Рабочая программа дополнительного образования детей "Искусство рукоделия" 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме того, дети узнают о возможностях художественного творчества, деятельности, раскрываются творческие способности ребёнка, формируется направленность на преобразование окружающего мира. В процессе работы у ребёнка развивается чувство цвета, ритма, глазомер, наблюдательность. Особое место уделяется утверждение личности в кругу сверстников, значимая роль занятий и в интеллектуальном, эстетическом развитии каждого учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rukodelie.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Аксайского района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«УТВЕРЖДАЮ» Одобрено
Директор МОУ СОШ №4 методическим советом
Протокол №____
от «___»________2013г.
Тищенко Т.Г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Искусство рукоделия»
Возраст обучающихся 10-14 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработчик программы:
Чуприна Татьяна Васильевна
педагог дополнительного образования
высшей категории
г. Аксай
2012-13 гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа составлена для дополнительного образования детей в возрасте 10-14 лет. Автор-составитель: учитель технологии МОУ СОШ №4 Чуприна Татьяна Васильевна. Имеет высшую квалификационную категорию, стаж работы – 19 лет.
Даная программа является авторской, имеет 4 основных раздела:
- введение;
- стиль «пэчворк»;
- изготовление мягкой игрушки;
- ошибана.
Программа рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю. За это время дети успевают освоить такие виды рукоделия, как: пэчворк (изготовление в стиле лоскутной техники), изготовление мягкой игрушки, ошибана (приемы составления композиций из цветов). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме того, дети узнают о возможностях художественного творчества, деятельности, раскрываются творческие способности ребёнка, формируется направленность на преобразование окружающего мира. В процессе работы у ребёнка развивается чувство цвета, ритма, глазомер, наблюдательность.
Особое место уделяется утверждение личности в кругу сверстников, значимая роль занятий и в интеллектуальном, эстетическом развитии каждого учащегося.
Цель: создание условий, в которых дети развивают свои творческие способности, овладевают умениями и навыками рукоделия.
Задачи:
- Познакомить детей с различными видами швов.
- Научить основным принципам построения выкроек.
- Научить детей различать основные виды ткани, используемые при изготовлении изделий.
- Учить детей терпению, вырабатывать усидчивость и настойчивость в достижении поставленной цели.
- Прививать и совершенствовать у детей такие качества, как трудолюбие, внимательность, аккуратность, чувство меры.
Принципы:
- Креативности. Творческую личность можно воспитывать только в творческой обстановке и при участии руководителя, творящего и заражающего своими идеями.
- Природосообразности. Педагог должен обязательно учитывать половозрастные, физиологические и биологические особенности детей. Занятия проходят в интересной форме, часто проводятся анкетирование. На занятиях возможно использовать музыкальные средства для создания эмоционально-творческой атмосферы.
- Целостно-смыслового равенства. Дети по собственному желанию выбирают игрушку, подбирают для неё необходимый материал и вместе с руководителем воплощают задумку в жизнь.
- Индивидуально-личностный подход. Выполнение задания обычно проходят неравномерно: одни уже выполнили работу, а другие только начинают работу. Поэтому необходимо с каждым ребёнком заниматься индивидуально.
- Коллективности. Это наиболее эффективная форма организации труда, так как при наименьших затратах сил и времени удаётся выполнить трудоёмкую работу. Такая форма способствует сплочению коллектива, а возможность посоревноваться между отдельными группами позволяет ускорить работу и улучшить её качество. Коллективное выполнение заданий содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений, чувства взаимопомощи.
Формы работы: беседа, коллективная работа, консультация, игровые формы работы, индивидуально-практическая работа, диалог.
Методы обучения:
1.Словесные: рассказ, беседа, объяснение, поощрение.
2.Наглядные: пример, демонстрация готовых изделий.
3.Практические: изучение видов швов, тканей, осваивание типов игрушек, изготовление выкроек, составление эскизов.
Аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ, анкетирование, самоконтроль, взаимоанализ выполненных работ.
Учебно-воспитательный процесс базируется на обучении технологическому процессу изготовления разработанного изделия, основным приёмам разработки выкроек или эскиза, ручным и машинным швам, составлении орнамента и композиции. Учащиеся осваивают теоретические и практические навыки, комбинируя их в течение занятия.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- основы материаловедения;
- цветовую гамму;
- правила композиционного построения;
- оборудование, материалы и инструменты, используемые в работе.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять основные виды швов;
- знать технологию раскроя;
- знать правила составления эскизов и способы наклеивания растений;
- использовать необходимые инструменты и приспособления;
- оформлять работу с эстетической точки зрения.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
- Введение. Правила техники безопасности. (1ч)
- Стиль «пэчворк». (36ч)
Виды ручных и машинных швов. Орнамент. Цветовая гамма.
