элективный курс "Основы музейного дела"
рабочая программа (9 класс) по теме

Мохначева Елена Ивановна

программа элективного курса содержит календарно тематическое планирование, расчитана на 12 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_muzeynoe_delo_mokhnacheva_e.i.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. СУЗДАЛЯ"

601293, Владимирская область, город Суздаль, ул. Ленина, дом 83. Тел. 2-19-27

СОГЛАСОВАНО:  _______________                                УТВЕРЖДАЮ:  ______________

Заместитель директора по УВР: Каленов С.Л.          Директор школы:    Москалева М.Ю.

Дата:_____________                                                                Дата:________________

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«ОСНОВЫ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА»

Мохначева Елена Ивановна

Пояснительная записка

   Актуальность курса, посвященного основам музейной деятельности, обусловлена активным расширением сети музеев в современном обществе. Элективный курс «Основы музейного дела» дает учащимся возможность познакомиться с новым для них видом деятельности.

   Кроме того, этот курс дает учащимся обзорные знания в таких предметных областях, которые не включены в школьную программу: вспомогательные исторические дисциплины, основы музееведения. Все это способствует развитию общего уровня культуры учащихся, развивает их интерес к истории и культуре, заставляет их внимательнее относиться к окружающим их вещам – как в музее, так и за его пределами.

   Курс «Основы музейного дела» - практический, основная его цель – дать учащимся навыки музейной (фондовой, экспозиционной и экскурсионной) работы.

   Особенность данного элективного курса – в том, что занятия с учащимися проводятся на базе школьного музея.

Цели и задачи курса:

- сформировать представление о музейной культуре;

- приобрести навыки музейного работника: реставратора, хранителя, экскурсовода;

- развить первичные навыки практического научного исследования;

- способствовать профориентации учащихся.

По итогам изучения курса учащиеся должны знать:

- основную терминологию, используемую в музейном деле;

- основные направления и методы работы с музейными фондами;

- методику систематизации и анализа музейных предметов.

Уметь:

- проводить самостоятельное изучение (под руководством педагога) музейных предметов;

- самостоятельно заполнять основную учетную документацию по фондам музея;

- проектировать, оформлять и монтировать экспозицию музея;

- готовить и проводить экскурсию.

Иметь представление:

- о быте и культуре народов, представленных материалами в музее;

- о принципах комплектования и хранения музейных фондов.

            Курс разработан на основе методического пособия «Преподавание основ музейного дела в школе» под редакции Малиновской М.В., Стрелковой Г.Г. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 72 с.

ПРОГРАММА КУРСА

Введение

   История возникновения музеев. Классификация музеев. Назначение музеев.Экспозиции, фонды.

ТЕМА 1. Фондовая работа

  1. Состав, требования и основные направления фондовой работы.
  2. Комплектование и учет музейных фондов.
  3. Хранение музейных фондов.
  4. Реставрация музейных предметов.

ТЕМА 2. Изучение музейных предметов

2.1. Методика изучения музейных предметов.

ТЕМА 3. Музейная экспозиция

3.1. Музейная экспозиция.

ТЕМА 4. Экскурсионная работа

4.1. Экскурсия

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Основные понятия

1.

Введение.

1

Классификация музеев, назначение музеев

2.

Фонды музея, их организация. Основные направления работы с фондами.

1

Фонды музея, типы музейных предметов

3.

Учет музейных фондов:

основные принципы, учетная документация.

1

Учетная документация: акты, инвентарные книги, инвентарные карточки

4.

Изучение музейных предметов.

1

Атрибуция музейных предметов: по месту бытования, по способу применения, по материалу

5.

Реставрация музейных предметов. Средства и методы реставрации.

1

Консервация, реставрация, реконструкция

6.

Музейная экспозиция. Основные понятия. Принципы и структура построения экспозиции.

1

Экспонат, экспозиционный материал, выставка

7.

Проектирование тематической выставки

1

Принципы построения музейной экспозиции

8.

Подготовка к созданию тематической выставки.Создание тематической выставки.

1

Научное и художественное проектирование музейной экспозиции

9.

Экскурсионная работа. Экскурсия и ее познавательные функции. Требования к экскурсоводу.

1

Экскурсионный метод, требования к умениям и навыкам экскурсовода, классификация экскурсий

10.

Подготовка к проведению экскурсии по музею.

1

Основные этапы и правила

11-12

Экскурсионная работа. Практика.

2

Количество часов 12 (2 часа х 6 недель)

Литература

  1. Галкина Т.В. Музееведение: основы создания экспозиции. Издательство ТГПУ, Томск, 2004.
  2. Матюшин Г.Н. Тайны цивилизаций. История Древнего мира. М., «АСТ Пресс книга», 2002.
  3. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. №06-11.
  4. Гальперина Г.А., Доброва Е.В. Популярная история археологии. М.,2002.
  5. Старикова Ю.А. «Музееведение. Конспект лекций». – М., 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейное дело в организации учебно - воспитательного процесса.

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на по...

Планирование работы кружка Музейное дело

Данное калндарно-тематическое планирование составлено на основе программы Табардановой Т.Б., Аредаковой Н.А. «Активисты школьного музея» (учебно-методическое пособие УИПК ПРО «Музейная педа...

Рабочая программа курса "Музейное дело" для учащихся 5-9 классов

Разработанная программа курса «Музейное дело» определяет основной круг музееведческих вопросов, предлагаемых для изучения членам школьного клуба «Музейное дело». Школьный музей – это, по сути, универс...

Программа работы школьного кружка «Музейное дело»

Программа работы школьного кружка  «Музейное дело» составлена на региональном материале исторического краеведения и авторской  образовательной программы  педагога Подольской Ж.А.....

Программа внеурочной деятельности "Музейное дело"

Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеоло...

Проект «Школьный клуб – Музейное дело»

Реалии современного общества побуждают педагогов включаться в социально-педагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей модернизации образовательных систем. Такая ситуация предполагает...

Программа внеурочной деятельности "Музейное дело"

Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаем...