"Жди меня, и я вернусь..." Сценарий литературно-музыкальной композиции
материал по литературе (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме

Меркурьева Елена Анатольевна

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой празднику Победы. Частично может использоваться как материал для подготовки тематического классного часа по патриотическому направлению. Целевая аудитория - 5-11 классы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОУ  НПО  ПУ  № 93

Сценарий

литературно-музыкальной композиции,

 посвящённой Дню Победы

 «Жди меня, и я вернусь…»

Автор-составитель: Меркурьева Елена Анатольевна,

преподаватель русского языка и

 литературы

г. Раменское

Московская область

2011

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ,  ПОСВЯЩЁННОЙ ПРАЗДНИКУ ПОБЕДЫ

                                 Картина первая

На сцену выбегает группа ребят. Это выпускники 10-го класса 1941 года. Они радостны, возбуждены в преддверии новых событий в их жизни. В руках у них  воздушные шары. Они как бы  продолжают начатый за занавесом  разговор.

( Весь разговор происходит на фоне музыкального сопровождения. На заднем плане сцены несколько пар вальсируют)

- Ребята, смотрите, рассвет! (задумчиво)А ведь это последний рассвет нашего детства…

-  (мечтательно)И  первый рассвет нашей взрослой жизни!

- Да…уже вчера мы простились со школой. Что нас ждёт впереди?

- Колька! А ты как представляешь себе свою жизнь? Какие у тебя планы?

- Я…Я поступлю в институт, буду учиться, получу диплом и уеду по распределению…

- А кем ты хочешь быть?

- Агрономом. В деревне хочу жить и работать. Надо сельское хозяйство развивать.

- А я учителем хочу стать. Ты же знаешь, я историю люблю. А представляешь, приеду я по распределению в какой-нибудь колхоз учительствовать, а ты в тот же колхоз агрономом…

- Может быть и получится так. Далеко ещё до распределения. Сначала поступить надо в институт. Вот прямо с сегодняшнего вечера начну готовиться к экзаменам…

Музыкальный фон резко обрывается и слышится сначала шипение из репродуктора, а затем сообщение Политбюро о начале войны (можно использовать аудиозапись)

Занавес закрывается, в зале гаснет свет, и в свете «прожекторов», на фоне минусовки песни «Священная война» на сцену перед занавесом выходит ведущий. Один из прожекторов направляется на чтеца. (За занавесом  происходит смена декораций)

Всё, всё у сердца на счету,

Всё стало памятною метой.

Стояло юное, в цвету,

Едва с весной расставшись, лето;

Стояла утренняя тишь,

Был смешан с мёдом воздух сочный;

Стекала капельками с крыш

Роса по трубам водосточным.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

Тот самый длинный день в году,

С его безоблачной погодой,

Нам выдал общую беду

На всех. На все четыре года.

Она такой вдавила след,

И стольких наземь положила,

Что сорок лет и шестьдесят

Живым не верится, что живы!

А к мёртвым выправив билет,

Всё едет кто-нибудь из близких,

И время добавляет в списки

Ещё кого-то, кого нет…

И ставит, ставит обелиски. (А. Твардовский «22 июня 1941 года» и К.Симонов «Тот самый длинный день в году»)                          

 

Картина вторая

Занавес открывается. На сцене добровольцы и призванные на фронт. Действие происходит на фоне минусовки песни « Эх, дороги».

Руководитель группы новобранцев строит ребят. Они путаются, смеются и становятся серьёзными только после команды «Смирно!». В строю присутствуют заранее определённые чтецы.(Можно разыграть мини-сценку о процессе построения новобранцев). После построения к микрофонам по очереди из строя выходят чтецы:

До свиданья, города и хаты,

Нас дорога дальняя зовёт.

Молодые смелые ребята,

На заре уходим мы в поход.

  На заре, девчата, выходите

Комсомольский провожать отряд.

Вы без нас, девчата, не грустите,

   Мы придём с победою назад.

Мы развеем вражеские тучи,

Разметём преграды на пути,

И врагу от смерти неминучей,

От своей могилы не уйти.

       Наступил великий час расплаты,

Нам вручил оружие народ.

