Программа кружковой работы по литературе (дополнительное образование) "Чем пахнут ремёсла?" для 5-6 классов общеобразовательных школ
методическая разработка по литературе (5 класс)

Кормашова Надежда Сергеевна

Программа  кружковой работы (дополнительного образования) "Чем пахнут ремёсла?" с привлечением  произведений русской и советской художественной литературы позволяет знакомить подростков с особенностями разных профессий. С учётом требований  введения профессиональной ориентации уже в 5-6 классах основной школы программа может быть  востребована среди учительского сообщества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fakultativnogo_kursa_po_literature_v_5_klasse.docx44.94 КБ

Предварительный просмотр:

Программа факультативного курса по литературе в 5 классе

Чем пахнут ремёсла?

 Учитель русского языка и литературы                                                                        Кормашова Н.С.

                          г. Бабаево

                               2019 г

МБОУ «Бабаевская средняя  общеобразовательная школа №1»

                                                          Утверждаю

                                                                 Заместитель директора

                                                                  по учебно-воспитательной              

                                                                  работе____________/____________/


   Программа факультативного курса по литературе в 5 классе

                               «Чем пахнут ремёсла?»

    Пояснительная записка.

   В соответствии с  задачами, которые поставлены  перед современной школой ФГОС второго поколения, в свете работы школы по направлению «Школа как центр профессиональной ориентации обучающихся» вести знакомство с особенностями различных профессий на материале публицистической и художественной литературы, расширять кругозор и знаниевую компетенцию обучающихся в данной сфере.

    Цель курса:  формировать представление о различных профессиях, их появлении, развитии и специфике; о человеческих качествах и талантах, необходимых для того, чтобы быть мастером своего дела.

    Компетентностные задачи:

. формировать читательскую культуру обучающихся;

.   развивать готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;

.   вести на материале художественных и публицистических текстов ориентировки в мире профессий; знакомить с профессиями, которые особенно необходимы и распространены на Вологодчине;

.  развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира.

Структура курса:

  1. Чтение и анализ предложенных учителем и найденных самостоятельно произведений о профессии.
  2. Исследовательские работы и творческие мастерские, сообщения и самостоятельно подготовленные презентации.
  3. Творческие работы и сочинения-миниатюры в качестве зачетных работ.

Курс рассчитан на 1 час в неделю, всего за учебный год – 34 занятия.

 Список литературы и тематическое планирование  (прилагается).

Участники: учащиеся 5 (6)  класса общеобразовательной школы

Предполагаемые результаты: расширение представлений о профессиях и их особенностях; формирование понимания  востребованности  определённых профессий для развития современного общества ; знание истории возникновения  профессий.

Автор программы: Кормашова Н.С., учитель русского языка и литературы МОУ «Бабаевская средняя общеобразовательная школа №1».

МБОУ «Бабаевская средняя общеобразовательная школа №1»

                                                          Утверждаю

                                                               Заместитель директора

                                                               по учебно-воспитательной              

                                                                  работе____________/____________/

   Программа факультативного курса по литературе в 5 классе

                               «Чем пахнут ремёсла?»

        Учитель русского языка и литературы

                                                                        Кормашова Н.С.

                       

                                      г. Бабаево

                                          2019 г

             Примерное тематическое планирование занятий

факультативного курса «Чем пахнут ремёсла?» 5 класс.

                                  Всего – 34 часа.

№ пп

     Тема занятия

   Основные виды              деятельности

Творческие и зачётные работы

1- 2

     Кем быть?

(Писатели о выборе профессии).

Чтение и обсуждение произведений В.Маяковского «Кем быть?», Д.Родари «Чес пахнут ремёсла?» и страниц книги Е.Велтистова «Приключения Электроника» (размышления Серёжи Сыроежкина о выборе профессии).

Сочинение-миниатюра «Я хочу стать…»

3 - 4

«Все работы хороши»

Е.Пермяк. Золотой гвоздь. (Сказки о труде).

Образ мастера в сказках.

Чтение сказок, определение основной мысли и авторской позиции.

