Турнир юных математиков
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Захарова Юлия Вячеславовна

Данный турнир проводился среди учеников 5 классов на неделе математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turnir_yunykh_matematikov.docx30.97 КБ
Файл turnir_v_5_klasse.pptx322.28 КБ

Предварительный просмотр:

Турнир юных математиков.

 

Проводится: с учащимися 5- классов.

 

Вступительное слово  учителя

 

Учитель: Здравствуйте дорогие друзья! Мы рады Вас приветствовать на нашем математическом турнире. Мы надеемся, вы поймете, что математика не только сложная и серьезная наука, но и очень веселая и интересная.

И так, начинаем математический турнир!

 Трое учеников  читают стихотворение   М. Борзаковского    «Математика повсюду»

                                         

                                          Математика повсюду.

                                          Глазом только поведешь

                                          И примеров сразу уйму

                                          Ты вокруг себя найдешь.

                                                   Каждый день, вставая бодро,

                                                   Начинаешь уж решать:

                                                   Идти тихо или быстро,

                                                   Чтобы в класс не опоздать.

                                          Вот строительство большое.

                                          Прежде, чем его начать,

                                          Нужно все еще подробно

                                          Начертить и рассчитать.

                                                  А иначе рамы будут с перекосом,

                                                  Потолок провалится.

                                                  А кому, друзья, скажите,

                                                  Это может нравиться?

                                         Ох, скажу я вам, ребята,

                                         Все примеры не назвать.

                                         Но должно быть всем понятно,

                                         Что математику

                                         Нам нужно знать на пять.

                                                 Если хочешь строить мост,

                                                 Наблюдать движенье звезд,

                                                 Управлять машиной в поле

                                                 Иль вести машину ввысь,

                                                 Хорошо работай  в школе,

                                                 Добросовестно учись.

Учитель: На нашем турнире работает самое справедливое в мире жюри, которое будет оценивать выступления команд (представляет жюри).  

 I  конкурс

 Учитель: Первый конкурс – это представление команды. Конкурс оценивается 5 баллами. Необходимо капитану представить свою команду, девиз .А также продемонстрировать эмблему своей команды.

2 конкурс

 Учитель: Тур второй мы начинаем

Победителей узнаем.

Конкурс назовем Разминкой,

Постарайтесь – без ошибки.

 

Учитель: В этом конкурсе участвует вся команда. Я задаю вопросы, а вы  отвечаете. Если во время ответа команды, другая команда будет подсказывать, то с этой команды будут сниматься баллы. Конкурс оценивается 9 баллами: за каждый верный вопрос – плюс один балл                        Конкурс «Разминка»

Вопросы 1 команде

  1. Если числитель больше знаменателя, то дробь является правильной?       (нет)

  1.  Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько нужно минут, чтобы сварить 5 яиц? (4 минуты)

  1. Может ли при умножении получится ноль?      (да)
  2. Результат сложения? (сумма)
  3. Прибор для измерения длины отрезков? (линейка)
  4. Сколько  цифр  вы  знаете?(10)
  5. Инструмент для построения  окружностей  в тетради.
  6. Сколько кг. в 1 ц.?
  7. Бревно распилили  на 13 частей. Сколько раз  приходилось пилить.?

Вопросы 2 команде

 

  1. У квадрата все стороны равны?       (да)

      2.Периметр – это сумма всех сторон?         (да)

3Единица – самое маленькое натуральное число?              (да)

4Что найдем, если расстояние разделим на скорость? (время)

5Наибольшее двузначное число.(99)

6.Результат вычитания? (разность)

7.Что больше: произведение всех цифр или их сумма?(сумма)

8.Чему равен периметр прямоугольника,  если его длина 4 см, а ширина 2 см? (12см)

9.Сколько концов у 4 палок ?

Вопросы 3 команде

  1.  Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?
  2. Если числитель равен знаменателю, то дробь является неправильной?              (да)
  3. Скорость , умноженная  на время .
  4. Результат сложения.(сумма)
  5. Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько весит петух, если встанет на обе ноги ?.(5 кг)
  6. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
  7. Сколько кг в 1 тонне?(1000 кг)
  8. Наименьшее  двузначное число.(10)
  9. Чему равен периметр квадрата со стороной 4 см? (16 см)

 

 

 

 

Учитель: Слово для оценки 2 конкурса предоставляется жюри.

