Дополнительная программа кружковой работы по игровому стретчингу с детьми с ОВЗ
методическая разработка по физкультуре по теме

Рахметова Елена Анатольевна

Данная программа описывает работу присенения детского фитнеса, в том числе и игрового стретчинга с детьми с общим недоразвитием речи в детском саду. Программа рассчитана на 2 года обучения (старшая группа и подготовительная)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_stretching.docx70.62 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 «Образовательный центр» с. Кинель-Черкассы им. Героя Советского Союза Елисова Павла Александровича муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области детский сад «Василёк»

Принята на заседании педсовета                                            «УТВЕРЖДАЮ»

Протокол №____                                                                    Директор  ГБОУ СОШ №1 «ОЦ»От «       »  ___________20___ г.                                 Рябов А.А.__________

                                                                                                                       

Дополнительная программа

кружковой работы с применением игрового стретчинга с детьми ОВЗ

Автор-составитель: инструктор по физической культуре

Коростелёва Татьяна Анатольевна

с. Кинель-Черкассы, 2015г.

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Основная часть:

2.1 Первый год обучения Старшая группа(5-6 лет)

2.2 Второй год обучения  Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

3. Тематические комплексы образно – имитационных движений.

3.1 Начальный этап обучения.

3.2 Первый этап усложнения.

3.3 Второй этап усложнения.

3.4 Третий этап усложнения.

4. Упражнения для дошкольников на расслабление всего организма.

5.Диагностика

6.Ожидаемый результат при использовании занятий игрового стретчинга.

7.Литература.

8.Приложения.

Пояснительная записка.

Актуальность

В последние годы число детей с различными нарушениями речи, поступающих в дошкольные образовательные учреждения, постепенно растет. В структурное подразделение детский сад комбинированного вида  «Василек» ежегодно приходят дети с нарушениями звукопроизношения. У большинства принятых детей наблюдается недоразвитие фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, ослабленное внимание, быстрая утомляемость, замедленность переключения с одного вида деятельности на другой. Также детям присуще отставание в развитии двигательной сферы, характеризуемое плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения физических упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Низкий уровень физической подготовленности имеют 50-60% детей.

Все вышеуказанное убедило нас в том, что для детей c речевыми нарушениями в детском саду часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные программой, а именно в плане физического воспитания.

Наши дети нуждаются в особых подходах, где должно быть решение всего комплекса соматических, интеллектуальных и физических проблем. Коррекционная работа должна строиться с учетом ведущих линий речевого развития и обеспечивать интеграцию речевого и физического развития.

Педагогическая целесообразность

Пытаясь найти решение этой проблемы, мы организовали работу с детьми с ОВЗ  таким образом, чтобы прослеживалась взаимосвязь и согласованность всех специалистов детского сада: логопеда, психолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО. Одним их эффективных форм работы с детьми с ОНР, на мой взгляд, стала организация дополнительной кружковой работы оздоровительной направленности по игровому стретчингу -  «Непоседы».

Основной целью программы является достижение общего оздоровительного эффекта, обеспечение эмоционального благополучия для детей с ОНР.

Задачи работы по методике игрового стретчинга:

1.Укрепление опорно–двигательного аппарата, формирование правильной осанки.

2. Повышение речевой активности на занятиях и в повседневной жизни.

3. Развитие координационных способностей, силы, выносливости организма.

4.Повышение устойчивого интереса к занятиям физической культуры.

5.Развитие плавности, ритмичности речи, слухового и фонематического восприятия.

6.Развитие правильного дыхания (глубокий вдох через нос, выдох ртом)

7. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Основные принципы организации занятий по игровому стретчингу.

  • Наглядность Показ физических упражнений, образный рассказ.
  • Доступность – Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.
  • Систематичность – Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнения техники их выполнения.
  • Закрепление навыков – многократное выполнение упражнений. Умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.
  • Индивидуально-дифференциальный подход – Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка.
  • Сознательность – Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять.

Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются в медленном, а значит, безопасном ритме. Каждое упражнение повторяется 6 раз.

Структура занятия

Разогрев мышц, подготовка организма к работе проходит в первой вводной части занятия. Дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.

Во второй (основной) части переходим к игровому стретчингу. Занятия проводятся в виде сюжетно - ролевой игры, в которую входят упражнения на различные группы мышц. Дети изображают различных животных и выполняют упражнения в сопровождении определенных отрывков музыкальных произведений из классической и народной музыки. Разучив упражнение, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая творческие способности.

Как показала практика, многие дети с ОНР не умеют правильно дышать. У таких детей узкие плечи, впалая грудь, бледность щек, открыт постоянно рот. Правильное дыхание - необходимое условие полноценного физического развития. Очень много внимания уделяется дыханию на занятиях игрового стретчинга.

Занятия игровым стретчингом с детьми от 5-х лет (старшая группа) показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, становятся более открытыми для общения не только со взрослыми, но и между собой. А близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ ОВЗ  «НЕПОСЕДЫ»

Название комплекса

Количество часов

1

«У бабушки во дворе»

4

2

«Домашние питомцы»

6

3

«Весёлый зоопарк»

8

4

«Лесные жители»

8

5

 «Кем быть?»

