Образовательная программа дополнительного образования детей детского объединения «Вязание крючком»
рабочая программа по теме

Рябкина Елена Павловна

Программа рассчитана на детей 8-15 лет. Срок реализации 2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_vyazaniyu_kryuchkom_novaya.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Сапожковский Дом детского творчества

Программа с изменениями и дополнениями утверждена

на педагогическом совете ДДТ

Протокол № _______

от «___»_____________ ______г.

Председатель педагогического совета

________/___________________/

Образовательная программа

дополнительного образования детей

детского объединения

«Вязание крючком»

(Программа рассчитана на детей 8-15 лет.

Срок реализации 2 года).

р.п. Сапожок

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Сегодня дополнительное образование социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности.

Дополнительное образование, являясь составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к истории народного творчества, уважения к людям труда.

В последние годы уделяется большое внимание изучению, пропаганде и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного искусства.

Занятия в объединении не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению интересных изделий, где всегда видна индивидуальность автора, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

        Программа «Вязание крючком» разработана, опробована, адаптирована в системе комплексных занятий и направлена на пробуждение интереса и любви к такому виду декоративно-прикладного творчества как вязание крючком.

        Программа относится к художественно-эстетической направленности.

        ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

  • развитие мотивации кружковцев к занятиям одним из видов декоративно-прикладного творчества – вязание крючком;
  • развитие индивидуальных способностей через приобщение к традициям женского рукоделия (вязанию крючком).

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

        обучающие:

  • формирование необходимых знаний, умений и навыков для творческого самовыражения в вязании крючком;
  • научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
  • познакомить детей с историей изучаемого рукоделия, различными видами современного вязания;
  • стимулирование творческой активности обучающихся;

воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность, терпение, положительное отношение к труду, доброе отношение к товарищам, бережливость;
  • введение обучающихся в коллектив сверстников, совершенствование навыков общения;
  • объяснение необходимости здорового образа жизни;

развивающие:

  • развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус, мелкую моторику рук, глазомер.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:

  1. Актуальность, так как готовит детей к трудовой деятельности, профессиональной ориентации, т.е. помогает ребёнку в дальнейшем самореализоваться и самоопределиться.
  2. Даётся возможность обучаться детям, как младшего, так и старшего возраста.
  3. Даётся возможность для развития творческой активности, интуиции и художественной фантазии детей.
  4. Отводится большего количества часов на практические занятия.
  5. Популяризируются знания по этнокультуре.

Дети проникаются с самого начала важностью своей работы, даже если это простейшие операции. В народном творчестве нет мелочей. В данном промысле есть свои тонкости:

  • дети должны знать виды и свойства ниток, применяемых для вязания изделий;
  • учитывать соответствие ниток и крючка для вязания;
  • усвоить условные обозначения и основные приемы вязания крючком; иметь представление о предметах быта, оформленных отделкой из вязаного кружева и т.д.

Данная программа рассчитана на детей от 8 до 15 лет.

Срок реализации программы два года.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ И ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

Одно из главных условий успеха в обучении детей и развитии их творчества – индивидуальный подход к каждому ребёнку. Важно отмечать: что характерно для каждого, что удаётся, а что нет, какие трудности возникают в процессе работы.

        Важен, несомненно, и принцип воспитания и обучения детей в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

        Детское творчество может успешно развиваться лишь при целенаправленном руководстве со стороны педагога.

        

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ:

        Учебно-воспитательный процесс базируется на обучении основным приёмам и техникам вязания крючком. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы, учащиеся создают не только полезные, но и красивые изделия.

Необходимо создавать атмосферу радости, удовольствия, соучастия детей в процессе восприятия материала и потребность активной творческой отдачи при выполнении практических заданий.

Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

При реализации программы используются общедидактические методы обучения:

  • словесные – беседы, объяснения;
  • наглядные – просмотр образцов;
  • практические – использование наглядных пособий, образцов.

Чаще всего эти методы применяются в сочетании.

        Словесным методом можно начать новую тему для активизации познавательной деятельности обучающихся, его целесообразно сопровождать демонстрацией изделий, диапозитивов с изображением готовых изделий. Словесные методы сочетаются с практическими.

        Чтобы научить детей правильно выполнять приёмы работы, целесообразно применять фронтальный инструктаж, в процессе которого всей группе демонстрируется последовательность выполнения технических приёмов (приёмы показываются в замедленном темпе на доске чертежами, рисунками).

        Как правило, большинству учащихся при фронтальном показе операций всё кажется ясным и простым, но, приступая к работе, они сталкиваются с трудностями и допускают ошибки. Ошибки отдельных обучающихся преодолеваются с помощью индивидуального инструктажа. Благодаря такой методике дети усваивают правильные действия, предупреждается формирование ошибочных навыков.

