Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр»
рабочая программа по теме

Ничкова Татьяна Анатольевна

В приложение 1 «Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр» включены теоретические материалы, рекомендуемые педагогам при подготовке занятий.

Первый год обучения:

  • Журналистика как форма информационной деятельности;
  • Профессиональные качества журналиста;
  • Виды средств массовой информации;
  • Культура письменной речи;
  • Критерии оценки текста;
  • Структура журналистского текста;
  • Основные публицистические жанры;
  • Материалы к творческим практикумам.

Второй год обучения:

  • Редактирование;
  • Взаимодействие СМИ с аудиторией;
  • Воздействуем на аудиторию;
  • Этико-правовые основы деятельности журналистов;
  • Публицистический жанр – интервью;
  • Заметка в газету на тему дискуссионного характера.

Также к методическому обеспечению программы прилагаются публицистические и художественные тексты, необходимые для выполнения творческих практикумов, материалы которых также находятся в Приложении 1. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_obesp_k_pc.doc256.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр»

Тема «Журналистика как форма информационной деятельности»

Журналистика — это общественная деятельность по сбору, обработке, хранению и периодическому распространению актуальной соци альной информации с помощью средств массовой информации (печать, ра дио, телевидение и т. д.).

Слово «журналистика» ввел в русский язык Н.А. Полевой, создавший рубрику под таким названием в очень популярном во второй половине 1820-х гг. журнале «Московский телеграф». В это же время журналистика становилась видом профессиональной деятельности (ранее труд авторов и редакторов материально не вознаграждался или вознаграждался время от времени). Первым в России профессиональным редактором был Н.М. Ка рамзин, руководивший изданием журнала «Вестник Европы» в 1802— 1803 гг. (его жалованье составляло три тысячи рублей в год).

Журналистской деятельностью весьма плодотворно занимались Петр I и Екатерина II, Д.И. Фонвизин и И.А. Крылов, А.С. Пушкин и А.И. Герцен, Л.Н. Толстой и А.П. Чехов, Г.В. Плеханов и В.И. Ленин и многие другие из вестные люди. Виссарион Григорьевич Белинский пришел в журналистику со студенческой скамьи и служил ей до последних дней. «Я рожден быть памфлетистом», — писал он.

Среди редакторов популярных журналов были Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, В.Я. Брюсов, М. Горький, А.Т. Аверченко, К.М. Симонов, А.Т. Твардовский.

Информация вокруг нас, внутри нас, она нас радует и огорчает, смешит и злит, приносит удовольствие и разочарование, ее мы ждем и боимся получить, от нее часто зависит наша жизнь. Говорят, что мы живем в информационный век, что владеющий информацией владеет миром. Так что же такое информация?

Слово «информация» происходит от лат. МогтаНо — «разъяснение», «из ложение»; первоначально означало сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом.

В различных отраслях человеческой деятельности понятие «информация» имеет самое разное смысловое наполнение. Наиболее подходящее для журна листов определение: информация — это актуальные сведения об окружаю щем мире и протекающих в нем процессах. Любая информация, предназна ченная для большого количества людей, становится массовой. В Законе РФ «О средствах массовой информации» (1991 г.) под массовой информацией по нимаются «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы». Таким образом, вся ин формация, которую мы получаем из газет, радио и телевидения, а в последнее время — из Интернета, является массовой.

Журналистика, как мы уже сказали, работает не со всей информацией, а только с той, которая важна для общества, — социальной информацией. Журналистика отражает факты с точки зрения их общественной значимости. Средства массовой информации учитывают и удовлетворяют информацион ные интересы и потребности аудитории. Получая информацию, читатели, слу шатели, зрители (аудитория СМИ) оценивают новизну информации, ее досто верность, доступность и своевременность.

Вместе с тем журналистика не должна служить сиюминутным целям. Это становится особенно актуальным в наше время — время становления информационного общества. В 2000 г. была принята доктрина информационной безопасности России, где среди прочих заявлена задача сохранения и укреп ления нравственных ценностей, традиций патриотизма и гуманизма. Как фор ма информационной деятельности журналистика, безусловно, ответственна за выполнение этих задач.

Творческий практикум по теме

«Журналистика как форма информационной деятельности»

Задание 1. Прочитайте в Приложении статью декана факультета журна листики МГУ им. М.В. Ломоносова, профессора Ясена Засурского «СМИ и ста новление в России гражданского общества». Как, по его мнению, соотносятся в журналистике интересы государства, бизнеса и общества?

Задание 2. Прочитайте в Приложении отрывок из работы В.Л. Львова-Рогачевского «Печать и цензура». Какие проблемы в развитии журналистики он выделял?

Задание 3. Люди каких других профессий работают с информацией? В чем отличие их работы от работы журналистов? В чем сходство?

Задание 4. Проведите дискуссию на тему: «Какая информация нужна аудитории?» (на дискуссию могут быть приглашены представители местной журналистики, учителя и т. д.).

Задание 5. Проведите игру на тему: «Трансформация информации». Правила игры:

1 этап. Класс выбирает 7-9 «рассказчиков», которые выходят из аудито рии. Оставшаяся часть учеников придумывает ситуацию, в которой указаны время и место действия, несколько действующих лиц и т. д., и пишет текст (в придуманном тексте могут обыгрываться проблемы школы).

2 этап. В кабинет заходит один из «рассказчиков», находившихся за две рью. Ему зачитывают придуманный текст. Задача слушающего — запомнить текст как можно точнее, после чего передать его следующему вошедшему в аудиторию. Так, по очереди заходя в кабинет, ученики пересказывают друг другу текст, стараясь упомянуть все детали. При этом каждый вошедший мо жет задать три вопроса своему собеседнику для уточнения деталей. Послед ний выслушавший историю должен пересказать ее всему классу. В процессе игры можно использовать диктофон. Если такой возможности нет, то «экспер ты» (оставшиеся в классе ученики) должны фиксировать рассказы коллег и от мечать места искажений. Задача «экспертов» — проследить, как изменялась информация, переходя от одного пересказчика к другому, и что получилось в результате.

3 этап. Совместное обсуждение результатов игры и выработка «золотых правил» поведения журналиста при получении информации.

Пример текста. Престраннейшее происшествие произошло в провинци альном городе Бабаеве Подлужской области. Из зоопарка средь бела дня сбе жал единственный в мире черный тигр по имени Анкл Блэк.

Можно представить, какой переполох начался в зоопарке. С одной стороны, тигр представлял опасность для горожан, а с другой — нужно было немедлен но вернуть обратно столь ценный экспонат, без которого зоопарк уже через пару дней приказал бы долго жить (ну кому интересно смотреть на без конца крякающих уток, плавающих в мутном пруду, да на тощего волка, лишь изред ка показывающегося из своей конуры?!).

Больше всех был перепуган директор зоопарка Михаил Иванович Перна тый. «Ведь уволят и как зовут не спросят, тем более что уже три раза звонили «сверху», — думал он.

Взвесив все «за» и «против», Михаил Иванович собрал чрезвычайный со вет, в который вошли уборщица Марфа Петровна, сторож Никита Давыдович и сам директор (больше людей для ухода за пятью клетками не требовалось).

На повестку дня было вынесено два вопроса: кто выпустил тигра и как вер нуть его обратно без лишнего шума?

Никита Давыдович предложил директору свой старенький «Москвич», для того чтобы немедленно начать поиски. Но решили, что негоже такому уважае мому человеку, как Михаил Иванович, разъезжать на допотопной колымаге.

Марфа Петровна, недолго думая, посоветовала обратиться в милицию за помощью (просто она не знала, что начальник местного УВД полковник Бура-ев давно хочет задать пару-тройку вопросов бедолаге Пернатому).

В конце концов все пришли к выводу, что лучше не предпринимать никаких действий и надеяться, что тигр вернется сам, когда проголодается.

Развязка оказалась весьма необычной. Через несколько часов томитель ного ожидания у ворот зоопарка появилась девочка Маша. Но удивительным было не ее появление — она жила неподалеку и часто приходила навестить своих любимых зверюшек. Всех поразило то, что рядом с ней на тонком повод ке покорно шел тигр, уж точно не отличавшийся тихим нравом.

Позже выяснилось, что Маша просто решила сводить «котика» на прогул ку, а заодно зашла домой перекусить. К счастью, никто на улице не заметил тигра, и назревающая катастрофа без всяких усилий была благополучно пре дотвращена. Девочку попросили никому не хвастать о своей маленькой шало сти, а сами решили забыть обо всем случившемся.

Только работников зоопарка в скором времени стало на одного меньше. Директор, не вынеся такого нервного напряжения, предпочел уволиться по собственному желанию и уйти на покой. А покой ему был крайне необходим, ведь количество седых волос на его голове из-за того случая значительно увеличилось.

Дополнительные задания

Теоретику

Как «Доктрина информационной безопасности РФ» (см. Приложение) формулирует интересы личности, общества и государства в информаци онной сфере? Проанализируйте несколько телепередач с точки зрения защиты ими интересов личности, общества и государства (в соответст вии с доктриной).

Практику

Проведите опрос 10-15 человек на тему: «Ценность информации, предо ставляемой... (определенной новостной теле-, радиопередачей, конкрет ной газетой)» по следующим критериям: новизна, достоверность, доступ ность и своевременность. По итогам опроса напишите краткое резюме.

Тема: «Профессиональные качества журналиста»

Журналистика выполняет определенные функции в общест ве: коммуникативную, идеологическую, культуроформирующую, рекламно-справочную, организаторскую, рекреативную (развлекательную). В соответст вии с этим существует определенный набор качеств, обладать которыми дол жен любой журналист. Коснемся некоторых наиболее важных из них.

Объективность. Качество, без которого невозможно реализовать себя в журналистике. Запомните: ваша задача — говорить только правду. От того, насколько правдивы вы будете, зависит отношение к вам читателя, слушателя, зрителя. Не злоупотребляйте их доверием, иначе вас перестанут уважать.

Беспристрастность. Качество, напрямую связанное с объективностью. Вы должны констатировать факт и только исходя из него давать оценку про исходящему. Ваше личное отношение к факту не должно открыто выражать ся, если это не входит в задачу материала.

Принципиальность. Вы как гражданин и личность имеете право на собст венную точку зрения. Отстаивайте ее. Не стоит менять свое мнение по заказу редакции. Если задание противоречит вашим убеждениям, откажитесь от не го, тем самым вы сохраните свое лицо. Уважая себя и защищая свои интере сы, вы отстаиваете интересы той аудитории, для которой работаете и которую не имеете права подвести.

Толерантность. В переводе с латинского это слово означает «терпи мость». Журналист обязательно должен прислушиваться к разным мнениям, даже если они противоречат его собственному. Не забывайте, что вы не исти на в последней инстанции. Кто-то другой может правильнее, точнее и лучше представить ситуацию, которая казалась вам очень простой. Пренебрежение чужим мнением не только показатель отсутствия уважения к человеку, но и более длинный путь к подлинной сути вещей.

Коммуникабельность. Качество, означающее умение устанавливать кон такты и связи, общаться. Журналисту необходимо быть коммуникабельным, так как его работа непосредственно связана с общением. Представьте себе корреспондента, стесняющегося задавать вопросы, договариваться о встре че, участвовать в дискуссии... Немаловажно также умение выслушать собе седника.