6

итого

32

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Старшая группа детей с ОВЗ  (5-6 лет)

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

Подготовительная часть: первое полугодие (октябрь-январь) тематический комплекс образно-имитационных движений  - первый этап усложнения; второе полугодие  (февраль-май) –второй этап усложнения.

Цель: Подготовить организм к занятию, разогреть суставы, настроить детей на хорошее, доброе.

Заключительная часть: упражнение на расслабление всего организма

Цель: достижение общего оздоровительного эффекта

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ:

ме-сяц

не-де-ля

Подготовительная часть

Заключительная часть

Октябрь

I

Комплекс

«У бабушки во дворе»

Упражнение «Летний денёк»

II

Комплекс «Домашние питомцы»

Упражнение «Воздушные шарики»

III

Комплекс

 «У бабушки во дворе»

Упражнение «Летний денёк»

IV

Комплекс «Домашние питомцы»

Упражнение «Воздушные шарики»

Ноябрь

I

Комплекс «Весёлый зоопарк»

Упражнение «Замедленное движение»

II

Комплекс «Лесные жители»

Упражнение «Облака»

III

Комплекс «Весёлый зоопарк»

Упражнение «Замедленное движение»

IV

Комплекс «Лесные жители»

Упражнение «Облака»

Декабрь

I

Комплекс «Домашние питомцы»

Упражнение «Драгоценность»

II

Комплекс «Лесные жители»

Упражнение «Бубенчик»

III

Комплекс «Домашние питомцы»

Упражнение «Драгоценность»

IV

Комплекс «Лесные жители»

Упражнение «Бубенчик»

Январь

I

Комплекс «Весёлый зоопарк»

Упражнение «Снежная баба»

II

Комплекс

«Кем быть»

Упражнение «Мороженое»

III

Комплекс «Весёлый зоопарк»

Упражнение «Снежная баба»

IV

Комплекс

«Кем быть»

Упражнение «Мороженое»

Февраль

I

Комплекс

«У бабушки во дворе»

Упражнение «Жарко-холодно»

II

Комплекс «Лесные жители»

Упражнение «Воздушные шарики»

III

Комплекс

«У бабушки во дворе»

Упражнение «Жарко-холодно»

IV

Комплекс «Лесные жители»

Упражнение «Воздушные шарики»

Март

I

Комплекс «Весёлый зоопарк»

Упражнение «Драгоценность»

II

Комплекс «Домашние питомцы»

Упражнение «Спящий котёнок»

III

Комплекс «Весёлый зоопарк»

Упражнение «Драгоценность»

IV

Комплекс «Домашние питомцы»

Упражнение «Спящий котёнок»

Апрель

I

Комплекс

«Кем быть?»

Упражнение «Бубенчик»

II

Комплекс «Лесные жители»

Упражнение «Шишки»

III

Комплекс

 «Кем быть?»

Упражнение «Бубенчик»

IV

Комплекс «Лесные жители»

Упражнение «Шишки»

Май

I

Комплекс

«Кем быть?»

Упражнение «Облака»

II

Комплекс «Весёлый зоопарк»

Упражнение «Бабочка»

III

Комплекс

«Кем быть?»

Упражнение «Облака»

IV

Комплекс «Весёлый зоопарк»

Упражнение «Бабочка»

Подготовительная к школе группа детей с ОВЗ (6-7  лет)

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

Подготовительная часть: первое полугодие (октябрь-январь) тематический комплекс образно-имитационных движений  - третий этап усложнения; второе полугодие  (февраль-май) –четвертый этап усложнения.

Цель: Подготовить организм к занятию, разогреть суставы, настроить детей на хорошее, доброе

Заключительная часть: упражнение на расслабление всего организма

Цель: достижение общего оздоровительного эффекта

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ:

месяц

неделя

Подготовительная часть

Заключительная часть

Октябрь

I

Комплекс

«У бабушки во дворе»

Упражнение «Летний денёк»

II

Комплекс «Домашние питомцы»

Упражнение «Воздушные шарики»

III

Комплекс

 «У бабушки во дворе»

Упражнение «Летний денёк»

IV

Комплекс «Домашние питомцы»

Упражнение «Воздушные шарики»

Ноябрь

I

Комплекс «Весёлый зоопарк»

Упражнение «Замедленное движение»

II

Комплекс «Лесные жители»

Упражнение «Облака»

III

Комплекс «Весёлый зоопарк»

Упражнение «Замедленное движение»

IV

Комплекс «Лесные жители»

Упражнение «Облака»

Декабрь

I

Комплекс «Домашние питомцы»

Упражнение «Драгоценность»

II

Комплекс «Лесные жители»

Упражнение «Водопад»

III

Комплекс «Домашние питомцы»

Упражнение «Драгоценность»

IV

Комплекс «Лесные жители»

Упражнение «Водопад»

Январь

I

Комплекс «Весёлый зоопарк»

Упражнение «Снежная баба»

II

Комплекс

«Кем быть»

Упражнение «Мороженое»

III

Комплекс «Весёлый зоопарк»

Упражнение «Снежная баба»

IV

Комплекс

«Кем быть»

Упражнение «Мороженое»

Февраль

I

Комплекс

 «У бабушки во дворе»

Упражнение «Жарко-холодно»

II

Комплекс «Лесные жители»

Упражнение «Воздушные шарики»

III

Комплекс

«У бабушки во дворе»

Упражнение «Жарко-холодно»

IV

Комплекс «Лесные жители»

Упражнение «Воздушные шарики»

Март

I

Комплекс «Весёлый зоопарк»

Упражнение «Драгоценность»

II

Комплекс «Домашние питомцы»

Упражнение «Спящий котёнок»

III

Комплекс «Весёлый зоопарк»

Упражнение «Драгоценность»

IV

Комплекс «Домашние питомцы»

Упражнение «Спящий котёнок»

Апрель

I

Комплекс

«Кем быть?»