Успех в формировании умений и навыков зависит не только от числа повторений действия, но и от соответствующего подбора упражнений с постепенным переходом от более лёгких к более сложным. При этом предыдущие упражнения должны подготавливать к выполнению последующих упражнений, а те, в свою очередь, закреплять и совершенствовать предыдущие. Повторяемость упражнений служит основой для перехода умений в прочные навыки.

        Обучающиеся должны давать коллективную оценку проделанной работе. Умение анализировать способствует развитию у обучающихся творческого мышления и художественного вкуса.

        Итоги работы подводятся на каждом занятии, при этом отмечаются достоинства учащихся, а затем допущенные ими недостатки, проводится их анализ, оцениваются умения, полученные в результате прохождения темы.

Программой предусмотрены задания как для индивидуального, группового, так и для коллективного исполнения. Это обеспечивает глубокий подход к личности каждого ребёнка и организации его самостоятельной творческой деятельности по направлению работы объединения.

        Время, необходимое для выполнения конкретных учебных заданий, их объём, сложность и последовательность различны в зависимости от уровня подготовки учеников, их индивидуальных интересов, склонностей и способностей.

        Коллективные работы обеспечивают опыт творческого общения, сплачивает детей, а ошибки, допущенные одним, всегда бывают замечены товарищами и вовремя исправлены.

        Предоставляется возможность детям самостоятельно оценивать свою работу, её результат, видеть достоинства и недостатки. При коллективном обсуждении результатов акцентируется внимание на том, что получилось, т.е. даётся положительная оценка деятельности ребёнка; тем самым создаётся благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, мастерства.

Очень важно поддерживать эмоционально-чувственный настрой, творческую атмосферу. Тогда работы получаются яркими, сочными, красочными. По ходу занятий уместно использовать пословицы и поговорки, призывающие к творчеству: «Заняты руки, не будет скуки», «Руки да душа – горница хороша», «Всякому молодцу ремесло к лицу».

От занятия к занятию у ребят накапливаются сведения о декоративно-прикладном творчестве, они последовательно приобретают навыки и умения, и в конце года изготавливают собственные изделия для выставки.

Достижения учащихся важно демонстрировать. Творческие выставки часто экспонируются в Доме детского творчества, КСК «Надежда». Это настоящий праздник для детей.

Важно с ребятами не только работать, но и отдыхать: участвовать в театрализованных представлениях, вечерах отдыха, викторинах, конкурсах, играх, ходить на экскурсии.

        Важно умело сочетать наглядный показ с интересным, содержательным рассказом об искусстве, истории развития вязания крючком, с демонстрацией изделий старинных и современных мастеров, а также образцов, выполненных детьми.

        Полученные теоретические знания закрепляются при выполнении собственных вариантов изделий и украшений, творчески переработанных композиций. Такие предметы сразу находят свое место в жилом интерьере, становятся частью или дополнением современного костюма. Такое обучение дает детям возможность почувствовать значимость и практическую необходимость их творчества.

        Время необходимое для выполнения конкретных учебных заданий, их объем, сложность и последовательность, различно в зависимости от уровня подготовки обучающихся, их индивидуальных интересов и склонностей.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И КРИТЕРИИ ИХ ЗАМЕРА.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ.

        Ожидаемые результаты:

  • освоение основных приёмов вязания крючком и их условных обозначений;
  • умение выполнять узоры и изделия по схемам;
  • создание изделий из мотивов;
  • выполнение моделей детской одежды;
  • ознакомление с новыми видами вязания крючком.

После окончания курса обучения, предусмотренного данной программой, учащиеся должны знать:

  • все условные обозначения, используемые при вязании крючком;
  • технику и основные приемы вязания крючком;
  • исторические сведения о вязании крючком;
  • правила пользования инструментами и приспособлениями для вязания;
  • разновидности нитей, применяемых для работы;
  • виды вязания крючком.

должен уметь:

  • пользоваться инструментами и приспособлениями для вязания;
  • выполнять основные элементы вязания крючком;
  • выполнять узор по схеме и описанию;
  • выполнять убавление и прибавление столбиков в середине и конце ряда;
  • выполнять модели детской одежды.

СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Важнейшим звеном деятельности является учёт, проверка, оценка знаний, умений и навыков детей.

Использование различных видов контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребёнка в процессе занятий;
  • промежуточный – выставки, разгадывание кроссвордов, тестирование;
  • итоговый – тестирование, выставка по итогам учебного года.

Контроль обучения проводится в форме анализа изготовленной поделки или изделия. Кроме того, оформляются временные тематические выставки по блокам и заключительная отчётная выставка по итогам года.

