«Техника вязания, виды петель» Методическая разработка раздела программы дополнительного образования детей «Волшебная петелька» для детей 10-12 лет
методическая разработка на тему

Серухова Наталья Валентиновна

Техника вязания – виды петель: раздел  первого года обучения,образовательной программы "Волшебная петелька",включает изучение технологии вязания крючком. Работа по схеме, искусство составления композиции, цветовое решение композиции, изготовление панно. Изучение данного раздела в форме посиделок, комбинированного занятия, учебного занятия, позволяет заинтересовать учащихся техникой вязания крючком, развить умение применять на практике полученные навыки, не боясь использовать свою фантазию и вкус. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_razdela_serukhova_vyksa_2012.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации городского округа город Выкса

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского технического творчества

«Техника вязания,  виды петель»

Методическая разработка раздела программы

дополнительного образования детей

 «Волшебная петелька»

 для детей 10-12 лет

Подготовил:

Серухова Наталья Валентиновна

Педагог дополнительного образования

Первая квалификационная категория

г. Выкса

2012г.

Пояснительная записка

Программа «Волшебная петелька» относится к программам дополнительного образования художественной направленности и обеспечивает не только приобретение детьми знаний, умений и навыков вязания крючком, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей обучающихся с учётом современных условий жизни, тенденций моды, вкусов детей.

Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования  и науки к программам дополнительного образования  и включает все структурные части: пояснительную записку, психолого-педагогическое обоснование, цель и задачи, условия реализации, планируемый результат, содержание, тематический план, список литературы.

В системе дополнительного образования программа актуальна в связи с тем, что декоративно-прикладное творчество является неотъемлемой частью культуры, уходящей корнями в прошлое и совершенствующейся в соответствии с  запросами современного общества.  Программа направлена на выявление и развитие индивидуальных способностей детей, приобретение ими определённых знаний и умений в избранном виде деятельности. Программа позволяет развивать компетентность в отдельной области, формирование навыков на уровне  практического применения.    Полученные  детьми знания, умения и навыки помогут успешнее освоить программный материал образовательной области «Технология»   общеобразовательной школы.

  Образовательная программа "Волшебная петелька" разработана на два года обучения для детей 10-12 лет. На занятия допускаются все записавшиеся учащиеся, обязующиеся выполнять правила поведения и технику безопасности на занятиях. Обучение производится по группам. Каждая возрастная группа последовательно овладевает новым уровнем знаний, на базе ранее полученных сведений, постепенно осуществляя переход от простого к сложному. На каждом новом уровне усложняются цели и задачи,  изменяется и сам подход  к выполнению работ.

Использование в обучении различных  методов как: объяснительно-иллюстративный,  рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более интересным и познавательным. Основной формой обучения являются учебные занятия, включающие теоретическую и практическую части.  Содержание теоретических сведений  согласовывается с характером практических работ по каждой теме. В занятия включены минутки - прибаутки, игровые моменты, групповые и индивидуальные задания. Выполнение коллективных работ способствует сплочению детей, учит общению, взаимопониманию, взаимопомощи, способствуют развитию детской фантазии, воображения. В процессе всей работы с детьми используются поощрения, как важный стимул в развитии инициативы детей.                                                                                      

На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, рассказа, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся. Весь учебный материал разбит на общие темы, которые связаны между собой и являются последовательным дополнением друг друга.

   В первый год  обучения происходит общее знакомство учащихся с техникой вязания крючком, во второй год  – более углубленное постижение основ мастерства.

В программный курс включен раздел " свободное творчество ", который позволяет, повышать творческий потенциал детей, повторять и закреплять пройденный материал. Изучать историю вязания, встречаясь с интересными людьми, посещая музей народного творчества, участвуя в выставках декоративно – прикладного творчества.

 С целью проверки усвоения материала программы, проводятся игры, тесты, специально составленные кроссворды. Отчёт о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, фестивалей.

   Основным результатом работы детей, является участие в выставках и конкурсах: районных, областных.                                                                                                  

Данная программа может быть предложена педагогам дополнительного образования для работы в объединениях прикладного творчества, учителям технологии для использования ее в процессе обучения детей вязанию крючком.

Техника вязания – виды петель: раздел  первого года обучения, включает изучение технологии вязания крючком. Работа по схеме, искусство составления композиции, цветовое решение композиции, изготовление панно. Изучение данного раздела в форме посиделок, комбинированного занятия, учебного занятия, позволяет заинтересовать учащихся техникой вязания крючком, развить умение применять на практике полученные навыки, не боясь использовать свою фантазию и вкус. На данный раздел отводится 14 часов или 7 двухчасовых занятий.

