Дополнительная образовательная программа. Кружковая работа.
рабочая программа по технологии по теме

Коханенко Евгений Васильевич

 

 

Выпиливание из фанеры, выжигание и моделирование – очень интересный, доступный и увлекательный вид деятельности для мальчиков. Именно здесь дети приобщаются к знаниям в области моделирования и конструирования, обработке материалов из древесины, развивают пространственное мышление, формируют устойчивый интерес к технике.

В быту нас окружают самые разнообразные вещи, изготовленные из древесных материалов: различные полочки, вешалки, подставки, кухонные предметы. Иногда возникает необходимость найти и устранить возникшие неисправности, а для этого нужно знать особенности материалов, изготовленных на основе древесины (фанера, ДВП, ДСП, шпон и другие), секреты их обработки. Учащиеся осваивают приемы работы не только лобзиком и выжигателем, но и ручной дрелью, паяльником, деревообрабатывающими инструментами, различными клеями и красками.

Несмотря на кажущуюся сложность, данный вид творчества интересен и доступен школьникам от 5до 9 классов.

По каждой теме, входящей в программу, дается сумма необходимых теоретических сведений и перечень практических работ. Основная часть времени при изучении каждой темы отводится на освоение и закрепление практических навыков. В программе делается акцент на правильное употребление обучающимися технических терминов и использование ими в своей работе доступной технической документации.

На учебных занятиях следует обращать особое внимание на соблюдение учащимися правил безопасности труда, противопожарной безопасности и личной гигиены.

Целью обучения является развитие творческих способностей обучающихся, формирование доступных технических и технологических знаний, подготовка к свободному, осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности с ориентацией их на получение технических специальностей.

 

Задачи:

- в обучении:  учить школьников умениям и навыкам работы с различными материалами и инструментами; изготавливать изделия из фанеры, древесины и жести; пользоваться чертежами и технической литературой; решать простейшие конструкторские и технологические задачи; делать элементарные расчеты.

- в развитии: развивать творческие способности воспитанников; эстетический вкус; умение самостоятельно анализировать и применять теоретические знания на практике.

- в воспитании: воспитывать экономное отношение к материалам при изготовлении изделий; бережное отношение к инструментам; аккуратность в работе, приобретение навыков коллективного труда; чувства ответственности.     Корректировать мелкую моторику путем изготовления деталей изделий; восприятие через контроль качества обработки деталей; внимание путем выполнения правил безопасности при работе с инструментами и материалами.

При комплектовании групп учитывается подготовленность и возрастные особенности школьников, их знания и умения, полученные на уроках в школе.

Состав коллектива постоянный. Прием в объединение осуществляется на основе собеседования. Возраст воспитанников от 12 до 16 лет.

Форма проведения занятий в объединении коллективно-индивидуальная. Такая форма организации труда позволяет оптимально распределить задания, позволяет правильно учитывать возможности каждого воспитанника, его возраст и способности.

Основанием для отчисления является длительная непосещаемость занятий, смена места жительства.

Программа рассчитана на 1 год. Режим занятий: 3 раза в неделю по 1 часу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vypilivanie_kruzhok.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

 

Государственное специальное (коррекционное) образовательное  учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа - интернат VIII вида станицы Калининской Краснодарского края


                                                                             

                                                                               

                                                                                             


УТВЕРЖДЕНО               ОБСУЖДЕНО              СОГЛАСОВАНО             УТВЕРЖДЕНО    

на заседании МС             на заседании МО          зам. дир по УЧ                  решением педсовета                    











По предмету (курсу)    Выпиливание и выжигание


Класс   5, 6, 7, 8,9.


Педагог     Коханенко Евгений Васильевич 












Выпиливание из фанеры, выжигание и моделирование – очень интересный, доступный и увлекательный вид деятельности для мальчиков. Именно здесь дети приобщаются к знаниям в области моделирования и конструирования, обработке материалов из древесины, развивают пространственное мышление, формируют устойчивый интерес к технике.

В быту нас окружают самые разнообразные вещи, изготовленные из древесных материалов: различные полочки, вешалки, подставки, кухонные предметы. Иногда возникает необходимость найти и устранить возникшие неисправности, а для этого нужно знать особенности материалов, изготовленных на основе древесины (фанера, ДВП, ДСП, шпон и другие), секреты их обработки. Учащиеся осваивают приемы работы не только лобзиком и выжигателем, но и ручной дрелью, паяльником, деревообрабатывающими инструментами, различными клеями и красками.

