Мастерская ценностных ориентаций "Личность"
творческая работа учащихся по литературе (10 класс) на тему

Лубнина Ирина Леонидовна


   Мастерская- это мощное средство изменения опыта человека и системы его ценностей. В зависимости от личного опыта каждый участник мастерской находит в ее содержании что-то свое, придает метафорический смысл пережитому, интерпретирует свой жизненный и духовный опыт. Мастерские связывают прошлое с настоящим и ориентируют участников на выбор ценностей в будущем через отношение к чужому опыту, зафиксированному в текстах.
    Главным в мастерских становится осознание ценности человеческих отношений, связи поколений, сохранение культурных ценностей и создание новых. Ценности не передаются тем же путем, что и знания, путь их освоения лежит прежде всего через переживания, эмоциональный опыт, «память сердца». В.Франкл говорил: «Ценностям нельзя научить, их нужно переживать».
    Только полнота проживания каждого мгновения жизни, способность вдохновляться ею открывают человеку многообразие связей с миром, развивают стремление размышлять о них.
Человек открывает разнообразие своих жизненных ролей: ребенка, ученика,
друга – и выстраивает свой мир ценностей, строит свой дом под солнцем. В этом опыте возможно деятельное воплощение любви к ближнему, отношений  товарищества, чувства ученичества и т. д.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskaya_lichnost.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

О мастерских ценностных ориентаций.

               

Где нет нутра, там не поможешь потом.

Цена таким усильям медный грош.

Лишь проповеди искренним полетом

Наставник в вере может быть хорош.

Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление. Цель встречи с детьми – осознанное предвосхищение результата деятельности, то, ради чего.

   Мастерская- это мощное средство изменения опыта человека и системы его ценностей. В зависимости от личного опыта каждый участник мастерской находит в ее содержании что-то свое, придает метафорический смысл пережитому, интерпретирует свой жизненный и духовный опыт. Мастерские связывают прошлое с настоящим и ориентируют участников на выбор ценностей в будущем через отношение к чужому опыту, зафиксированному в текстах.

    Главным в мастерских становится осознание ценности человеческих отношений, связи поколений, сохранение культурных ценностей и создание новых. Ценности не передаются тем же путем, что и знания, путь их освоения лежит прежде всего через переживания, эмоциональный опыт, «память сердца». В.Франкл говорил: «Ценностям нельзя научить, их нужно переживать».

    Только полнота проживания каждого мгновения жизни, способность вдохновляться ею открывают человеку многообразие связей с миром, развивают стремление размышлять о них.

Человек открывает разнообразие своих жизненных ролей: ребенка, ученика,

друга – и выстраивает свой мир ценностей, строит свой дом под солнцем. В этом опыте возможно деятельное воплощение любви к ближнему, отношений  товарищества, чувства ученичества и т. д.

                 

Мастерская личностных ориентаций

 «Личность».

        Комментарий:

Цель данной мастерской -  создание опыта сотворчества, в котором «переживаются»  нравственные, эстетические социальные ценности, происходит принятие их человеком в свой духовный мир, формируется отношение к «человеческому в человеке».

    Тематика мастерской отражает выбор ценностей, которые стоят в центре размышлений педагога и жизненных потребностей школьников: ценность жизни, семьи, любви, дружбы, творчества и т. д.

Занятие проводится для учащихся выпускных классов: 9-11. Это может быть классный час, может быть продолжением разговора к циклу «Уроки нравственности», может быть видоизмененный урок литературы, например, после изучения творчества М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, М. Горького.

Проблема становления личности – в центре содержательного пространства мастерской, которая включает обсуждение разных по глубине вопросов.

Ход мастерской.

Ребята рассаживаются в группы при обязательном равном количестве участников группы:(6 по 6 или 5 по 5)

На столах листы для работы, печатный материал.

Занятие можно начать с импровизированной игры «Вот такой я»: каждый из участников называет свое имя и качество характера на первую букву имени.

Например: Игорь – интересный, Алена – аккуратная…

  1. Обращение к эпиграфам урока:

 «Человек – это целый мир»

                                   Ф.М. Достоевский

«Человек! Это звучит гордо! Человек! Надо уважать человека!

                                    М.Горький

А всякого человека можно назвать личностью?

Полученный ответ: нет!

В чем различие?

Полученный ответ: человек – биологическое существо, личность – думающее и т.д.

Давайте попробуем подобрать ассоциации к словам:

«Человек»                                           «Личность»

Возможные варианты ответов:

Человек: тело, анатомия, биологическое существо, жизнь…

Личность: индивидуальность, душа, совесть…

  1. Есть ли в вашей жизни люди, которых можно назвать личностью?

  (Ребята предлагают свои вариантами  в группах, после - представление одного - двух).

Представьте, вы должны познакомиться с таким человеком. О чем бы вы хотели спросить его?

(вопросы записываются на доску)

Возможные варианты ответов:

  • Ваше хобби.
  • О чем вы мечтаете?
  • Ваша профессия.
  • Как вы понимаете слово «идеал»?

  1. Сегодня мы с вами тоже встретимся с личностями: все они разные по характеру, полу, национальностям, убеждениям, но все же….

 Ребята обращаются к раздаточному материалу, им могут служить статьи из различных газет, например, рубрики «АиФ»: «личность»,  «судьбы», вырезки, заметки из статей, книг и т.д.

Задания:

  • Прочитайте статью (текст)
  • Выпишите ключевые (опорные) слова, которые отражают суть, характер, взгляды вашего героя.
  • После прочтения обсудите в группе: что показалось неожиданным, интересным, с чем согласны или нет?
  • Дополните ваши записи.
  • Приготовьтесь представить вашего героя другой группе.

   

  1. Пересадка и новое формирование групп так, чтобы от каждой предыдущей группы был один представитель в новой группе.

(для этого необходимо равное количество участников в группах)

 

  5.  Представление  в группе той личности, с которой учащиеся знакомились ранее.

  6.  Во время представления остальные записывают опорные слова о каждом герое.

    8. Составление синквейна (индивидуально)

  • герой статьи

   9. Составление синквейна (коллективно)

  • Личность

Возможный вариант:

Личность.

Любящая, неповторимая.

Трудится, чувствует, страдает.

Не всякий человек есть личность.

Герой нашего времени.

Фраза, которая дается под запись всем:

«Чтобы ощущать в себе Человека, нужно воспитать Личность».

Р.S. варианты раздаточного материала прилагаются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого–педагогическая мастерская ценностных ориентаций «ДОМ»

Педагогические мастерские - это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, котoрая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способстну¬ет росту личносги учителя и у...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ «ПУТЬ К УСПЕХУ»

творческая разработка педагогической мастерской «Путь к успеху» - это технология, при помощи которой учитель-мастер погружает своих учеников в процесс познания себя и жизни через создание эмоционально...

"Что такое духовность" (Мастерская ценностных ориентаций). 10 класс.

В презентации представлена разработка мастерской ценностных ориентаций "Что такое духовность" с использованием технологии ДЕМАРШ. Эпиграфом к мастерской являются слова Феофана Затворника "Духовность е...

«В поисках Синей птицы» (педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)

Данная разработка является одним из примеров  эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении ...

Родительское собрание "Поощрение и наказание" в технологии мастерской ценностных ориентаций

Сегодня многие родители, учителя воскрешают в памяти старые времена, когда дети были послушными и беспрекословно выполняли наши просьбы. Современные дети требуют к себе уважения и демократического под...