Упражнение «Бубенчик»

II

Комплекс «Лесные жители»

Упражнение «Шишки»

III

Комплекс

«Кем быть?»

Упражнение «Бубенчик»

IV

Комплекс «Лесные жители»

Упражнение «Шишки»

Май

I

Комплекс

«Кем быть?»

Упражнение «Лентяи»

II

Комплекс «Весёлый зоопарк»

Упражнение «Бабочка»

III

Комплекс

«Кем быть?»

Упражнение «Лентяи»

IV

Комплекс «Весёлый зоопарк»

Упражнение «Бабочка»

Тематические комплексы образно-имитационных движений.

Начальный этап обучения.

№ п/п

Образ и вид движения

Исходное положение

Начальный этап обучения

  1. «У бабушки во дворе»

1.1.

«Цыплёнок»

Стоя на пятках, руки опустить вниз, а кисти рук – в стороны. Ходьба на пятках с ритмичными движениями рук в стороны

Знакомство с образом цыплёнка, попытка имитационного движения

1.2.

«Петушок»

Стоять с опущенными руками. Ходьба с высоким подниманием колен и взмахом рук в стороны

Знакомство с образом петушка, попытка имитационного движения: одновременно поднимать одну ногу, согнутую в колене, и руки в стороны. Попытка ходить с высоко поднятыми коленями и оттянутым носком вниз. Попытка удержать равновесие, стоя на одной ноге с поднятыми вверх руками

1.3.

«Утёнок»

Присед на двух ногах, руки согнуты в локтях, пальцы рук широко расставлены. Ходьба в приседе.

Знакомство с образом утёнка, попытка имитационного движения в приседе, звукоподражание

1.4.

«Лошадка»

Стоять с руками, согнутыми в локтях, ладони опустить вниз. Бег и ходьба с высоким подниманием колен

Знакомство с образом лошадки, попытка имитационного движения, звукоподражание

1.5.

«Корова»

Стоя на ногах, наклониться и поставить руки на пол, голову поднять вверх. Ползание с опорой на руки и стопы

Знакомство с образом коровы, попытка имитационного движения, звукоподражание

  1. «Домашние питомцы»

2.1.

«Мышка»

Стоя на носках, согнуть в локтях руки; кисти рук перед грудью соединить пальцами вниз. Ходьба семенящим шагом.

Знакомство с повадками и характерными чертами мышки через движение рук с поворотами головы, попытка имитационного движения мышки

2.2.

«Собачка»

Стоять с согнутыми в локтях руками и опущенными вниз ладонями, голова немного вытягивается вверх. Бег с остановками и резкими поворотами головы и туловища в стороны

Знакомство с образом собачки, попытка имитационного движения, звукоподражание с поворотом головы

2.3.

«Птица»

Стоять на носках, руки в стороны со свободно опущенными вниз ладонями. Бег на носках, плавный и лёгкий

Знакомство с образом птицы, попытка имитационного движения с передачей характера образа

2.4.

«Котёнок»

Стоя на коленях, коснуться руками пола. Ползание с опорой рук и колен.

Знакомство с образом котёнка, попытка передать характер животного через движение и звукоподражание

2.5.

«Рыбка»

Лежать на спине, прямые руки соединить в замок за головой, ноги выпрямить и плотно сомкнуть вместе. Перекаты с бока на бок

Знакомство с образом рыбки, попытка перекатываться, сохраняя прямое положение туловища.

.

Тематические комплексы образно-имитационных движений.

Первый этап усложнения

№ п/п

Образ и вид движения

Исходное положение

Первый этап усложнения

  1. «У бабушки во дворе»

1.1.

«Цыплёнок»

Стоя на пятках, руки опустить вниз, а кисти рук – в стороны. Ходьба на пятках с ритмичными движениями рук в стороны

Ритмичная ходьба со  взмахом рук в стороны

1.2.

«Петушок»

Стоять с опущенными руками. Ходьба с высоким подниманием колен и взмахом рук в стороны

Попытка поднимать в стороны руки, согнутые в локтях и с опущенными вниз ладонями, на уровне плеч ровно выпрямлять руки в стороны, а опускать вниз сначала локти, потом ладони. Удерживать статическое равновесие, стоя на одной ноге с поднятыми руками. У поднятой ноги носок оттянут вниз

1.3.

«Утёнок»

Присед на двух ногах, руки согнуты в локтях, пальцы рук широко расставлены. Ходьба в приседе.