Оперативность. Работа с информацией не терпит промедления. От того, насколько быстро вы передадите крайне важную для людей информацию, может зависеть даже их жизнь. Журналистика — это сфера деятельности, в которой существует очень жесткая конкуренция, и выигрывает тот, кто обеспечивает не только качество, но и оперативность передачи новости (не в ущерб ее качеству).

За умение оперативно добывать информацию и представлять ее читате лям зримо и выпукло «королем репортеров» и «летучим репортером» в на чале XX в. называли Владимира Алексеевича Гиляровского. Его постоян ным соперником был другой не менее известный журналист — Влас Михай лович Дорошевич, который в дружеской беседе рассказывал о своей первой встрече с Гиляровским такую историю.

В поисках сенсации для «Голоса Москвы» В.М. Дорошевич узнал, что в сарае при железнодорожной будке, близ Петровско-Разумовского, зареза ли сторожа и сторожиху. Полный надежд дать новинку, он пешком бросил ся на место происшествия. Отмахав верст десять по июльской жаре, он застал еще трупы на месте. Сделав описание обстановки, собрав сведения, он попросил разрешения войти в будку, где судебный следователь производил допрос.

—Я обратился к уряднику, — рассказывал он, — караулившему вход, с просьбой доложить следователю обо мне, как вдруг отворилась дверь буд ки, из нее быстро вышел кто-то — лица я не рассмотрел — в белой блузе и высоких сапогах, прямо с крыльца прыгнул в пролетку, крикнул извозчи ку — лихач помчался, пыля по дороге.

—Меня, — продолжал рассказ В.М. Дорошевич, — принял судебный следователь Баренцевич, которому я отрекомендовался репортером. «Опо здали, батенька! Гиляровский из «Русских ведомостей» уже был и всё знает. Только сейчас вышел... Вон едет по дороге!» Я был оскорблен в лучших сво их чувствах.

Можно перечислить и другие качества, которые важны для хорошего жур налиста. В учебниках по телевизионной журналистике пишут, например, что от тележурналиста требуется не только физическая выносливость, но и крепкие нервы, чувство юмора, умение работать в коллективе и ладить с коллегами, от которых также зависит результативность работы.

В зависимости от журналистской специализации (репортер, аналитик, очеркист, редактор и т. д.) на первый план могут выступать разные личност ные качества. Какие? Постарайтесь ответить.

Творческий практикум по теме

«Без этого не обойтись. Профессиональные качества журналиста»

Задание 1. Назовите качества, которыми, по вашему мнению, должен обладать профессиональный журналист (идейно-нравственные, деловые, пси хологические и др.). Запишите их на доске и обсудите. Выстройте иерархию качеств.

Задание 2. Сопоставьте профессиональные качества журналистов, представленные в художественной и мемуарной литературе (см. Приложение: «Поэтесса» В.М. Дорошевича, «Журналист Ошейников» И. Ильфа и Е. Петро ва, «Интервью» К. Чапека, «В „Рабочей газете"» М.В. Альперта), с иерархией качеств, построенной вами в предыдущем задании. Выявите негативные каче ства, которые подвергаются осмеянию и осуждению.

Задание 3. Прочитайте в Приложении работу известной исследователь ницы журналистики М.И. Шостак «Факт и новость». Какие важные профессио нальные качества репортера она выделяет?

Задание 4. Найдите газетные материалы или теле-, радиопередачи, в которых, на ваш взгляд, ярко проявляются названные в учебном пособии наиболее важные качества журналиста. Какие особенности материала или пе редачи позволяют вам делать подобные выводы?

Дополнительные задания

Теоретику

Определите профессиональные качества, которые проявлялись в репор терской деятельности В.А. Гиляровского. Дополните перечень профес сиональных качеств этого журналиста на основе анализа его текста (см. Приложение). Аргументируйте свой выбор цитатами из текста.

Практику

Напишите мини-сочинение на тему: «Мне не нравится этот журналист».

Тема «Из чего складывается редактирование»

Редактирование — очень болезненный для многих молодых авторов, но совершенно необходимый этап подготовки текста. Один профес сор, преподающий журналистику, автор многих книг и статей говорит: «Я в но ги поклонюсь тому, кто хорошо отредактирует мой текст».

Редактор (франц. «приведенный в порядок») — это лицо, подвергающее литературной обработке предназначенный к публи кации текст. В журналистской практике слово «редактор» часто используется в значении «ответственный за содержание теле-, радиопередачи или периоди ческого издания». Редактирование в том смысле, в каком мы будем использо вать его, — это процесс обработки редактором авторского произведения для его дальнейшей публикации либо выпуска в эфир (эту работу еще называют литературным редактированием).

Это трудоемкий и очень ответственный процесс. Редактор осуществляет три вида чтения текста, основная задача которых — довести текст до макси мально приемлемого уровня.

1. Ознакомительное чтение. Редактор воспринимает текст как единое целое (выявляется тема, идея, манера письма автора, используемые факты и т. д.) и попутно помечает на полях замеченные им недостатки.

Цель этого этапа — понять, годится ли рукопись к опубликованию или она требует кардинальной переработки. Если текст не требует серьезной автор ской переработки, редактор переходит к следующему виду чтения.

2. Углубленное чтение. Текст условно разбивается на смысловые отрез ки, и каждая из вычлененных частей вычитывается отдельно и по нескольку раз. Редактор останавливает свое внимание на каждом слове, каждом знаке, правит ошибки и недочеты материала, выносит пометки на поля.

3. Шлифовочное чтение. Это последняя операция перед сдачей материа ла в типографию. Ее цель — устранить те недостатки, которые могли быть про пущены ранее, и навести порядок в оформлении.