Коллективные просмотры выставок и их анализ приучают учащихся справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

СРЕДСТВА НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Учебно-методическое обеспечение:

        В процессе работы по настоящей программе можно использовать информационно-методические материалы, имеющиеся в Доме детского творчества, в РИМК, библиотеке УО и МП, районной библиотеке:

  • новые педагогические технологии в воспитательном процессе;
  • игры, конкурсы, сценарии, а также методическую литературу из прилагаемых к программе списков;
  • наглядные пособия, образцы изделий изготовленные обучающимися.

Санитарно-гигиенические требования:

Занятия объединения должны проводиться в светлом, сухом, достаточно просторном и хорошо проветриваемом помещении. Целесообразно также иметь большой рабочий стол, шкаф для хранения незаконченных изделий, оборудования и методической литературы, а также стенды для образцов изделий.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

        ЦЕЛИ:

  • усвоение, сохранение традиций и развитие одного из видов декоративно-прикладного творчества – вязание крючком;
  •  развитие творческих способностей учащихся в процессе вязания крючком.

ЗАДАЧИ:

  • научить детей основным приемам вязания кружева;
  •  научить копировать образцы простейших видов кружева.

Программа строится на комплексности обучения, т.е. обучение теоретическим и практическим основам одновременно. Теоретические вопросы включают в себя проведение бесед по истории развития кружева. В процессе практического обучения дети получают знания об основных приемах вязания, элементов кружева, композиции, разнообразии форм.

На первом году обучения одинаково большое значение имеют задания как для индивидуального, так и для коллективного выполнения. Также учитывается принцип постепенного перехода от простых к более сложным заданиям. В целях успешного усвоения материала и стимулирования творческих способностей учащихся занятия проводятся по группам и индивидуально. Это обеспечивает глубокий подход к личности каждого ребенка и организации его самостоятельной творческой деятельности по направлению работы объединения.

Методика работы предусматривает следующие основные этапы:

  • знакомство с историей развития вязания кружева;
  •  анализ образцов с помощью учителя и выполнение узора или мотива по образцу;
  • самостоятельное изготовление несложных кружевных изделий.

В первый год обучения освоение простейших технологических приемов вязания учащиеся получают в процессе выполнения определенного практического задания.

Важно следить за тем, чтобы дети учились находить свои ошибки в работе и вовремя их исправляли. На начальной стадии обучения это достигается индивидуальным контролем со стороны педагога. В дальнейшем учащиеся сравнивают результаты своей работы с работой других учеников или предложенным образцом.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

№ п/п

Тема

Количество часов

всего

теор.

практич.

1.

Декоративное вязание крючком.

Вводное занятие.

  1. «Преданья старины глубокой»
  2. Материалы и инструменты для занятий.  - Виды пряжи.

- Правила техники безопасности на занятиях.

- История вязания крючком и спицами.

- Как оборудовать рабочее место.

2

2

-

2.

Основные элементы вязания крючком.

   - Техника выполнения воздушных петель.                                     Условное обозначение. Выполнение воздушных петель.

    - Техника выполнения полустолбиков. Условное обозначение. Выполнение образца полустолбиками.

     - Техника выполнения столбиков без накида. Условное обозначение. Выполнение образца столбиками без накида.

     - Техника выполнения столбиков с накидом. Условное обозначение. Выполнение образца столбиками с накидом.

8

2

2

2

2

2

0,5

0,5

0,5

0,5

6

1,5

1,5

1,5

1,5

3.

Вязание круга. Введение понятия «Круговое вязание». Три способа введения крючка в петли изделия. Вязание изделия.

  Практическая работа: выполнение изделия прихватки.

4

1

3

4.

Прибавление и убавление петель.

Понятие о цвете, композиции.

Цветовая гамма, сочетание цветов.

Нитки, применяемые для вязания мягкой игрушки.

Вязаная игрушка – лягушка.

Изготовление карандашницы – собачка.

8

2

3

3

3

1

1

1

5

1

2

2

5.      

Ажурное и полуажурное вязание.

Выбор и работа со схемой. Условное обозначение.

Практическая работа.

Вязание мини-салфетки:

 1 –ая работа: столбики с одним накидом;

 2 –ая работа: столбики с двумя накидами;

 3 –ья работа: пышный столбик.

12

2

4

4

4

4

1

1

1

1

8

1

3

3

3

6.

Составление компоции.

Цветовое и композиционное решение.

Просмотр иллюстрации. Особенности вязания. Выбор схемы.

Подбор ниток крючка.

Вязание изделий.

8

2

6

3

1

2                4

5

1

7.

Понятие о плотных узорах.

Назначение и применение плотных узоров.

Вязание изделий плотным узором.

4

1

3

8.

