Элективный курс "Введение в секретарское дело"
элективный курс по технологии (9 класс) по теме
Предлагаемый элективный курс – ориентационный. Курс предназначен для учащихся 9-ых классов, ориентированных на получение профессий в сфере управления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_vvedenie_v_sekretarskoe_delo.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный конкурс авторских элективных курсов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Юрьев - Польского»
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«ВВЕДЕНИЕ В СЕКРЕТАРСКОЕ ДЕЛО»
(ориентационный)
Автор: Гарьянова Ирина Вячеславовна,
учитель технологии высшей
квалификационной категории
МОУ «СОШ №3 г. Юрьев–Польского»
2008 год
г. Юрьев – Польский
Программа
элективного курса
«Введение в секретарское дело» содержит:
1. Пояснительную записку
2. Примерное учебно-тематическое планирование
3. Содержание
4. Формы контроля и методы оценки знаний учащихся
5. Список литературы
6. Приложения
Районный конкурс авторских элективных курсов
I. Пояснительная записка.
Элективный курс «Введение в секретарское дело», рассчитанный преимущественно на девушек, рассматривается в нашем образовательном учреждении как пропедевтический по отношению к планируемой на старшей ступени обучения профессиональной подготовке, связанной с овладением профессии секретаря. Разработка подобного курса продиктована, таким образом, необходимостью обеспечить преемственность содержания обучения технологии с овладением основами несложной профессией на старшей ступени средней школы, что соответствует идеям, заложенным в Концепции профильного обучения. Курс составлен с учетом личных особенностей учащихся, их желания познакомиться именно с этой профессией.
Предлагаемый элективный курс – ориентационный. Курс предназначен для учащихся 9-ых классов, ориентированных на получение профессий в сфере управления.
Целью реализации программы элективного курса является содействие
- самоопределению учащихся, формированию их профессиональной зрелости;
- в освоении основ знаний по профессии;
- успешной адаптации девушек к современному рынку труда в условиях конкуренции за рабочие места в деловой сфере и управленческой деятельности.
Задачи реализации курса состоят в том, чтобы учащиеся:
- составили первоначальное представление о профессии секретаря;
- освоили понятия, характеризующие профессиональную деятельность секретаря;
- определили пути и способы развития своих познавательных и личных возможностей в контексте профессионального самоопределения;
- имели возможность для самоанализа и развития самооценки (рефлексии) в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Для оценки факторов профессиональной зрелости на первом занятии и в конце обучения проводится опрос «Профессиональная пригодность». Полученная по результатам анкетирования разница в баллах будет свидетельствовать о произошедших переменах. На последнем занятии учащимся предлагается опросник, цель которого развитие рефлексии: выяснить, чем помог им данный элективный курс, оправдались ли их ожидания, насколько изменилась их самооценка.
Программа рассчитана на 17 часов. Формы и методы работы подобраны в соответствии с задачами каждого занятия. В ходе реализации программы применяются:
- методы активного обучения (групповые дискуссии, экскурсии, ролевые игры, работа в группах, практические работы),
- диагностические методы (анкетирование, опросы) для отслеживания динамики профессиональных намерений и успешности учащихся.
Ожидаемым результатом проведения элективного курса для 9-классников станет осознанная оценка учащимися эффективности курса, а также формулировка индивидуальной задачи по выбору дальнейшего профиля обучения.
II. Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Кол – во часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Деловая игра «Кадровый вопрос. Знакомство с профессией секретаря». | 1 | |
2 | Значение документационного обеспечения управления в современных экономических условиях. Основные понятия и определения. Классификация документов. | 1 | |
3 | Экскурсия в приемную руководителя школы. Знакомство с порядком документного обеспечения и правилами обслуживания работы руководителя. Упражнения и задания: «Анкета», «Визитная карточка» | 1 | |
4 | Оформление реквизитов. Стилистика деловой документации. Форматы бумаги и поля ГОСТ Р.6 30 – 2003 Практическая работа: «Построение формуляра – образца с угловым и продольным расположением реквизитов». | 1 | 1 |
5 | Реквизиты, придающие документам юридическую силу. Бланки документов. Практическая работа: «Анализ формуляра документа». | 1 | 1 |
6 | Требования к тексту документа. Нормы официального стиля. | 1 | |
7 | Резюме, заявление, автобиография, анкета. Практическая работа: «Составление автобиографии». | 1 | 1 |
8 | Деловое письмо. Этикет деловой переписки. Практическая работа: «Оформление служебного письма». | 1 | 1 |
9 | Прием посетителей, беседа. Проведение приемов. | 0,5 | 0,5 |
10 | Взаимоотношения с руководителем и сослуживцами, с посетителями. Этика. Речевой этикет. Визитная карточка. Подарки. | 1 | 1 |
11 | Знакомство с учебными заведениями начального и среднего профессионального образования, которые готовят выпускников школ по специальности «секретарь». Анкетирование. | 0,5 | 0,5 |
12 | Ролевая игра. Опрос. | 1 | |
8 | 9 | ||
Итого | 17 часов |
III. Содержание программы
Тема 1. Деловая игра «Кадровый вопрос». Анкетирование «Профессиональная готовность».
