Сценарий литературно-музыкальной композиции «Блокадное Святое поколенье, ты вынесло неравный этот бой!»
материал (8 класс) по теме
Литературно-музыкальная композиция, посвященна Дню снятия блокады города Ленинграда. Блокадные времена - это небывалые времена.Можно уходить в них, как в нескончаемый лабиринт таких ощущений и переживаний, которые сегодня кажутся сном или игрой воображения. Тогда это было жизнью...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_kompozitsii_k_dnyu_snyatiya_blokady._2014.docx | 28.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий музыкально-литературной композиции
«Блокадное Святое поколенье, ты вынесло неравный этот бой!»
24 января 2014 года
Звучит музыка, на экране - слайды Санкт-Петербурга, на сцену выходят
Ведущие.
1 Ведущая.
Город Петра –
Гордость России и слава, -
Устоявший в неслыханном прежде бою,
Третий орден тебе
Приколола держава
На защитного цвета гимнастерку твою.
2 Ведущая.
В истории – не первая осада,
Не первый голод, холод и пожарищ дым;
О том, что пережили люди Ленинграда,
Теперь все знают – было по плечу лишь им.
1 Ведущая.
Блокадные времена – это небывалые времена. Можно уходить в них, как в нескончаемый лабиринт таких ощущений и переживаний, которые сегодня кажутся сном или игрой воображения. Тогда это было жизнью, из этого состояли дни и ночи.
2 Ведущая.
Война разразилась внезапно, и все мирное пропало как-то сразу. Очень быстро, гром и огонь сражений приблизились к городу. Резкое изменение обстановки переиначило все понятия и привычки.
1 Ведущая.
Там, где люди звездного мира – почтенные ученые, пулковские астрономы – в тишине белых ночей наблюдали тайны неба, где по предписанию науки было вечное молчание, воцарился непрерывный грохот бомб, артиллерийской канонады, свист пуль, гул обваливающихся стен.
2 Ведущая.
Было ли когда – нибудь что-то подобное? Никогда!
Звучит музыка, на сцене пластическая композиция. Девочки, в белых накидках, с книгами в руках, читают, кружатся. Музыка меняется, на сцену выбегают девочки в черных накидках, они перекрывают девочек в белых накидках. Девочки приседают, прикрывая руками головы.
1 Ведущая.
Была война, была блокада.
Все люди были, как из ада.
Пытались немцев истребить
Им очень трудно было жить.
2 Ведущая.
Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все из них держали в руках оружие и встречались с немецкими фашистами в лицо. Их противниками были смерть и ее союзниками: блокада, тьма, жажда, холод и голод…
Звучит музыка на сцене Мать и Дочка. Дочка прижалась к маминой руке.
Дочка.
Я не хочу. Я не хочу, мамочка. Пойми, я не могу лежать с закутанной головой. Мне же нечем будет дышать! Я не могу… а они будут жить…!
Дочка заплакала.
Мать.
Будь умной и сильной. Ты уже большая. Ну, не дам тебе умереть, родная доченька моя, успокойся!
Дочка.
Я не хочу вот так лежать… как дрова! Я не могу… мне же…
Мать.
Не плачь, пойдем, валерьянки дам тебе целых тридцать капель… не плачь…
Мать гладит дочку по голове, успокаивает.
Дочка.
Война кончится?
Мать.
Кончится.
Дочка.
Она ждет, когда мы все умрем?
Мать.
Вытри слезки, успокойся.
Дочка.
Война кончится весной?
Мать.
Да.
Дочка.
Значит, мы умереть не успеем?
Мать.
Конечно.
Дочка (сквозь слезы).
Правда, весной мало еды нужно. И трава вырастет. Я мокрицу буду собирать. Ее ведь едят поросята… Мне нельзя умирать, правда, мама? Кто же на могилы цветы будет носить. Только денег у меня нет…
Мать.
Я стану давать, успокойся.
Дочка.
Ты станешь давать? Вот хорошо. Видишь, мне нельзя умирать.
Мать.
Господи, какая ты наивная! А может быть это и хорошо, а то волком хочется завыть…
1 Ведущая.
Сердце! Надо стучать, даже если не можешь,
Не смолкай! Ведь в наших сердцах – Ленинград!
