Программа кружковой работы по литературе (дополнительное образование) "Чем пахнут ремёсла?" для 5-6 классов общеобразовательных школ
методическая разработка по литературе (5 класс)
Программа кружковой работы (дополнительного образования) "Чем пахнут ремёсла?" с привлечением произведений русской и советской художественной литературы позволяет знакомить подростков с особенностями разных профессий. С учётом требований введения профессиональной ориентации уже в 5-6 классах основной школы программа может быть востребована среди учительского сообщества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа факультативного курса по литературе в 5 классе |
Чем пахнут ремёсла? |
Учитель русского языка и литературы Кормашова Н.С. |
г. Бабаево 2019 г |
МБОУ «Бабаевская средняя общеобразовательная школа №1»
Утверждаю
Заместитель директора
по учебно-воспитательной
работе____________/____________/
Программа факультативного курса по литературе в 5 классе
«Чем пахнут ремёсла?»
Пояснительная записка.
В соответствии с задачами, которые поставлены перед современной школой ФГОС второго поколения, в свете работы школы по направлению «Школа как центр профессиональной ориентации обучающихся» вести знакомство с особенностями различных профессий на материале публицистической и художественной литературы, расширять кругозор и знаниевую компетенцию обучающихся в данной сфере.
Цель курса: формировать представление о различных профессиях, их появлении, развитии и специфике; о человеческих качествах и талантах, необходимых для того, чтобы быть мастером своего дела.
Компетентностные задачи:
. формировать читательскую культуру обучающихся;
. развивать готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;
. вести на материале художественных и публицистических текстов ориентировки в мире профессий; знакомить с профессиями, которые особенно необходимы и распространены на Вологодчине;
. развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира.
Структура курса:
- Чтение и анализ предложенных учителем и найденных самостоятельно произведений о профессии.
- Исследовательские работы и творческие мастерские, сообщения и самостоятельно подготовленные презентации.
- Творческие работы и сочинения-миниатюры в качестве зачетных работ.
Курс рассчитан на 1 час в неделю, всего за учебный год – 34 занятия.
Список литературы и тематическое планирование (прилагается).
Участники: учащиеся 5 (6) класса общеобразовательной школы
Предполагаемые результаты: расширение представлений о профессиях и их особенностях; формирование понимания востребованности определённых профессий для развития современного общества ; знание истории возникновения профессий.
Автор программы: Кормашова Н.С., учитель русского языка и литературы МОУ «Бабаевская средняя общеобразовательная школа №1».
МБОУ «Бабаевская средняя общеобразовательная школа №1»
Утверждаю
Заместитель директора
по учебно-воспитательной
работе____________/____________/
Программа факультативного курса по литературе в 5 классе
«Чем пахнут ремёсла?»
Учитель русского языка и литературы
Кормашова Н.С.
г. Бабаево
2019 г
Примерное тематическое планирование занятий
факультативного курса «Чем пахнут ремёсла?» 5 класс.
Всего – 34 часа.
