Сценарий литературно-музыкальной композиции "Ах, этот бал!"
методическая разработка по теме

Оксана Юрьевна Кузина

Время мероприятия -40-45 минут. Материал рассчитан для учащихся 9-11 классов. В композиции рассказывается о бальных танцах, исполняется полонез, мазрка, полька, вальс; инсцинируются 3 фрагмента:"Герой нашего времени" (Печерин и Мэри), "Война и мир" (Первый бал Наташи Ростовой), встреча Пушкина и Гончаровой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akh.doc69.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

(Звучит вальс, в зал входят участники и участницы в бальных платьях, рассаживаются, появляются ведущие: юноша и девушка)

Девушка (АНЯ)Ах, этот бал…

Юноша(АНДРЕЙ)Краше не было бала…

Девушка: Шум, хохот, беготня, поклоны.

Юноша: Полька, мазурка, вальс.

Девушка: В залу высыпали все.

Юноша: Бал блестит во всей красе.

Девушка: Добрый вечер, дорогие друзья!

Юноша: Здравствуйте уважаемые, леди и джентльмены!

Девушка: Пусть сегодняшний бал станет настоящим праздником искусства…

Юноша: И пусть каждый, кто переступил порог этого зала, почувствует себя героем старинной сказки…

Девушка: Или жителем волшебного королевства…

Юноша: А может быть подданным его превосходительства Петра I …

Девушка: Кто-то встретит здесь новых друзей…

(Появляется мажордом в камзоле, парике, с жезлом и возмущенно перебивает)

Мажордом (ЖОРА)Постойте, постойте.…Все не так! Я уверен, что многие из присутствующих не знают, что такое бал.

Юноша: И что же такое бал, по-вашему?

Мажордом: Не, по-моему, а в энциклопедии на странице 265 написано, что бал – это собрание общества лиц обоего пола для танцев.

Юноша: Знаем, знаем… Балы, отличаются от других танцевальных собраний блеском, строгим этикетом, заранее определенным порядком.

Мажордом: Бал должен открываться “полонезом”, самым строгим и официальным танцем, его еще называют танец-шествие.

Девушка: А вы собственно кто такой? И по какому праву вмешиваетесь?

Мажордом: Я блюститель бального этикета и настаиваю на соблюдении всех правил! Требую объявить “полонез”! (Стучит жезлом о пол)

Юноша: “Полонез” или польский танец…

Девушка: Дима, а почему этот танец называется польским?

Юноша: Потому что “полонез” родился в Польше. На Руси его называли “польский танец” или “ходячий разговор”.

Девушка: “Ходячий разговор”… Значит, во время танца принято было беседовать?

Юноша: Да, главная тема полонеза – восхищение прекрасной дамой. И продолжался этот танец около получаса.

Девушка: Прекрасный танец, сколько же комплиментов и вообще хороших слов дама слышала в свой адрес за эти полчаса. Очень жаль, что ушли те времена.

Юноша: Между прочим, уважаемый мажордом, толковый словарь русского языка гласит, что “бал” – это просто вечер с танцами под музыку.

Мажордом: Что же это получается? Вечеринка?!.. Дискотека?!... Безобразие!...

“Полонез”, дамы и господа! Кавалеры ангажируют своих дам! (Стучит жезлом о пол)

Девушка: Что он сказал, Дима?

Юноша: Катя, мажордом сказал, что кавалеры могут, пригласить дам на танец.

Итак, “полонез”, дамы и господа!

(Мажордом стучит жезлом о пол, пары танцуют “полонез”)

После полонеза все, кроме семьи Ростовых, остаются в зале.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

