элективный курс "Основы музейного дела"
рабочая программа (9 класс) по теме
программа элективного курса содержит календарно тематическое планирование, расчитана на 12 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. СУЗДАЛЯ"
601293, Владимирская область, город Суздаль, ул. Ленина, дом 83. Тел. 2-19-27
СОГЛАСОВАНО: _______________ УТВЕРЖДАЮ: ______________
Заместитель директора по УВР: Каленов С.Л. Директор школы: Москалева М.Ю.
Дата:_____________ Дата:________________
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«ОСНОВЫ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА»
Мохначева Елена Ивановна
Пояснительная записка
Актуальность курса, посвященного основам музейной деятельности, обусловлена активным расширением сети музеев в современном обществе. Элективный курс «Основы музейного дела» дает учащимся возможность познакомиться с новым для них видом деятельности.
Кроме того, этот курс дает учащимся обзорные знания в таких предметных областях, которые не включены в школьную программу: вспомогательные исторические дисциплины, основы музееведения. Все это способствует развитию общего уровня культуры учащихся, развивает их интерес к истории и культуре, заставляет их внимательнее относиться к окружающим их вещам – как в музее, так и за его пределами.
Курс «Основы музейного дела» - практический, основная его цель – дать учащимся навыки музейной (фондовой, экспозиционной и экскурсионной) работы.
Особенность данного элективного курса – в том, что занятия с учащимися проводятся на базе школьного музея.
Цели и задачи курса:
- сформировать представление о музейной культуре;
- приобрести навыки музейного работника: реставратора, хранителя, экскурсовода;
- развить первичные навыки практического научного исследования;
- способствовать профориентации учащихся.
По итогам изучения курса учащиеся должны знать:
- основную терминологию, используемую в музейном деле;
- основные направления и методы работы с музейными фондами;
- методику систематизации и анализа музейных предметов.
Уметь:
- проводить самостоятельное изучение (под руководством педагога) музейных предметов;
- самостоятельно заполнять основную учетную документацию по фондам музея;
- проектировать, оформлять и монтировать экспозицию музея;
- готовить и проводить экскурсию.
Иметь представление:
- о быте и культуре народов, представленных материалами в музее;
- о принципах комплектования и хранения музейных фондов.
Курс разработан на основе методического пособия «Преподавание основ музейного дела в школе» под редакции Малиновской М.В., Стрелковой Г.Г. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 72 с.
ПРОГРАММА КУРСА
Введение
История возникновения музеев. Классификация музеев. Назначение музеев.Экспозиции, фонды.
ТЕМА 1. Фондовая работа
- Состав, требования и основные направления фондовой работы.
- Комплектование и учет музейных фондов.
- Хранение музейных фондов.
- Реставрация музейных предметов.
ТЕМА 2. Изучение музейных предметов
2.1. Методика изучения музейных предметов.
ТЕМА 3. Музейная экспозиция
3.1. Музейная экспозиция.
ТЕМА 4. Экскурсионная работа
4.1. Экскурсия
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Основные понятия |
1. | Введение. | 1 | Классификация музеев, назначение музеев |
2. | Фонды музея, их организация. Основные направления работы с фондами. | 1 | Фонды музея, типы музейных предметов |
3. | Учет музейных фондов: основные принципы, учетная документация. | 1 | Учетная документация: акты, инвентарные книги, инвентарные карточки |
4. | Изучение музейных предметов. | 1 | Атрибуция музейных предметов: по месту бытования, по способу применения, по материалу |
5. | Реставрация музейных предметов. Средства и методы реставрации. | 1 | Консервация, реставрация, реконструкция |
6. | Музейная экспозиция. Основные понятия. Принципы и структура построения экспозиции. | 1 | Экспонат, экспозиционный материал, выставка |
7. | Проектирование тематической выставки | 1 | Принципы построения музейной экспозиции |
8. | Подготовка к созданию тематической выставки.Создание тематической выставки. | 1 | Научное и художественное проектирование музейной экспозиции |
9. | Экскурсионная работа. Экскурсия и ее познавательные функции. Требования к экскурсоводу. | 1 | Экскурсионный метод, требования к умениям и навыкам экскурсовода, классификация экскурсий |
10. | Подготовка к проведению экскурсии по музею. | 1 | Основные этапы и правила |
11-12 | Экскурсионная работа. Практика. | 2 |
Количество часов 12 (2 часа х 6 недель)
Литература
- Галкина Т.В. Музееведение: основы создания экспозиции. Издательство ТГПУ, Томск, 2004.
- Матюшин Г.Н. Тайны цивилизаций. История Древнего мира. М., «АСТ Пресс книга», 2002.
- Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. №06-11.
- Гальперина Г.А., Доброва Е.В. Популярная история археологии. М.,2002.
- Старикова Ю.А. «Музееведение. Конспект лекций». – М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейное дело в организации учебно - воспитательного процесса.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на по...

Планирование работы кружка Музейное дело
Данное калндарно-тематическое планирование составлено на основе программы Табардановой Т.Б., Аредаковой Н.А. «Активисты школьного музея» (учебно-методическое пособие УИПК ПРО «Музейная педа...

Рабочая программа курса "Музейное дело" для учащихся 5-9 классов
Разработанная программа курса «Музейное дело» определяет основной круг музееведческих вопросов, предлагаемых для изучения членам школьного клуба «Музейное дело». Школьный музей – это, по сути, универс...
Программа работы школьного кружка «Музейное дело»
Программа работы школьного кружка «Музейное дело» составлена на региональном материале исторического краеведения и авторской образовательной программы педагога Подольской Ж.А.....

Программа внеурочной деятельности "Музейное дело"
Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеоло...

Проект «Школьный клуб – Музейное дело»
Реалии современного общества побуждают педагогов включаться в социально-педагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей модернизации образовательных систем. Такая ситуация предполагает...

Программа внеурочной деятельности "Музейное дело"
Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаем...