П Р О Г Р А М М А ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ДИЗАЙН» специальность “Дизайнер” Образовательная область «Технология»
элективный курс по технологии (10 класс) на тему

Тангаева Елена Александровна

Целью курса является подготовка учащихся к сознательному профессиональному самоопределению в области дизайна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа Дизайн117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение г. Омска

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 162»

“СОГЛАСОВАНО”

Методист кафедры естественно-

географического и технологического

образования

БОУ ДПО ИРООО

__________________Л. А. Банкет

«___» _______________20__ г.

“УТВЕРЖДАЮ”

Директор БОУ г. Омска

«МОУ СОШ №162»

________________ И.Н. Чубарева

«___» ___________________20__ г

П Р О Г Р А М М А

ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

«ДИЗАЙН»

    специальность “Дизайнер”

Образовательная область «Технология»

Омск - 2009


Составил: учитель

БОУ г. Омска «СОШ №162»

Тангаева Елена Александровна

Программа утверждена на заседании педсовета,

протокол №_____ от «_____» _____________20   г.

Пояснительная записка

        «Сегодня в повседневной жизни очень важно обладать элементарной грамотой конструктивных искусств» (Б.М. Неменский). Это не значит, что мы должны воспитывать будущих дизайнеров или архитекторов, задача в том, чтобы в каждом ребенке воспитать «грамотного пользователя» миром вещей. Для этого мало технологических знаний, надо еще уметь «читать» художественный язык вещей и зданий, ощутить соразмерность их форм, красоту конструкции. Дети должны не только понимать и сохранять красоту, созданную до них, но и преобразовывать окружающий мир по законам красоты, уметь делать это экологичным, удобным и человечным способом. Это преобразование начинается с простого (выбор одежды, вещей), а с течением времени складывается в создание своего мира, выражающего личность человека. Можно сказать, что, формируя свой облик, прическу или костюм, создавая интерьер комнаты или строя дом, мы формируем облик нашего мира.

Курс дает возможность заложить основы знаний конструктивных искусств, помогающим новым поколениям трансформировать среду, противостоя потокам кича и эстетической безграмотности. Проблематика конструктивных искусств рассматривается в контексте развития мирового искусства, особенностей художественной культуры XX в., в недрах которой и родился дизайн в его современном виде.

Дизайн – это искусство создания облика отдельной вещи, проектирование ее формы, а также всей вещественно-пространственной среды в единстве функциональных и эстетических задач.

Если изобразительные искусства больше направлены на формирование внутреннего мира человека, его эмоционально-духовных ценностей и идеалов, то воздействие архитектуры и дизайна направлено на освоение внешнего мира, формирование и преображение окружающей среды в соответствии с этими идеалами.

Данный курс рассчитан на два года обучения для учащихся 10 – 11 классов.

Курс является предметно и социально ориентированным. С одной стороны он направлен на углубление интереса к предмету «Дизайн», с другой стороны, развивает представление о профессиях в данной области.

        Содержание программы рассчитано на два года обучения по 68 часов в год (2 ч. в неделю) и 136 часов в год (4 ч. в неделю) для учащихся 10, 11 классов и 120 часов летней производственной практики после 10 класса.

Весь учебный материал группируется в тематические разделы, которые состоят из теоретической и практической частей, имеющих общетеоретическую или практическую направленность.

        Теоретический курс рассматривает отдельные понятия, приемы создания дизайна различных объектов и вещей, свойства и правила композиции, методы художественно - конструкторского анализа.

        Практические работы являются возможностью создания графического, прикладного и виртуального изображения композиции объектов, используя различные графические и программные средства.

Этот курс является интегрированным, включая в себя большое количество и многообразие междисциплинарных связей.

Целью курса является: подготовка учащихся к сознательному профессиональному самоопределению в области дизайна, на основе формирования у обучающихся представления о своих возможностях; воспитание эстетически и конструктивно мыслящих людей, обладающих основами знаний в этой сфере и умеющих их применять в своей практической деятельности. Поэтому в программе предусмотрен системный курс практических заданий. Одни и те же задания (макетирование в теме графического дизайна, коллажи и др.) можно выполнять на плоскости или в объеме при помощи бумаги, ножниц, клея, а также с помощью компьютера.

Основными задачами курса «Дизайн» являются:

  1. освоение учащимися основных методов художественного проектирования;
  2. обучение чтению и выполнению различных видов графических изображений;
  3. формирование представления об изучаемой профессии;
  4. повышение общей графической культуры;
  5. всестороннее развитие образного мышления и пространственного представления, имеющих важное значение в художественно-конструкторском творчестве;
  6. формирование самостоятельного подхода в решении различных задач, связанных с вопросами художественного проектирования;
  7. формирование практических навыков художественно-творческой деятельности;
  8. формирование понятий о стилевом характере решения интерьера и современных требованиях к внутреннему оформлению пространства (общественное, производственное, бытовое);
  9. раскрытие перед учащимися социальной роли архитектуры и дизайна.

