Рабочая программа по технологии (мальчики) 5 класс
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме
Данная программа предназначена для учителя технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
Рузаевского муниципального района
Рассмотрена и одобрена на Рассмотрена и одобрена на Утверждена заседании методического заседании научно- руководителем объединения методического совета образовательного
Руководитель МО________ Руководитель НМС_________ учреждения ________
Косырева Ю.А../ / Сарайкина О.В./ / Сарайкина О.В. «___»___________20____г. «____»__________20____г. «_____»______________20___г.
Рабочая программа
учебного курса «Технология»
в 5 А классе
(вторая ступень обучения)
Составитель:
Голоктионов В.И. учитель технологии
первая квалификационная категория
2013 г.
Пояснительная записка
- Цель изучения учебного предмета
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения технологии на ступени основного образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по технологии. В ней заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Целями образовательной области «Технология» в основной школе являются: формирование у школьников технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда и прикладной творческой деятельности, социально-трудовая адаптация обучающихся на основе профессионального самоопределения.
- Общая характеристика предмета
Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Рабочая программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе, 5-7 классах технологических знаний и опыта трудовой деятельности.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Рабочей программой предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- технологическая культура производства;
- распространенные технологии современного производства;
- культура, эргономика и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
- основы черчения, графики, дизайна;
- элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
- знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- методы технической, творческой, проектной деятельности;
- история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно- практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий.
Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения, программы «Технология. Трудовое обучение» рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2010 г., авторы программы: В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев.
Для проведения занятий по образовательной области «Технология» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 5 классах еженедельно отводится два часа учебных занятий при продолжительности учебного года в 35 недель.
Базовыми для программы являются разделы «Технология обработки древесины. Элементы машиноведения», «Технология обработки металлов. Элементы машиноведения », «Культура дома», «Проектная деятельность».
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Проверка результатов обучения имеет место на всех этапах (по карточкам, тестам, защита творческих проектов).
- Место учебного предмета в базисном учебном плане
Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность – профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая – должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности.
Искусственная среда – техносфера – опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
- Требования к результатам обучения
В результате обучения учащиеся овладевают:
- трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их функциональными и эстетическими свойствами;
- умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности, составлять профессиональные планы;
- навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность познакомиться:
- с основными технологическими понятиями и характеристиками;
- с назначением и технологическими свойствами материалов;
- с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений;
- с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
- со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.
Результаты изучения предмета «Технология»
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Общие результаты технологического образования состоят:
- в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
- в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности.
Изучение технологии призвано обеспечить:
- становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико–технологические знания;
- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
- формирование у молодых людей системы социальных ценностей;
- приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- проявление технико–технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения учащимся основной школы курса «Технология» являются:
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
- проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
- виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико–технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительскую стоимость;
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
- обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
- владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
- применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
- проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- выбор и использование кодов, средств и видов пред ставления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности;
- расчет себестоимости продукта труда;
- примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
- оценивание своей способности и готовности к пред принимательской деятельности;
- выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
- разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
- формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
- выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
- оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
- публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
- разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
- потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Тематическое планирование по дисциплине «Технология» 5 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Самостоятельная работа, ч. | |||
1. | Технология ручной обработки древесины и древесных материалов | 30 | - | 30 | - | - | - |
3. | Технология ручной обработки металлов и искусственных материалов | 28 | 2 | 26 | - | - | - |
3. | Технологии домашнего хозяйства | 6 | 2 | 4 | - | - | - |
4. | Творческий проект | 6 | 2 | 4 | - | - | - |
Итого | 70 | 6 | 64 | - | - | - |
Содержание программы
Что такое творческий проект. Этапы выполнения проекта (2 ч)
Творческий проект. Источники информации. Этапы выполнения творческого проекта.
Основные понятия темы: творческий проект, этапы выполнения проекта(поисковый, технологический, заключительный), защита (презентация) проекта.
Учащиеся должны знать: понятие проект, какими источниками пользоваться при выполнении творческого проекта, этапы выполнения творческого проекта.
Учащиеся должны уметь: пользоваться различными источниками информации при выполнении творческого проекта.
Технология ручной обработки древесины и древесных материалов (26 ч)
(Изготовление изделий из древесины налаженными инструментами и на налаженном оборудовании)
Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы (2 ч)
Древесина как природный конструкционный материал. Применение древесины в народном хозяйстве. Строение древесины. Породы древесины. Виды пороков древесины и их характерные признаки. Текстура древесины и ее использование. Виды пиломатериалов.
