Программа "Игра и игротерапия"
учебно-методический материал (5, 7 класс) на тему

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения  и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с  целью обеспечения наиболее оптимальных условий развития и социальной адаптации учащихся. Одним из условий оптимизации коррекционно-образовательного процесса является использование игры как важнейшей и неотъемлемой части учения, досуга, культуры в целом.

Коррекционно-развивающая программа для учащихся 5-7 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_igra_i_igroterapiya.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа – интернат №16 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

СОГЛАСОВАНО                                                                             УТВЕРЖДЕНО

Зав. кабинетом коррекции                                                на педагогическом совете

развития ребенка СПбАППО:                                          Протокол №____ от ___________

________________Яковлева Н.Н.                                    ____________       С.Д.Станпакова

Коррекционно – развивающая программа

«Игра и игротерапия»

5-7 классы

                               Автор:

                                                 Быстрова  Е.И.

Санкт-Петербург

2013 год

Ребенок всегда прав.

Неправым может быть только взрослый,

чья программа ребенку не интересна

Пояснительная записка

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения  и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с  целью обеспечения наиболее оптимальных условий развития и социальной адаптации учащихся.

Одним из условий оптимизации коррекционно-образовательного процесса является использование игры как важнейшей и неотъемлемой части учения, досуга, культуры в целом. Игра является ведущим видом деятельности детей в период дошкольного детства, а для детей с нарушением интеллекта и в период школьного обучения.

Польский педагог и писатель Януш Корчак считал, что игра – это возможность   «отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию.

 Игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности в условиях, направленных на воссоздание и освоение социального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.         Швейцарский ученый К.Гросс рассматривал игры детей как подготовку к будущей трудовой деятельности, к жизни, как средство естественного самовоспитания ребенка.

 Игровая деятельность включает предметные, дидактические, словесные, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные и сюжетно-ролевые, психологические игры.

У детей  с ограниченными возможностями здоровья игра, как в дошкольном, так и в школьном возрасте развивается медленно, и без специального обучения она ограничивается однообразными манипуляциями с игрушками, не имеющими игрового содержания, что обусловлено задержкой сенсомоторного и  интеллектуального развития. Без целенаправленного обучения дети не обнаруживают потребности в игре, даже будучи включенными в нее, длительное время не проявляют интереса ни к игрушкам, ни к самому игровому процессу. Интерес к игре является разлитым, недифференцированным, неустойчивым. Они не умеют ставить перед собой конкретную, значимую игровую цель.

В процессе обучения дети овладевают не только разнообразными игровыми действиями, но и разными вариантами их цепочек, что необходимо для развертывания сюжетных и сюжетно-ролевых игр.

Дети с нарушением интеллекта склонны к использованию игрушек, являющихся копией реальных предметов окружающей действительности. Функция замещения самостоятельно у них не формируется, поэтому их необходимо учить использовать различные предметы не только в их прямом назначении, но и в качестве предметов-заместителей. Неумение детей использовать предметы – заместители связано с недоразвитием образного мышления и воображения, а так же с чрезвычайно бедным опытом   предметных действий.

Особое место в игре отводится речи, которая не только сопровождает игру, но и выполняет в ней специфическую функцию замещения воображаемых в мысленном плане действий, предметов, образов.  У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом, образом.

Последовательное включение ребенка в игру и его обучение в игре обеспечивают формирование всех компонентов игровой деятельности – целевого, потребностно-мотивационного, операционного, содержательного.

Введение предмета «Игра и игротерапия» в коррекционно-образовательный процесс школы VIII  вида направлено на развитие социального опыта, коррекцию когнитивной и эмоциональной сферы учащихся, на сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Основными функциями игры являются:

  • эмоциогенная функция. Игра меняет эмоциональное состояние, как правило, в сторону его улучшения, повышения настроения, воодушевляет, пробуждает интерес к чему-либо, побуждает к активности;
  •  диагностическая функция.  Ребенок познает себя в игре, с помощью педагогического наблюдения во время игры   определяется  уровень  развития ребенка, его возможностей;
  •   релаксационная функция. Игра снимает или уменьшает физическое и интеллектуальное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему обучением, различными заболеваниями, сильными переживаниями. Игры используют для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья детей;
  • коммуникативная функция. Игра всегда вводит ребенка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и вполне конкретная. В игре дети учатся общаться со сверстниками, взрослыми, с людьми, которые их окружают;
  • функция самореализации. Процесс игры – это всегда пространство для самореализации ее участников, уникальная возможность для человеческой практики ребенка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта;
  •  социокультурная функция. Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающие в себя как социально – контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка;
  • терапевтическая функция. Игротерапевты используют игры для снятия неурядиц жизни, для коррекции нравственных взаимоотношений, для одобрения ободрения ребенка, преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, в общении с окружающими, в учении.

Игра является ценным средством стимуляции умственной активности детей, она активизирует психические процессы (внимание, память, мышление, воображение), вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Поэтому занятия проводятся при таких условиях, чтобы дети могли спокойно передвигаться по классу, переходить от парты к парте, сидеть на ковре.

Основная идея, которую педагог   призван донести до сознания учащихся в ходе работы по программе «Игра и игротерапия» определяется золотым правилом: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Люди могут совершать ошибки, но они не должны нести беду и горе окружающим.

Цель  программы  - социальная  адаптация и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья средствами  игры и игротерапии

Задачи программы

1.Образовательные:

- развивать познавательную деятельность учащихся;

- формировать коммуникативные способности средствами игры и игротерапии.

2.Коррекционно-развивающие:

- коррекция эмоциональных проявлений, необходимых для адекватного поведения в обществе;

- коррекция основных психических процессов (внимания, памяти, мышления);

-  развитие речи учащихся (обогащение словарного запаса, развитие умения вести диалог и т.д.).

3.Воспитательные:

- формирование социальных умений и навыков практического использования методов и приемов коммуникативной деятельности;

- формирование положительного эмоционального отношения к школе;

- воспитание   доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и со взрослыми.

Методы обучения, используемые в программе «Игра и игротерапия»:

- игротерапия;

- психогимнастика;

- арттерапия;

- телесная терапия;

- элементы психодрамы;

- сказкотерапия;

- социальная терапия;

- свободное и тематическое рисование     и др.

Работа по программе предполагает использование разнообразного наглядного материала: таблиц, схем, рисунков, предметных и сюжетных картинок, игр.

Принципы построения программы:

- применение комплексного подхода (ознакомление детей с окружающим миром в процессе активной деятельности, организация предметно-игровой среды, общение взрослого с детьми в процессе игры);

- учет возрастных и типологических особенностей детей с нарушением интеллекта;

- учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка;

- опора на имеющийся социальный опыт конкретного ребенка;

- доступность;

- наглядность.

Программа включает – три  взаимосвязанных и последовательных направления работы:

- развитие эмоций – 5 класс;

- формирование навыков общения в ближайшем окружении – 6 класс;

- формирование навыков общения со взрослыми  – 7 класс.

Каждое направление программы включает в себя диагностический, коррекционный и контрольный этапы.

Диагностический этап представляет собой предварительное тестирование детей, позволяющее выявить личностные особенности развития учащихся, определить механизмы негативных воздействий на развитие ребенка (биологических, психологических, социальных).

Коррекционный (формирующий) этап проходит в форме игровой терапии, направленной на решение поставленных коррекционно-развивающих, образовательных, воспитательных  задач.

В курсе игротерапии на коррекционном (формирующем) этапе выделяется три блока.

В I блоке происходит объединение участников в группы.

Во II блоке учитель, используя сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры – драматизации, подвижные, словесные, психологические игры, изобразительную деятельность, знакомит детей с оптимальными формами общения, с возможностями предотвращения конфликтов.

 В III блоке происходит вовлечение  детей и взрослых  в совместные развлечения, игры.

Контрольный этап состоит из заключительного тестирования детей. После завершения исследования подводится итог игровых занятий, даются психологические рекомендации воспитателям и родителям.

Предлагаемая программа предполагает включение целенаправленных занятий по развитию игровой деятельности в коррекционно-образовательный процесс школ VIII вида. Курс «Игра и игротерапия» проводится в 5 - 7 классах по 3 часа в неделю, итого 105 часов в год.

Содержание занятий игры и игровой терапии тесно связано с содержанием уроков ручного труда, изобразительной деятельности, музыкально-ритмических занятий, что необходимо для осуществления системного, комплексного воздействия на ребенка в процессе его обучения.

Существенным дополнением к занятиям по игре и игротерапии могут стать результаты педагогических наблюдений за поведением учащихся, их взаимоотношениями, изучение реакции детей на разнообразные поступки товарищей, оценку своих поступков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игротерапия в системе коррекционно-развивающей работы с аутичными дошкольниками

В презентации  представлены   различные игры, использующиеся в коррекционно-воспитательной работе с аутичными детьми. Игры создают  особую  «терапевтическую  среду»,...

Занятия по игротерапии

разработки коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ...

ИГРОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКЛОЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Опыт педагогической работы с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью показывает, что навык самостоятельности возможно сформировать только в специально организованных условиях воспитания. ...

Проект «Игротерапия в процессе интеграции детей с нарушениями развития в интегрированной группе детского сада»

Данный проект раскрывает возможности использования игротерапии для детей с нарушениями в развитии в условиях интегрированной группы детского сада...

"Становление личности детей с особыми образовательными возможностями на уроках игротерапии."

Дети с интеллектуальной недостаточностью очень плохо распознают социальные раздражители (мимику, жесты и т.п.), они неспособны расшифровать реакцию людей на свое поведение. Таким детям очень трудно де...

Презентация "Основное об игротерапии"

Основные понятия игротерапии, а также подход Отечественных психологов к данному аспекту...