До свиданья, города и хаты,-

                                                    На заре уходим мы в поход. (М.Исаковский «До свиданья, города и хаты»)

(После мини сценки следует демонстрация кадров хроники или отрывков из фильмов со сценами прощания на вокзалах)

Когда смолкает музыкальное сопровождение и заканчивается демонстрация кадров хроники  на сцену перед кулисами выходят 2 чтеца - юноша и девушка. (За кулисами смена декораций)

( Стихотворение читают под минусовку песни « Эх, дороги»)

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли - за солдатом солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики,

постарайтесь вернуться назад!

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

И себя не щадите…

Но всё-таки

Постарайтесь вернуться назад!

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб - разлуки и дым.

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестрёнкам своим.

Сапоги - ну куда от них денешься!-

Да зелёные крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведём с ними счёты потом!

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идёте войной наугад…

До свидания, девочки!

Девочки,

постарайтесь вернуться назад! (Б.Окуджава «До свидания, мальчики!»)

 Звучит гудок отходящего паровоза (аудиозапись).

Картина третья

 Действие происходит в землянке. На сцене расположены предметы походной жизни солдат  и около каждого предмета находятся артисты. Звучит песня « В землянке» в исполнении одного из учащихся ( куплет + припев). Затем на фоне минусовки этой же песни звучит стихотворение.

Жди меня, и я вернусь

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

.Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждёт.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,                              

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть                              

Скажет: - Повезло.-

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой. (К.Симонов «Жди меня»)

 
После стихотворения следует диалог между бойцами, которые занимаются починкой одежды. Диалог происходит на фоне минусовки песни « В лесу прифронтовом» 

- Сашка, а у тебя кто дома остался?

- У меня родители-старики, жена и двое ребятишек ( откладывает в сторону свою работу и мечтательно рассказывает): Ты знаешь, как  у нас хорошо! Сады какие! Бывает, выйдешь вечером за околицу - смотришь и наглядеться не можешь: туман по лугу стелется, табун в ночное выходит…А уж когда пора соловьиная- хоть вовсе спать не ложись, слушай да слушай ночь напролёт. Э, друг, да ты совсем загрустил. Не надо…

 Музыка стихает. Звучит стихотворение

- Знаешь, Сашка, я – против грусти.

Но сегодня она - не в счёт.

Дома, в яблочном захолустье,                                                  

Мама, мамка моя живёт.

У тебя есть друзья, любимая.

У меня - лишь она одна.

Пахнет в хате квашнёй и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойного сына ждёт…

Знаешь, Сашка, я - против грусти,

Но сегодня она - не в счёт.(отрывок из стихотворения Ю.Друниной «Зинка» [изменено для прочтения от мужского лица])

( На последних строках стихотворения по залу проходит почтальон и поднимается на сцену)

- Ребята, почта прибыла! Да не мешкай, служивый, раздавай!

( Идёт раздача корреспонденции, затем диалог)

- Слышь, почта! Тут открыточка -  да у нас нет такого. Евгений Петров. Если только кто из новых.

- Нет, не из новых. Давненько я с собой эту открыточку ношу - выбросить совесть не позволяет. Тут ведь вот какая история вышла:

Недели две разыскивала почта

Четырёхзначный номер ППС.

И почтальон доставил тёмной ночью

Открытку в роту, в обожжённый лес.

Но адресат погиб на переправе,

И ротный писарь написал в углу:

«Вернуть -  за невозможностью доставить»,-

И почтальон ушёл в ночную мглу.                                  

Она вернулась, наконец, обратно,

Такой же писарь в блиндаже лесном:

« Доставить невозможно адресату»,-

Отметил молча на углу другом.

