Мастер-класс «Из опыта работы по подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ по математике».
материал для подготовки к егэ (гиа) по математике (9 класс) на тему
Материал подготовлен к семинару «Особенности подготовки к ГИА выпускников по математике»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 68.73 КБ |
iz_opyta_raboty_po_podgotovke_uchashchihsya_9-h_klassov_k_oge.pptx | 101.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПРОХЛАДНЫЙ КБР»
Учебно-методический кабинет
Семинар
«Особенности подготовки к ГИА
выпускников по математике»
Мастер-класс
«Из опыта работы по подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ
по математике».
Подготовила
Момотова Т.Г.,
учитель математики
МБОУ «СОШ №5»
Протокол заседания ГМО №4 от 13.05.2016 г.
Руководитель ГМО ___________ /Е.В.Харитонова/
Основной государственный экзамен — это основной обязательный вид экзамена в 9 классе средней школы в России. Служит для контроля знаний, полученных учащимися за 9 лет, а также для приёма в учреждения среднего профессионального образования (колледжи и техникумы). ОГЭ - это результат работы ученика и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, и подготовка к ней является важной составляющей учебного процесса.
Цель моей работы : поделиться с коллегами опытом работы в подготовке учащихся к ОГЭ модуль «Геометрия».
Задачи:
- рассказать о подготовке 1 части модуля «Геометрия»;
- показать решения нескольких задач под №26 из 2 части модуля «Геометрия».
Перед экзаменом необходимо ознакомиться с демонстрационными вариантами КИМ, изучить все содержащиеся в них инструкции, чтобы хорошо понимать, сколько времени отведено на работу, в каком порядке выполнять задания, как записывать ответы.
Одной из основ подготовки к ОГЭ может стать кодификатор проверяемых элементов содержания: он содержит перечень тем, по которым могут быть сформулированы задания.
Любые сборники тренировочных заданий или вариантов могут играть в подготовке только вспомогательную роль. Успешной сдаче ОГЭ помогает и правильный психологический настрой, уверенность в своих силах.
Для успешной сдачи экзаменов девятиклассникам необходима определённая система подготовки.
При подготовке учащихся к ОГЭ учителю необходимо:
- формировать у учащихся навыки самоконтроля;
- формировать умения проверять ответ на правдоподобие;
- систематически отрабатывать вычислительные навыки;
- формировать умение переходить от словесной формулировки соотношений между величинами к математической;
- учить проводить доказательные рассуждения при решении задач;
- учить выстраивать аргументацию при проведении доказательства;
- учить записывать математические рассуждения, доказательства, обращая внимание на точность и полноту проводимых обоснований.
При подготовке к ОГЭ следует знать специфику класса и уровень знаний по предмету.
Для работы по подготовке к ОГЭ всех учащихся я разделила на 2 группы ( 3 и можно больше ), перед каждой поставила свои задачи.
1 группа | 2 группа |
Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3». | Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями. |
Задачи: | |
1)должны выучить всю теорию; 2)научиться решать все типы заданий базового уровня; 3)на контрольных работах, тестах и зачетах не списывать; 4)если получишь «2», то отработать (но не более 2 раз). | 1) должны выучить всю теорию; 2) научиться решать все типы заданий любой темы разными способами; 3) уметь объяснять, почему так решаешь; 4) уметь решать задачи на уравнения, проценты, прогрессии; 5) знать теорию геометрии и уметь решать задачи с параметрами; 6)решать все дополнительные задания; 7) если получишь «2» или «3» , то отработать (но не более 1 раза). |
Проведение дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ:
- консультации для 1 группы учащихся (решение 1 части);
- консультации для 2 группы учащихся (решение заданий 2 части);
- индивидуальные консультации.
При подготовке к ОГЭ по математике в 9 классе, одним из самых сложных является геометрический материал. Чаще всего учащимся не хватает именно баллов за решение заданий модуля « Геометрия». Благодаря сайту ФИПИ и открытому банку заданий ОГЭ по математике, подготовка к ГИА стала на много эффективнее. Все прототипы заданий из открытого банка заданий (www.mathege.ru,;www.mathege.ru открытый банк заданий 2016 ;http://www.fipi.ru/).
Геометрия для большинства школьников кажется существенно сложнее, чем алгебра. Это неудивительно - с одной стороны, совсем другой подход к предмету, с другой - большое количество теорем, сведений, задач, которые необходимо знать. Желательно готовить справочники по темам «Треугольники», «Четырёхугольники», «Окружность». ( см. приложение « Формулы по геометрии »). Затем выполнить набор задач разного типа сложности по этим темам (брать задания из открытого банка).