Лабораторно -практическая работа:
- распознавание древесины и древесных материалов.
Основные понятия темы: древесина, лиственные и хвойные породы, строение древесины (кора, сердцевина, годичные кольца), текстура; пиломатериалы (доски, брусья, бруски, горбыль), элементы пиломатериалов (пласть, ребро, торец, кромка); древесные материалы (шпон, фанера).
Учащиеся должны знать: строение, породы, текстуру древесины, виды пиломатериалов, виды изображений деталей.
Учащиеся должны уметь: определять породы древесины по образцам.
Графическое изображение деталей и изделий (2 ч)
Понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже детали призматической формы. Главный вид, виды слева и сверху. Нанесение размеров. Линии чертежа. Масштаб. Правила чтения чертежа детали.
Практическая работа:
- Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины.
Основные понятия темы: графическая документация (эскиз, технический рисунок, чертёж); виды: главный, слева, сверху; линии чертежа (основная, размерная, выносная, штриховая, штрихпунктирная); масштаб, инженер – конструктор.
Учащиеся должны знать: виды изображений деталей, последовательность выполнения эскиза, этапы создания изделия из древесины.
Учащиеся должны уметь: читать чертежи детали, разрабатывать технологическую карту на изготовление детали.
Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины (2 ч)
Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины. Рациональное размещение инструмента на столярном верстаке. Правила безопасности труда.
Практическая работа:
- Организация рабочего места для столярных работ.
Основные понятия темы: столярный верстак (крышка, задний и передний зажимы, выдвижная опора, отверстия (гнёзда), клинья, лоток), столяр.
Учащиеся должны знать: устройство и основные части столярного верстака, размещение инструмента на столярном верстаке, правила ухода за столярным верстаком;
Учащиеся должны уметь: проверять соответствие верстака своему росту, закреплять заготовки в зажимах и между клиньями верстака.
Последовательность изготовления деталей из древесины (2 ч)
Понятие об инструкционно-технологической карте. Изучение конструкции и технических требований, предъявляемых к изготавливаемым деталям и изделию, ознакомление с технологией его изготовления: подбор заготовок, инструментов.
Практические работы:
- Разметка последовательности изготовления детали из древесины.
Основные понятия темы: производственный процесс, технологический процесс, технологическая операция, технологическая карта, технолог.
Учащиеся должны знать: этапы создания изделия из древесины.
Учащиеся должны уметь: разрабатывать технологическую карту на изготовление детали.
Разметка, пиление и строгание (6 ч)
Приемы и последовательность разметки с помощью шаблонов, линейки, угольника и рейсмуса.
Инструменты, приспособления для строгания и пиления. Устройство и назначение рубанка.
Поперечные и продольные пилы. Клинообразная форма режущей части столярных инструментов. Форма зубьев пил для поперечного и продольного пиления.
Стусло как средство обеспечения заданной точности взаимного расположения обрабатываемых поверхностей детали и повышения производительности труда при пилении.
Приемы строгания, поперечного и продольного пиления. Правила безопасности труда при выполнении этих операций.
Практические работы:
- разметка заготовок из древесины;
- пиление заготовок из древесины;
- строгание заготовок из древесины.
Основные понятия темы: разметка, базовая кромка, угольник, линейка, рейсмус, циркуль, шаблон, пиление, пила, зубья, режущая кромка, стусло, строгание древесины, струги,шерхебель,рубанок,фуганок. Учащиеся должны знать: приемы и последовательность разметки с помощью шаблонов, линейки, угольника и рейсмуса; инструменты, приспособления для строгания и пиления древесины; устройство и назначение рубанка; меры безопасности при пилении ручной пилой, при работе со стругами.
Учащиеся должны уметь: размечать заготовки деталей по чертежам, с помощью линейки, угольника, циркуля, шаблона; выпиливать деревянные заготовки в соответствии с разметкой, пользоваться стуслом; работать рубанком.
Сверление отверстий в деталях из древесины (2 ч)
Обозначение формы и размеров отверстий на чертеже. Виды сверл, устройство и область их применения. Назначение и устройство коловорота и ручной дрели. Закрепление сверл. Приемы сверления коловоротом и ручной дрелью. Контроль размеров отверстия. Правила безопасности труда при сверлении.
