Программа факультативного курса "Забытые ремёсла"
рабочая программа по технологии по теме

Кузнецов Николай Евгеньевич

Программа факультатива "Забытые ремесла" представляет собой курс обучения в области древних ремесел наших предков таких как пирография, ислими, инкрустация и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativnyy_kurs_zabytye_remesla.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к программе факультатива

«Забытые ремесла»

Цели:

  1. Сформировать навыки по изготовлению произведений декоративно-прикладного искусства, частично утраченные в процессе развития общества.
  2. Адаптировать производство изделий декоративно-прикладного искусства к возможностям современных станков и приспособлений.
  3. Обучить, по возможности, большее количество детей производству данных изделий.

Задачи:

  1. Развитие духовной ценности изделий народных мастеров.
  2. Формирование эстетического вкуса.
  3. Обучение детей техническим знаниям, развитие у них трудовых умений и навыков.
  4. Психологическая и практическая подготовка к труду и выбору профессии.

Данной программой предусмотрено углубленное изучение редких видов искусства. Предполагается рассмотрение не только теоретических вопросов, большая часть времени отводится выполнению практических задач, что позволяет учащимся произвести изделие от начального до завершающего этапа.

        В первоначальном варианте планирования предполагалось изучение техники работ по трем направлениям: пирография, ислими, щепковое производство, которые воистину утрачены для России, c XVIII века, или, во всяком случае, является редкостью. Однако, интересы учащихся оказались несколько шире, поэтому программа была расширена еще на два раздела. Отсюда программа факультатива «Забытые ремесла» не совсем верно, точнее было бы назвать его «Редкие ремесла». Но это никак не умоляет его роли в эстетическом и трудовом воспитании детей.

        В перспективе, планируется прибегнуть к введению в программу изучение еще нескольких отраслей искусства, т.к. желание детей к познанию бесконечно.           

Требования к уровню освоения факультативного курса

        Предположительно, учащиеся должны иметь знания в данном курсе по следующим аспектам:

- развитие познавательной активности и самостоятельности;

- развитие индивидуальных и творческих способностей;

- воспитание уважения к народным традициям;

- формирование технологической и художественной культуры;

- освоение теории и практики плотницкого, столярного искусства и резьбы по дереву;

- создание условий для осознанного профессионального самоопределения;

- знать культурологические аспекты развития деревянного зодчества;

- знать общие сведения о народных промыслах и художественных ремеслах;

- знать общие сведения о единстве красоты и формы в декоративно-прикладном искусстве;

- знать свойства и породы древесины;

- иметь представление о современных способах ручной и механизированной обработки и отделки древесины;

- знать общие признаки художественного проектирования и конструирования;

- знать требования организации рабочего места, оборудования, инструментов;

- знать основные правила безопасности труда;

- уметь рационально организовать свое рабочее место, подобрать оборудование, инструменты с учетом эстетических требований, безопасных приемов работы;

- уметь правильно подбирать материалы и заготовки с учетом эстетических, экологических и экономических требований;

- уметь затачивать простейшие режущие инструменты;

- уметь правильно размечать резное поле;

- уметь составлять орнамент и резные композиции;

- уметь выполнять простейшие творческие проекты.

Содержание факультативного курса

«Забытые ремесла»

№ п/п

Раздел

Количество часов

1-й год

обучения

2-й год

обучения

3-й год

обучения

1

Пирография

4

2

6

2

Ислими

7

5

6

3

Щепковое производства

10

8

6

4

Мозаика

9

11

7

5

Инкрустация

2

6

7

Календарно-тематическое планирование

на 1-й год обучения

Название раздела

Кол-во часов

№ занятия

Тема занятия

Содержание

1

2

3

4

5

Вводное занятие

1

1

Задачи на текущий учебный год. Перспективы роста. Организационные вопросы. Правила безопасности труда.

Пирография

4

2

История ремесла

Истоки зарождения. Типы орнаментов. Разновидности шрифтов. Способы изготовления держателей.