Задача: Знакомство с новыми профессиями на рынке труда. Профессии в сфере управления: секретарь-референт, секретарь-машинистка, администратор гостиницы, делопроизводитель, диспетчер, сотрудник справочной службы. Составление профессионограммы.
Тема 2. Значение документационного обеспечения управления в современных экономических условиях. Основные понятия и определения. Классификация документов.
Задача: Ознакомление учащихся с необходимостью документирования управленческой информации, с важностью правильной организации документационного обеспечения в организации, учреждении и на предприятии независимо от формы собственности, с соотношением понятий «информация» и «документ», с многообразием документов; изучить основные термины и определения.
Тема 3. Экскурсия в приемную руководителя школы
Задача: Знакомство с порядком документного обеспечения и правилами обслуживания работы руководителя.
Упражнения и задания: «Анкета», «Визитная карточка»
Тема 4. Оформление реквизитов. Стилистика деловой документации. Форматы бумаги и поля ГОСТ Р. 6 30-2003
Практическая работа: «Построение формуляра – образца с угловым и продольным расположением реквизитов».
Задача: Ознакомить учащихся с основным нормативным документом, регламентирующим правила оформления управленческих документов; формировать навыки построения простейших деловых бумаг и документов.
Тема 5. Реквизиты, придающие документам юридическую силу. Бланки документов.
Практическая работа: «Анализ формуляра документа».
Задача: Ознакомить с понятием «реквизит» и видами формуляра – образца, с правилами оформления реквизитов; развивать практико-ориентированные навыки в работе с документами.
Тема 6. Требования к тексту документа. Нормы официального стиля.
Задача: Ознакомить учащихся с видами бланков, способами изготовления бланков, с требованиями, предъявляемыми к текстам официальных документов.
Тема 7 . Резюме, заявление, автобиография, анкета.
Практическая работа: «Составление автобиографии».
Задача: Ознакомить учащихся с видами документации по личному составу, научить составлять и оформлять резюме и др. документы, приказы по личному составу.
Тема 8. Деловое письмо. Этикет деловой переписки.
Практическая работа: «Оформление служебного письма».
Задача: Ознакомить учащихся с видами служебных писем, требованиями к тексту служебных писем, научить оформлять служебные письма.
Тема 9. Прием посетителей, деловая беседа. Проведение приемов.
Задача: Ознакомить учащихся с особенностями работы секретаря в приемной, сформировать навыки ведения деловых разговоров.
Тема 10. Взаимоотношения с руководителем и сослуживцами, с посетителями. Этика. Речевой этикет. Визитная карточка. Подарки.
Задача: Сформировать представление о внешнем виде секретаря, культуре рабочего места, культуре поведения. Провести групповую дискуссию.
Тема 11. Учебные заведениями начального и среднего профессионального образования, которые готовят выпускников школ по специальности «секретарь».
Задача: Ознакомить учащихся с учебными заведениями региона, готовящих учащихся по специальности «секретарь». Провести анкетирование «Профессиональная готовность».
Тема 12. Самоотчет учащихся по предложенным заданиям. Опрос, основная цель которого – рефлексия.
IV. Формы контроля и методы оценки знаний учащихся:
Формы текущего контроля:
- результаты выполнения практических работ;
- диагностические методы (анкетирование, опросы)
Форма итогового контроля: ролевая игра (профессиональная проба)
Задания для самостоятельной работы (по окончании курса):
- Составление и оформление (служебного письма, резюме, анкеты)
- Ролевая игра: «Ведение деловой беседы»;
- Ролевая игра: «Проведение презентации»;
- Ролевая игра: «Кадровый вопрос. Прием на работу»;
- … темы, заявленные участниками курса.
