Внеурочное занятие по русскому языку в 5-7 классах "Фразеологиечкий турнир". Занятие проводилось на фестивале ИКТ "1 ученик - 1 компьютер"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Тема «Фразеология» современными детьми усваивается сложно. В качестве закрепления и повторения была выбрана форма турнира. Это интересно, повышает мотивацию учащихся, позволяет в игровой форме повторить уже известный материал, открыть что-то новое. Применение ИКТ сделало занятие ярким, насыщенным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_bichurina_konspekt_1_1.docx | 180.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Бичурина Юлия Сергеевна
Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы
Образовательная организация: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» муниципального образования город Ноябрьск
Фразеологический турнир
Раздел «Лексика». 5 класс. Программа разработана на основе примерной рабочей программы В.В.Бабайцевой.
Цель: формировать навыки лингвистического анализа текста с фразеологизмами.
Планируемые результаты:
личностные:
создать условия для формирования интереса к учебной деятельности;
метапредметные:
регулятивные: формировать умения оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий и действий других;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с фразеологизмами;
коммуникативные: участвовать в различных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, групповой); выражать свою точку зрения, адекватно воспринимать другое мнение и позицию;
предметные: роль фразеологизма в русском языке.
Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, метод поискового обобщения.
Педагогические технологии: технология обучения в сотрудничестве; проблемное обучение, игровые технологии.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята, предлагаю вам выбрать из шляпы жетон, чтобы создать команды. Сядьте по командам. Переверните жетоны и сложите высказывание. (семи пядей во лбу, комар носа не подточит, водой не разольешь). Что у вас получилось? Правильно, а что это такое? (устойчивое выражение в переносном смысле). Встречались ли вы с этими выражениями в живой речи? Как называются эти выражения? Для чего, по вашему мнению, нужно знать фразеологизмы? Сегодня мы будем участвовать во «Фразеологическом турнире», на котором вы покажете свои знания и поделитесь ими с одноклассниками. Название ваших команд уже прозвучали.
В помощь вам я предлагаю словари фразеологизмов, также вы можете использовать ресурсы Интернета. На ваших столах нетбуки и папки с заданиями. С этими материалами мы будем работать в течение нашего мероприятия.
А теперь выберите ответственного, который будет ставить баллы за конкурсы в таблицу. От его внимательности будет зависеть результат команды. Таблица находится в папке на Гугл-диске, откройте ее. Вы работаете в команде, поэтому прошу вас не забывать правила работы в группе. Они перед вами.
На доске критерии оценивания каждого конкурса. Обратите внимание: эти критерии прописаны и в таблице.
Команды готовы? Прошу занять свои игровые места. Итак, можно приступать к игре. Ни пуха вам, ни пера!
2. Систематизация знаний
1 конкурс «Прятки»
Ребята, предлагаю вам прочитать текст, в котором есть фразеологизмы. Найдите их и подчеркните маркерами. За каждый найденный фразеологизм вы получите по 1 баллу. (Их 9)
- Отложите ваши маркеры. Назовите найденные вами фразеологизмы. Прошу команды-соперницы внимательно слушать, считать, проверять и дополнять сказанное.
- Попутно объясняем значение фразеологизма одним словом.
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки-сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт-
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».
- Испытывали ли вы трудности?
- Проверьте, внесли ли ответственные результаты в таблицу (открыть).
- Сегодняшнее занятие призвано помочь нам в решении затрудений.
2 конкурс «Угадай-ка»
Ребята, в этом конкурсе каждой команде предлагаются картинки, на которых зашифрованы фразеологизмы. В папке Гугл диска найдите файл “Угадай-ка”. За каждый разгаданный и объясненный фразеологизм вы получаете 2 балла.
Команда 1
спустя рукава за двумя зайцами
Команда 2
заткнуть за пояс делать из мухи слона Команда 3
белая воронавилами по воде писать
- Ребята, какие фразеологизмы вы угадали? Когда мы их используем? Как часто в речи вы обращаетесь к таким оборотам?
- Проверьте, внесли ли ответственные результаты в таблицу (открыть).
3 конкурс «Синонимы»
Ребята, возьмите лист 3 с заданием для каждой команды. Вам нужно соотнести фразеологизмы. Каждая пара фразеологизмов оценивается 1 баллом.
- Сопоставьте фразеологизмы
1 команда
со всех ног не покладая рук все как один не успел глазом моргнуть как полотно | и стар и млад в один миг на нём лица нет до седьмого пота во все лопатки |
2 команда
не жалея сил мчаться на всех парусах быть под боком повернуться негде нести ахинею | пороть чепуху рукой подать как сельдей в бочке. во всю прыть в поте лица |
3 команда
что есть духу как один человек молоть ерунду все как на подбор замести следы | спрятать концы в воду нести галиматью один к одному только пятки засверкали от мала до велика |
- Как выполнение этого задания поможет нам достичь цели занятия, т.е. обогатить нашу речь?
