Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)
рабочая программа по музыке (6 класс) на тему
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательных школ) предусматривает изучениебиографии и деятельности творческой интеллигенции Азнакаевского района и рассчитана на 35 часов. Тематика факультативных занятий определяется исходя из актуальных проблем обучения и воспитания и распределены по четвертям:
1 четверть – «В песнях прославляю тебя, мой край» (8 час.), посвящена композиторам Азнакаевского района.
2 четверть – «Ищу союза волшебных звуков, чувств и дум» (9 час.), изучается творчество певцов и баянистов Азнакаевского района.
3 четверть – «О,Родина! Где б ни был я, но все с тобой душой» (11 час.), посвящается поэтам и писателям Азнакаевского района.
4 четверть – «Мой край родной, навек любимый» (7 час.), изучается жизнь и творчество артистов и журналистов Азнакаевского района.
Факультативный курс музыки ставит следующие цели и задачи:
1. Расширить у учащихся знания о музыкальных традициях татарского этноса, передать духовный опыт и на его основе сформировать положительные черты, качества, свойства личности через систематические и целенаправленные встречи с «золотым фондом» татарской народной и композиторской музыки.
2. Дать учащимся представление о национальном музыкальном творчестве как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы, вдохновения профессиональных композиторов и исполнителей.
3. Сохранить и приумножить национально-культурное достояние региона.
4. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
5. Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gataullinoy_f.n._mou_sosh_no8_g.aznakaevo_rt.doc | 138.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Отдел образования исполкома
Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
Муниципальное общеобразовательное учреждение
cредняя общеобразовательная школа №8 г.Азнакаево
Утверждена:
«26» августа 2008 года
на методсовете МУ ИМЦ
отдела образования
исполкома Азнакаевского
муниципального района
Программа
факультативного курса «Музыки»
«Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)
Гатауллина Файруза Насибулловна
ведущий учитель
музыки МОУ СОШ №8
г. Азнакаево
Республики Татарстан
Азнакаево, 2008 год
Содержание
1.Введение………………………………………………………….…………………2
2. Пояснительная записка………………...…………………………….……….…...3
3. Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательных школ)…………….………………………………………......4
4. Методическое обеспечение факультативного курса………………...………...13
5. Отчет об эффективности практического применения программы факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательных школ)….………………………………………..…........…..14
Введение
Мой славный город, Азнакай!
Ты хорошеешь с каждым годом.
Открыт и сердцем и душой
Земных богатств твоих не счесть,
Но главное богатство- люди.
Они то славное, что есть,
Что было и что будет.
Роза Ахмадишина
Современное образование ориентировано на включение в учебно-воспитательный процесс национально-регионального компонента. Приобщение подрастающего поколения к сокровищам родной национальной музыкальной культуры, возрождение национальной духовности, нравственности – это решение задачи государственного масштаба.
Использование в работе со школьниками народной музыки служит эффективным средством решения воспитательных и познавательных задач. Азнакаевский край богат не только природными ресурсами, но и талантливыми людьми. Такие известные личности как Нур Ахмадиев, Марсель Галиев, Зайнап Фархутдинова, Назиба Ихсанова, Азгар Шакиров, Сафуан Хабиров, Сания Ахметова и т.д. родились на Азнакаевской земле. Многие из них известны только в музыкальных кругах. И моя задача – познакомить учащихся с жизнью и творчеством людей, живущих на одной улице, в одном городе; воспитать в подрастающем поколении гордость и уважение к людям труда, к сокровищницам национальной музыкальной культуры.
Глубоко знать татарскую музыку, народное и профессиональное исполнительские традиции - это значит знать корни своего народа. Именно от «родного порога», от родных тем, образов, интонаций идет ребенок в мир большой музыки.
2
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательных школ) предусматривает изучение биографии и деятельности творческой интеллигенции Азнакаевского района и рассчитана на 35 часов. Тематика факультативных занятий определяется исходя из актуальных проблем обучения и воспитания и распределены по четвертям:
1 четверть – «В песнях прославляю тебя, мой край» (8 час.), посвящена композиторам Азнакаевского района.
