Мастерская ценностных ориентаций "Личность"
творческая работа учащихся по литературе (10 класс) на тему
Мастерская- это мощное средство изменения опыта человека и системы его ценностей. В зависимости от личного опыта каждый участник мастерской находит в ее содержании что-то свое, придает метафорический смысл пережитому, интерпретирует свой жизненный и духовный опыт. Мастерские связывают прошлое с настоящим и ориентируют участников на выбор ценностей в будущем через отношение к чужому опыту, зафиксированному в текстах.
Главным в мастерских становится осознание ценности человеческих отношений, связи поколений, сохранение культурных ценностей и создание новых. Ценности не передаются тем же путем, что и знания, путь их освоения лежит прежде всего через переживания, эмоциональный опыт, «память сердца». В.Франкл говорил: «Ценностям нельзя научить, их нужно переживать».
Только полнота проживания каждого мгновения жизни, способность вдохновляться ею открывают человеку многообразие связей с миром, развивают стремление размышлять о них.
Человек открывает разнообразие своих жизненных ролей: ребенка, ученика,
друга – и выстраивает свой мир ценностей, строит свой дом под солнцем. В этом опыте возможно деятельное воплощение любви к ближнему, отношений товарищества, чувства ученичества и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_lichnost.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
О мастерских ценностных ориентаций.
Где нет нутра, там не поможешь потом.
Цена таким усильям медный грош.
Лишь проповеди искренним полетом
Наставник в вере может быть хорош.
Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление. Цель встречи с детьми – осознанное предвосхищение результата деятельности, то, ради чего.
Мастерская- это мощное средство изменения опыта человека и системы его ценностей. В зависимости от личного опыта каждый участник мастерской находит в ее содержании что-то свое, придает метафорический смысл пережитому, интерпретирует свой жизненный и духовный опыт. Мастерские связывают прошлое с настоящим и ориентируют участников на выбор ценностей в будущем через отношение к чужому опыту, зафиксированному в текстах.
Главным в мастерских становится осознание ценности человеческих отношений, связи поколений, сохранение культурных ценностей и создание новых. Ценности не передаются тем же путем, что и знания, путь их освоения лежит прежде всего через переживания, эмоциональный опыт, «память сердца». В.Франкл говорил: «Ценностям нельзя научить, их нужно переживать».
Только полнота проживания каждого мгновения жизни, способность вдохновляться ею открывают человеку многообразие связей с миром, развивают стремление размышлять о них.
Человек открывает разнообразие своих жизненных ролей: ребенка, ученика,
друга – и выстраивает свой мир ценностей, строит свой дом под солнцем. В этом опыте возможно деятельное воплощение любви к ближнему, отношений товарищества, чувства ученичества и т. д.
Мастерская личностных ориентаций
«Личность».
Комментарий:
Цель данной мастерской - создание опыта сотворчества, в котором «переживаются» нравственные, эстетические социальные ценности, происходит принятие их человеком в свой духовный мир, формируется отношение к «человеческому в человеке».
Тематика мастерской отражает выбор ценностей, которые стоят в центре размышлений педагога и жизненных потребностей школьников: ценность жизни, семьи, любви, дружбы, творчества и т. д.
Занятие проводится для учащихся выпускных классов: 9-11. Это может быть классный час, может быть продолжением разговора к циклу «Уроки нравственности», может быть видоизмененный урок литературы, например, после изучения творчества М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, М. Горького.
Проблема становления личности – в центре содержательного пространства мастерской, которая включает обсуждение разных по глубине вопросов.
Ход мастерской.
Ребята рассаживаются в группы при обязательном равном количестве участников группы:(6 по 6 или 5 по 5)
На столах листы для работы, печатный материал.
Занятие можно начать с импровизированной игры «Вот такой я»: каждый из участников называет свое имя и качество характера на первую букву имени.
Например: Игорь – интересный, Алена – аккуратная…
- Обращение к эпиграфам урока:
«Человек – это целый мир»
Ф.М. Достоевский
«Человек! Это звучит гордо! Человек! Надо уважать человека!
М.Горький
А всякого человека можно назвать личностью?
Полученный ответ: нет!
В чем различие?
Полученный ответ: человек – биологическое существо, личность – думающее и т.д.
Давайте попробуем подобрать ассоциации к словам:
«Человек» «Личность»
Возможные варианты ответов:
Человек: тело, анатомия, биологическое существо, жизнь…
Личность: индивидуальность, душа, совесть…
- Есть ли в вашей жизни люди, которых можно назвать личностью?
(Ребята предлагают свои вариантами в группах, после - представление одного - двух).
Представьте, вы должны познакомиться с таким человеком. О чем бы вы хотели спросить его?
(вопросы записываются на доску)
Возможные варианты ответов:
- Ваше хобби.
- О чем вы мечтаете?
- Ваша профессия.
- Как вы понимаете слово «идеал»?
- Сегодня мы с вами тоже встретимся с личностями: все они разные по характеру, полу, национальностям, убеждениям, но все же….
Ребята обращаются к раздаточному материалу, им могут служить статьи из различных газет, например, рубрики «АиФ»: «личность», «судьбы», вырезки, заметки из статей, книг и т.д.
Задания:
- Прочитайте статью (текст)
- Выпишите ключевые (опорные) слова, которые отражают суть, характер, взгляды вашего героя.
- После прочтения обсудите в группе: что показалось неожиданным, интересным, с чем согласны или нет?
- Дополните ваши записи.
- Приготовьтесь представить вашего героя другой группе.
- Пересадка и новое формирование групп так, чтобы от каждой предыдущей группы был один представитель в новой группе.
(для этого необходимо равное количество участников в группах)
5. Представление в группе той личности, с которой учащиеся знакомились ранее.
6. Во время представления остальные записывают опорные слова о каждом герое.
8. Составление синквейна (индивидуально)
- герой статьи
9. Составление синквейна (коллективно)
- Личность
Возможный вариант:
Личность.
Любящая, неповторимая.
Трудится, чувствует, страдает.
Не всякий человек есть личность.
Герой нашего времени.
Фраза, которая дается под запись всем:
«Чтобы ощущать в себе Человека, нужно воспитать Личность».
Р.S. варианты раздаточного материала прилагаются
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого–педагогическая мастерская ценностных ориентаций «ДОМ»
Педагогические мастерские - это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, котoрая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способстну¬ет росту личносги учителя и у...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ «ПУТЬ К УСПЕХУ»
творческая разработка педагогической мастерской «Путь к успеху» - это технология, при помощи которой учитель-мастер погружает своих учеников в процесс познания себя и жизни через создание эмоционально...
"Что такое духовность" (Мастерская ценностных ориентаций). 10 класс.
В презентации представлена разработка мастерской ценностных ориентаций "Что такое духовность" с использованием технологии ДЕМАРШ. Эпиграфом к мастерской являются слова Феофана Затворника "Духовность е...
«В поисках Синей птицы» (педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)
Данная разработка является одним из примеров эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении ...
Родительское собрание "Поощрение и наказание" в технологии мастерской ценностных ориентаций
Сегодня многие родители, учителя воскрешают в памяти старые времена, когда дети были послушными и беспрекословно выполняли наши просьбы. Современные дети требуют к себе уважения и демократического под...