Изучение особенностей ценностных ориентаций личности в зависимости от возраста
статья
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется тем, что социальные перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Входящие в жизнь молодые люди, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества. В этой связи особое значение приобретает процесс ценностного самоопределения в период обучения в школе, также в период обучения в вузе, формирование системы ценностных ориентаций, имеющей гуманистическую и деонтологическую направленность, которая особенно необходима для успешной реализации будущей профессиональной деятельности. Цель исследования – изучение особенностей ценностных ориентаций в зависимости от возраста. Задачи исследования: - изучить литературу по теме исследования; - подобрать методики исследования; - организовать проведение исследования; - представить и проанализировать полученные результаты. Объект исследования – ценностные ориентации личности. Предмет исследования – особенности ценностных ориентаций по возрастному критерию. Рабочая гипотеза – различия в ценностных ориентациях наиболее характерны для крайних возрастных групп. Методы исследования – в исследование применялись методики М.Рокича («Ценностные ориентации личности») и получение результатов при организации работы «Фокус - групп». Новизна исследования – дополнение теоретических материалов по изучению ценностных ориентаций Практическая значимость: согласно актуальности нашей проблемы, данная работа может быть практическим руководством для коррекции систем ценностных ориентаций в школьном возрасте. Программа направлена на осознание собственных ценностных ориентаций. Выводы: В настоящее время увеличился интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом, который всегда возрастал на грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно требовало обращения к проблеме этических ценностей. Кардинальная смена общественной системы и произошедшие за последнее десятилетие изменения в российском обществе потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей. Социальные перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Входящие в жизнь молодые люди, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества. В этой связи особое значение приобретает процесс ценностного самоопределения в школе, ввузе, формирование систем ценностных ориентаций, имеющей гуманистическую и деонтологическую направленность, которая особо необходима для успешной реализации будущей профессиональной деятельности в системе «человек – человек». Необходимость обращения к этико – деонтологическим аспектам подготовки будущих специалистов психолого – педогогического профиля, формирования у них направленности на ценности профессиональной и личностной самореализации, особенно актуальные в кризисном обществе, определяет значимость изучения закономерностей развития системы ценностных ориентаций. Противоречие между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, и недостаточной изучаемостью психологических факторов её развития обусловило выбор темы диплома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchitnoe_slovo.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется тем, что социальные перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Входящие в жизнь молодые люди, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества. В этой связи особое значение приобретает процесс ценностного самоопределения в период обучения в школе, также в период обучения в вузе, формирование системы ценностных ориентаций, имеющей гуманистическую и деонтологическую направленность, которая особенно необходима для успешной реализации будущей профессиональной деятельности.
Цель исследования – изучение особенностей ценностных ориентаций в зависимости от возраста.
Задачи исследования:
- изучить литературу по теме исследования;
- подобрать методики исследования;
- организовать проведение исследования;
- представить и проанализировать полученные результаты.
Объект исследования – ценностные ориентации личности.
Предмет исследования – особенности ценностных ориентаций по возрастному критерию.
Рабочая гипотеза – различия в ценностных ориентациях наиболее характерны для крайних возрастных групп.
Методы исследования – в исследование применялись методики М.Рокича («Ценностные ориентации личности») и получение результатов при организации работы «Фокус - групп».
Новизна исследования – дополнение теоретических материалов по изучению ценностных ориентаций
Практическая значимость: согласно актуальности нашей проблемы, данная работа может быть практическим руководством для коррекции систем ценностных ориентаций в школьном возрасте. Программа направлена на осознание собственных ценностных ориентаций.
База исследования: в исследовании принимало всего – 60 человек, которые были разделены на три группы по возрастному критерию: 1 группа – 20 человек, где 10 муж. и 10 жен., возрастом от 18 – 29 лет; 2 группа – 20 человек (10 м и 10 ж), возрастом от 30 – 54 лет; 3 группа 20 человек (10 м и 10 ж), возрастом от 55 лет.
Это же количество испытуемых было разделено на 2группы по 30 человек, где 1 группа – мужчины, 2 группа – женщины.
Методология: в исследовании ценностных ориентаций у разных представителей постсоветского общества, мы опирались на работы В.А Ядова, Н.И.Лапина, А.П.Вардомацкого и других известных социологов. Наибольший интерес для нашего исследования в методологическом плане представляет теоретические положения А.П. Вардомацкого о распространённости в различных группах типов ценностных ориентаций, а также выделение особенности ценностных ориентаций личности по возрастному критерию.