Изготовление деталей из древесины, имеющих отверстия.
Практические работы:
- сверление заготовок из древесины.
Основные понятия темы: сверление, отверстия (сквозные, глухие), свёрла (спиральное, центровое), коловорот, дрель, струбцина, станочник - сверловщик.
Учащиеся должны знать: виды сверл, назначение и устройство коловорота и ручной дрели, приемы сверления коловоротом и ручной дрелью, правила безопасности труда при сверлении.
Учащиеся должны уметь: определять диаметр сверла, закреплять сверло нужного диаметра в коловорот или дрель и просверлить отверстие в заготовке.
Отделка деталей и их подготовка к сборке (2 ч)
Приемы зачистки и полирования поверхностей деталей с помощью напильника с грубой насечкой, с применением шлифовальной шкурки. Контроль шероховатости поверхностей сравнением с образцами или эталонами. Правила безопасности труда при выполнении отделочных операций.
Практические работы:
- зачистка деталей из древесины.
Основные понятия темы: напильник, рашпиль, шлифовальная шкурка, шлифовальная колодка.
Учащиеся должны знать: основные части напильника, образцы шлифовальной шкурки, правила безопасности при зачистке.
Учащиеся должны уметь: зачищать изделие из древесины напильником и шлифовальной шкуркой, проводить контроль поверхности после шлифования.
Сборка и отделка изделия (12 ч)
Способы соединения деталей из древесины (на гвоздях и шурупах). Последовательность соединения деталей из древесины на гвоздях, шурупах, клее. Сборка изделия. Контроль точности взаимного расположения деталей.
Украшение изделия выжиганием. Сущность данного способа отделки. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Выжигание орнаментальных композиций обычным прибором для выжигания и при помощи нагретых металлических стержней определенного профиля (штемпелей).
Подготовка поверхностей под окраску. Окраска изделия. Правила безопасности при работе с лакокрасочными материалами. Профессии специалистов по обработке древесины.
Практические работы:
- соединение деталей из древесины гвоздями, с помощью шурупов (саморезов);
- соединение деталей из древесины с помощью клея;
- отделка изделий из древесины выжиганием;
- выпиливание изделий из древесины лобзиком,
- отделка изделий из древесины.
Основные понятия темы: гвозди, молоток, клещи, плотник; шуруп, зенковка, отвертка, сборщик изделий из древесины; клеи, струбцина; выжигание, электровыжигатель; лобзик, пилка, выпиловочный столик; лакирование, лак, морилка, лакировщик.
Учащиеся должны знать: виды гвоздей и шурупов, основные части электровыжигателя, лобзика, меры безопасности при соединении деталей гвоздями и шурупами, при склеивании деталей, при выжигании и лакировании.
Учащиеся должны уметь: соединять гвоздями и шурупами детали различной толщины, готовить поверхности деталей из древесины перед склеиванием, выжигать рисунок по разметке, выпиливать контуры изделия, производить лакирование древесины.
Технология ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов (28 ч)
Понятие о механизме и машине (2 ч)
Понятие о машине. Классификация устройства машин по выполняемым ими функциям: энергетические, технологические, транспортные, математические и кибернетические. Промышленные, сельскохозяйственные и бытовые машины.
Типовые детали машин (валы, оси, крепежные детали и др.). Винтовой механизм, его устройство и назначение. Конструктивные элементы деталей (отверстия, фаски, вырезы и др.).
Практическая работа:
- ознакомление с машинами, механизмами, соединениями, деталями.
Основные понятия темы: машина, технологические машины, информационные машины, механизмы, соединения деталей (подвижные и неподвижные), детали (простые, сложные), машинист, водитель, наладчик, оператор ЭВМ.
Учащиеся должны знать: типовые детали машин, винтовые механизмы и как они работают.
Учащиеся должны уметь: чертить кинематические схемы отдельных механизмов.
Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы (2 ч)
Чёрные и цветные металлы. Прокатка. Изделия из металла. Проволока.
Практическая работа:
- ознакомление с образцами тонколистового металла, проволоки и пластмасс.
Основные понятия темы: металлы, прокатка, кровельная сталь, жесть, фольга, проволока, искусственные материалы, пластмассы.
Учащиеся должны иметь: общее представление о чёрных и цветных металлах, проволоки и пластмасс, о процессах их производства.
Учащиеся должны уметь: различать образцы тонколистового металла, проволоки и пластмасс.
