Статья «Особенности содержания дополнительных образовательных программ при работе с ОВЗ и одаренными детьми»
статья на тему
Статья «Особенности содержания дополнительных образовательных программ при работе с ОВЗ и одаренными детьми»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Особенности содержания дополнительных образовательных программ при работе с ОВЗ и одаренными детьми»
Педагог ДО Журавлева Маргарита Александровна
СОГБУ ДО «Станция юннатов»
В организации дополнительного образования могут заниматься разные дети и одаренные (талантливые) и с проблемами в развитии, поэтому, при освоении программы, перед педагогом ДО встает задача найти такие способы педагогического взаимодействия, которые помогут включить каждого ребенка в содержательную деятельность, наполнят повседневную жизнь объединения интересными делами, проблемами, идеями и, таким образом, будут способствовать становлению и развитию субъектной позиции учащегося.
Я работаю в учреждении дополнительного образования - областной станции юннатов педагогом дополнительного образования. Мною разработаны программы творческих объединений «Цветоводство с основами декоративного садоводства» и «ЭкоХимик своего здоровья».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Цветоводство с основами декоративного садоводства» адаптирована для работы с учащимися из центра особый ребенок г. Смоленска (дети с умственной отсталостью).
Какие есть трудности в работе с детьми с ОВЗ:
- такие ребята трудно усваивают дополнительный материал (замедлен процесс формирования понятий);
- есть трудности в установлении контактов с педагогом и со сверстниками (не хватает положительного опыта общения);
- существуют нарушения в личностной и эмоциональной сфере.
Разработанная мною программа (цель) позволяет продолжить формирование знаний, умений и навыков способствующих социальной ориентировки обучающихся с ОВЗ в обществе, ребята приобретают практические знания по выращиванию комнатных и декоративных растений открытого грунта, умения создавать ландшафтные дизайны и композиции по озеленению помещений и территорий, навыки по размножению декоративных и комнатных растений и уход за ними.
Разрабатывая данную программу и занятия, я учитывала особенности умственно отсталых детей. Занимаюсь с детьми 10-11 классов, но даже в таком возрасте не все ребята хорошо читают, умеют писать, рисовать, мыслить последовательно и логично.
На занятиях я стараюсь научить ребят видеть красоту окружающего мира, развивать художественный вкус, по возможности развивать творческий потенциал, внимание и память, желание познавать и творить.
Занятия построены на главных дидактических принципах: доступности, наглядности, природосообразности, тесной связью с жизнью и практикой. Главной составляющей является создание атмосферы теплоты, комфортности и достижения успеха. Стараюсь учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятиях. У детей с диагнозом УО страдают самые важные функции организма: внимание, речь, память, психика, отстает моторное развитие ребенка и может быть нарушена координация движений, нарушены принципы социального взаимодействия. Недостаточное развитие моторики рук, способность удерживать внимание, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой приводит к тому, что детям трудно писать, рисовать, лепить, клеить и т.п. Поэтому на занятиях даю короткие, интересные задания, с учетом индивидуальных способностей учащихся: одни раскрашивают и рисуют строго по контурам рисунка, другие могут сами выбрать и нарисовать рисунок по образцу.
Моя программа построена на принципе «от простого к сложному». На первом году обучения дается не сложный материал – это изучение классификации комнатных растений, их размножение, уход, паспортизация, и изучение растений открытого грунта (однолетние, двулетние и многолетние). На втором году обучения ребята изучают ландшафтный дизайн, и самостоятельно выполняют и защищают проектную или исследовательскую работу.
Большая часть занятий носит практический характер – это сбор и сортировка семян, уход за рассадой и комнатными растениями, размножение комнатных растений и растений открытого грунта, перекопка и рыхление почвы и др. Выполняя практическую работу у ребят формируется любовь к труду, они знакомятся с основами таких профессий как «Цветовод», «Озеленитель» и «Ландшафтный дизайнер».
Занимаясь с ОВЗ детьми не просто заинтересовать и увлечь их изучать новый предмет, выполнять задания. Для более продуктивного изучения программы по цветоводству мной были разработаны две рабочие тетради по курсу «Цветоводство с основами декоративного садоводства» первого и второго года обучения. Занимаясь по этим тетрадям можно сразу сочетать несколько форм и методов обучения: это и работа с текстом (прочитать и ответить на вопросы), заполнение таблиц, изображение и раскрасить растение, создание гербарий, работа индивидуально и в парах и др. Также на занятиях ребятам показываю презентации, которые позволяют сменить вид деятельности (проанализировать и обобщить материал). В ходе одного занятия я с ребятами успеваю и почитать и порисовать, раскрасить, увидеть растения в естественной среде обитания (так как занятия проходят на территории станции юннатов, которая имеет теплицу с коллекцией комнатных растений, более 160 видов и участок открытого грунта, где можно познакомиться с однолетними и многолетними растениями, дендросадом) и выполнить небольшие практические и опытнические задания (размножить комнатное растение, посеять семена, распикировать рассаду, произвести за ней уход др).
Для оценки результативности учебных занятий в творческом объединении применяю входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся.
Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, творческие задания, собеседование с обучающимися.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала и для выявления трудностей изучаемого материала.
Формы оценки: текущие тестовые задания, проверочные работы, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование.
В практической деятельности результативность оценивается количеством выращенной рассады, правильным уходом за комнатными, цветочно-декоративными и садовыми растениями, оформленных фотоальбомов, гербариев.