Потом подумал: « Час лишь, как убит он»,

Глазами строки пробежал и встал-

Всё было, как положено в открытке:

О жизни мёртвый мёртвому писал… (С.Орлов «Открытка»)

Картина четвёртая

 Занавес  закрывается  и пока идёт смена декораций, звучат слова ведущего. Возможен вариант « голос за кадром»

1418 дней шла жестокая, кровавая и беспощадная война. Это страшная страница не только истории нашей Родины, но и истории всего человечества. Со дня начала войны прошло 60 лет. Всё меньше ветеранов и участников Великой Отечественной войны среди нас, современников. Но у памяти нет срока давности, и мы обязаны помнить о тех днях и о тех людях, которые не щадя своей жизни отстояли и передали нам, их потомкам, право на свободу и мир. Мы обязаны помнить о безвинных жертвах, мирных жителях, которых варварски истребляли фашисты.

Звучит  стихотворение М.Джалиля «Варварство»

На сцену перед занавесом выходит чтец:

А мы такую книгу прочитали!...

Не нам о недочитанных жалеть.

В огне багровом потонули дали                                  

И в памяти остались пламенеть.

Кто говорит о песнях недопетых?

Мы жизнь свою как песню пронесли…

Пусть нам теперь завидуют поэты:

Мы всё сложили в жизни, что могли.

Как самое великое творенье

Пойдёт в века, переживёт века

Информбюро скупое сообщенье

О путь - дороге нашего полка… (С.Орлов «А мы такую книгу прочитали»)

Звучит песня « На безымянной высоте». Занавес открывается, к микрофонам подходят 2 чтеца  (количество чтецов можно увеличить)  

В тот день, когда окончилась война

И все стволы палили в счёт салюта,

В тот час на торжестве была одна

Особая для наших душ минута.

В конце пути, в далёкой стороне,

Под гром пальбы прощались мы впервые

Со всеми, что погибли на войне,

Как с мёртвыми прощаются живые.

Мы с ними шли дорогою войны

В едином братстве воинском до срока,

Суровой славой их озарены,

От их судьбы всегда неподалёку.                    

    И только здесь, в особый этот миг,

Исполненный величья и печали,

Мы отделялись навсегда от них:

Нас эти залпы с ними разлучали.

Вот так, судьбой своею смущены,

Прощались мы на празднике с друзьями

И с теми, что в последний день войны

Ещё в строю стояли вместе с нами;

     И с теми, что под самою Москвой,

      В снегах глубоких заняли постели,

В её предместьях на передовой

 Зимою сорок первого; и с теми,

Что, умирая, даже не могли

              Рассчитывать на святость их покоя

             Последнего, под холмиком земли,

         Насыпанным не чуждою рукою.

Со всеми- пусть не равен их удел,-

Кто перед смертью вышел в генералы,

А кто в сержанты выйти не успел:

Такой был срок ему отпущен малый. (А.Твардовский «В тот день, когда окончилась война» [в сокращении])

Включается аудиозапись звуков набата или колокола, и с каждым ударом на сцену по одному выходят участники

Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!

Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!

Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните! (Р.Рождественский)

 

Объявляется МИНУТА МОЛЧАНИЯ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Сергей Орлов. Стихотворения.
Серия "Россия - Родина моя".
Москва, "Художественная литература", 1967.

2. Строфы века. Антология русской поэзии.
Сост. Е.Евтушенко.
Минск, Москва: Полифакт, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Литературно-музыкальная композиция «Ты меня никогда не забудешь» (Тема любви в жизни известных людей).

Литературно-музыкальная композиция помогает показать высоту и красоту такого вечного чувства, как любовь на примере историй жизни известных истрических личностей; развивает  творческие...

«Не хороните меня живой...»: литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству М.И. Цветаевой.

Конспект внеклассного мероприятия по изучению творрчества М. Цветаевой...

Литературно-музыкальная композиция "...Звали меня Мариной...."

Литературно-музыкальная композиция «…Звали меня Мариной…» - это своеобразное путешествие по страницам жизни и творчества Марины Цветаевой – моего любимого поэта 20 века. Это  спектакль, уча...

литературно - музыкальная композиция "Об одном прошу- меня дождаться"

Внеклассная работа. Литературно-музыкальная композиция "Об одном прошу — меня дождаться"  посвещена  памяти павших и живых отстоявших Победу в 1941-1945гг....

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

Литературно-музыкальная композиция «Не вините меня, упрямого…». Ишмухаметова Н.Г.

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной Р.Гарипову...