Внеурочное занятие по русскому языку в 5-7 классах "Фразеологиечкий турнир". Занятие проводилось на фестивале ИКТ "1 ученик - 1 компьютер"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Тема «Фразеология» современными детьми усваивается сложно. В качестве закрепления и повторения была выбрана форма турнира. Это интересно, повышает мотивацию учащихся, позволяет в игровой форме повторить уже известный материал, открыть что-то новое. Применение ИКТ сделало занятие ярким, насыщенным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_bichurina_konspekt_1_1.docx180.17 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Бичурина Юлия Сергеевна

Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы

Образовательная организация: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» муниципального образования город  Ноябрьск

Фразеологический турнир

      Раздел «Лексика». 5 класс. Программа разработана на основе примерной рабочей программы В.В.Бабайцевой.

Цель: формировать навыки лингвистического анализа текста с фразеологизмами.

Планируемые результаты:

личностные:

создать условия для формирования интереса к учебной деятельности;

метапредметные:

регулятивные: формировать умения оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий и действий других;

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с фразеологизмами;

коммуникативные: участвовать в различных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, групповой); выражать свою точку зрения, адекватно воспринимать другое мнение и позицию;

предметные: роль фразеологизма в русском языке.

Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, метод поискового обобщения.

Педагогические технологии: технология обучения в сотрудничестве; проблемное обучение, игровые технологии.

Ход занятия.

1. Организационный момент

        Здравствуйте, ребята, предлагаю вам выбрать из шляпы жетон, чтобы создать команды. Сядьте по командам. Переверните жетоны и сложите высказывание. (семи пядей во лбу, комар носа не подточит, водой не разольешь). Что у вас получилось? Правильно, а что это такое? (устойчивое выражение в переносном смысле). Встречались ли вы с этими выражениями в живой речи? Как называются эти выражения? Для чего, по вашему мнению, нужно знать фразеологизмы? Сегодня мы будем участвовать во «Фразеологическом турнире», на котором вы покажете свои знания и поделитесь ими с одноклассниками. Название ваших команд уже прозвучали.

        В помощь вам я предлагаю словари фразеологизмов, также вы можете использовать ресурсы Интернета. На ваших столах нетбуки и папки с заданиями. С этими материалами мы будем работать в течение нашего мероприятия.


     А теперь выберите ответственного, который будет ставить баллы за конкурсы в таблицу. От его внимательности  будет зависеть результат команды. Таблица находится в папке на Гугл-диске, откройте ее. Вы работаете в команде, поэтому прошу вас не забывать правила работы в группе. Они перед вами.

      На доске критерии оценивания каждого конкурса. Обратите внимание: эти критерии прописаны и в таблице.

      Команды готовы? Прошу занять свои игровые места. Итак, можно приступать к игре. Ни пуха вам, ни пера!

2. Систематизация знаний

1  конкурс  «Прятки»

Ребята, предлагаю вам прочитать текст, в котором есть фразеологизмы. Найдите их и подчеркните маркерами. За каждый найденный фразеологизм вы получите по 1 баллу. (Их 9)

  • Отложите ваши маркеры. Назовите найденные вами фразеологизмы. Прошу команды-соперницы внимательно слушать, считать, проверять и дополнять сказанное.
  • Попутно объясняем значение фразеологизма одним словом. 

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмём хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперёд:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»

А гуси и утки-сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе! Воды в рот набрал!

Лентяй отдыхает, а время идёт-

Под камень лежачий вода не течёт.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом!

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».

  • Испытывали ли вы трудности?
  • Проверьте, внесли ли ответственные результаты в таблицу (открыть).
  • Сегодняшнее занятие призвано помочь нам в решении затрудений.

2  конкурс  «Угадай-ка» 

      Ребята,  в этом конкурсе каждой команде предлагаются картинки, на которых зашифрованы фразеологизмы. В папке Гугл диска найдите файл “Угадай-ка”. За каждый разгаданный и объясненный фразеологизм вы получаете 2 балла.

Команда 1

C:\Users\1F43~1\AppData\Local\Temp\Rar$DRa244.17079\10 фразеологизмов\1. Спустя рукава.JPGспустя рукава C:\Users\1F43~1\AppData\Local\Temp\Rar$DRa244.19134\10 фразеологизмов\3. За двумя зайцами.JPGза двумя зайцами

Команда 2

C:\Users\1F43~1\AppData\Local\Temp\Rar$DRa244.32118\10 фразеологизмов\4. Заткнуть за пояс.JPGзаткнуть за пояс C:\Users\1F43~1\AppData\Local\Temp\Rar$DRa244.32687\10 фразеологизмов\6. Делать из мухи слона.JPGделать из мухи слона Команда 3

C:\Users\1F43~1\AppData\Local\Temp\Rar$DRa244.39442\10 фразеологизмов\8. Белая ворона.JPGбелая воронаC:\Users\1F43~1\AppData\Local\Temp\Rar$DRa244.42141\10 фразеологизмов\9. Вилами по воде писано.JPGвилами по воде писать

  • Ребята, какие фразеологизмы вы угадали? Когда мы их используем? Как часто в речи вы обращаетесь к таким оборотам?
  • Проверьте, внесли ли ответственные результаты в таблицу (открыть).

3  конкурс  «Синонимы»

        Ребята, возьмите лист 3 с заданием для каждой команды. Вам нужно соотнести фразеологизмы. Каждая пара фразеологизмов оценивается 1 баллом.

