Программа учебного предмета "ПОДГОТОВКА КОНЦЕРТНОГО НОМЕРА (ПО КЛАССУ СКРИПКА)" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты» (сроки обучения- 8 (9) и 5(6) лет)
рабочая программа по музыке на тему

Абдураманов Абилнази Абдурафиевич

Программа учебного предмета

ПОДГОТОВКА КОНЦЕРТНОГО НОМЕРА

(ПО КЛАССУ СКРИПКА)

дополнительной предпрофессиональной

общеобразовательной программы

                               в области  музыкального искусства           

«Струнные инструменты»

(сроки обучения- 8 (9) и 5(6) лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pogotoka_nomerka_skripka.doc137 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

    Программа  В.05        

ПОДГОТОВКА КОНЦЕРТНОГО НОМЕРА

(ПО КЛАССУ СКРИПКА)

дополнительной предпрофессиональной

общеобразовательной программы

        в области  музыкального искусства        

«Струнные инструменты»

(сроки обучения- 8 (9) и 5(6) лет)

 Симферополь 2015      

         

Структура программы учебного предмета      

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного   учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.        Содержание учебного предмета                                                

- Сведения о затратах учебного времени;

- Требования по годам обучения;

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся                        

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                 

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V.        Методическое обеспечение учебного процесса                        

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.        Списки нотной и методической литературы        

-Список нотной  литературы;

- Список методической литературы;


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном  процессе

Программа         учебного предмета «Подготовка концертного номера» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в  области музыкального  искусства «Струнные инструменты» и  неразрывно связана со всеми предметами предметной области «Музыкальное исполнительство» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства «Струнные инструменты». Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Учебный предмет направлен на приобретение обучающимися первичных умений исполнения сценического репертуара на сцене концертного зала учебного учреждения, в выступлениях в рамках культурных мероприятий города, на участие в фестивалях, смотрах и конкурсах.

Процесс подготовки концертных номеров формирует у детей и подростков исполнительские умения и навыки в различных жанрах и направлениях музыкального творчества, знакомит с сущностью, выразительностью и содержательностью исполнительского искусства, способствует выявлению творческого потенциала и  индивидуальности каждого учащегося, включая в работу физический, интеллектуальный и эмоциональный аппарат ребенка. Учащиеся должны получить возможность раскрыть заложенные в каждом из них творческие задатки и реализовать их в соответствующем репертуаре за период обучения.

Для более качественного изучения предмета «Подготовка концертного номера» необходимо посещение концертов профессиональных и любительских музыкальных  коллективов, выставок, музеев с  последующим  их анализом и обсуждением.

  1. Срок реализации учебного предмета

Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с 10 до 12 лет, составляет 4 года.

Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 6 лет.

Для учащихся, поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год.

Вид учебной работы, учебной

нагрузки

Класс

3-5

6

Максимальная учебная нагрузка

(на весь период обучения, в часах)

297

66

Количество        часов  на        аудиторные

Занятия

99

33

Общее        количество        часов        на

Самостоятельные (внеаудиторные) занятия

  99

      33

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Подготовка концертного  номера».

                                              Срок обучения – 5 (6) лет

                                                                                         Таблица 1                  


Срок обучения – 8 (9) лет

                                                                                                         Таблица 2

Вид учебной работы, учебной

нагрузки

Класс

3-8

9

Максимальная учебная нагрузка

(на весь период обучения)

396

66

Количество        часов  на        аудиторные

Занятия

                 198

33

Общее        количество        часов        на

Самостоятельные  занятия

 198

33

    Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока
- 40 минут.

 Цель и задачи  учебного предмета «Подготовка концертного номера»

Цели:  

• развитие  музыкально-творческих  способностей  учащегося  на  основе приобретенных  им  знаний,  умений  и  навыков,  позволяющих  воспринимать, осваивать и исполнять на скрипке произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;

• определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.

Задачи:

• выявление  творческих  способностей  ученика  в  области  музыкального искусства  и  их  развитие  в  области  исполнительства  на  скрипке  до  уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;

• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;

• формирование  навыков  сольной  исполнительской  практики  и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;

• достижение  уровня  образованности,  позволяющего  выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;

• формирование  у  лучших  выпускников  осознанной  мотивации  к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам  в профессиональное образовательное учреждение.

