Программа элективного курса " Основы морского дела).
элективный курс (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Директор МОУ «Гимназия 29»
______Волкова. О.А. ______Марисова О.Ю
Протокол № 1 от «29» августа 2015 г.
«28» августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Основы морского дела» в 7 А классе
Составитель: Рогочева Ю.В, учитель истории МОУ «Гимназия №29»
г.о. Саранск Республики Мордовия
2015 г
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Основы морского дела» составлена на основании авторской программы «Военно-морское дело» Морского клуба «Гардемарин» Председателя Республиканской общественной организации «Морское собрание Республики Мордовия имени адмирала Ф.Ф.Ушакова» - Начальника Морского клуба «Гардемарин» капитан 2 ранга Олеска Александра Васильевича.
Образовательная программа «Основы морского дела» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 10 июля 1992 года № 3266-1 и Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196, с Приказом Министра обороны Российской Федерации № 25 от 15 января 2001 года, типовых учебных программ Московского объединенного морского корпуса имени Героев Севастополя под руководством академика и профессора РАЕН, доктора исторических наук Е.А.Введенского (капитана 1 ранга, директора Кадетской школы № 1700 г.Москвы), с Приказом Министра образования РМ № 204 от 16 августа 2011 года «Об утверждении инструкции по разработке рабочих программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия».
В последние годы в современной России происходят глубокие изменения во многих сферах жизни общества, трансформируются общественные отношения, пересматривается система ценностей и приоритетов. Страна идет по пути формирования правового государства и становления гражданского общества. В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и социального развития, укрепления обороноспособности страны определены основные пути развития патриотического воспитания граждан, формирования их патриотического сознания как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единения общества. Очевидно, что формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей возлагается на образовательные учреждения как интегрирующие центры совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций.
Программа «Основы морского дела» должна помочь в военно-профессиональной ориентации обучающихся, подготовки к службе в Военно-Морском Флоте, поступлению в Нахимовское военно-морское, высшие военно-морские, других силовых структур, Кораблестроительный институт г.Санкт-Петербурга, гражданские учебные заведения Российской Федерации, Республики Мордовия.
Она направлена на патриотическое (военно-патриотическое) воспитание, на осознанную подготовку к выполнению конституционных обязанностей по защите Отечества, подготовку к службе на Флоте, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других силовых ведомствах.
В ходе изучения ««Основы морского дела»» (ОМД) обучающиеся получают теоретические знания о героических подвигах моряков, истории создания Военно-Морского Флота, Вооруженных Сил царской России, Советского Союза, современной Российской Федерации и ее кадетских корпусов, боевых традициях и символах воинской чести и братства, об обороне государства, о структуре, функциях и основных задачах Вооруженных Сил Российской Федерации и других силовых ведомств, о воинской обязанности граждан.
В результате изучения программы ««Основы морского дела» кадеты должны быть компетентным в:
- составе и предназначении Вооруженных сил Российской Федерации, Военно-Морского Флота России;
- истории морских корпусов России;
- основных видах военно-профессиональной деятельности;
- уважительном отношении к героическому наследию России, ее государственной символике, к военно-морским флагам, флотским традициям;
Учебная программа ««Основы морского дела» для 6 класса - это ознакомительный курс. В учебной программе определено количество учебных часов и время занятий для 7 классов – 1 час занятий в неделю– 34 часа.
