Программа внеурочной деятельности "Игра. Игротерапия"
рабочая программа

Рабочая программа по курсу игра, игротерапия для 2 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Основная цель программы: формирование игровой деятельности как условия развития предметных, игровых действий и психических процессов.

Общая характеристика учебного предмета.

Особая роль в развитии личности ребёнка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, принадлежит игровой деятельности

Учитывая, что психологический возраст детей с интеллектуальным нарушениями не совпадает с их физиологическим возрастом, ведущая роль в обучении первоклассников с умственной отсталостью принадлежит игровой деятельности.

Формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, которое в первую очередь обуславливается низким уровнем развития предметных, игровых действий детей, недоразвитием пространственной ориентировки, бессистемного проявления двигательной активности, низким уровнем развития моторики и несформированностью психических процессов, неумением чётко выделять цели и задачи игры, осуществлять игровое действие.

Игра помогает детям раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определённые навыки. В ходе игры ребёнок и не подозревает, что чему-то учится, преодолевает трудности, проходя своеобразные упражнения, тренинги, прививающие полезные умения, навыки, закрепляющие важные человеческие свойства и качества.

Игротерапия является дополнением к обучающей среде, опыту, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.

Выстроенные в определённой последовательности игры и упражнения обеспечивают комплексное развитие высших психических функций, повышают у детей интерес не только к результатам своей работы, но и к самому процессу познания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igroterapiya.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Игра, игротерапия»

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу игра, игротерапия для 2 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Основная цель программы: формирование игровой деятельности как условия развития предметных, игровых действий и психических процессов.

Общая характеристика учебного предмета.

Особая роль в развитии личности ребёнка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, принадлежит игровой деятельности

Учитывая, что психологический возраст детей с интеллектуальным нарушениями не совпадает с их физиологическим возрастом, ведущая роль в обучении первоклассников с умственной отсталостью принадлежит игровой деятельности.

Формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, которое в первую очередь обуславливается низким уровнем развития предметных, игровых действий детей, недоразвитием пространственной ориентировки, бессистемного проявления двигательной активности, низким уровнем развития моторики и несформированностью психических процессов, неумением чётко выделять цели и задачи игры, осуществлять игровое действие.

Игра помогает детям раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определённые навыки. В ходе игры ребёнок и не подозревает, что чему-то учится, преодолевает трудности, проходя своеобразные упражнения, тренинги, прививающие полезные умения, навыки, закрепляющие важные человеческие свойства и качества.

Игротерапия является дополнением к обучающей среде, опыту, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.

Выстроенные в определённой последовательности игры и упражнения обеспечивают комплексное развитие высших психических функций, повышают у детей интерес не только к результатам своей работы, но и к самому процессу познания.

Основными методами и формами обучения являются дидактические, ролевые и подвижные игры, занимательные упражнения.

Коррекционная работа по предмету «Игра, игротерапия» в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении).

При построении программы использовалась классификация игр А.В. Запорожца и А.П.Усовой, выделяющая:

Игры творческие и их разновидности: игры – драматизации и строительные игры;

Подвижные игры;

Дидактические игры.

На        основе        данной        классификации        выделены        три основных раздела        программы:

«Дидактические игры», «Подвижные игры», «Творческие игры».

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

-формирование основ гражданственности;

-формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;

-развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;

-развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;

-развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации.

Сравнительно новым содержательным компонентом федерального государственного образовательного стандарта являются личностные и базовые (метапредметные) учебные действия, которые, повлияли и на изложение предметных учебных действий.

Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты отражают:

овладение социальной ролью обучающегося, сформированность мотивов обучения, навыков взаимодействия с учителем и одноклассниками;

развитие любви к своей стране и городу;

развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

владение навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия;

развитие эстетических чувств;

формирование знаний о правилах безопасного здорового образа жизни, интереса к предметно-практической деятельности и трудовым действиям.

В рамках учебного предмета «Математика» формируются следующие базовые учебные действия:

Личностные базовые учебные действия:

принятие социальной роли обучающегося;

личностное самоопределение (Я-ученик, Я-учусь, мне интересно/не интересно, умею/не умею и др.) с учетом особых образовательных, в том числе и индивидуальных потребностей;

понимание обучающимся значения собственного учения;

ориентация в оценках учителей, сверстников, родителей, понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

ориентация на содержательные моменты школьной действительности, принятие образца «хорошего ученика»;

формирование элементарных представлений о картине мира; ориентация в социальном окружении, понимание своего места в нем;

учебно-познавательный интерес к учебному материалу; формирование чувства любви к своей стране, городу (краю);

ориентация на самостоятельность, активность, на двигательную и социально-бытовую независимость;

здоровьесберегающее поведение;

ориентация на оценку собственных поступков с точки зрения соответствия общепризнанным нормам;

доступная творческая самореализация.

