Турнир юных математиков(5-6 класс)
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Турнир юных математиков(5-6 класс)
Цели:
1. Привитие интереса к математике как элементу общечеловеческой культуры; популяризация среди учащихся занимательных задач, развитие познавательного интереса, интеллекта.
2. Проверка знаний учащихся по обязательным результатам обучения.
3. Развитие у учащихся навыков хорошего поведения в обществе, навыков общения и совместной деятельности.
Вступление
Ведущий:
Сегодня у нас с вами математический вечер – викторина. Эта викторина посвящается замечательной науке – математике, о которой еще Ломоносов сказал: “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”. Викторина будет состоять из трех туров:
1 тур – конкурс капитанов «Веселые вопросы»
2 тур – занимательные задачи.
3 тур –математическая эстафета
Ведущий:
На викторину приплыли рыбки и доставили с собой веселые вопросы. Вопросы разные - одни легче, другие труднее. Поэтому каждый капитан ответит на вопрос той рыбки, которую он “поймает”. На обдумывание дается 15 секунд.
1 тур – конкурс капитанов “Веселые вопросы”
За верный ответ-1 балл.
Вопросы:
1. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках?
Ответ: 50.
2. Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую?
Ответ: 5 минут.
3. Спутник Земли делает один оборот за 100 минут, а другой оборот за 1 час 40 мин. Как это объяснить?
Ответ: 1 час 40 мин. = 100 мин.
4. Рыба весит 8 кг плюс половина ее собственного веса. Сколько весит рыба?
Ответ: 16 кг.
5. У Мамеда было десять овец. Все, кроме девяти, околели. Сколько овец осталось у Мамеда?
Ответ: 9 овец.
6. Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая может вместить лишь одного, но оба переправились. Как это могло случиться?
Ответ: Они подошли к разным берегам.
7. Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?
Ответ: 30 км.
8. Врач прописал три укола. Через полчаса на укол. Через сколько часов будут сделаны все уколы?
Ответ: через 1 час.
9. Два отца и два сына купили три апельсина. Каждому из них досталось по апельсину. Как это могло случиться?
Ответ: дед-отец-сын.
10. В семье 7 братьев, у каждого по одной сестре. Сколько детей в семье?
Ответ: 8 детей.
11. Палку распилили на 12 частей. Сколько сделали распилов?
Ответ: 11.
12. Птицелов поймал в клетку 5 синиц, по дороге встретил 5 учениц. Каждой подарил по синице, в клетке осталась одна птица. Как это могло случиться?
Ответ: Последнюю синицу отдал вместе с клеткой.
13. В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько всего кошек в комнате?
Ответ: 4 кошки.
14. Профессор ложится спать в восемь часов вечера. Будильник заводит на девять. Сколько спит профессор?
Ответ: 1 час.
15. Угол в 1 1/2 ° рассматривают в лупу, увеличивающую в 4 раза. Какой величины покажется угол?
Ответ: 1 1/2 °.
16. Вы – пилот самолета. Самолет летит в Лондон через Париж. Высота полета 8 тысяч метров, температура за бортом минус 40 градусов, средняя скорость 900 км/ч. Сколько лет пилоту?
Ответ: Столько, сколько капитану.
Разминка
- Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть)
- Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)
- Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три)
- Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (один, а не четыре)
- Меньше в десять раз, чем метр, всем известно… (дециметр)
- Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три)
- У меня собачка есть, у нее хвостов аж… (один, а не шесть)
- У доски ты говори, что концов у палки… (два, а не три)
- Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять)
- На уроках будешь спать, за ответ получишь… (два, а не пять)
- Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)
- Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего… (пять, а не четыре).
2 тур – «Занимательные задачи»
Задание 1: расставить знаки действия, скобки.
За каждый верный ответ-1 балл.
