Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа - интернат VIII вида станицы Калининской Краснодарского края
УТВЕРЖДЕНО ОБСУЖДЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МС на заседании МО зам. дир по УЧ решением педсовета
По предмету (курсу) Выпиливание и выжигание
Класс 5, 6, 7, 8,9.
Педагог Коханенко Евгений Васильевич
Выпиливание из фанеры, выжигание и моделирование – очень интересный, доступный и увлекательный вид деятельности для мальчиков. Именно здесь дети приобщаются к знаниям в области моделирования и конструирования, обработке материалов из древесины, развивают пространственное мышление, формируют устойчивый интерес к технике.
В быту нас окружают самые разнообразные вещи, изготовленные из древесных материалов: различные полочки, вешалки, подставки, кухонные предметы. Иногда возникает необходимость найти и устранить возникшие неисправности, а для этого нужно знать особенности материалов, изготовленных на основе древесины (фанера, ДВП, ДСП, шпон и другие), секреты их обработки. Учащиеся осваивают приемы работы не только лобзиком и выжигателем, но и ручной дрелью, паяльником, деревообрабатывающими инструментами, различными клеями и красками.
Несмотря на кажущуюся сложность, данный вид творчества интересен и доступен школьникам от 5до 9 классов.
По каждой теме, входящей в программу, дается сумма необходимых теоретических сведений и перечень практических работ. Основная часть времени при изучении каждой темы отводится на освоение и закрепление практических навыков. В программе делается акцент на правильное употребление обучающимися технических терминов и использование ими в своей работе доступной технической документации.
На учебных занятиях следует обращать особое внимание на соблюдение учащимися правил безопасности труда, противопожарной безопасности и личной гигиены.
Целью обучения является развитие творческих способностей обучающихся, формирование доступных технических и технологических знаний, подготовка к свободному, осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности с ориентацией их на получение технических специальностей.
Задачи:
- в обучении: учить школьников умениям и навыкам работы с различными материалами и инструментами; изготавливать изделия из фанеры, древесины и жести; пользоваться чертежами и технической литературой; решать простейшие конструкторские и технологические задачи; делать элементарные расчеты.
- в развитии: развивать творческие способности воспитанников; эстетический вкус; умение самостоятельно анализировать и применять теоретические знания на практике.
- в воспитании: воспитывать экономное отношение к материалам при изготовлении изделий; бережное отношение к инструментам; аккуратность в работе, приобретение навыков коллективного труда; чувства ответственности. Корректировать мелкую моторику путем изготовления деталей изделий; восприятие через контроль качества обработки деталей; внимание путем выполнения правил безопасности при работе с инструментами и материалами.
При комплектовании групп учитывается подготовленность и возрастные особенности школьников, их знания и умения, полученные на уроках в школе.
Состав коллектива постоянный. Прием в объединение осуществляется на основе собеседования. Возраст воспитанников от 12 до 16 лет.
Форма проведения занятий в объединении коллективно-индивидуальная. Такая форма организации труда позволяет оптимально распределить задания, позволяет правильно учитывать возможности каждого воспитанника, его возраст и способности.
Основанием для отчисления является длительная непосещаемость занятий, смена места жительства.
Программа рассчитана на 1 год. Режим занятий: 3 раза в неделю по 1 часу.
Для успешного выполнения программы необходимо иметь:
- Рабочий кабинет (мастерскую).
- Наборы для выпиливания (лобзики, подставки, запасные пилочки)
- Электровыжигатели.
- Фанеру, ДВП, деревянные рейки 2x1,5 см.
- Напильники, рашпили, надфили, наждачную бумагу.
- Тиски, зажимы.
- Клей (ПВА, эпоксидный, Титан).
- Лаки на водной основе и масляные.
- Краски (гуашь, акварель, водоэмульсионные).
