Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus"
элективный курс по информатике и икт (10 класс) по теме

Панова Анна Павловна

Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus" содержит пояснительную записку, в которой рассматриваются: цели и задачи курса, методы обучения, формы организации учебных занятий, планируемые результаты курса, способы оценивания уровня достижений учащихся; а также тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

города Иркутска

средняя общеобразовательная школа

 с углубленным изучением отдельных предметов №19


«Рассмотрено»


на заседании педагогического совета

МБОУ г. Иркутска СОШ №19



Протокол № ___ от «___»__________2013 г.


«Утверждено»


Директор

МБОУ г. Иркутска  СОШ № 19


_______ /С.Г. Большещапова/


Приказ № ___ от «___»__________2013 г.

 


«Согласовано»


Заместитель директора МБОУ г. Иркутска  СОШ № 19

по НМР

________ /С.А. Савина/



«___»__________2013 г.


Программа элективного курса

для учащихся 10-11  классов

 «Основы издательского дела.

 Создание школьной газеты в издательской системе Scribus»

Автор программы:

Учитель информатики

МБОУ г. Иркутска СОШ №19

Панова Анна Павловна

Личная подпись_____________

«____»_________________2013 г.

г. Иркутск,  2013

Пояснительная записка

Основной целью изучения элективного курса «Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus» является освоение базовых понятий и методов компьютерной верстки печатных изданий; изучение графических программ; обеспечение глубокого понимания принципов журналистики; профориентация учащихся.

Курс рассчитан на изучение в 10-11-х классах средней школы. На курс отводится по 34 часа (1 час в неделю) в каждом классе, за 2 года – 68 часов.

Курс состоит из двух основных разделов «Основы журналистики» и «Основы издательского дела».

Раздел «Основы издательского дела» состоит из блоков:

  1. Издательское дело в среде издательской системы Scribus.
  2. Интернет-технологии в издательском деле.
  3. Компьютерная графика в издательском деле. Графический редактор Gimp.
  4. Программа компьютерного перевода текста.
  5. Работа с техническими устройствами (цифровой фотоаппарат, принтер, сканер).
  6. Информационное общество.
  7. Информация как товар.

Раздел «Основы журналистики» состоит из блоков:

  1. Публицистический стиль.
  2. Роды, виды и жанры журналистики.
  3. Речевая культура журналиста.
  4. Закон о рекламе.
  5. Этика журналиста

Цели курса:

  1. научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые проекты;
  2. формировать способы научно-технического мышления и деятельности, направленных на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части издательского дела;
  3. реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования, верстки печатного издания;
  4. формировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций при конструировании печатных изданий.

Задачи курса:

  1. познакомить с таким видом печатного издания как газета, с функциональными, структурными и технологическими особенностями газеты;
  2. сформировать навыки проектирования, верстки макета издания;
  3. научить основам работы в издательской системе Scribus;
  4. сформировать навыки работы в коллективе с комплексными проектами.

Методы обучения:

Основная методическая установка курса – обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию печатного издания.

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Кроме индивидуальной работы применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности – авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения.

Формы организации учебных занятий

Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Единицей учебного процесса является блок уроков (раздел). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы.

Каждая тема курса начинается с постановки задачи – характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам.

Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта – графического файла, газеты, рекламного буклета  и т.п.

Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта.

В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5-10 минут) контрольные тестовые работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствует устранению весьма распространенного недостатка формализма в знаниях учащихся – и формируют научное мировоззрение учеников.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию какого-либо издания. Выполнение проектов завершается их защитой, публикацией и рефлексивной оценкой.

Планируемые результаты курса

В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  1. знают принципы и структуру издательского производства, формы предоставления и управления информацией в издательском деле;
  2. умеют найти, сохранить и систематизировать информацию из сети Интернет, печатных изданий с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;
  3. умеют спроектировать и сверстать газету объемом 4-8 страниц на заданную тему;
  4. владеют способами работы с изученными программами (Scribus, Gimp);
  5. знают и умеют применять при создании своего проекта основные принципы дизайна;
  6. владеют необходимыми способами проектирования, создания, верстки печатного продукта;
  7. владеют приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению печатного продукта;
  8. имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании печатных изданий;
  9. способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по издательским технологиям.

Способы оценивания уровня достижений учащихся

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (издания, фотографии, буклеты, презентации и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по его созданию. Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога – обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта – создаваемого издания.

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:

  1. текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
  2. взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
  3. публичная защита, публикация выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых).

Тематическое планирование

1-й год обучения

(1 ч. в неделю, всего 34 ч.)

Тема / содержание занятия

№ занятия

Количество часов

Приме-чание 

1

Введение.

(Вводное занятие. Распределение обязанностей среди членов редакции. Планирование постоянных газетных рубрик.).

