Внеурочное занятие 5 класс.
классный час (5 класс)

 Внеурочное занятие по основам русской культуры для несовершеннолетних иностранных граждан. Познакомить учащихся с русскими традициями празднования Святок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеурочное занятие20.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Весёлый праздник Святки»

Цель: познакомить учащихся с русскими традициями празднования Святок.

Задачи

Познавательные:

  • развивать познавательный интерес к народной культуре.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества детей.

Развивающие:

  • развивать эмоциональную сферу детей.

Образовательные:

  • овладеть знаниями, умениями и навыками проведения игр и забав, в которые играли во время Святок;
  • расширить знания в области истории и развития культуры русского народа.

Мотивационные:

  • создать комфортную обстановку во время проведения конкурсно - игровой программы, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества;
  • развивать активную деятельность.

Эстетические:

  • воспитывать культуру поведения;
  • формировать умение видеть красоту праздника «Святки».

Цели учащихся

Знать:

  • традиции праздника «Святки»;
  • культуру празднования Святок.

Участники: Ученики 5 класса

Продолжительность мероприятия: 1 час.

Подготовительный период:

  • Готовится реквизит.
  • Место проведения мероприятия оформляется согласно тематике мероприятия.

Ход мероприятия

Фоном звучит веселая русская народная музыка.

Педагог:

Праздник Святки самый длинный
Он веселый и старинный.
Веселились две недели.
Приготовив угощение.
Пели разные колядки.
По дворам ходили в Святки.

Педагог: Наиболее ярким ,самым древним и главным из всех годовых праздников на Руси были зимние Святки. Святки или святые вечера — главный зимний многодневный праздник на Руси и в России, который начинается 7 января и длится до Крещения (19 января). Сегодня мы вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник на Руси.

В разных странах этот праздник отмечают по-своему, но многие традиции похожи, ведь своими корнями они уходят далеко в древность. В себя святки включают колядование, гадание, ряжение. Слово «колядование» произошло от слова «коляда». ( Давайте с вами повторим вместе «коляда») Коляда считался одним из самых влиятельных и почитаемых языческих богов. В честь него устраивали весёлые праздники с играми и забавами. Коляду считали богом веселья. Со временем у этого слова появилось другое значение. Колядование – это обряд хождения людей по домам на святки с играми, песнями, поздравлениями и пожеланиями. А песни стали называть колядками.

Весело на Руси все люди праздновали святки. Получался целый святочный маскарад. Готовились специальные маски, которые получили название личины. На себя одевали шуточные одеяния. Каждый старался выделиться в толпе ряженых. Кто-то мазал лицо сажей, а кто-то приделывал необычные усы, на голове обязательно должна быть огромная лохматая шапка. Попробуй узнай? С весельем и шутками ряженые обходили дома и при этом пели обрядовые песни. А вот гостеприимная хозяйка старалась угостить ряженых щедро: здесь были печенье и конфеты, горячие пирожки и сосульки на палочке, а кто- то и пятачком одарит.

Все ребята встают в круг

Игра 1. Музыкальный конкурс «Ряженые»

Все встают в круг, танцуют и передают по кругу мешок. В течение всего времени звучит музыка. Как только музыка остановилась тот, кто держит мешок, достаёт из мешка элемент костюма и надевает на себя.

В конце игры общее фото на память.

Педагог : А теперь давайте послушаем колядки, которые пели традиционно.

Подготовленные ребята поют:

Матушка-зима прищла,

Отворяйте ворота,

Пришли святки к нам ребятки,

И пришли колядки.

Колядуем, колядуем,

Песни с танцем чередуем,

И вприсядку, и кругом,

Угощайте пирогом.

Пришла Коляда на кануне Рождества!

Здравствуй хозяин с хозяюшкой!

Коляд – коляд – колядую,

Всем здоровья я вещую,

Денег, радости желаю,

С рождеством вас поздравляю!

Коляда, коляда

Отворяй ворота,

Доставай сундучки,

Подавай пятачки.

