Образовательная программа дополнительного образования детей «Создание художественной композиции из цветов как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»
рабочая программа по теме

Программа по декоративно-прикладному и изобразительному искусство переработанная и оформленная в соответствии с ФГОС (для интернатов и детских домов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Астраханская специальная (коррекционная) школа – интернат имени С. И .Здоровцева для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида»

                                                                                                   УТВЕРЖДЕНО

                                                                                 Протокол ________________

                                                                                 № ____ от «____» ____20___г.

                                                                                И. О. Директора ГБОУ АО

                                                                                «СКШИ им. С. И. Здоровцева»

                                                                                 _____________И. Б. Мальцева

Образовательная программа дополнительного образования детей

 «Создание художественной композиции из цветов  как средство развития творческих способностей  воспитанников школы - интерната»

творческого объединения

«От скуки бери дело в руки».

Программа ориентирована на детей,

обучающихся в условиях ГБОУ АО «СКШИ им. С. И. Здоровцева».

Срок реализации – 2 года

                                       Автор – составитель:

                                              Бойко Елена Васильевна

                                                                        учитель ИЗО, руководитель Т/О

                                                                        высшей квалификационной категории

г. Астрахань 2012г.

     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                                                                 «Детское сердце чутко к призыву

           творить красоту…                                                

  Важно только, чтобы за                                                          

призывами следовал труд».

Б. Н. Сухомлинский

                                                                                                                                 

Программа « Создание художественной композиции из цветов как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната» - это авторизованная программа по декоративно - прикладному и изобразительному творчеству удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям воспитанников с ограниченными возможностями здоровья направленная на их дальнейшую интеграцию в социуме. Программа разработана в соответствии с требованиями, установленными Стандартом утверждённым приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897.

Ранняя профориентация происходит в дополнительном образовании, оно многообразно, разнонаправлено, вариативно. Воспитанникам интернатов, оторванных от реальной жизни, имеющих душевные раны, а зачастую физические и умственные отклонения, и асоциальное поведение особенно важно найти возможность реализовать себя и свои интересы в жизни, иметь возможность стать полноценным гражданином страны. Основной вид деятельности детей – учебный и для его освоения необходимо интенсивное развитие психических  процессов и зрительно-моторной координации. Занятия по программе направлены на развитие  мелких мышц кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствует развитию внимания, воображения, памяти, готовит детей к самостоятельной жизни.

Образовательная программа «Создание художественной композиции из цветов как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната» рассчитана на детей, обучающихся в условиях ГБОУ АО «СКШИ им. С. И. Здоровцева». Набор воспитанников в творческое объединение - свободный, единственный критерий – желание работать. Зачисление проходит на основе предварительного собеседования. Первоначальной базой для дальнейшего овладения навыками являются знания, умения и навыки, приобретенные  ранее.

Объём учебной нагрузки и наполняемость групп происходит в соответствии с документами:

Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.10.2006г. №06-1616

Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (наполняемость групп для детей, имеющих задержку психического развития - 12 человек).

1 год обучения - всего 144 часа, в расчёте 1 группа - 4 часа в неделю.

2 год обучения - всего 216 часов, в расчёте 1 группа - 6 часов в неделю.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

  1. Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности - нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
  2. Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей (они должны находиться под постоянным контролем педагогов).         Необходимо помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно. Создать условия для динамики творческого роста. Именно эти вопросы помогает решить программа «Создание художественной композиции из цветов как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната». В процессе обучения ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для  себя волшебный мир листа бумаги, различных художественных материалов, открыть для себя неповторимость работы нитками в различных техниках и бисером.    Постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
  3. Возрастными психологическими особенностями воспитанников школы - интерната. Основной вид деятельности детей - учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических  процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в объединении помогают  развить  мелкие мышцы кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствуют развитию внимания, воображения, памяти. А также оказывают и психотерапевтическое воздействие:  способствуют сокращению перегрузки детей.

Основные отличия образовательной программы «Создание художественной композиции из цветов как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната» от аналогичных или смежных по профилю деятельности программ:

  1. целевая направленность;
  1. программа разработана для практического применения в специализированных школах – интерната VII вида;
  1. комплексный подход к содержанию, объединение нескольких видов декоративно-прикладного и художественного искусства (аппликация, оригами, папье-маше…), а так же использование бисера  и нитей по главному признаку - «цветы»;
  2. опережающее знакомство с первоначальными знаниями по черчению, геометрии, математике, трудовому обучению, ботаники, природоведению, ИЗО;
  3. использование технологий дифференцированного обучения;

Основные принципы построения программы:

  1. постепенность и последовательность;
  2.  доступность и систематичность;
  3.  наглядность и достоверность;
  4.  активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы;
  5.  комплексное освоение материала;
  6. преемственность
  7.  результативность;
  8. индивидуальный подход в условиях коллективного обучения.