  • Сопоставьте фразеологизмы

1 команда

со всех ног

не покладая рук

все как один

не успел глазом моргнуть

как полотно

и стар и млад

в один миг

на нём лица нет

до седьмого пота

во все лопатки

2 команда

не жалея сил

мчаться на всех парусах

быть под боком

повернуться негде

нести ахинею

пороть чепуху

рукой подать

как сельдей в бочке.

во всю прыть

в поте лица

3 команда

что есть духу

как один человек

молоть ерунду

все как на подбор

замести следы

спрятать концы в воду

нести галиматью

один к одному

только пятки засверкали

от мала до велика

  • Как выполнение этого задания поможет нам достичь цели занятия, т.е. обогатить нашу речь?
  • Проверьте, внесли ли ответственные результаты в таблицу (открыть).

4 конкурс «Пантомима»

        Ребята, предлагаю вам отвлечься от нетбуков и стать актерами. Каждая команда получает карточку, в которой написан  фразеологизм. Команде необходимо обыграть его. За актерское мастерство вы получите 1 балл. Если команды-соперницы угадают фразеологизм и объяснят его значение, то они получают 2 балла. Если команды готовы, прошу поднять руку.

1 к. засучив рукава

2к. вешать лапшу на уши.

3к. воды в рот набрать

  • Молодцы, ребята. В вашей копилке появились еще три фразеологических оборота.
  • Проверьте, внесли ли ответственные результаты в таблицу (открыть).

5 конкурс «Художники» 

        Команды, откройте нетбуки, в ваших папках находится файл “Художники”, в котором написан  фразеологизм. Команде необходимо нарисовать его в приложении Point, которое находится на нижней панели меню,  и объяснить значение. Готовую работу отправьте на Гугл диск при помощи команды «сохранить как» на Гугл диск в папку «Викторина по фразеологизмам». Лучшая работа оценивается 2 баллами.

1к. как две капли воды

2к. развесить уши

3к. водить за нос

        Что важно знать о фразеологизмах, чтобы угадать их в рисунке? (они несут переносное значение)

  • Проверьте, внесли ли ответственные результаты в таблицу (открыть).

6 конкурс   «Мастерская писателя»

  • В вашей папке на Гугл диске находится творческое задание. Откройте файл “Мастерская писателя”. Прочитайте задание. Что вы будете делать? Предлагаю вам воспользоваться словарями и словами для справок.

Сделай текст более выразительным, заменив по возможности, слова фразеологизмами.

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, отвлекаться и бездельничать. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, ничего не делал, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте нам было бы стыдно и  нас мучила бы совесть. А этому, что ни толкуй – все без толку, только услышал и тут же забыл. И таким он, оказывается, был и совсем маленьким, и теперь, вымахавши огромного росту. Все ему нипочем. – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен впустую говорить и ничего не делать. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурика проучить, наказать…

(По Э.А. Вартаньяну)

Слова для справок: считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря,  палец о палец не ударял, сквозь землю провалились, мучили угрызения совести, в одно ухо влетает, в другое вылетает, от горшка два вершка, с коломенскую версту,как с гуся вода,  что об стенку горох, бросать слова на ветер, сидеть сложа руки,  всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку, где раки зимуют.

  • Команды готовы? Какая команда первой представит свою работу?
  • Предлагаю вам сравнить ваши творения с оригинальным  текстом, созданным писателем.
  • Чем они отличаются?
  • Что позволило авторскому тексту стать динамичным, живым, выразительным?

        Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему, что об стенку горох.

– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют...

(По Э.А. Вартаньяну)

3. Итог. Рефлексия

  • Сделайте вывод: какова же роль фразеологизмов в речи?
  • Проверьте, внесли ли ответственные результаты в таблицу (открыть).
  • Подведение итогов (таблица Гугл)
  • Ребята, вам понравилось участвовать в турнире? (…) Мне тоже понравилось. Что мы с вами сегодня делали на занятии? (Вспоминали, что такое фразеологизмы, обобщали наши знания).
  • Какие новые фразеологизмы вы узнали сегодня?

Мы активно сегодня поработали, многое повторили, обобщили наши знания. Как каждый из вас оценит свой вклад в нашу общую работу? У вас на столах лежат карточки с фразеологизмами. Оцените свою работу с помощью фразеологизма.

  • Команды, спасибо вам за участие в турнире. Мне бы хотелось, чтобы фразеологизмы, которые вы сегодня узнали, прочно вошли в вашу речь и сделали ее ярче, динамичнее, выразительнее.

        Список использованной литературы.

1. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Авт. - сост. В.Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.

2. Фразеологический словарь для школьников с приложениями. Авт.-сост. Субботина Л.А.- Москва: АСТ: Lingua, 2014. - 637, [1] с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия по русскому языку «Путешествие по бескрайнему морю Русского языка и Литературы»

В данном конспекте разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе. ...

Сценарий внеурочного занятия по русскому языку

Тема занятия "Морфемика". Занятие составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности "Тайны русского языка"....

Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе

Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе...

Внеклассное занятие по русскому языку "Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное занятие по русскому языку  "Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка"...

Материалы к внеурочным занятиям по русскому языку

Интересные задания по русскому языку помогут в подготовке викторин, конкурсов, других видов занятий...

Внеурочное занятие по русскому языку «Выразительность художественной речи»

   Успешное овладение знаниями учащимися общеобразовательной школы невозможно без интереса к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Но все же наиболее привлекательными...

Внеурочное занятие по русскому языку «Турнир грамотеев»

Цели:  проверить знания учащихся по русскому языку в игровой форме;Задачи:- формировать положительную мотивацию к изучению предмета;- воспитывать  любовь  к родному языку;- развивать ре...