Начинается шлифовочное чтение с проверки комплектности, т. е. наличия всех необходимых элементов текста (заголовки, таблицы, формулы, сноски, цитаты); пометки участков текста, которые могут быть выделены другим шрифтом; проверяются иллюстрации, фотографии, подрисуночные подписи. Еще раз проверяются имена, даты, сокращения, соответствие заголовка со держанию текста и т. д.

В процессе чтения редактор вносит в текст правку. В практике редакцион ной работы различают четыре вида правки. Задача редактора при исправлении рукописи — сохранить цельность текста и смысл того, что хотел сказать автор.

Правка-вычитка имеет целью выявить смысловые, композиционные, сти листические недочеты текста, правильность написания имен и фамилий, на званий населенных пунктов, дат, цитат и т. д.

Правка-сокращение предназначена для уменьшения объема текста, если он чрезмерно «раздут». Этот вид правки применяется тогда, когда автор ис пользует громоздкие синтаксические конструкции, как правило, в ущерб смыслу, делая текст сложным для понимания. В этом случае «вырезаются» по вторы, лишние подробности, однотипные примеры или схожие факты, ненуж ные цифры.

Когда редактор не может «вырезать» отдельную часть из текста, он прибе гает к правке-обработке. Это самый распространенный вид правки, так как его основная цель — подготовка материала к публикации с учетом ранее сде ланных замечаний. Редактор устраняет погрешности в композиционном по строении, стиле письма, грамматике и т. д. Во время правки-обработки все из менения желательно согласовывать с автором материала, а уж ознакомить его с правкой надо непременно.

Если необходима коренная реконструкция всего текста, то используется правка-переделка. Ее осуществляет автор по совету редакции. В переделке часто нуждаются и письма читателей, предназначенные для публикации. Здесь привлечь автора к совместной работе затруднительно, и возникает тре бование добросовестности: переделка, произведенная редактором, не должна искажать смысла читательского письма.

Кстати, любому автору необходимо помнить, что, если он не согласен с ре дакционной правкой, он вправе снять свою подпись под материалом.

Тема «Критерии оценки текста»

Эффективность письменной речи напрямую связана с ее ло гичностью, точностью, выразительностью и т. д. Очень важно для журналиста умение ощущать уместность или неуместность того или иного высказывания, поскольку аудитория отрицательно реагирует на то, что не совпадает с ее представлениями о языковой, стилистической, этической нормах. Например, если журналист, рассказывая о трагических событиях, использует ирониче ский заголовок или дает иронический комментарий, это будет воспринято как нарушение этических норм.

Журналистский текст, как и любой другой, с одной стороны — результат деятельности журналиста, а с другой — материал для деятельности читателя. Для журналиста очень важно, чтобы читатель правильно (адекватно) воспринял информацию, заложенную в тексте. Это во многом зависит от наличия у обеих сторон определенного объема так называемых фоновых (предвари тельных) знаний по предмету разговора. Аудитория может счесть себя оскорб ленной, если ей будут разъяснять очевидные вещи, или униженной, если жур налист будет преподносить новую информацию как общеизвестную. Значит, одно из требований к автору — учитывать объем фоновых знаний аудитории, на которую он рассчитывает.

Еще одна важная характеристика — правильность и чистота речи. Под пра вильностью речи подразумевается соблюдение норм и правил современного литературного языка. Неправильное использование слова или выражения мо жет исказить смысл всего материала и ввести в заблуждение аудиторию. Под чистотой речи понимается отсутствие в ней жаргонизмов, арготизмов, диа лектизмов и т. п. Конечно, подобная лексика позволяет создать речевой порт рет персонажа, но использовать ее нужно осторожно и уместно. Неоправдан ное использование просторечной лексики и сленга загрязняет материал. Если вы не уверены в уместности такого рода лексики в своем тексте, лучше отка житесь от нее.

Вы, конечно, понимаете, что аудитория не только ждет от журналиста по знавательную информацию, но и хочет получить от чтения газеты или про смотра передачи эстетическое удовольствие. Зачастую смотрят или слушают ту или иную передачу (читают ту или иную газету) не потому, что в ней дается уникальная информация, а потому, что она сделана (написана) легко и инте ресно, говоря словами Цицерона, «стройно и изящно».

Этому в немалой степени способствует использование различных тропов (метафор, олицетворений, эпитетов, метонимий, синекдох, гипербол, литот и пр.) и стилистических фигур (эллипсиса, градации, риторических вопросов, ан титез, инверсий, анафор, эпифор и пр.). Несколько примеров: градация — «Сначала он разозлился, потом всё больше и больше раздражался и, наконец, пришел в ярость» («Известия»); риторический вопрос — «До каких пор мы бу дем терпеть несправедливость по отношению к женщинам?» («Ставрополь ская правда»); инверсия — «Приехал как-то к моему другу в гости один аме риканец» («Известия»); синекдоха — «Пропала моя журналистская головушка после этой публикации» («Аргументы и факты»).

Вместе с тем их использование должно быть стилистически мотивирован ным. Иногда в погоне за «красивостями» неопытные журналисты начинают «плетение словес», нагромождая один троп на другой, в результате чего воз никают стилистические ошибки.

Речь должна быть разнообразной, яркой, образной. Журналисты любят и умеют играть со словом. Блестяще используются в нашей прессе возможно сти многозначных слов. «Губернатором Калифорнии — крупнейшего и самого богатого штата страны — стал Арнольд Шварценеггер», — сообщают коррес понденты «Известий». И добавляют: «...самый крепкий хозяйственник в истории человечества», — удачно обыгрывая слово «крепкий» и намекая на кре пость мышц «терминатора».