Программа «Создание художественной композиции из цветов как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»  предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление опыта в художественно прикладной деятельности и понятийного аппарата, но и применение приобретенных знаний и навыков в жизни.

Цель программы:

Развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной и художественной деятельности, основанной на использование различных технологий и материалов способствующего успешной социализации воспитанников в социуме.

Достижению поставленной цели способствует выполнение задач:

  1. выявление и содействие развитию творческих способностей каждого ребенка;
  2. формирование духовного мира ребёнка, его личностных ценностей;
  3. воспитание эстетического вкуса и бережного отношения к природе;
  4. формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к  общечеловеческим ценностям;
  5. формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой, нитками, бисером, а так же разнообразными художественными материалами;
  6. развивать внимание, мышление, воображение, мелкую моторику рук, развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д;
  7. создание условий, способствующих успешности каждого ребёнка,  в соответствии с его возможностями.

Средством достижения цели и задач прикладного и художественно-эстетического  образования  является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления школьников, поэтому в программе отводится особое место теории.

В программе планируются часы на индивидуальную работу. Для неё выбираются одаренные дети, а так же дети, имеющие творческие склонности и интересы, но находящиеся на индивидуальном обучении и в силу своих психофизических возможностей не могут обучаться в группе.

Структура программы.

Вся программа состоит из 4-х разделов:

•        цветы в красках;

•        цветы и бумага;

•        цветы и нити;

•        цветы из бисера.

Учитывая специфику работы школы – интерната (круглогодичное проживание детей) во время каникул планируется работа творческого объединения в направлении дизайна и декорирования с использованием «ненужных» бросовых материалов с целью обучения детей бережного и экономного использования ресурсов и умения из любой вещи сделать произведения искусства.

Каждый раздел начинается со знакомства с материалом, правилами работы, организацией рабочего места, освоение отдельных простейших трудовых процессов (смешивание красок, сгибание листа, разметка контура по шаблону, по линейке, работа с ножницами и т.д.), знакомство с простейшими технологическими картами и схемами.

Далее вводятся элементы самостоятельной деятельности как во время практических работ по изготовлению того или иного изделия, так и при анализе трудового задания, его планирования, организации, контроля трудовой деятельности, т.е. на занятиях создаются условия, позволяющие детям (под руководством педагога) самостоятельно, творчески искать пути решения поставленной перед ними задачи; усложнение при работе со схемами, технологическими картами.

Принцип подбора содержания программы  - максимально в соответствии с возможностями ознакомить с разнообразием материалов используемых в изобразительной и декоративно – прикладной деятельности, а так же их практического применения и технологии использования для расширения практической реализации способностей воспитанников школы – интерната и умению их применить в повседневной жизни.

Для воспитания и развития навыков творческой работы программой предусмотрены следующие основные методы:

  1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок,  

     иллюстрации, работа по таблицам);

  1. репродуктивных (работа по образцам);
  2. частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);
  3. творческие (творческие задания, эскизы, проекты);
  4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же  

     других материалов для работы в объёме).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

  1. формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  2. формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни;
  3. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  4. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  7. умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  8. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (в перспективе);

Предметные результаты:

  1. приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  2. формирование основ художественной культуры обучающихся как части их  общей духовной культуры,  как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  3. развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры
  4. формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных  учебных задач;
  5. овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда.

Первый уровень результатов.

  1. знание об этике и эстетике повседневной жизни человека;
  2. навык самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
  1. знание и умение использовать термины (тезаурус);
  2. знание и практическое применение правил безопасности труда и личной гигиены, умение организовать рабочее место и поддерживать на нём порядок во время работы;
  3. умение экономно размечать материал с помощью шаблонов, умение правильно подготовить краски к работе, уметь экономично использовать любые предлагаемые материалы, умение бережно относиться к инструментам;
  4. знание названий и назначения различных материалов и инструментов;
  5. знание законов композиции;
  6. умение резать бумагу ножницами и выполнять надрезы, умение правильно набирать кистью краски и наносить кистью мазки по поверхности бумаги и ткани;
  7. умение выполнять разметку контура по шаблону, по линейке, умение сравнивать с образцом, умение складывать б/ф и т.д.;
  8. знание особенностей работы с красками по ткани; умение изготовить простейшее изделие в технике – батик;
  9. умение пользоваться крючком для вязания и иглами для шитья;
  10. знание простейших условных обозначений, используемых в схемах и таблицах; умение пользоваться таблицами поэтапного изготовления изделий и схемами для вышивания, вязания, оригами и т.д.;
  11. умение изготавливать изделия в различных техниках с использованием бисера;
  12. умение выполнить изделие с использованием вязального крючка;
  13. умение самостоятельно изготавливать простейшие виды изделий (по образцу, рисунку, эскизу, замыслу), контроль правильности выполнения работы;
  14. навыки составления композиции (на плоскости и в объёме).

