Программа учебной практики «Архивное дело» для учащихся 10-11 классов, проводимой на базе Областного архива Ростовской области
рабочая программа (история, 10 класс) по теме

Тезина Ирина Борисовна

Данная учебная практика рассчитана на учащихся старших классов общеобразовательных школ с углубленным изучением истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_arhivnoy_praktiki.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Краткая аннотация  Данная учебная практика рассчитана на учащихся старших классов общеобразовательных школ с углубленным изучением истории. С 2007 года в нашей школе реализуется социально-гуманитарный профиль образования на 3 ступени обучения, в рамках которого и была организована учебная практика на базе Областного архива Ростовской области, проводимой в соответствии с договором социального партнерства муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 24 имени Героя России Андрея Орлова Первомайского района г.Ростова-на-Дону с Ростовским архивом. Практика рассчитана на два года. Занятия в архиве проводятся еженедельно в объеме 3-х часов в течение 34 недель учебного года.

 Цели данной работы:

  1. воспитание уважения к национальной культуре, своему народу, его истории;
  2. сохранение исторической памяти поколений в памяти потомков;
  3. формирование чувства гордости за отечественную историю;
  4. Формирование  стиля мышления, направленного на процесс поиска,  привитие интереса к познанию и исследованию.

 

Программа

учебной практики «Архивное дело»

для учащихся 10-11 классов,

проводимой на базе

Областного архива Ростовской области

Автор   программы:

Тезина Ирина Борисовна

 учитель истории и обществознания

МОУ СОШ№ 24

Пояснительная записка

Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Современная жизнь предъявляет высокие требования к выпускнику школы: он должен обладать не только определенными знаниями, но и различными компетенциями, умением использовать полученные знания в жизни, умением добывать информацию, вести исследовательскую поисковую работу. Современные молодые люди, имеющие доступ к к самой разнообразной информации посредством Интернет-ресурсов, должны уметь анализировать различный документальный материал, систематизировать его, делать выводы, видеть перспективу развития общества. Никакой собранный и представленный другими материал не заменит чувство открытия, прикосновения к тайнам прошлого, когда учащиеся получают возможность прикоснуться к подлинным памятникам истории.

            Занятия в архиве проводятся еженедельно в объеме 3-х часов в течение 34 недель учебного года. Целесообразно занятия проводить один раз в неделю.  Удобно разделить класс на группы не более 10-12 человек и проводить занятия с ними поочередно. Это позволяет контролировать и направлять работу каждого учащегося. Архив «не терпит суеты», поэтому работа должна быть организована четко, школьники выполняют поставленные перед каждым задачи, которые должны быть адекватны их возможностям.

Учащимся необходимо вести дневники практики, в которых они отмечают тему занятий, время, вид практической деятельности, результаты своей работы в  виде исследовательской работы, презентации  или  защиты проекта совместной деятельности. Оценкой данной работы является заключительный отзыв сотрудника архива. Участие в практике влияет на выставление  учащимся оценок по Истории России.

           Цели данной работы:

  1. воспитание уважения к национальной культуре, своему народу, его истории;
  2. сохранение исторической памяти поколений в памяти потомков;
  3. формирование чувства гордости за отечественную историю;
  4. Формирование  стиля мышления, направленного на процесс поиска,  привитие интереса к познанию и исследованию.

Задачи учебной практики:

  1. Организация исследовательской деятельности школьников на базе областного архива;
  2. Практическое обучение учащихся работе  с историческими подлинными документами;
  3. Формирование интереса школьников к работе с первоисточниками
  4. Воспитание чувства ответственности у учащихся за порученную им серьезную работу.

Программа учебной практики «Архивное дело» для учащихся 10 класса

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Виды деятельности учащихся

1.

История создания Государственного архива ростовской области и архивного делав России

Лекция сотрудников архива

Составление плана-конспекта лекции

2.