Изучение конструкции и технологии изготовления изделия, разметка заготовки (8 ч)
Рабочее место (слесарный и комбинированный верстаки), его организация и уход за ним. Правила безопасности труда. Экономия материальных и трудовых затрат. Бережное отношение к оборудованию.
Содержание чертежа детали из тонколистового металла; выбор изображения (видов), простановка размеров, правила оформления чертежа. Последовательность составления эскиза. Чтение чертежа: определение по чертежу формы элементов, их размеров и местоположения на детали.
Практическая работа:
- ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков;
- чтение чертежа. Графическое изображение изделий из тонколистового металла и проволоки.
- разработка технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов.
- разметка заготовок из металлов и искусственных материалов.
Основные понятия темы: слесарный верстак, основание, крышка, защитная сетка, слесарные тиски; развертка.
Учащиеся должны знать: основные части слесарного верстака, тисков; обозначение диаметра и радиуса на чертежах и эскизах деталей, правила обращения со слесарными тисками.
Учащиеся должны уметь: пользоваться слесарными тисками, выполнять технический рисунок по чертежу.
Резка, правка и гибка тонкой листовой стали и проволоки (6 ч)
Понятие о стали. Виды тонколистового металла. Его получение. Белая и черная жесть. Механические и технологические свойства стали. Применение тонколистовой стали в конструкциях изделий.
Назначение слесарных инструментов (слесарная линейка, чертилка, угольник, кернер, киянка). Инструменты, применяемые для правки, гибки и резки тонколистового металла. Конструкция, принцип действия ручных слесарных ножниц и приемы работы ими. Назначение и устройство приспособлений для гибки (оправки, шаблона, универсального гибочного приспособления). Особенности технологии гибки тонколистового металла. Правила безопасной работы при резке и гибке металла.
Практические работы:
- правка заготовок из тонколистового металла и проволоки;
- резание заготовок из листового металла, проволоки, искусственных материалов;
- гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки.
Основные понятия темы: сплавы, вальцовщик, жестянщик; правка, правильная плита; разметка, слесарный угольник, чертилка, разметочный циркуль, кернер, слесарь-разметчик, инструментальщик; слесарные ножницы, механические ножницы, резчики металла; гибка, киянка, оправка, гибочный штамп, кузнец, штамповщик.
Учащиеся должны знать: разновидности сплавов и металлов; инструменты для разметки металлических заготовок; виды промышленных ножниц для резания листового металла, отличие промышленных ножниц от слесарных ручных; инструменты и приспособления для гибки тонколистового металла, правила безопасности при правке, разметке, резании и гибке заготовок из тонколистового металла.
Учащиеся должны уметь: определять цвет каждого образца и название материала; выполнять правку тонколистовой заготовки для изготовления различных деталей; правильно применять инструменты для разметки металлических заготовок; пользоваться ручными слесарными ножницами и кусачками, оправками и приспособлениями при гибке металла.
Зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы (2 ч) Зачистка тонколистовой заготовки напильником. Шлифование мелкой детали. Зачистка больших поверхностей шлифовальной шкуркой. Практические работы: - Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Учащиеся должны знать: инструменты для зачистки поверхностей металлических и пластмассовых деталей, приёмы шлифования мелких и крупных деталей шлифовальной шкуркой. Учащиеся должны уметь: проверять качество зачистки заготовки.
Сверление, клепка и окраска изделия (6 ч)
Последовательность сверления отверстий на сверлильном станке и соединения деталей на заклепках. Инструменты, применяемые для клепки. Устройство и применение натяжки, поддержки и обжимки; приемы клепки.
Подготовка поверхностей к окраске. Назначение и способы окраски, художественное оформление изделий из металла. Контроль качества изделий.
Практические работы:
- пробивание отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов;
-соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов;
- отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Основные понятия темы: сверление, пробойник, штамповочный пресс, пуансон, электродрель; фальцевый шов, жестянщик, заклепка, поддержка, натяжка, обжимка; окраска, масляная краска, эмаль.
Учащиеся должны знать: виды заклепок, последовательность выполнения заклепочного соединения; последовательность подготовки деталей к окраске, сходство и отличие отделки металлических изделий от деревянных, правила безопасности при сверлении, клепке и окраске изделий.
Учащиеся должны уметь: выполнять простейшие приемы сверления, клепочные соединения и окраски.