Объемные и комбинированные изделия:

  - Понятие об объемных и комбинированных изделиях;

   - Вязание изделия.

6

2

4

9.

Вязание и оформление изделий и сувениров на выставку:

   - Рекомендации по подбору отделки и технологии выполнения сувенирных изделий;

   - Вязание сувенирного изделия;

   - Оформление сувенирного изделия.

14

2

12

Итого:

66

20

46

1.

Декоративное вязание на спицах.

  История вязания. 

2

2

2.

Виды петель. Их образование.

 - Набор петель;

 - Платочная вязка. Вязание образца;

 - Чулочная вязка. Вязание образца;

 - Резинка. Вязание образца.

14

2

4

4

4

4

1

1

1

1

10

1

3

3

3

3.

Расчет петель.

Вязание изделия.

6

1

5

4.

Прибавление и убавление петель.

Цветовое и композиционное решение.

Изготовление мягких игрушек.

14

4

10

5.

Вязание по схемам.

Условное обозначение.

Вязание изделий.

10

2

8

6.

Крючок в помощь спицам.

Оформление готового изделия.

Вязание изделия.

14

4

10

7.

Простые ажурные узоры.

Вязание по схемам.

Условное обозначение.

Просмотр литературы.

Выбор изделия.

Вязание изделия.

16

6

10

8.

Итоговое занятие

2

2

-

 Итого:

78

25

53

   Итого:

144

45

99

ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ ПРОГРАММЫ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Декоративное вязание крючком.

1. Вводное занятие – 2 часа.

«Преданья старины глубокой». Материалы и инструменты для занятий. Виды пряжи. Правила техники безопасности на занятиях. История вязания крючком и спицами. Как оборудовать рабочее место.

2. Основные элементы вязания крючком – 8 часов.

   - Техника выполнения воздушных петель. Условное обозначение. Выполнение воздушных петель.

    - Техника выполнения полустолбиков. Условное обозначение. Выполнение образца полустолбиками.

     - Техника выполнения столбиков без накида. Условное обозначение. Выполнение образца столбиками без накида.

     - Техника выполнения столбиков с накидом. Условное обозначение. Выполнение образца столбиками с накидом.

3. Вязание круга – 4 часа.

Введение понятия «Круговое вязание». Три способа введения крючка в петли изделия. Вязание изделия.

Практическая работа: выполнение изделия прихватки.

4. Прибавление и убавление петель – 8 часов.

Понятие о цвете, композиции. Цветовая гамма, сочетание цветов. Нитки, применяемые для вязания мягкой игрушки.

Практическая работа: Вязаная игрушка – лягушка. Изготовление карандашницы – собачка.

5. Ажурное и полуажурное вязание – 12 часов.

Выбор и работа со схемой. Условное обозначение.

Практическая работа: Вязание мини-салфетки:

 1 –ая работа: столбики с одним накидом;

 2 –ая работа: столбики с двумя накидами;

 3 –ья работа: пышный столбик.

6. Составление композиции – 8 часов.

Цветовое и композиционное решение. Просмотр иллюстрации. Особенности вязания. Выбор схемы. Подбор ниток крючка.

Практическая работа: Вязание изделий.

7. Понятие о плотных узорах – 4 часа.

Назначение и применение плотных узоров.

Практическая работа: Вязание изделий плотным узором.

8. Объемные и комбинированные изделия – 6 часов.

Понятие об объемных и комбинированных изделиях.

Практическая работа: Вязание изделия.

9. Вязание и оформление изделий и сувениров на выставку – 14 часов.

Рекомендации по подбору отделки и технологии выполнения сувенирных изделий.

Практическая работа: Вязание сувенирного изделия. Оформление сувенирного изделия.

Декоративное вязание на спицах.

1. История вязания – 2 часа.

2. Виды петель. Их образование – 14 часов.

Набор петель. Платочная вязка. Чулочная вязка. Резинка.

Практическая работа: Вязание образца.

3. Расчет петель – 6 часов.

Практическая работа: Вязание изделия.

4. Прибавление и убавление петель – 14 часов.

Цветовое и композиционное решение.

Практическая работа: Изготовление мягких игрушек.

5. Вязание по схемам – 10 часов.

Условное обозначение.

Практическая работа: Вязание изделий.

6. Крючок в помощь спицам – 14 часов.

Оформление готового изделия.

Практическая работа: Вязание изделия.

7. Простые ажурные узоры – 16 часов.

Вязание по схемам. Условное обозначение. Просмотр литературы. Выбор изделия.

Практическая работа: Вязание изделия.

8. Итоговое занятие – 2 часа.