Всегда проверяйте текст на повторы. Например, журналистка одной обще российской газеты написала: «Еще десять минут — правильно завязать поя сок, надеть бусы, повязать платок, и я готова. Голубой девичий сарафан, румянец во всю щеку, белый с цветами платок, валенки — ну прям Марфуша из детской сказки». Повторы, или тавтология, — очень распространенная ошибка начинающих авторов. Есть нехитрый прием для ее обнаружения — прочитывайте текст вслух, и вы их услышите. Повторы возникают и при ис пользовании однотипных наименований (Вася, он, он, Вася). Дополнительные возможности для обозначения предметов и явлений предоставляют перифра зы (описательные обороты, употребляемые вместо какого-либо слова или сло восочетания) и эвфемизмы (слова и выражения, смягчающие грубый смысл). Используйте их.

Существуют типичные речевые ошибки, которые следует знать и, конечно же, их избегать:

• неправильное словоупотребление, в том числе подмена понятия, неоправ данное расширение или сужение понятия;

•  нарушение сочетаемости слов;

• речевая недостаточность (пропуск необходимых для правильного выраже ния мысли слов);

• речевая избыточность — плеоназм (многословие, повторы, тавтология, объяснение прописных истин).

Корреспондент одного ведущего телеканала сказал в эфире: «...стоять стоя». Понятно, что это слишком грубая ошибка, над которой будут долго по тешаться его коллеги и зрители. Но есть и не столь явные ошибки, которые вы должны учиться видеть. Например, в предложении «Участникам конференции предлагалось утолить свой голод в кафе» слово «свой» — лишнее, поскольку утолить чужой голод нельзя. Это речевая избыточность. В студенческой газе те одного вуза мы нашли такое предложение: «Хронические недосыпания влияют на общее состояние здоровья и обострение хронических заболева ний». Здесь налицо неправильное сочетание слов («влиять на обострение» нельзя, нужно было бы сказать «и приводят к обострению») и повтор слова «хронический». Непонятно, что хотел сказать журналист, например, такой формулировкой: «Работа конференции лимитируется из-за отсутствия веду щих специалистов». В этом случае неверно употреблено слово «лимитирует ся», которое означает «установить лимит чего-нибудь, ограничить».

Часто причинами речевых ошибок становятся неудачный выбор синонима, неуместное употребление антонимов и многозначных слов.

Еще одна распространенная ошибка современной прессы — смешение разностилевой лексики том числе использование канцеляризмов и речевых штампов), стилистически неоправданное использование диалектизмов, профессиональной и жаргонной лексики, устаревших слов и т. д. Обратите внима ние, что речь идет именно о неоправданном смешении и неоправданном ис пользовании, потому что иногда они используются как стилистический прием. Например, неуместно смотрится в серьезной статье фраза: «Пытаюсь позво нить — и сразу же облом».

При написании текста не пренебрегайте работой с толковыми словарями и со словарями иностранных слов — для избежания ошибок в словоупотреб лении; со словарями синонимов — для более точного формулирования своей мысли и для исключения повторов; со словарями антонимов — для создания антитезы, оксюморона, каламбура, передачи экспрессии, полноты картины.

Студенты и преподаватели Российского университета дружбы народов уст роили конкурс «Типун на язык» и ежемесячно по итогам анализа электронных и печатных СМИ объявляли его «лауреатов». Не хотите попробовать провести аналогичный?

Творческий практикум по теме

«Наша аудитория»

Задание 1. Изучите тематику предложенных вам газет и на основе это го определите особенности их аудитории.

Задание 2. Определите аудиторию радио- и телепередач (по вашему выбору). Обоснуйте свой ответ.

Задание 3. Проанализируйте несколько газетных изданий и найдите примеры прямой и обратной связи с аудиторией.

Задание 4. Выявите особенности взаимодействия разных телеканалов с аудиторией.

Задание 5. Спланируйте программу телепередач на один день, исходя из их популярности у телезрителя. Объясните причину выбора времени для той или иной программы.

Задание 6. Изучите опыт налаживания «обратной связи» разными ре дакциями, описанный журналом «Журналист» (см. в Приложении «Время со бирать грибы и подписываться на газету» О. Чулкова и «Роскошь общения — от письма к Интернету» В. Соколовской). Оцените ее эффективность. Выпи шите творческие находки в «блокнот золотых правил».

Тема: «Никуда без корректуры»

Корректура (от лат. «исправление», «улуч шение») — это процесс исправления ошибок в текстовом и графическом материалах, подготовленных для размножения типографским или другим способом. Второе значение этого слова — оттиск с типографского набора, предназначенный для исправления ошибок. Функции корректора — поиск и исправление ошибок в корректуре. Это сложная, кропотливая, но необхо димая работа.

Чтобы правка была понятной всем, кто работает над изданием, используют специальные корректурные знаки, назначение которых знает весь коллектив редакции (см. таблицу). Возможно, многими из них вы уже пользуетесь, а ес ли нет, то оцените их удобство и рациональность.

Запомните, что все пометки об исправлениях делаются яркой ручкой в тек сте и повторяются на полях.

Заключительный этап в процессе внесения исправлений (для печатных из даний) проходит следующим образом:

• вычитка корректором набранных и распечатанных на стандартных листах оригиналов с внесением в них исправлений;

•  первая читка уже готовых газетных полос. Ее выполняют редакторы и кор ректоры. Текст проверяется не только на ошибки, но и с точки зрения его размещения на полосе, соответствия заявленной рубрике, сочетаемости с материалами, стоящими рядом;

•  исправление всех отмеченных на предыдущем этапе ошибок и очередная распечатка готовых полос;

•  контрольная вычитка газеты в целом, сверка и подписание ее корректор ской службой.

Тема: «Пресса»

Из всех средств массовой информации первыми появились периодические издания — газеты и журналы. Печатные СМИ рассчитаны только на зрительное (визуальное) восприятие информации. Главное их досто инство — это возможность прочтения материалов в любой удобный для чита теля момент, а также возможность быстрого обзорного ознакомления со все ми материалами и выбора наиболее ценной информации. Тексты можно пере читывать по нескольку раз, анализировать.