7 7 7 7 7 7 7=6
7 7 7 7 7 7 7=7
7 7 7 7 7 7 7=8
7 7 7 7 7 7 7=10
7 7 7 7 7 7 7=49
ОТВЕТ:
(7+7+7+7+7+7):7=6
(7*7-7*7+7*7):7=7
777:777+7=8
7:7+7:7+7:7+7=10
7+7+7+7+7+7+7=49
7 Х 8 = ? ( 56 )
9 Х 6 = ? ( 54 )
Задание 2: “Сосчитай фигуры”. Сколько на рисунке треугольников, параллелограммов, ромбов, трапеций, прямоугольников.
За верный ответ-1 балл.
Задание 3: Математика в стихах.
1. 1 балл –
Два сына и два отца
Съели по два яйца.
По сколько яиц съел каждый?
(по одному)
2. 2 балла –
О какой фигуре идет речь?
Мне служит головой вершина.
А то , что вы считаете ногами,
Все называют сторонами.
(угол)
3. 3 балла –
О какой фигуре идет речь?
Я – невидимка! В этом суть моя.
Хотя меня нельзя измерить,
настолько я ничтожна и мала.
(точка)
4. 4 балла –
Двое пошли – 3 гвоздя нашли.
Следом четверо пойдут – много ли гвоздей найдут?
(скорее всего ничего не найдут)
5. 5 баллов –
Мельница 12 мер овса
Размелет в полтора часа.
Теперь скажи : в какой же срок
16 мер исполнить ей урок?
(2 часа)
Задание 4: Мысли логически.
1. 1 балл – Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина – Алексей Владимирович. Как зовут гражданина?
(Владимир Николаевич)
2. 2 балла – Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнца?
(нет, так как будет ночь)
3. 3 балла – Портной имеет кусок сукна в 16 м, от которого он отрезает ежедневно по 2 м.
По истечении скольких дней он отрежет последний кусок?
(7 дней)
4. 4 балла – Вчера мой знакомый попал под дождь. Ни шляпы , ни зонта он с собой не взял. Укрыться от дождя было негде. Когда он добрался домой , вода с него лилась ручьями, но ни один волос на его голове не промок. Почему?
(он был лысым)
5. 5 баллов – Как можно одним мешком пшеницы, смоловши ее наполнить два мешка, которые столь же велики, как и мешок в котором находиться пшеница ?
(Надо один пустой мешок вложить в другой такой же, а затем в него насыпать смолотую пшеницу.)
Задание 5: Найди закономерность.
1. 1 балл – Продолжи ряд чисел: 3, 7, 11, 15, 19, …
( 23, 27, …)
2. 2 балла – Найдите лишнее слово: метр, дециметр, килограмм, сантиметр, миллиметр
(Килограмм)
3. 3 балла – Продолжи ряд чисел: 4, 5, 8, 9, 12, 13, …
(16)
4. 4 балла – На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера?
(На 19 день)
5. 5 баллов – Корова -2, овца -2, свинья -3, собака -3, кошка -3, кукушка -4, петух -8, ослик - ? (2)
Задание 6: Логогрифы
В первой части логогрифа надо догадаться, о каком слове говорится. Затем в отгаданное слово вставить добавочно одну или две буквы и получить новое слово.
За верный ответ-1 балл.
1. Арифметический я знак,
В задачнике найдешь меня
Во многих строчках,
Лишь “О” ты вставишь,
Зная как и я – географическая точка. (Плюс-полюс).
2. Я – цифра меньше 10,
Меня тебе легко найти.
Но если букве “Я”
Прикажешь рядом встать:
Я – все: отец, и ты, и дедушка, и мать! (Семь – семья).
3. Я – пространственное тело,
И не сложен я с натуры,
Если ж вставить “Л” умело,
Стану домом я культуры. (Куб – клуб).
4. Я – высокая скала,
Если в слове буква “А”,
Если “А” на “Б” меняем,
То верблюда вспоминаем. (Гора – горб).
5. Он – грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки,
А заменишь “У” на “О” –
Будет круглое число. (Сурок – сорок).