Второй уровень результатов.

  1. развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру;
  1. совместное пользование материалами и инструментами;
  2. добровольная помощь сверстникам или младшим ребятам испытывающим трудность при выполнении задания;
  3. благоустройство и поддержание чистоты в кабинете, уборка рабочего места;
  4. использование  красивой и правильной речи;
  5. рациональное использование время занятия;
  6. ценностное отношение школьника к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в результате возникающих во время работы повышенного физического, морального, эмоционального напряжения.

Третий уровень результатов.

  1. исследовательская  деятельность;
  2. публичное выступление по проблемным вопросам;
  3. забота о малышах в совместной деятельности с другими детьми;
  4. работа в команде;
  5. самообслуживание;
  6. самоорганизация;
  7. взаимодействие со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Формы достижения  результатов.

  1. 1 уровень. Занятия в творческом объединении.
  2. 2 уровень. Выставки, фестивали.
  3. 3 уровень. Художественные акции школьников в окружающем школу

социуме.  Детские исследовательские проекты.

ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

1 год обучения

Сроки

Виды деятельности

Формы контроля и оценки результатов

Октябрь

Приобретение ЗУН при работе с различными художественными материалами.

Фронтальный опрос. Проведение выставки «Цветы в красках».

Декабрь

Приобретение знаний, умений, навыков в технике оригами. Изготовление цветов и композиций в технике оригами, основой которых являются «простейшие» базовые формы.

Выполнение самостоятельной работы по заданным образцам. Индивидуальный опрос с использованием карточек и схем.

Май

Получение знаний и приобретение навыков в технике «папье-маше» и аппликации. Изготовление сувенирных изделий и их декоративное оформление.

Беседа, в ходе которой происходит коллективное обсуждение, сравнение, анализ работ, принимающих участие в  выставке. Участие в  выставке « Цветы и бумага».

2 год обучения

Сроки

Виды деятельности

Формы контроля и оценки результатов

Декабрь

Приобретение знаний, умений, навыков в технике вязания крючком и вышивки крестом. Изготовление изделий по схемам и творческому замыслу.

Зачет теоретических знаний по теме: условные обозначения на схеме при вязании крючком. Участие в  выставке «Цветы и нити».

Май

Получение ЗУН при работе с бисером. Изготовление изделий и составление композиций.

Выполнение самостоятельной работы по заданным образцам. Участие в выставке « Цветы из бисера». Участие в конкурсах. Тестирование.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально – техническое обеспечение.

Программа будет успешно реализовываться при соблюдении следующих условий:

  1. наличие светлого, просторного кабинета рассчитанного только для работы одного объединения;
  2. водоснабжение (раковина и слив);
  3. наличие материалов необходимых для работы;
  4. наличие компьютера и проектора;
  5. инструменты в достаточном количестве (не менее 15 комплектов): ножницы, крючки, пяльцы, иглы, и т.д.;
  6. наличие рамок и подрамников;
  7. наличие мебели необходимой для работы с детьми и хранения материалов и изделий;
  8. выставочные планшеты и застеклённые витрины;

* желание детей и поддержка  администрации.

Примечание.

  1. В связи с недостаточным материальным обеспечением со стороны педагога возможны взаимозамены разделов и тем программы в соответствии с наличием материалов  на тот или иной отрезок времени, а так же изменение количества часов на каждый вид деятельности.
  2. При появлении новых технологий и наличии соответствующего материала, возможно, их включение в работу вне плана.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№ п/п

Разделы

Кол-во часов

теор.

прак.

всего

1 год обучения

Вводное занятие. Ознакомление с программой на год. Инструктаж по технике безопасности. Тестирование.

1

1

2

Цветы в красках.

1

Вводное занятие. Знакомство с правилами работы красками и кистями. Рисование цветов по представлению.

1

1

2

2

Работа с различными художественными материалами (гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь ...)

6

58

64

Итого:

8

60

68

Цветы и бумага.

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с техникой оригами и основными базовыми формами.

1

1

2

2

Оригами. Модульное оригами.

4

30

34

3

Аппликация из бумаги и папье-маше. Аппликация «на ребро», квиллинг, торцевание.

6

34

40

Итого:

11

65

76

144

2 год обучения

Цветы и нити.

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с иглами, ножницами и крючком. Знакомство со схемами для вязания. Изучение петель.

2

1

3

2

Вязание крючком.

6

59

65

3

Вышивание крестиком.

