Программа внеурочной деятельности "Игра. Игротерапия"
рабочая программа
Рабочая программа по курсу игра, игротерапия для 2 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Основная цель программы: формирование игровой деятельности как условия развития предметных, игровых действий и психических процессов.
Общая характеристика учебного предмета.
Особая роль в развитии личности ребёнка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, принадлежит игровой деятельности
Учитывая, что психологический возраст детей с интеллектуальным нарушениями не совпадает с их физиологическим возрастом, ведущая роль в обучении первоклассников с умственной отсталостью принадлежит игровой деятельности.
Формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, которое в первую очередь обуславливается низким уровнем развития предметных, игровых действий детей, недоразвитием пространственной ориентировки, бессистемного проявления двигательной активности, низким уровнем развития моторики и несформированностью психических процессов, неумением чётко выделять цели и задачи игры, осуществлять игровое действие.
Игра помогает детям раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определённые навыки. В ходе игры ребёнок и не подозревает, что чему-то учится, преодолевает трудности, проходя своеобразные упражнения, тренинги, прививающие полезные умения, навыки, закрепляющие важные человеческие свойства и качества.
Игротерапия является дополнением к обучающей среде, опыту, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.
Выстроенные в определённой последовательности игры и упражнения обеспечивают комплексное развитие высших психических функций, повышают у детей интерес не только к результатам своей работы, но и к самому процессу познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igroterapiya.docx | 33.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Игра, игротерапия»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу игра, игротерапия для 2 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Основная цель программы: формирование игровой деятельности как условия развития предметных, игровых действий и психических процессов.
Общая характеристика учебного предмета.
Особая роль в развитии личности ребёнка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, принадлежит игровой деятельности
Учитывая, что психологический возраст детей с интеллектуальным нарушениями не совпадает с их физиологическим возрастом, ведущая роль в обучении первоклассников с умственной отсталостью принадлежит игровой деятельности.
Формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, которое в первую очередь обуславливается низким уровнем развития предметных, игровых действий детей, недоразвитием пространственной ориентировки, бессистемного проявления двигательной активности, низким уровнем развития моторики и несформированностью психических процессов, неумением чётко выделять цели и задачи игры, осуществлять игровое действие.
Игра помогает детям раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определённые навыки. В ходе игры ребёнок и не подозревает, что чему-то учится, преодолевает трудности, проходя своеобразные упражнения, тренинги, прививающие полезные умения, навыки, закрепляющие важные человеческие свойства и качества.
Игротерапия является дополнением к обучающей среде, опыту, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.
Выстроенные в определённой последовательности игры и упражнения обеспечивают комплексное развитие высших психических функций, повышают у детей интерес не только к результатам своей работы, но и к самому процессу познания.
Основными методами и формами обучения являются дидактические, ролевые и подвижные игры, занимательные упражнения.
Коррекционная работа по предмету «Игра, игротерапия» в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении).
При построении программы использовалась классификация игр А.В. Запорожца и А.П.Усовой, выделяющая:
Игры творческие и их разновидности: игры – драматизации и строительные игры;
Подвижные игры;
Дидактические игры.
На основе данной классификации выделены три основных раздела программы:
«Дидактические игры», «Подвижные игры», «Творческие игры».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
-формирование основ гражданственности;
-формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
-развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
-развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
-развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации.
Сравнительно новым содержательным компонентом федерального государственного образовательного стандарта являются личностные и базовые (метапредметные) учебные действия, которые, повлияли и на изложение предметных учебных действий.
Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты отражают:
овладение социальной ролью обучающегося, сформированность мотивов обучения, навыков взаимодействия с учителем и одноклассниками;
развитие любви к своей стране и городу;
развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
владение навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия;
развитие эстетических чувств;
формирование знаний о правилах безопасного здорового образа жизни, интереса к предметно-практической деятельности и трудовым действиям.
В рамках учебного предмета «Математика» формируются следующие базовые учебные действия:
Личностные базовые учебные действия:
принятие социальной роли обучающегося;
личностное самоопределение (Я-ученик, Я-учусь, мне интересно/не интересно, умею/не умею и др.) с учетом особых образовательных, в том числе и индивидуальных потребностей;
понимание обучающимся значения собственного учения;
ориентация в оценках учителей, сверстников, родителей, понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
ориентация на содержательные моменты школьной действительности, принятие образца «хорошего ученика»;
формирование элементарных представлений о картине мира; ориентация в социальном окружении, понимание своего места в нем;
учебно-познавательный интерес к учебному материалу; формирование чувства любви к своей стране, городу (краю);
ориентация на самостоятельность, активность, на двигательную и социально-бытовую независимость;
здоровьесберегающее поведение;
ориентация на оценку собственных поступков с точки зрения соответствия общепризнанным нормам;
доступная творческая самореализация.