Разминка “Кто самый внимательный”
Участвуют по 1 человеку от каждой команды.
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз
Лишь скажу я слово три”
Приз немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали
Распотрошили, а внутри.
Рыбешек мелких увидали
И не одну, а целых ….. две.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом
Смотри на старте не хитри
А жди команду: раз, два,… , марш.
Когда стихи запомнить хочешь.
Их не зубри до поздней ночи.
А про себя их повтори.
Разок, другой. Но лучше…… пять.
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать
Ну что ж друзья вы приз не взял и,
Когда была возможность взять?
3 тур – «Математическая эстафета»
Командам по очереди задают по одному вопросу. Время на обдумывание- 30 секунд.
За верный ответ-1 балл.
- Чему равна треть суток? (8 часов)
- Чему равна шестая часть суток? (4 часа)
- Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей осталось? (2 свечи, те, что потушили, остальные сгорели)
- Летела стая уток. Всего 5. Одну убили. Сколько осталось? (одна, остальные улетели) 0 Х 112 =? (0)
- На какое число невозможно деление? (на 0)
- Как называются числа, которые складывают? (слагаемые)
- Как называются числа, которые умножают? (множители)
- Сколько месяцев в году содержат по 30 дней? (11, кроме февраля)
- Сколько месяцев в году содержат по 31 день? (семь)
- Фигура, имеющая 3 стороны, 3 вершины. (треугольник)
- Прямоугольник с равными сторонами. (квадрат)
- Как называется фигура, у которой 3 и более углов? (многоугольник)
- Как называется сумма длин всех сторон многоугольника? (периметр)
- Какое число делится на все числа без остатка? (0)
- Чему равно произведение всех цифр? (0)
- Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30)
- Двое играли в шашки четыре часа. Сколько часов играл каждый из них? (4)
- В семье два отца и два сына. Сколько мужчин в семье? (3)
- У родителей пять сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько всего детей в семье? (6)
- Наименьшее натуральное число? (1)
- Наибольшее натуральное число? (не существует)
- Единица скорости на море? (узел)
- Чему равен 1 пуд? (16 кг)
- Периметр квадрата 20 см. Чему равна его площадь?(25)
- Что ищем, решая уравнение? (корень)
- Результат вычитания. (разность)
- Результат деления? (частное)
- Сколько центнеров в тонне? (10)
- Сколько существует цифр? (10)
- Как называются цифры третьего разряда? (сотни)
- Наименьшее трехзначное число? (100)
- Сколько вершин у куба? (8)
- Как называется число, из которого вычитают? (Уменьшаемое)
- Ограниченная часть прямой? (отрезок)
- Результат деления? (Частное)
- Чему равна десятая часть сантиметра? (миллиметр)
- В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (10)
Ведущий.
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в игре отличился?
Слово жюри. Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Турнир юных математиков
Внеклассное мероприятие по математике в 5 классе...
"Турнир юных математиков", внеклассное мероприятие.
Разработка сценария внеклассного мероприятия по математике для учащихся 5 -го класса в середине учебного года. Можно провести в рамках урока или во внеурочное время. Задачи мероприятия: ·...
Интеллектуальный турнир "Юный математик"
Интеллектуальный турнир «Юный математик» разработан для учащихся шестых классов. Он состоит из двух блоков: познавательного, где учащиеся знакомятся с методами решения олимпиад...
Турнир юных математиков
Данный турнир проводился среди учеников 5 классов на неделе математики....
Математический турнир "Юный математик"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для 9 класса...
«Турнир юных математиков»
В нашей школе хорошей традицией стало проведение для учащихся в ноябре месяце каждого года познавательной игры. Проведение таких мероприятий дает возможность каждому учащемуся попробовать и проверить ...
Внеклассное мероприятие по математике для 5 классов "Турнир юных математиков"
Цель: · Развитие логическое мышления, смекалки и сообразительности учащихся, интуиции, внимания.· Формирование навыков общ...