Адресная помощь
рабочая программа (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №94» городского округа г.Уфа Республики Башкортостан
ПРИНЯТО Педагог-психолог _______ Ломакина В.В. Протокол педсовета от № | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _______ Евстафьева Е.М. от «___»______20_____ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Лицей №94» ГО г.Уфы РБ _________Асеева Н.В. Приказ от № |
ПРОГРАММА
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ
В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Разработчик:
Валеева Гузель Фахрисламовна,
учитель географии высшей квалификационной категории, к.п.н.
Уфа -2016
Пояснительная записка
Программа по работе с детьми, находящимися в трудном семейном положении, предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа так же направлена на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Необходимость дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. И свидетельство тому является принятие в 1999 г. Федерального закона «Об основах системы профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам подросток и др. Наиболее характерны такие отклонения для детей подросткового возраста, т.к., именно в этом возрасте происходит гормональный сдвиг и перестройка представления подростка о себе.
Педагогам школы чаще всего приходится иметь дело с детьми, подростками, социальное пространство которых наблюдаются отклонения в поведении. Это отклонения от норм в состоянии здоровья (нарушение в физическом или психическом здоровье, акцентуации характера), нарушение в сфере межличностных взаимоотношений (ребёнок изолирован в классном коллективе, отвергаемый в группе свободного общения, конфликтен, отчужден, бесконтролен). Ошибки педагогов (превышение педагогической власти, лишение ребенка индивидуальных стимулов, наказание и унижение личности ребенка, конфликтные ситуации между родителями ученика и учителем или между учеником и учителем). Ошибки семейного воспитания (заласканное, задавленное, загубленное, одинокое или равнодушное детство; отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу, это актуально в нынешнее время для молодых родителей, отстранение подростка от физического, домашнего труда, конфликты в семье). Социальные причины, психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства).
Нередко в результате вышеперечисленных причин подросток вступает в конфликт с законом. В основе противоправного поведения несовершеннолетних лежат мотивы, обусловленные: внушением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационного характера, ложного самоутверждения, группового поведения. По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.
Таким образом, данная проблема весьма актуальна. Поэтому для её решения необходимо систематизировать проводившую ранее работу, разработать оптимальную технологию, которая бы позволила не подгонять ребёнка под шаблон требований, а вносить коррективы в его поведение, способствовать саморазвитию личности ученика, признавать за каждым право выбора собственного пути.
Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и содержание детей является одним из главнейших факторов появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Семейное неблагополучие является многомерной характеристикой функционирования семьи. Существуют следующие основные виды депривации, свидетельствующие о семейном неблагополучии:
- трудное материальное положение, бедность;
- жилищные проблемы
- безработица
- конфликтные ситуации в семье, безнадзорность
- безответственное родительство, жестокое обращение с детьми
- алкоголизм и наркомания жилищные проблемы;
Нестабильность экономической ситуации на сегодня, бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного воспитания и в целом нездоровый образ жизни в социуме приводят к таким явлениям, как: асоциальное поведение детей и взрослых; низкий уровень этического, эстетического и нравственного воспитания; отсутствие ценностей или создание своих, приводящих к детской преступности, агрессии, наркомании.
Эти факторы нашли свое отражение в способах поведения детей. Привычным становится отклоняющееся поведение, которое предполагает две категории:
- Поведение, не соответствующее нормам психического здоровья (т.е. патологическое);
- антисоциальное поведение (нарушающее социальные, культурные, правовые нормы).
Для таких детей характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими. Очень трудно в сегодняшних условиях сделать так, чтобы для ребенка стала привлекательной модель поведения, в которой лежат доброта, великодушие, благородство, не приносящие быстрого признания и денег. Здесь нет, и вряд ли может быть какой-то перечень единственно верных, научно обоснованных правил и законов, есть только общие закономерности развития, созревания личности как существа биологического, психического и социального, которые надо учитывать и которым надо подчинять свои педагогические действия. Главное же на этом пути – педагогическая интуиция, нравственное чувство и желание помочь ребенку в его самый драматичный период жизни, убедить его поверить в свои силы. Изучение данной проблемы и привело к созданию этой программы, которая поможет найти свой путь в жизни детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В первую очередь с этой проблемой сталкивается классный руководитель, «классная мама».