Ходьба в приседе с согнутыми в локтях руками и широко расставленными пальцами. Пытаться ходить с выпрямленной спиной.

1.4.

«Лошадка»

Стоять с руками, согнутыми в локтях, ладони опустить вниз. Бег и ходьба с высоким подниманием колен

Ходьба и бег с высоким подниманием колен и сохранением положения рук.

1.5.

«Корова»

Стоя на ногах, наклониться и поставить руки на пол, голову поднять вверх. Ползание с опорой на руки и стопы

Ползание с изменением темпа, направления, поворотом головы в разные стороны, вверх-вниз

  1. «Домашние питомцы»

2.1.

«Мышка»

Стоя на носках, согнуть в локтях руки; кисти рук перед грудью соединить пальцами вниз. Ходьба семенящим шагом.

Ходьба на носках с имитационными движениями рук, в чередовании с обычной ходьбой.

2.2.

«Собачка»

Стоять с согнутыми в локтях руками и опущенными вниз ладонями, голова немного вытягивается вверх. Бег с остановками и резкими поворотами головы и туловища в стороны

Бег с остановками, поворотами в стороны головы и туловища.

2.3.

«Птица»

Стоять на носках, руки в стороны со свободно опущенными вниз ладонями. Бег на носках, плавный и лёгкий

Из исходного положения пытаться выполнять плавные движения руками

2.4.

«Котёнок»

Стоя на коленях, коснуться руками пола. Ползание с опорой рук и колен.

Ползание с опорой на руки и колени, с изменением темпа и направления.

2.5.

«Рыбка»

Лежать на спине, прямые руки соединить в замок за головой, ноги выпрямить и плотно сомкнуть вместе. Перекаты с бока на бок

Из исходного положения пытаться медленно перекатываться на бок-живот-другой бок-спину, при этом сохранять прямое положение ног и соединённых в замок рук. При перекате вправо-влево голову держать так, чтобы лицо не касалось пола.

  1. «Лесные жители»

3.1.

«Лиса»

Стоять с согнутыми в локтях руками, ладони опустить вниз. Ходьба на всю ступню с носка, мягкая, плавная

Из исходного положения пытаться ходить мягко, при этом разноимённую руку плавно направлять вперёд перед грудью, а ладонями как бы что-то гладить

3.2.

«Медведь»

Стоять, слегка расставив ноги с упором на внешнюю сторону стопы, при этом носки ног сжать и направить к стопе. Руки, согнутые в локтях, поднять на уровне плеч, ладони к груди. Ходьба на внешней стороне стопы.

Из исходного положения выполнять наклоны туловища из стороны в сторону, при этом одну ногу приподнимать от пола

3.3.

«Белка»

Присед на двух ногах, руки согнуты в локтях, ладони соединены перед грудью и опущены вниз. Прыжки в приседе с продвижением вперёд

Попытка выполнения прыжка в приседе с одновременным движением рук рывком вперёд, не разъединяя ладоней.

3.4.

«Заяц»

Стоять, руки согнуты в локтях, а ладони соединить перед грудью, опустив вниз. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд

Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд, сохраняя спину выпрямленной, руки остаются в том же положении перед грудью

3.5.

«Волк»

Стоять как перед беговыми стартом, только ладони опущены вниз. Бег широким шагом.

Знакомство с образом волка, попытка имитационного движения

  1. «Весёлый зоопарк»

4.1.

«Пингвин»

Стоять с сильно разведёнными носками ног в стороны, руки внизу с отведёнными ладонями в стороны. Ходьба с развёрнутыми носками ног во внешнюю сторону до прямой линии.

Из исходного положения пытаться выполнять семенящие ритмичные шаги, сохраняя положение носков и ладоней в стороны. Движения рук и ног направлены вперёд.

4.2.

«Кенгуру»

Стоять с опущенными вниз руками. Перед прыжком руки отвести назад и чуть присесть, согнув ноги в коленях. Прыжки на двух ногах с высоким подниманием колен и продвижением вперёд

Из исходного положения попытаться прыгнуть вверх, подтягивая колени к груди, а руки вперёд-вверх, продвигаясь вперёд.

4.3.

«Тигр и лев»

Стоять как перед стартовым забегом, ладони опущены вниз. Бег широким прыжковым шагом.

Выполнять резкие и сильные (поочерёдные) движения руками вперёд. Бег широким прыжковым шагом с движением рук.

4.4.

«Обезьянка»

Стоять с согнутыми в локтях руками, пальцы широко расставить и направить в стороны на уровне плеч. Бег подскоками с ноги на ногу.

Выполнять подскоки с ноги на ногу, имитируя движения обезьянки

Тематические комплексы образно-имитационных движений.

Второй этап усложнения

№ п/п

Образ и вид движения

Исходное положение

                Первый этап усложнения

  1. «У бабушки во дворе»

1.1.

«Цыплёнок»

Стоя на пятках, руки опустить вниз, а кисти рук – в стороны. Ходьба на пятках с ритмичными движениями рук в стороны

Чередование ходьбы на пятках с обычной ритмичной ходьбой и движением рук в стороны

1.2.

