«Турнир юных математиков»
занимательные факты по алгебре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

В нашей школе хорошей традицией стало проведение для учащихся в ноябре месяце каждого года познавательной игры. Проведение таких мероприятий дает возможность каждому учащемуся попробовать и проверить свои силы в достижении определенных успехов по определенным предметам, не думая о плохой отметке или вообще о плохом результате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matemat.-igra.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

    МБОУ «Кузьминская СОШ»

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5-11 классов.

«Турнир юных математиков»

Подготовили и провели

 учителя математики:

 Корнеева Т.А.,

 Лобчикова Е.Н.,

Ушакова Г.Н.

Ноябрь 2013 года.

 Многие ученики могут сказать: «Математика – это скука!» Поэтому одной из задач любого учителя математики является воспитание у его учеников интереса к своему предмету, к истории развития математики, как науки.

     В нашей школе хорошей традицией стало проведение для учащихся в ноябре месяце каждого года познавательной игры. Проведение таких мероприятий дает возможность каждому учащемуся попробовать и проверить свои силы в достижении определенных успехов по определенным предметам, не думая о плохой отметке или вообще о плохом результате. В этом году также было проведено внеклассное мероприятие по математике. Различные игровые формы, большой объём интересного информационного материала способствуют более серьезному и осознанному подходу учащихся к изучению математики на уроках. Понимая важность внеклассных мероприятий, учителями математики нашей школы проведено общешкольное мероприятие «Турнир юных математиков».

      В турнире принимали участие три команды из учащихся 5-11 классов, по 16 учащихся в каждой команде. Учащиеся из каждого класса были разбиты на три группы, из которых и сформировали команды.

     Целью игры является возможность показать учащимся, что математика может быть не только строгой наукой.

    Задачи игры:

- развитие логических и математических способностей учащихся;

- развитие интереса к предмету математики.

Вступительное слово учителя. Сегодня у нас с вами необычная игра.  Эта игра посвящена математике – одной из самых важных наук. На вопрос «Для чего изучают математику?» - замечательно ответил еще в 18 веке английский философ Роджер Бэкон: « Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества». На нашей игре вы увидите, что математика может быть не только серьезной и строгой, но и веселой, занимательной, требующей находчивости. В программе сегодняшней игры будут конкурсы, вспомним песни, в которых встречаются числа, пословицы и поговорки.

Первый конкурс «Разминка»

Конкурс состоит из вопросов, которые читает учитель, а ответ учащихся принадлежит той команде, участник  которой быстрее всех поднимет руку. Если ответ – правильный, то команда получает 1 балл. Если нет, ответ переходит к следующей команде. Команда не должна выкрикивать ответ. Если это происходит, то у команды снимается 1 балл.                                                                                     

Вопросы на разминку:

1. Число, которое делят.             (Делимое)

2. Бывает усеченный.                   (Конус)

3. Геометрическая фигура, связанная с Египтом.              (Пирамида)

4.Она может быть обыкновенной, десятичной, правильной и    

    неправильной.                                                                 (Дробь)  

5. В русском языке ею заканчивается предложение, а в математике с неё    

    начинается построение.                                                  (Точка)

6. Его именем названа маленькая девочка – героиня сказки Андерсена.    

                                                                                               (Дюйм)

7. У скольких нянек «дитя без глазу»?                        (У семи)

8. Что есть у Земли, и в системе координат?               (Ось)

9. Есть и у уравнения, и у растения.                          (Корень)

10. В русском языке  - буква, в математике - ….       (Цифра)

11. Сторона угла.                                                           (Луч)

12. Знак действия сложения.                                        (Плюс)

13. Число, обозначавшее в древнерусском счете десять тысяч?      (Тьма)

14. В результате этого действия получается произведение.    

                                                                                      (Умножение)

15. Его не существует, если косинус угла равен нулю.          (Тангенс)

16. Направленный отрезок.                                         (Вектор)

17. «Сторона» призмы.                                                (Грань)

18. Наименьшее натуральное число.                          (Единица)

19. Её необходимо решать.                                         (Задача)

20. Равенство с неизвестными.                                    (Уравнение)

21. И у горы, и у треугольника, и у славы.               (Вершина)

22. Часть прямой, ограниченная с двух сторон.        (Отрезок)

23. И Бермудский, и геометрический.                           (Треугольник)

24. Буквы образуют слово, а цифры …..                      (Число)

25. Тысячная доля килограмма.                                      (Грамм)

26. Его форму имеет и мяч, и глобус.                           (Шар)

27. Не знаменатель.                                                       (Числитель)

28. «Покосившийся» прямоугольник.                         (Параллелограмм)

29. Часть плоскости, ограниченная окружностью.       (Круг)

30. Часть окружности.                                                  (Дуга)

31. Единица измерения углов.                                      (Градус)

32. Предложение, принимаемое без доказательства.      (Аксиома)