Регулятивные базовые учебные действия:
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно с тем, что еще недостаточно изучено (основы целеполагания);
умение придерживаться заданной последовательности учебно-практических и познавательных действий (основы практического планирования);
умение предвидеть ближайший практический результат учебного действия (основы прогнозирования);
умение выполнять доступные операции для осуществления контроля (пошагового и итогового) за учебным действием;
умение вносить в ранее освоенное действие необходимые коррективы для достижения искомого результата;
способы решения познавательных, практических задач;
адекватное понимание своих достижений, умение оценивать конкретный результат учебной деятельности, правильность выполнения действий, их цепочки;
адекватное использование в учебно-познавательной деятельности сенсорных способностей и перцептивных умений;
умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь для решения и достижения результата учебной деятельности;
активное использование всех анализаторов для формирования компенсаторных способов деятельности;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию по преодолению препятствий.
Познавательные базовые учебные действия:
умение выделять и формулировать доступную для осмысления и практической реализации познавательную цель;
актуализация, накопление, расширение, уточнение знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор способов решения задач в зависимости от конкретных знакомых условий; алгоритмизация практического действия; смысловое чтение, умение слушать учебные тексты; Особую группу общеучебных базовых действий составляют:
знаково-символические действия (доступное моделирование в решении учебных задач
др.);
мыслительные действия и операции:
сравнение, анализ, группировка объектов познания, осуществляемых на наглядно-образной основе;
освоение и использование элементарных общих понятий, обеспечивающих учебно-познавательную деятельность;
установление на наглядно-образной основе доступных причинно-следственных связей.
Коммуникативные базовые учебные действия:
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
умение оценивать процесс и результат взаимодействия;
умение задавать вопросы для ориентации в совместной с другими деятельности; умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий-
нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий»; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение правильной монологической и диалогической речью;
умение адекватно воспринимать, понимать и продуцировать вербальные и невербальные средства общения.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать:
Правила поведения в общественных местах;
Правила общения со взрослыми;
Правила общения девочек с мальчиками.
Обучающиеся должны уметь:
Слушать и понимать обращённую речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их;
Согласовывать свои действия с условиями игры;
Изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёра;
Находить для осуществления игрового замысла атрибуты игры, использовать в процессе её разные заменители;
При столкновении с проблемами должны использовать свой внутренний потенциал и творчески подходить к их решению.
Игра, игротерапия
Содержание учебного курса
№ | Раздел | Планируемые результаты | |
1. | Дидактические игры | Воспитание эстетическтих потребностей, ценностей и чувств; Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; | Личностные: положительное Отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. |
Регулятивные: адекватно Соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников | |||
Познавательные: пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями; работать с несложной по содержанию и структуре информацией | |||
Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту | |||
2. | Подвижные игры | Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | Личностные: понимание личной ответственности за свои поступки на основе Представлений об этических Нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в обществе. |
Регулятивные: Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; | |||
3. | Творческие и сюжетно- ролевые игры | Развитие этических чувств (категорий: хорошо – плохо, добро-зло); сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | Познавательные: пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями; |
Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе, слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. | |||
Личностные: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; | |||
Регулятивные: активно участвовать в деятельности, Контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; | |||
Познавательные: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видородовые отношения предметов; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; | |||
Коммуникативные: сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. |
Календарно-тематический план
«Игра, игротерапия»
п/п | Дата | Тема урока | Содержание | Кол.-во часов | |||
план. | факт. | ||||||
I четверть – 8 ч. | |||||||
I. Дидактические игры | |||||||
1 | 07.09. | Давайте познакомимся. Практическое занятие №1 | Знакомство друг с другом, правилами занятий | 1ч. | |||
2 | 14.09. | Учимся общаться. Практическое занятие №2 | Тренинг. Взаимодействие друг с другом. | 1ч. | |||