Хороший результат получается, когда учитель инсценирует «тупик» в процессе решения задачи. В этом случае учащиеся должны уметь найти место, с которого пошёл «тупиковый» вариант, чтобы, вернувшись к нему, найти другой вариант решения.
Очень эффективен приём показа учителем мыслительного поиска способа решения задачи. Учитель должен быть готов раскрыть перед учащимися ход своих мыслей, которые у него возникали, когда он готовился к уроку, даже если эти мысли были неверными. Целесообразно развернуть перед учащимися всю картину поиска решения, вплоть до показа своих черновых записей.
По этому разделу рекомендуется учебное пособие: Балаян Э.Н. «Геометрия. Задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ. 7-9 классы». Оно содержит теоретические сведения по геометрии за курс основной школы и упражнения в таблицах по всем темам геометрии 7-9 классов.
Применение групповой работы на уроках математики при подготовке к ОГЭ
Психологи давно доказали, что люди лучше всего усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.
Учащиеся под руководством учителя создают группы по 3- 4 человека.
Алгоритм действий учащихся.
Задания обязательного уровня (1 часть).
Выполнив задания 1 части, сравнивают решения с ответами и между собой.
Делают работу над ошибками.
Получают другой вариант заданий 1 части и выполняют только те задания, в которых были допущены ошибки. Каждая группа получает задание и готовится самостоятельно. При этом учащиеся не знают, кто будет выполнять задание у доски.
Задания 2 части.
Представители каждой группы решают задания по порядку, возможно, только те, которые решить смогли. Остальные учащиеся проверяют задания, задают вопросы, оценивают. Оценку получает вся группа. Каждая группа готовится самостоятельно в течение недели.
Задания повышенной сложности.
Задания у доски выполняют те учащиеся, которые с ним справились самостоятельно.
Остальные при этом имеют возможность разобраться в затруднениях, встретившихся при выполнении этих заданий.
Если есть несколько учащихся, решивших задание, то проверку можно осуществлять в виде математического боя.
Мне бы хотелось показать вам, уважаемые коллеги, решения нескольких задач из 2 части модуль «Геометрия». Хочу предложить Вашему вниманию четыре задачи, каждая из которых включает в себя несколько тем. Чтобы решить такие задачи, необходимо владеть всей теорией по геометрии.
Решение задач под №26 из 2 части модуля «Геометрия».- 1.В равнобедренную трапецию, периметр которой равен 200, а площадь равна 2000, можно вписать окружность. Найдите расстояние от точки пересечения диагоналей трапеции до её меньшего основания.
Дано: ABCD- равнобедренная трапеция,
AC и BD –диагонали,
ACBD=T,
PABCD=200,
SABCD=2000,
(O, r)-вписанная окружность.
Найти: TP.
Решение:
1.Периметр фигуры - сумма всех сторон.
PABCD = AB+BC+CD+AD (1)
По условию знаем, что в эту трапецию можно вписать окружность, а это значит, что в любом описанном четырехугольнике суммы противоположных сторон равны, то есть:
AB +CD=AD+BC.
Так как AB=CD, имеем: 2CD=AD+BC. (2)
Подставим (2) в (1),имеем:
200= (AD+BC) + 2CD=2CD+ 2CD=4 CD
CD=2004=50, AB=CD=50. 2. S= (AD+BC),
2000 = 2CDPK или 2000 =50.
Отсюда: PK =200040.
3.Проведем дополнительные высоты BK2 и CK1 (PK= BK2=CK1=40).
Получили прямоугольный ∆CK1D, у которого известно: гипотенуза CD=50, катет CK1=40. Найдем катет K1D. По теореме Пифагора, имеем:
K1D= =30.
Получили ∆CK1D= ∆ABK2 (прямоугольные треугольники равны по гипотенузе и катету).
Из равенства треугольников следует, что AK2= K1D=30, BC= K2K1.
Из (2) , имеем: 2∙ CD = (AK2 +K2K1+ K1D)+BC,
2∙50 = (30+BC+30)+ BC,
100 = 60 +2BC
BC = 20 - меньшее основание,
AD = 60+20=80 - большее основание.
4.Рассмотрим ∆ BK2 D и ∆TKD, они подобны по двум углам (∠1 – общий,
∠ BK2 D=∠ TKD=90 ). Составим пропорцию:
= , где K2 D= K2K1+ K1D =20+30=50.
= , TK=32.
TP =PK-TK =40-32= 8.
Ответ: 8.
- 2.Середина М стороны AD выпуклого четырехугольника ABCD равноудалена от всех его вершин. Найдите AD, если BC=14, а углы B и C четырехугольника равны соответственно 110 и 100.