Устройство настольного сверлильного станка (2 ч)
Общее устройство и принцип действия сверлильного станка. Кинематическая схема станка; органы управления станком. Правила безопасности при подготовке и во время работы на сверлильном станке.
Лабораторно- практическая работа.
- ознакомление с устройством настольного сверлильного станка.
Основные понятия темы: сверлильный станок, станина, патрон, шпиндель, электродвигатель, машинные тиски, ручные тиски.
Учащиеся должны знать: основные части сверлильного станка.
Учащиеся должны уметь: правильно подбирать сверла нужного диаметра и закреплять их в патроне, просверлить отверстие по разметке.
Технология домашнего хозяйства (6 ч) Интерьер дома. Эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования. Уборка жилого помещения. Уход за одеждой и хранение книг.
Практические работы:
- разработка интерьера жилого помещения;
- разработка технологии изготовления полезных для дома вещей;
- изготовление полезных для дома вещей.
Основные понятия темы: культура дома, интерьер, эстетичность, передняя (прихожая), гостиная, детская комната, спальня, кухня, балкон, лоджия, пылесос, систематизация книг, каталог.
Учащиеся должны знать: требования к интерьеру жилых помещений; принципы ухода за одеждой и обувью.
Учащиеся должны уметь: планировать и оформлять интерьер жилых помещений, убирать квартиру; стирать и чистить одежду, утюжить брюки, чистить обувь.
Проект (8 ч)
Понятие о проекте. Виды проектов. Тема проекта: разработка и изготовление одного из приспособлений, применяемых в домашнем хозяйстве (укладки для аудио- или видеокассет, разделочные доски и т.д.). Основные этапы проектирования. Виды приспособлений, используемых в быту для хранения аудио- и видеокассет, мелких игрушек и игр и т.д. Их назначение, требования к конструкции, возможные варианты применяемых материалов, конструкций и т.д.
Этапы выполнения проекта:
- выявление потребности семьи или потребительского спроса;
- выбор объекта проектирования;
- оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта;
- разработка эскизного варианта изделия;
- изготовление образца, изготовление чертежей (или эскизов) изделия в целом и его деталей;
- определение его примерной «цены»;
- реализация продукции (дарение, использование в личных целях, продажа и т.п.)
Календарно-тематический план по дисциплине «Технология» 5 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятий | |
5 «А» | ||||||
план | факт | |||||
Что такое творческий проект. Этапы выполнения проекта | 2 | |||||
Раздел I. Технология ручной обработки древесины и древесных материалов |
26 | |||||
1.1 | Инструктаж по охране труда. Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы | Комбинированный урок | 2 | Лабораторно-практическая работа | ||
1.2 | Графическое изображение деталей и изделий | Комбинированный урок | 2 | Практическая работа | ||
1.3 | Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины | Комбинированный урок | 2 | Практическая работа | ||
1.4 | Последовательность изготовления деталей из древесины | Комбинированный урок | 2 | Практическая работа | ||
1.5 | Разметка заготовок из древесины | Комбинированный урок | 2 | Практическая работа | ||
1.6 | Пиление заготовок из древесины | Комбинированныйурок | 2 | Практическая работа | ||
1.7 | Строгание заготовок из древесины | Комбинированный урок | 2 | Практическая работа | ||
1.8 | Сверление отверстий в деталях из древесины | Комбинированный урок | 2 | Практическая работа | ||
1.9 | Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей | Комбинированный урок | 2 | Практическая работа | ||
1.10 | Соединение деталей из древесины шурупами и саморезами | Комбинированный урок | 2 | Практическая работа | ||
1.11 | Соединение деталей из древесины клеем | Комбинированный урок | 2 | Практическая работа | ||
1.12 | Зачистка поверхностей деталей из древесины | Комбинированный урок | 2 | Практическая работа | ||
1.13 | Отделка изделий из древесины | Комбинированный урок | 2 | Практическая работа | ||
Раздел II. Технология художественно-прикладной обработки материалов | 4 | |||||
2.1 | Выпиливание лобзиком | Комбинированный урок | 2 | Практическая работа | ||
2.2 | Выжигание по древесине | Комбинированный урок | 2 | Практическая работа | ||
Раздел III. Технология ручной обработки металлов и искусственных материалов | 28 | |||||
3.1 | Понятие о машине и механизме | Комбинированный урок | 2 | Лабораторно-практическая работа | ||
3.2 | Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы | Комбинированный урок | 2 | Лабораторно-практическая работа | ||