3

31

34

Итого:

11

91

102

Цветы из бисера.

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с бисером. История бисероплетения.

2

1

3

2

Нанизывание бисера и простейшее плетение.

2

10

12

3

Изготовление цветов из бисера в объёме и на плоскости.

99

99

Итого:

4

110

114

Итого:

15

201

216

   

Примечание.

Работа по программе предполагает:

  1. участие членов творческого объединения в культурно – досуговых мероприятий проводимых в течение года.
  2. посещение выставок, конкурсов, фестивалей.
  3. участие в выставках и конкурсах.

Работа летом.

Участие творческого объединения в работе оздоровительного лагеря.

Наименование мероприятия.

Кол-во часов

1

Организационное занятие. Сообщение программы работы Т/О на лето. Тестирование детей с целью выявления их потребностей в обучении на занятиях. Возможно изменение в программе в соответствии с интересами детей, в связи с летним периодом. Повторение техники безопасности.

3

2

Совершенствование умений и навыков работы с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, карандаши и т.д.).

46

3

Закрепить  навыки работы с бисером.

17

4

Работа с природным материалом.

3

5

Подготовка  и проведение выставки.

3

Итого:

72

 

Работа на каникулах.

         Своеобразие работы обусловлено спецификой школы – интерната, так как на каникулах большинство детей остаётся на территории учреждения их необходимо занять плодотворной и полезной деятельностью. В дни школьных каникул дети будут обучаться дизайну и декорированию изделий самостоятельно, притворяя в жизнь свои идеи.

                                                СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ      

                                                   

Вводное занятие (2часа).

Теория (1ч.)

Знакомство с членами творческого объединения. Ознакомление  с режимом работы творческого объединения, с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Безопасность труда и правила личной гигиены.

Практика (1ч.)

Тесты на выявление неординарности мышления детей.

Цветы в красках.  Вводное занятие.  Знакомство с правилами работы красками и кистями. Рисование цветов по представлению.

Теория (1ч.)

Живопись – это слово означает «писать жизнь». И действительно, живописцы способны изображать предметы «как в жизни». Живописью называют и само произведение искусства, выполненное красками. В зависимости от того, какие именно краски использует художник, различают масляную живопись, темперную живопись, акварельную живопись, живопись гуашью. Всё это – техники живописи.

Практика (1ч.)

Знакомство со смешиванием красок и такими понятиями как: основные цвета, составные, осветлённые и затемнённые тона. Демонстрация смешивания красок. Рисование цветов по представлению.

Форма занятия: урок-объяснение, урок - исследование.

Методическое обеспечение:  использование объяснительно-иллюстративных, исследовательских методов и приемов обучения.

Дидактическое обеспечение: образцы живописи, наглядные пособия, таблицы по цветоведению.

Работа с различными художественными материалами (64 часов).

Теория (6ч.)

Акварель и гуашь – самые подходящие краски для начинающих живописцев. Существуют ещё и другие художественные материалы: тушь, пастель, краски по ткани, уголь, сангина и т.д.

Помните, ребята, чистота и готовность ваших материалов – залог успеха.

Практика (58ч.)

Знакомство с работой  разнообразными художественными материалам и изображение цветов в различных техниках.

Итоговое занятие: выставка внутри объединения.

Формы занятий: экскурсия, соревнование, викторина.

Методическое обеспечение:  использование объяснительно-иллюстративных, исследовательских и репродуктивных методов и приемов обучения.

Дидактическое обеспечение: образцы изображения цветов, наглядные пособия, иллюстрации, таблицы по цветоведению.

Цветы и бумага. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с техникой оригами и основными базовыми формами.

Оригами (34 часа).

Теория (4 ч.)

«Оригами» (с японского – сложенная бумага). Древняя японская техника (искусство) складывания бумаги, характерные особенности оригами. История возникновения и развития оригами.  Демонстрация изделий, выполненных в технике оригами (неизвестных и всем известных, так как: кораблик, самолетик, лягушка и т.д.). Знакомство с модульным оригами и возможностями его применения.

Практика (30 ч.)

Знакомство с такими понятиями и операциями как: «складка», «базовая форма», «линия сгиба», «перегнуть», «согнуть», «вогнуть», «отрезать», «надрезать», «вставить одну деталь в другую», «оторвать (надорвать)».  Демонстрация базовых форм  (б\ф) и знакомство с техникой их   выполнения и техникой выполнения цветов, основанных на этих базовых формах.  

Примерный перечень тем:

  1. Вводное занятие: знакомство с искусством оригами и с понятием «Базовые формы (б\ф)».
  2. Б\ф «треугольник».
  3. Б\ф «воздушный змей».
  4. Б\ф «блинчик».
  5. Б\ф «книжечка».
  6. Изготовление цветов в технике оригами.
  7. Составление композиций.
  8. Модульное оригами.
  9. Цветочные композиции из модульного оригами.
  10. Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги».