  1. Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием  структуры  программы  являются  ФГТ,  отражающие  все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1. Методы обучения

Для достижения        поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- метод организации учебной        деятельности (словесный, наглядный, практический);

- репродуктивный метод (неоднократное        воспроизведение        полученных знаний);

- метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);

- метод активного обучения (самоанализ ребенка);

- аналитический  (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

- эмоциональный        (подбор ассоциаций, образов).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.

  1. Описание материально-технических условий реализации предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует  санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Подготовка концертного номера», оснащены  пианино, имеют площадь  не менее 12 кв.м., созданы условия для своевременной настройки и ремонта инструментов.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Сведения        о затратах        учебного        времени, предусмотренного        на освоение учебного предмета «Подготовка концертного номера»:

Срок обучения – 5 (6) лет

Таблица 3

Распределение по годам обучения

Класс

3

4

5

6

Продолжительность учебных

занятий (в неделях)

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные

занятия (в неделю)

1

1

1

1

Общее количество часов на

аудиторные занятия (по  годам)

33

33

33

33

Срок обучения – 8 (9) лет

Таблица 4

Распределение по годам обучения

Класс

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных

занятий (в неделях)

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные

занятия (в неделю)

  1

1

1

1

1

1

1

Общее количество часов на

аудиторные занятия (по  годам)

   33

33

33

33

33

33

33

  1. Требования по годам обучения

Содержанием занятий по предмету «Подготовка концертного номера» является разучивание музыкальных композиций на основе ранее полученных навыков.

                                   Срок обучения – 8 (9) лет

Годовые требования по классам

3 класс - первый год обучения  (1 час в неделю)

Учащийся за учебный год должен подготовить:

  • 1-2 пьесы с элементами имитационной полифонии;
  • 3-4 виртуозные пьесы на различные виды техники;

   Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения.

1 вариант

  1. М. И. Глинка «Полька»
  2. П. И.Чайковский «Старинная французская песня»
  3. Н. Бакланова «Вечное движение»
  4. Н. В. Богословский «Колыбельная»

2 вариант

  1. Д. Б .Кабалевский  «Галоп»
  2. Ф .Е. Шольц «Непрерывное движение»
  3. Н. Шульман Этюд вариация

      4 класс - второй год обучения  (1 час в неделю)

Учащийся за учебный год должен подготовить:

  • 1-2 пьесы;
  • 3-4 этюда или виртуозные пьесы на различные виды техники;

   Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения.

  1. вариант
  1. Н.Бакланова «Мелодия»
  2. И. С. Бах «Марш»
  3. А. Корелли «Гавот»
  4. Д. Б. Кабалевский «Мелодия»

2 вариант

  1. В. С. Косенко «Мазурка»
  2. М. Раков «Прогулка»
  3. Н. Бакланова «Этюд –стоккато»
  4. П. И. Чайковский «Неаполитанская песенка»

5 класс - третий год обучения  (1 час в неделю)

Учащийся за учебный год должен подготовить:

  • 1-2 пьесы;
  • 3-4 этюда или виртуозные пьесы на различные виды техники;

   Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения.

  1. вариант

1. Н. Бакланова «Аллерго»

2. Г. Свиридов «Грустная песенка»

3.Н. Я. Мясковский «Мазурка»

4.П. И. Чайковский «Вальс»

  1. вариант

1.Н. П. Раков «Тарантелла»

2.С. Л. Рубинштейн «Прялка»

3.А. С. Аренский «Кукушка»

4.Л. Обер «Престо»

6 класс - четвертый год обучения  (1 час в неделю)

Учащийся за учебный год должен подготовить:

  • 1-2 пьесы;
  • 3-4 этюда или виртуозные пьесы на различные виды техники;

   Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения.

  1. вариант

1.Т. Потапенко «Лирическая песенка»

2.Л. Боккерини «Менуэт»

3.Л. Обер «Престо»

4.Л. Боккерини «Жига»

  1. вариант

1.И. С. Бах «Гавот»

2.Ж. Ф. Рамо «Тамбурин»

3.Ц. А. Кюи «Непрерывное движение»

4.А. Ф. Львов «Народная мелодия»

7 класс - пятый год обучения  (1 час в неделю)

Учащийся за учебный год должен подготовить:

  • 1-2 пьесы;
  • 3-4 этюда или виртуозные пьесы на различные виды техники;

   Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения.