Содержание учебной программы «Основы морского дела»
Программа ««Основы морского дела» для 7 класса предназначена для развитие любопытства, стремление к постановке высоких целей, достижение их упорством, и в конечном результате – достижение уверенности в себе, гордости за Флот и за Россию. Гардемарин при планомерном обучении расширит свои познания в области военно-морского дела, определится с выбором своей судьбы, своей будущей профессии и сделает выбор – остаться ли в составе воспитанников Морского клуба «Гардемарин» либо на добровольной основе покинуть его. Уровень освоения Учебной программы позволит гардемарину получить знания и практические навыки, что явится стимулом к их дальнейшему совершенствованию. Прикосновение к военно-морской, патриотической тематике приведет гардемарина к формированию высоких нравственных принципов, основанных на Подвиге, Чести и Славе, на патриотизме и гражданственности, положительно скажется на влечении их к здоровому образу жизни. Неустанно воспитывается гордость и уважение к традициям Военно-Морского Флота Российской Федерации;
Главная задача учебной программы – формирование у кадетов ориентации на подготовку к службе на кораблях и в военно-морских частях Российской Федерации, выбор военно-морской профессии в условиях разностороннего и гармоничного развития Личности.
Учебные цели программы:
- привить кадетам любовь к морю, профессии офицера ВМФ, чувство гордости за принадлежность к Военно-Морскому Флоту;
- дать кадетам первоначальные знания по основам военно-морского дела, необходимые для службы на Флоте, обучения в высших военно-морских учебных заведениях России, сформировать достаточный военно-морской кругозор;
- ознакомить гардемарин с историей Военно-Морского Флота, героическими традициями моряков России, воспитать высокое чувство патриотизма..
Главной целью данного подраздела является воспитание Гражданина - Патриота России на лучших традициях российского Флота, истории его создания и развития, победах и поражениях, взлетах и падениях, успехах и неудачах. В истории российского Флота много поучительных примеров, на которых можно и нужно учиться, и которые не потеряли актуальности сейчас, да и сохранят ее в будущем. Особое внимание уделяется проблеме места Флота в жизни государства.
Одним из условий реализации программы является использование различных форм и методов работы с воспитанниками. Намечено использовать и уроки на основе докладов, рефератов, сообщений обучаю-щихся; устные журналы, тематические чтения. Важным является применение экскурсионного метода с посещением музеев городов, воинских частей, кораблей, мест боевой славы в учебном году и во время летней практики.
Одной из центральных задач, решаемых историей российского Флота, является приобщение воспитанников к самостоятельному изучению рассматриваемых вопросов, формирование у них стремления больше и полнее узнать о Флоте
История кадетских корпусов и Флота как предмет требует широкого использования наглядности в преподавании. Наиболее эффективными являются имеющиеся видеоматериалы по рассматриваемым вопросам. Здесь будут использованы как цельные документальные, так и эпизодические кадры художественных фильмов. Непременное направление изучения воспитанниками истории Флота – развитие у них вкуса к чтению маринистики: литературы о море и Флоте, о служителях Океана.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебной программы.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных, качественных свойствах воспитанников Морского клуба «Гардемарин», которые приобретаются в процессе освоения учебной программы «Военно-морское дело». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении воспитанников к занятиям военно-морским делом, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать традиции Военно-Морского Флота для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в военно-морском совершенстве. Это и развитие личностных, в том числе духовно-нравственных и физических качеств, обеспечивающих твердое понимание своего места и значимости в защите интересов Отечества в составе сил и средств Военно-Морского Флота России. Это и формирование потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в условиях служения Отечеству. Это и воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформирован-ности качественных универсальных способностей воспитанников Морского клуба «Гардемарин», проявляющихся в активном применении в позна-вательной и предметно-практической деятельности знаний и умений, приобретенных на базе освоения содержания учебной программы «Военно-морское дело» в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальных способностей, которые потребуются как в рамках образовательного процесса, так и в реальной повседневной жизни воспитанников «Морского клуба «Гардемарин». Это и овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, адекватно оценивать результаты своей деятельности в ходе освоения учебной программы «Военно-морское дело». Это и формирование умения воспринимать и перерабатывать получаемую информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к постижению целей и задач учебной программы «Военно-морское дело». Это и приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области «Военно-морского дела» с использованием различных источников и новых информационных технологий.. Это и развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.. Это и освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, которые нередко возникают на военно-морской службе, в морских походах. Это и формирование умений взаимодействовать с окружающими, учитывая, что экипаж корабля – это коллектив, где от правильных действий каждого зависит сама жизнь корабля и выполнение поставленных задач. Это и формирование духовно-нравственных качеств воспитанников Морского клуба «Гардемарин» для снижения опасности быть вовлеченные в антиобщественную деятельность.