         Формы занятий: экскурсия, соревнование, викторина.

Методическое обеспечение:  использование объяснительно-иллюстративных, исследовательских и репродуктивных методов и приемов обучения.

Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий.

Аппликация из бумаги и папье-маше. Аппликация «на ребро», квиллинг, торцевание.(40 часов).

Теория (6 ч.)

Знакомство с приемами оформления изделий из бумаги и картона с помощью аппликации. История техники «папье-маше», ее особенности. Знакомство с двумя способами изготовления изделий в технике «папье-маше». Знакомство с основными формами в квиллинге.  Торцевание, что это? Безопасность труда.

Практика (34 ч.)

Использование приемов аппликации. Разметка заготовки с помощью шаблона. Соединение деталей из бумаги и картона с помощью клея. Выполнение правил безопасности труда и личной гигиены. Изготовление изделий в технике папье-маше. Роспись готовых изделий или декорирование. Изготовление цветочных композиций в технике торцевания и квиллинга на плоскости и в объёме.

Итоговое занятие: выставка внутри объединения.

Формы занятий: урок-сказка, урок-игра, соревнование.

Методическое обеспечение:  использование объяснительно-иллюстративных, методов и приемов обучения.

Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, иллюстрации изделий.

       

Цветы и нити. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с иглами, ножницами и крючком. Знакомство со схемами для вязания. Изучение петель(3 часа).

Теория (2ч).

Знакомство с историей вязания крючком. Инструктаж по технике безопасности при работе с иглами, ножницами и крючком. Показ образцов связанных основными петлями, используемыми при вязании крючком. Знакомство со схемами для вязания.

Практика (1ч.)

Знакомство с началом вязания. Набор петель заданного количества.

Вязание крючком (65 часов).

Теория 6ч).

Подробное знакомство с основными приёмами вязания крючком. Набор петель, их сокращение и закрепление. Знакомство с техникой их выполнения.  Знакомство с такими понятиями и операциями как: воздушная петля, цепочка из воздушных петель, столбик без накида, столбик с накидом и т.д.  

Практика (59ч.)

Практические занятия по вывязыванию изученных петель, изготовление образцов. Комбинирование разных видов петель в одном образце.

Вывязывание цветов на основе полученных знаний и умений. Составление букетов и панно из вывязанных цветов.

Итоговое занятие: мини-конкурс внутри объединения.

Формы занятий:  соревнование, викторина, занятие-зачёт.

Методическое обеспечение:  использование объяснительно-иллюстративных методов и приемов обучения. Самостоятельной  работы и работы по образцу.

Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, иллюстрации изделий, схемы изготовления изделий.

Вышивание крестиком (34час).

Теория (3ч).

История вышивки. Виды вышивки. Требования к работам, выполненным в техники вышивки. Знакомство с вышивкой крестом. Технология.

Практика (31ч.)

Знакомство с такими понятиями и операциями как: крест, полукрест, канва, мулине и т.д.

Итоговое занятие: выставка внутри объединения.

Формы занятий: экскурсия, соревнование, викторина.

Методическое обеспечение:  использование объяснительно-иллюстративных и репродуктивных методов и приемов обучения.      

Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, иллюстрации изделий, схемы изготовления изделий.

Цветы из бисера. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с бисером. История бисероплетения. (3ч.)

Теория (2ч).

История бисера тесно связана с возникновением стеклоделия. Согласно легенде секретом его открытия мы обязаны финикийцам. По другой версии родиной стекла был Древний Египет. Именно с Египтом связаны и первые упоминания о бисере. Его название происходит от арабского слова «бусра» или  «бусер», что означает «фальшивый жемчуг»…

Практика (1ч.)

Практическим путём определить отличие бисера, стекляруса, рубленого бисера и бусин.

Формы занятий:  урок-объяснение с элементами эксперимента.

Методическое обеспечение:  использование объяснительно-иллюстративных, исследовательских  приемов обучения.

Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, раздаточный материал с образцами материала.

Нанизывание бисера и простейшее плетение. (12ч.)

Теория (2ч).

Бисер можно просто нанизать, и получится украшение бусы или браслет, но изделие из бисера можно  и сплести, тогда оно будет более красивым и оригинальным. Способ плетения «крестиками» был известен и популярен ещё в 18 веке. До сих пор он остаётся одним из самых распространённых.

Практика (10ч.)

Нанизывание бисера на леску. Знакомство с техникой плетения «крестиками». Плетение цепочки «крестики» одной и двумя иглами. Счётное плетение на проволоке.

Формы занятий: открытое занятие, соревнование.