Работа классного руководителя должна вестись в нескольких направлениях:
1. Социальная диагностика. Для выявления данных категорий оформляются социальные карты учащихся.
2. Организационно-воспитательная деятельность. Осуществляется в тесном контакте с заместителями директора по воспитательной работе, дополнительному образованию, учителями дополнительного образования. Организация контроля за внеучебной деятельности учащихся.
3. Коррекционная работа. Проводится диагностическая работа, направленная на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика. В 8–11-х классах – тестирование, направленное на выявление сферы профессиональных интересов учащихся. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся "группы риска", стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий.
4. Просветительская работа. К этому направлению относятся: организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, проведение педагогических советов, семинаров, совещаний и участие в них. В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, наркомании, безнадзорности среди учащихся.
5. Работа с учащимися. Выявляются несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные к противоправным действиям. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы с ребятами.
6. Работа с педагогическим коллективом. Совместное выявление причин, возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
7. Изучение и анализ всего материала, планирование и организация работы:
- научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
- создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
- вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
- обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
- учить уважать товарищей и взрослых;
- развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.
Цели и задачи программы
Цели и задачи реализации образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС:
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся образовательная программа ГБОУ СОШ № 39 направлена на обеспечение и решение следующих задач.
Цель: решение проблем, преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, а также условий для создания деятельностно и эстетически насыщенной, нравственно чистой и эмоционально благоприятной социальной среды.
Задачи:
- обеспечение условий для реализации конституционного права на получение основного бесплатного образования всеми детьми школьного возраста;
- социальная защита и охрана прав детства;
- соблюдение социальных прав и гарантий проблемных детей;
- создание условий для гармонического, интеллектуального, физического, духовно-нравственного развития учащихся, их воспитания и образования;
- адекватно воспринимать себя и окружающую действительность;
- создание доверительного психологического климата между подростками, учениками и родителями;
- почувствовать собственную ответственность за свою жизнь и жизнь других;
- достижение сотрудничества между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
- приобретение навыков для дальнейшей самореализации
- развитие адаптационных умений;
- создание системы работы с подростками из социально незащищённых слоёв населения по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;
- учёт пропусков занятий без уважительной причины;
- активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;
- привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в школе, вовлечение учащихся в кружки, общешкольные мероприятия, спортивные секции
ОБЪЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- дети в кризисной ситуации;
- дети с проблемами в семье;
- гиперактивные дети;
- дети с проблемами в обучении;
- дети с личностными проблемами;
- дети, стоящие на учёте (ВШУ, КДН, ПДН и др.)
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
- Принцип законности, демократизма; гуманного обращения с несовершеннолетними;
- Принцип социально-педагогической поддержки. Это процесс
совместного определения с ребенком его собственных интересов,
возможностей, целей и путей преодоления препятствий, мешающих
ему сохранять его человеческое достоинство и самостоятельно
достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании,
общении, образе жизни; - Принцип поддержки семей и взаимодействия с ними;
- Принцип ведущей роли воспитательного воздействия жизни класса и
общешкольных мероприятий. В виду того, из-за специфики этой
категории детей снижена воспитательная функция семьи (а в
некоторых ситуациях она совсем отсутствует или оказывает
негативное влияние на ребенка), то основная воспитательная
функция принадлежит школе; - Принцип повышения роли общественных организаций.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» № 120 - ФЗ от 24.06.1999 г.
Федерального Закона «Об ограничении курения табака» № 87 – ФЗ от 10.07.2001 г.,
Федеральный Закон № ВФ - 1376/06 от 21.09.2005 г. «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях»
ФЗ РФ от 28 апреля 2009 года № 71-ФЗ О внесение изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской федерации» в соответствии с правом, предоставленным этим законом.