Несмотря на кажущуюся сложность, данный вид творчества интересен и доступен школьникам от 5до 9 классов.

По каждой теме, входящей в программу, дается сумма необходимых теоретических сведений и перечень практических работ. Основная часть времени при изучении каждой темы отводится на освоение и закрепление практических навыков. В программе делается акцент на правильное употребление обучающимися технических терминов и использование ими в своей работе доступной технической документации.

На учебных занятиях следует обращать особое внимание на соблюдение учащимися правил безопасности труда, противопожарной безопасности и личной гигиены.

Целью обучения является развитие творческих способностей обучающихся, формирование доступных технических и технологических знаний, подготовка к свободному, осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности с ориентацией их на получение технических специальностей.


Задачи:

- в обучении:  учить школьников умениям и навыкам работы с различными материалами и инструментами; изготавливать изделия из фанеры, древесины и жести; пользоваться чертежами и технической литературой; решать простейшие конструкторские и технологические задачи; делать элементарные расчеты.

- в развитии: развивать творческие способности воспитанников; эстетический вкус; умение самостоятельно анализировать и применять теоретические знания на практике.

- в воспитании: воспитывать экономное отношение к материалам при изготовлении изделий; бережное отношение к инструментам; аккуратность в работе, приобретение навыков коллективного труда; чувства ответственности.     Корректировать мелкую моторику путем изготовления деталей изделий; восприятие через контроль качества обработки деталей; внимание путем выполнения правил безопасности при работе с инструментами и материалами.

При комплектовании групп учитывается подготовленность и возрастные особенности школьников, их знания и умения, полученные на уроках в школе.

Состав коллектива постоянный. Прием в объединение осуществляется на основе собеседования. Возраст воспитанников от 12 до 16 лет.

Форма проведения занятий в объединении коллективно-индивидуальная. Такая форма организации труда позволяет оптимально распределить задания, позволяет правильно учитывать возможности каждого воспитанника, его возраст и способности.

Основанием для отчисления является длительная непосещаемость занятий, смена места жительства.

Программа рассчитана на 1 год. Режим занятий: 3 раза в неделю по 1 часу.

Для успешного выполнения программы необходимо иметь:

  1. Рабочий кабинет (мастерскую).
  2. Наборы для выпиливания (лобзики, подставки, запасные пилочки)
  3. Электровыжигатели.
  4. Фанеру, ДВП, деревянные рейки 2x1,5 см.
  5. Напильники, рашпили, надфили, наждачную бумагу.
  6. Тиски, зажимы.
  7. Клей (ПВА, эпоксидный, Титан).
  8. Лаки на водной основе и масляные.
  9. Краски (гуашь, акварель, водоэмульсионные).

































№пп

Название дисциплин, разделов и тем

Всего, часов

Теория, часы

Практика, часы

1.

Введение. Техника безопасности на учебных занятиях

2

2


2.

Понятие о материалах и инструментах

2

1

1

3.

Приемы работы лобзиком. Пиление по линиям

2

1

1

4.

Простейшие модели самолетов

14

1

13

5.

Игрушки с подвижными деталями

10

1

9

6.

Модели боевых самолетов

38

3

35

7.

Модели боевых вертолетов

20

2

18

8.

Фигурки животных

18

1

17

9.

Композиции

10

1

9

10.

Декоративные конфетницы

12

1

11

11.

Набор для резки овощей

6

1

5

12.

Итоговое занятие

2

2


ИТОГО

136

15

121



  1. Введение, инструктаж по технике безопасности – 2 часа

Значение выпиливания, конструирования и моделирования в жизни каждого человека.

Порядок и план работы объединения. Показ готовых работ, изготовленных в объединении.

Основы безопасности труда. Общие правили работы с инструментами.


  1. Понятие о материалах и инструментах – 2 часа

Теория:

общее понятие о древесине и материалах на ее основе (шпон, фанера, ДВП, ДСП). Инструменты и приспособления, применяемые при работе в объединении (молоток; шило; лобзик; ручная дрель; напильник; клей ПВА, эпоксидный и др.; краски акварель, воднодисперсные, масляные; лаки), правила пользования ими. Организация рабочего места.

Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами.

Практика:

обработка деталей из фанеры и ДВП напильником, надфилем, наждачной бумагой. Прокалывание отверстий в фанере шилом и сверление ручной дрелью.