Методическое обеспечение:  использование объяснительно-иллюстративных и репродуктивных методов и приемов обучения.

Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий.

Изготовление цветов из бисера. (99ч.)

Практика (99ч.)

Изготовление цветов из бисера на основе полученных знаний и умений.

Итоговое занятие: выставка внутри объединения.

Формы занятий: дизайнерская - мастерская, соревнование.

Методическое обеспечение:  использование объяснительно-иллюстративных, исследовательских и репродуктивных методов и приемов обучения, а так же самостоятельных и новаторских.

Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия,  схемы изготовления изделий.

Итоговая выставка за год на территории детского дома.

Творческие задания.

  1. Изображение фантазийных цветов. Материал по желанию.
  2. «Каменный цветок». Какой он? Изображение Каменного цветка (сказка П. Бажова) по представлению.
  3. Придумай цветы из ЭТОГО! (пластиковые  и картонные упаковки).
  4. «Так вот ты какой, цветочек аленький!». Изображение сказочного  

          цветочка по представлению.

  1. «Букет любимому учителю». Работа, выполненная из бисера.
  2. «Букет в вазе». Используя модули (оригами) собери букет и

           соответствующую ему по форме и цвету вазу.

  1. Используя технику торцевания создать цветочную композицию в объёме

          или на плоскости.

  1. На основе базовых форм квиллинга создать сложную форму цветочных лепестков с последующей объёмной или полу объёмной сборкой.
  2. «Волшебные нитки». Создание из нитей цветочной композиции в выполненной любой технике.
  3. Цветочная фантазия на CD диске.
  4. «Чудо цепочки». Связать цепочку из воздушных петель произвольной длины и создать цветочную композицию в одной цветовой гамме.
  5. Фитоколлаж на тему «Радость цвета».
  6. «Цветок моей мечты». Вышивка.
  7. «Волшебный листок». Используя основные базовые формы оригами составить весенний букет.
  8. «Цветочный кубок». Создание кубка из пластиковых бутылок с последующим декорированием.
  9. «Сказочная клумба для Мальвины».
  10. «Каспийская роза». Материал по выбору.

Список литературы для педагога.  

1. Белов Н.В. Фигурки из бисера. – Минск: Харвест, 2007. – 144с.:ил.

2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. Москва «Просвещение» 2010.

3. Ткаченко Т.Б., Исакова Э.Ю. Подарки из бисера. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д:

    Феникс, 2007. - 219с.

4. Эни Кокс. Возрождение традиций. Уроки Мастерства. Вышивка шёлковыми ленточками. Издательство «КРИСТИНА – НОВЫЙ ВЕК», 2007.

Цифровые образовательные ресурсы.

http://www.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/1.html

http://www.jeducation.ru/6_2010/35.html

http://www.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/index.html

http://nogschool4.my1.ru/publ/15-1-0-30

http://dou908.narod.ru/docs/8945a.htm

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2862

http://old.yamaledu.org/index.php?option=com_content&view=article&id=73:-111206-06-1844&catid=68:federalye-dokumenty&Itemid=105

http://www.allmedia.ru/laws/DocumShow.asp?DocumID=121657

http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_83152.html

http://nsportal.ru/fgos-v-nachalnoi-shkole/vneurochnaya-deyatelnost-v-ramkakh-fgos-0

http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm

http://plotnikova.ucoz.ru/load/vneurochnaja_dejatelnost/klassifikacija_rezultatov_vneurochnoj_dejatelnosti/10-1-0-182

http://prof-teacher.ru/drugie-stati/klassifikaciya-rezultatov-vneurochnoj-deyatelnosti-uchashhixsya/

http://do.gendocs.ru/docs/index-181874.html

http://sdr.lysva.biz/page27.html

http://63.018.ru/pages?id=3696

http://www.shimanovskadm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=964:2012-02-14-05-40-44&catid=75:2011-05-18-06-12-17&Itemid=100

ТЕЗАУРУС.

АКВАРЕЛЬ — водяные краски с растительным клеем в качестве связующего вещества и живопись ими.

АППЛИКАЦИЯ (лат. application - прикладывание, присоединение) — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).

АХРОМАТИЧЕСКИЕ (в буквальном переводе с греческого – бесцветные) ЦВЕТА – это черный, белый и вся шкала серых между ними. Все оттенки ахроматической группы не имеют тона и отличаются друг от друга только светлотой. Белый – самый светлый цвет, черный – самый темный. Светло-серый, средне-серый, темно-серый (и другие градации серого) занимают промежуточные ступени светлоты между белым и черным.

БАЗОВЫЕ ФОРМЫ — общеизвестные простые начальные формы оригами (их автор неизвестен), из которых складываются другие фигуры.

БИСЕР (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.