Дано: ABCD-выпуклый четырехугольник,
MA=MB=MC=MD,
BC= 14,
∠B =110∠C=100.
Найти: AD.
Решение:
1.Многоугольник – выпуклый, если он лежит по одну сторону от каждой прямой, проходящей через две его соседние вершины.
Известно, что MA=MB=MC=MD,а значит можно описать окружность около ABCD, радиус которой будет равен этим отрезкам.
В любом вписанном четырехугольнике сумма противоположных углов равна 180.
Отсюда ABCD вписанный четырехугольник, ∠B =110∠C=100, имеем:
∠A =180∠C=180100 = 80
∠D =180∠B =180110
2.Рассмотрим ∆CMD,∆AMB и ∆MBC.Они равнобедренные, так как боковые стороны равны радиусу окружности. По свойству равнобедренных треугольников имеем равные углы при основании:
∠1=∠A=,
∠2=∠D=.
Отсюда ∠3=∠4=30.
3.Опустим высоту из вершины М ∆MBC,она является медианой и биссектрисой. Следовательно, BK=KC=142=7.
Получили прямоугольный ∆KMC, где ∠K =90,∠C=∠4=30, KC=7.По свойству прямоугольных треугольников: катет, лежащий против угла в 30, равен половине гипотенузы.
Пусть катет MK=x, тогда гипотенуза MC= 2x.
По теореме Пифагора имеем:
MC2= MK2+ KC2,
4x2-x2=49,
x = -MK.
MC= , AD=2 MC= .
Ответ: .
- 3.Точки M и N лежат на стороне AC треугольника ABC на расстояниях соответственно 16 и 39 от вершины A.Найдите радиус окружности, проходящей через точки M и N и касающейся луча AB, если = .
Дано: ∆ABC,
(O, r)- окружность касается AB и пересекает AC в M и N,
AM = 16,
AN=39,
= .
Найти:OD.
Решение:
1.AB касательная к окружности перпендикулярна к радиусу OD, проведенному в точку касания.
Достроим до прямоугольного треугольника ADP.Найдем AP и AD.
Через точку A проведены касательная к окружности и секущая, которая пересекает окружность в точках M и N, имеем:
AD2= AM∙AN,
AD2=16∙39,
AD=4.
Известно:= можно найти AP.
= = ,
= , = ,
AP=32.
2.Построем хорду DT (продолжим сторону DP).
Хорды DT и MN пересекаются в точке P.
Если две хорды окружности пересекаются, то произведение отрезков одной хорды равно произведению отрезков другой хорды.
DP∙PT = MP∙PN. (1)
По теореме Пифагора найдем DP:
DP2=AP2-AD2,
DP= =20.
MP = AP-AM =32-16= 16.
PN = MN-MP= (AN-AM)-MP = (39-16)-16= 7.
Вернемся к (1):
20∙ PT=16∙7,
PT = 5,6.
DT-диаметр, DT = DP+PT= 20+5,6= 25,6.
DT= 2OD,
OD =DT2= 25,62 = 12,8. Ответ:12,8.
- 4.Окружности радиусов 33 и 99 касаются внешним образом. Точки A и B лежат на первой окружности, точки C и D – на второй. При этом AC и BD-общие касательные окружностей. Найдите расстояние между прямыми AB и CD.
Дано: (O1, 33)- окружность ,
(O2, 99)- окружность,
A и B(O1, 33),
C и D(O2, 99),
AB и CD – прямые,
AC и BD – касательные.
Найти:AS.
Решение:
1.Даны две окружности радиусами 33 и 99,они подобны и их коэффициент подобия равен: 33:99=1:3.
2.Достроим до прямоугольной трапеции O1BDO2, где ∠B=∠D=90( радиусы O1B и O2D проведены в точки касания касательной BD).Найдем BD:
O1O2=33+99=132, O1B =33, O2D =99.
Опустим из ∠O1 на основание O2D высоту O1K, получили прямоугольный
∆K O1O2 , у которого гипотенуза O1O2 =132, катет O2K=99-33=66 .
По теореме Пифагора найдем катет O1K:
O1K2 = O1O22- O2K2,
O1K ==66.
O1K= BD=66
3.Достроим до трапеции ABDC.Она равнобедренная , так как ∆ O1AB∆ O2CD( по двум пропорциональным сторонам и углу между ними, то есть
==, ∠AO₁B=∠CO₂D ,так как ∆TCO₂=∆TDO₂ и ∆TAO₁=∆TBO₁
Отрезки касательных к окружности, проведенные из одной точки, равны и составляют равные углы с прямой, проходящей через эту точку и центр окружности )
Следовательно: AB:CD =1:3.