3

Правила и техника исполнения пирографии

Изготовление штифтов необходимой конфигурации

4

ЛАРТ и его использование в пирографии

Подготовка ЛАРТ к работе. Настройка. Правила пользования

5

Держатели штифтов

Изготовление держателей выбранной формы

Ислими

7

6

История ремесла

Возникновение ислими. Материал. Инструмент

7

Техника ислими

Правила, техника, приемы исполнения

8

Долотца, клюкарзы, карфарники

Изготовление инструментов для работы над ислими

9

Эскиз

Разработка деталей растительного орнамента

10

Прорезка контуров

Приемы и правила прорезки контуров

11

Выборка фона

Приемы и правила выборки фона

12

Накалывания фона

Практическая работа над фоном

Щепковое производство

10

13

История ремесла

Возникновение щепкового производства

14

Способы получения щепы

Рассмотрение приемов по производству щепы

15

Инструмент для щепкового производства

Изготовление инструмента для получения щепы

16-17

Разработка эскиза

Выбор конфигурации будущей заготовки

18-19

Обработки болванки

Поэтапное формирование болванки

20

Роспуск болванки

Получение щепы из болванки

21

Шлифовка щепы

Обработка щепы шлифованием

22

Соединение щепы

Способы и порядок соединения щепы

Мозаика

9

23

Разновидности мозаики

Рассмотрение всей гаммы материалов пригодных для производства мозаики

24

Мозаика из полимеров

Подбор рисунка, заготовка полимеров

25

Основа для мозаики

Подготовка основы

26

Разработка эскиза

Нанесение рисунка на основу

27-29

Наклеивание полимеров

Практическая работа над мозаикой

30

Доводка изделия

Окончательная обработка полимеров

31

Лакировка

Покрытие лаком готовых работ

Инкрустация

2

32

Инкрустация, как вид врезной мозаики

Разновидности инкрустации

33

Материалы для инкрустации

Рассмотрение материалов

Итоговое занятие

1

34

Подведение итогов прошедшего года

Календарно-тематическое планирование

на 2-й год обучения

Название раздела

Кол-во часов

№ занятия

Тема занятия

Содержание

1

2

3

4

5

Вводное занятие

1

1

Задачи на текущий учебный год. Организационные вопросы. Правила безопасности труда.

Пирография

2

2

Разновидности орнамента

Рассмотрение всех гамм орнаментов в пирографии

3

Этапы выжигания орнамента

Поэтапная работа над орнаментом

Ислими

5

4

Правка инструмента

Приведение в порядок инструмента для ислими

5-6

Разработка изделия

Поэтапное изготовление запланированного изделия

7

Морение и зачистка

Способы морения и зачистки

8

Лакировка, вощение

Отработка приемов лакировки и вощения

Щепковое производство

8

9-10

Разработка эскиза абажура

Практическая работа над эскизами

11-12

Обработка болванки

Поэтапное формирование болванки

13

Роспуск болванки

Получение щепы из болванки

14

Шлифовка щепы

Обработка щепы шлифованием

15-16

Соединение элементов абажура, сборка

Сборка отдельных элементов в готовое изделие

Мозаика

11

17

Торцовая мозаика

Подбор рисунка будущей работы

18

Основа для мозаики

Подготовка основы

19

Разработка эскиза

Нанесение рисунка на основу

20-23

Нарезка и шлифовка срезов ели

Практическая работа над срезами ели

24-25

Наклейка срезов на основу

Практическая работа над мозаикой

26-27

Доводка и лакирование изделий

Окончательная обработка изделия. Лакирование

Инкрустация

6

28-29

Инструмент и приспособления для инкрустации

Изготовление резаков

30

Подбор материалов для инкрустации

Определение и заготовка материалов для будущей работы

31

Разработка эскиза

Практическая работа над эскизом

32

Прорезка контура и выборка

Приемы и правила прорезки и выборки

33

Врезание вставки, доводка

Завершающие работы над инкрустацией

Итоговое занятие

1

34

Подведение итогов прошедшего года

Календарно-тематическое планирование

на 3-й год обучения

Название раздела

Кол-во часов

№ занятия

Тема занятия

Содержание

1

2

3

4

5

Вводное занятие

1

1

Задачи на текущий учебный год. Организационные вопросы. Правила безопасности труда.