2 четверть – «Ищу союза волшебных звуков, чувств и дум» (9 час.), изучается творчество певцов и баянистов Азнакаевского района.
3 четверть – «О,Родина! Где б ни был я, но все с тобой душой» (11 час.), посвящается поэтам и писателям Азнакаевского района.
4 четверть – «Мой край родной, навек любимый» (7 час.), изучается жизнь и творчество артистов и журналистов Азнакаевского района.
Факультативный курс музыки ставит следующие цели и задачи:
1. Расширить у учащихся знания о музыкальных традициях татарского этноса, передать духовный опыт и на его основе сформировать положительные черты, качества, свойства личности через систематические и целенаправленные встречи с «золотым фондом» татарской народной и композиторской музыки.
2. Дать учащимся представление о национальном музыкальном творчестве как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы, вдохновения профессиональных композиторов и исполнителей.
3. Сохранить и приумножить национально-культурное достояние региона.
4. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
5. Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования.
3
Программафакультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края»
на основе национально-регионального компонента
Четверть | Тема | Всего часов | |||
1 2 3 4 | «В песнях прославляю тебя, мой край» «Ищу союза волшебных звуков, чувств и дум» «О, Родина! Где б ни был я, но все с тобой душой» «Мой край родной, навек любимый» | 8 9 11 7 | |||
1 четверть - «В песнях прославляю тебя, мой край» - 8 час. | |||||
№ | Тема | Разучиваемые песни | Вокальные упражнения | Музы- кальная грамота | Кол-во часов |
1 | Анвар Шарафиев | «Уйнагыз, гармуннар». Муз.А.Шарафиева, сл. Г.Рахима. «Без татарлар». Муз.А.Шарафиева, сл. Г.Рахима. «Нигэ мин ятим». Муз. А. Шарафиева, сл.М.Миншина. | Вдох, выдох, использова- ние при пении. | Чтение и пение по нотам. | 2 |
2 | Сания Ахметова | «Безнен Азнакаебыз». Муз. С.Ахметовой сл. Г. Моталлапова «Азнакай милэшлэре». Муз.С.Ахметовой сл.Н.Ахмадиев. «Карлы чыршылар». Муз.С.Ахметовой сл.Н.Ахмадиев. «Азнакай нефтьчелэре жыры». Муз.С.Ахметовой сл.Х.Халимуллина. | Длинное и короткое дыхание. Упражнения. | Чтение и пение по нотам. | 2 |
3 | Сафуан Хабиров | «Тамаша». Муз.С.Хабирова, сл. Ф.Тухбатуллиной «Кубэлэк кар ява». Муз.С.Хабирова, сл. Ф.Тухбатуллиной «Языбызга кайт эле». Муз.С.Хабирова, сл. Ф.Тухбатуллиной «Кызлар кулмэк тектерэ». Муз.С.Хабирова, сл. Ф.Тухбатуллиной | Вокальные упражнения, чистота звучания голоса. | Размер 2/4. | 2 |
4 | Композитор –Резеда Гилязова и поэт Ильдус Гилязов. | «Азнакаем, Азнакай». Муз.Р.Гилязова, сл.И.Гилязова. Песни из сборника Резеды Гилязовой и Ильдуса Гилязова, посвященные селам Азнакаевского района. | Быстрое и короткое дыхание. | Знаки альтера- ции, упражне- ния. | 2 |