2.Цель раздела программы: создание условий для приобретения  первичных практических навыков в области художественного вязания.  Развитие художественных способностей обучающихся.

 В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Образовательные:

-  Обучить правильному положению рук  при  вязании.

- Познакомить с основами цветоведения и материаловедения;  

- Научить чётко и правильно выполнять основные приёмы вязания;   

- Научить выполнять сборку и оформление готового изделия;

- Познакомить с историей и развитием художественного вязания;

- Сформировать навыки оказания взаимопомощи и взаимооценки при  выполнении работы.

2.  Развивающие:

- Развить  познавательные способности;

- Развить моторные навыки;
3.     Воспитательные:

- Прививать интерес  к истокам народного творчества;

- Прививать  основы  эстетического и художественного вкуса;

- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение                                 довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы;

- Привить основы культуры  труда.

3. Психолого-педагогическое обоснование

 
            Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов,  представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу.  Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию,— это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Занятия творчеством стимулируют данные процессы, создают основу для развития личности.
        В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление 
быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости.   Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им.  С наступлением подростничества подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовершенствования ребенка.

         Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости.
Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12—13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее), копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входит мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т. п. Давая  новые для подростка примеры, демонстрируя образцы эстетичных и современных работ, педагог берёт на себя роль лидера и образца для подражания,  на занятиях создаётся ситуация необходимого для подростков неформального общения и выполнения общего значимого дела с элементами молодёжной субкультуры.

           В VII—VIII классах школы некоторые подростки начинают систематически и целенаправленно заниматься самовоспитанием. Имеется определенная последовательность в выработке волевых качеств личности у подростка. Вначале развиваются в основном динамические физические качества. Это — сила, быстрота и скорость реакции. Затем вырабатываются качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. Вслед за этим наступает черед формирования более сложных и тонких волевых качеств, таких, например, как концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность.

           Занятия вязанием   в большей степени способствуют напряжению волевой сферы, развитию  «взрослой» мелкой моторики, созреванию логических мыслительных операций при чтении и разработке схем и эскизов изделий.
             Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: 
от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. Соответственно этой логике сменяют друг друга и совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10—11 лет). На данном этапе обучающимся предлагаются для выполнения небольшие работы из несложных элементов, создаётся  возможность придать работе  оригинальность. Обучение по данному разделу программы ориентировано на просмотр большого количества образцов,  обсуждение особенностей выполнения  работ.    

        В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыто проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например, высшего уровня своего развития в детстве достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредствованность. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, причем с использованием множества приемов и средств обучения. Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности. В рамках раздела организуются беседы, обсуждения, задания для самоанализа и взаимоанализа работ способствующие становлению интеллектуальной  сферы обучающихся. 
         Подростничество имеет множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, 
интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьезных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей. Возникает психолого-педагогическая дилемма, разрешить которую может только опытный взрослый: как, относясь к подростку  по-серьезному, т. е. по-взрослому, вместе с тем обращаться с ним как с ребенком, который постоянно нуждается в помощи и поддержке, но внешне при этом такого «детского» обращения не обнаруживать. (Р.С.Немов)  На занятиях по программе «Волшебная петелька» и, в частности  в рамках данного раздела «Техника вязания и виды петель» создана ситуация развития необходимых и актуальных для обучающихся качеств, организована дозированная нагрузка, предлагаются разнообразные формы общения и деятельности с учётом особенностей и потребностей развития.

4.Ожидаемые результаты освоения раздела программы:

- Положительная и устойчивая динамика показателей познавательного развития: образное и пространственное мышление, устойчивость и сосредоточенность внимания, переключение и распределение внимания, репродуктивное и творческое воображение;

- Положительная динамика развития эстетических способностей: точность и полнота в восприятии цвета, формы, величины;

- Освоение системы знаний цветоведения и материаловедения

- Знание основных приёмов вязания крючком ( начало образования петли, воздушная петля, косичка из воздушных петель)

- Знание алгоритма действий при сборке и оформлении готового изделия

- Развитие основ эстетического и художественного вкуса;

- Формирование нравственных качеств личности;

- Сформированность волевой регуляции поведения, деятельности: усидчивость, настойчивость, эмоциональная уравновешенность, самоконтроль, трудолюбие;

- Сформированность  основ культуры труда: знание техники безопасности при работе с материалами и инструментами, умения организовать своё рабочее место.