1

1

2

Первое знакомство с программой Scribus. 

(Планирование шаблона газеты). 

2

1

3

Стиль оформления газеты.

(Создание стилевого оформления газеты в программе Scribus с помощью инструмента Стиль. Форматирование импортируемого текста с помощью текстовых фильтров. Пункт меню Инструменты > Свойства).

3

1

4

Инструменты размещения статей в макете газеты. Тест.

(Просмотр и редактирование готовых статей главным редактором. Размещение статей в макете газеты. Работа с инструментами Текстовый блок, Блок изображения.  Подбор фотографий, иллюстраций к статьям).

4

1

5

Выпуск первого номера газеты.

(Подготовка макета газеты к печати, проверка целостности текстов, проверка на наличие опечаток. Распечатывание в типографии, распространение газеты, опрос читателей).

5

1

Первый номер  газеты можно приурочить к Дню учителя

6

Работа с техническим устройствами. (Работа с техническими устройствами: цифровой фотоаппарат,  сканер, принтер. Анализ результатов опроса. Работа над недочетами, предложениями, пожеланиями).  

6

1

7

Особенности публицистического стиля. Средства языка.

(Использование стилистических и художественно- изобразительных средств языка. Планирование тем статей следующего номера газеты)

7

1

8

Подготовка макета второго номера газеты.

(Подготовка макета газеты к печати).

8

1

9

Выпуск второго номера газеты.

(Распечатывание в типографии, распространение газеты).

9

1

10

Роды, виды и жанры журналистики.

(Опреративно-новостные (заметка). Оперативно – исследовательские (интервью, репортаж). Исследовательско-новостные (рецензия, комментарий). Исследовательские (статья, письмо, обозрение). Исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет)).

10-11

2

11

Подготовка макета третьего номера газеты. Тест.

(Подготовка макета газеты к печати).

12

1

12

Выпуск третьего номера газеты.

(Распечатывание в типографии, распространение газеты).

13

1

13

Интернет-технологии в издательском деле.

(Эффективный поиск информации в сети (по адресам, расширенный поиск, по рубрикатору, по ключевым словам,  поисковые машины). Электронная почта, пересылка корреспонденции. Образовательные ресурсы глобальной сети Интернет).

14-15

2

14

Подготовка макета четвертого номера газеты.

(Подготовка макета газеты к печати).

16

1

15

Выпуск четвертого номера газеты.

(Распечатывание в типографии, распространение газеты).

17

1

Возможная тема выпуска: Новый год

16

Информационное общество.

(Характеристика информационного общества. Информационная культура человека. Информационная безопасность. Защита информации)

18

1

17

Контрольное тестирование

19

1

18

Подготовка и выпуск пятого номера газеты.

(Подготовка макета газеты к печати. Распечатывание в типографии, распространение газеты).

20

1

19

Тонкости макетирования газеты в программе Scribus.

(Создание страниц с разными макетами. Создание текстового блока с градиентной заливкой. Управление цветом).

21-22

2

20

Информация как товар.

(Информационные ресурсы, услуги и продукты. СМИ как товар. Рынок СМИ).

23

1

21

Подготовка макета шестого номера газеты.

(Подготовка макета газеты к печати).

24

1

Возможная тема: 23 февраля и 8 марта

22

Выпуск шестого номера газеты.

(Распечатывание в типографии, распространение газеты).

25

1

23

Речевая культура журналиста.

(Культура устной речи. Культура письменной речи).

26

1

24

Практикум по речевым нормам

27

1

25

Подготовка макета седьмого номера газеты.

(Подготовка макета газеты к печати).

28

1

26

Выпуск седьмого номера газеты.

(Распечатывание в типографии, распространение газеты).

29

1

27

Макетирование и верстка календаря.

(Макетирование и верстка календаря средствами программы Scribus).

30

1

28

Макетирование и верстка рекламной листовки.

(Макетирование и верстка рекламной листовки средствами программы Scribus).

31

1

29

Подготовка макета восьмого номера газеты.

(Подготовка макета газеты к печати).

32

1

30

Выпуск восьмого номера газеты.

(Распечатывание в типографии, распространение газеты).

33

1

Тема: последний звонок, выпускники

31

Контрольное тестирование.

Подведение итогов работы за год.

(Тестовая контрольная работа. Анализ итогов работы за учебный год. Планирование работы редакции на следующий учебный год).

34

1

Тематическое планирование

2-й год обучения

(1 ч. в неделю, всего 34 ч.)

Тема / содержание занятия

№ занятия

Количество часов

Приме-чание 

1

Повторение изученного материала за прошлый учебный год.

(Инструменты программы Scribus для создания макета газеты, размещения статей, иллюстраций. Стилевое оформление).

1-3

3

Подготовка макета первого номера газеты.