Бейся, сердце, стучи, несмотря на усталость,
Слышишь, город клянется, что враг не пройдет!
2 Ведущая.
Человек, который чувствовал, что слабеет, не должен был терять душевной силы. Если он терял эту душевную силу, его было труднее вернуть к жизни. Как ни странно, в блокадное время люди, чтобы не терять силы духа и поддерживать других, писали стихи, рисовали картины, сочиняли музыку, писали дневники и верили, что им удастся прожить и еще один день…
На сцене за столом сидит девочка, она пишет.
1 Ведущая.
28 декабря 1941 года 11 летняя ленинградка Таня Савичева сделала первую запись в своем дневнике.
Слышится завывание вьюги. На экране появляются листы дневника Тани Савичевой.
2 Ведущая.
«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 1941 года» (первый лист)
1 Ведущая.
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года» (второй лист)
2 Ведущая.
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра» (третий лист)
1 Ведущая.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года» (четвертый лист)
2 Ведущая.
«Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года» (пятый лист)
1 Ведущая.
«Мама 13 мая в 7.30 утра 1942 года» (шестой лист)
2 Ведущая.
«Савичевы умерли» (седьмой лист)
1 Ведущая.
«Умерли все» (восьмой лист)
2 Ведущая.
«Осталась одна Таня» (девятый лист)
Завывание вьюги меняется музыкой, на передний план сцены выходит мальчик, читает монолог.
«Ах, как хочется спать, спать, есть, есть. А что человеку надо? А будет сыт и здоров, ему захочется еще чего-нибудь. И так без конца. Месяц назад я мечтал о хлебе с маслом и колбасой, а теперь уж только об одном хлебе. Он мне снится каждую ночь. Мама мне говорит, что дневник сейчас не время вести. А я вести его буду. Не придется мне перечитывать его, перечитает кто-нибудь другой, узнает, что за человек такой был на свете – Рябинкин Юра…
Вспомнилась почему-то фраза Горького из «Клима Самгина»: «А может, мальчика-то и не было. Жил человек – нет человека. И народная загадка спрашивает: что самое короткое на свете? И ответ – «человеческая жизнь».
Мама говорила, что голод, который мы переживаем, хуже того, что был в 1918 году. Тогда было «мошенничество». Люди ездили в дальние деревни и оттуда возили хлеб, масло и в Петрограде продавали за баснословные деньги. А сейчас из кольца блокады не вырвешься. И будь у тебя хоть миллионы – они ничто…»
1 Ведущая.
Ленинград – город-герой, северные ворота нашей страны.
2 Ведущая.
Ленинград – город, в котором боролись все, от мала до велика. Боролись за свою жизнь и за жизнь Ленинграда.
1 Ведущая.
Ленинград не боялся смерти, смерть боялась ленинградцев.
Звучит музыка. На сцене женщина с ребенком на руках, она говорит с портретом мужа.
Женщина.
Видишь, я укачиваю нашего сыночка. А ему по-прежнему одиноко. Ты простишь ли мой великий грех, скажи? Я прошла мимо него. Ты простишь великий грех? Скажи… Я прошла мимо умирающего сына… А ты называл меня чуткой, нежной… Ты бы не прошел…
Женщина медленно встает, переворачивает портрет, кладет ребенка на санки, натягивает платок. Тянет санки, останавливается, потом припадает к ребенку, плачет. Звучит музыка, на заднем плане появляется ангел.
2 Ведущая.
Мы ждали прорыва блокады
Полтысячи дней и ночей
В мученьях блокадного ада,
Средь тысяч и тысяч смертей.
1 Ведущая.
Сплоченные общим страданьем,
Без света, тепла и еды,
Мы жили, крепясь ожиданьем,
Единою верой тверды.
2 Ведущая.
О, нет, мы не ждали покорно,
Чтоб сняли блокаду извне,
И сами пытались упорно
Пробить брешь в фашистской стене.
1 Ведущая.
Желания было в избытке,
Да мало уменья и сил.
Но мы продолжали попытки,
И город блокаду долбил.
Звучит музыка, на сцену выходят дети с кусочками хлеба в руках.
1 чтец.
Я - хлеб. У меня есть душа.
Я - хлеб. И мне больно бывает.
С березы листва опадает, шурша,
А хлеб каждый день оживает.
2 чтец.
Я слышу осколков удушливый свист.
Я - ломтик, прозрачен и тонок.
И держит меня на ладони как лист,
Голодный блокадный ребенок.
3 чтец.
Я - хлеб. У меня есть душа.
Хотя я тонюсенький ломтик,
Ко мне приближается, еле дыша,
Голодный ребяческий ротик.
1 чтец.
Большие глаза. Цвет лица восковой
С трудом поднимает ручонку.
Я - хлеб. И пока я живой
Не дам умереть я ребенку.
2 чтец.
Я – хлеб. Я живой. Не горю я в огне.
Я ваш, я ржаной, самый близкий.
И тянутся детские губы ко мне,
Как будто к груди материнской.
3 чтец.
Я - хлеб.
У меня есть душа.
Чтецы спускаются в зал и дают хлеб детям в первом ряду.
2 Ведущая.
Каждый год, в день рождения своей матери, дочка приходит на Пискаревское кладбище и кладет на ее могилу сто граммов черного хлеба. Во время блокады Ленинграда эти бесценные граммы, означавшие для людей жизнь, мать отдавала дочери. Умерла сама, но спасла от смерти девочку.
1 Ведущая.
И вот теперь, спустя много лет, дочь возвращала ей не просто символический паек. Она приносила к могиле память, о своем огромном человеческом долге, свою ничем невосполнимую боль, низкий, до земли поклон, свое, быть может, обещание делать и поступать так, чтобы трагические страницы прошлого никогда не повторились.
Песня «Город, которого нет» И. Корнелюка.
Звучит музыка, все участники композиции по одному выходят на сцену, у некоторых в руках свечки.
- Я мечтал быть водителем трамвая. Чтобы люди по утрам мне улыбались и говорили: «Спасибо!»
- А я хотела быть портнихой и шить красивые платья и рубашки! Первое платье я бы сшила своей мамочке!
- А я хотел стать летчиком. Потому, что очень люблю смотреть в небо!
- У меня была мечта – стать врачом. Детским. Я, был бы очень добрый, как доктор Айболит!
- А я мечтал стать инженером…
- Мы с братом хотели стать строителями. Как наш папа.
- Я мечтала стать геологом, потом решила стать поваром. Чтобы никогда больше не голодать.
- А я мечтала стать артисткой! Как Любовь Орлова. Бабушка говорила, что у меня талант…
Дети отходят на задний план, выходят ведущие
2 Ведущая.
Минута молчания она освещена огнем боев и огнем салютов.
1 Ведущая.
Самая тихая минута праздника
2 Ведущая.
Самая грустная минута праздника
1 Ведущая.
Самая гордая минута праздника
2 Ведущая.
Прошу всех встать и почтить минутой молчания всех павших.
Звучит метроном, проходит минута молчания.
1 Ведущая.
27 января 2014 года исполнится 70 лет со Дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками. В современном, быстро меняющемся мире – целая эпоха.
2 Ведущая.
Кто уходит от нас – не исчезает бесследно. В этом великая тайна и оправдание бытия. Они остаются с нами, в самом своем сокровенном. Мы смотрим на мир их глазами, сверяем с ними свое дыхание, сердце, поступки. И чем дальше уходят они от нас в каждодневном земном существовании, тем ярче сияют их души на небосклоне нашей памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Ах, этот бал!"
Время мероприятия -40-45 минут. Материал рассчитан для учащихся 9-11 классов. В композиции рассказывается о бальных танцах, исполняется полонез, мазрка, полька, вальс; инсцинируются 3 фрагмента:"Герой...
Сценарий литературно-музыкальной композиции про подвиг Блокадного Ленинграда
Сценарий литературно-музыкальной композиции о подвиге ленинградцев....
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Блокадной памяти нервущаяся нить"
Сценарий внеклассного мероприятия для обучающихся 5-9 классов, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Блокадный Ленинград"
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Блокадный Ленинград"...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Блокадная ласточка, лети сквозь века» Никто не забыт и ничто не забыто!
Сценарий литературно-музыкальной композиции«Блокадная ласточка, лети сквозь века»Никто не забыт и ничто не забыто!для учащихся 3-9 класса...