        Для диагностики уровня знаний, умений и навыков, полученных учащимися в первый год обучения, осуществляются следующие формы контроля:

  • индивидуальный контроль со стороны преподавателя на каждом занятии;
  • срезовый контроль в конце изученной темы, сравнение изготовленных образцов;
  • самоконтроль со стороны ученика в процессе прохождения практикума;
  • коллективные работы на заданную тему;
  • выставки: тематические, отчетные, оценка работ для выставки.

К концу первого года обучения дети должны знать:

  • технику и основные приемы вязания крючком;
  • исторические сведения о вязании крючком;
  • правила пользования инструментами и приспособлениями для вязания;
  • условные обозначения для вязания крючком;
  • разновидности нитей, применяемых для работы;
  • правила безопасности труда.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться инструментами и приспособлениями для вязания;
  • выполнять воздушные петли, столбики без накида, полустолбики, столбики с накидом;
  • выполнять узор по схеме и описанию.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

        ЦЕЛИ:

  • дальнейшее развитие и совершенствование творческих способностей детей;
  • отработка и закрепление техники выполнения изделий;
  • ознакомление с новыми видами вязания крючком.

ЗАДАЧИ:

  • научить детей читать схемы;
  • копировать образцы некоторых видов кружевных изделий;
  • научить использовать цвет для отделки изделий.

В программе сохраняется комплексный подход к обучению. Практические занятия носят более сложный характер. Иногда один и тот же образец выполняется несколькими учащимися попеременно. Это обусловлено большей трудоемкостью выполнения предлагаемых образцов. Практические умения опираются на теоретические знания. Поэтому в начале каждой темы отводятся часы на теоретический материал.

На втором году обучения дети совершенствуют технику вязания крючком, а также знакомятся с новыми приемами вязания. При изучении новых тем сохраняется принцип перехода от простых к более сложным заданиям.

Большое внимание уделяется индивидуальному выполнению образца или элемента украшения изделия.

        Методика работы второго года обучения сходна с методикой первого года обучения, но есть некоторые изменения и дополнения:

  • подбор цветовой гаммы и ниток для выполнения кружев;
  • самостоятельный отбор образца для выполнения индивидуального изделия;
  • изготовление изделий по образцу и схеме;
  • самостоятельное изготовление и оформление изделия на выставку.

Во второй год обучения со стороны педагога сохраняется индивидуальный контроль за работой каждого ученика. Также поощряется самоконтроль, исправление собственных ошибок, творческое отношение к выполнению изделий.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

№ п/п

Тема

Всего часов

Форма организации занятий

Теорети-

ческие

Практи-

ческие

1.

Вводное занятие.

  • Знакомство с программой.
  • Повторение правил техники безопасности

2

2

2.

Элементы вязания крючком.

  • Техника выполнения столбиков с 2-я накидами. Условное обозначение.
  • Выполнение образца столбиками с 2-я накидами.
  • Техника выполнения столбиков с 3-я накидами. Условное обозначение.
  • Выполнение образца столбиками с 3-я накидами.
  • Техника выполнения пышных столбиков. Условное обозначение.
  • Выполнение образца пышными столбиками.
  • Техника выполнения «пико». Условное обозначение.
  • Техника выполнения длинных петель. Условное обозначение.
  • Прибавление столбиков в середине ряда.
  • Прибавление столбиков в конце ряда.
  • Убавление столбиков в середине ряда.
  • Убавление столбиков в конце ряда.

22

8

14

3.

Ажурное вязание.

  • Вязание большой салфетки.
  • Вязание мини-скатерти.

24

10

14

4.

Филейное вязание.

  • Техника филейного вязания.
  • Выполнение основной филейной сетки.
  • Выполнение филейной сетки 1,5х2.
  • Выполнение филейной сетки 1х1.
  • Выполнение фигурной сетки без смещения.
  • Выполнение фигурной сетки со смещением.
  • Выполнение изделия в технике филе.

24

8

16

5.

Гипюрное вязание.

  • Техника гипюрного вязания.
  • Вязание мотивов гипюрного вязания.
  • Соединение отдельных фигур фоном.

24

8

16

6.

Вязание детской одежды.

  • Вязание башмачков.
  • Вязание чепчика.
  • Вязание варежек.

46

10

36

7.

Итоговое занятие.

  • Уход за вязаными изделиями.
  • Подведение итогов работы за год.
  • Выставка лучших работ.

2

2

Итого:

144

48

96

ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ ПРОГРАММЫ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

        1.Вводное занятие – 2 часа.

        Знакомство с программой. Повторение правил безопасности труда.

        2.Элементы вязания крючком – 22 часа.

        Техника выполнения столбиков с 2-я накидами. Условное обозначение. Техника выполнения столбиков с 3-я накидами. Условное обозначение. Техника выполнения пышных столбиков. Условное обозначение. Техника выполнения «пико». Условное обозначение. Техника выполнения длинных петель. Условное обозначение.