Итоговый контроль может принимать различные формы: итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование, защита проектов и исследовательских работ учащихся.
В основном наблюдается положительная динамика в развитии учащихся.
Изучение растений, наблюдение за ними формирует у ребят социально-позитивные ценностные ориентиры. Корректируется их поведение (ребята учатся общаться, строить социальные отношения не только в пределах своей школы, но и в новом незнакомом им учреждении (развивается доброжелательность, отзывчивость, понимание и сопереживание, ребята научаться слушать и слышать собеседника, вести диалог).
Расширяется возможность интеллектуальной деятельности (ребята научатся планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия, работать с информацией, устанавливать причинно-следственные связи, овладевать понятийным аппаратом заложенным в содержании программы, закладывать опыты и проводить исследования и др.).
Выполнение практических и творческих заданий помогает учащимся проявлять свою индивидуальность и способствует самовыражению. С ребятами участвуем в различных областных конкурсах, где они наравне с обучающимися общеобразовательных школ соревнуются и занимают призовые места.
Вторая моя дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «ЭкоХимик своего здоровья» направлена на работу с одаренными детьми (талантливыми). Программа интегрированная трехгодичная, для учащихся 12-14 лет.
Программа состоит из двух разделов: «Экология» и «Химия». В раздел «Экология» вошли такие темы как: «Здоровье и здоровый образ жизни», «Факторы здоровья», «Основы рациональное питание», «Болезни XX века: курение, алкоголизм, наркомания», «Профилактика болезней», «Экология в быту», «Окружающая среда и здоровье человека». Раздел «Химия» состоит из выполнения лабораторных работ направленных на определение качества продуктов питания и различных качественных параметров окружающей среды.
Цель моей программы: формирование представления детей о здоровье и здоровом образе жизни посредством интегрированных занятий. В ходе изучения курса у учащихся формируются знания о здоравом образе жизни с точки зрения медицины, физической культуры, физиологии и аспектов правильного питания.
Ребята еще не знакомы с наукой химией, а на занятиях творческого объединения уже смогут научиться работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты, выполнять практические работы, научаться оценивать свое физическое здоровье, выполнять различные качественные реакции (оценивать и продукты питания и различные параметры окружающей среды), проводить исследования и напишут исследовательскую работу.
Одаренные дети имеют более высокие интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности, доминирующую активность. Они испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
В учебном процессе, при работе с одаренными детьми, использую развивающее и проблемное обучение, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии, проектно-исследовательскую деятельность, нестандартные формы проведения занятий, творческие задания. Для того чтобы у ребят не исчезал интерес к занятиям создаю «ситуации успеха» для каждого (самое простое это на занятии говорить много раз «молодец», «умница»). Вместе с ребятами выстраиваем индивидуальную образовательную траекторию (это персональный путь реализации личностного потенциала каждого учащегося, когда формируются “субъект – субъектные” отношения, когда педагог и воспитанник находятся в состоянии сотрудничества и сотворчества). Это позволяет обеспечить развитие индивидуальности, стимулирует желание ребенка заниматься саморазвитием, развитие волевых качеств, рефлексивных способностей, проявление инициативы.
Активно используя на занятиях технологию проблемно-развивающего обучения, создаю ситуацию познавательного затруднения, при которой учащиеся поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей (например в ходе изучения темы: «Экология предмет - интересно или нет?»). Также применяю проектно-исследовательский метод, который можно охарактеризовать как «обучение через делание», где учащийся включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Все выше перечисленное способствует развитию у ребенка мотивации к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению.
В работе с одаренными детьми применяю разные методы обучения: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой.
Изучив курс «ЭкоХимик своего здоровья» ребята овладеют понятийным аппаратом, теоретическими и практическими знаниями, заложенными в содержание программы, научаться бережно относиться к своему здоровью, правильно и качественно питаться и выбирать полезные продукты питания, оценивать параметры окружающей среды, проводить различные исследования.
Важным этапом для развития одаренности является участие школьников в интеллектуальных, исследовательских конкурсах, экологических олимпиадах, слетах, конференциях, выставках, где ребята показывают хорошие результаты и занимают призовые места.
Воспитание активной, творческой, всесторонне развитой личности задача не простая но выполнимая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Художественное чтение" для занятий с одаренными детьми
Программа «Художественное чтение» предназначена для занятий с одаренными детьми.Данная авторская программа обучения детей и подростков исполнительскому искусству художественного чтения дополняет...
Особенности реализации дополнительных образовательных программ в области искусств
В статье рассматриваются особенности раеалиации дополнительных образовательных программ в области искусств, рассматриваются условия, компетенции в образовании....
Содержание дополнительной образовательной программы по бисероплетению
Программа разработана для детей 10-18 лет....
Содержание дополнительной образовательной программы по бумагопластике
Программа разработана для детей 7-12 лет....
Содержание дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности как средств персонификафции обучения русскому языку и литературе.
Дополнительное образование по праву относится к сферам наибольшего благоприятствования для развития каждого ребенка, оно действительно «свое», личностное - по выбору, по характеру, «...
Обучение по дополнительной профессиональной программе «Технологии работы с неуспевающими и одаренными обучающимися 5 – 11 классов», г. Москва, 15.04.2021 г. – 14.06.2021 г., рег. номер – У2021042438 от 15.06.2021 г.
Обучение по дополнительной профессиональной программе «Технологии работы с неуспевающими и одаренными обучающимися 5 – 11 классов», г. Москва, 15.04.2021 г. – 14.06.2021 г., ре...