Предметные результаты характеризуют умения и опыт воспитанников Морского клуба «Гардемарин», которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебной программы «Военно-морское дело» и проявляются в знаниях и способах теоретической и практической деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий в Морском учебном классе, в учебно-вспомогательных помещениях Морского клуба «Гардемарин», во время проведения летней морской (речной) практики
Это и формирование представлений, понятий, методов и приемов в области «Военно-морского дела». Это и формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни. Это и понимание личной и общественной значимости современной культуры воспитанника в том, что Россия просто вынуждена вернуть себе былое величие звания Великой Морской Державы. Это и понимание роли и значения государства и действующего законодательства в обеспечении морской национальной безопасности. Это и понимание необходимости обороны государства и подготовки граждан к военной службе. Это и формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью. Это и понимание необходимости сохранения водной среды и природы для полноценной жизни человека.. Это и знание и умение применять адекватные правила поведения в чрезвычайных ситуациях, во время военно-морской службы.. Это и умение оказать первую помощь пострадавшим.. Это и умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников.. Это и умение принимать обоснованные решения в конкретной жизненной ситуации, во время службы на Флоте с учетом реально складывающейся обстановки.
Учебно – тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов |
Общие сведения о Военно-Морском Флоте. Морские суда | 35 часа | |
1 | Знакомство с обще-воинскими уставами Вооруженных Сил РФ | 1 час |
2 | Дисциплинарный устав Строевой устав | 1 час |
3 | Устав внутренней службы Устав караульной службы | 1 час |
4 | Знакомство с Корабельным уставом ВМФ России | 1 час |
5 – 6 | История морских корпусов. Программа, Устав, права и обязанности членов Мор-ского клуба «Гардемарин», Кодекс Чести, правила внутреннего распорядка, поведения и вежливости внутри и вне Морского клуба «Гардемарин» | 2 часа |
7 - 8 | Флаги, отдание воинской чести, правила, распорядок, повседневная жизнь на корабле, правила ношения военно-морской формы одежды, звания ВМФ, знаки различия | 2 часа |
9 | Традиции ВМФ | 1 час |
10 | Единицы расст. и скорости на море, командные слова | 1 час |
11 | Основные средства борьбы с водой и пожарами | 1 час |
12 | Организация и состав ВМФ России, флоты и флотилии | 1 час |
13 | Истор. дворянства на Руси. Табель о рангах Петра 1 | 1 час |
14 - 15 | Жизнь и деятельность великих адмиралов. Адми-рал Ф.Ф.Ушаков. Посеще-ние Музея Ф.Ушакова в Темникове, Санаксарского монастыря, Морского собора в Саранске | 2 часа |
16 | Кораблекрушения и почему они происходят Сигналы бедствия на море | 1 час |
17 | Экстренная помощь при несчастных случаях | 1 час |
18 - 19 | Вязание морских узлов, знать твердо не менее десяти | 2 часа |
20 | Военно-морские учебные заведения Российской Федерации, правила приема | 1час |
21 | Мероприятия по преду-преждению несчастных случаев на корабле | 1 час |
22 | Основы организации Военно-Морского Флота | 1 час |
23 | Основы корабельной организации | 1 час |
24 | Корабельные расписания | 1 час |
25 | Корабельный распорядок и размещение личного состава на корабле | 1 час |
26 | Правила поведения личного состава на корабле | 1 час |
27 | Предупредительные меры против попадания воды внутрь корабля | 1 час |
28 | Причины возникновения пожаров и взрывов на корабле и меры по их предупреждению | 1 час |
29 | Основные типы боевых кораблей и вспомо-гательных судов, их назначение и боевые возможности | 1 час |
30 | Дизельные и атомные подводные лодки назначение, классификация, устройство | 1 час |
31 | Общие понятия об энергетических установках кораблей, назначение, классификация | 1 час |
32 | Участие кадетов в праздновании победы в Великой Отечественной войне. | 1 час |
33 | Устройство, вооружение и снабжение корабельных шлюпок | 1 час |
34 | Обобщение и повторение пройденного материала. | 1 час |
ИТОГО | 34 |
Календарно –тематическое планирование
учебного материала по элективному курсу» Основы морского дела»,
в 7 А классе,
(в неделю 1 ч., всего – 34 ч.)