Экскурсия по архивохранилищам

Хранилище №1 (дела нынешних лет)

Хранилище №2 (дела советского времени)

Хранилище №3 (дела дореволюционного времени)

Знакомство с условиями хранения документов, их учетом и использование, оформление дневников практики

3-4

Древо жизни

Компьютерная программа для построения родословных деревьев, современные формы хранения и отображения информации о людях и событиях их жизни

Знакомство с архивными компьютерными программами, составление собственных родословных

5-6

Знакомство с историческими источниками досоветского периода

Метрические книги 18-19 веков

Знакомство с образцами исторических документов, оформление в дневниках практики страницы «Первые впечатления»

7-8

Исторические документы Войска Донского

Грамоты на столбцах, составленные войсковыми атаманами, документы Донского статистического комитета и Духовного ведомства

Знакомство с образцами исторических документов,

9

Переписка участников Отечественной войны 1812 года. Письма атамана Платова, генерала Багратиона

Изучение отечественной истории по образцам исторических документов

10

Революционные события начала ХХ века в исторических документах

Манифесты, Воззвания, партийные документы, фотодокументы, документы жандармского управления

Изучение отечественной истории по образцам исторических документов

11

Исторические документы советского периода

Индустриализация и коллективизация на Дону

Изучение отечественной истории по образцам исторических документов

12-13

Расказачивание, политические и социальные репрессии

Изучение отечественной истории по образцам исторических документов

14

Знакомство с историческими источниками периода Великой Отечественной войны

Фотодокументы:

Мобилизация и возвращение с фронта,

Боевые действия за освобождение городов Ростовской области,

Портреты бойцов,

Казаки на марше,

Связь и средства связи,

Фотоснимки ростовских газет,

Военнопленные немецкие солдаты,

Разрушение населенных пунктов Ростовской области

Изучение отечественной истории по образцам исторических документов

15-16

Коллекция «Фронтовое письмо»

Изучение использования архивных документов журналистами, краеведами, учеными, писателями, гражданами

17-24

Работа с документами в читальном зале по обеспечению их сохранности

Инструктаж по работе с документами

Просмотр метрических книг, нумерация обратных страниц, просмотр на предмет сохранности сургучных печатей, целостности страниц, подготовка документов к оцифровке

25-30

Работа в архивохранилищах

Инструктаж сотрудников архива

Поиск нужных дел для исследователей по запросам читального зала,

Раскладывание возвращенных из читального зала документов по фондам.

31

Архив – источниковедческая база научно-исследовательских работ по истории

Лекция сотрудника архива и преподавателя исторического факультета РГУ

План- конспект лекции

32-33

Индивидуальная исследовательская работа учащихся

Подготовка докладов. Презентаций и проектов на школьную неделю науки по теме «Архив – молчаливая история, которая ждет своих исследователей»

Исследовательская работа

34

Защита проектов и исследовательских работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы РМО педагогов-психологов и социальных педагогов г.Пролетарска Ростовской области на 2010-2011 учебный год

Данный материал является обязательным документом в работе руководителя РМО....

Метод "Архивные дела" на уроке истории

В рамках «архивных дел», можно провести исследовательскую работу, использовать метод проектов, даже можно использовать такую технологию, как кейс-метод. И все это в работе с ребятами среднего звена....

Статья Украйченко А.А. ЛЕТНИЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ УЧАЩИХСЯ В МИЛЛЕРОВСКОМ РАЙОНЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

В статье дается озор проведенных летних комплексных геоэкологических экспедиций в Миллеровском районе Ростовской области....

Календарно-тематический план по дисциплине "Организация и нормативно-правовые основы архивного дела"

Календарно-тематический план по дисциплине "Организация и нормативно-правовые основы архивного дела " для специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Общее ...

Классный час "История Ростовской области" для учащихся 8 класса

Классный час посвящен юбилею Ростовской области. В 2017 году Ростовской области исполняется 80 лет....

КИМ по МДК.02.05 Информационные технологии в документационном обеспечении управления и архивном деле

КИМ предназначен для рубежного контроля по разделу "Организация информационной работы по документам с использованием оргтехники, программных средств учета, хранения и поиска документов"...