По итогам изучения курса учащиеся получают «зачет», включающий в себя суммарную отметку за выполненные задания и учитывающие изменения в личностном (профессиональном) росте учащихся. Учащимся, получившим «зачет», выдается свидетельство установленного образца.
Критерии успешного освоения программы:
- результаты выполнения текущих практических работ и профессиональных проб, демонстрирующих умения учащихся;
- результаты анкетирования и опроса, демонстрирующие изменения в личностном (профессиональном) росте учащихся;
3. формулировка индивидуальной задачи по выбору дальнейшего профиля обучения.
V. Требования к знаниям, умениям и навыкам
Учащиеся должны знать:
- Порядок документного обеспечения.
- Основы этики и эстетики, включая правила делового общения.
- Особенности подготовки и оформления отдельных видов документов.
- Требования, которые предъявляет профессия секретаря к личности кандидата.
Учащиеся должны уметь:
- Составить один или несколько видов документов.
- Представить в виде ролевой игры один из видов профессиональной деятельности секретаря.
VI. Список литературы.
1. Т. В. Кузнецова, Н. В. Санкина, Т. А. Быкова и др. Делопроизводстао (Организация и технологии документационного обеспечения управления): Учебник для вузов / Под ред. Т. В. Кузнецовой. – М.: ПРИОР, 2001.
2. Стенюков М. В. Секретарское дело. – М.: ПРИОР,2001.
3. Спивак В. А. Делопроизводство. – СПб.: Питер,2003.
4. Т. М. Лагутина, Л. П. Щуко. Деловое письмо: Справочник. – СПб.: Издат. Дом «Герда», 2003.
5. Литвин А.Н. Деловой этикет.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
6. Правила деловых отношений. – Екатеринбург: Издательство «Литур», 2001.
7. Соловьев Э. Этикет делового человека. – Минск: Интел-Тех, 2002.
8. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб: ПРИОР, 2001.
9. Шибаева С.В. 12 секретов имиджа преуспевающих женщин. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
10. Сборник. Учебные заведения Владимирской области.
VII. Приложения
Приложение 1
Опросник
1. Что я ожидала, начиная посещать элективный курс?
2. а) Насколько совпали мои ожидания с тем, что я увидела?
б) В чем именно совпали?
в) В чем именно не совпали?
3. Что нового я узнала на занятиях?
4. В чем мне помогли сверстники?
5. Что мне больше всего понравилось?
6. Было ли на занятиях то, что меня удивило?
7. Что мне на занятиях не понравилось?
8. Хотела ли бы я снова ходить на подобные занятия?
9. Что в ходе занятий изменилось в моих представлениях о профессии секретаря?
10. Какие аргументы я бы привела, советуя знакомым посещать подобные занятия?
Приложение 2
Диагностическая методика
«Профессиональная готовность»
Инструкция. «Baм предлагается ряд утверждений об особенностях ваших представлений о мире профессий. Если вы согласны с тем, что написано в утверждении, то в бланке листа ответов поставьте знак «+», если не согласны - знак «-». Постарайтесь не думать долго над ответом, нас интересует ваша первая реакция. Ответить необходимо на все вопросы. Надеемся на вашу искренность. Заранее благодарим».
Вопросы
1. Я отношусь к тем людям, которые выбирают не конкретную профессию, а уровень образования.
2. Я не принимаю серьезных решений мгновенно.
3. Когда мне нужно решиться на какое-то важное дело,
я самым серьезным образом оцениваю свои способности.
4. Я знаю, в каких условиях я буду работать.
5. Я анализирую свое прошлое.
6. Я тяжело переношу неудачи в жизни.
7. Я знаю обязанности, которые я буду выполнять на работе.
8. Меня обязательно будут уважать за мои знания и опыт.
9. Я ищу в прошлом истоки того, что со мной происходит в настоящем.
10. Мне не нравится, что поиск дела по душе требует больших усилий.
11. Все мои действия подчинены определенным целям.
12. У меня вошло в привычку думать о том, что со мной происходило раньше.
13. По моему мнению, знание будущей работы до мельчайших подробностей не гарантирует от разочарований.
14. Я приложу все усилия, чтобы иметь высокие знания и навыки хотя бы в одной области (практической или теоретической).
15. У меня стало привычкой анализировать важные события моей жизни.
16. Я ничего не делаю без причины.
17. Меня вполне устраивает моя пассивность.
18. Я задумываюсь о том, что меня ждет в будущем.