3 конкурс

Конкурс узнай  название зверька, зашифрованного в ответах

Расшифруйте название зверька, который живет на юге Подмосковья. Для этого решите примеры и заполните таблицу. За конкурс дается 4 балла. Побеждает  команда, которая быстрее всех, а главное правильно выполнит  задание

         К    1338 : 6 =

   Т    555 : 15 =

   Н    58 · 3 + 254 =

   Ч    89 · 5 – 300 =

   А    100 – 4 · 13 =

   И    48 : ( 125 – 41 · 3 ) =

   У    10372 – 10300 =

   Ш    53 + 88 + 98 =

37

72

239

223

48

428

145

24

223

№2. Узнайте название животного, которое бегает быстрее всех. Для этого решите примеры и заполните таблицу

   Е    52 – 3 · 15 =

   Д    567 – 14 · 19 =

   Г    476 – 76 + 1267 =

   П    ( 570 + 430 ) : 50 =

   А    ( 158 + 13 – 114 ) – 12 =

   Р    101 · 2 – 79 =

1667

7

20

684

123

301

     

 

4 конкурс

Конкурс загадок

Сейчас по очереди я буду загадывать загадки командам, если команда не знает ответа, то вопрос адресуется второй команде. За верно разгаданную загадку дается по 1 баллу.

1. Пять  мальчиков  живут в  тёмных  чуланчиках ( перчатки)

2. Спинка, доска  и  четыре  ноги – что  я  задумал, скорей  назови! ( стул)

3. Шевелились у  цветка  все  четыре  лепестка. Я сорвать  его хотел, он  вспорхнул  и  улетел.( бабочка)

4. Отгадайте – ка, ребятки. Что  за  цифра – акробатка?  Если  на  голову  встанет.  Ровно  на  три больше станет.( шесть)

5. Братцев  этих  ровно  семь. Вам  они  известны  всем. Каждую  неделю  кругом ходят  братцы  друг  за  другом. Попрощается  последний – появляется  передний. (дни  недели)

6. Две  сестрицы  друг  за  другом  пробегают  круг  за  кругом: коротышка – только  раз, та, что  выше -  каждый  час.( стрелки  часов)

5 конкурс

Соображай-ка

Народная мудрость гласит "Ум без догадки гроша не стоит". Итак, дерзайте.

1.Заметить закономерность в рядах чисел, записать в каждую строчку по два следующих числа.

2,3,4,5,6,7…                  3,7,11,15,19,23…

9,1,7,1,5,1,…                5,10,15,20,25,30,...

4,5,8,9,12,13,…            25,25,21,21,17,17,…

1,2,4,8,16,32,…

2. Буквы спрятались. Найдите спрятанные буквы и запишите слова.

1. МТМТК 2.МТР 3.ТНН 4.МНТ 5. ЗДЧ

Ответ: математика, метр, тонна, минута, задача.

6 конкурс

Конкурс   «Заморочки из мешочка  » ( с  сюрпризом)

Иногда заумные вопросы        
Встречаются на жизненном пути.
Но если взяться всей командой
Решение легко найти.

Условия конкурса: члены команд по очереди вынимают бочонки с номерами.  Учитель зачитывает вопрос под этим номером. Бочонок с номером 90 является счастливым, так как команда, не отвечая, получает 1 балл. Если команда, вытащившая бочонок, посовещавшись, дает верный ответ, ей начисляется 1 очко. В противном случае право ответа предоставляется игрокам другой команды.

Заморочки: 

  1. Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30км)
  2. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? ( 50)
  3. Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11)
  4. Крышка стола имеет 4 угла. Если один из них отпилить, сколько будет углов у крышки? (5)
  5. Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит кирпич? (3 кг)
  6. Врач прописал три укола. Через полчаса – на укол. Через сколько часов будет сделан последний укол? (1,5 ч)
  7. У Мамеда было десять овец. Все, кроме девяти, околели. Сколько овец осталось у Мамеда? (9)
  8. Если в 12 часов дня идет дождь, то можно ли утверждать, что через 36 часов будет солнечная погода? ( нет  будет ночь)
  9. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 мин)
  10. Какая  геометрическая  фигура нужна  для  наказания  детей? ( угол)
  11. Какие  геометрические  фигуры  дружат   с  солнцем? (лучи )
  12. Что тяжелее 1кг  гвоздей или  1 кг  куриных  перьев? (вес  одинаковый)
  13. Сколько  минут  в  часе? (60мин)
  14. Сколько  лет  в  одном  веке?  (100лет)
  15. Существует  ли  самое  большое  натуральное  число? (нет)
  16. В каждом из 4 углов сидит кошка, против каждой кошки еще по 3 кошки. Сколько всего кошек?
  17. Возраст дедушки выражается наименьшим трехзначным числом, которое записывается разными цифрами. Сколько лет дедушке?(102 г)
  18. Отцу 30 лет, а его сыну 5 лет. Через сколько лет отец будет старше сына на 27 лет? (никогда)

7 конкурс

Конкурс «Отгадай кроссворд»

Побеждает команда, которая быстрее других отгадает кроссворд. Конкурс оценивается 3 баллами.