Регулятивные базовые учебные действия:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно с тем, что еще недостаточно изучено (основы целеполагания);

умение придерживаться заданной последовательности учебно-практических и познавательных действий (основы практического планирования);

умение предвидеть ближайший практический результат учебного действия (основы прогнозирования);

умение выполнять доступные операции для осуществления контроля (пошагового и итогового) за учебным действием;

умение вносить в ранее освоенное действие необходимые коррективы для достижения искомого результата;

способы решения познавательных, практических задач;

адекватное понимание своих достижений, умение оценивать конкретный результат учебной деятельности, правильность выполнения действий, их цепочки;

адекватное использование в учебно-познавательной деятельности сенсорных способностей и перцептивных умений;

умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь для решения и достижения результата учебной деятельности;

активное использование всех анализаторов для формирования компенсаторных способов деятельности;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию по преодолению препятствий.

Познавательные базовые учебные действия:

умение выделять и формулировать доступную для осмысления и практической реализации познавательную цель;

актуализация, накопление, расширение, уточнение знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор способов решения задач в зависимости от конкретных знакомых условий; алгоритмизация практического действия; смысловое чтение, умение слушать учебные тексты; Особую группу общеучебных базовых действий составляют:

знаково-символические действия (доступное моделирование в решении учебных задач

др.);        

мыслительные действия и операции:

сравнение, анализ, группировка объектов познания, осуществляемых на наглядно-образной основе;

освоение и использование элементарных общих понятий, обеспечивающих учебно-познавательную деятельность;

установление на наглядно-образной основе доступных причинно-следственных связей.

Коммуникативные базовые учебные действия:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

умение оценивать процесс и результат взаимодействия;

умение задавать вопросы для ориентации в совместной с другими деятельности; умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий-

нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий»; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение правильной монологической и диалогической речью;

умение адекватно воспринимать, понимать и продуцировать вербальные и невербальные средства общения.

Предметные результаты:

Обучающиеся должны знать:

Правила поведения в общественных местах;

Правила общения со взрослыми;

Правила общения девочек с мальчиками.

Обучающиеся должны уметь:

Слушать и понимать обращённую речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их;

Согласовывать свои действия с условиями игры;

Изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёра;

Находить для осуществления игрового замысла атрибуты игры, использовать в процессе её разные заменители;

При столкновении с проблемами должны использовать свой внутренний потенциал и творчески подходить к их решению.

Игра, игротерапия

Содержание учебного курса

Раздел

Планируемые результаты

1.

Дидактические игры

Воспитание эстетическтих потребностей, ценностей и чувств; Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

Личностные: положительное

Отношение к окружающей

действительности, готовность

к организации взаимодействия

с ней и эстетическому ее восприятию; понимание личной ответственности за свои поступки на   основе

представлений об этических

нормах и правилах поведения

в современном обществе; готовность к

безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные: адекватно

Соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,  вставать и выходить из-за парты и т.д.); принимать цели и произвольно включаться в

деятельность, следовать  предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности,

контролировать и оценивать

свои

действия и

действия одноклассников

Познавательные: пользоваться

знаками, символами,

предметами- заместителями; работать с несложной по содержанию и структуре информацией

Коммуникативные:

вступать в контакт и работать в коллективе -использовать принятые  ритуалы социального взаимодействия

с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к  учебному  заданию  в  разных видах деятельности и быту

2.

Подвижные игры

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; воспитание

уважительного отношения  к  иному  мнению, истории

и   культуре   других народов; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Личностные: понимание личной ответственности за свои поступки на основе Представлений об этических

Нормах и правилах поведения

в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.

Регулятивные:

Принимать цели

и  произвольно включаться

в деятельность, следовать  предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

3.

Творческие и сюжетно-

ролевые игры

Развитие этических чувств

(категорий: хорошо – плохо, добро-зло); сформированность адекватных представлений о  собственных возможностях,

о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение

социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; владение

навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

Познавательные: пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;

Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе, слушать и понимать инструкцию к  учебному  заданию  в  разных видах деятельности и быту.

Личностные: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его

природной и социальной частей;

Регулятивные: активно участвовать в деятельности,

Контролировать и оценивать

свои действия и действия одноклассников;

Познавательные: выделять некоторые существенные, общие и отличительные  свойства  хорошо знакомых предметов; устанавливать

видородовые отношения предметов; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

Коммуникативные: сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Календарно-тематический план

«Игра, игротерапия»

 п/п

Дата

Тема урока

Содержание

Кол.-во

часов

план.

факт.

I четверть – 8 ч.

I. Дидактические игры

1

07.09.

Давайте познакомимся.

Практическое занятие №1

Знакомство друг с другом, правилами занятий

1ч.

2

14.09.

Учимся общаться.

Практическое занятие №2

Тренинг. Взаимодействие друг

с другом.

1ч.

3

21.09.

Волшебные слова

живут на белом свете.

Знакомство с вежливыми словами, использование их в

речи.

1ч.

4

28.09.

Что такое хорошо и

 что такое плохо.

Знакомство с основными нравственными понятиями.

1ч.