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | Вид занятий | Вид самостоятельной работы | Дата проведения занятий | |||
Общие сведения о Военно-Морском Флоте. Морские суда | 35 часа | К | Плани- руемая | Факти- ческая | ||||
1 | Знакомство с обще-воинскими уставами Вооруженных Сил РФ | 1 час | УИНЗ | Работа в группах | ||||
2 | Дисциплинарный устав Строевой устав | 1 час | Лекция | |||||
3 | Устав внутренней службы Устав караульной службы | 1 час | Лекция | |||||
4 | Знакомство с Корабельным уставом ВМФ России | 1 час | К | Работа в группах | ||||
5 – 6 | История морских корпусов. Программа, Устав, права и обязанности членов Мор-ского клуба «Гардемарин», Кодекс Чести, правила внутреннего распорядка, поведения и вежливости внутри и вне Морского клуба «Гардемарин» | 2 часа | К | Работа в группах | ||||
7 - 8 | Флаги, отдание воинской чести, правила, распорядок, повседневная жизнь на корабле, правила ношения военно-морской формы одежды, звания ВМФ, знаки различия | 2 часа | К | Работа в группах | ||||
9 | Традиции ВМФ | 1 час | К | Работа в группах | ||||
10 | Единицы расст. и скорости на море, командные слова | 1 час | К | Работа в группах | ||||
11 | Основные средства борьбы с водой и пожарами | 1 час | К | Работа в группах | ||||
12 | Организация и состав ВМФ России, флоты и флотилии | 1 час | К | Работа в группах | ||||
13 | Истор. дворянства на Руси. Табель о рангах Петра 1 | 1 час | К | Работа в группах | ||||
14 - 15 | Жизнь и деятельность великих адмиралов. Адми-рал Ф.Ф.Ушаков. Посеще-ние Музея Ф.Ушакова в Темникове, Санаксарского монастыря, Морского собора в Саранске | 2 часа | К | Экскурсия | ||||
16 | Кораблекрушения и почему они происходят Сигналы бедствия на море | 1 час | К | Работа в группах | ||||
17 | Экстренная помощь при несчастных случаях | 1 час | К | Работа в группах | ||||
18 - 19 | Вязание морских узлов, знать твердо не менее десяти | 2 часа | К | Работа в группах | ||||
20 | Военно-морские учебные заведения Российской Федерации, правила приема | 1час | к | Просмотр художественного фильма | ||||
21 | Мероприятия по преду-преждению несчастных случаев на корабле | 1 час | К | Работа в группах | ||||
22 | Основы организации Военно-Морского Флота | 1 час | К | Работа в группах | ||||
23 | Основы корабельной организации | 1 час | К | Работа в группах | ||||
24 | Корабельные расписания | 1 час | К | Работа в группах | ||||
25 | Корабельный распорядок и размещение личного состава на корабле | 1 час | К | Работа в группах | ||||
26 | Правила поведения личного состава на корабле | 1 час | Работа в группах | |||||
27 | Предупредительные меры против попадания воды внутрь корабля | 1 час | К | |||||
28 | Причины возникновения пожаров и взрывов на корабле и меры по их предупреждению | 1 час | Заучивание гимна | |||||
29 | Основные типы боевых кораблей и вспомо-гательных судов, их назначение и боевые возможности | 1 час | К | Работа в группах | ||||
30 | Дизельные и атомные подводные лодки назначение, классификация, устройство | 1 час | К | Работа в группах | ||||
31 | Общие понятия об энергетических установках кораблей, назначение, классификация | 1 час | К | Работа в группах | ||||
32 | Участие кадетов в праздновании победы в Великой Отечественной войне. | 1 час | К | Работа в группах | ||||
33 | Устройство, вооружение и снабжение корабельных шлюпок | 1 час | К | Работа в группах | ||||
34 | Обобщение и повторение пройденного материала. | 1 час | УКПЗУН | Зачет | ||||
ИТОГО | 34 |
Нормативно-правовая база.