№пп
| Название дисциплин, разделов и тем
| Всего, часов
| Теория, часы
| Практика, часы
| 1.
| Введение. Техника безопасности на учебных занятиях
| 2
| 2
|
| 2.
| Понятие о материалах и инструментах
| 2
| 1
| 1
| 3.
| Приемы работы лобзиком. Пиление по линиям
| 2
| 1
| 1
| 4.
| Простейшие модели самолетов
| 14
| 1
| 13
| 5.
| Игрушки с подвижными деталями
| 10
| 1
| 9
| 6.
| Модели боевых самолетов
| 38
| 3
| 35
| 7.
| Модели боевых вертолетов
| 20
| 2
| 18
| 8.
| Фигурки животных
| 18
| 1
| 17
| 9.
| Композиции
| 10
| 1
| 9
| 10.
| Декоративные конфетницы
| 12
| 1
| 11
| 11.
| Набор для резки овощей
| 6
| 1
| 5
| 12.
| Итоговое занятие
| 2
| 2
|
| ИТОГО
| 136
| 15
| 121
|
|
- Введение, инструктаж по технике безопасности – 2 часа
Значение выпиливания, конструирования и моделирования в жизни каждого человека.
Порядок и план работы объединения. Показ готовых работ, изготовленных в объединении.
Основы безопасности труда. Общие правили работы с инструментами.
- Понятие о материалах и инструментах – 2 часа
Теория:
общее понятие о древесине и материалах на ее основе (шпон, фанера, ДВП, ДСП). Инструменты и приспособления, применяемые при работе в объединении (молоток; шило; лобзик; ручная дрель; напильник; клей ПВА, эпоксидный и др.; краски акварель, воднодисперсные, масляные; лаки), правила пользования ими. Организация рабочего места.
Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами.
Практика:
обработка деталей из фанеры и ДВП напильником, надфилем, наждачной бумагой. Прокалывание отверстий в фанере шилом и сверление ручной дрелью.
Изготовление заготовок для освоения приемов выпиливания лобзиком.
Нанесение рисунка на фанеру.
- Приемы работы с лобзиком – 2 часа
Теория:
расположение деталей на фанере. Назначение, устройство и правила работы лобзиком «на ласточкином хвосте». Порядок замены пилочки лобзика. Характерные ошибки. Правила техники безопасности при работе с лобзиком и шилом.
Расположение деталей на фанере (учитывается направление волокон, компактное расположение деталей с целью экономии материалов).
Практика:
нанесение рисунка на заготовку (прямые, волнистые и ломаные линии). Пиление по начерченным линиям.
- Изготовление простейших моделей самолетов – 14 часов
Теория:
сведения об особенностях изготовления простейших моделей из плоских деталей со щелевыми соединениями «в замок». Техника безопасности при работе с выжигателем. Выпиливание внутренних контуров.
Практика:
выполнение чертежей деталей самолета, их выпиливание, отделка, обрисовывание линий, выжигание, сборка, склеивание и окрашивание.
- Игрушки с подвижными деталями – 10 часов
Теория:
исторические сведения об игрушках, их характеристики, особенности изготовления. Шарниры: виды шарниров, правила изготовления. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и жестью.
Практика:
выполнение чертежей деталей на фанере и жести. Особенности чертежа на жести. Выпиливание деталей, обработка, соединение на подвижных частях изделия. Раскрашивание.
- Модели боевых самолетов – 38 часов (Ил-28, Миг-29, Су-25, «Юнкерс»)
Теория:
история и типы боевых самолетов (истребители, штурмовики, бомбардировщики, военно-транспортные, разведчики, заправщики). Тактико-технические данные, применение, вооружение и др. Особенности изготовления моделей. Понятие масштаба, коэффициент масштаба. Правила техники безопасности при работе с паяльником.
Практика:
выполнение чертежей деталей самолета на фанере. Выпиливание деталей, отделка и шлифование. Склеивание узлов модели (двигатели, фюзеляж, гондолы шасси).
Обрисовывание и выжигание узлов. Сборка модели, шпатлевка соединений, раскрашивание. Изготовление и установка шасси и вооружения
- Модели боевых вертолетов – 20 часов (Ка-115, «Кобра», «Апач»)
Теория:
история создания, особенности, область применения и основные типы вертолетов (с одним несущим винтом, с двумя винтами). Техника безопасности при работе с ручной дрелью и жестью.
Практика:
чертеж деталей изделия на фанере. Выпиливание, отделка и шлифование деталей. Склеивание, обтачивание, сборка, обрисовывание и выжигание. Раскрашивание модели. Изготовление винта, опоры и вооружения.