Нарисовать или описать образ мастера из сказки.

5

«Как ваше здоровье?»

А.И.Куприн. Чудесный доктор.

Чтение рассказа; выборочный пересказ; объяснение смысла заглавия.

Создание иллюстрации к рассказу.

6

«Как ваше здоровье?»

А.П.Чехов. Хирургия.

Выявление роли юмора в рассказе; формулировка своих выводов на основе содержания рассказа, соотнесение с авторской позицией.

Рассуждение на тему «Что нужно для того, чтобы быть хорошим врачом?»

7 - 8

«Как ваше здоровье?» (Глава из

книги «Звоните и приезжайте» А.Алексина.

Чтение и составление вопросов к рассказу.

Беседа по самостоятельно составленным вопросам.

Самостоятельно подготовленные сообщения о работе медицинского персонала: врача, медсестры, санитарки и их обязанностях.

 9 - 10

П.П.Бажов

Каменный цветок.

Жизнь и условия труда горных мастеров в царской России.

Понятие о жанре сказа; чтение, обсуждение и словарная работа;

устное словесное рисование.

Создание своего «каменного цветка» любыми средствами: пластическими, языковыми, изобразительными.

11 - 12

О профессии машиниста.

Н.И. Андреев. Как человек проехал по железной дороге.

А.П.Платонов. Корова.

Знакомство с историей появления железных дорог в России и профессиями кочегаров и машинистов.

Чтение и беседа по рассказу А.Платонова «Корова».

Индивидуальные сообщения о истории первых железных дорог в России, их строительстве, о паровозах, тепловозах, электровозах и современных скоростных поездах.

13

А.П.Платонов. Образ паровоза в рассказе

«Жена машиниста».

Судьба машиниста в рассказе; образ машины в рассказе «Корова» и «Жена машиниста»; характеристика образа-персонажа.

Сочинение-миниатюра «О чём заставил задуматься рассказ

А.Платонова?»

14 - 15

Книги о лётчиках.

А. Маркуша «Человек-птица», «Синее небо» и др.

Пересказ содержания прочитанных книг, сообщения о создании первых аэропланов и аэростатов, о современной авиационной технике.

Создание и подбор иллюстративного материала, самостоятельная подготовка сообщений по теме.

16

Л.Петрушевская.

Остров лётчиков.

Чтение и обсуждение произведения.

Сообщения (См.предыдущее занятие).

17 - 18

Книги о космосе и космонавтах.

Самостоятельный подбор, прочтение и аннотация к книге.

Создание иллюстраций.

19 - 20

21 - 22

О профессиях важных и нужных.

1) В.Гальченко. Приключения пожарного.

2) Феликс Лев. Про хрупкий хрусталь и стойкую сталь.

3) И.Мельников. Про часы и о часах.

4) Г.Воронин. Дом растёт под небеса.

В.Распутин. Уроки французского.

(Образ учителя).

Чтение книг (по выбору), рассказ о профессии на основе прочитанного произведения; построение монологического высказывания о важности профессии.

Чтение рассказа, обсуждение образа учительницы и её роли в судьбе мальчика.

Построение устного рассуждения по теме.

Письменное высказывание на тему «Если бы я был учителем,..»

23 - 25

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Воспитание характера.

Чтение и обсуждение; характеристика главного героя произведения, оказавшегося в трудных жизненных условиях.

Составление воображаемой карты местности тайги, где было открыто Васюткино озеро.

26 - 27

Дж.Хэрриот. О профессии ветеринарного врача.

О всех созданиях, больших и малых (Избранные главы книги).

Чтение отдельных глав книги Дж.Хэрриота; рассказ о профессии ветеринарного врача по самостоятельно прочитанным произведениям.

Рассказ о домашних любимцах и об уходе за ними; рисунки «Мы в ответе за них…»

28 - 29

Трэверс. Образ няни в сказочных повестях

«Мэри Попинс» и «Мэри Попинс, до свидания!».

 Пересказ самостоятельно отобранных эпизодов, характеризующих человеческие и профессиональные качества няни.