Изготовление заготовок для освоения приемов выпиливания лобзиком.

Нанесение рисунка на фанеру.


  1. Приемы работы с лобзиком – 2 часа

Теория:

расположение деталей на фанере. Назначение, устройство и правила работы лобзиком «на ласточкином хвосте». Порядок замены пилочки лобзика. Характерные ошибки. Правила техники безопасности при работе с лобзиком и шилом.

Расположение деталей на фанере (учитывается направление волокон, компактное расположение деталей с целью экономии материалов).

Практика:

нанесение рисунка на заготовку (прямые, волнистые и ломаные линии). Пиление по начерченным линиям.


  1. Изготовление простейших моделей самолетов – 14 часов

Теория:

сведения об особенностях изготовления простейших моделей из плоских деталей со щелевыми соединениями «в замок». Техника безопасности при работе с выжигателем. Выпиливание внутренних контуров.

Практика:

выполнение чертежей деталей самолета, их выпиливание, отделка, обрисовывание линий, выжигание, сборка, склеивание и окрашивание.


  1. Игрушки с подвижными деталями – 10 часов

Теория:

исторические сведения об игрушках, их характеристики, особенности изготовления. Шарниры: виды шарниров, правила изготовления. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и жестью.

Практика:

выполнение чертежей деталей на фанере и жести. Особенности чертежа на жести. Выпиливание деталей, обработка, соединение на подвижных частях изделия. Раскрашивание.


  1. Модели боевых самолетов – 38 часов (Ил-28, Миг-29, Су-25, «Юнкерс»)

Теория:

история и типы боевых самолетов (истребители, штурмовики, бомбардировщики, военно-транспортные, разведчики, заправщики). Тактико-технические данные, применение, вооружение и др. Особенности изготовления моделей. Понятие масштаба, коэффициент масштаба. Правила техники безопасности при работе с паяльником.

Практика:

выполнение чертежей деталей самолета на фанере. Выпиливание деталей, отделка и шлифование. Склеивание узлов модели (двигатели, фюзеляж, гондолы шасси).

Обрисовывание и выжигание узлов. Сборка модели, шпатлевка соединений, раскрашивание. Изготовление и установка шасси и вооружения


  1. Модели боевых вертолетов – 20 часов (Ка-115, «Кобра», «Апач»)

Теория:

история создания, особенности, область применения и основные типы вертолетов (с одним несущим винтом, с двумя винтами). Техника безопасности при работе с ручной дрелью и жестью.

Практика:

чертеж деталей изделия на фанере. Выпиливание, отделка и шлифование деталей. Склеивание, обтачивание, сборка, обрисовывание и выжигание. Раскрашивание модели. Изготовление винта, опоры и вооружения.

 

  1. Фигурки животных – 18 часов (крокодил, попугайчики, лось, олень, баран)

Теория:

общие сведения об изготавливаемых фигурках. Особенности работы со щелевыми соединениями «в замок». Инструктаж по технике безопасности.

Практика:

обрисовывание деталей фигурок на фанере. Выпиливание и шлифование деталей. Подгонка мест соединения. Раскрашивание или лакирование.


  1. Композиция – 10 часов («На севере», «На озере»)

Теория:

Понятие композиции и общие сведения. Особенности выполнения работы. Компоновка деталей. Инструктаж по технике безопасности.

Практика:

Рисунок деталей на фанере. Выпиливание, шлифование и обрисовывание деталей. Выжигание, раскрашивание и сборка изделия.


  1. Декоративные конфетницы – 12 часов («Лебедь», «Тарелка»)

Теория:

Понятие композиции и общие сведения. Особенности выполнения работы. Компановка деталей. Инструктаж по технике безопасности.

Практика:

Рисунок деталей на фанере. Выпиливание, шлифование и обрисовывание деталей. Выжигание, раскрашивание и сборка изделия.


  1. Набор для резки овощей – 6 часов

Теория:

история, виды и разнообразие наборов для резки овощей, их применение и техника росписи. Используемые материалы. Инструктаж по технике безопасности при выполнении работы.

Практика:

чертеж деталей на фанере. Выбор и нанесение рисунка на досточки, шлифование, выжигание и раскрашивание досточек. Изготовление подвески.


  1. Итоговое занятие – 1 час

Подведение итогов работы за год. Итоговая выставка работ обучающихся.