5. Обоснование используемых в образовательном процессе образовательных технологий, методов, форм  организации деятельности учащихся:

Одним из главных условий развития творческой личности является дифференцированное обучение. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого обучающегося, с учетом их психолого-возрастных особенностей, области их интересов, уровня интеллектуального и творческого развития.

При этом используются различные педагогические методы, формы и приемы организации занятий с обязательным деятельным подходом. Выполнение операций, отработка  навыков, в группе обучающихся проходят неравномерно: кто то уже выполнил задание и при это качественно, т.е. готов к усвоению дальнейших знаний и отработке навыков, а другим на отработку одного навыка требуется  многократное повторение с индивидуальным показом, демонстрацией и внешнем контролем.

Занятия раздела могут быть представлены как в форме посиделок, так и как учебное занятие, или комбинированное занятие. Главное, что бы занятие было интересным для обучающихся, давало простор для проявления творческой самостоятельности, основывающийся на полученных знаний и умениях. Проводя работу по освоению раздела, педагог неоднократно применяет методы демонстрации, показа, сочетая их со словесными методами. Цель такой работы - активизировать развитие речевого аппарата, внутреннего плана действий, самоконтроля. Достаточно большой временной отрезок отводится на практические методы: практические упражнения, самостоятельная работа, практическая работа, это позволяет на должном уровне отработать навыки вязания крючком воздушной петли и косички из воздушных петель. При таком подходе достаточно высок уровень освоения раздела  «Техника вязания и виды петель»

6.Система знаний и  система деятельности:

Система знаний включает в себя:

  • общенаучные знания, осознание философских  категории посредством включения в практическую деятельность:

«Материя» – предметы материального мира, возможность создавать их своими руками, используя знания, жизненный опыт, воображение;

  «Движение» –  изменение положения в пространстве (вывязывание различных петель, оформление работы) для создания предметов материального мира.

 «Пространство» –  часть материального мира, которую можно преображать, создавая предметы  творчества, применяя законы перспективы,   элементы украшения интерьера, предметы быта;

 «Время» – ресурс необходимый для выполнения  творческих работ, экономия времени за счет эффективности навыков, рациональной работы, планирования деятельности.

  • законы философии:

«Единства и борьбы противоположностей» -  понимание свойств вязаных вещей – хрупкости  нити и прочности изделия; необходимости сочетания цветов и невозможности преобладания одних над другими, понимание законов построения работы и соотнесения размеров частей (большое из малого, малое в большом);

«Перехода количества в качество» -  единое изделие состоит из частей, элементов, петелек, качество зависит от каждой петельки. Высокого качества вязания можно достичь  путем многократных упражнений, самосовершенствования.

  • знания из определенной научной области:

 гуманитарные науки – история искусства,

естественные науки – материаловедение, технология вязания, изготовления нитей, цветоведение.

  • знания профильного характера –  способы использования инструментов, материалов, схем, чтение печатных и электронных изданий, знакомство  с мастерами и народными умельцами.


7.Учебно-тематическое планирование по разделу

Тема занятия

 Форма

Цели и задачи

Оборудование и материалы

  Деятельность учащихся

Методы и приемы

1

1.История возникновения вязания, инструменты и материалы

(2 часа)

Посиделки

  • познакомить с историей возникновения вязания инструментами материалами
  • развивать творческую фантазию и воображение, чувство прекрасного;

Демонстрация образцов,

таблицы,

журналы.

Нитки для

 вязания, ножницы. Мультимедийная установка, диск с записью презентации

 Наблюдение, самоконтроль, взаимопомощь.

 

Опыт. Осознание своего продвижения («выполнил сам», «догадался», «помог товарищу»)

Репродуктивная деятельность


Метод создания игровой ситуации: приветствие в игровой форме и сообщение цели и задач занятия
Беседа: «Ниточка за ниточкой»;

Работа под руководством педагога

Демонстрация презентации   «Этапы выполнения куклы берегини из пряжи».
Методы мотивации и стимулирования: в ходе занятия устное поощрение ребенка за выполненную работу.

Подведение итогов - выставка  и анализ детских работ.

                       

2.

1. Начало образования петли.