33. График квадратичной функции.                             (Парабола)

        34. То же, что и дробь.                                                 (Доля)

        35. Свойство прямых не пересекаться.                        (Параллельность)

   36. Утверждение, требующее доказательства.            (Теорема)

        37. Математический шифр.                                          (Код)

       38. «Адрес» точки.                                                       (Координаты)

       39. Чему равен 1% рубля?                                            (1 копейка)

       40. В каком месяце может быть ровно 4 недели?         (В феврале)

       41. Когда мы смотрим на число 2, а говорим 14?        (На часах)

       42.Чему равно произведение всех чисел?                      (Нулю)

       43. Какое событие  произошло 31 февраля?                  (Никакое)    

       44. Угол, на который поворачивается солдат по команде «Кругом».                                              

                                                                                                              (180°)  

        45. Как называется точка пересечения диаметров окружности?

(Центр окружности)  

        46. Как называется множитель в буквенном выражении?                                                                                                  

                                                                                     (Коэффициент)

         47. Равенство двух отношений.                               (Пропорция)

       

         48. Почему в поездах стоп-краны красные, а  в самолетах голубые?                                                                                                                            

                                                                      (В самолетах нет стоп-крана)                  

         49. Хозяйка несла в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц

               осталось?                                         (Ни одного, все разбились)

         50. Назовите массу одного кубического метра воды.      (1 тонна)

         51. Может ли при делении получиться нуль?  

                                                         (Может, если нуль делить на число)

Учитель: «Каждая наука имеет свой язык. Знаете ли вы язык математики? Вы уже привыкли, что все ваши знания проверяются с помощью контрольных работ. Однако сегодня мы это сделаем, отвечая на вопросы конкурса «Заморочки»».

Каждой команде раздаются вопросы (всем одинаковые) отпечатанные на листе и без ответов. В течении 10 мин команды должны дать письменный ответ на полученные вопросы.

«Заморочки»

  1. Сколько распилов нужно сделать, чтобы 7-метровое бревно разрезать на столбики длиной по одному метру каждый?                      (Шесть)  
  2. Сколько углов в квадратной комнате?                                 (Восемь)
  3. Что легче: пуд пуха или пуд железа?                                   (Равны)
  4. Одно яйцо сварится вкрутую в кипящей воде за 5 мин. За сколько минут сварят 2 яйца?                                                               (за 5 мин)
  5. Двое играли в шашки 4 часа. Сколько часов играл в шашки каждый из них?                                                                                           (4 часа)
  6. Когда петух встал на весы одной ногой, стрелка весов остановилась на делении 2 кг. Сколько покажет стрелка, если петух встанет на весы двумя ногами?                                                                                    (2 кг)
  7. Класс шел парами. Один из учеников посмотрел вперед и насчитал 9 пар, затем обернулся и насчитал 5 пар. Сколько всего учеников шло в колонне?                                                                          (30 учеников)
  8. Если провести биссектрису угла,  сколько будет углов?     (Три)
  9. Шел мужик в  Москву и повстречал 7 богомолок, у каждой из них было по мешку, а в каждом мешке – по коту. Сколько существ направлялось в Москву?                                                   (Один мужик)
  10.  У палки 2 конца. Если один из них отпилить, сколько концов получится?                   (4 конца)  
  11.  Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней?                                                  (12 судаков)

  1.  Крышка стола имеет 4 угла. Если один из них отпилить, сколько углов будет у крышки?                                                                  (5 углов)
  2.  В воде оказалась 10-я ступенька пароходной веревочной лестницы. Начался прилив: вода в час поднимается на 30 см. Между ступеньками лестницы 15 см. Через, сколько часов вода скроет 6-ю ступеньку?  

           (Этого не произойдет.  Пароход поднимается вместе с водой)

  1.  Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60 км/ч. В том же направлении – с востока на запад – дует ветер, но со скоростью 50 км/ч. В какую сторону отклоняется дым от поезда?      

                                                                      (Электропоезд бездымен)

  1.  Два в квадрате – 4, три в квадрате – 9. Чему равен угол в квадрате?                                                          

                                                                                                      (90 °)

  1.  Величина угла 30° . Чему она будет равна, если рассматривать угол в лупу с 2-кратным увеличением?                                                      

                    (30°; лупа увеличивает линейные размеры, но не угловые)

  1. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число?                                                                  ( В 11 раз)
  2. Шли по дороге два мальчика, и нашли 2 рубля. За ними ещё четверо идут, сколько они найдут?                                   (Ничего не найдут)
  3.  Летели три страуса, одного убил охотник. Сколько страусов осталось?                                                         (Страусы не летают)
  4. Какой знак нужно поставить между числами 2 и 3, чтобы получилось число большее 2 и меньшее 3?                                                 (Запятую)
  5. У Марины было одно целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько было у нее яблок?                                 (Три)

99

99

99

  1. На столе лежат конфеты в кучке. Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штучке. И не стало этой кучки! Сколько было конфет в кучке?                                  (Три)
  2. Запишите число 100 шестью одинаковыми цифрами.        
  3.   Какой математический термин в переводе с греческого означает «музыка»?                                       (Пропорция)

После проведения этого конкурса подводятся итоги конкура «Разминка» и озвучивается результат.