№ пп | Тема занятия | Основные виды деятельности | Творческие и зачётные работы |
1- 2 | Кем быть? (Писатели о выборе профессии). | Чтение и обсуждение произведений В.Маяковского «Кем быть?», Д.Родари «Чес пахнут ремёсла?» и страниц книги Е.Велтистова «Приключения Электроника» (размышления Серёжи Сыроежкина о выборе профессии). | Сочинение-миниатюра «Я хочу стать…» |
3 - 4 | «Все работы хороши» Е.Пермяк. Золотой гвоздь. (Сказки о труде). Образ мастера в сказках. | Чтение сказок, определение основной мысли и авторской позиции. | Нарисовать или описать образ мастера из сказки. |
5 | «Как ваше здоровье?» А.И.Куприн. Чудесный доктор. | Чтение рассказа; выборочный пересказ; объяснение смысла заглавия. | Создание иллюстрации к рассказу. |
6 | «Как ваше здоровье?» А.П.Чехов. Хирургия. | Выявление роли юмора в рассказе; формулировка своих выводов на основе содержания рассказа, соотнесение с авторской позицией. | Рассуждение на тему «Что нужно для того, чтобы быть хорошим врачом?» |
7 - 8 | «Как ваше здоровье?» (Глава из книги «Звоните и приезжайте» А.Алексина. | Чтение и составление вопросов к рассказу. Беседа по самостоятельно составленным вопросам. | Самостоятельно подготовленные сообщения о работе медицинского персонала: врача, медсестры, санитарки и их обязанностях. |
9 - 10 | П.П.Бажов Каменный цветок. Жизнь и условия труда горных мастеров в царской России. | Понятие о жанре сказа; чтение, обсуждение и словарная работа; устное словесное рисование. | Создание своего «каменного цветка» любыми средствами: пластическими, языковыми, изобразительными. |
11 - 12 | О профессии машиниста. Н.И. Андреев. Как человек проехал по железной дороге. А.П.Платонов. Корова. | Знакомство с историей появления железных дорог в России и профессиями кочегаров и машинистов. Чтение и беседа по рассказу А.Платонова «Корова». | Индивидуальные сообщения о истории первых железных дорог в России, их строительстве, о паровозах, тепловозах, электровозах и современных скоростных поездах. |
13 | А.П.Платонов. Образ паровоза в рассказе «Жена машиниста». | Судьба машиниста в рассказе; образ машины в рассказе «Корова» и «Жена машиниста»; характеристика образа-персонажа. | Сочинение-миниатюра «О чём заставил задуматься рассказ А.Платонова?» |
14 - 15 | Книги о лётчиках. А. Маркуша «Человек-птица», «Синее небо» и др. | Пересказ содержания прочитанных книг, сообщения о создании первых аэропланов и аэростатов, о современной авиационной технике. | Создание и подбор иллюстративного материала, самостоятельная подготовка сообщений по теме. |
16 | Л.Петрушевская. Остров лётчиков. | Чтение и обсуждение произведения. | Сообщения (См.предыдущее занятие). |
17 - 18 | Книги о космосе и космонавтах. | Самостоятельный подбор, прочтение и аннотация к книге. | Создание иллюстраций. |
19 - 20 21 - 22 | О профессиях важных и нужных. 1) В.Гальченко. Приключения пожарного. 2) Феликс Лев. Про хрупкий хрусталь и стойкую сталь. 3) И.Мельников. Про часы и о часах. 4) Г.Воронин. Дом растёт под небеса. В.Распутин. Уроки французского. (Образ учителя). | Чтение книг (по выбору), рассказ о профессии на основе прочитанного произведения; построение монологического высказывания о важности профессии. Чтение рассказа, обсуждение образа учительницы и её роли в судьбе мальчика. | Построение устного рассуждения по теме. Письменное высказывание на тему «Если бы я был учителем,..» |
23 - 25 | В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Воспитание характера. | Чтение и обсуждение; характеристика главного героя произведения, оказавшегося в трудных жизненных условиях. | Составление воображаемой карты местности тайги, где было открыто Васюткино озеро. |
26 - 27 | Дж.Хэрриот. О профессии ветеринарного врача. О всех созданиях, больших и малых (Избранные главы книги). | Чтение отдельных глав книги Дж.Хэрриота; рассказ о профессии ветеринарного врача по самостоятельно прочитанным произведениям. | Рассказ о домашних любимцах и об уходе за ними; рисунки «Мы в ответе за них…» |
28 - 29 | Трэверс. Образ няни в сказочных повестях «Мэри Попинс» и «Мэри Попинс, до свидания!». | Пересказ самостоятельно отобранных эпизодов, характеризующих человеческие и профессиональные качества няни. Выборочное чтение | Выявление качеств характера, знаний и умений, необходимых няне; сравнение с профессией учителя. |
30-31 | Астрид Линдгрен Приключения Кале Блумквиста. (Профессия детектива, сыщика).