Способы крепления нити на крючке  понятие «Воздушная петля»

(2 час)

Комбинированное занятие

Цель: Познакомить и научить воспитанников  с техникой вывязывания воздушной петли      (цепочки из воздушных петель

1.Образовательные:
• Обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами,               •Научить чётко и правильно выполнять основные приёмы вязания; воздушная петля,  косичка из воздушных петель.
2.Воспитательные:
• Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, материалам;
•  Прививать основы культуры труда.
3.Развивающие:
•Развивать образное мышление;
•Развивать внимание;
•Развивать моторные навыки;
•Развивать творческие способности;
•Развивать  воображение;
•Выработать эстетический и художественный вкус.

Карточки«Азбука вязания».

Схемы выполнения воздушной  петли.
Демонстрация образцов,

Нитки для вязания, ножницы, крючки разного размера.

Магнитофон , диски с записью мелодии.

Постановка и решение учебной  задачи.

Причинно-следственные связи. Осознание своего продвижения («решил сам», «догадался», «помог товарищу».)

Наблюдение, самоконтроль, взаимопомощь.

 

Создание ситуации новизны: подготовка и организация рабочего места, сообщение задач занятия.
Работа с карточками «Азбука вязания».

Инструктаж по технике безопасности работы с ножницами, крючком.
Рассказ-вступление: правильное закрепление нити на крючке, понятие «Воздушная петля».
Демонстрация схемы выполнения воздушной  петли.
Работа под руководством педагога: вывязывание косички из воздушных петель.
Подведение итогов:
оценка педагога.




2.Начало образования петли. Воздушная петля

Цепочка из воздушных петель

Цветоведение.

(2 час)

Учебное занятие

Образовательные:

  • Познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
    •  Продолжить формирование навыков     чёткого и правильного выполнения основных приёмов вязания; Воздушная петля
    2.     Воспитательные:
    • Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
    • Прививать основы культуры труда.
    3.     Развивающие:
    • Развивать образное мышление;
    • Развивать  внимание;
    • Развить моторные навыки;
    •  Развивать  творческие способности;
    • Развивать фантазию;
    Выработать эстетический и художественный вкус.

Журналы книги иллюстрации.

Схемы выполнения воздушной  петли

Нитки для вязания, крючки, ножницы.

Демонстрация образцов

Компьютер, диск с записью мелодии.

Поиск  ответа на поставленный вопрос. Причинно-следственные связи. Наблюдение. Опыт. Осознание своего продвижения («решил сам», «догадался», «помог товарищу».

Повторение пройденного.

Опрос: ответы на вопросы по теме: « Правильное закрепление нити на крючке. Понятие «Воздушная петля».

Рассказ- вступление: «Косичка из воздушных петель – очень нужная  вещь».

Показ иллюстраций, работ - « Все из косички»

 Инструктаж: «Техника безопасности при работе с инструментами и материалами»

Практические  упражнения: вывязывание косички из воздушных петель 50 см.

Подведение итогов: взаимоконтроль.

3. Панно «Кошка» Выполнение эскиза, цепочки из воздушных петель.

(2 час)

Учебное занятие

1.Образовательные: 

•  Продолжить формирование знаний     чёткого и правильного выполнения основных приёмов  вязания воздушной  петли;
2.     Воспитательные:
•  Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, • 3. Развивающие:
•Развивать  образное мышление;
• Развивать внимание;
•  Развивать моторные навыки;
•Развивать творческие способности;
•        Развивать воображение.
•        Выработать эстетический и художественный вкус.

Карточки «Азбука вязания».

Схемы выполнения воздушной  петли.
Демонстрация образцов,

Нитки для вязания, ножницы, крючки разного размера.

Компьютер, диск с записью презентации

Повторение пройденного, Наблюдение. Опыт. Осознание своего продвижения («решил сам», «догадался», «помог товарищу».

Наблюдение,

самоконтроль, взаимопомощь.

 

Работа с карточками «Азбука вязания».

Беседа: «Мой домашний питомец».
Участие обучающихся в обсуждении темы.

Демонстрация презентации на тему «Мой домашний питомец».

Инструктаж: «Техника безопасности при работе с режущими и колющими предметами»

Практические упражнения: Эскиз на бумаге «Котенок», вывязывание косичек из воздушных петель разного цвета

Комментирование действий.

Подведение итогов: Оценка педагога, самооценка.

4. Панно «Кошка» Выполнение цепочки из воздушных петель разного цвета. Сборка и оформление панно.

Учебное занятие

1.Образовательные:
• Научить чётко и правильно выполнять основные приёмы вязания; косичка из воздушных петель;
•Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
2. Воспитательные:
•  Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы,;
3 Развивающие:
• Развивать образное мышление;
•Развивать внимание;
•Развивать моторные навыки;
•  Развивать творческие способности;
• Развивать воображение.
•  Вырабатывать  эстетический и художественный вкус.