2 четверть - «Ищу союза волшебных звуков, чувств и дум» - 9 час. | |||||
№ | Тема | Разучиваемые песни | Вокальные упражнения | Музы- кальная грамота | Кол-во часов |
1 | Зайнап Фархутди- нова | «Авылым хэтирэсе». Муз.В.Мухамадиева, сл.А.Юнусова. | Хоровой унисон, чистота интонации. | Интервал звуков. | 1 |
2 | Миргаяз Шарафиев | «Шахта». Тат.нар.песня. | э,у,о,а,и- правильное формирова- ние гласных при пении. | Музыкальные упражне- ния, сольфед- жио. | 1 |
3 | Светлана Сабирова | «Азнакаем». Муз.В.Агапова. | Развитие, увеличение диапозона. | Пение по нотам, фрагмент песни | 1 |
4 | Равиль Галиев | «Юксыну». Муз.Р.Губайдуллина, сл.Г.Шахи. | Контроль над дыханием при смене фраз. | Динамика при пении | 1 |
5 | Ригиль Ахметзянов | «Нефтьчелэр маршы». Муз.С.Хабирова. | Формирова- ние дыхания между фразами. | Интерва- лы. | 1 |
6 | Ильхам Шакиров | Татар халык койлэренэ попурри. | Формирова- ние звучаний гласных. | Определение лада в нотной записи. | 1 |
7 | Атлас Хузин | Произведения из репертуара «Уйнагыз, гармуннар». | Артикуля- ция. | Ритм. Упражнения. | 1 |
8 | Загир Ильясов | Произведения из репертуара ансамбля «Хэтирэ». | Унисон, тембр. | Фрагмент сольфед- жио. | 1 |
9 | Шафагат Салихов | Татар халык койлэренэ тезмэ. | Интервалы на кварту, квинту, сексту. | Фрагментсольфед- жио. | 1 |
3 четверть – «О, Родина! Где б ни был я, но все с тобой душой» - 11 час. | |||||
№ | Тема | Разучиваемые песни | Вокальные упражнения | Музы- кальная грамота | Кол-во часов |
1 | Анас Кариев | «Кыш бабай». Муз.Г.Гараевой, сл.А.Кариева. «Мэктэп-ул ямьле». Муз.Л.Батыр-Болгари, сл.А.Кариева. | Пение спокойным, некрикли- вым голосом. Работа над ровным, свободным звуком. | Фрагмент сольфед- жио, лад, тональ- ность. | 1 |
2 | Марсель Галиев | «Тымытык жыры». Муз.А.Хамзина, сл.М.Галиева. «Кайту». Муз.Л.Батыр-Болгари, сл.М.Галиева. «Су буеннан энкэй кайтып килэ». Муз.Л.Батыр-Болгари, сл.М.Галиева. | Расширение диапазона голоса. | Случай- ные знаки в нотной записи, перемен ный лад, размер. | 2 |
3 | Нур Ахмадиев | «Азнакай-ак бишегем». Муз.С.Садыковой, сл.Н.Ахмадиева. «Каз улэне». Муз.Р.Нагимова, сл.Н.Ахмадиева. «Каенлы юл». Муз.З.Сафиуллина, сл.Н.Ахмадиева. «Истамбул». Муз.З.Мухамметдинова, сл.Н.Ахмадиева. «Бэхет тоне». Муз.З.Сафиуллина сл.Н.Ахмадиева. | Вокальные упражнения. | Продолжение. | 2 |
4 | Флера Гиззатуллина | «Кайтам илкэемэ». Муз.Т.Абдршина, сл. Ф.Гиззатуллиной «Ак таулы Азнакаем». Муз.Р.Гатауллина, сл. Ф.Гиззатуллиной | Упражнения на два голоса. | Фраг- мент, сольфед жио. | 2 |
5 | Фаузия Тухбатуллина | «Тамаша». Муз.С.Хабирова, сл. Ф.Тухбатуллиной. «Хуш инде мэнгегэ , димэ тик». Муз.О.Усманова, сл. Ф.Тухбатуллиной. «Кубэлэк кар ява». Муз.С.Хабирова, сл. Ф.Тухбатуллиной. «Булэк мендэрлэр». Муз. В.Мухамадиева, сл. Ф.Тухбатуллиной. | Продолже- ния упражнений. | Фраг- мент, сольфед жио. | 2 |