19. Я предпочитаю спокойную, малоответственную работу.
20. Я отношусь к тем людям, которые поступают необдуманно.
21. Я буду менять места работы до тех пор, пока не найду то, что мне нужно.
22. Первая же крупная неудача может «выбить меня из седла».
23. Я не задумываюсь о своем будущем.
24. Я не выберу работу, требующую большой отдачи.
25. Я знаю самого себя.
26. Я буду добиваться своего, даже если это вызовет недовольство родных и близких.
27. Чем больше профессий я узнаю, тем легче мне будет выбрать.
28. Мне не нравится быть самостоятельным.
29. Я не собираюсь заранее планировать уровень образования, который я хотел бы получить.
30. Меня страшат ситуации, в которых я должен сам принимать решения.
31. Я не жалею времени на обдумывание вариантов сложных математических задач.
32. Когда меня постигают неудачи, я начинаю думать, что ни на что не способен.
33. Я не представляю себя работником, решающим производственные и личные проблемы, связанные с производством.
34. Я вряд ли смог бы выполнить производственные задания без помощи руководителя.
35. Мне трудно узнать о перспективах, которые дает та или
иная профессия.
36. Я считаю, что интуиция основана на знании.
37. Чтение справочников о профессиях ничего мне не дает.
38. У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее.
39. В моей жизни мало успехов.
40. Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы.
41. Я очень беспокоюсь, смогу ли я справиться с трудностями, а может, и неудачами в своей профессиональной жизни.
15. У меня стало привычкой анализировать важные события моей жизни.
16. Я ничего не делаю без причины.
17. Меня вполне устраивает моя пассивность.
18. Я задумываюсь о том, что меня ждет в будущем.
19. Я предпочитаю спокойную, малоответственную работу.
20. Я отношусь к тем людям, которые поступают необдуманно.
21. Я буду менять места работы до тех пор, пока не найду то, что мне нужно.
22. Первая же крупная неудача может «выбить меня из седла».
23. Я не задумываюсь о своем будущем.
24. Я не выберу работу, требующую большой отдачи.
25. Я знаю самого себя.
26. Я буду добиваться своего, даже если это вызовет недовольство родных и близких.
27. Чем больше профессий я узнаю, тем легче мне будет выбрать.
28. Мне не нравится быть самостоятельным.
29. Я не собираюсь заранее планировать уровень образования, который я хотел бы получить.
30. Меня страшат ситуации, в которых я должен сам принимать решения.
31. Я не жалею времени на обдумывание вариантов сложных математических задач.
32. Когда меня постигают неудачи, я начинаю думать, что ни на что не способен.
33. Я не представляю себя работником, решающим производственные и личные проблемы, связанные с производством.
34. Я вряд ли смог бы выполнить производственные задания без помощи руководителя.
35. Мне трудно узнать о перспективах, которые дает та или иная профессия.
36. Я считаю, что интуиция основана на знании.
37. Чтение справочников о профессиях ничего мне не дает.
38. У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее.
39. В моей жизни мало успехов.
40. Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы.
41. Я очень беспокоюсь, смогу ли я справиться с трудностями, а может, и неудачами в своей профессиональной жизни.
70. Я сознательно стремлюсь к достижению намеченных целей.
71. Любой совет, данный мне со стороны, может поколебать мой выбор профессии.
72. Я знаю, что для меня в жизни важно.
73. Я не доверяю тому, что написано в книгах о профессиях.
74. Я планирую свою жизнь хотя бы на неделю вперед.
75. Я не знаю, почему я выбрал именно эту профессию.
76. Лучший способ познакомиться с профессией - поговорить с тем, кто по ней работает.
77. Мне не нравится, когда много думают о будущем.
78. В учебном заведении я получу все необходимые знания и, больше никогда учиться не буду.
79. Я знаю область, в которой я добьюсь б6льших успехов, чем в других,
80. Заранее известных способов изучения мира профессий не существует.
81. Мне не нравится, когда много рассуждают о том, кем быть.
82, Мне трудно спланировать свою жизнь даже на неделю вперед.
83. Я считаю, что в обществе все равны по своему положению.
84. Большинство сведений о профессиях я воспринимаю как ненужные.
85. Фактически я выбрал (выбираю) учебное заведение, не думая, где я буду работать после его окончания.
86. Мне все равно, будут ли уважать меня на работе как профессионала.
87. В своих поступках я всегда опираюсь на проверенные сведения.