        К концу обучения предполагается получение следующих результатов. Обучающиеся смогут знать:

  1. правила пользования лобзиком, выжигателем, ручной дрелью, паяльником и другими инструментами;
  2. правила расположения шаблонов на фанере, учитывая особенности материала и его экономное использование;
  3. технические характеристики и назначение изготавливаемых моделей.

Смогут  уметь:

  1. правильно пользоваться лобзиком, выжигателем, ручной дрелью и паяльником;
  2. правильно подбирать и использовать различные клеи, краски и лаки и другие отделочные материалы;
  3. решать простые технические и технологические задачи.





  1. Выявление индивидуальных особенностей воспитанников

(сентябрь)

  1. контрольный опрос по результатам работы

(ежемесячно)

  1. выставки работ обучающихся

(октябрь, январь, апрель)

  1. тестирование

(1 раз в полугодие)

  1. конкурс на лучшую работу и лучшее художественное оформление

(апрель)

  1. итоговая выставка работ

(май)







Занятия в объединении строятся так, что теоретические вопросы по каждой теме предшествуют практическим занятиям.

Приемы обучения заключают в себе сообщение темы занятия и его цели, трансляцию теоретических сведений об особенностях изготовления изделия и порядке выполнения работ.

Технология выполнения практических работ следующая:

  1.  инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и приспособлениями;
  2.  знакомство с образцом готового изделия;
  3.  обрисовывание шаблонов деталей на фанере с учетом направления волокон (обратить внимание на компактное расположение деталей);
  4.  начинать выпиливание следует с наиболее сложных деталей и внутренних контуров;
  5. обточить напильником края каждой детали, выровнять поверхность и обработать наждачной бумагой плоскость детали. При необходимости подогнать вырезы щелевых соединений;
  6. склеить отдельные узлы модели;
  7. срисовать все линии с образца на изготавливаемую модель и приступить к выжиганию;
  8. склеить изделие, используя тиски, зажимы, прищепки (клей наносить на обе склеиваемые поверхности);
  9. с помощью шпатлевки заделать все щели, неровности и места соединения деталей;
  10. раскрасить изделие и покрыть лаком.


     Учитывая то, что возраст и уровень развития обучающихся в группах разный, работа на занятиях проводится коллективно и индивидуально, то есть широко используются дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.

     При выполнении практических занятий, связанных с работой лобзиком, выжигателем, шилом, паяльником, ручной дрелью в течение всего года проводятся инструктажи по технике безопасности.

     Для облегчения изучения тем используются наглядные пособия, рисунки, готовые образцы, модели.



  1. Андреев И. Боевые самолеты. – М, 1994 год.
  2. Аршанский С. Сто удивительных поделок. – М, 2001 год
  3. Дональд Д. Современная боевая авиация. – М, 2003 год.
  4.  Сборник инструкций по пожарной безопасности, антитеррористической безопасности и охране труда.
  5.  Учебник трудового обучения для 5 - 9 классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр»

В приложение 1 «Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр» включены теоретические материалы, рекомендуемые педагогам при подготовке занятий....

Рецензия (внутренняя) на дополнительную образовательную программу кружкового объединения «Пресс-центр»

Наименование авторской программы: «Пресс-центр» Автор-составитель программы: Ничкова Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образования, учитель русского языка и литературы Номинация: художестве...

Дополнительная образовательная программа "Где работать мне потом?"

Профессиональная ориентация школьников с использованием проектной методики и Интернет-технологий.Для обучающихся 14-16 лет, рассчитанная на 1 год обучения....

Дополнительная образовательная программа "Основы работы на ПК"

Информатика-это-наука, систематизирующая приёмы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи, данных средствами вычислительной техники. Из этого определения вытекает, что информатика отли...

Дополнительная программа кружковой работы по игровому стретчингу с детьми с ОВЗ

Данная программа описывает работу присенения детского фитнеса, в том числе и игрового стретчинга с детьми с общим недоразвитием речи в детском саду. Программа рассчитана на 2 года обучения (старшая гр...

Статья «Особенности содержания дополнительных образовательных программ при работе с ОВЗ и одаренными детьми»

Статья «Особенности содержания дополнительных образовательных программ при работе с ОВЗ и одаренными детьми»...

Программа кружковой работы по литературе (дополнительное образование) "Чем пахнут ремёсла?" для 5-6 классов общеобразовательных школ

Программа  кружковой работы (дополнительного образования) "Чем пахнут ремёсла?" с привлечением  произведений русской и советской художественной литературы позволяет знакомить подро...