Газеты и журналы различаются по характеру представляемой информации и по внешним признакам.

Газету можно охарактеризовать как периодическое издание, цель которо го — оперативно передавать информацию о событиях общественно-политиче ской, экономической, культурной, спортивной и иных сфер жизни общества. Газета может выходить от одного до нескольких раз в неделю в зависимо сти от своего функционального назначения. (В последнее время наметилась тенденция к сокращению ежедневной прессы и появления газет с периодич ностью один - два раза в месяц.) Разные газеты имеют различные форматы и тиражи.

Предшественниками современных газет были венецианские рукописные газеты, выходившие во второй половине XVI в. Само слово «газета», исполь зуемое ныне во многих европейских языках, произошло от названия ста ринной венецианской разменной монеты). Именно столько стоил рукописный информационный листок, распространяемый в Венеции. Ве нецианская газета содержала информацию о событиях не только в Италии, но и за ее пределами. Позже подобные рукописные издания стали выходить и в других странах.

Важным фактором для развития журналистики стало изобретение кни гопечатания, которое позволило тиражировать продукцию. Годом рождения европейской газетной периодики считается 1609 г., когда в Германии появи лась первая печатная газета. Через два десятилетия газеты выходили уже в 30 городах Европы. В России инициатором появления печатной прессы выступил Петр I, издавший в декабре 1702 г. указ о создании газеты «Ведо мости».

Журналы, в отличие от газет, не предназначены для оперативного освеще ния хода событий. Перед журналом стоит задача анализа фактов, выявления причинно-следственных отношений между ними, на основе чего создается це лостная картина действительности. Внешне журнал отличается от газеты тем, что он должен быть сброшюрован и иметь обложку.

Слово «журнал» восходит к латинскому «ежеднев ный». В Европе первые журналы появились в середине XVII в. Их особен ностью была научная тематика. Первопроходцем в области журнальной периодики стал французский «Журнал ученых»), вы шедший в свет в 1665 г. На его страницах помещались материалы о достиже ниях науки, научная полемика.

В России журналы появились спустя почти столетие.

Печатные СМИ воздействуют на свою аудиторию с помощью визуальных образов, поэтому в газетах и журналах широко используются фотографии, ка рикатуры, графика и другие элементы оформления.

Тема: «Слагаемые письменной речи»

В письменной речи смысловая нагрузка слова значительно возрастает, а значит, готовить письменное сообщение надо очень тщатель но. Требования, которые сформулировал Цицерон к устному выступлению: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении», — могут быть предъявлены и к письменной речи.

Умение писать публицистические тексты важно не только для журналистов, работающих в печатных изданиях, но и для теле- и радиожурналистов, кото рые тоже пишут сценарии для своих будущих передач. Текст — это информа ционное единство, продукт или результат речевой деятельности, произведе ние устной или письменной речи. Текст обладает членимостью (т. е. состоит из двух и более предложений), смысловой цельностью, связностью, относитель ной законченностью и внутренней структурой.

Существуют правила создания текста, которым должен следовать автор:

• четко сформулировать для себя цели и задачи своего сообщения (проин формировать, призвать к каким-либо действиям, воздействовать на чув ства и т. д.);

• определить свое отношение к сообщаемому — при создании текста важна установка, сверхзадача, которую ставит журналист перед собой или редак ция перед ним (помните: «Один булыжник видит под ногами, другой — звезду, упавшую с небес»);

•  найти форму изложения мыслей.

Разнообразие содержания наших высказываний в конечном счете может быть сведено к трем основным видам, которым соответствуют определенные функционально-смысловые типы письменной речи:

• мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени (повествование);

• мир в статике, воспринимаемый предметно, одномоментно (описание);

• мир в причинно-следственных связях (рассуждение).

Вместе с тем журналистские тексты, как правило, не замыкаются в рамках одного типа речи, а представляют собой сложно организованное целое, где в зависимости от поставленных задач сочетаются разные типы речи. Грамот ный журналист знает, когда и где их использовать. Причем в телевизионном тексте реже встречается описание, чем в газетном и радиотексте, а рассужде ние — основной тип речи аналитических передач и материалов.

Типы речи, как вы помните из курса русского языка, обладают определен ными логическими и стилистическими особенностями. Каждый из названных типов имеет разновидности: например, описание бывает художественное и на учное, одного предмета или картины в целом, сравнительное и т. д.

Повествовательный текст представляет развитие событий во времени, он динамичен, имеет сюжет, действующих лиц. Событие в повествовании ча ще всего передается журналистом в хронологической последовательности: завязка действия, развитие, кульминация, развязка. Однако если журналист хочет заинтриговать читателя, то он может использовать другой ход, когда сначала рассказывается о развязке действия, а уже потом — о предшествую щих событиях.

При создании подобных текстов важно уметь подобрать глаголы, позволяю щие передать динамику события (самое существенное в повествовании пере дается с помощью глаголов, чаще всего совершенного вида).

Описания используются журналистами, когда есть необходимость в более или менее развернутой характеристике признаков предметов и явлений. Это мо гут быть характеристики предметов, лиц, обстановки, природы и т. д. При опи сании важен в первую очередь выбор прилагательных или существительных, по зволяющих создать тот или иной образ в зависимости от задач высказывания и от замысла журналиста. Цель описания — сделать так, чтобы читатель (слу шатель) ярко увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Наиболее характерные элементы композиции описания:

• общее представление о предмете;

• отдельные признаки предмета;

• авторская оценка, вывод.