  1. Традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы  устраивались редко, по особым случаям.
  2.  Наиболее официальной разновидностью были придворные  балы , довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. Так, на  балу  1 января 1828г. было до сорока тысяч человек. Участие в придворных  балах  было обязательным для приглашенных. От него могла избавить только серьезная болезнь.
  3.  На балах , кроме императора, императрицы и членов царской семьи - великих князей, княгинь и княжон, присутствовали придворные чины: гофмейстеры, гофмаршалы, шталмейстеры, церемониймейстеры, камергеры, камер-юнкеры, статс-дамы, фрейлины и пажи, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по "Табели о рангах" четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы.
  4.  Обязаны были ездить на придворные  балы  и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики - разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и взрослыми дочерьми.
  5. На придворные  балы  полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества и верхушки горожан. В результате дворцовые залы оказывались битком набиты народом, делалось очень тесно и жарко.
  6. Из-за преобладания пожилых людей танцующих было немного. Некоторые садились играть в карты, а большинство гостей чинно перемещались из зала в зал, дивясь пышности дворцового убранства, глазея на императора и высокопоставленных вельмож и дожидаясь ужина.
  7.   Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские  балы . Именно они наиболее полно выражали особенности той или иной бальной эпохи.
  8. Особенно великолепны были великосветские  балы  второй половины XVIII и первой костюмы, около 1840 г. половины XIX в. Здесь тоже бывало многолюдно, но в меру - тысяч до трех приглашенных. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых.    
  9. Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности - просто в гости. От участия в подобных  балах  можно было отказаться, извинившись перед хозяевами, и поехать куда-нибудь в другое место, но делали это нечасто: подобные  балы  считались очень престижными, а хозяева наперебой старались превзойти друг друга и удивить гостей разными затеями, изысканным ужином и роскошью бального убранства. Каждый старался как мог.
  10. В залах горели тысячи свечей, что тогда являлось главным признаком большого праздника: свечи были дороги, и в повседневной жизни комнаты освещались очень скупо. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках; душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов; распространяли ароматный дымок курильницы.
  11. К ужину подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб, необыкновенные блюда, дорогие вина со всего света и т.п. На подобных  балах  чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет.
  12.       Первый  бал  – настоящее событие в жизни девушки. Сколько волнений испытывает толстовская Наташа Ростова на своем первом  балу !

 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Юноша:  Аня, а в каком веке ты хотела бы оказаться сейчас?

Девушка: О! ... Надо подумать! ... Наверное, все же в XIX. Мои любимые танцы мазурка,… вальс…

Однообразный и безумный,
Как ритм жизни молодой.
Кружится вальса вихрь шумный - 
Чета мелькает за четой…

Мажордом: Вальс, господа!

Юноша (перебивая): Да подождите вы, уважаемый мажордом! ... Ну, допустим, вальс и по сей день, танцуют, может быть, рисунок немного отличается звучание музыки, а в основном вечно живущий вальс популярен и в наше время.

Мажордом: Вальс, господа!

Юноша: Да подождите вы! ... Ну вот, забыл, что хотел сказать.

Мажордом: Вальс, господа!

Юноша (сердится): Да что же это такое сегодня! Вы можете подождать или нет?! Дайте мне сказать все, а потом и командуйте! Безобразие! Ни какого порядка! А еще блюститель называется!

Девушка: Успокойся, Дима. Давай продолжим. Итак, вальс…

Мажордом: Вальс, господа!

(Ведущие молча поворачивают головы на мажордома и с удивлением смотрят на него, он в свою очередь поворачивается и смотрит на них, затем уходит)

Юноша: В вихре вальса закружилась сначала Вена, а затем и вся Европа. А ты знаешь, Кать, этот танец был долгое время запрещен и считался безнравственным.

Девушка: Я уже где-то слышала об этом или читала. Русская знать привыкшая к чопорным менуэтам, считала вальс танцем неприличным. Но почему?

(Мажордом крадучись возвращается, ведущие недовольно косятся на него)

Юноша: Да, да, неприличным и, кроме того, очень вольным. Ведь во время исполнения вальса кавалеру полагалось обнимать даму за та-ли-ю!

Девушка: Вальс танцевали бароны и советники,

Юноша: Купцы и художники,

Девушка: Дамы и их горничные…

Девушка: После полонеза – вальс. В основе вальс был народным  танцем и очень нравился поклонникам Руссо – за близость к «натуре». Вальс был моден в 19 веке.