88. Все, что со мной происходит, - дело случая.
89. Мне не хочется брать на себя ответственность за выбор профессии.
90. В важных решениях я не иду на компромиссы.
91. Я не доверяю рекламе профессий.
92. Я не понимаю причин многих моих поступков.
93. Мои самооценки совпадают с тем, как оценивают меня друзья.
94. Я не понимаю самого себя.
95. Я начинаю нервничать, когда задумываюсь о том, что меня ожидает.
96. Мой опыт показывает, что от анализа своих мыслей и переживаний пользы мало.
97. Я не знаю, как осуществить свой профессиональный выбор.
98. Я могу отказаться от многого, сейчас ценного для меня, ради перспективных профессиональных целей.
99. Я представляю, каким я буду через 10 лет.
Ключ
Автономность (А)
Номер | 8 | 14 | 19 24 30 34 45 50 53 57 61 | 65 71 | 75 78 83 86 92 94 96 | |||||||||||||||
Знак | + | + | - | - | - | - | + | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Информированность (И)
Номер | 1 | 4 | 7 | 13 21 | 27 35 37 40 48 66 68 73 76 80 84 91 | ||||||||||||
Знак | + | + | + | - | + | + | - | - | + | + | - | + | - | - | - | - | - |
Принятие решения (Р)
Номер | 2 | 3 | 11 | 16 20 25 31 | 36 42 47 51 | 56 58 63 67 72 79 87 90 93 | |||||||||||||
Знак | + + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + |
Планирование (П)
Номер | 5 | 9 | 12 | 15 | 18 23 29 38 44 52 60 64 70 74 82 85 88 97 98 99 | |||||||||||||||
Знак | + | + | + | + | + | - | - | - | - | + | + | + | + | + | - | - | - | - | + | + |
Эмоциональное отношение (Э)
Номер | 6 10 17 22 26 28 32 33 39 41 43 46 49 54 55 59 62 69 77 81 89 95 | |||||||||||||||||||||
Знак | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Краткая характеристика методики
1. Методика представляет собой опросник, состоящий из 99 вопросов.
2. Форма ответов на вопросы - дихотомическая (да, нет).
3. Форма проведения - индивидуальная и групповая.
4. Опросник состоит из пяти шкал: автономность - 20 вопросов, информированность - 17 вопросов, ориентация во времени - 20 вопросов, принятие решения - 20 вопросов, эмоциональное отношение - 22 вопроса. Вопросы отдельных шкал распределены в методике в случайном порядке.
5. Все вопросы прошли проверку на трудность и дискриминативность и соответствуют критериям отбора заданий методики.
6. Надежность отдельных шкал методики колеблется от 0,670 до 0,839 и находится на уровне, допустимом для данного типа методик.
7. Ре-тестовая надежность находится в пределах от 0,617 до 0,885.
8. Конструктная валидность методики определялась при сравнении результатов данной методики и результатов методик «Тест структуры интеллекта» и «Уровень субъективного контроля». Проверкой доказано наличие конструктной валидности.
9. Критериальная валидность определялась методом экспертных оценок, сравнением результатов групп юношей и девушек и по результатам факторного анализа. Методика обладает критериальной валидностью.
10. Методика может применяться для определения уровня готовности консультируемого совершить адекватный профессиональный выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация элективного курса "Основы пожарного дела"
В презентации "Основы пожарного дела" представлен учебно-тематический план предпрофильного элективного курса для 9 класса. Представлен также список профессий, встречающихся в учреждениях, связан...
Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus"
Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus" содержит пояснительную записку, в которой рассматриваются: цели и задачи курса, методы ...
Элективный курс "Основы столярного дела"
Элективный курс"Основы столярного дела" предназначается для учеников 7 класса и расчитан на 34 часа по 1 часу в неделю ...
Элективный курс «Молодёжь: проблемы, дела и увлечения», 9 класс
Данный курс рассчитан на то, что учащиеся научатся рассказывать о себе, о воспитании в семье, о чертах характера, которые помогают или мешают общаться с людьми; узнают об отношении молодёжи к проведен...
элективный курс "Основы музейного дела"
программа элективного курса содержит календарно тематическое планирование, расчитана на 12 часов....
Программа элективного курса: "Основы рекламного дела"
Программа курса «Основы рекламного дела» предлагается учащихся 10-11-х классов. Целью обучения по данной программе является получение учащимися знаний в области рекламного дела....