На рисунке 1 представлены три группы испытуемых по возрастному критерию. Рассматривая каждую систему ценностей относительно возрастной группе, мы можем увидеть, что для каждого возраста соответствует своя система ценностных ориентаций. В исследование мы выделили три системы ценностей: ценности адоптации, ценности социализации, ценности индивидуализации.
Система ценностей адаптации характерна для группы, возрастом от 30 – 54 лет. В неё входят такие ценности, как: выживание, здоровье, заработная плата, терпение душевное равновесие, отсутствие страха, мир без крови, стабильность в обществе, порядок в стране. Для этой группы, ценности адоптации составляют 38 %.
Система социализаций характерна для группы, возрастом от 18 – 29 лет. В неё входят ценности: семья, здоровые дети и внуки, хорошая работа, большой круг друзей, любовь и понимание, общественное мнение. Для этой группы эта система составляет 37 %.
Система индивидуализации соответствует группе возрастом от 55 лет, в которую входят следующие ценности: самоусовершенствование, интеллектуальное и духовное развитие, активность, самореализация, силы на благо России. Для этой группы эта система составляет 29 %.
Исходя из нашего исследования, мы видим, что для каждого этапа человеческой жизни соответствует своя система ценностных ориентаций. То есть зародившаяся базовая система ценностей с возрастом подвергается изменениям на которые влияет не только социальная среда, временной фактор, но и возрастной критерий. На каждом этапе своей жизни, человек ставит перед собой определённые цели, достигая их человек меняет цели и естественно систему ценностей, которая была раньше.
На рисунке 2 изображены две группы, группа мужчин и группа женщин. Рассматривая группу мужчин, мы видим, что выражена система ценностей адаптации и составляет она – 42 %. Мужчина, от 18 лет начинает проявлять себя, примеряя подсознательно на себя роль отца и мужа и отодвигает на второй план роль сына. Он строит свою карьеру, семью, заботится о здоровье своих близких, берёт на себя ответственность за другого и за свои поступки. Ценности социализации составляют – 32 %, ценности индивидуализации – 26%.
Рассматривая группу женщин, возрастом от 18 лет, мы видим, что на первом месте ценности адаптации – 36% и ценности социализации – 36%. Это говорит о том, что женщина стремится к созданию семьи, к хорошей работе, но по мимо этого она ещё и учится выживать в тех условиях и обществе, которое её окружает. Она ищет любовь и понимание, у неё большой круг друзей и для женщины это очень важно. Ценности индивидуализации составляют – 28%.
Исходя из результатов, мы можем говорить о следующем: если мужчины начинают строить свою семью и карьеру, то женщина хватает в свои руки сразу всё, она обустраивает те условия вокруг себя и своей семьи, в которых ей будет комфортно. То есть у неё должно быть всё стабильно в семье, на работе, и друзья её должны быть надёжными – всё должно быть под её контролем.
В заключительных результатах по методике М. Рокича мы получили следующие результаты, которые должны сравнить с критическими значениями по таблице Фишера, в данном исследовании эти значения, следующие: p = 0,0500 = 0,475 (для ценностей – целей), p = 0,0100 = 0,625 (для ценностей – средств).
Исследования показали, что в группах возрастом от 18 до 29 лет и от 30 до 54 лет по обоим спискам ценностей, связь между мужчинами и женщинами есть, то есть во многих ценностях мужчины и женщины по этому возрастному критерию. Что касается группы возрастом от 55 лет, по обоим спискам ценностей очень много разногласий, то есть в этом возрасте для мужчин и женщин важны абсолютно разные ценности. Для мужчин этого возраста характерны такие ценности, как: жизненная мудрость, свобода, счастье других, уверенность в себе, творчество, продуктивная жизнь – это терминальные ценности; чуткость, самоконтроль, рационализм, исполнительность, высокие запросы, аккуратность – это инструментальные ценности. Для женщин этого же возраста характерны такие ценности: счастливая семейная жизнь, развлечение, продуктивная жизнь, признание, материальное обеспечение, активная жизнедеятельность – это терминальные ценности; широта взглядов, образованность, независимость, жизнерадостность, воспитанность, твёрдая воля – инструментальные ценности.