  1. вариант

1.М. И. Глинка «Вальс»

2.А. Корелли «Аллегро»

3.А. Аренский «Незабудка»

4.А. Дакен «Кукушка»

2 вариант

1.И. Левицкий «Мазурка»

2.Л. Обер «Жига»

3.М. Раков «Этюд –скерцо»

4.В. Ребиков «Характерный танец»

8  класс - шестой год обучения  (1 час в неделю)

Учащийся за учебный год должен подготовить:

  • 1-2 пьесы;
  • 1-2 произведения крупной формы

   Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения.

  1. вариант

1.В. А. Моцарт «Адажио»

2.К. Мострас «Хоровод»

3.К. Сен-Санс «Лебедь»

4.С. С. Прокофьев «Гавот»

2 вариант

1.А. С. Комаровский «Тарантелла»

2.А. С. Аренский «Незабудка»

3.Ф. Фиорилло «Этюд»

4.К. Данкевич «Танец»

9  класс - седьмой год обучения  (1 час в неделю)

Учащийся за учебный год должен подготовить:

  • 1-2 пьесы;
  • 1-2 произведения крупной формы.

   Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения.

1 вариант

1.Ю. С. Мейтус «Аллегро»

2.Н. В. Лысенко «Элегия»

3.Д. Б. Кабалевский «Импровизация»

4.Ф. Верачини «Ларго»

2 вариант

1.Ф. Шуберт «Пчелка»

2.М. П. Мусоргский «Гопак»

3.Ф.Рис «Непрерывное движение»

4.А. Яньшинов «Прялка»

                                           Срок обучения – 5 (6) лет

                                   Годовые требования по классам

3 класс - первый год обучения  (1 час в неделю)

Учащийся за учебный год должен подготовить:

  • 1-2 пьесы;
  • 3-4 этюда или виртуозные пьесы на различные виды техники;

   Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения.

1 вариант

1.Н. Бакланова «Аллерго»

2.Г. Свиридов «Грустная песенка»

3.Н. Я. Мясковский «Мазурка»

4.П. И. Чайковский «Вальс»

  1. вариант

1.Н. П. Раков «Тарантелла»

2.С. Л. Рубинштейн «Прялка»

3.А. С. Аренский «Кукушка»

4.Л. Обер «Престо»

4 класс - второй год обучения  (1 час в неделю)

Учащийся за учебный год должен подготовить:

  • 1-2 пьесы;
  • 3-4 этюда или виртуозные пьесы на различные виды техники;

   Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения.

1вариант

1.Т. Потапенко «Лирическая песенка»

2.Л.Боккерини «Менуэт»

3.Л. Обер «Престо»

4.Л. Боккерини «Жига»

2вариант

1.И. С. Бах «Гавот»

2.Ж. Ф. Рамо «Тамбурин»

3.Ц. А. Кюи «Непрерывное движение»

4.А. Ф. Львов «Народная мелодия»

5 класс - третий год обучения  (1 час в неделю)

Учащийся за учебный год должен подготовить:

  • 1-2 пьесы;
  • 3-4 этюда или виртуозные пьесы на различные виды техники;

   Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения.

1вариант

1.М. И. Глинка «Вальс»

2.А. Корелли «Аллегро»

3.А. С. Аренский «Незабудка»

4.А. Дакен «Кукушка»

2 вариант

1.И. Левицкий «Мазурка»

2.Л. Обер «Жига»

3.Н. П. Раков «Этюд – скерцо»

4.В. И. Ребиков «Характерный танец»

6  класс - четвертый год обучения  (1 час в неделю)

Учащийся за учебный год должен подготовить:

  • 1-2 пьесы;
  • 1-2 произведения крупной формы

   Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения.

1вариант

1.В. А. Моцарт «Адажио»

2.К. Мострас «Хоровод»

3.К. Сен-Санс «Лебедь»

4.С. С. Прокофьев «Гавот»

2 вариант

1.А. С. Комаровский «Тарантелла»

2.А. С. Аренский «Незабудка»

3.Ф. Фиорилло «Этюд»

4.К. Ф.Данкевич «Танец»

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Подготовка концертного номера», который определяется  формированием  комплекса  знаний, умений  и  навыков,  таких,  как:

- умение осуществлять подготовку концертных номеров, партий под руководством преподавателя;

- умение работы в музыкальном коллективе;

- умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;

- умение понимать и исполнять указание преподавателя, творчески работать над музыкальным произведением на репетиции,

- навыки участия в репетиционной работе.