Вместе с тем в процессе изучения данного курса учащиеся рассмотрят вопросы эстетизации мира вещей, организации предметной среды, приобщатся к проектировочной деятельности, позволяющей более грамотно подходить к эстетике бытовой среды, рабочей зоны, зоны отдыха и т.п.

Курс включает в себя общие сведения о графических изображениях, применяемых в практической деятельности, теоретические основы получения и рациональные приемы их выполнения при отображении различных объектов труда, быта и отдыха людей. Важное место при этом отводится ознакомлению учащихся с видами проектной графики, современными способами организации инженерно-конструкторского труда, ролью ЭВМ в создании технической документации и других изображений.

        Знания и практические  навыки, полученные в результате изучения дисциплины, позволяют свободно  ориентироваться в профессиональной  сфере дизайна.

Учебный год в 10 классе завершается летней производственной практикой. Производственная практика направлена не столько на закрепление полученных навыков, сколько на знакомство с производственными отношениями, что является немаловажным для молодых людей вступающих на путь трудовых отношений. Пройти производственную практику учащиеся могут на предприятии любой формы собственности и направленности по роду деятельности. Выполняемая работа также может носить произвольный характер.

В 11 классе продолжается ознакомление учащихся данной специальности с основными способами работы с материалами, основами проектирования. Большая часть времени в 11 классе отведена на выполнение практических работ и творческих проектов, что позволяет систематизировать и закрепить полученные знания  и навыки с одной стороны и более точно определиться с выбором профессии с другой стороны.

        Основными методами обучения в 10 классе являются: информационно - сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий методы, а в  11 классе: частично - поисковый и исследовательский. Форма обучения: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

        Контроль знаний осуществляется по итогам ответов, проверочных работ, наличием качественно оформленных  практических работ. Итоговый контроль - защита творческого исследовательского проекта (реферата) по выбранной теме.

        Данный курс отвечает положению Концепции профильного обучения и социального заказа, может быть реализован как в локальной, так и в сетевой модели организации обучения.

Учитывая специфику предмета и его эстетическую направленность, большое значение в обучении приобретают встречи учащихся со специалистами в области дизайна; посещение выставок, экскурсии; проведение конкурсов, выставок лучших работ и т.д.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Количество учебных часов по классам

10 класс

11 класс

теория

практика

всего

теория

практика

всего

1

Введение

2/4

2/4

2/4

2/4

2

Дизайн сегодня

4/8

2/4

6/12

3

Искусство композиции – основа дизайна

2/4

6/12

8/16

4

Цветоведение

2/4

6/12

8/16

5

Перспектива

4/8

4/8

8/16

6

Основы инженерной графики

10/20

10/20

20/40

7

Архитектура – вид конструктивного искусства

6/12

8/16

14/28

8

Проектирование: архитектурный замысел и его осуществление

4/8

26/52

30/60

9

Компьютерное проектирование

14/28

20/40

34/68

10

Облик родного города

2/4

2/4

2/4

2/4

И т о г о

32/64

36/72

68/136

22/44

46/92

68/136

Производственная практика

120

120

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

10 класс

Введение (2/4ч.)

Знакомство с требованиями и организацией обучения в МУК, Правила поведения учащихся в кабинете, требования санитарии. Инструктаж по ТБ. Цели и задачи профиля. Краткое содержание программы обучения. Краткая история возникновения дизайна.

 Дизайн сегодня (6/12ч.)

Профессиограмма дизайнера (общая характеристика работы, содержание и характер деятельности, профессионально важные качества, медицинские противопоказания, пути получения образования). Функции дизайна. Виды дизайна: промышленный, интерьера, фитодизайн, архитектурный, дизайн одежды. Роль дизайна в жизни общества и отдельного человека. Перечень специальностей по данной профессии. Место работы. Орудия труда. Цель труда. Профессиональные знания, навыки, умения. Психофизиологические требования к личности специалиста.

Практические задания. 

  1. Организация рабочего места.
  2. Побор и подготовка необходимых инструментов и материалов.
  3. Составление профессиограммы по одному из видов дизайна.

 Искусство композиции – основа дизайна (8/16ч.)

Основы композиции в конструктивных искусствах. Основные средства композиции. Виды композиции (фронтальная, глубинная). Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна, соотношение форм. Виды равновесия; членение плоскости на части. Доминанта – композиционный центр. Способы организации пространства.