Карточки «Азбука вязания».

Схемы выполнения воздушной  петли.
Демонстрация образцов,

Нитки для вязания, ножницы, крючки разного размера.

Компьютер, диск.

Повторение пройденного, Наблюдение. Опыт. Осознание своего продвижения («решил сам», «догадался», «помог товарищу».

Наблюдение,

самоконтроль, взаимопомощь.

 

Работа с карточками «Азбука вязания»

Рассказ- вступление: «Использование таблицы вязания петель».

Работа с таблицей вязания крючком  

Инструктаж: «Техника безопасности при работе с режущими и колющими предметами».

 Комментирование действий при планировании работы по эскизу.

Дозированная помощь при выполнении практических упражнений:

вывязывание косичек из воздушных петель разного цвета, крепление косичек на основу согласно эскизу.

Подведение итогов: мини-выставка и анализ детских работ.      

5.Панно «Цветочная поляна» Выполнение эскиза в цвете, цепочки из воздушных петель разного цвета.

Учебное занятие

1.Образовательные.
•  Научить выполнять сборку и оформление готового изделия. 
2.Воспитательные:
•  Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы,;
3 Развивающие:
• Развивать образное мышление;
•Развивать внимание;
•Развивать моторные навыки;
•  Развивать творческие способности;
• Развивать воображение.
•  Вырабатывать  эстетический и художественный вкус.

Журналы, книги, иллюстрации.

Схемы выполнения воздушной  петли

Нитки для вязания, крючки, ножницы.

Демонстрация образцов

Компьютер, диск с записью презентации.

Поиск  ответа на поставленный вопрос. Причинно-следственные связи. Наблюдение. Опыт. Осознание своего продвижения («решил сам», «догадался», «помог товарищу».

Повторение пройденного.

Метод эмоционального мотивирования: анализ ситуаций из  художественной литературы.

Рассказ: «Цветочная поляна».

Демонстрация презентации

«Цветочная поляна».

Инструктаж: «Инструктаж по технике безопасности работы с ножницами, крючком».

Практические упражнения: Цветной эскиз на бумаге «цветы».

Самостоятельная работа: вывязывание косички из воздушных петель  разного цвета согласно эскизу.

Подведение итогов:

оценка педагога, самооценка.

6. Панно «Цветочная поляна» Выполнение цепочки из воздушных петель разного цвета. Сборка и оформление панно.

Комбинированное занятие

1.  Образовательные:
• Познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
• Научить выполнять сборку и оформление готового изделия. 
2.Воспитательные:                                                                               Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
•Привить основы культуры труда.
3 Развивающие:
• Развивать образное мышление;
•Развивать внимание;
•Развивать моторные навыки;
•  Развивать творческие способности;
• Развивать воображение.
•  Вырабатывать  эстетический и художественный вкус. 

Схемы выполнения воздушной  петли.
Демонстрация образцов,

Нитки для вязания, ножницы, крючки разного размера.

Компьютер, диск .

 Взаимопроверка. Самоанализ самоконтроль Поиск  ответа на поставленный вопрос. Причинно-следственные связи. Опыт. Осознание своего продвижения («решил сам», «догадался», «помог товарищу».

Повторение пройденного.

Анализ жизненных ситуаций:

Рассказ-вступление: «Подарки своими руками».

Инструктаж: «Техника безопасности при работе с инструментами и материалами».

Практические упражнения: вывязывание косичек из воздушных петель разного цвета, длины, толщины,  крепление косичек на основу согласно эскиза.

Подведение итогов:

самооценка, выставка  и анализ детских работ.

Комментирование выполненной работы.


8. Разработка занятия.

Тема занятия: Инструменты и материалы. История игрушки, история вязания

Тип занятия: изучение нового материала

Цель занятия: знакомство с материалами (нитки для вязания), обучение изготовлению куклы из пряжи.

Задачи:

  • развивать творческую фантазию и воображение, чувство прекрасного;
  • воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, дружелюбие, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу.

Форма занятия: посиделки

Методы обучения: Беседа, рассказ, демонстрация образцов, практическая работа, коллективная оценка, мини-выставка детских работ.

Возраст предполагаемых участников:10-12 лет

Методическое обеспечение: схема изготовления куклы из пряжи,  образец изделия, правила работы с ножницами,  мультимедийная презентация.