Конструирование узоров, сборка орнамента. Шитьё на основу.
Практические работы: а) «Виды швов».
б) «Изготовление шаблонов».
в) «Изготовление прихватки в стиле лоскутной техники».
г) «Изготовление панно»
- Знакомство с мягкой игрушкой. (10ч)
История возникновения мягкой игрушки. Народные игрушки. Инструменты и приспособления. Правила построения выкроек. Основные линии чертежа. Подготовка ткани к работе. Типы игрушек. Правила раскроя изделий из меха. Украшения и фурнитура. Набивка. Составление технологической карты.
Практические работы: а) «Способы пришивания пуговиц».
3.1.Изготовление простых объёмных игрушек. (6ч)
Практические работы: а) Заготовка выкроек игрушки «мишка»
б) Раскрой игрушки «мишка».
в) Пошив игрушки «мишка».
3.2. Изготовление игрушки «рыбка». (6ч)
Практические работы: а) Заготовка выкроек игрушки «рыбка»
б) Раскрой игрушки «рыбка».
в) Пошив игрушки «рыбка».
г) Набивка и оформление игрушки «рыбка».
3.3.Изготовление подушек-игрушек. (10ч)
Практические работы: а) Заготовка выкроек подушки «черепашка».
б) Увеличение выкройки подушки «черепашка».
в) Раскрой подушки «черепашка».
г) Пошив подушки «черепашка».
д) Набивка и оформление подушки «черепашка».
3.4. Изготовление четвероногих игрушек. (6ч)
Практические работы: а) Заготовка выкроек игрушки «собачка»
б) Раскрой игрушки «собачка».
в) Пошив игрушки «собачка».
3.5. Лоскутные игрушки. (8ч)
Практические работы:
а) Заготовка выкроек игрушки «кубик»
б) Раскрой игрушки «кубик».
в) Пошив игрушки «кубик».
г) Набивка и оформление игрушки «кубик».
4. Ошибана. (4ч)
История возникновения флористики. Основные направления флористики. Ошибана как вид изобразительного искусства. Инструменты и приспособления.
4.1.Подготовка растений к работе. (14ч)
Виды растений, используемых в ошибане. Правила высушивания растений. Хранение высушенных растений. Понятие «композиция» и «сюжет». Симметрия и перспектива. Составление эскиза. Правила расположения растений на картине. Фактура растений. Тёплые и холодные цвета. Подбор цвета в композиции. Экскурсии для сбора растений.
Практические работы:
а) «Составление симметричного узора».
б) «Составление эскиза картины».
в) «Подбор цвета в композиции».
4.2. Композиции из сухих растений. (35ч)
Виды растений, используемых в композициях из сухих цветов. Консервирование и сушка растений. Определение фона открытки. Композиции из сухих растений.
Практические работы:
а) «Консервирование и сушка растений»
б) «Изготовление открытки из сухих цветов».
в) «Составление композиции из сухих листьев».
г) «Составление картины «Фрукты».
д) «Составление картины «Дамы».
е) «Составление картины «Водопад».
ж) «Составление картины «Лесная тропа».
з) «Составление картины «Бабочки».
и) «Составление картины «Озеро».
к) «Составление картины «Пейзаж».
л) «Составление картины на свободную тему».
Календарно-тематическое планирование.