  1. Конкурс

                                Будь внимателен.

Сначала послушайте индусскую притчу.

Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмёт того, кто пройдёт по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольёт ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошёл один. Вокруг него кричали, стреляли, всячески пугали и отвлекали. Но он не пролил молоко". Ты слышал крики, выстрелы? - спросил его магараджа. - Ты видел, как тебя пугали?" "Нет, повелитель я смотрел на молоко".

Не слышать и не видеть ничего постороннего, - вот до какой степени может быть сосредоточено внимание. Теперь мы проверим, насколько внимательны представители наших команд. Сейчас для вас я прочитаю задачу, но задача не простая. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце.

За задачу присуждается 2 балла.

Задача1:

У четы речных Медуз был всегда отменный вкус, 
И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.
На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон - 
Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.
А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.
Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.
И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.
Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!
Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам?                       (5 гостей)

Задача 2:

По столбу высотой 10 метров взбирается  

    улитка. За день она поднимется по столбу

    на 5 метров, а за ночь опускается на 4

    метра. Сколько дней понадобится, чтобы

    улитка поднялась на высоту столба? (10 дней)

Подведение итогов.

Жюри подводит итоги.

Ну а теперь мне бы хотелось, чтобы мы вместе подвели итоги нашей игры. В конвертах у каждой команды лежат высказывания. Какое высказывание на ваш взгляд близко вам и отражает ваши мысли о математике, о сегодняшней игре. Я даю вам две минутки ознакомиться и выбрать подходящее высказывание.

1.  "Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!"

Д. Пойа

2.  "Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым"

А.П. Конфорович

3.  "Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами"

Г. Лессинг

4.   "Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим"

Блез Паскаль

5.   "Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед".

А. Нивен

6.   "Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому".

Д. Пойа

7.   "Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать".

И. Лафатер

Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья, обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь
Говорю я: до свиданья,
До счастливых новых встреч.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

турнир юных математиков

Слайд 2

Гимн математике Почему торжественно вокруг? Слышите, как быстро смолкли речи? Это о царице всех наук Начинаем мы сегодня вечер! Не случайно ей такой почет! Это ей дано давать ответы, Как хороший выполнить расчет Для постройки здания, ракеты. Есть о математике молва, Что она в порядок ум приводит, Потому хорошие слова Часто говорят о ней в народе. Ты нам, математика, даешь Для победы трудностей закалку, Учится с тобою молодежь Развивать и волю, и смекалку. И за то, что в творческом труде Выручаешь в трудные моменты, Мы сегодня искренне тебе Посылаем гром аплодисментов!

Слайд 3

Чтобы спорилось нужное дело, Чтобы в жизни не знать неудач, Мы в поход отправляемся смело В мир загадок и сложных задач! Не беда, что идти далеко. Не боимся, что путь будет труден! Достижения крупные людям Никогда не давались легко!

Слайд 4

1 тур представление команд

Слайд 5

2 тур Разминка

Слайд 6

Тур второй мы начинаем Победителей узнаем. Конкурс назовем Разминкой, Постарайтесь – без ошибки.

Слайд 7

Вопросы 1 команде

Слайд 8

Вопросы 2 команде

Слайд 9

Вопросы 3 команде

Слайд 10

3 тур У знай название зверька,зашифрованного в ответах

Слайд 11

37 72 239 223 48 428 145 24 223

Слайд 12

37 72 239 223 48 428 145 24 223 т у ш к а н ч и к

Слайд 13

Узнайте название животного, которое бегает быстрее всех. Для этого решите примеры и заполните таблицу

Слайд 14

1667 7 20 684 123 301

Слайд 15

1667 7 20 684 123 301 г е п а р д

Слайд 16

4 тур конкурс загадок

Слайд 17

Пять мальчиков живут в тёмных чуланчиках

Слайд 18

Спинка, доска и четыре ноги – что я задумал, скорей назови!

Слайд 19

Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.

Слайд 20

Отгадайте – ка , ребятки. Что за цифра – акробатка? Если на голову встанет. Ровно на три больше станет.

Слайд 21

Братцев этих ровно семь. Вам они известны всем. Каждую неделю кругом ходят братцы друг за другом. Попрощается последний – появляется передний.

Слайд 22

Две сестрицы друг за другом пробегают круг за кругом: коротышка – только раз, та, что выше - каждый час

Слайд 23

Спинка, доска и четыре ноги – что я задумал, скорей назови!