        Практические занятия: Выполнение образца столбиками с 2-я накидами. Выполнение образца столбиками с 3-я накидами. Выполнение образца пышными столбиками. Прибавление столбиков в середине ряда. Прибавление столбиков в конце ряда. Убавление столбиков в середине ряда. Убавление столбиков в конце ряда.

        3.Ажурное вязание – 24 часа.

        Практические занятия: Выбор схемы вязания большой салфетки. Подбор ниток и крючка для вязания. Вязание большой салфетки. Выбор схемы вязания мини-скатерти. Подбор ниток и крючка для вязания. Вязание мини-скатерти.

        4.Филейное вязание – 24 часа.

        Техника филейного вязания.

        Практические занятия: Выполнение основной филейной сетки. Выполнение филейной сетки 1,5х2. Выполнение филейной сетки 1х1. Выполнение фигурной сетки без смещения. Выполнение фигурной сетки со смещением. Выполнение изделия в технике филе.

        5.Гипюрное вязание – 24 часа.

        Техника гипюрного вязания.

        Практические занятия: Вязание мотивов гипюрного вязания. Соединение отдельных фигур фоном.

        6.Вязание детской одежды – 46 часов.

        Практические занятия: Вязание башмачков. Вязание чепчика. Вязание варежек.

        7.Итоговое занятие – 2 часа.

        Уход за вязаными изделиями. Подведение итогов работы за год. Выставка лучших работ.

        Диагностика уровня знаний, умений и навыков, полученных во второй год обучения, осуществляется с помощью следующих форм контроля:

  • индивидуальный контроль со стороны руководителя на каждом занятии;
  • самоконтроль со стороны ученика в процессе работы над изделием;
  • срезовый контроль в конце темы, сравнение изготовленных образцов;
  • выставки: тематические, итоговые, оценка выставочных работ;
  • коллективные работы на заданную тему.

        К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

  • все условные обозначения для вязания крючком;
  • термины, используемые в технике вязания крючком;
  • виды вязания крючком;
  • особенности вязания детской одежды.

        Уметь:

  • копировать и вязать изделие по образцам и схемам;
  • выполнять столбики с 2-я накидами, столбики с 3-я накидами, пышные столбики, «пико», длинные петли;
  • выполнять убавление и прибавление столбиков в середине и конце ряда;
  • выполнять модели детской одежды;
  • проявлять самостоятельность и творчество при выполнении изделий.

Технологическая карта учебно-воспитательного процесса к программе «Вязание крючком»

Тема

Форма

занятий

Методы и приёмы

Дидактичес-кий материал

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

1 год обучения

Вводное занятие.

  1. «Преданья старины глубокой»
  2. Материалы и инструменты для занятий.  - Виды пряжи.

- Правила техники безопасности на занятиях.

- История вязания крючком и спицами.

- Как оборудовать рабочее место.

Коллектив-ная

Экскурсия

Рассказ. Беседа.

Показ образцов различных видов пряжи.

Инструктаж по технике безопасности.

Организация рабочего места.

Занятие-фантазия

Образцы различных видов пряжи.

Инструкция по правилам поведения на занятиях, ТБ, ПББ, санитарии и гигиены, эвакуации из здания ДДТ.

Рабочие материалы и инструменты.

Беседа.

Опрос обучающихся на тему: «Какие материалы и инструменты необходимы для занятий в кружке», «Виды пряжи».

Основные элементы вязания крючком.

   - Техника выполнения воздушных петель.                                     Условное обозначение. Выполнение воздушных петель.

    - Техника выполнения полустолбиков. Условное обозначение. Выполнение образца полустолбиками.

     - Техника выполнения столбиков без накида. Условное обозначение. Выполнение образца столбиками без накида.

     - Техника выполнения столбиков с накидом. Условное обозначение. Выполнение образца столбиками с накидом.

Групповая.

Индиви-дуальная

Объяснение и показ техники выполнения воздушных петель, полустолбиков, столбиков без накида, столбиков с накидом.

Самостоятельная групповая и индивидуальная работа обучающихся.

Образцы выполненные полустолби-ками, столбиками без накида, столбиками с накидом.

Схемы выполнения образцов.

Инструменты и материалы для работы по теме занятий.

Опрос обучающихся на тему: «Условные обозначения».

Сравнительный анализ работ.

Вязание круга. Введение понятия «Круговое вязание». Три способа введения крючка в петли изделия. Вязание изделия.

  Практическая работа: выполнение изделия прихватки.

Групповая.

Индиви-дуальная

Рассказ.

Самостоятельная групповая и индивидуальная работа обучающихся.