3.3 | Рабочее место для ручной обработки металлов | Комбинированный | 2 | Практическая работа | ||
3.4 | Графическое изображение деталей из металла и искусственных материалов | Комбинированный урок | 2 | Практическая работа | ||
3.5 | Технология изготовления изделий из металла и искусственных материалов | Комбинированный урок | 2 | Терминологический диктант | ||
3.6 | Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки | Комбинированный урок | 2 | Практическая работа | ||
3.7 | Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы | Комбинированный урок | 2 | Практическая работа | ||
3.8 | Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов | Комбинированный урок | 2 | Практическая работа | ||
3.9 | Зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы | Комбинированный урок | 2 | Практическая работа | ||
3.10 | Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки | Комбинированный урок | 2 | Практическая работа | ||
3.11 | Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов | Комбинированный урок | 2 | Практическая работа | ||
3.12 | Устройство настольного сверлильного станка | Комбинированный урок | 2 | Практическая работа | ||
3.13 | Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов | Комбинированный урок | 2 | Практическая работа | ||
3.14 | Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмассы | Комбинированный урок | 2 | Практическая работа | ||
Раздел IV. Технологии домашнего хозяйства | 6 | |||||
4.1 | Интерьер жилого помещения | Комбинированный урок | 2 | |||
4.2 | Эстетика и экология жилища | Комбинированный урок | 2 | Практическая работа | ||
4.3 | Технологии ухода за жилым помещением, одеждой, обувью | Комбинированный урок | 2 | Практическая работа | ||
Творческий проект | 4 | |||||
Итого | 70 |
Материально-техническое обеспечение предмета «Технология»
Перечень оборудования
- Верстаки (столярные) – 10 шт.
- Верстаки (слесарные) – 4 шт.
- Тиски – 4 шт.
Перечень наглядных и дидактических материалов
- Плакаты:
- «Получение прямоугольного одинарного шипового соединения»;
- «Изготовление призматической детали из древесины»;
- «Изготовление детали круглого сечения из древесины»;
- «Соединение на гвоздях».
Основная учебно-методическая литература
- Технология. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: -3-е издание с изменениями,- М.: Просвещение, 2010
- Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010
- Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко.- М. : Вентана-граф, 2013
Дополнительная учебно-методическая литература и источники
1. Технология. 5-8 классы. Деловые и ролевые игры на уроке: рекомендации, конспекты уроков /авт.-сост. С.П. Шурунов. – Волгоград: Учитель, 2012.
2. Технология. 5-11 классы. Обслуживающий и технический труд: задания для подготовки к олимпиадам / авт.- сост. В.П. Шачкова/. – Волгоград: Учитель, 2011.
3. Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности /авт.-сост. О.А. Нессонова и др./ - Волгоград: Учитель, 2009.
4. Коллекция ссылок по трудовому обучению на сайте "Все образование". 5. Страница трудового обучения на сайте Московского комитета образования.
6. Учебно-методические материалы по трудовому обучению на сервере List.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по технологии (мальчики) по программе "Технология 5-8 кл."авторы И.А.Сасова и А.В. Марченко
программа по технологии разработана на основе программы И.А. Сасова, А.В. Марченко "Технология " 5-8 кл. М.;Вента-Граф 2007г.,допущенной Министерством образования и науки РФ ...

Рабочая программа по технологии,5 класс, мальчики, учебник В.Д.Симоненко
Рабочая программа по технологии,5 класс, мальчики, учебник В.Д.Симоненко...

Рабочая программа по технологии,6 класс, мальчики, учебник В.Д.Симоненко
Рабочая программа по технологии,6 класс, мальчики, учебник В.Д.Симоненко...

Рабочая программа по технологии,9 класс, мальчики, учебник В.Д.Симоненко
Рабочая программа по технологии,9 класс, мальчики, учебник В.Д.Симоненко. 1 час в неделю,34 часа за год...

Рабочая программа по технологии,8 класс, мальчики, учебник В.Д.Симоненко
Рабочая программа по технологии, мальчики, с модулем "Краеведение" 2 часа в неделю, 68 часов за год....

Рабочая программа по технологии. 5 класс. Мальчики
Данная программа предназначена для учителей технологии работающих в 5 классе...

Рабочая программа по технологии 8 класс (мальчики)
Рабочая прграмма по технологии для 8 класса, которая включает ИКТ и краеведение Тверского края...