Опустим из вершин A и B высоты AS и BP.Получили следующие фигуры : прямоугольник ABPS и ∆ASC=∆BPD,у которых CS=SP=PD.
Рассмотрим ∆ ASC.Он прямоугольный, AC=BD=66. BD составляет 2 части, можно узнать сколько на 1 часть:
662=33, то есть CS=33.
Отсюда по теореме Пифагора найдем AS:
AS²= AC²- CS²,
AS = = =99.
Ответ:99.
Литература: 1.http://kopilkaurokov.ru/
2.http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory
3.«Геометрия, 7-9 класс» Атанасян Л.С. и др., Москва, «Просвещение»,2011г.
4. Балаян Э.Н. «Геометрия. Задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ. 7-9 классы».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: поделиться опытом работы с коллегами по подготовке учащихся 9 - х классов к ОГЭ модуль «Геометрия». Задачи : рассказать о подготовке 1 части модуля «Геометрия»; показать решения нескольких задач под №26 из 2 части модуля «Геометрия».
При подготовке учащихся к ОГЭ учителю необходимо: формировать у учащихся навыки самоконтроля; формировать умения проверять ответ на правдоподобие; систематически отрабатывать вычислительные навыки; формировать умение переходить от словесной формулировки соотношений между величинами к математической; учить проводить доказательные рассуждения при решении задач; учить выстраивать аргументацию при проведении доказательства; учить записывать математические рассуждения, доказательства, обращая внимание на точность и полноту проводимых обоснований.
При подготовке к ОГЭ следует знать специфику класса и уровень знаний по предмету. 1 группа 2 группа Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3». Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями. Задачи: Задачи: 1)должны выучить всю теорию; 2)научиться решать все типы заданий базового уровня; 3)на контрольных работах, тестах и зачетах не списывать. 4)если получена «2», то отработать (но не более 2 раз) 1) должны выучить всю теорию; 2) научиться решать все типы заданий любой темы разными способами; 3) уметь объяснять, почему так решаешь; 4) уметь решать задачи на уравнения, проценты, прогрессии; 5) знать теорию геометрии и уметь решать задачи с параметрами. 6 ) решать все дополнительные задания ; 7) если получишь «2»,«3» , то отработать (но не более 1 раза).
Прототипы заданий Все прототипы заданий из открытого банка заданий : www.mathege.ru открытый банк заданий 2016; http://www.fipi.ru/
Учебные пособия Балаян Э.Н. «Геометрия. Задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ. 7-9 классы». Собственная разработка формул.
Условия задач 2 части модуля «Геометрия» (№ 26). 1. В равнобедренную трапецию, периметр которой равен 200, а площадь равна 2000, можно вписать окружность. Найдите расстояние от точки пересечения диагоналей трапеции до её меньшего основания.
2.Середина М стороны AD выпуклого четырехугольника ABCD равноудалена от всех его вершин. Найдите AD , если BC =14, а углы B и C четырехугольника равны соответственно 110 и 100.
3.Точки M и N лежат на стороне AC треугольника ABC на расстояниях соответственно 16 и 39 от вершины A .Найдите радиус окружности, проходящей через точки M и N и касающейся луча AB , если cos ∠ BAC = √ 39/8 .
4.Окружности радиусов 33 и 99 касаются внешним образом. Точки A и B лежат на первой окружности, точки C и D – на второй. При этом AC и BD -общие касательные окружностей. Найдите расстояние между прямыми AB и CD .
Благодарю за внимание! Желаю Вам профессиональных и творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике "Решение заданий С6"
В работе представлены образцы решения типовых заданий С6 из сборников, предлагаемых учащимся для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по математике, и необходимый теоретический материал....
Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ГИА по математике
Семинар "Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ГИА"....
Обобщение опыта работы «Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике в рамках внедрения ФГОС ОО»
В результате модернизации системы образования и введения ОГЭ и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее сле...
Выступление на тему: «Из опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»
В докладе отражен опыт работы учителя математики Аксютченко Ж.В. по подготовке к итоговой аттестации....
Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по математике. 9 класс
из опыта работы по подготовке к ОГЭ учащихся по математике 9 класс....
Из опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике
Для эффективной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма....
Мастер-класс «Из опыта работы по подготовке учащихся к диагностическим работам по математике»
При подготовке учащихсяучителю необходимо:Øформировать у учащихся навыки самоконтроля;Øформировать умения проверять ответ на правдоподобие;Øсистематически отрабатывать вычислительные навыки;Øучить про...
Комментарии
спасибо
спасибо