Образцы готовых изделий. Схемы выполнения изделий.

Инструменты и материалы для работы по теме занятий.

Сравнительный анализ работ.

Мини-выставка.

Прибавление и убавление петель.

Понятие о цвете, композиции.

Цветовая гамма, сочетание цветов.

Нитки, применяемые для вязания мягкой игрушки.

Вязаная игрушка – лягушка.

Изготовление карандашницы – собачка.

Групповая.

Индиви-дуальная

Рассказ. Беседа.

Самостоятельная групповая и индивидуальная работа обучающихся.

Разгадывание кроссворда

Готовые изделия. Иллюстрации. Фотографии.

Схемы выполнения изделий.

Инструменты и материалы для работы по теме занятий.

Опрос обучающихся на тему:

«Назначение и применение плотных узоров».

Сравнительный анализ работ. Мини-выставка.

Ажурное и полуажурное вязание.

Выбор и работа со схемой. Условное обозначение.

Практическая работа.

Вязание мини-салфетки:

 1 –ая работа: столбики с одним накидом;

 2 –ая работа: столбики с двумя накидами;

 3 –ья работа: пышный столбик.

Групповая.

Индиви-дуальная

Рассказ. Беседа.

Самостоятельная групповая и индивидуальная работа обучающихся.

Образцы готовых изделий. Схемы выполнения изделий.

Инструменты и материалы для работы по теме занятий.

Опрос обучающихся на тему:

«Цвет и сочетание цветов» и «Сочетание ткани и кружева в изделиях».

Составление компоции.

Цветовое и композиционное решение.

Просмотр иллюстрации. Особенности вязания. Выбор схемы.

Подбор ниток крючка.

Вязание изделий.

Групповая.

Индиви-дуальная

Беседа.

Самостоятельная групповая и индивидуальная работа обучающихся.

Викторина

Образцы готовых изделий. Иллюстрации.Схемы выполнения изделий.

Инструменты и материалы для работы по теме занятий.

Сравнительный анализ работ.

Мини-выставка.

Викторина «Приключения умелых рук»

Понятие о плотных узорах.

Назначение и применение плотных узоров.

Вязание изделий плотным узором.

Групповая.

Индиви-дуальная

Беседа. Показ иллюстраций. Самостоятельная групповая и индивидуальная работа обучающихся.

Занятие-презентация

Иллюстрации. Фотографии. Схемы выполнения изделий.

Инструменты и материалы для работы по теме занятий.

Сравнительный анализ работ.

Вязание и оформление изделий и сувениров на выставку:

   - Рекомендации по подбору отделки и технологии выполнения сувенирных изделий;

   - Вязание сувенирного изделия;

   - Оформление сувенирного изделия.

Групповая.

Выставка

Тестирование

Тест по итогам года.

Итоговая выставка

2 год обучения

Вводное занятие.

Знакомство с программой.

Повторение правил техники безопасности

Коллектив-ная.

Беседа.

Инструктаж по ТБ.

Инструкция по правилам поведения на занятиях, ТБ, ПББ, санитарии и гигиены, эвакуации из здания ДДТ.

Элементы вязания крючком.

Техника выполнения столбиков с 2-я накидами. Условное обозначение.

Выполнение образца столбиками с 2-я накидами.

Техника выполнения столбиков с 3-я накидами. Условное обозначение.

Выполнение образца столбиками с 3-я накидами.

Техника выполнения пышных столбиков. Условное обозначение.

Выполнение образца пышными столбиками.

Техника выполнения «пико». Условное обозначение.

Техника выполнения длинных петель. Условное обозначение.

Прибавление столбиков в середине ряда.

Прибавление столбиков в конце ряда.

Убавление столбиков в середине ряда.

Убавление столбиков в конце ряда.

Групповая.

Индиви-дуальная

Объяснение и показ техники выполнения столбиков с двумя накидами, столбиков с тремя накидами, пышных столбиков, «пико», длинных петель. Самостоятельная групповая и индивидуальная работа обучающихся.

Образцы выполненные столбиками с двумя накидами, столбиками с тремя накидами, пышными столбиками, длинными петлями.

Схемы выполнения образцов.

Инструменты и материалы для работы по теме занятий.

Опрос обучающихся на тему: «Условные обозначения», «Техника выполнения основных элементов вязания крючком».

Сравнительный анализ работ.

Ажурное вязание.

Вязание большой салфетки.

Вязание мини-скатерти.

Групповая.

Индиви-дуальная.

Самостоятельная групповая и индивидуальная работа обучающихся.

Разгадывание кроссворда

Иллюстрации готовых изделий. Схемы выполнения изделий.

Инструменты и материалы для работы по теме занятий.

Сравнительный анализ работ.