Третий конкурс называется «Черный ящик».

Команды получают первый вопрос (все команды одинаковый), на столе стоит «Черный ящик». После трёхминутного обсуждения команды по очереди дают ответ. Та команда, которая дала правильный ответ, получает свои баллы.

Команды получают второй вопрос, и на столе новый ящик. Второй вопрос связан не только с математикой, но и с историей математики, с великими математиками древности. Обсуждение ответа в течении трёх минут. И опять по очереди слушаем ответ команд.

«Черный ящик» 1. (30 баллов)  Нарисуйте  большой кружок и скажите, что находится в черном ящике?

        (Ящик пустой, от латинского «нуль», что означает пусто)

«Черный ящик» 2. (70 баллов)  Этот инструмент изобрел очень талантливый юноша. Говорят, что он придумал гончарный круг и первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В России этот инструмент был обнаружен на раскопках в Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим инструментом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком большого ума. Этот инструмент незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция его не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой школьник. Что в черном ящике?

        (Циркуль)

Подводятся итоги по результатам трёх конкурсов.

Учитель: «Не каждому человеку дано быть художником. Но оказывается, что с помощью геометрических фигур можно изобразить легкоузнаваемое животное. Следующий конкурс «Художники». От каждой команды по одному человеку должны в течение семи минут изобразить животное, используя геометрические фигуры (треугольники, квадраты и т.д.)». Художники удаляются для творчества в отдельный кабинет. А вся команда в это время  отвечает на вопросы  «Математического калейдоскопа».

 Вопросы  команде:

Перпендикулярны ли диагонали прямоугольника?  

      (Нет)

Отношение противолежащего катета к гипотенузе

     (Синус)

Отрезок, соединяющий не соседние вершины многоугольника.  

(Диагональ)

Луч, делящий угол пополам.                                          

(Биссектриса)

Четырехугольник, у которого стороны попарно параллельны

(Параллелограмм)

Отрезок, соединяющий середины двух сторон треугольника

(Средняя линия)

Прямоугольник с равными сторонами

(Квадрат)

Большая сторона прямоугольного треугольника

(Гипотенуза)

Фигура, состоящая из двух лучей, выходящих из одной точки

       (Угол)

Правильный четырехугольник

(Квадрат)

Треугольник, у которого две стороны равны

(Равнобедренный)

Отношение прилежащего катета к гипотенузе

(Косинус)

Прямая, имеющая одну общую точку с окружностью

(Касательная)

Четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие не параллельны

                   (Трапеция)

Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны.                                                  

                     (Медиана)

Чему равна сумма углов треугольника?                    

(180 градусов)

                                                                                               

Подводятся итоги конкурса «Художников» и объявляется результат за четыре конкурса.

Учитель: «Числа в нашей жизни встречаются всегда и везде, а не только в математике. Существует много песен, в которых упоминаются числа, при этом они играют очень важную роль. Вспомним хотя бы одну из них: «Дважды два – четыре». Последний конкурс «Песенный»».

     Командам предлагается в течении 5 мин подумать, затем по очереди спеть строчку из песни, где встречаются числа. Побеждает та команда, которая споет больше песен. Песни не должны повторяться.

    Подводятся итоги конкурсов. Объявляется команда – победительница. Все участники  игры получают сладкие призы, а за первое и второе место еще и небольшие сувениры.

Всем спасибо за игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Турнир юных математиков

Внеклассное мероприятие по математике в 5 классе...

"Турнир юных математиков", внеклассное мероприятие.

Разработка сценария внеклассного мероприятия по математике для учащихся 5 -го класса в середине учебного года. Можно провести в рамках урока или во внеурочное время. Задачи мероприятия: ·...

Интеллектуальный турнир "Юный математик"

Интеллектуальный турнир  «Юный математик» разработан  для учащихся шестых классов. Он состоит  из двух блоков: познавательного, где  учащиеся знакомятся с методами решения олимпиад...

Турнир юных математиков(5-6 класс)

Игра Турнир юных математиков(5-6 класс)...

Турнир юных математиков

Данный турнир проводился среди учеников 5 классов на неделе математики....

Математический турнир "Юный математик"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для 9 класса...

Внеклассное мероприятие по математике для 5 классов "Турнир юных математиков"

Цель: ·       Развитие логическое мышления, смекалки и  сообразительности учащихся, интуиции, внимания.·       Формирование навыков общ...