В возрастной группе от 55 лет система ценностных ориентаций мужчин и женщин не имеют между собой связи, что говорит о следующем: женщина этого возраста начинает уделять еще больше внимания своей семье: детям, внукам, она занимает свой день теми делами, где успешное их выполнение давало бы ей общественное признание. Она начинает чувствовать себя независимой в своих делах, но очень нужной своей семье.
Мужчина этого возраста определённым образом замыкается в своём внутреннем мире. Он занимается своими интересами, при этом ему необходимо чувствовать себя свободным, он воплощает в свою жизнь то, чего ему не удавалось сделать по каким – либо причинам.
Исходя из того, что в возрасте от 55 лет у мужчин и женщин разные ценности, то и системы ценностных ориентаций у них тоже разные, что говорит о том, что связи между ними нет.
Коррекция в процессе школьного обучения:
1). В первую очередь, любое занятие с группой или с учащимся индивидуально – должно быть строго конфиденциально (должны соблюдаться этические нормы).
2). Также должны отводиться специальные часы на темы, где рассказывается о разных ценностях, качествах.
3). Должны выделяться не только общие занятия, но и индивидуальные, чтобы ребёнок мог полностью раскрыться, рассказать то, что его больше всего волнует, нужно создать такую атмосферу.
4). Показ фильмов, где прослеживались отрицательные и положительные качества героев. Фильмы должны быть о дружбе, бескорыстии, о заботе друг о друге и т.д.
5). Психологом должны применяться игры, где бы дети могли показать свой внутренний мир, своё внутреннее «Я».
6). Семинарские занятия с обсуждениями фильмов, игр.
7). В плане такой школьно-психологической программы включаются такие акции, как: анти – вредная привычка, куда входят проблемы курения, алкоголизма, наркомании, а также тема о средствах контрацепции.
Вся эта программа должна быть у каждого психолога для того, чтобы по окончанию школы, человек, который выходит уже во взрослую самостоятельную жизнь, имел представление о том, чего он хочет добиться в жизни и каким способом; чтобы создавая свою собственную судьбу человек знал чему он будет учить своих детей, какие знания и понятия он сможет передать уже своим детям.
Выводы: В настоящее время увеличился интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом, который всегда возрастал на грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно требовало обращения к проблеме этических ценностей. Кардинальная смена общественной системы и произошедшие за последнее десятилетие изменения в российском обществе потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей.
Социальные перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Входящие в жизнь молодые люди, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества. В этой связи особое значение приобретает процесс ценностного самоопределения в школе, ввузе, формирование систем ценностных ориентаций, имеющей гуманистическую и деонтологическую направленность, которая особо необходима для успешной реализации будущей профессиональной деятельности в системе «человек – человек». Необходимость обращения к этико – деонтологическим аспектам подготовки будущих специалистов психолого – педогогического профиля, формирования у них направленности на ценности профессиональной и личностной самореализации, особенно актуальные в кризисном обществе, определяет значимость изучения закономерностей развития системы ценностных ориентаций.
Противоречие между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, и недостаточной изучаемостью психологических факторов её развития обусловило выбор темы диплома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности ценностных ориентаций современного подростка
Целью данного мероприятия являетя - формирование представления о различных ценностных ориентациях и степени их влияния на достижение жизненно-важных целей.Задачи:изучение ценностных ориентаций.отработ...
НАПРАВЛЕННОСТЬ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
РАБОТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ...
Мастерская ценностных ориентаций "Личность"
Мастерская- это мощное средство изменения опыта человека и системы его ценностей. В зависимости от личного опыта каждый участник мастерской находит в ее содержании что-то свое, придает ме...
«Использование потенциала предметной области «Искусство» в становлении и развитии системы ценностных ориентаций личности»
В данной презентации представлены основные цели обучения музыке в основной школе, способы формирования мотивационно-смысловой стороны учебной деятельности, УДД, приемы организации учебной деятельности...
Ценностные ориентации личности – основа профессионального самоопределения.
Групповое занятие с элементами тренинга....
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии человека, его ценностных ориентаций, поступках людей. Особую зн...
Групповое занятие с подростками «Ценностные ориентации личности».
Цель: Актуализировать процесс социального самоопределения подростков....