Приоритетные направления:
- Исследовательская работа
- Комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребёнка;
2. Профилактическая коррекционно-развивающая работа
- предупреждение, своевременное выявление, «сдерживание» отклонений в поведении, состояния ребёнка.
3. Просветительская работа.
- консультации, беседы, лекции, привлечение специалистов.
- Воспитательная работа
- вовлечение в деятельность, «живой пример» педагога, эффективное личностное общение.
ФАКТОРЫ ПОПАДАНИЯ ДЕТЕЙ В «ГРУППУ РИСКА», «ТРУДНЫЕ ДЕТИ»
- дисгармоничная семья;
- соматические заболевания;
- дети, состоящие на учёте в ПДН, КДН;
- неблагополучные ситуации в отношениях со сверстниками;
- неадекватное поведение;
- нарушения в эмоциональной сфере (обидчивость, агрессивность, замкнутость, раздражительность);
- средовая адаптация;
- просчёты школы в учебной деятельности.
МЕТОДЫ РАБОТЫ:
- Наблюдение;
- Психологические и педагогические методики;
- Психолого-педагогический анализ;
- Социально-психологические методы.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Изучение проблемных детей.
- выявить всех проблемных детей, начиная с 5-го класса, и завести на них журнал учёта;
- установить характер их педагогической запущенности, путём систематических наблюдений, изучения результатов их деятельности;
- путём наблюдения, социометрических измерений и анкетирования установить положение ученика в классном коллективе, характер взаимоотношений с ним, наметить путь и способы улучшений;
- изучить включения его во внеурочную, общественно полезную деятельность;
- установить, входит ли «трудный ребёнок», ребёнок «группы риска» в другие группы, компании и объединения (направленность этих групп, характер их влияния на ученика);
- Организация педагогической помощи:
- вести систематический учёт пробелов в знаниях, умениях и навыков детей;
- организовать помощь в учебной деятельности, необходимую для ученика;
- установить и поддерживать систематические доброжелательные отношения и контакты с родителями проблемных детей. Оказывать им помощь в воспитании детей;
- вести систематический учёт особо сложных и неблагополучных семей, учащихся школы, проводить с ними профилактические работы, учёт проводимой с ними работы и её результат.
3. Организация медицинской помощи.
- вести индивидуальные беседы по правилам гигиены с «трудными» детьми, с детьми «группы риска»;
4. Организация свободного времени проблемных детей.
- всех проблемных детей с учётом их интересов и возможностей вовлечь в работу кружков;
- привлечь детей к участию в культурно-массовой и спортивной работе, отмечать их успехи, достижения в ней;
- организовать ненавязчивый контроль над проведением свободного времени;
- вести тесную связь в работе с проблемными детьми РОВД;
- постановка на внутришкольный учёт и вести индивидуальную работу с ребятами и их родителями.
5. Профилактическая работа.
- коррекционная работа с проблемными детьми: тренинг психолога, тестирование, анкетирование;
- индивидуальная работа с детьми по вовлечению в кружки, секции, факультативы.
СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
I этап – 2016 – 2017учебный год.
II этап – 2017 – 2018 учебный год.
III этап – 2018– 2019 учебный год.