«Петушок»

Стоять с опущенными руками. Ходьба с высоким подниманием колен и взмахом рук в стороны

Попытка соединить технику движения рук и ног. Твёрдо стоять в позе, удерживая равновесие. Попытка ходить как петух, высоко поднимая колени, а опорную ногу ставить на носок, как бы подпрыгивая

1.3.

«Утёнок»

Присед на двух ногах, руки согнуты в локтях, пальцы рук широко расставлены. Ходьба в приседе.

Попытка ходить в приседе с выпрямленной спиной, переваливаясь из стороны в сторону, как утка

1.4.

«Лошадка»

Стоять с руками, согнутыми в локтях, ладони опустить вниз. Бег и ходьба с высоким подниманием колен

Сохраняя положение рук, чередовать ходьбу и бег прямым и боковым галопом, изображая лошадку.

1.5.

«Корова»

Стоя на ногах, наклониться и поставить руки на пол, голову поднять вверх. Ползание с опорой на руки и стопы

В данной позе поднимать то одну, то другую  руку и ногу

  1. «Домашние питомцы»

2.1.

«Мышка»

Стоя на носках, согнуть в локтях руки; кисти рук перед грудью соединить пальцами вниз. Ходьба семенящим шагом.

Ходьба на носках семенящим шагом, с высоким подниманием от пола пяток и имитационными движениями рук и головы, подражая мышке, изменяя темп движения в разных направлениях

2.2.

«Собачка»

Стоять с согнутыми в локтях руками и опущенными вниз ладонями, голова немного вытягивается вверх. Бег с остановками и резкими поворотами головы и туловища в стороны

Выполнять бег с изменением темпа и направления, имитируя образ собаки. Во время бега выполнять дыхательные движения, как собачка

2.3.

«Птица»

Стоять на носках, руки в стороны со свободно опущенными вниз ладонями. Бег на носках, плавный и лёгкий

Движения с лёгким плавным бегом на носках. Пытаться при движении рук приводить в движение пальцы

2.4.

«Котёнок»

Стоя на коленях, коснуться руками пола. Ползание с опорой рук и колен.

Ползание с прогибанием спины вниз, а головы вверх и наоборот.

2.5.

«Рыбка»

Лежать на спине, прямые руки соединить в замок за головой, ноги выпрямить и плотно сомкнуть вместе. Перекаты с бока на бок

Из исходного положения пытаться медленно перекатываться на бок-живот-другой бок-спину, при этом сохранять прямое положение ног и соединённых в замок рук. При перекате вправо-влево голову держать так, чтобы лицо не касалось пола.

  1. «Лесные жители»

3.1.

«Лиса»

Стоять с согнутыми в локтях руками, ладони опустить вниз. Ходьба на всю ступню с носка, мягкая, плавная

Движения с плавным разворотом туловища и головы

3.2.

«Медведь»

Стоять, слегка расставив ноги с упором на внешнюю сторону стопы, при этом носки ног сжать и направить к стопе. Руки, согнутые в локтях, поднять на уровне плеч, ладони к груди. Ходьба на внешней стороне стопы.

Пытаться приподнятую от пола ногу чуть сгибать в коленном суставе, сохраняя положение носка в сжатом состоянии, согнутые руки у груди ладонями вовнутрь

3.3.

«Белка»

Присед на двух ногах, руки согнуты в локтях, ладони соединены перед грудью и опущены вниз. Прыжки в приседе с продвижением вперёд

Попытка выполнения прыжка в приседе с одновременным движением рук рывком вперёд с изменением темпа

3.4.

«Заяц»

Стоять, руки согнуты в локтях, а ладони соединить перед грудью, опустив вниз. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд

Движения с выполнением поворотов прыжком в сторону, вперёд-назад, кругом, с разной длинной, высотой прыжка

3.5.

«Волк»

Стоять как перед беговыми стартом, только ладони опущены вниз. Бег широким шагом.

Выполнять бег, ставя цель: до чего-то добежать, кого-то догнать, перегнать

  1. «Весёлый зоопарк»

4.1.

«Пингвин»

Стоять с сильно разведёнными носками ног в стороны, руки внизу с отведёнными ладонями в стороны. Ходьба с развёрнутыми носками ног во внешнюю сторону до прямой линии.

Пытаться координировать ритмичные семенящие движения ног и рук, сохраняя исходное положение

4.2.

«Кенгуру»

Стоять с опущенными вниз руками. Перед прыжком руки отвести назад и чуть присесть, согнув ноги в коленях. Прыжки на двух ногах с высоким подниманием колен и продвижением вперёд

Из исходного положения попытаться прыгнуть вверх, подтягивая колени к груди, а руки вперёд-вверх, продвигаясь вперёд.

4.3.

«Тигр и лев»

Стоять как перед стартовым забегом, ладони опущены вниз. Бег широким прыжковым шагом.

Координировать движение разноимённых рук и ног, выполняя бег широким прыжковым шагом

4.4.

«Обезьянка»

Стоять с согнутыми в локтях руками, пальцы широко расставить и направить в стороны на уровне плеч. Бег подскоками с ноги на ногу.

Попытка координировать движение ног при подскоках и при этом ещё наклонять голову в стороны

4.5.