 Характеристика оборудования: Клубки синтетической пряжи разного цвета (бежевый, желтый), ножницы, мультимедийная установка

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим в мою избушку на краю деревушки. Для начала нам нужно познакомиться. По старой русской традиции, приходящий в дом незнакомый человек, называл свое имя, и чем он занимался. Давайте сделаем то же самое, например: меня зовут Наталья Валентиновна, я умею хорошо вязать крючком и учу этому ремеслу детей, я руководитель творческого объединения    «Волшебная петелька». Назовите своё имя, и скажите, что вы умеете делать или, чем любите заниматься.

(Дети здороваются). Напишите свои имена на цветных пирамидках

Сегодня я расскажу вам много интересного. Помогать мне сегодня будет волшебный сундучок моей бабушки.  В  нем много предметов, с которыми вы сталкиваетесь дома ежедневно. Посмотрим, что же там?

 (загадка про клубочек)

Ими вяжут, ими шьют,
Но сначала их прядут

И в клубочки их мотают,
На катушки собирают. (Нитки)

Дети отгадали загадку. (Педагог достаёт из сундука клубок ниток).

 Педагог: Правильно, это клубочек ниток. …Ребята, скажите, какие бывают ниточки?

Ответ детей: шерстяные, синтетические, хлопчатобумажные.

Педагог: Правильно. У вас на столах есть конвертики, в которых находятся образцы пряжи, потрогайте ниточки и ответьте, чем они отличаются друг от друга?

Ответы детей: гладкая, шершавая, лохматая, тонкая, толстая

педагог: Правильно! А вы что-нибудь знаете про нитки?
Дети: Да, знаем.
Педагог: Дети, расскажите  из чего можно сделать нитки?

Ответ детей:……
педагог: Из шерсти овцы, ламы, верблюда – получаются шерстяные нитки. Из пуха кролика и козы – пуховые нитки. Гусениц-шелкопрядов специально разводят и кормят тутовыми листьями, чтобы получить шелковые нитки.
Это нитки животного происхождения. А еще из чего делают нитки?

( педагог показывает и дает потрогать кусочки шерсти овцы и пуха козы, фотографии шелкопряда)

Ответ детей:…..
Из древесины – ацетатные или искусственный шелк, из нефти – капроновые.
Так получают нитки искусственного происхождения, а из чего еще делают нитки.
Из хлопка – хлопковые нитки, изо льна – льняные.
Педагог: Правильно. Это нитки растительного происхождения. А сейчас я хочу вас научить одной игре песенке , ее пели когда приходила пора убирать лен.

Упражнение для координации речи

(каждый ребенок по очереди читает по одной строчке) 
Уж я сеяла, сеяла ленок
Я полола, полола ленок.
Уж я дергала, я дергала ленок,
Уж я стлала, стлала ленок.
Я мочила, я мочила ленок,
Я сушила, я сушила ленок.
Уж я мяла, уж я мяла ленок
Я трепала, я трепала ленок
Я чесала, я чесала ленок,
Уж я пряла, я пряла ленок,
Уж я ткала, я ткала ленок.
Педагог: из пряжи разного цвета и происхождения, дети, которые занимаются вязанием крючком,  сделали вот такие работы (показ детских работ)

 Педагог: Молодцы, а вы знаете, для чего нужны нитки, и что ими можно делать?
Дети: Шить, вязать, пришивать пуговицы, зашивать дырки, вышивать узоры, ткать коврики.
Педагог: Значит, нитки бывают  какие?
Дети: Вязальные, вышивальные, швейные, штопальные. Ирис, мулине, пряжа.

 Педагог: Но нельзя вязать, работать инструментами, не зная о правилах безопасности работы с ними, и вы ребята поможете мне озвучить эти правила. Опять обратимся к бабушкиному сундучку.

(На каждую парту дается одно правило в стихах дети его зачитывают)

Крючки. Их надо сосчитать,

Когда садишься за работу.

Потом внимательно собрать,

Хотя бывает неохота.

Ты не бери иголку в рот:

Иголка острая - не плод!

Ты лучше с нею не шути,

А то окажется внутри.

На стол клади ты ножницы кольцами к себе,

Передаю же ножницы кольцами к тебе.

Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда:

Положишь их разомкнутыми - может быть беда.

Лишь окончена работа -

Инструментам нужна забота:

Не забудь ты их закрыть

И на место положить.

 Мы уже немного познакомились с ниточками, мы даже вспомнили, что из ниточек  можно сделать. А кто из вас делал кукол из ниток? Хотите я вас научу?

Ответы детей:….