Практические задания. 

Выполнение композиционных поисков на бумаге ¼  формата А4 или на компьютере при помощи любой программы с графическим инструментарием.

  1. Зрительное и динамическое равновесие масс в композиции.
  1. Гармония сгущенности и разреженности форм.
  2. Организация прямых линий.
  3. Ритмическая организация пространства цветовыми элементами.
  4. Абстрактные формы в искусстве.

 Цветоведение (8/16ч.)

Восприятие и символика цвета. Понятие о чувстве цвета. Эмоции от восприятия цвета. Природа и свойства цвета.

Цвет поверхности предмета. Основные понятия цвета. Цветовой спектр Основы колористки. Ахроматические и хроматические цвета. Цветовой круг (основные, составные, дополнительные цвета). Изменение цвета в зависимости от освещения. Смешение цветов. Смешение красок. Контрасты. Нюансы.

Психофизиологическое воздействие цвета на человека. Правила подбора гармоничных сочетаний цветов.

Практические задания. 

Выполнение композиционных поисков на бумаге  формата А4.

  1. Приемы и техники работы красками (темпера, гуашь, акварель).
  2. Градация, светлота и насыщенность цвета.
  3. Законы колорита и смешение красок.

Творческая работа в группах по три-пять человек

  1. Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции (создание комплекта предметов для упаковки: парфюмерный набор, группа товаров для офиса, подарочный кондитерский набор, комплект детских игрушек, посуды и пр.)

 Перспектива (8/16ч.)

Метод перспективных изображений. Виды перспектив. Законы линейной перспективы и ее элементы (точка зрения, предметная плоскость, картинная плоскость, линия горизонта, луч зрения, главная и отдаленные точки схода). Перспектива точки, прямой. Перспектива пучка параллельных прямых. Точка схода восходящих и нисходящих прямых. Перспективный масштаб (глубин, широт, высот). Способ «Архитектора» при построении архитектурных объектов. Перспектива зеркальных отражений. Тень в перспективе.

Практические задания. 

Выполнение заданий на бумаге формата А3 (индивидуально).

  1. Построение перспективного плана.
  2. Построение перспективы схематизированных зданий.

Основы инженерной графики (20/40ч.)

Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Типы графических изображений. Рациональные приемы работы чертежными инструментами. Средства работы с векторной графикой в системе САПР. Введение в систему КОМПАС 3D LT (облегченная ученическая версия). Терминологический словарь. Носители графической информации. Геометрические тела, предметы окружающего мира и геометрическая информация о них. Графическое отображение и чтение геометрической информации о предмете. Построение графических объектов. Чертежи плоских изделий средствами КОМПАС 3D LT. Ортогональное проецирование. Построение ортогональной проекции с помощью постоянной прямой и др. Операции с трехмерными объектами. Библиотека файлов геометрических тел системы КОМПАС 3D LT. Создание трехмерных деталей из однородного материала.

Практические задания. 

Ручной (на форматах А4, А3) и  машинный способ выполнения чертежей.

  1. Композиция, содержащая различные группы линий чертежа.
  1. Изображения плоской детали, содержащего сопряжения.
  2. Выполнение проекционного чертежа детали в системе двух и трех плоскостей проекций.
  3. Выполнение чертежа предмета с преобразованием формы по заданным условиям.
  4. Моделирование трехмерной модели по эскизу заготовки.

 Архитектура – вид конструктивного искусства (14/28ч.)

Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Классификация стилей в архитектуре. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Вещь в городе; роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Роль и значение материала в конструкции.

Практические задания. 

Творческая работа над созданием макетов (пространственно-модульных проектов), в группах или индивидуально. Моделирование  объемных форм в единое архитектурное сооружение.

  1. Создание объемно-пространственных композиций из объемов (геометрических тел).
  2. Создание композиций, стоящих на разноуровневых горизонтальных плоскостях.
  3. Рельеф и объемные формы. Модульное проектирование.

Облик родного города (2/4ч.)

Разнообразие архитектурных стилей. Историческая, деловая и промышленные зоны города (выездные экскурсии по городу).

11 класс

Введение (2/4ч.)

Цели и задачи профиля. Инструктаж по ТБ. Краткое содержание курса. Актуализация знаний.

Проектирование: архитектурный замысел и его осуществление (30/60ч.)

Живое пространство города; город, микрорайон, улица (дизайн архитектурной среды, планировка). Природа и архитектура. Организация архитектурно – ландшафтного пространства (школы садово-паркового искусства, усадьба). Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера (общественные здания). Функционально-архитектурная планировка своего дома. Интерьер комнаты. Дизайн вещно-пространственной среды жилища (зонирование). Вещь: красота и целесообразность (дизайн вещи, образно-тематическая инсталляция). Дизайн и архитектура моего сада.