«Крокодил»

Лежать на животе, ноги вытянуть вместе, упор руками на ладони перед грудью, голову держать прямо, носки ног вытянуть. Ползание с опорой рук.

Ползать с опорой на руки и касанием пола только вытянутыми носками ног, все остальные части тела находятся в приподнятом положении

  1. «Кем быть?»

5.1.

«Спортсмен»

Стоять, поставив на носок одну ногу и чуть приподняв вперёд к себе разноимённую руку, а другую чуть назад. Ходьба спортивная

Из исходного положения приподнять одновременно ногу, согнутую в колене, вверх, а руку вперёд до уровня пояса. Возвращая в исходное положение ногу и руку, поднимать другие (разноимённые) ногу и руку.

5.2.

«Балерина»

Стоять прямо, плечи чуть отвести назад, голову чуть приподнять. Гимнастическая ходьба с носка на всю стопу.

Координировать движение разноимённых рук и ног, сохраняя осанку балерины.

5.3.

«Космонавт»

Стоять, ноги в небольшом приседе, руки отвести назад. Прыжки с прогибанием туловища назад

Координировать движения рук и ног при прыжке. Прыгать вверх с продвижением вперёд.

5.4.

«Разведчик»

Лежать на животе с опорой на локти и ладони, ноги выпрямить свободно с развёрнутыми носками, голову наклонить к ладоням. Ползание с опорой на руки и ноги по-пластунски

Ползать по-пластунски и координировать движение разноимённых рук и ног. При ползании руки и ноги касаются пола, голова не приподнимается высоко

5.5.

«Клоун»

Стоять с небольшим полуприседом для прыжка, руки опустить вниз. Прыжки с разведением прямых ног в стороны.

Прыгать с увеличением подъёма прямых рук и ног в стороны, при приземлении на пол успевать соединять ноги и опускать руки.

Тематические комплексы образно-имитационных движений.

Третий этап усложнения

№ п/п

Образ и вид движения

Исходное положение

Первый этап усложнения

  1. «У бабушки во дворе»

1.1.

«Цыплёнок»

Стоя на пятках, руки опустить вниз, а кисти рук – в стороны. Ходьба на пятках с ритмичными движениями рук в стороны

Уверенная ходьба на пятках с чёткой координацией рук и передачей характера образа цыплёнка

1.2.

«Петушок»

Стоять с опущенными руками. Ходьба с высоким подниманием колен и взмахом рук в стороны

Творческая передача образа петуха в статическом положении и ходьбе с движением головы, поворотами туловища, разным положением рук и мимикой

1.3.

«Утёнок»

Присед на двух ногах, руки согнуты в локтях, пальцы рук широко расставлены. Ходьба в приседе.

Творческая передача образа через точные имитационные движения и технику выполнения ходьбы в приседе с выпрямленной спиной

1.4.

«Лошадка»

Стоять с руками, согнутыми в локтях, ладони опустить вниз. Бег и ходьба с высоким подниманием колен

Творческая передача образа лошадки с точной техникой выполнения движений

 1.5.

«Корова»

Стоя на ногах, наклониться и поставить руки на пол, голову поднять вверх. Ползание с опорой на руки и стопы

Творческая передача образа движением туловища, звукоподражанием

  1. «Домашние питомцы»

2.1.

«Мышка»

Стоя на носках, согнуть в локтях руки; кисти рук перед грудью соединить пальцами вниз. Ходьба семенящим шагом.

Самостоятельно и точно выполнять технику ходьбы на носках семенящим шагом и изменением темпа, направления. Творческая передача образа мышки движением тела

2.2.

«Собачка»

Стоять с согнутыми в локтях руками и опущенными вниз ладонями, голова немного вытягивается вверх. Бег с остановками и резкими поворотами головы и туловища в стороны

Творческая передача образа собачки через имитационные движения и технику бега. Усложнить бег сильным подъёмом пяток.

2.3.

«Птица»

Стоять на носках, руки в стороны со свободно опущенными вниз ладонями. Бег на носках, плавный и лёгкий

Творческая передача образа птицы. При движении рук, приводить в движение плечи

2.4.

«Котёнок»

Стоя на коленях, коснуться руками пола. Ползание с опорой рук и колен.

Выполнять разные имитационные движения: «Посмотри на хвостик справа-слева, сверху-вниз», «Подними правую заднюю лапку»

2.5.

«Рыбка»

Лежать на спине, прямые руки соединить в замок за головой, ноги выпрямить и плотно сомкнуть вместе. Перекаты с бока на бок

Из исходного положения пытаться медленно перекатываться на бок-живот-другой бок-спину, при этом сохранять прямое положение ног и соединённых в замок рук. При перекате вправо-влево голову держать так, чтобы лицо не касалось пола.

  1. «Лесные жители»

3.1.

«Лиса»

Стоять с согнутыми в локтях руками, ладони опустить вниз. Ходьба на всю ступню с носка, мягкая, плавная

Творческая передача образа лисы через имитационные движения и технику их выполнения.

3.2.

«Медведь»

Стоять, слегка расставив ноги с упором на внешнюю сторону стопы, при этом носки ног сжать и направить к стопе. Руки, согнутые в локтях, поднять на уровне плеч, ладони к груди. Ходьба на внешней стороне стопы.