6 | Анас Исхаков и Рустам Закуанов | «Чишмэлэр кое». Муз. Ф.Ахметшиной, сл.А.Исхакова. «Синнэн белдем». Муз. Г.Сайфуллина сл.А.Исхакова. «Сагыш». Муз.Л.Шарафиевой, сл.Р.Закуанова. «Мин кайтыр идем,эни». Муз.И.Закирова, сл.Р.Закуанова. | Продолже- ния упражнений. | Фраг- мент, сольфед жио. | 2 |
4 четверть – «Мой край родной, навек любимый» - 7 час. | |||||
№ | Тема | Разучиваемые песни | Вокальные упражнения | Музы- кальная грамота | Кол-во часов |
1 | Заслуженные и народные артисты России и Татарстана: Назиба Ихсанова, Азгар Шакиров, Маис Валиев, Касыйм Еникеев, Зульхия Миннеханова | Т.Миннулин «Энилэр-бэбилэр». Жизнь и творчество. «Тал эйлэнэ»,татар халык жыры. | Вокальные упражнения. | Фраг- мент, сольфед жио. | 2 |
2 | Рашит Закиев-главный редактор журнала «Чаян» | Жизнь и творчество. | Вокальные упражнения. | Фраг- мент, сольфед жио. | 1 |
3 | Ирек Бадретдинов - (Закизян) редактор газеты «Нефтяник Татарстана» | «Уразай-туган авылым». Муз. С.Хабиров, сл.И.Закизян | Вокально-хоровые упражнения. | Фраг- мент, сольфед жио. | 1 |
4 | Илсояр Хайруллина -редактор газеты «Ватаным Татарстан» | «Комеш чишмэлэр жыры» | Вокально-хоровые упражнения. | Фраг- мент, сольфед жио. | 1 |
5 | Моннар кайтсын авылга | Подготовка и отчетный концерт | 2 | ||
ИТОГО: (для 6-ых классов общеобразовательных школ) | 35 |
12
Методическое обеспечение факультативного курса
1. Ахмадишина Р. «Душа моя бескрылой не была», Азнакаево, 2002г.
2. «Азнакай тамчылары», издат. «Рухият», Казань, 2000г.
3. Гилязова Р. «Азнакаем, Азнакай», Казань, изд. «Тамга», 2005г
4. Журнал «Сэхнэ», №2, 2002г.
5.Закуан Р. «Вечерние раздумья», стихи, Казань: Идел - Пресс, 2008 г.
6.Закуан Р. «Смысл жизни», Казань: Рухият, 2007г.
7.Закуан Р. «Деревня моя», Казань: татарское книжное изд., 2008г.
8.Исхаков А. «Чишмалар иле син, Туган як!», Казань, 2001г.
9. Исхаков А. «Азнакай», изд. «Эксклюзив», Казань, 2001г.
10.Ихсанова Н. «Уйнап узган гомер»,Казань, тат.кн.изд.,2008г.
11.Миннулин Т. «Энилэр-бэбилэр», Казань, тат.кн.изд.,2007г.
12.Тухбатуллина Ф. «Козге мон», изд. «Маяк», Азнакаево, 2003г.
13.Шакирова. «Язмыш», Казань, изд. «Идел-Пресс»,2008 г.
14.Шарафиев А. «Уйнагыз, гармуннар», Казань, 1983г.
13
Отчет
об эффективности практического применения программы факультативного курса «Музыки» на основе национально-регионального компонента
За 33 года работы учителем музыки у меня сложилась своя система работы, которая влилась в отдельную программу эстетическо-нравственного образования и воспитания учащихся. В течение всего этого периода я воспитывала и продолжаю воспитывать любовь к родному татарскому языку, к народной музыке, фольклору, к своей большой и малой Родине, уважение к людям труда.