| Чтение отдельных глав, обсуждение. Профессия юриста, детектива. Ответ на проблемный вопрос: «Чего недостаёт Кале, чтобы стать настоящим сыщиком?» | Иллюстрации к повести. |
32 - 33 | Конан Дойл. Приключения Шерлока Холмса. | Профессионализм главного образа-персонажа. Чтение историй, пересказ самостоятельно подготовленных глав. | Просмотр фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». |
34 | Рекомендации для чтения летом. Отзывы об изученных произведениях. | Рекомендуемый список произведений для летнего чтения. |
Использованная литература.
Книги о профессиях.
- В.В.Маяковский. Кем быть?
- Дж. Родари. Чем пахнут ремёсла?
- Е. Велтистов. Приключения Электроника. (Размышления Серёжки о выборе профессии. Образ учёного. Образ учителя).
- Е. Пермяк. Золотой гвоздь. (Сказки о труде).
- П.П.Бажов. Малахитовая шкатулка. (Работа и жизнь каменотёсов, мастеров). («Каменный цветок»).
- Н.С.Лесков. Левша. (Кузнец Левша).
- А.И.Куприн. Чудесный доктор. (Образ врача).
- А.П.Чехов. Хирургия.
- А.Алексин. «Как ваше здоровье?» (Главы из книги «Звоните и приезжайте!»)
- Н.И.Андреев. Как человек проехал по железной дороге, «Художник РСФСР», 1984.
- А.П.Платонов. Корова. (Путевой обходчик. Машинисты)
- А.П.Платонов. В прекрасном и яростном мире. (Профессия машиниста).
- В.П.Астафьев. Васюткино озеро. (Рыболовецкая бригада).
- А. Маркуша. Книги о лётчиках («Человек-птица», «Синее небо» и др.)
- Л.Петрушевская. Остров лётчиков.
- Р.Погодин. Время говорит – пора. (Слесарь).
- Виктор Гальченко. Приключения пожарного. М., «Дет.литература»,1977
- Феликс Лев. Про хрупкий хрусталь и стойкую сталь, М., 1968.
- И.Мельников. Про часы и о часах . М., 1983
- Геннадий Воронин. Дом растёт под небеса. (Строитель).
- В.Распутин. Уроки французского. (Учитель).
- Ч.Айтматов. Первый учитель.
- Джеймс Хэрриот «О всех созданиях, больших и малых» (Профессия ветеринара).
- Астрид Линдгрен. Приключения Кале Блумквиста. (Сыщик)
- Конан Дойл. Проиключения Шерлока Холмса. (Детектив, сыщик).
- Трэверс. Мэри Попинс. Мэри Попинс, до свиданья! (Работа няни).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по немецкому языку по итогам первого полугодия для 3 класса общеобразовательной школы
Данная контрольная работа предназначена для обучающихся 3 класса общеобразовательной школы по учебнику И.Л.Бим, может быть использована для контроля знаний первого полугодия, состоит из двух вариантов...

Программа по английскому языку для дополнительного образования "Играем с малышами" 1-4 классы
Программа по английскому языку для дополнительного образования учащихся 1-4 классов. Данная программа рассчитана на четыре года. Этот срок позволяет выполнить поставленные цели и задачи, научить воспи...
Основы эффективной интеграции общеобразовательных программ и программ дополнительного образования детей спортивной направленности в начальной и основной школе
Интегрированный урок по физической культуре и математике в 5 классах...
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 588 Колпинского района Санкт-Петербурга за 2017/2018 учебный год
Отделение дополнительного образования детей является структурным подразделением школы и осуществляет реализацию программ дополнительного образования по художественному, физкультурно-спортивному, социа...

Программа кружковой работы по литературе
Данная программа дает возможность воспитания толерантности, понимания людей с иной точкой зрения, иным мировозрением....

Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...