- Фигурки животных – 18 часов (крокодил, попугайчики, лось, олень, баран)
Теория:
общие сведения об изготавливаемых фигурках. Особенности работы со щелевыми соединениями «в замок». Инструктаж по технике безопасности.
Практика:
обрисовывание деталей фигурок на фанере. Выпиливание и шлифование деталей. Подгонка мест соединения. Раскрашивание или лакирование.
- Композиция – 10 часов («На севере», «На озере»)
Теория:
Понятие композиции и общие сведения. Особенности выполнения работы. Компоновка деталей. Инструктаж по технике безопасности.
Практика:
Рисунок деталей на фанере. Выпиливание, шлифование и обрисовывание деталей. Выжигание, раскрашивание и сборка изделия.
- Декоративные конфетницы – 12 часов («Лебедь», «Тарелка»)
Теория:
Понятие композиции и общие сведения. Особенности выполнения работы. Компановка деталей. Инструктаж по технике безопасности.
Практика:
Рисунок деталей на фанере. Выпиливание, шлифование и обрисовывание деталей. Выжигание, раскрашивание и сборка изделия.
- Набор для резки овощей – 6 часов
Теория:
история, виды и разнообразие наборов для резки овощей, их применение и техника росписи. Используемые материалы. Инструктаж по технике безопасности при выполнении работы.
Практика:
чертеж деталей на фанере. Выбор и нанесение рисунка на досточки, шлифование, выжигание и раскрашивание досточек. Изготовление подвески.
- Итоговое занятие – 1 час
Подведение итогов работы за год. Итоговая выставка работ обучающихся.
К концу обучения предполагается получение следующих результатов. Обучающиеся смогут знать:
- правила пользования лобзиком, выжигателем, ручной дрелью, паяльником и другими инструментами;
- правила расположения шаблонов на фанере, учитывая особенности материала и его экономное использование;
- технические характеристики и назначение изготавливаемых моделей.
Смогут уметь:
- правильно пользоваться лобзиком, выжигателем, ручной дрелью и паяльником;
- правильно подбирать и использовать различные клеи, краски и лаки и другие отделочные материалы;
- решать простые технические и технологические задачи.
- Выявление индивидуальных особенностей воспитанников
(сентябрь)
- контрольный опрос по результатам работы
(ежемесячно)
- выставки работ обучающихся
(октябрь, январь, апрель)
- тестирование
(1 раз в полугодие)
- конкурс на лучшую работу и лучшее художественное оформление
(апрель)
- итоговая выставка работ
(май)
Занятия в объединении строятся так, что теоретические вопросы по каждой теме предшествуют практическим занятиям.
Приемы обучения заключают в себе сообщение темы занятия и его цели, трансляцию теоретических сведений об особенностях изготовления изделия и порядке выполнения работ.
Технология выполнения практических работ следующая:
- инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и приспособлениями;
- знакомство с образцом готового изделия;
- обрисовывание шаблонов деталей на фанере с учетом направления волокон (обратить внимание на компактное расположение деталей);
- начинать выпиливание следует с наиболее сложных деталей и внутренних контуров;
- обточить напильником края каждой детали, выровнять поверхность и обработать наждачной бумагой плоскость детали. При необходимости подогнать вырезы щелевых соединений;
- склеить отдельные узлы модели;
- срисовать все линии с образца на изготавливаемую модель и приступить к выжиганию;
- склеить изделие, используя тиски, зажимы, прищепки (клей наносить на обе склеиваемые поверхности);
- с помощью шпатлевки заделать все щели, неровности и места соединения деталей;
- раскрасить изделие и покрыть лаком.
Учитывая то, что возраст и уровень развития обучающихся в группах разный, работа на занятиях проводится коллективно и индивидуально, то есть широко используются дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.
При выполнении практических занятий, связанных с работой лобзиком, выжигателем, шилом, паяльником, ручной дрелью в течение всего года проводятся инструктажи по технике безопасности.
Для облегчения изучения тем используются наглядные пособия, рисунки, готовые образцы, модели.
- Андреев И. Боевые самолеты. – М, 1994 год.
- Аршанский С. Сто удивительных поделок. – М, 2001 год
- Дональд Д. Современная боевая авиация. – М, 2003 год.
- Сборник инструкций по пожарной безопасности, антитеррористической безопасности и охране труда.
- Учебник трудового обучения для 5 - 9 классов.
|