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
2.Рекомендательное письмо МО РМ от 12.04. 2010 №1718
3. Приказ МО РМ «Об утвержден6ии инструкции по разработке учебных программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия» № 904 от 16.08. 2011 года.
Материально – техническое обеспечение учебного предмета
Перечень наглядных и дидактических материалов:
- Основной Закон Российской Федерации – Конституция Российской Федерации.
- Всеобщая декларация прав человека.
- Учебные пособия для учителя и учащихся
- Учебник Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2002.
- Новые государственные программы школьного образования. М. .: Астрель, 2006 год.
- М. Михайлов, О. Соколов. От дракара до крейсера. Научно-попул. лит., Дет.лит. 1975 год
- Корабельный устав РФ.
- Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ав. сост. И.А.Пашкович.-Волгоград: учитель, 2006.
- Ушаков. Сергей Махотин. История о русском флотоводце, не проигравшем ни одного сражения.
- В истории навсегда. М. «Молодая гвардия»Ж. 1974. авт. Лучинов С.Т.
- Морской атлас. Том.3. Военно-исторический. Описания к картам. Часть вторая.
- Энциклопедический словарь юного техника. Составитель. Зубков Б.В., Чумаков С.В. – М.Педагогика, 1980.
- Леонов В.Н. Лицом к лицу. Военные хроники отряда особого назначения Северного флота. 1941.1945 годы. М.: ИД «Центриздат», 2005.
- Таблица семафора.
- Учебник по шлюпкам.
- Балабанов И.В.Узлы– Моска,2003.
- Ресурсы «Морского интернет– клуба». Адрес: http://www.randewy.ru
- 100 вопросов 100 ответов, выпуск 5-1 Все об армии. М. «Молодая гвардия» 1976 г.
- Россия: иллюстрированная энциклопедия.-М.: ОЛМА Медиа Групп,2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация элективного курса "Основы пожарного дела"
В презентации "Основы пожарного дела" представлен учебно-тематический план предпрофильного элективного курса для 9 класса. Представлен также список профессий, встречающихся в учреждениях, связан...
Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus"
Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus" содержит пояснительную записку, в которой рассматриваются: цели и задачи курса, методы ...
Элективный курс "Основы столярного дела"
Элективный курс"Основы столярного дела" предназначается для учеников 7 класса и расчитан на 34 часа по 1 часу в неделю ...
элективный курс "Основы музейного дела"
программа элективного курса содержит календарно тематическое планирование, расчитана на 12 часов....
Курс "Основы военного дела" для школ с кадетским компонентом.
Календарно-тематическое планирование курса "Основы военного дела", для школ с кадетским компонентом, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем учеб...
Программа элективного курса: "Основы рекламного дела"
Программа курса «Основы рекламного дела» предлагается учащихся 10-11-х классов. Целью обучения по данной программе является получение учащимися знаний в области рекламного дела....
Программа по курсу "Основы швейного дела" для учащихся со сложной структурой дефекта.
Программа по курсу "Основы швейного дела" для учащихся со сложной структурой дефекта....