IVэтап- 2019 - 2020 учебный год
- анализ и обобщение результатов. Разработка программы дальнейшей работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Работа с детьми, попавшими в трудное семейное положение
Наименование МЕРОПРИЯТИЯ | СРОКИ | ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
Посещение детей, находившихся в социально опасном положении с целью проверки подготовки к новому учебному году. | Август | классные руководители |
Решение вопроса о бесплатном питании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. | Сентябрь | классные руководители |
Выявить всех проблемных детей, с последующим оформлением нужной документации. | Сентябрь – октябрь | классные руководители |
Изучить положение детей в семье, находящихся на различных учётах. | Ноябрь - декабрь | классные руководители |
| В течение года | классные руководители |
Привлечение детей группы риска к участию в культурно-массовой и спортивной работе. Особое внимание уделять их читательским интересам и вкусам | В течение года | классные руководители |
Организация ненавязчивого контроля за проведением свободного времени. | В течение года | классные руководители |
Вовлечение в кружки и секции. | В течение года | классные руководители |
Проведение бесед на правовую тематику совместно с инспектором ПДН | В течение года | классные руководители |
Привлечение самих уч-ся к укреплению правопорядка в школе | В течение года | классные руководители |
Принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся. | В течение года | классные руководители |
Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей | В течение года | классные руководители |
Создание благоприятных условий для развития личности учащихся. | В течение года | классные руководители |
Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений. | В течение года | классные руководители |
Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить. | В течение года | классные руководители, психолог |
Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства. | В течение года | классные руководители |
Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:
лекции для родителей:
| В течение года | классные руководители |
Работа с родителями
Разработка рекомендаций для родителей по поводу обучения и воспитания «проблемных» детей | В течение первой четверти | классные руководители |
Анкетирование родителей:
| В течение года | классные руководители |
Организация тематических встреч, вечеров, родителей с работниками образования, правоохранительных органов, прокуратуры и здравоохранения | В течение года | классные руководители |
Диагностическая работа
Обследование жилищных условий, семейного положения | |
Изучение реального состояния межличностных и деловых отношений учащихся в классе | Диагностика |
Выявление развитости познавательных интересов и творческих способностей | |
Определение уровня знаний, умений и навыков учащихся класса | Сравнит. изучение учебных результатов предыдущих лет). |
Изучение основных ценностных ориентации учащихся |
Ожидаемые результаты
- Выявление основных причин появления детей «группы риска», «трудных детей».
- Восстановление законных юридических, экономических, интеллектуальных и социальных прав ребёнка.
- Развитые способности критически мыслить, умения ставить социально-значимые цели и принимать ответственные решения.
- Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, избегать конфликтов.
- Сформированные умения неагрессивными способами реагировать на критику, самозащиту, сопротивления со стороны других людей, умение противостоять вредным привычкам, решать проблемы социально позитивными средствами.
- Создать условия гарантированной социальной защищённости учащихся:
- знание учащимися своих прав и обязанностей, неукоснительное их соблюдение;
- психологическое и социальное равенство обучающихся, исключающую какую-либо дискриминацию их по любому признаку;
- соблюдение прав обучающихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.
- Развить творческие способности и таланты детей, раскрыть самобытность каждого, увидеть дальнейшие перспективы.
- Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования.
- Укрепление положения детей в классном коллективе
- Формирование положительной Я-концепции.
- Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
- Оказание педагогической помощи родителям "трудного школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Характеристика особенностей межличностного общения учащегося
- Какое положение занимает учащийся в коллективе? (лидер, популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный)
- Как относится учащийся к мнению коллектива, требованиям, критическим
замечаниям? (благожелательно, серьёзно, болезненно, равнодушно, враждебно)
- Стиль отношений со сверстниками (спокойно-доброжелательный; агрессивный; неустойчивый; обособленный)
- Пользуется ли авторитетом в коллективе? (у большинства мальчиков, только у девочек, у небольшой группы, не пользуется авторитетом)
- Имеет ли друзей? (только в своем классе, вне класса, и в классе и вне класса, сверстников, старше себя, младше себя, ни с кем не дружит)
- В качестве кого участвует в школьных мероприятиях? (инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель, дезорганизатор, не участвует)
- Как выполняет общественные поручения? (с удовольствием, хорошо, удовлетворительно, плохо, уклоняется от поручений)
- С кем чаще всего бывают конфликты? (с одноклассниками, учащимися других классов, учителями, родителями и родственниками)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №94» городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета Протокол № ______ от «___» __________2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Лицей №94» ___________/Н.В.Асеева/ Приказ № ______________ от «___» ___________ 2018 г. |
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Разработала программу:
Валеева Гузель Фахрисламовна,
учитель географии, кандидат педагогических наук
Уфа -2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Одним из тяжёлых проявлений кризиса современного российского общества стало увеличение числа детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения. За последние годы в России устойчиво проявляется тенденция роста численности таких детей. Исследования в связи с данной проблемой показывают наличие сложных проблем у лиц этой категории в адаптации к современным условиям жизнедеятельности. Низкий уровень подготовленности к самостоятельной жизни характеризует мотивы и установки большинства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Замедленное интеллектуальное развитие, не сформированное чувство родного дома, причастности к семье, психическая надломленность, ухудшает их самочувствие. Разрушение родственных связей усугубляет чувство одиночества, незащищённости. Это в свою очередь разрушает установку на семейную жизнь. Весьма сложны проблемы профессиональной ориентации и подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной трудовой деятельности. Они отличаются неадекватностью ожиданий по сравнению с характером и сложностью встречаемых проблем. Неготовность и беспомощность к их решению усугубляется низким уровнем развития художественных интересов, обеднённым содержанием досуга, неумением реализовать свои задатки. Таким образом, эта категория детей оказывается одной из самых социально уязвимых групп населения. Это, в свою очередь, указывает на актуальность данной проблемы и необходимость целенаправленной работы всех школьных служб с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей для создания условий их полноценной социальной адаптации и интеграции в общество. Одна из форм защиты для этой категории детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст. 145 Семейного кодекса РФ являются опека и попечительство.
Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
Приемная семья – новая форма семейного устройства детей, совмещающая черты детского учреждения, опеки и усыновления. В данной форме сочетается долговременное или кратковременное пребывание ребенка в семье с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, взявшим на себя заботы об их воспитании. Лица, супруги или отдельные граждане, взявшие на себя воспитание ребенка (детей), именуются приемными родителями; ребенок, передаваемый на воспитание, называется приемным, а сама семья – приемной. В такой семье могут находиться до восьми детей, включая биологических. Данная форма создана по инициативе Советского детского фонда в 1988 году и изначально носила название “семейный детский дом».
Приемные родители – законные представители ребенка, они обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя), имеют право защищать его права и интересы, в том числе в суде. Они обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить к самостоятельной жизни, нести ответственность за него перед обществом.
Работа приемных родителей включается в трудовой стаж.
Любая семья, в которой ребенка воспитывают не кровные родители, называется замещающей. К замещающим семьям относятся опекунские и приемные семьи. Основная функция этих семей – заменить ребенку утраченную кровную семью и отсутствующих биологических родителей.
Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль над воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, оказывать помощь в преодолении трудностей в учебе. А для этого необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, медицинских работников, которые, взаимодействуя друг с другом, будут постоянно держать таких учащихся в поле своего зрения.
Индивидуальное педагогическое сопровождение приёмных и опекаемых детей – это система мер, которая включает в себя:
-проведение комплексной диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей развития учащихся;
-выбор методов и приемов обучения, оптимальных для каждого школьника;
-постоянный мониторинг динамики развития учащихся как один из основных критериев успешности ребенка в обучении;
-включение родителей в диагностику затруднений, оказание помощи детям.
К организационным структурам, обеспечивающим сопровождение, относится психолого-медико-педагогический консилиум, возглавляет эту деятельность заместитель директора по воспитательной работе.
Цель программы
Обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации ребенка, пережившего смерть родителей, ребенка, оставшегося без попечения родителей в силу той или иной семейной ситуации.
Задачи программы
- Выявление группы детей, нуждающихся в сопровождении.
- Проведение комплекса мероприятий для выявления и устранения ряда проблем, возникающих в приемных семьях.
- Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления.
- Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения.
- Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей, и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах; а также правовое консультирование.
- Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка.
- Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлений и устранение причин и условий, способствующих этому.
- Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
- Социально-педагогическая реабилитация опекаемых детей.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана для работы с детьми и подростками от 7 до 18 лет.
Сроки реализации
Программа рассчитана на учебный год (сентябрь – май)
Ожидаемые результаты и способы оценки
- адекватное реагирование на прошлое ребёнка и другие проблемы, включая вопросы расовой принадлежности, религию, культуру и язык;
- выработка стратегии распознавания и эффективного реагирования на стрессовые ситуации;
- налаживание эффективного взаимодействия с детьми и молодыми людьми с учетом их возрастных особенностей;
- помощь детям при потере или разлуки с родителями;
- увеличение участия в мероприятиях детей, обеспечив их поощрением и поддержкой;
- развитие у детей увлечений, интересов, дружеских отношений с людьми, проживающими в одной семье через участие в общешкольных мероприятиях;
- развитие умения выражения привязанности к приемной семье, опекуну;
- ведение совместных записей памятных событий через фотографии и работу с историей жизни в приемной семье;
- установление границ и управление поведением ребёнка, не прибегая к физическому или другому неприемлемому способу наказания;
- уважительное отношение к детям и их семьям, не осуждая и не дискриминируя;
- реальное оценивание своих способностей и возможностей в оказании помощи детям и семьям данной категории.
Этапы реализации программы
Первый этап – диагностический, формирование банка данных
1.Проведение сверки списка опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них.
- Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи:
- изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным;
- изучение личности подопечного;
- установление открытых доверительных отношений с членами семьи;
3.Контроль:
- за включением на дотацию бесплатного питания опекаемых;
- за обеспечением детей имеющимися в библиотеке учебниками;
- за оказанием материальной помощи семьям опекаемых детей через фонд всеобуча;
- за учебной деятельностью (обучение, посещаемость, наличие учебных принадлежностей, посещение консультативных занятий, внешний вид);
- за внеурочной занятостью (вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках
- секциях, летний отдых);
- за здоровьем подопечного (прохождение ежегодного медицинского осмотра, наличие прививок), уровнем развития, предоставление путевок в санатории и ДОЛ через ЦСЗН города;
- за исполнением обязанностей опекунами.
- Организация педагогической помощи подопечному:
- помощь в обучении (работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям);
- помощь в решении конфликтных ситуаций;
- помощь в выборе (записи) кружка или секции;
5.Защита прав и законных интересов подопечных; Второй этап - деятельностно-консультативный
Работа с обучающимися:
- Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.
2.Сопровождение учащихся с социально-эмоциональными проблемами. Сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся «группы риска». Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся.
3.«Здоровье и здоровый образ жизни». Пропаганда ЗОЖ (проекты). Сопровождение учащихся с проблемами в развитии.
4.Правовое просвещение подопечных.
Работа с семьей:
1.Изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным.
2.Установление открытых доверительных отношений с членами семьи подопечного.
3.Правовое просвещение опекуна.
4.Педагогическое просвещение опекуна.
5.Привлечение специалистов.
Третий этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование работы с подростком с учетом выработанных рекомендаций.