  1.  Как великосветский, так и провинциальный  бал  в начале XIX века обладал строгой композицией. Он начинался польским (полонезом). Протанцевав минут пять, знатнейшие пожилые особы садились играть в карты, а вместо них начинали отличаться молодые, которые с нетерпением ждали второго танца - вальса.
  2. "Однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой, кружится вальса вихорь шумный"… Конечно "однообразный" - поскольку в ту пору огромную роль играли сольные танцы и изобретения новых фигур, а вальс состоял из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Ощущение однообразия усиливалось также тем, что в то время вальс танцевали в два, а не в три па, как сейчас. И конечно "безумный", ибо, несмотря на всеобщее распространение, вплоть до конца XIX пользовался репутацией непристойного или, по крайней мере, излишне вольного танца.
  3. Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности, чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие. Стоит только вообразить, как молодая, легко одетая особа бросается в руки молодого человека, который ее прижимает к своей груди, который увлекает с такой стремительностью, что сердце ее невольно начинает стучать, а голова идет кругом! И это на глазах практически всего столичного дворянства, в том числе играющих в карты пожилых особ…
  4. А забота о репутации всегда являлась вопросом первостепенной важности для молодой девушки. Некоторые считали вальс настолько интимным танцем, что клялись, не позволят своей будущей жене танцевать его ни с кем, кроме себя. Вальс создавал для нежных объяснений особенно удобную обстановку: близость танцующих способствовала интимности, а соприкосновение рук позволяло передавать записки.

Мажордом: Вальс, господа! (Все танцуют вальс)

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

На  балах  выяснялись отношения.  Во время каждого танца – соответствующая его характеру беседа, признание в любви.

/Инсценировка сцены 6. Печорин приглашает Мери на вальс, танцуют/.

Мери. Мерси, монсеньор.

Печорин (с покорным видом). Я слышал, княжна, что, будучи Вам вовсе незнаком, я имел уже несчастие заслужить Вашу немилость,… что Вы нашли меня дерзким…. Неужели это правда?..

Мери (иронично). И Вам бы хотелось теперь меня утвердить в этом мнении?

Печорин. Если я имел дерзость Вас чем-нибудь оскорбить, то позвольте иметь ещё большую дерзость просить у Вас прощения. И, право, я бы очень желал доказать Вам, что Вы насчёт меня ошибались…

Мери. Вам это будет довольно трудно…

Печорин. Отчего же?

Мери. Оттого, что Вы у нас не бываете, а эти балы, вероятно, не часто будут повторяться.

Печорин (с досадой). Знаете, княжна, никогда не стоит отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может стать ещё преступнее… и тогда…

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

Девушка: Андрей, а мазурку мы сегодня будем танцевать? Помнишь у Александра Сергеевича Пушкина в романе “Евгений Онегин”:

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы…

Юноша: Мазурка говоришь? … Думаю мало, кто знает, что этот танец тоже пришел к нам из Польши.

Девушка: Есть там область Мазовия, а люди, проживающие в ней, назывались мазурами. И танец получил свое название по наименованию местных жителей: мазуры – мазурка.

Юноша: Танец стремительный, динамичный, даже несколько воинственный, но вместе с тем, изящный и лиричный по манере исполнения.

Девушка: Прекрасные мазурки сочинены нашими русскими композиторами – Глинкой, Чайковским. Много пьес с таким же названием есть у польского композитора Шопена.

  1. С замиранием сердца девушки ждали мазурки. Мазурка танцевалась с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло, составляющим кульминацию танца. И солист, и распорядитель мазурки должны проявить изобретательность и способность импровизировать.
  2. "Мазурочная болтовня" требовала поверхностных, неглубоких тем, но также занимательности и остроты разговора, способности к быстрому эпиграмматическому ответу. 
  3. Главный танец  бала  – мазурка. Мазурку «танцуют в Санкт-Петербурге с невиданным совершенством и элегантностью,»-писал Теофиль Готье. Во времена Пушкина именно в мазурке во всем блеске проявлялось мастерство бального танцора.В XIX в. бальный этикет усложнился, а танцы, наоборот, сделались проще, так что танцевать мог даже почти не учившийся им человек. Танцевали мазурку , вальс , польку , а из старинных танцев - полонез  и французскую кадриль (контрданс).
  4. Мода на танцы вообще возникала и проходила очень быстро: в разные годы входили в употребление "аляг-рек", лансье, краковяк, шакон, падекатр, миньон и другие танцы, быстро потом забывавшиеся.
  5. Большинство танцев XIX в. были быстрыми или очень быстрыми, что не в последнюю очередь объяснялось переменами, происшедшими в женском костюме: отказом от жесткого давящего корсета и тяжелого каркаса для юбок (фижм). В корсетах XIX в., снабженных эластичными прокладками, легче было дышать, а легкие ткани бальных платьев позволяли делать любые быстрые движения. 
  6. Мазурка раздалась. Бывало, когда гремел мазурки гром,