Что  такое "кукла"? В " Словаре русского языка" С.И. Ожегова объясняется что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека. По-японски кукла - "нинте", что так и переводится - образ человека. Пожалуй, точнее не скажешь. Детской игрушкой  кукла стала  не так давно, а фигурки, изображающие человека, появились только немного позже, чем сам человек. В древнем мире кукла была изображением бога, дублером человека в ритуале жертвоприношения, потом оберегом. И даже когда она стала просто игрушкой, долго еще сохранялась в обычаях простых людей трепетное, бережное и уважительное отношение к ней. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше  и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать. Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье. Сегодня я познакомлю вас  с тем как можно сделать куклу своими руками из пряжи. Не забудьте, что поделку надо делать с хорошим настроением, тогда она получиться красивой.

( из бабушкиного сундучка педагог достает куколку из пряжи) Сегодня каждый из вас сделает  куколку- оберег из пряжи.

( схема прилагается)

   Куклы обереги предназначались для защиты людей от влияния злых сил. Их изготавливали без применения ножниц и иголки. Куклу наряжали, но лицо не рисовали, по народным поверьям кукла без лица считалась неодушевленной не доступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит и безвредной для ребенка, поэтому безликая кукла была и игрушкой и оберегом.. Куклу подкладывали в колыбель к младенцу, где она находилась до крещения ребенка и имела предназначение принимать на себя все напасти, угрожающие младенцу. У такой куклы много, много рук, что бы все дела спорились, а дома был порядок и достаток. Эта куколка тоже является и обрядовой и обереговой куколкой.

Сейчас рассмотрим схему изготовления куклы, которую мы будем делать. Для начала нужно набрать пучок ниток одинаковой длины, это у нас будет будущее тело нашей куклы. Ребята, если кукла, это  образ человека, то какого цвета нитки мы будем использовать при изготовлении тела куклы?

Дети: Нитки бежевого цвета.

Педагог: Правильно.

Затем набираем еще один пучок ниток такой же длины, но другого цвета, это будут волосы. На этот раз мы возьмем нитки, какого цвета?

Дети: Нитки коричневого цвета.

Педагог: Правильно. Но можно использовать нитки и черного и белого цветов.

Наберем еще один пучок ниток, но уже меньшей длины, чем два первых пучка. Начинаем соединять детали игрушки. Прежде чем завязать головку на намотанных нитках, надо  вложить в середину пучок ниток черного цвета - это косы девочки. После этого завяжите нить, наметив головку. Вставьте ручки (пучок ниток бежевого цвета) в середину кисточки поближе к перетяжке-шее и закрепите их, завязав поясок на талии девочки. Наша кукла почти готова! осталось заплести косы и завязать их бантиками. С помощью ножниц выравниваем "ручки" и "юбку". Мы подробно разобрали схему изготовления куклы и начинаем практическую работу,

( практическая работа, ответы педагога на возникающие вопросы детей)

Подведение итогов

С практической работой вы справились замечательно, получились настоящие куколки - обереги, вы показали свои умения. Если вы и дальше решите заниматься рукоделием, я думаю, что у вас все получится.

Про таких рукодельных говорят:

Умелые руки не знают руки.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Не откладывай на завтра, то, что можно сделать сегодня.
На бога надейся, а сам не плошай.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Шила и мыла, гладила и катала, пряла и ткала, да всё языком.
Терпенье и труд – всё перетрут.

Педагог: работа наша подошла к концу.

 ( Мини-выставка  и анализ детских работ).

Все, кто хотел бы научиться вязать крючком - оставьте свои пирамидки в сундучке моей бабушки, ну, а кто не хочет вязать,  может пирамидки оставить на столе.

Делу время, а потехе час!

Спасибо, до свидания!

Литература:

  1. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла – Тверь: культура и традиции, 2007.-С 120
  2. Детская энциклопедия: Я познаю мир: Игрушки/ Авт. сост. Н.Г.Юрина.-М.:ООО" Фирма"Издательство АСТ""; ЗАО " Издательский дом семейная мастерская", 1999.-496с.,ил.
  3. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла.-С.П.: Паритет, 2003.-С.236
  4. Шпикалов А. Русская игрушка.- М.: Прогресс,1974.-С.160.