Содержание программы
п/п№ | Мероприятие | Срок | Ответственные | |||||
выполнения | ||||||||
I этап | ||||||||
1. | Проведение сверки списка опекаемых | Август, сентябрь | классный | |||||
детей, учет вновь прибывших и | руководитель, | |||||||
оформление необходимого пакета | социальный педагог, | |||||||
документов на них. | специалисты отдела | |||||||
опеки и | ||||||||
попечительства | ||||||||
района | ||||||||
2. | Сбор информации, документации для | сентябрь | социальный педагог, | |||||
социального паспорта школы о детях | классный | |||||||
данной категории | руководитель | |||||||
3. | Составление и корректировка банка | сентябрь, январь | классный | |||||
данных обучающихся и семей, | руководитель, | |||||||
сопровождаемых специалистами | социальный педагог, | |||||||
службы | педагог-психолог | |||||||
4. | Сверка банка данных со специалистами | сентябрь, январь | социальный педагог | |||||
отдела опеки и попечительства города. | ||||||||
Контроль за организацией питания, | ||||||||
наличие учебников. | ||||||||
5. | Диагностические мероприятия на | классный | ||||||
начало учебного года: анкетирование, | сентябрь-октябрь, | руководитель, | ||||||
тестирование, опрос. | социальный педагог. | |||||||
Динамическая диагностика | январь | |||||||
6. | Формирование пакета документов по | сентябрь-октябрь | классный | |||||
сопровождению обучающегося, | руководитель, | |||||||
состоящего на учете | социальный педагог, | |||||||
педагог-психолог | ||||||||
7. | Координационный совет по | октябрь, январь | классный | |||||
определению и корректировке | руководитель, | |||||||
индивидуального маршрута | социальный педагог, | |||||||
обучающихся проживающих под | координатор | |||||||
опекой и попечительством. | профилактической | |||||||
работы | ||||||||
8. | Планирование индивидуального | сентябрь-октябрь | классный | |||||
сопровождения несовершеннолетнего | руководитель, | |||||||
данной категории | социальный педагог, | |||||||
педагог-психолог, | ||||||||
координатор | ||||||||
профилактической | ||||||||
работы | ||||||||
II этап | ||||||||
9. | Семинары для классных руководителей | октябрь-апрель | социальный педагог, | |||||
по сопровождению обучающихся | координатор | |||||||
данной категории | профилактической | |||||||
работы | ||||||||
10. | Индивидуальные беседы с | сентябрь-май | классный | |||||
обучающимися на профилактические | руководитель, | |||||||
темы | социальный педагог. | |||||||
11. | Правовое просвещение опекуна по | сентябрь-май | классный | |||||
воспитанию и содержанию | руководитель, | |||||||
подопечного. | социальный педагог, | |||||||
специалисты отдела | ||||||||
опеки и | ||||||||
попечительства | ||||||||
района | ||||||||
12. | Привлечение опекунов к участию в | октябрь-май | классный | |||||
школьной жизни детей, школьные и | руководитель, | |||||||
классные мероприятия | социальный педагог, | |||||||
координатор | ||||||||
профилактической | ||||||||
работы | ||||||||
13. | Анкетирование обучающихся и | октябрь, декабрь, | социальный педагог, | |||||
родителей по вопросам ЗОЖ и детско- | апрель | педагог-психолог | ||||||
родительских отношений | ||||||||
14. | Анализ степени готовности детей | октябрь-май | классный | |||||
данной категории к учебному году | руководитель, | |||||||
(внешний вид, наличие учебников, | социальный педагог | |||||||
тетрадей, учебных принадлежностей) | ||||||||
15. | Групповые профилактические беседы | 2 раза в месяц по | классный | |||||
специалистов СПС, классные часы и | отдельному плану | руководитель, | ||||||
беседы с приглашением специалистов | социальный педагог | |||||||
профилактических структур | ||||||||
16. | Разработка материалов | октябрь-май | социальный педагог, | |||||
профилактической направленности для | педагог-психолог | |||||||
родительских собрании и классных | ||||||||
часов | ||||||||
17. | Обследование условий проживания и | Сентябрь, май | классный | |||||
воспитания семей опекаемых детей с | руководитель, | |||||||
целью выявления необходимой | социальный педагог | |||||||
моральной и материальной помощи. | ||||||||
18. | Правовое просвещение опекунов через | октябрь-май | социальный педагог | |||||
СМИ | ||||||||
19. | Вовлечение подростков в | октябрь-май | классный | |||
общественную жизнь школы и класса | руководитель, | |||||
через ученическое самоуправление и | социальный педагог, | |||||