3 | 21.09. | Волшебные слова живут на белом свете. | Знакомство с вежливыми словами, использование их в речи. | 1ч. | |||
4 | 28.09. | Что такое хорошо и что такое плохо. | Знакомство с основными нравственными понятиями. | 1ч. | |||
5 | 05.10. | Секрет братьев Будильников. | Знакомство с пользой распределения времени | 1ч. | |||
6 | 12.10. | Вечная слава воде. | Знакомство с полезными качествами воды. | 1ч. | |||
7 | 19.10. | Вот это стол – за ним сидят. Практическое занятие №3 | Изучение правил поведения за столом. | 1ч. | |||
8 | 26.10. | Когда мои друзья со мной. Практическое занятие №4 | Закрепление,проработка понятий о дружбе. | 1ч. | |||
II четверть | |||||||
9 | 09.11. | Доброта, что солнце. | Формирование, отработка понятия «доброта». | 1ч. | |||
10 | 16.11. | Радуга настроения. Практическое занятие №5 | Знакомство со способами саморегуляции. | 1ч. | |||
11 | 23.11. | Путешествие в страну Вежливости. Практическое занятие № 6 | Тренинг. Отработка навыков вежливого поведения. | 1ч. | |||
13 | 30.11. | Светофор «Топ – стоп». Практическое занятие №7 | Отработка правил по безопасности дорожного движения. | 1ч. | |||
II. Подвижные игры | |||||||
14 | 07.12. | Соблюдай правила! | Развитие умения действовать в подвижной игре соответственно сюжету и правилам. | 1ч. | |||
15 | 14.12. | Игра нас подружит, игра нас научит. Практическое занятие №8 | Развитие умения действовать по сигналу. | 1ч. | |||
16 | 21.12. | Спортивные игры Практическое занятие №9 | Развитие умения передавать в игре эмоциональные состояния | 1ч. | |||
17 | 28.12. | Хороводные игры. Практическое занятие №10 | Развитие согласованности, интереса к совместным играм. | 1ч. | |||
III четверть | |||||||
III. Творческие игры или сюжетно-ролевые игры | |||||||
18 | 11.01. | Хороводные игры. Практическое занятие № 12 | Развитие согласованности, интереса к совместным играм. | 1ч. | |||
19 | 18.01. | Хозяева и гости. Практическое занятие №13 | Знакомство с ролями хозяина и гостя, отработка ролей. Развитие умения игровые действия согласовывать с принятой ролью. | 1ч. | |||
20 | 25.01. | Мы идём в театр. Практическое занятие №14 | Знакомство и отработка поведения в общественных местах, развитие умения передавать в игре эмоциональное состояние. | 1ч. | |||
21 | 01.02. | Сюжетно-ролевая Игра «Парикмахерская» Практическое занятие №15 | Развитие умения игровые действия согласовывать с принятой ролью, использовать различные предметы заместители, осуществлять и Принимать воображаемые действия | 1ч. | |||
22 | 08.02. | Идём за покупками в магазин. Практическое занятие №16 | Развитие умения игровые действия согласовывать с принятой ролью, использовать различные предметы заместители, осуществлять и Принимать воображаемые действия | 1ч. | |||
23 | 01.03. | Театрализованная игра «Кот, Петух и Лиса». Практическое занятие №17 | Развитие умения с помощью педагога до начала игры определять тему, сюжет, распределять роли, передаватьразное эмоциональное состояние персонажей. | 1ч. | |||
24 | 15.03. | Ролевая игра «У меня зазвонил телефон» Практическое занятие №18 | Развитие умения игровые действия согласовывать с принятой ролью, использовать различные предметы-заместители, осуществлять и принимать воображаемые игровые действия. | 1ч. | |||
IV четверть | |||||||
25 | 29.03. | Ролевая игра «Почта» Практическое занятие №19 | Развитие умения игровые действия согласовывать с принятой ролью, использовать различные предметы- заместители, осуществлять и принимать воображаемые игровые действия. | 1ч. | |||
26 | 05.04. | Игра-драматизация«Терем-теремок» Практическое занятие №20 | Развитие умения с помощью педагога до начала игры определять тему, сюжет, распределять роли, передавать разное эмоциональное состояние персонажей. | 1ч. | |||
27 | 12.04. | Инсценировка сказки «Репка». Практическое занятие №21 | Развитие умения с помощью педагога до начала игры определять тему, сюжет, распределять роли, передавать разное эмоциональное состояние персонажей. | 1ч. | |||
28 | 19.04. | Инсценировка сказки «Лиса и заяц» Практическое занятие №22 | Развитие игровых умений и речевого общения. Развитие умения распределять роли, передавать разное эмоциональное состояние персонажей. | 1ч. | |||
29 | 26.04. | Разучивание считалок и потешек | Развитие речевого общения и игровых умений. | 1ч. | |||
30 | 17.05. | Повторение и обобщение пройденного. «Подадим друг другу руки» | Подведение итогов. | 1ч. |
Игра, игротерапия
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе рабочей программы «Игра, игротерапия» для первого класса по достижению планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), представлено следующими объектами и средствами:
Учебно-методическое обеспечение:
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 4.3) МКОУ «Школа № 92».
А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Книга для учителя. Москва «БУК-МАСТЕР», 1993.
Технические средства:
персональный компьютер (ноутбук).
Учебно-практическое оборудование:
раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);
наборы предметных и сюжетных картинок;
настольные игры;
детская художественная литература, аудио, видеоматериал;
картины по развитию речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Программа "Игра и игротерапия"
Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с цель...
Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»
для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...