Мини-выставка.

Филейное вязание.

Техника филейного вязания.

Выполнение основной филейной сетки.

Выполнение филейной сетки 1,5х2.

Выполнение филейной сетки 1х1.

Выполнение фигурной сетки без смещения.

Выполнение фигурной сетки со смещением.

Выполнение изделия в технике филе.

Групповая.

Индиви-дуальная

Рассказ-информация.

Самостоятельная групповая и индивидуальная работа обучающихся.

Образцы готовых работ. Схемы выполнения изделий.

Инструменты и материалы для работы по теме занятий.

Опрос обучающихся на тему:

«Виды филейных сеток».

Гипюрное вязание.

Техника гипюрного вязания.

Вязание мотивов гипюрного вязания.

Соединение отдельных фигур фоном.

Групповая.

Индиви-дуальная.

Рассказ-информация.

Самостоятельная групповая и индивидуальная работа обучающихся.

Иллюстрации. Схемы.

Инструменты и материалы для работы по теме занятий.

Опрос обучающихся на тему: «Основные фигуры гипюрного вязания». Сравнительный анализ работ.

Мини-выставка.

Вязание детской одежды.

Вязание башмачков.

Вязание чепчика.

Вязание варежек.

Групповая.

Индиви-дуальная.

Самостоятельная групповая и индивидуальная работа обучающихся.

Занятие-презентация

Готовые изделия. Иллюстрации. Схемы.

Инструменты и материалы для работы по теме занятий.

Сравнительный анализ работ.

Мини-выставка.

Итоговое занятие

Уход за вязаными изделиями.

Подведение итогов работы за год.

Выставка лучших работ.

Групповая.

Выставка

Тестирование

Тест по итогам года.

Итоговая выставка.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Ерёменко Т.И. «Вязание крючком» – Издательство «Легкая индустрия», Москва - 1967г.
  2. Жилкина А.Д., Жилкин В.Ф. «Кружок рукоделия» - Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, - Москва, 1957 г.
  3. Краузе А. Вязание крючком. Издательство ЦК Компартии Узбекистана. Ташкент. – 1983.
  4. .Учусь вязать. Пособие для начинающих. /Сост. и тех. редактор Кондратюк Л.С./ - КФ ВНИИ полиграфии, 1992 г.
  5. Рогова О., Смирнова Л., Чернышева А. «Юным рукодельницам» – 1960г.
  6. Тарасенко С.Ф. «Забавные поделки крючком и спицами»: Кн. для учащихся 4-8 кл. ср. шк. – М.: Просвещение, 1992г.
  7. Тарасенко С.Ф. «Вязаная игрушка» – 2-е изд. – 2000г.
  8. Ханашевич Н. «Тридцать три секрета» – Издательсво «Малыш» - Москва, 1986 г.
  9. Цыбина В.А. Вяжем для детей. – Москва, Энергоатомиздат, 1992.

Для детей:

  1. Журналы «Лена» - рукоделие
  2. Журналы «Валя-Валентина»
  3. Журналы «Маленькая Диана»
  4. Рогова О., Смирнова Л.,. Чернышева А «Юным рукодельницам» – 1960г.
  5. Тарасенко С.Ф. «Забавные поделки крючком и спицами»:Кн. для учащихся 4-8 кл. ср. шк. – М.: Просвещение, 1992 г.
  6. Тарасенко С.Ф. «Вязаная игрушка» – 2-е изд. – 2000 г.
  7. .Учусь вязать. Пособие для начинающих. /Сост. и тех. редактор Кондратюк Л.С./ - КФ ВНИИ полиграфии, 1992 г.
  8. Ханашевич Н. «Тридцать три секрета» – Издательсво «Малыш» - Москва, 1986 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Вязание крючком»

Программа расчитана на 3 года и направлена на формирование и развмтие художественно-эстетического вкуса...

Реализация предпрофессиональной подготовки через образовательную программу дополнительного образования детей в объединении «Секреты красоты»

Нестабильность и неопределенность сегодняшней жизни, неясность перспектив, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут определиться в будущей пр...

Реализация предпрофессиональной подготовки через образовательную программу дополнительного образования детей в объединении «Секреты красоты»

Нестабильность и неопределенность сегодняшней жизни, неясность перспектив, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут определиться в будущей пр...

Образовательная программа дополнительного образования детей детское объединение «Планета технического творчества»

Программа расчитана для дополнительного образования детей в возрасте 11-13 лет. Срок реализации два года....

Рабочая образовательная программа Дополнительного образования детей Творческого объединения художественно - эстетической направленности «Дизайн и мода»

Рабочая образовательная программаДополнительного образования детейТворческого объединения художественно - эстетической направленности«Дизайн и мода»...