  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
  1. Аттестация:  цели,  виды,  форма,  содержание

Оценка качества реализации программы «Подготовка концертного номера» включает в себя текущий контроль успеваемости. Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических и тематических концертах, конкурсах, просмотрах и т.д. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Итоговым отчётом по предмету «Подготовка концертного номера» является ежегодный отчётный концерт отделения «Струнных инструментов» образовательного учреждения.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

                1. Методические рекомендации педагогическим работникам

       В  работе  с  учащимся  преподаватель  должен  следовать  основным принципам  дидактики:  последовательность,  систематичность,  доступность, наглядность в освоении материала.  

      Процесс  обучения по предмету «Подготовка концертного номера» должен  протекать  с  учетом  индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать  уровень развития музыкальных способностей своих учеников.  

  При работе педагога по учебной программе «Подготовка концертного номера»  следует  учитывать  индивидуально-личностные особенности  и  степень  подготовки  обучающегося.  Большое  значение  в  воспитании  музыкального  вкуса в программе  отводится изучаемому  репертуару.  Основа  репертуара  включает  в себя  учебные программы   переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других  инструментов  или  для  голоса.  Рекомендуется  исполнять  переложения,  в которых  сохранен  замысел  автора  и  в  то  же  время  грамотно,  полноценно  использованы характерные особенности  инструмента - скрипки.

  1. Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к подготовке концертного номера. После каждого урока с преподавателем ученику необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре.

VI.  СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нотная  литература:

 1. Бакланова Н. Этюды средней трудности. М., «Советский композитор», 1983

2. Верачини Ф. Сонаты для скрипки. Elibron Classics, 2002

3. Вивальди А. Двенадцать сонат для скрипки и фортепиано. Харвест, 2004

4. Вольфарт Ф. Легкие мелодические этюды. М., Гос. муз. изд., 1987

5. Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1980

6. Гарлицкий М. Шаг за шагом, раздел «Переходы». М., «Композитор», 1992

7. Гендель Г.Ф. 6 сонат для скрипки и ф-но

8. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., «Советский композитор»,

1986

9. Гуревич Л., Зимина Н. Скрипичная азбука, 1, 2 тетради. М., «Композитор»,

1998

10.Данкля Ш. Этюды соч. 73. М., Музыка, 1970

11.Донт Я. Этюды соч. 37. М., Музыка, 1988

12.Донт Я. Соч. 37 Этюды. М., Музыка, 1987

13.Донт Я. Соч. 38 Этюды для 2-х скрипок. М., Музыка, 1980

14.Захарьина Т. Скрипичный букварь. Гос. муз. изд., 1962

15.Избранные этюды для скрипки, 1-3 классы. М., «Кифара», 1996

16.Избранные этюды, 1-3 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996

17.Избранные этюды, 3-5 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996

18.Избранные этюды, вып.2. 3-5 классы. М., «Кифара», 1996

19.Классические пьесы (составитель и редактор С.Шальман). СПб, «Композитор»,

2009

20.Корелли А. 10 сонат для скрипки и фортепиано. Харвест, 2004

21.Крейцер Р. Этюды (ред. А.Ямпольского). М., Музыка, 1987

22.Мазас К. Артистические этюды, соч. 36, 1 часть. СПб, «Композитор», 2004

23.Мазас К. Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., Музыка, 2004

24.Роде П. 24 каприса. М., Музыка, 1988

25.Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М. Музыка, 2000

26.Тартини Дж. Соната соль минор «Покинутая Дидона»

27.Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов для скрипки. М., Музыка, 1987

28.Флеш К. Гаммы и арпеджио. М., Музыка, 1966

29.Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 1-2 классы.

Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. М.,

Музыка, 1990

30.Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 2-3 классы.

Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов, М., Музыка,

200831

31.Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 3-4 классы.

Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов, М., Музыка,

1991

32.Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы.

(Составитель Ю.Уткин). М., Музыка, 1987

33.Хрестоматия для скрипки. Средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995

34.Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы.