Выборочное чтение

Выявление качеств характера, знаний и умений, необходимых няне; сравнение с профессией учителя.

30-31

Астрид Линдгрен

Приключения Кале Блумквиста. (Профессия детектива, сыщика).

 

Чтение отдельных глав, обсуждение. Профессия юриста, детектива. Ответ на проблемный вопрос: «Чего недостаёт Кале, чтобы стать настоящим сыщиком?»

Иллюстрации к повести.

32 - 33

Конан Дойл. Приключения Шерлока Холмса.

 Профессионализм главного образа-персонажа. Чтение историй, пересказ самостоятельно подготовленных глав.

Просмотр фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

34

Рекомендации для чтения летом. Отзывы об изученных произведениях.

Рекомендуемый список произведений для летнего чтения.

          Использованная литература.

          Книги о профессиях.

  1. В.В.Маяковский. Кем быть?
  2. Дж. Родари. Чем пахнут ремёсла?
  3. Е. Велтистов. Приключения Электроника. (Размышления Серёжки о выборе профессии. Образ учёного. Образ учителя).
  4. Е. Пермяк. Золотой гвоздь. (Сказки о труде).
  5. П.П.Бажов. Малахитовая шкатулка. (Работа и жизнь каменотёсов, мастеров). («Каменный цветок»).
  6. Н.С.Лесков. Левша. (Кузнец Левша).
  7. А.И.Куприн. Чудесный доктор. (Образ врача).
  8. А.П.Чехов. Хирургия.
  9. А.Алексин. «Как ваше здоровье?» (Главы из книги «Звоните и приезжайте!»)
  10. Н.И.Андреев. Как человек проехал по железной дороге, «Художник РСФСР», 1984.
  11.  А.П.Платонов. Корова. (Путевой обходчик. Машинисты)
  12.   А.П.Платонов. В прекрасном и яростном мире. (Профессия машиниста).
  13.  В.П.Астафьев. Васюткино озеро. (Рыболовецкая бригада).
  14.  А. Маркуша. Книги о лётчиках («Человек-птица», «Синее небо» и др.)
  15.  Л.Петрушевская. Остров лётчиков.
  16.  Р.Погодин. Время говорит – пора. (Слесарь).
  17.  Виктор Гальченко. Приключения пожарного. М., «Дет.литература»,1977
  18.  Феликс Лев. Про хрупкий хрусталь и стойкую сталь, М., 1968.
  19.  И.Мельников. Про часы и о часах . М., 1983
  20.  Геннадий Воронин. Дом растёт под небеса. (Строитель).
  21.  В.Распутин. Уроки французского. (Учитель).
  22.  Ч.Айтматов. Первый учитель.
  23.  Джеймс Хэрриот «О всех созданиях, больших и малых» (Профессия ветеринара).
  24.  Астрид Линдгрен. Приключения Кале Блумквиста. (Сыщик)
  25.  Конан Дойл. Проиключения Шерлока Холмса. (Детектив, сыщик).
  26.  Трэверс. Мэри Попинс. Мэри Попинс, до свиданья! (Работа няни).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по немецкому языку по итогам первого полугодия для 3 класса общеобразовательной школы

Данная контрольная работа предназначена для обучающихся 3 класса общеобразовательной школы по учебнику И.Л.Бим, может быть использована для контроля знаний первого полугодия, состоит из двух вариантов...

Программа по английскому языку для дополнительного образования "Играем с малышами" 1-4 классы

Программа по английскому языку для дополнительного образования учащихся 1-4 классов. Данная программа рассчитана на четыре года. Этот срок позволяет выполнить поставленные цели и задачи, научить воспи...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 588 Колпинского района Санкт-Петербурга за 2017/2018 учебный год

Отделение дополнительного образования детей является структурным подразделением школы и осуществляет реализацию программ дополнительного образования по художественному, физкультурно-спортивному, социа...

Программа кружковой работы по литературе

Данная программа дает возможность воспитания толерантности, понимания людей с иной точкой зрения, иным мировозрением....