Работая над методической темой «Воспитание национального самосознания в процессе художественно-эстетического развития учащихся», приоритетными направлениями моей работы стали пропаганда татарского искусства и татарской культуры, внедрение национально-регионального компонента, работа с одаренными детьми. Первой в районе создала фольклорный ансамбль, учила играть на различных народных музыкальных инструментах: ксилофоне, металлофоне, кастанетте, маракасе, треугольнике, ложках. Изучение жизни и творчества композиторов, поэтов, писателей, артистов нашей республики, нашего края, нашего района, активное участие на встречах с ними дает возможность учащимся на практике изучить культуру и искусство нашего народа, проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально- эстетической жизни не только школы, но и в районном, республиканском масштабах, воспитывает чувство гордости.
Фольклорный ансамбль «Наз», хор мальчиков, хор мальчиков-кадетов, учащихся нашей школы, семейные ансамбли, репертуар которых подготовлен по программе факультативного курса музыки, ежегодно занимают призовые места в смотре-конкурсе художественной самодеятельности, на районных конкурсах «Азнакай тургайлары», «Тан йолдызы», региональных конкурсах
14
«Кызыл йолдыз», «Сандугач сайрар илем».
Высоко оцениваются наши выступления на встречах с редакциями
журналов и газет («Мирас», «Ватаным Татарстан», «Сабантуй»), издаваемых в Республике Татарстан, на встречах с писателями, поэтами и композиторами. Высокая оценка выступлений учащихся такими известными людьми республики, как Флеры Гиззатуллиной, Гульзады Сафиуллиной, Роберта Миннуллина, Марселя Галиева, Нура Ахмадиева способствует еще большему творческому развитию учащихся.
Воспитывая учащихся на примере талантливых личностей, я забочусь о том, чтобы подрастали новые творческие дарования. Многие мои учащиеся, занимавшиеся на факультативных курсах, связали свою судьбу с музыкой, поступили в музыкальные училища г. Альметьевска, г. Лениногорска, а также в Казанский государственный университет культуры и искусств. Успешно окончив учебные заведения, продолжают свой творческий путь в Республике Татарстан. Так музыка становится элементом всестороннего гармоничного формирования и развития личности.
Я благодарна администрации и отделу образования исполкома Азнакаевского муниципального района за то, что мне доверили подготовку выступления на молодежном фестивале тюркских народов в Турции. Я и мой ансамбль оправдали доверие: наши песни, наши танцы были встречены в Турции громом аплодисментов, а также в рамках международного форума городов- побратимов Азнакаево-Тарсус под девизом «Мэнге сунмэс дуслык хислэре» выступления ансамбля произвели неизгладимое впечатление.
Музыка – неотъемлемая часть духовной жизни, богатство музыкальных культур позволяют учащимся изучать разнообразные явления музыкального искусства на основе диалога культур разных народов.
15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение задач с национально-региональным компонентом как средство развития познавательных способностей обучающихся 5-6 классов общеобразовательной школы.
Решение задач с национально-региональным компонентом как средство развития познавательных способностей обучающихся 5-6 классов общеобразовательной школы....
Модифицированная программа факультативного курса «ХОЗЯЮШКА» составлена на основе программы для общеобразовательной школы по технологии под редакцией Хотунова Ю.А., Симоненко В.Д. Курс рассчитан на 17 учебных занятий.
ПРОГРАММА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУЛИНАРИИ ...
Разработка урока по программе элективного курса «Песни о родном крае Ю.В.Гаврилова»
Разработка урока по программе элективного курса «Песни о родном крае Ю.В.Гаврилова»....
Программа элективного курса "Путешествия по родному краю"
Программа элективного курса "Путешествия за окнами школы" предназначена для учащихся 9 класса...
Программа факультативного курса «Литература родного края»
Программа факультативного курса «Литература родного края»...
Программа факультативного курса "Край родной, навек любимый"
Факультативный курс по краеведению...
Рабочие программы по курсу внеурочной деятельности "Родной край" - подготовка к олимпиаде по -краеведению.
Внеурочная детельность "Родной край" -5 -7 - классы-подготовка к олимпиаде по краеведению -Худи Н.А....