5

05.10.

Секрет братьев

Будильников.

Знакомство с пользой распределения времени

1ч.

6

12.10.

Вечная слава воде.

Знакомство с полезными качествами воды.

1ч.

7

19.10.

Вот это стол – за

ним сидят.

Практическое занятие №3

Изучение правил поведения за столом.

1ч.

8

26.10.

Когда мои друзья со

мной. Практическое занятие №4

Закрепление,проработка понятий о дружбе.

1ч.

II четверть

9

09.11.

Доброта, что

солнце.

Формирование, отработка понятия «доброта».

1ч.

10

16.11.

Радуга  настроения.

Практическое занятие №5

Знакомство со способами саморегуляции.

1ч.

11

23.11.

Путешествие в страну Вежливости. Практическое занятие № 6

Тренинг. Отработка навыков вежливого поведения.

1ч.

13

30.11.

Светофор «Топ –

стоп». Практическое занятие №7

Отработка правил по

безопасности

дорожного движения.

1ч.

II. Подвижные игры

14

07.12.

Соблюдай правила!

Развитие умения действовать в

подвижной игре соответственно

сюжету и правилам.

1ч.

15

14.12.

Игра нас подружит,

игра нас научит. Практическое занятие №8

Развитие умения действовать по сигналу.

1ч.

16

21.12.

Спортивные игры

Практическое

занятие №9

Развитие умения передавать в игре эмоциональные состояния

1ч.

17

28.12.

Хороводные игры.

Практическое

занятие №10

Развитие согласованности, интереса к совместным играм.

1ч.

III четверть

III. Творческие игры или сюжетно-ролевые игры

18

11.01.

Хороводные игры.

Практическое

занятие № 12

Развитие согласованности, интереса к совместным играм.

1ч.

19

18.01.

Хозяева и гости.

Практическое занятие №13

Знакомство с ролями хозяина и гостя, отработка ролей. Развитие умения игровые действия согласовывать с принятой ролью.

1ч.

20

25.01.

Мы идём в театр.

Практическое

занятие №14

Знакомство и отработка поведения в общественных местах, развитие умения передавать в игре эмоциональное состояние.

1ч.

21

01.02.

Сюжетно-ролевая

Игра «Парикмахерская»

Практическое

занятие №15

Развитие умения игровые действия согласовывать с принятой ролью, использовать различные предметы заместители, осуществлять и Принимать воображаемые действия

1ч.

22

08.02.

Идём за покупками

в магазин.

Практическое

занятие №16

Развитие умения игровые действия согласовывать с принятой ролью, использовать различные предметы заместители, осуществлять и

Принимать воображаемые

действия

1ч.

23

01.03.

Театрализованная

игра «Кот, Петух и

Лиса».

Практическое

занятие №17

Развитие умения с помощью педагога до начала игры определять тему, сюжет, распределять роли, передаватьразное эмоциональное состояние персонажей.

1ч.

24

15.03.

Ролевая игра «У

меня зазвонил

телефон»

Практическое

занятие №18

Развитие умения игровые действия согласовывать с

принятой ролью, использовать

различные предметы-заместители, осуществлять и

принимать воображаемые игровые действия.

1ч.

IV четверть

25

29.03.

Ролевая игра

«Почта»

Практическое

занятие №19

Развитие умения игровые действия

согласовывать с принятой ролью, использовать различные предметы- заместители, осуществлять и принимать воображаемые игровые действия.

1ч.

26

05.04.

Игра-драматизация«Терем-теремок»

Практическое занятие №20

Развитие умения с помощью педагога до начала игры определять тему,

сюжет, распределять роли, передавать

разное эмоциональное состояние

персонажей.

1ч.

27

12.04.

Инсценировка сказки «Репка». Практическое занятие №21

Развитие умения с помощью педагога до начала игры определять тему,

сюжет, распределять роли, передавать

разное эмоциональное состояние

персонажей.

1ч.

28

19.04.

Инсценировка

сказки «Лиса и

заяц» Практическое

занятие №22

Развитие игровых умений и речевого

общения. Развитие умения распределять роли, передавать разное эмоциональное состояние персонажей.

1ч.

29

26.04.

Разучивание

считалок и потешек

Развитие речевого общения и игровых

умений.

1ч.

30

17.05.

Повторение и обобщение

пройденного.

«Подадим друг

другу руки»

Подведение итогов.

1ч.

Игра, игротерапия

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе рабочей программы «Игра, игротерапия» для первого класса по достижению планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), представлено следующими объектами и средствами:

Учебно-методическое обеспечение:

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 4.3) МКОУ «Школа № 92».

А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Книга для учителя. Москва «БУК-МАСТЕР», 1993.

Технические средства:

персональный компьютер (ноутбук).

Учебно-практическое оборудование:

раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);

наборы предметных и сюжетных картинок;

настольные игры;

детская художественная литература, аудио, видеоматериал;

картины по развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Программа "Игра и игротерапия"

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения  и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с  цель...

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»

для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...