(Подготовка макета газеты к печати).

4

1

5

Выпуск первого номера газеты.

(Подготовка макета газеты к печати, проверка целостности текстов, проверка на наличие опечаток. Распечатывание в типографии, распространение газеты, опрос читателей).

5

1

6

Компьютерная графика в издательском деле.

(Компьютерная графика в издательском деле. Инструменты графического редактора).

6

1

7

Компьютерная графика в издательском деле.

(Основы работы с объектами. Операции над объектами в GIMP).

7

1

8

Подготовка и выпуск второго номера газеты. Тест.

(Подготовка макета газеты к печати. Распечатывание в типографии, распространение газеты).

8-9

2

10

Компьютерная графика в издательском деле.

(Создание рисунков из кривых. Эффект объема. Создание выпуклых и вогнутых объектов. Получение художественных эффектов).

10-11

2

11

Подготовка макета третьего номера газеты.

(Подготовка макета газеты к печати).

12

1

12

Выпуск третьего номера газеты.

(Распечатывание в типографии, распространение газеты).

13

1

13

Компьютерная графика в издательском деле.

(Перспективные и изометрические изображения. Создание технических рисунков в GIMP).

14-15

2

14

Подготовка макета четвертого номера газеты. Тест.

(Подготовка макета газеты к печати).

16

1

15

Выпуск четвертого номера газеты.

(Распечатывание в типографии, распространение газеты).

17

1

16

Создание визитной карточки.

(Создание визитной карточки средствами программы Scribus)

18

1

17

Контрольное тестирование

19

1

18

Подготовка и выпуск пятого номера газеты.

(Подготовка макета газеты к печати. Распечатывание в типографии, распространение газеты).

20

1

19

Создание рекламного буклета.

(Создание информационного буклета средствами программы Scribus).

21-22

2

20

Создание рекламно-информационного буклета о школе.

23

1

21

Подготовка макета шестого номера газеты.

(Подготовка макета газеты к печати).

24

1

22

Выпуск шестого номера газеты.

(Распечатывание в типографии, распространение газеты).

25

1

23

Работа с программой компьютерного перевода текста PROMT.

(Ознакомление с общими функциями и возможностями системы компьютерного перевода.)

26

1

24

Работа с программой компьютерного перевода текста PROMT.

(Работа со специализированными словарями, создание пользовательского словаря, ввод незнакомых слов в пользовательский словарь).

27

1

25

Подготовка макета седьмого номера газеты. Тест.

(Подготовка макета газеты к печати).

28

1

26

Выпуск седьмого номера газеты.

(Распечатывание в типографии, распространение газеты).

29

1

27

Закон о рекламе.

(Изучение Федерального закона Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ О рекламе).

30

1

28

Этика журналиста.

(Изучение Кодекса профессиональной этики российского журналиста)

31

1

29

Подготовка макета восьмого номера газеты.

(Подготовка макета газеты к печати).

32

1

30

Выпуск восьмого номера газеты.

(Распечатывание в типографии, распространение газеты).

33

1

31

Контрольное тестирование. Подведение итогов работы за год.

(Тестовая контрольная работа. Анализ итогов работы за учебный год. Планирование работы редакции на следующий учебный год).

34

1

Литература

  1. Дзялошинский И.М. Творческая индивидуальность в журналистике / - М: Изд-во МГУ, 1984 - 80 с.
  2. Корконосенко С.Г. Основы журналистики / - М: Аспект-пресс, 276 с.
  3. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: учеб пособие по журналистике / - М: Аспект Пресс, 2000.
  4. http://ru.wikipedia.orgwiki/Scribus.
  5. http://scribus.net.
  6. http://younglinux.info/scribus/introduction.
  7. http://gimp.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание школьной газеты

Как в школе мы создавали свою печатную газету "ПЕРЕМЕНА"...

Проект "Создание школьной газеты"

Так как я являюсь учителем физики и информатики, то работая в 7 классах, предлагаю обучающимся проектную деятельность. Хочу поделиться как поэтапно выполнять проект по информатике с моей точки зрения....

Рекомендации по созданию школьной газеты

Несколько рекомендаций о том, как начать работу по созданию школьной газеты от главного редактора....

«Развитие креативных способностей учащихся при работе над созданием школьной газеты»

Представленная методическая разработка содержит материалы по организации работы кружка «Школьная газета».  Ведущая идея проекта раскрывается в предоставлении каждому ученику необходимых усл...

ПРОЕКТ «Развитие надпредметных способностей детей через создание школьной газеты»

Что же такое – школьная газета? Школьная газета – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. Она моделир...

Создание школьной газеты

Проект "Создание школьной газеты"...

Рабочая программа курса "Создание школьной газеты"

Рабочая программа предназначена для 5 класса, но может быть использована и для других возрастных категорий....