Слайд 24

5 конкурс Соображай-ка Народная мудрость гласит "Ум без догадки гроша не стоит".

Слайд 25

1 .Заметить закономерность в рядах чисел, записать в каждую строчку по два следующих числа. 2,3,4,5,6,7… 3,7,11,15,19,23,… 9,1,7,1,5,1,… 5,10,15,20,25,30,… 4,5,8,9,12,13,… 25,25,21,21,17,17,… 1,2,4,8,16,32,…

Слайд 26

Заметить закономерность в рядах чисел и записать в каждую строчку по два следующих числа: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27 8, 8, 6, 6, 4, 4, 2, 2 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 9, 1, 7, 1, 5, 1, 3, 1 4, 5, 8, 9, 12, 13, 16, 17 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128 Решения

Слайд 27

2.Буквы спрятались Найдите их. 1.МТМТК 2.МТР 3.ТНН 4.МНТ 5. ЗДЧ

Слайд 28

1.Математика 2.Метр 3.Тонна 4.Минута 5.Задача

Слайд 29

6 конкурс Заморочки из мешочка Иногда заумные вопросы Встречаются на жизненном пути. Но если взяться всей командой Решение легко найти.

Слайд 30

7 тур КРОССВОРД

Слайд 31

1. Линия, которую нельзя свернуть. 2. Оценка плохого ученика. 3. Часть прямой, но не луч. 4. Ребус: в букве О число 7. 5. Единица измерения длины. 6. Прямоугольник, у которого все стороны равны. 7. В треугольнике их …. 8. Инструмент для измерения длины. 9. Форма Солнца, часов …. (не окружность, а …) 10. Результат сложения. Отгадайте слово, решив кроссворд 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 32

1 П Р Я М А Я 2 Д В А 3 О Т Р Е З О К 4 В О С Е М Ь 5 М Е Т Р 6 К В А Д Р А Т 7 Т Р И 8 Л И Н Е Й К А 9 К Р У Г 10 С У М М А

Слайд 33

8 конкурс Будь внимателен.

Слайд 34

Притча Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмёт того, кто пройдёт по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольёт ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошёл один. Вокруг него кричали, стреляли, всячески пугали и отвлекали. Но он не пролил молоко". Ты слышал крики, выстрелы? - спросил его магараджа. - Ты видел, как тебя пугали?" "Нет, повелитель я смотрел на молоко".

Слайд 35

Задача №1 У четы речных Медуз был всегда отменный вкус, И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз. На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон - Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен. А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван. Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом. И Бермудский крокодил тоже в гости заходил. Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз! Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам?

Слайд 36

Задача №2 По столбу высотой 10 метров взбирается улитка. За день она поднимется по столбу на 5 метров, а за ночь опускается на 4 метра. Сколько дней понадобится, чтобы улитка поднялась на высоту столба?

Слайд 37

9 конкурс Конкурс капитанов

Слайд 38

Вот закончилась игра Результат узнать пора. Кто же лучше всех трудился И в турнире отличился?

Слайд 39

«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» Д. Пойа «Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым» А.П. Конфорович «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами» Г. Лессинг «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед». А. Нивен «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому». Д. Пойа

Слайд 40

Всем спасибо за вниманье, За задор и звонкий смех, За азарт соревнованья, обеспечивший успех. Вот настал момент прощанья, Будет краткой моя речь Говорю я: до свиданья, До счастливых новых встреч.

Слайд 41

ПОЗДРАВЛЯЕМ КОМАНДУ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Турнир юных математиков

Внеклассное мероприятие по математике в 5 классе...

"Турнир юных математиков", внеклассное мероприятие.

Разработка сценария внеклассного мероприятия по математике для учащихся 5 -го класса в середине учебного года. Можно провести в рамках урока или во внеурочное время. Задачи мероприятия: ·...

Интеллектуальный турнир "Юный математик"

Интеллектуальный турнир  «Юный математик» разработан  для учащихся шестых классов. Он состоит  из двух блоков: познавательного, где  учащиеся знакомятся с методами решения олимпиад...

Турнир юных математиков(5-6 класс)

Игра Турнир юных математиков(5-6 класс)...

Математический турнир "Юный математик"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для 9 класса...

«Турнир юных математиков»

В нашей школе хорошей традицией стало проведение для учащихся в ноябре месяце каждого года познавательной игры. Проведение таких мероприятий дает возможность каждому учащемуся попробовать и проверить ...

Внеклассное мероприятие по математике для 5 классов "Турнир юных математиков"

Цель: ·       Развитие логическое мышления, смекалки и  сообразительности учащихся, интуиции, внимания.·       Формирование навыков общ...