Хоть рубь,

Хоть пятак,

Не уйдём из дома так!

Дайте нам конфетку,

А можно и монетку

Не жалейте ничего

Накануне Рождество!

Педагог:
Колядки, колядки,
Собрались ребятки.
По деревне пошли,
Вместе Коляду нашли.
Коляда-моляда
Всех ребят созвала,
Всех ребят созвала,
Всем гостинцы раздала.

(выносят угощения на специально приготовленные столы и приглашает детей попробовать их).

Педагог: Ну, а какой святочный праздник без игр, гадания, без веселых соревнований? На посиделках всегда соревновались, умом и смекалкой .

Проводится игра "Хоровод"

По считалке выбирается водящий. В его руках яркий платочек. Хоровод и медленно идут по кругу, в центре водящий. Пока музыка играет, водящий ходит по кругу в противоположном хороводу направлении и выбирает, кому подарить платочек, т.е. кого выбрать, и выбранный становится водящим.
Водящий поёт:

«Ходи, ходи, хоровод, не назад, а вперёд! По кружочку я пойду, да судьбу свою найду!»

Дети отвечают:

«Выбирай, выбирай, да смотри не прогадай!»
Водящий отвечает словами:

«Все собою хороши, Выбираю для души!»

(говорит и передаёт платок выбранному человеку).
Затем всё повторяется сначала.

Педагог: А теперь ,ребята, посмотрим: кто хитрей, смекалистей, веселей будет.

Проводится игра «Весёлая метелка» (Дети становятся в круг и передают веник, украшенный новогодним дождём и снежинками, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму отгадывать, загадки записаны на бумажных снежинках и висят в разных местах в комнате)

#1054;н вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз)

#1055;окружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

#1042; гору их везут, а с горы сами бегут. (Санки)

Едва повеяло зимой –

Они всегда со мной.

Согреют две сестрички,

Зовут их ... (Рукавички)

#1042;округ шеи свернулся калачик,

От мороза детишек спрячет. (Шарф)

#1042;се в снегу стоят деревья,

Белый на земле ковёр.

На прогулку мы наденем

#1069;тот головной убор. (Шапка)

Зимой забава есть одна.

В ней меткость, ловкость всем нужна.

А как "снаряды" называешь,

#1063;то лепишь и в друзей бросаешь? (Снежки)

8. Чудной Сашка –

Зелёная рубашка:

Летом оделся,

К зиме разделся! (дерево)

Педагог: Молодцы,ребята! Вот друзья, наше время и закончилось. Сегодня мы с вами познакомились с традиционным русским праздником, который отмечали в нашей стране с древних времён.

  • Как называется этот праздник? ( Святки)
  • В какое время года его празднуют? (Зимой после Нового года и Рождества)
  • Как отмечали этот праздник? (весело) Что делали люди? (наряжались, гадали, ходили в гости, проводили игры)
  • Как называется этот обряд? ( Колядование)
  • Понравилось вам путешествие? Знаете теперь что такое Святки? Пора нам прощаться до следующей встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Внеурочное занятие по русскому языку в 5-7 классах "Фразеологиечкий турнир". Занятие проводилось на фестивале ИКТ "1 ученик - 1 компьютер"

Тема «Фразеология» современными детьми усваивается сложно. В качестве закрепления и повторения была выбрана форма турнира. Это интересно, повышает мотивацию учащихся, позволяет в игровой ф...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....

Материалы внеурочного занятия "Климат и человек" (Курс внеурочной деятельности "Увлекательный мир географии", 6 класс)

Материал представляет собой полную методическую разроботку занятия внеурочной деятельности "Климат и человек" со всеми необходимыми материалами и описанием....

Конспект внеурочного занятия "Цветочная композиция"Дерево счастья" 8-5 класс (фоамиран), технология, художественная направленность, открытое занятие

Конспект открытого внеурочного занятия по выполнению цветочной композиции "Дерево счастья". Занятие по закреплению знаний о фоамиране. День счастья....