волонтерское движение | координатор | |||||
профилактической | ||||||
работы | ||||||
20. | Вовлечение во внеурочную | октябрь-май | классный | |||
деятельность, занятия в кружках и | руководитель, | |||||
секциях, летний отдых, | социальный педагог | |||||
трудоустройство | ||||||
21. | Контроль за занятостью обучающихся | октябрь, январь, | классный | |||
во внеурочное время | руководитель, | |||||
апрель | социальный педагог | |||||
22. | Активные формы профилактической | ежемесячно | социальный педагог | |||
работы: проектная деятельность, | ||||||
круглые столы по пропаганде ЗОЖ, | ||||||
игры-викторины, выставки плакатов и | ||||||
рисунков обучающихся и т.д. | ||||||
23. | Анализ успеваемости и посещаемости | 1 раз в четверть | классный | |||
обучающихся | руководитель, | |||||
социальный педагог | ||||||
24. | Совместная работа с классными | январь, май | классный | |||
руководителями по отчету о | руководитель, | |||||
проведенной работе проведенной с | социальный педагог, | |||||
обучающимися | педагог-психолог | |||||
25. | Взаимодействие с городским ЦСЗН по | апрель, май | классный | |||
вопросу летнего отдыха и | руководитель, | |||||
трудоустройства обучающихся | социальный педагог | |||||
III этап | ||||||
26. | Координационный совет по | май | классный руководитель, | |||
результатам индивидуального | социальный педагог, | |||||
сопровождения обучающихся и | педагог-психолог, | |||||
приемной семьи в течение учебного | координатор | |||||
года | профилактической | |||||
работы | ||||||
27. | Диагностические мероприятия на | май | классный руководитель, | |||
конец учебного года: анкетирование, | социальный педагог, | |||||
тестирование, опрос. | педагог-психолог | |||||
28. | Планирование работы на следующий | май | классный руководитель, | |||
учебный год | социальный педагог, | |||||
педагог-психолог, | ||||||
координатор | ||||||
профилактической | ||||||
работы |
Список литературы:
- Центр «Педагогический поиск», методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне», №4,№6. Москва 2017г
- Ю.В.Корчагина «Девиантность и социальная дезадаптация детей и подростков: основные понятия, факторы риска, профилактика». Москва 2015
- Н.И.Еременко,С.В.Коледова «Копилка классного руководителя».Изд.Панорама 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/13/picture-622730-1428928128.jpg)
ПНПО 7 Критерий " Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся"
Учитель описывает организацию образовательного процесса одарённых детей в урочной и внеурочной деятельности. Выявление, принципы и формы работы с детьми из социально - неблагополучных семей, вовлечени...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/15/picture-131382-1608052697.jpg)
Cоздание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся
Семья – основа первичной социализации личности. Именно с семьи у ребёнка начинается процесс индивидуального усвоения общественных норм и культурных ценностей. Для достижения положит...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-564749-1421268695.jpg)
7 критерий - Создание учителем условий для адресной работы с детьми- инвалидами и сиротами в классе
...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/07/picture-620076-1428391605.jpg)
Коррекция к мероприятию опубликованному 30.04.15 Пункт 5.3. Эффективность оказания учителем адресной помощи различным категориям обучающихся (Одарённые дети- интеллектуальная одарённость ). Описание показательного мероприятия.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА МКОУ СОШ №10 "ЭВРИКА" как место предъявления учебных результатов одарённых обучающихся и связи урочной и внеурочной ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1296530-1607526108.jpg)
ШНОР Материалы по реализации мероприятий дорожной карты проекта Адресной методической помощи 500+
Папка содержит мероприятия, отчёты по реализации дорожной карты проекта Адресной методической помощи 500+...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/08/picture-765549-1457434530.jpg)
Адресная помощь различным категориям обучающихся
Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся...
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/24/picture-1529332-1721843717.jpg)
Реализация методики адресной методической помощи школам с низкими образовательными результатами обучающихся: опыт сопровождения.
Статья в образовательном журнале "Учебный год" (ГАУ ДПО «ВГАПО»)....