Пирография

6

2

Приемы украшения изделия

Отработка способов украшения изделий

3

Сочетание выжигания с росписью

Отработка приемов выжигания и росписи

4

Разработка эскиза изделия

Практическая работа над эскизом

5

Выполнение изделия

Практическая работа

6

Нанесение орнамента

Практическая работа

7

Доводка изделия, лакирование

Окончательная обработка изделия. Лакирование

Ислими

6

8

Разработка проекта

Практическая  работа по разработке проекта столика

9

Нарезка заготовок

Практическая работа

10

Шлифовка заготовок

Практическая работа

11

Нанесение орнамента, прорезка контуров

Приемы и правила прорезки

12

Выборка фона, накалывание

Формирование фона для ислими

13

Сборка изделия, морение, лакирование

Окончательная доводка изделия до товарного вида

Щепковое производство

6

14

Разработка эскиза торшера

Практическая работа над эскизом

15

Обработка болванки

Поэтапное формирование болванки

16

Роспуск болванки

Получение щепы из болванки

17

Шлифовка щепы

Обработка щепы шлифованием

18-19

Соединение элементов торшера, сборка

Сборка отдельных элементов в готовое изделие

Мозаика

7

20

Мозаика из щепы

Подбор рисунка будущей работы

21

Основа для мозаики

Подготовка основы

22

Разработка эскиза

Нанесение рисунка на основу

23

Шлифовка реек

Практическая работа с рейкой

24-25

Наклейка реек на основу

Практическая работа над мозаикой

26

Доводка и лакирование изделия

Окончательная обработка изделия. Лакирование

Инкрустация

7

27

Инкрустация шпоном

Приемы и способы инкрустации шпоном

28

Инкрустация костью

Приемы и способы инкрустации

29

Инкрустация пластмассой

Приемы и способы инкрустации пластмассой

30

Инкрустация металлом

Приемы и способы инкрустации металлом

31

Инкрустация камнем

Приемы и способы инкрустации камнем

32-33

Мастичная инкрустация

Приемы и способы инкрустации мастикой

Итоговое занятие

1

34

Подведение итогов прошедшего года

Список литературы

  1. Бузинов М., Потапов Г., Искусство резьбы по дереву. Учебное пособие. М.: Антиква, 1998.
  2. Буриков В.Г., Власов В.Н., Домовая резьба. М.: Нива, 1994.
  3. Левин Л.П., Резьба по дереву. Учебное пособие. М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1957.
  4. Подгорный Н., Резьба. Мозаика, Гравирование. Учебный курс. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2000.
  5. Прозоровский Н.И.Технология отделки столярных изделий. Практическое пособие. М.: Высшая школа, 1991.
  6. Риявк Э.В., Обработка древесины в школьных мастерских. М.: Просвещение ,1984.
  7. Федотов Г., Дарите людям красоту. Из практики народных художественных ремесел. М.: Просвещение 1985.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)

Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента  (для 6-ых классов общеобразовательных школ)  пред...

Программа факультативного курса "Bunte Schritten"

Факультативный курс «BunteSchritten» (Разноцветные ступеньки) рассчитан на учащихся 5 класса и призван помочь учащимся приобрести углублённые знания о стране изучаемого языка, использовать пол...

Рабочая программа факультативного курса по литературе 5 (6) класс "Чем пахнут ремёсла?"

Факультативный курс по литературе направлен на знакомство учащихся с различными профессиями через художественные произведения русских и зарубежных писателей....

Авторская адаптационная педагогическая программа «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» Программа факультативного курса

   Программа факультативного курса «Химическая мозаика» способствует усвоению определенного объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира, интеллектуальному р...

Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»

Выявление одарённых детей и  создание условий для оптимального развития  детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных   детей,...