Сущность рассуждения состоит в цепи умозаключений на выбранную те му, где из предшествующих суждений вытекают последующие. Рассуждение обычно строится по такой схеме: тезис –» доказательство (аргументы и приме ры) -» вывод (заключение, обобщение). Такое рассуждение называют дедук тивным — от лат. «выведение», «логическое умозаключение». Су ществует также индуктивное рассуждение — от лат. «наведение». Такое рассуждение не содержит тезиса. Его схема: изложение фактов – их анализ и синтез - вывод.

Текст нужно конструировать так, чтобы он был понятен и интересен. Для этого он условно делится на смысловые отрезки — абзацы. Членение на абза цы облегчает восприятие текста — об этом нужно помнить и обязательно этим пользоваться. С помощью абзаца можно выделить новую микротему и под черкнуть значимость той или иной мысли, оформить ее эмоциональное выде ление. Величина абзацев зависит от авторского замысла. Важно, чтобы все абзацы были логически взаимосвязаны, текст выстроен.

Известный журналист начала XX в. Влас Михайлович Дорошевич, кото рого современники называли «королем фельетона», изобрел так называе мую «короткую строку», позволяющую передать упругий ритм мысли и — шире — жизни. С помощью короткой строки он выделял значимые слова, делал акцент на определенной мысли:

«Возьмите самого захудалого француза. И тот стремится что-нибудь но вое, свое, не сказанное еще сказать.

А у нас только и думают, как бы написать, сказать «как все», повторить «что-нибудь хорошее», двадцать раз сказанное.

Такая мыслебоязнь!

Только этой шаблонностью, которая разлита кругом и давит как свинец, и объясняется, например, успех у нас декадентства.

Это естественный протест против преснятины в мысли, литературе, ис кусстве.

Цинга у общества от этой пресной пищи!» («Русский язык»).

Сам он так формулировал требование к материалу:

«Непременное условие фельетона:

Остроумие мысли.

Самой мысли, а не слова.

Очень ловкая, яркая, выпуклая ее постановка».

Творческий практикум

по теме «Пресса»

Задание 1. Сравните несколько журналов и определите их особенности в зависимости от характера аудитории, целевого назначения и тематической направленности.

Задание 2. Напишите мини-сочинение на тему: «Моя любимая газета».

Дополнительные задания

Теоретику

Сравните, как газеты и журналы освещают одно и то же событие. Объ ясните причины.

Практику

Напишите материалы на одну и ту же тему для газеты и журнала.

Тема: «Учимся «видеть» ошибки»

При редактировании нужно обращать особое внимание на структуру текста; на логику развития мысли в тексте; на фактические, грамма тические, стилистические ошибки.

Композиция (от лат. «составление», «связывание») — соот ношение и взаимное расположение частей произведения (текста), обуслов ленное его содержанием.

Наиболее типичные ошибки композиции журналистского текста:

• неудачное расположение частей (части логически не продолжают друг друга);

• несоразмерность частей (абзацы сильно отличаются друг от друга по раз меру);

• слабая связь между частями (переход от одной к другой не очевиден);

• отход от темы (наличие в материале ненужных для подтверждения автор ской мысли фактов и рассуждений);

• отсутствие связи или слабая связь начала и заключения с основным тек стом (журналисты говорят, что опытный редактор у начинающих авторов вначале вычеркивает первый и последний абзацы, а потом читает остав шуюся часть);

• заголовок не является центром содержательной и образной структуры тек ста, смещает акценты;

• заголовок отдельного материала в соответствии с другими материалами на газетной полосе приобретает нежелательное значение (например, коми ческое).

Композиционные ошибки часто являются следствием логических неувязок в тексте. Без знания логики и умения системно мыслить ни журналист, ни ре дактор не смогут профессионально выполнять свою работу. Логично постро енный текст как тщательно отрепетированный танец — одно движение плав но переходит в другое, нет ничего лишнего.

Автор книг по литературному редактированию К.М. Накорякова пишет, что редакторский анализ текста условно имеет два уровня: исследование логики высказываний (оценивается связь между частями текста) и исследование ло гики имен (оценивается связь слов внутри каждой части текста).

Прежде чем исследовать отдельные части текста, необходимо правильно их определить. В представленном автором (журналистом) материале каждая часть начинается с нового абзаца. Задача редактора — определить, правиль но ли текст разделен на абзацы. Вспомним, что абзац — это часть текста, ор ганично представляющая собой смысловое единство, выделяемая отступом в первой строке. Случается, что абзац логически не завершен, а автор начи нает новый. Это «размывает» смысл сказанного. Заключительная часть абза ца должна являться своего рода мостиком к следующему за ним абзацу. В этом и состоит логическая связь в материале.

Затем необходимо изучить каждую часть отдельно. Проверьте, правильно ли построены предложения, обратите внимание на знаки препинания, союзы, частицы и т. д. (должны ли они быть использованы в том месте, где их поста вил автор).

Выясните, нет ли противоречии внутри текста. Классическим примером на рушения логической связи между частями является подробный рассказ о ка ком-то человеке (явлении, факте) после утверждения журналиста о том, что он не знает, что можно рассказывать о нем. Если корреспондент утверждает од но, а через абзац-два приводит противоположные примеры, это противоречие должно быть устранено редактором.

Логические ошибки в тексте могут возникать из-за того, что автор сопо ставляет несопоставимые явления, классифицирует понятия на разных осно ваниях, неоправданно сужает (или расширяет) понятие.

Редактор должен видеть и исправлять фактические, грамматические и сти листические ошибки.

Однако часто в журналистских текстах встречаются грамматические и син таксические ошибки (неправильное образование формы слова, нарушение связей между словами в предложении, нарушение границ предложения и пр.). Пример из газетного текста: «Чтобы изменить ситуацию, мы приняли ряд дей ственных мер. Одной из которых стало создание общественной приемной гла вы города».