БЛИК — отблеск света, в шкале градаций светотени самое яркое световое пятно, лежащее на блестящих, выпуклых и выступающих поверхностях предметов.

ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА - метод передачи удаления предметов на основе зрительного опыта, путем смягчения очертаний, ослабления детальности изображений, уменьшения яркости цвета и т. п.

ВОЗДУШНАЯ ПЕТЛЯ – это начало вязания. Несколько таких петель образуют цепочку, которая представляет собой основу любого изделия, связанного крючком.

ВИТРАЖ — произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего свет материала, изобразительная или орнаментальная композиция, рассчитанная на сквозное освещение.

ГРАВЮРА — раздел графики, включающий произведения (гравюры), исполненные посредством печатания с доски, обработанной различными способами гравирования. Разновидностями гравюры являются акватинта, ксилография, литография, офорт, политипаж, резерваж.

ГРАФИКА — вид изобразительных пространственных (пластических) искусств; связанный с изображением на плоскости: рисунок или отпечаток наносится на лист бумаги, иногда картона; различают станковую и книжную графику, по целевому назначению — прикладную (промышленную), экслибрис, плакат, по способу исполнения и возможностям воспроизведения — уникальную и печатную. Разновидностью графики является лубок — народная картинка.

ГРИЗАЙЛЬ — однотонная, монохромная живопись, обычно имитирующая скульптурный рельеф, выполняет роль декоративной росписи или панно.

ГУАШЬ — краски для живописи, разводимые водой, от акварели отличаются наличием в составе белил, большей плотностью красочного слоя.

ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ - является частью архитектурного ансамбля или произведения декоративно-прикладного искусства, предназначена для украшения или подчеркивания конструкции и функции здания или предмета.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА — при сопоставлении усиливают друг друга, при смешении обесцвечиваются.

ЖИВОПИСЬ — вид изобразительных искусств, ее произведения создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО - раздел пластических искусств, выросших на основе зрительного восприятия и создающих изображения мира на плоскости и в пространстве: живопись, скульптура, графика.

КАНВА (фр. canevas) — сетчатая хлопковая, льняная (или смешанная по составу) ткань, а также основы из других материалов. Применяется для вышивания счётным крестом, несчётным крестом, гладью, гобеленовым швом...

КАРАНДАШ — инструмент для рисования и письма; по материалу различаются графитный, свинцовый, серебряный, итальянский; сангина, пастель, уголь не имеют оболочки; чертежные, маркировочные, копировальные и т. д. имеют разное назначение.

КВИЛЛИНГ -  искусство бумагокручения.

КИСТЬ — основной инструмент для живописи, изготовляется из волоса или шерсти.

КОЛЛАЖ — техника создания картины, при которой используются детали из плоских и объемных материалов.

КОМПОЗИЦИЯ — построение художественного произведения, взаимное расположение его частей.

КОНТУР — линия, очерчивающая предмет или его детали, средство художественной выразительности.

ЛИНИЯ — одно из важнейших выразительных и изобразительных средств в пластических искусствах.

ЛИНЕЙКА — простейший измерительный геометрический инструмент, представляющий собой узкую пластину, у которой как минимум одна сторона прямая. Обычно линейка имеет нанесённые деления, кратные единице измерения длины (сантиметр, дюйм)...

ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА - прямая, научная перспектива, изображение объемного предмета на плоскости геометрическим методом центральной проекции.

МАЗОК — след кисти на поверхности красочного слоя.

МОЗАИКА — разновидность монументальной живописи; изображения и орнамент составляются из простейших цветовых элементов - кусочков разноцветных натуральных камней и стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов.

МУЛИНЕ — пряжа, полученная заводским способом или ручной выделкой, произведенная специально для вышивания или других видов рукоделия.

НАТЮРМОРТ — жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы.

ОРИГАМИ - в переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа.

ОРНАМЕНТ — узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении геометрических или изобразительных элементов. Видами орнамента являются гротески, меандр, арабеска и др. Широко распространены орнаментальные ленты, розетты, сетчатые.

ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА — цвета (красный, желтый, синий), смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки.

ПАЛИТРА — небольшая тонкая овальная или четырехугольная доска для смешения красок.

ПАННО — 1) живописное произведение, декоративного назначения, постоянно прикрепленное к стене архитектурного интерьера; 2) часть стены, выделенная обрамлением и заполненная живописью или рельефом.

ПАСПАРТУ — лист бумаги, картона, оргалита и т. п. с вырезанным в его середине отверстием, создающий обрамление рисунка, акварели или гравюры.

ПАСТЕЛЬ [-тэ́-] (от лат. pasta — тесто) — группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи (согласно современной музейной классификации, работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением.

ПЕРО — инструмент для рисования жидким красящим веществом.

ПЕРСПЕКТИВА — системы изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя.