9. Литература:

  1. Ажурные петельки: вязаная отделка и украшение одежды /Л.Н.Семенова, Д.А.Семенова.- Ростов Н /Д: Феникс, 2007.- 221,[2]с.: ил -(Волшебный клубок)
  2. Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий для детей 7-14 лет)/авт.-сост.Н.В.Кочеткова. -Волгоград:Учитель,2010.-141 с
  3. Энциклопедия рукоделия /сост. И.А.Сокол ; Художник – оформитель И.О.Осипов.-М.:ООО»ИздательствоАСТ»;Харьков:»Формо»,2003.-393,[7]с.:ил.
  4. Максимова М.В. Кузьмина М.А. Быстрый крючок. М: Изд-во Эксмо,2004.-88 с.( Серия « Заботы маленькой хозяйки»)
  5. Современная Энциклопедия. Вязание/ Авт. .-сост. .Е.А. Добрицкая.- МН.: Современный литератор,2002.-800 с.
  6. Большая книга рукоделий. Автор- составитель А.Григорьева. Издательство Белый город».
  7. Зайцева А.А. Оригинальные куклы своими руками/ Анна Зайцева.- М.: Эксмо, 2009.-64 с.: ил.- ( Азбука рукоделия)
  8. Беннетт Стив  Беннетт Рут Литтерль.- 365 игр для детей и взрослых. Пер.С англ.-М.: ООО «ТД Издательство Мир книги».2006.-480с.,ил.
  9. Праздничный калейдоскоп .1-4 классы.: Утренники, КВН, театрализованные шоу, игры, посиделки/авт. - сост. Е.В.Шаталова.- Волгоград: Учитель,2008.-189 с.
  10. Сборник научно-методических материалов по развитию технического творчества учащихся. Выпуск 6. Центр технического творчества учащихся. Российская ассоциация «Ростехтворчество».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

первый год обучения

№№п/п  

                Разделы, темы занятий

Количество

часов всего

Количество часов теория

Количество часов практика

    1.

Вводное занятие  (знакомство, презентация объединения, диагностика)

2

1

1

-

    2.

Техника вязания,  виды петель 

14

2

12

1.История возникновения вязания . Инструменты и материалы

2

1

1

2.Начало образования петли. Воздушная петля.  Вывязывание первого и последующих рядов.

12

1

11

        

    3.

Техника вязания столбиков и их групп

24

3

21

3. Использование изделий связанных крючком.

2

1

1

4..Полустолбики. Выполнение образцов на основе полустолбиков.

12

1

11

5..Столбики. Столбики с накидом. Изготовление образцов на основе столбика  с накидом.

10

1

9

3.

Техника вывязывания полотна

50

8

42

1.Техника вывязывания полотна

2

1

1

2.Полотно в виде круга.

12

1

11

3.Полотно в виде квадрата

12

1

11

4. Диагностика

2

1

1

5.Прибавление , убавление петель.

8

1

7

6.Вывязывание полотна в виде треугольника

12

1

11

7. Применение убавления  петель в вязаных изделиях.

2

1

1

4.

Эстетическое оформление изделий

24

4

20

1. Украшение одежды

6

1

5

2.Вывязывание цветов на основе вязки "воздушная петля " , " столбик " , " столбик с накидом " .

8

1

7

3. Панно " Весенний букет ".

8

1

7

4.Способы крепления деталей к полотну

2

1

1

5.

СВОБОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

28

3

25

1.Диагностика

2

1

1

4.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

2

1

1

                 

                                  Всего часов:

144

26

118


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей "Волшебные краски"

Программа предназначена для планирования занятий по дополнительному образованию во внеурочное время учеников младших классов (1-.4 класс). Расчитана на два года обучения....

Программа дополнительного образования детей «Волшебный мир бумаги»

Программа дополнительного образования детей   «Волшебный мир бумаги» - программа кружка, рассчитана на 1 год, может быть использована для среднего младшего возраста. Дети знакомятся с модульным о...

Методическая разработка раздела учебной программы дисциплины «Физическая культура»Техника обучения плаванию

В разработке программы предшествовало изучение статистических данных о    несчастных случаев на воде. По данным отчетов Минздрава Российской Федерации, за последние пять лет в России то...

Методическая разработка раздела образовательной программы дополнительного образования детей (художественная гимнастика) по теме: "Обучение двигательным навыкам работы с предметами детей младшего возраста"

В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой, юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многобо...

Рецензия на методическую разработку "Роль дополнительного образования в образовательном процессе для детей с ОВЗ"

Материал соответствует требованиям педагогических разработок, будет интересен широкому кругу целевой аудитории и может быть использован в практической работе педагогов....

Методическая разработка раздела программы "Лоскутная техника"

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья основам работы с тканью....