Творческая передача образа медведя через имитационные движения и технику их выполнения. Выполнять различные повороты, прыжки, приседания, кувырки

3.3.

«Белка»

Присед на двух ногах, руки согнуты в локтях, ладони соединены перед грудью и опущены вниз. Прыжки в приседе с продвижением вперёд

Творческая передача образа белки через имитационные движения и технику их выполнения. Техника выполнения прыжка в приседе с одновременным движением рук рывком вперёд с изменением темпа

3.4.

«Заяц»

Стоять, руки согнуты в локтях, а ладони соединить перед грудью, опустив вниз. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд

Творческая передача образа зайца через имитационные движения и технику их выполнения. Движения с выполнением поворотов прыжком в сторону, вперёд-назад, кругом, с разной длинной, высотой прыжка

3.5.

«Волк»

Стоять как перед беговыми стартом, только ладони опущены вниз. Бег широким шагом.

Творческая передача образа волка через имитационные движения и технику бега широким шагом на скорость

  1. «Весёлый зоопарк»

4.1.

«Пингвин»

Стоять с сильно разведёнными носками ног в стороны, руки внизу с отведёнными ладонями в стороны. Ходьба с развёрнутыми носками ног во внешнюю сторону до прямой линии.

Творческая передача образа пингвина через имитационные движения и технику их выполнения.

4.2.

«Кенгуру»

Стоять с опущенными вниз руками. Перед прыжком руки отвести назад и чуть присесть, согнув ноги в коленях. Прыжки на двух ногах с высоким подниманием колен и продвижением вперёд

Творческая передача образа лисы через имитационные движения и технику выполнения из исходного положения прыжка вверх, подтягивая колени к груди, а руки вперёд-вверх, продвигаясь вперёд.

4.3.

«Тигр и лев»

Стоять как перед стартовым забегом, ладони опущены вниз. Бег широким прыжковым шагом.

Творческая передача образов тигра и льва через имитационные движения и технику их выполнения. Координировать движение разноимённых рук и ног, выполняя бег широким прыжковым шагом

4.4.

«Обезьянка»

Стоять с согнутыми в локтях руками, пальцы широко расставить и направить в стороны на уровне плеч. Бег подскоками с ноги на ногу.

Творческая передача образа обезьянки через имитационные движения и мимику

4.5.

«Крокодил»

Лежать на животе, ноги вытянуть вместе, упор руками на ладони перед грудью, голову держать прямо, носки ног вытянуть. Ползание с опорой рук.

Творческая передача образа крокодила через имитационные движения и технику выполнения ползания с опорой на руки и касанием пола только вытянутыми носками ног, все остальные части тела находятся в приподнятом положении

  1. «Кем быть?»

5.1.

«Спортсмен»

Стоять, поставив на носок одну ногу и чуть приподняв вперёд к себе разноимённую руку, а другую чуть назад. Ходьба спортивная

Из исходного положения приподнять одновременно ногу, согнутую в колене, вверх, а руку вперёд до уровня пояса. Возвращая в исходное положение ногу и руку, поднимать другие (разноимённые) ногу и руку.

5.2.

«Балерина»

Стоять прямо, плечи чуть отвести назад, голову чуть приподнять. Гимнастическая ходьба с носка на всю стопу.

Координировать движение разноимённых рук и ног, сохраняя осанку балерины.

5.3.

«Космонавт»

Стоять, ноги в небольшом приседе, руки отвести назад. Прыжки с прогибанием туловища назад

Координировать движения рук и ног при прыжке. Прыгать вверх с продвижением вперёд.

5.4.

«Разведчик»

Лежать на животе с опорой на локти и ладони, ноги выпрямить свободно с развёрнутыми носками, голову наклонить к ладоням. Ползание с опорой на руки и ноги по-пластунски

Ползать по-пластунски и координировать движение разноимённых рук и ног. При ползании руки и ноги касаются пола, голова не приподнимается высоко

5.5.

«Клоун»

Стоять с небольшим полуприседом для прыжка, руки опустить вниз. Прыжки с разведением прямых ног в стороны.

Прыгать с увеличением подъёма прямых рук и ног в стороны, при приземлении на пол успевать соединять ноги и опускать руки.

Упражнения для дошкольников

на расслабление всего организма

  • "Снежная баба":Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
  • "Птички": Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.
  • "Бубенчик": Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.
  •  "Летний денек": Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:  

Я на солнышке лежу,
 Но на солнце не гляжу. 
 Глазки закрываем, глазки отдыхают. 
 Солнце гладит наши лица, 
 Пусть нам сон хороший снится. 
 Вдруг мы слышим: бом-бом-бом! 
 Прогуляться вышел гром. 
 Гремит гром, как барабан.

  • "Замедленное движение":Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:  

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. 
 Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. 
 Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
 Замедляется движенье, исчезает напряженье. 
 И становится понятно – расслабление приятно!