            В огромном зале все дрожало, паркет трещал под каблуком

Мажордом:  Мазурка! Дамы и господа! Мазурка! (Все танцуют )

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ

Девушка: На  балах  происходили встречи века.

  1. Первая встреча Пушкина и Натали Гончаровой состоялась зимой в 1828 году на  балу  у знаменитого московского танцмейстера Йогеля, где поэт увидел шестнадцатилетнюю необычайно красивую девушку, Наташу Гончарову.
  2. Она только что начала выезжать в свет, но о ней уже заговорили как об одной из первых московских красавиц. Все восхищались ее «романтической прелестью.
  3. В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, Натали поразила Пушкина своей царственной, одухотворенной красотой.

Инсценировка «Пушкин и Наталья Гончарова»

Ярко светятся огни в светлом серпантинном зале.

            Молча встала Натали с удивленными глазами.

            Встала и белым-бела, тихо руки уронила.

            Значит, все-таки была, значит, все-таки любила

            И на сердце так светло, так тревожно, так воздушно…

            Пушкин, вам лишь 30 лет.   Вы совсем мальчишка, Пушкин.

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ

Девушка: Андрей, какой еще бальный танец мы не называли?

Юноша: С середины XIX века широкое распространение получил танец “Полька”.

Девушка: Полька? Бальный танец? А где она родилась, тоже в Польше, как и полонез? Полька – в Польше.

Юноша: А вот и нет. Полька – это чешский танец и в переводе обозначает “половина”.

Девушка: А…, я поняла. Так как танец исполняется парами, то у каждого танцующего есть вторая половина, так?

Юноша: Совершенно верно, польку, как и вальс, танцуют, и по сей день.

Мажордом: Дамы и господа! Полька! Силь ву пле! (Все танцуют)

Танцуют польку

Девушка: И все же, королем балов был вальс, самый знаменитый из бальных танцев может быть, в наши дни его реже танцуют: все-таки он требует определенного настроя, умения танцевать. Но звучит он очень часто. В чем же секрет такой популярности?

Юноша: Вальс всюду: в музыке серьезной и легкой, в опере и балете, в симфонии и оперетте, в романсе и джазовой сюите…

Однообразный и безумный, как вихорь жизни  молодой,

Кружится вальса вихорь шумный; чета мелькает за четой.

Кружатся дамы молодые, не чувствуют  себя самих;

Драгими камнями у них горят уборы головные;

По их плечам полунагим златые локоны  мелькают;

Одежды легкие, как дым, их легкий стан обозначают.

ВАЛЬС ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Юноша: Царь Петр I устраивал праздники, о начале которых извещали выстрелы из пушек Петропавловской крепости, а в завершение каждого праздника был фейерверк:

Вот кончен бал,
Погасли свечи!
И пушки радостно палят!

Девушка: Но мы, конечно же, не будем палить из пушек – побережем снаряды. Итак, наше путешествие на бал завершается. Музыка и танец словно разделяют нашу радость и грусть, с нами они плачут и смеются и потому они бессмертны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

"Жди меня, и я вернусь..." Сценарий литературно-музыкальной композиции

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой празднику Победы. Частично может использоваться как материал для подготовки тематического классного часа по патриотическому направлению. Целева...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Блокадное Святое поколенье, ты вынесло неравный этот бой!»

Литературно-музыкальная композиция, посвященна  Дню снятия блокады города Ленинграда. Блокадные времена - это небывалые времена.Можно уходить в них, как в нескончаемый лабиринт таких ощущений и п...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Мы-этот мир» для детей с нарушением слуха

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Мы-этот мир» для детей с нарушением слуха...


 

Комментарии

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020