ПЛЕТЕНИЕ — способ изготовления более жестких конструкций и материалов из менее прочных материалов.

РАБОЧЕЕ МЕСТО — это неделимое в организационном отношении (в сведений конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения одной или нескольких производственных или обслуживающих операций, оснащённое соответствующим оборудованием и технологической оснасткой.

РАСТУШЕВКА — растирание на листе бумаги линий и штрихов, сделанных карандашом.

РЕЛЬЕФ — один из видов скульптуры; его объемные формы располагаются на плоскости и ориентируются на нее; может углубляться в плоскость фона — углубленный рельеф (его разновидности — контррельеф и койланоглиф) и выступать над нею — выпуклый рельеф (барельеф и горельеф).

РЕФЛЕ́КС (лат. reflexus — «отражение, изгиб, обратное движение, поворот») — в искусстве — изображение отраженного света.

РИСУНОК — изображение на какой-либо поверхности, сделанное от руки сухим или жидким красящим веществом с помощью графических средств — контурной линии, штриха, пятна.

РОСПИСЬ — живопись (орнаментальная или сюжетная), украшающая архитектурные сооружения либо предметы, изделия народного искусства, художественного ремесла или художественной промышленности.

РУБЛЕННЫЙ БИСЕР («рубка») — это короткие трубочки длиной 1—5 мм.

СВЕТ — наиболее освещенные части художественного произведения.

СВЕТ И ТЕНЬ, СВЕТОТЕ́НЬ (см. свет) — важнейшие парные категории теории и практики изобразительного искусства.

СИЛУЭТ — плоскостное однотонное изображение предмета на фоне другого цвета.

СКУЛЬПТУРА — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещаются в реальном пространстве.

СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ, мелкая пластика — небольшие фигурки: статуэтки, игрушки.

СОСТАВНЫЕ ЦВЕТА  — цвета, полученные смешением двух основных цветов.

СТЕКЛЯРУС (фр. jais de verre) — стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для нити. Технология их изготовления была разработана в XVII веке во Франции.

СТОЛБИК БЕЗ НАКИДА является базовым приемом в вязании крючком и очень часто встречается в выполнении различных моделей, как одежды, так и аксессуаров.

ТЕНЬ — наименее освещенные части художественного произведения.

ТОРЦЕВАНИЕ - необычный способ делать красивые поделки из цветной гофрированной бумаги. В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги.

ТРАФАРЕТ — приспособление для переноса изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение одного и того же мотива: пластина с отверстиями, через которые красящая масса наносится на материал.

ТУШЬ — черная краска, не теряющая интенсивности тона со временем.

ФОН — глубинные, менее значимые части изобразительной или орнаментальной композиции.

ШТРИХ — линия, выполняемая одним движением руки, основной элемент техники рисования.

ЭСКИЗ — предварительный набросок картины, рисунка; художественное произведение вспомогательного характера.

Уровень результатов работы по программе: (как критерий программы)!!!!!

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Предполагаемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): бережное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры, правилах художественного творчества, правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

результаты второго уровня (формирование пози­тивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим лю­дям, к своему здоровью и внутреннему миру

результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт самообслуживающей деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде и взятия на себя ответственности за других людей. нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

Предполагаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения научного исследования.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт заботы о малышах и совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми организации их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации и взятия на себя ответственности за других людей.

Предполагаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп; о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в лесу.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом и других аспектах.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

 Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

 Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

 Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, гендерном и других аспектах.

 Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков, занятий по изучению прав человека и т. п. Даже самый лучший урок может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе) и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.

 При организации внеурочной деятельности младших/ школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.

 Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.

 Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Художественная вышивка"

Программа рекомендуется для проведения кружковой работы с детьми в возрасте 10-15 лет. Продожительность реализации программы 1 год....

Комплексная образовательная программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному и художественному искусству "Золушка".

«Программа по декоративно– прикладному и художественному искусству «Золушка» (составитель: Тулупова О.В., педагог дополнительного образования МУ ДОД «Дворец детского творчества» ГО Саранск), 2002...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования детей по художественной направленности «Комплексное развитие основных хореографических навыков»

  Хореографический ансамбль в общеобразовательной школе является одним из важных компонентов системы общего дополнительного образования, которое направлено на развитие личности и способств...

Методическая разработка раздела образовательной программы дополнительного образования детей (художественная гимнастика) по теме: "Обучение двигательным навыкам работы с предметами детей младшего возраста"

В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой, юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многобо...

Рабочая образовательная программа Дополнительного образования детей Творческого объединения художественно - эстетической направленности «Дизайн и мода»

Рабочая образовательная программаДополнительного образования детейТворческого объединения художественно - эстетической направленности«Дизайн и мода»...