№ | Раздел, тема | кол-во часов | сроки |
1. | Введение. Правила техники безопасности. | 1ч | |
2. | Стиль «пэчворк». | 36ч | |
Виды ручных швов. | 2ч | ||
Виды машинных швов | 2ч | ||
Орнамент. | 2ч | ||
Цветовая гамма. | 1ч | ||
Конструирование узоров | 4ч | ||
Сборка орнамента. | 2ч | ||
Шитьё на основу. | 4ч | ||
Пр.р.: «Виды швов». | 4ч | ||
Пр.р.: «Изготовление шаблонов». | 4ч | ||
Пр.р.: «Изготовление прихватки в стиле лоскутной техники». | 5ч | ||
Пр.р.: «Изготовление панно» | 6ч | ||
3. | Знакомство с мягкой игрушкой. | 10ч | |
История возникновения мягкой игрушки. Народные игрушки. | 1ч | ||
Основные линии чертежа. | 1ч | ||
Подготовка ткани к работе. Инструменты и приспособления. | 1ч | ||
Правила построения выкроек.. | 1ч | ||
Типы игрушек. Правила раскроя изделий из меха. | 1ч | ||
Украшения и фурнитура. Набивка. | 1ч | ||
Составление технологической карты. | 2ч | ||
Пр.р.: «Способы пришивания пуговиц». | 2ч | ||
3.1. | Изготовление простых объёмных игрушек. | 6ч | |
Пр.р.: Заготовка выкроек игрушки «мишка» | 2ч | ||
Пр.р.: Раскрой игрушки «мишка». | 2ч | ||
Пр.р.: Пошив игрушки «мишка». | 2ч | ||
3.2. | Изготовление игрушки «рыбка». | 6ч | |
Пр.р.: Заготовка выкроек игрушки «рыбка» | 2ч | ||
Пр.р.: Раскрой игрушки «рыбка». | 2ч | ||
Пр.р.: Пошив игрушки «рыбка». | 2ч | ||
3.3. | Изготовление подушек-игрушек. | 10ч | |
Пр.р.: Заготовка выкроек подушки «черепашка». | 2ч | ||
Пр.р.: Увеличение выкройки подушки «черепашка». | 2ч | ||
Пр.р.: Раскрой подушки «черепашка». | 2ч | ||
Пр.р.: Пошив подушки «черепашка». | 2ч | ||
Пр.р.: Набивка и оформление подушки «черепашка». | 2ч | ||
3.4. | Изготовление четвероногих игрушек. | 6ч | |
Пр.р.: Заготовка выкроек игрушки «собачка» | 2ч | ||
Пр.р.: Раскрой игрушки «собачка». | 2ч | ||
Пр.р.: Пошив игрушки «собачка». | 2ч | ||
3.5. | Лоскутные игрушки. | 8ч | |
Пр.р.: Заготовка выкроек игрушки «кубик» | 2ч | ||
Пр.р.: Раскрой игрушки «кубик». | 2ч | ||
Пр.р.: Пошив игрушки «кубик». | 2ч | ||
Пр.р.: Набивка и оформление игрушки «кубик». | 2ч | ||
4. | Ошибана. | 4ч | |
История возникновения флористики. | 1ч | ||
Основные направления флористики. | 1ч | ||
Ошибана как вид изобразительного искусства. | 1ч | ||
Инструменты и приспособления. | 1ч | ||
4.1. | Подготовка растений к работе. | 14ч | |
Виды растений, используемых в ошибане. | 1ч | ||
Правила высушивания и хранение растений. | 1ч | ||
Понятие «композиция» и «сюжет». Фактура растений. | 1ч | ||
Симметрия и перспектива. Правила расположения растений на картине. | 1ч | ||
Составление эскиза | 1ч | ||
Тёплые и холодные цвета. Подбор цвета. | 1ч | ||
Экскурсии для сбора растений. | 2ч | ||
Пр.р.: «Составление симметричного узора». | 2ч | ||
Пр.р.: «Составление эскиза картины». | 2ч | ||
Пр.р.: «Подбор цвета в композиции». | 2ч | ||
4.3. | Композиции из сухих растений. | 35ч | |
Виды растений, исп. в композициях из сухих цветов. | 1ч | ||
Консервирование и сушка растений. | 1ч | ||
Определение фона открытки. | 1ч | ||
Композиции из сухих растений. | 1ч | ||
Пр.р.: «Консервирование и сушка растений» | 2ч | ||
Пр.р.: «Изготовление открытки из сухих цветов». | 3ч | ||
Пр.р.: «Составление композиции из сухих листьев». | 3ч | ||
Пр.р.: «Составление картины «Фрукты». | 3ч | ||
Пр.р.: «Составление картины «Дамы». | 3ч | ||
Пр.р.: «Составление картины «Водопад». | 3ч | ||
Пр.р.: «Составление картины «Бабочки». | 3ч | ||
Пр.р.: «Составление картины «Озеро». | 3ч | ||
Пр.р.: «Составление картины «Пейзаж». | 3ч | ||
Пр.р.: «Составление картины на свободную тему». | 3ч | ||
Резерв | 2ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.
Задачи рабочей программы:- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;- определение содержания, объе...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Рабочая программа дополнительного образования для 5 класса « Современный разговорный английский»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОбразовательная программа дополнительного образования составлена на основе учебного пособия Spotlight 5 (В. Эванс).Данный курс направлен на совершенствование навыков и умений учащ...
Рабочая программа дополнительного образования в 5 классе «Коммуникативный английский»
Образовательная программа дополнительного образования составлена на основе учебного пособия KET Objective, автор (A. Capel).Данный курс направлен на совершенствование навыков и умений учащихся...
Рабочая программа дополнительного образования для 9 класса «Подготовка к ОГЭ. Английский язык»
Рабочая программа курса интенсивного обучения по подготовке к ОГЭ по английскому языку разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного обще...
Рабочая программа дополнительного образования для 11 класса «Подготовка к ЕГЭ. Английский язык»
Рабочая программа курса интенсивного обучения по подготовке к ЕГЭ по английскому языку разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общег...