Если наличие в публикации стилистических, логических и грамматических ошибок влияет только на имидж автора и издания, то фактические ошибки мо гут повлиять на судьбы людей и на доверие читателей (зрителей, слушателей). Аудитория болезненно реагирует на появление фактических ошибок, так как основное назначение средств массовой информации — представить достовер ные факты. Например, если читатель видит, что газета дает искаженную ин формацию в той области, в которой он разбирается, то он перестает доверять редакции и по другим вопросам, и газета переходит для него в разряд неком петентных изданий.

Фактические ошибки — это разного рода искажения фактов, в том числе неправильное указание фамилии, даты, важных цифр, какого-либо названия и т. д. Часто фактические ошибки появляются в тексте потому, что журналист недостаточно осведомлен в той области, о которой пишет (путает понятия, не верно излагает суть происходящих событий и пр.). Даже случайное неточное употребление какого-нибудь факта может привести к серьезным негативным последствиям. Простая замена одного слова другим может в корне изменить суть материала. Приведем пример: «Последняя проверка деятельности воро нежских правоохранительных органов обнаружила огромные провалы в их ра боте» или «Последняя проверка деятельности воронежских правоохранитель ных органов выявила некоторые погрешности в их работе». Как видите, смысл этих высказываний сильно различается, и связано это с желанием автора пре увеличить значимость информации или события.

Чтобы в публикацию не закралась фактическая ошибка, редактор должен уметь работать со справочной литературой, с сетевыми ресурсами и в случае необходимости консультироваться со специалистами.

Одним словом, ваша задача как редактора — суметь их найти и помочь ав тору преобразовать текст. Чтобы достойно справиться с этими непростыми обязанностями, рекомендуем помнить:

•  редактор работает в интересах аудитории своего СМИ;

•  скучному материалу не место на газетной полосе или в эфире;

•  прежде чем начинать правку, прочитайте материал до конца и вникните в его суть;

• вычлените основную идею материала и проанализируйте композицию в со ответствии с ней; если автору не удалось объяснить или доказать свою идею, верните материал на доработку;

• следите за тем, чтобы текст был правильно разбит на абзацы — новый аб зац должен логично продолжать мысль предыдущего;

• убедитесь в том, что материал основан на достоверных фактах, при любом сомнении обращайтесь к автору или самостоятельно перепроверьте ин формацию;

• при прочтении «выбрасывайте» лишние слова; упрощайте сложные пред ложения, делающие текст громоздким (часто длинное и трудно понимае мое предложение можно заменить на короткое без ущерба для смысла);

•  объясняйте непонятные слова и термины;

• проверяйте тексты на неблагозвучие или наличие труднопроизносимых слов или словосочетаний (значимо для радио- и телеэфира);

• мотивируйте каждое предлагаемое изменение, чтобы ваше вмешательство в текст не выглядело прихотью;

• внося даже самые кардинальные изменения, сохраняйте авторский стиль. Надеемся, что наши рекомендации помогут вам и в редактировании соб ственных текстов.

Творческий практикум по теме

«Электронные СМИ»

Задание 1. Проанализируйте, как одно и то же событие (на ваш выбор) освещали газеты, радио- и телепередачи. Найдите общие и отличительные черты в подаче информации.

Задание 2. Найдите в газете небольшой информационный материал, адаптируйте его под радионовость. По очереди прочитайте составленный текст и запишите на аудиопленку. Обсудите в классе получившиеся записи. По этому же принципу сделайте теленовость.

Задание 3. Назовите известные вам государственные и коммерческие радиостанции. Определите их направленность и вероятную аудиторию.

Задание 4. Назовите 3-5 хороших радио- или телепередач. Докажите, что они высококачественные. Выпишите творческие находки в «блокнот золо тых правил».

Задание 5. Прочитайте воспоминания Т. Правдивцевой «Наш журнал „Искусство"» (см. Приложение). Как, на ваш взгляд, изменилась работа теле журналиста и в чем она осталась прежней?

Дополнительные задания

Теоретику

Сопоставьте бумажные и Интернет-версии любой газеты. В чем их сход ство и различие?

Практику

Найдите материал по истории Интернет-СМИ в России. Обсудите в группе.

Типы СМИ

Задание 1. Заполните таблицу примерами разных типов современной оте чественной прессы, радио-, телепередач и интернет-СМИ.

Тип

Газеты, журналы

Радиопередачи

Телепередачи

Интернет-СМИ

Дополнительные задания

Теоретику

Предложите вариант развития разных видов СМИ в XXI в.

Практику

Проанализируйте несколько интернет-СМИ (по вашему выбору). Выяви те их особенности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецензия (внутренняя) на дополнительную образовательную программу кружкового объединения «Пресс-центр»

Наименование авторской программы: «Пресс-центр» Автор-составитель программы: Ничкова Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образования, учитель русского языка и литературы Номинация: художестве...

Образовательная программа кружкового объединения "Юный физик"

Образовательная программа кружка "Юный физик" для учащихся 7-9 классов на два года обучения....

Дополнительная образовательная программа. Кружковая работа.

Выпиливание из фанеры, выжигание и моделирование – очень интересный, доступный и увлекательный вид деятельности для мальчиков. Именно здесь дети приобщаются к знаниям в области моделирован...

ПРОГРАММА творческого объединения пресс-центр «ШАРЖ» МКОУ СОШ № 66 р.п. Бердяуш (для учащихся 5-11 классов)

Данная программа по обуче­нию теории и практике газетного дела (созданию, выпуску и распространению ученической газеты, журнала) предназначена для развития проекта «Школьная газета»....

Образовательная программа кружкового объединения "Пресс-центр"

Занятия школьного кружка "Пресс-центр" направлены на создание учащимися школьной газеты "Первая"....

Программно-методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы

Что такое УМК. Принципы и требования к разработке учебно-методического комплекса....