  • «Драгоценность»: Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче… еще крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушел, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают (повторить 2-3 раза).
  •  «Воздушные шарики»: Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают, вы становитесь все легче и легче. Все ваше тело становится будто невесомым. И ручки легкие, и ножки стали легкие-легкие. Воздушные шарики поднимаются все выше и выше. Дует теплый, ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик… (Пауза – поглаживание детей.) Обдувает шарик… ласкает шарик… Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
  •  «Облака»: Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие-легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становиться легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако… (Пауза – поглаживание детей.) Гладит… поглаживает… Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
  •  «Солнышко и тучка»: Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе) (повторить 2-3 раза).
  •  «Лентяи»: Сегодня вы много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы, лентяи, нежитесь на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо, спокойно, вы дышите легко и свободно.

Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги… (Пауза – поглаживание детей.) Отдыхают ручки у … (имя ребенка), отдыхают ножки у … (имя ребенка). Приятное тепло охватывает все ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, все тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри.  Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всему телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя хорошо лень и на счет «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

  •  «Мороженое»: Вы — мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень. Ваши руки напряжены, ваше тело «ледяное». Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, руки, ноги стали мягкими, расслабленными. Руки бессильно повисли вдоль тела...
  • «Водопад»: Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом, и чувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льется по лбу, затем по лицу, по шее…  Белый свет течет по вашим плечам… помогает им стать мягкими и расслабленными… (Пауза – поглаживание детей.) А нежный свет течет дальше по груди… по животу… Пусть свет и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света струится по вашему телу. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и с каждым вдохом все сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежим силами и энергией.
  •  «Спящий котенок»: Представьте себе, что вы веселые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали, начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2-3 раза).
  •  «Шишки»: Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама-медведица.  Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2-3 раза).
  •  «Холодно-жарко»: Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились… Но вот снова подул холодный ветер… (повторить 2-3 раза).
  • "Улыбка”: Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза). 
  •  "Бабочка”: Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза). 

Диагностика

Для контроля за уровнем развития физической подготовки ребёнка проводится диагностика развития физических качеств в начале и конце года. Тестами выявляется общий уровень физического развития, уровень специальной подготовки двигательного аппарата.

Физическое качество

Описание тестов

Требования к выполнению

Гибкость

Ребёнок встаёт на куб с прикреплённой линейкой так, чтобы носки ног касались края. Выполняется наклон вперёд с прямыми ногами

Измеряем от нулевой отметки (края куба). Выше – результат отрицательный, ниже – положительный. Положение фиксируется 3 сек

Равновесие

Из положения, стоя но одной ноге, другая согнутая вперёд (носок касается колена опорной ноги), руки в стороны

Оценивается удержание в секундах

Статическая выносливость

Даются 2 упражнения, каждое упражнение выполняется только 1 раз

  1. Поднять туловище из положения, лёжа на животе, ноги закреплены. Держать 10 сек
  2. Из исходного положения, лёжа на спине, поднять ноги на 30 см над полом, руки за головой. Держать 10 сек

Ожидаемый результат при использовании

занятий  игрового стретчинга с детьми ОВЗ

Благодаря включению в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ методики игрового стретчинга у детей повышается интерес к выполнению физических упражнений, совершенствуется гибкость тела дошкольников, уменьшится  число детей с плоскостопием, неправильной осанкой, проблемами опорно-двигательного аппарата.

1 год обучения

2 год обучения

У детей

- сформирован интерес к процессу движения под музыку;

- появляется выразительность движений и умение передавать в ритмике игровой образ;

- формируется умение осмысленно использовать выразительность движений в соответствии с музыкально-игровым образом

У детей

- развита подвижность, гибкость, эластичность связок, мышц, суставов;

- освоен большой объём разнообразных композиций и отдельных видов движений;

- появляется способность к импровизации, творчеству с использованием оригинальных и разнообразных движений

ЛИТЕРАТУРА:

1.А.И.Буренина «Ритмическая мозаика»: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: ЛОИРО, 2000

2.А. Бокатов, С. Сергеев «Детская йога». - Москва «Ника-центр», 2009 г.

3.Е.В.Сулим. «Занятия по физкультуре в детском саду»- Москва «Творческий центр»,2010

И.Г.Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М., Просвещение, 1993.

4.Г.А.Ерёмина «Хатха-йога для дошколят»: Программа кружка для работы с детьми дошкольного возраста. – ЗАТО Снежногорск, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование дополнительного образования кружковой работы "Изо и экология"

тематическое планирование дополниьтельного образования кружковой работы  для начальной школы...

Дополнительная образовательная программа. Кружковая работа.

Выпиливание из фанеры, выжигание и моделирование – очень интересный, доступный и увлекательный вид деятельности для мальчиков. Именно здесь дети приобщаются к знаниям в области моделирован...

Рабочая программа дополнительного образования - кружковая работа.

Рабочая программа дополнительного образования по физической - кружковая работа в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Лицей № 36» Ленинского района города Саратова...

Адаптированная общеобразовательная дополнительная программа кружковой деятельности «Вместе весело играть!»

Данная адаптированная дополнительная общеразвивающая программа кружка по игротерапии «Вместе весело играть» направлена на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более усп...

Программа кружковой работы по литературе (дополнительное образование) "Чем пахнут ремёсла?" для 5-6 классов общеобразовательных школ

Программа  кружковой работы (дополнительного образования) "Чем пахнут ремёсла?" с привлечением  произведений русской и советской художественной литературы позволяет знакомить подро...