Практические задания. 

Поисково-творческая работа в группах по три-пять человек (коллажно-макетные композиции с использованием разнообразных поделочных материалов).

  1. Разработка макетной композиции на организацию городского пространства.
  2. Проектирование дизайна объектов городской среды.
  3. Композиция архитектурно - ландшафтного макета.
  4. Проект организации многофункционального пространства и вещной среды жилой комнаты.

Компьютерное проектирование (34/68ч.)

Изучение основ программ Photoshop, CorelDraw, 3ds Max.

Photoshop. Элементы главного окна, инструменты рисования и ретуширования, заливки. История. Цветовой диапазон. Галерея фильтров. Слои. Работа с тоновыми кривыми. PDF – презентация. Контуры и фигуры. Стили и эффекты. Управляемые объекты.

CorelDraw. Векторная и растровая  графика. Цвет и цветовые модели. Группы инструментов. Диспетчер объектов. Работы с растровыми объектами.

3ds Max. Создание объектов и работа с ними, простейшие операции с объектами. Создание массива и грунтовка объектов. Модификаторы, сплайновое моделирование. Создание трехмерных объектов на основе сплайнов. Булевы операции. Создание простейшей трехмерной анимации.

Индивидуальное выполнение заданий на компьютере с программным обеспечением.

Облик родного города (2/4ч.)

Развитие городского строительства. Проектирование и новые технологии современного дизайна (выездные экскурсии по городу, посещение дизайн-студий).

В результате изучения программы профиля «Дизайн» учащиеся получают возможность

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

  1. о профессии дизайнера, его творческой и практической деятельности;
  2. о роли и месте дизайна в архитектурном пространстве
  3. об информационных возможностях отображения графических объектов;
  4. о роли графического языка в передаче информации  о трехмерных объектах;
  1. о конструировании и моделировании как разновидности творческой деятельности дизайнера;
  2. о программах по компьютерной графике.

ЗНАТЬ

  1. специфику использования цвета, законов перспективы и композиции в дизайне;
  1. методы графического отображения информации о трехмерных объектах;
  2. особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
  3. основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

УМЕТЬ 

  1. конструировать объемно-пространственные композиции в графике;
  2. работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
  3. конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;
  1. читать и выполнять проекционные изображения;
  2. осуществлять преобразование формы по заданным условиям и отображать новую форму изделия, используя различные типы изображений;
  3. моделировать и конструировать форму несложных технических и дизайнерских изделий;
  4. использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
  5. выполнять (создавать) и редактировать графические объекты и их изображения на экране дисплея;
  6. отображать художественно-творческий замысел графическими средствами.
  7. владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты);
  8. организовывать работу в творческой группе;

        

Список литературы

  1. Георгиевский О.В. Сборник задач и заданий по начертательной геометрии: Справочное пособие для вузов – М.: «Архитектура-С», 2006.
  2. Гурская Е. Компьютер для школьника. – СПб.: ЗАО Издательский дом «Питер», 2007.
  3. Гурский Ю.А. Лучшие трюки и эффекты в Photoshop, CorelDraw, 3ds Max. – СПб.:  Питер Пресс, 2007.
  4. Кахтанова Ю.Ф. Программа средней общеобразовательной школы «Техническая графика и основы дизайна» 8-9 классы – М.: Просвещение, 1990.
  5. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись – М.: Высшая школа, 1992.
  6. Константинова С.С. Техники изобразительного искусства – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  7. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера – М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2006.
  8. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» - М.:  Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004.
  9. Неменский Б.М. Программа средней общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы – М.: Просвещение, 2005.
  10. Степакова В.В. Программа средней общеобразовательной школы «Черчение с элементами компьютерной графики» 10-11 классы – М.: Просвещение, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебной практики «Архивное дело» для учащихся 10-11 классов, проводимой на базе Областного архива Ростовской области

Данная учебная практика рассчитана на учащихся старших классов общеобразовательных школ с углубленным изучением истории....

Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"

Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку...

Мастер-класс «Из опыта работы по подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ по математике».

Материал подготовлен к семинару   «Особенности подготовки к ГИА выпускников по математике»...

Исследовательский проект учащегося (8 класс) «Лексикон учащихся 7-х классов МОУ лицея №3 г. Галича Костромской области»

На сегодняшний день существует проблема «загрязнения родного языка». Подростки засоряют язык, грубо выражая свои мысли. Речь школьников – безлика и стандартна.Работа над данным учебн...