Школьный театр как средство воспитания
статья на тему
Значимая роль театральной деятельности в воспитательном процессе неоспорима. Участие в театральной деятельности позволяет решать ряд воспитательных задач и развивать познавательные психические процессы ребенка. Воспитательным потенциалом обладает, конечно, и постановочный репертуар. Именно эти вопросы освещаются в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Школьный театр как средство воспитания | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный театр как средство воспитания
Театр, как и другие виды искусства, предлагает собственный способ познания окружающего мира и, соответственно, себя самого как личность. О роли театральной деятельности в воспитательном процессе написано немало. И неудивительно: театр представляет собой синтез искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других и позволяет одновременно воздействовать на разные стороны личности ребенка.
Известный современный московский педагог – новатор и ученый В.А. Караковский классифицируя методы воспитания, основным критерием избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов:
1. Воспитание словом.
2. Воспитание ситуацией.
3. Воспитание делом.
4. Воспитание игрой.
5. Воспитание общением.
6. Воспитание отношениями.
Без сомнения, в воспитании ребенка через театральную деятельность все эти методы являются актуальными и позволяют решать многие воспитательные задачи и развивать познавательные психические процессы:
• художественное образование и воспитание детей;
• формирование эстетического вкуса;
• формирование духовно-нравственных ориентиров;
• развитие коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);
• развитие познавательных психических процессов - ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи;
• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
В процессе подготовки к спектаклю ребенок выступает в разных ролях: слушателя (знакомство с текстом), декламатора, актера, высказывает предложения по постановке спектакля, по подбору музыкального оформления и декорациям, а также принимает участие в изготовлении костюмов и декораций. В творческом процессе происходит укрепление дружеских связей, формирование коллектива.
Анализируя характеры персонажей, мизансцены, которые приходится разыгрывать, воспитанники усваивают моральные нормы общества, укрепляются в понятиях добра и зла, поэтому подбору репертуара необходимо уделять особое внимание.
Школьный театр «Геликон» существует с 2008 года. За это время мы участвовали в 24 концертных программах, поставили 16 спектаклей, которые можно разделить не только по темам, но и по воспитательным задачам. Например, формированию семейных ценностей, уважению к родителям учат спектакли «Волк и семеро козлят на новый лад», «Мужчина и женщина», «Звездный мальчик», «Мама - первое слово в каждой судьбе».
О народных традициях и христианских ценностях рассказывают зрителям постановки «Ночь перед Рождеством», «Мальчик у Христа на ёлке», «Волшебная сказка», «Волшебные башмаки», «Сказание о Петре и Февронии Муромских», «Здравствуй, Масленица!».
Дружбе, взаимовыручке ребята учатся на примерах сказок «Репка», «Теремок», «Новогодние приключения Красной Шапочки и Кота в сапогах».
О том, что такое истинная красота, о милосердии и сострадании размышляют ребята при постановке спектаклей «Звездный мальчик», «Сказка о Красоте», «Волшебные башмаки».
Литературно-музыкальные композиции «Блокадная тетрадь», «Дети блокадного города», концерты на День победы знакомят воспитанников с историей Отечества, формируют чувство патриотизма, непримиримости с агрессией, воспитывают уважение к старшему поколению, пережившему все тяготы войны.
Кроме школы, воспитанники школьной театральной студии – геликоновцы - участвовали в конкурсе агитбригад с театральной зарисовкой по БДД «Инспектор Никитин и Змей Горыныч», участвовали в районных, городских и всероссийских конкурсах. С удовольствием выступают перед младшей аудиторией (детский сад и начальная школа) со спектаклями, пропагандирующими здоровый образ жизни: «В гостях у принцессы Гигиены», «Привет от доктора Пилюлькина», с концертами перед ветеранами и инвалидами реабилитационного центра «Ортолюкс», участвуют в Рождественских спектаклях воскресной школы при Князь-Владимирском храме пос. Лисий Нос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театр как средство воспитания интереса к литературе.
Обобщение опыта...
"Театр,как средство воспитания и развития творческих навыков у детей".
Методическая разработкао роли предметов художественно-эстетического циклана творческое развитие и становление личности ребёнка....
«Школьный музей как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности»
«Школьный музей как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности»...
Фольклорный театр как средство воспитания толерантности и нравственности у школьников
Фольклорный театр как средство воспитания толерантности и нравственности у школьников...
Школьный театр, как средство поддержки и развития талантливых учащихся
Доклад на городской родительской конференции...
«Школьный театр, как средство формирования ключевых компетенций учащихся школы».
В данной статье описан механизм развития ключевых компетенций в процессе приобщения детей к театральной деятельности в школьном театре, таких какценностно-смысловые;общекультурные;саморазвитие;креатив...
Школьный театр - эффективное средство формирования метапредметных компетенций
Методика преподавания английского языка посредством театра является одной из самых эффективных средств обучения. В процессе внеурочной деятельности происходит дальнейшее расширение и углубление знаний...