрушка» – 2-е изд. – 2000г.
- Ханашевич Н. «Тридцать три секрета» – Издательсво «Малыш» - Москва, 1986 г.
- Цыбина В.А. Вяжем для детей. – Москва, Энергоатомиздат, 1992.
Для детей:
- Журналы «Лена» - рукоделие
- Журналы «Валя-Валентина»
- Журналы «Маленькая Диана»
- Рогова О., Смирнова Л.,. Чернышева А «Юным рукодельницам» – 1960г.
- Тарасенко С.Ф. «Забавные поделки крючком и спицами»:Кн. для учащихся 4-8 кл. ср. шк. – М.: Просвещение, 1992 г.
- Тарасенко С.Ф. «Вязаная игрушка» – 2-е изд. – 2000 г.
- .Учусь вязать. Пособие для начинающих. /Сост. и тех. редактор Кондратюк Л.С./ - КФ ВНИИ полиграфии, 1992 г.
- Ханашевич Н. «Тридцать три секрета» – Издательсво «Малыш» - Москва, 1986 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Вязание крючком»
Программа расчитана на 3 года и направлена на формирование и развмтие художественно-эстетического вкуса...
Реализация предпрофессиональной подготовки через образовательную программу дополнительного образования детей в объединении «Секреты красоты»
Нестабильность и неопределенность сегодняшней жизни, неясность перспектив, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут определиться в будущей пр...
Реализация предпрофессиональной подготовки через образовательную программу дополнительного образования детей в объединении «Секреты красоты»
Нестабильность и неопределенность сегодняшней жизни, неясность перспектив, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут определиться в будущей пр...
Образовательная программа дополнительного образования детей детское объединение «Кукольный театр «Домовенок»
Мое хобби, воплощенное в школьный театр...
Образовательная программа дополнительного образования детей детское объединение «Планета технического творчества»
Программа расчитана для дополнительного образования детей в возрасте 11-13 лет. Срок реализации два года....
Рабочая образовательная программа Дополнительного образования детей Творческого объединения художественно - эстетической направленности «Дизайн и мода»
Рабочая образовательная программаДополнительного образования детейТворческого объединения художественно - эстетической направленности«Дизайн и мода»...