- Проверьте, внесли ли ответственные результаты в таблицу (открыть).
4 конкурс «Пантомима»
Ребята, предлагаю вам отвлечься от нетбуков и стать актерами. Каждая команда получает карточку, в которой написан фразеологизм. Команде необходимо обыграть его. За актерское мастерство вы получите 1 балл. Если команды-соперницы угадают фразеологизм и объяснят его значение, то они получают 2 балла. Если команды готовы, прошу поднять руку.
1 к. засучив рукава
2к. вешать лапшу на уши.
3к. воды в рот набрать
- Молодцы, ребята. В вашей копилке появились еще три фразеологических оборота.
- Проверьте, внесли ли ответственные результаты в таблицу (открыть).
5 конкурс «Художники»
Команды, откройте нетбуки, в ваших папках находится файл “Художники”, в котором написан фразеологизм. Команде необходимо нарисовать его в приложении Point, которое находится на нижней панели меню, и объяснить значение. Готовую работу отправьте на Гугл диск при помощи команды «сохранить как» на Гугл диск в папку «Викторина по фразеологизмам». Лучшая работа оценивается 2 баллами.
1к. как две капли воды
2к. развесить уши
3к. водить за нос
Что важно знать о фразеологизмах, чтобы угадать их в рисунке? (они несут переносное значение)
- Проверьте, внесли ли ответственные результаты в таблицу (открыть).
6 конкурс «Мастерская писателя»
- В вашей папке на Гугл диске находится творческое задание. Откройте файл “Мастерская писателя”. Прочитайте задание. Что вы будете делать? Предлагаю вам воспользоваться словарями и словами для справок.
Сделай текст более выразительным, заменив по возможности, слова фразеологизмами.
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, отвлекаться и бездельничать. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, ничего не делал, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте нам было бы стыдно и нас мучила бы совесть. А этому, что ни толкуй – все без толку, только услышал и тут же забыл. И таким он, оказывается, был и совсем маленьким, и теперь, вымахавши огромного росту. Все ему нипочем. – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен впустую говорить и ничего не делать. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурика проучить, наказать…
(По Э.А. Вартаньяну)
Слова для справок: считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря, палец о палец не ударял, сквозь землю провалились, мучили угрызения совести, в одно ухо влетает, в другое вылетает, от горшка два вершка, с коломенскую версту,как с гуся вода, что об стенку горох, бросать слова на ветер, сидеть сложа руки, всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку, где раки зимуют.
- Команды готовы? Какая команда первой представит свою работу?
- Предлагаю вам сравнить ваши творения с оригинальным текстом, созданным писателем.
- Чем они отличаются?
- Что позволило авторскому тексту стать динамичным, живым, выразительным?
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему, что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют...
(По Э.А. Вартаньяну)
3. Итог. Рефлексия
- Сделайте вывод: какова же роль фразеологизмов в речи?
- Проверьте, внесли ли ответственные результаты в таблицу (открыть).
- Подведение итогов (таблица Гугл)
- Ребята, вам понравилось участвовать в турнире? (…) Мне тоже понравилось. Что мы с вами сегодня делали на занятии? (Вспоминали, что такое фразеологизмы, обобщали наши знания).
- Какие новые фразеологизмы вы узнали сегодня?
Мы активно сегодня поработали, многое повторили, обобщили наши знания. Как каждый из вас оценит свой вклад в нашу общую работу? У вас на столах лежат карточки с фразеологизмами. Оцените свою работу с помощью фразеологизма.
- Команды, спасибо вам за участие в турнире. Мне бы хотелось, чтобы фразеологизмы, которые вы сегодня узнали, прочно вошли в вашу речь и сделали ее ярче, динамичнее, выразительнее.
Список использованной литературы.
1. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Авт. - сост. В.Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
2. Фразеологический словарь для школьников с приложениями. Авт.-сост. Субботина Л.А.- Москва: АСТ: Lingua, 2014. - 637, [1] с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеурочного занятия по русскому языку «Путешествие по бескрайнему морю Русского языка и Литературы»
В данном конспекте разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе. ...
Сценарий внеурочного занятия по русскому языку
Тема занятия "Морфемика". Занятие составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности "Тайны русского языка"....
Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе
Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе...
Внеклассное занятие по русскому языку "Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка"
Внеклассное занятие по русскому языку "Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка"...
Материалы к внеурочным занятиям по русскому языку
Интересные задания по русскому языку помогут в подготовке викторин, конкурсов, других видов занятий...
Внеурочное занятие по русскому языку «Выразительность художественной речи»
Успешное овладение знаниями учащимися общеобразовательной школы невозможно без интереса к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Но все же наиболее привлекательными...
Внеурочное занятие по русскому языку «Турнир грамотеев»
Цели: проверить знания учащихся по русскому языку в игровой форме;Задачи:- формировать положительную мотивацию к изучению предмета;- воспитывать любовь к родному языку;- развивать ре...
- Мне нравится (4)