Составитель Ю.Уткин, М., Музыка, 1987

35.Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 5-6 классы.

М., Музыка, 1987

36.Хрестоматия. Концерты , вып.2, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка,

1995

37.Юный скрипач. Вып. 1. Редактор-составитель К.Фортунатов. М., «Советский

композитор», 1992

38.Юный скрипач. Вып.2. Редактор-составитель К.Фортунатов. М., «Советский

композитор», 1992

39.Юный скрипач. Вып.3. М., «Советский композитор», 1992

40.Якубовская В. Вверх по ступенькам. СПб, «Композитор», 2003

41.Тахтаджиев К. Скрипка 1 класс, «Музычна  Украина»,1991

Методическая  литература

1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М., «Музыка», 1965

2. Безродный Игорь. Искусство, мысли, образ. ООО «Века-ВС», 2010

3. Беленький Б. – Эльбойм Э. Педагогические принципы Л.М. Цейтлина. М.,

«Музыка», 1990

4. «Как учить игре на скрипке в школе». Составитель Берлянчик М. Сборник

статей. М., «Классика ХХI», 2006

5. «Вопросы совершенствования преподавания на оркестровых инструментах».

Сборник статей. Составитель Берлянчик М. - М., «Музыка», 1978

6. «Вопросы музыкальной педагогики». М., «Музыка», 1980. Выпуск 2,

составитель Руденко В.И.32

7. «Вопросы музыкальной педагогики». М., «Музыка», 1986. Выпуск 7,

составитель Руденко В.И.

8. Григорьев В. Методика обучения игре на скрипке. Москва, «Классика ХХI»,

2006

9. Гутников Борис. Об искусстве скрипичной игры. Л., «Музыка», 1988

10.Давид Ойстрах. Воспоминания, статьи. Сост. Григорьев В.

М., «Музыка», 2008

11.Иегуди Менухин. Странствия. Издательство КоЛибри, 2008

12.Карл Флеш. Искусство скрипичной игры. М., «Классика ХХI», 2007

13.Корыхалова Н.П. Музыкально-исполнительские термины. СПб,

«Композитор», 2004

14.Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача. М., «Музыка», 1985

15.Либерман М. Некоторые вопросы развития техники левой руки. М.,

«Классика XXI», 2006

16.Либерман М. Развитие вибрато как средства художественной

выразительности. М., «Классика ХХI», 2006

17.Мострас К. Система домашних занятий скрипача. М., Музгиз, 1956

18.Натансон В., Руденко В. «Вопросы методики начального музыкального

образования». М., Музыка, 1981

19.Порсегов А., Тагиев М. «Проблемы мышечных ощущений при игре на

скрипке». Ишыг, Баку, 1978

20.Ширинский А. Штриховая техника скрипача. М., Музгиз, 1983

21.Шульпяков О. Техническое развитие музыканта-исполнителя. М.,

«Музыка», 1973

22.Юрьев А.Ю. Очерки по истории и теории смычковой культуры скрипача.

СПб, 2002

23.Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие. М., «Музыка», 2009

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРЕОГРАФИЯ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ». программа по учебному предмету ФОРТЕПИАНО

Аннотация на программу  по учебному предмету:дополнительный инструмент – фортепиано  по видам инструментов: струнные инструменты; духовые и ударные инструменты; народные инструменты; Х...

Образовательная рабочая программа по предмету "Музыкальный инструмент" Труба. Для учащихся отделения духовых и ударных инструментов. Срок обучения 5 лет.

Данная программа ориетирована на традиционное обучение, на создание условий для сохранения и совершенствования традиций отечественного художественного образования,  на применение индивидуальных п...

Программа учебного предмета «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. ВИОЛОНЧЕЛЬ» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты»

I.Пояснительная записка1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе    Данная образовательная программа составлена для работы преподавателей струнног...

Программа учебного предмета "Фортепиано" обязательной и вариативной частей дополнительной пред профессиональной образовательной программы в области музыкального искусства Духовые и ударные инструменты. Срок обучения 5 лет.

Данная программа по предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты» составлена на основании фед...

Программа учебного предмета "Фортепиано" дополнительной пред профессиональной образовательной программы в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты". срок обучения 8 лет.

Данная программа по предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты» составлена на основании фед...