Групповое занятие с подростками «Ценностные ориентации личности».
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Цель: Актуализировать процесс социального самоопределения подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_tsennostnym_orientatsiyam.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Групповое занятие с подростками

«Ценностные ориентации личности».

Цели:

1.Актуализировать процесс социального самоопределения.

2.Способствовать осмыслению своей жизни в настоящем и будущем, ценностей жизни, предназначение человека.

3.Помочь овладеть навыками групповой дискуссии диалога.

4.Обучать аргументированию, отстаиванию своей позиции.

5.Установить эмоциональный контакт с подростками.

6.Развивать воображение, творческие способности, коммуникабельность.

Организация игры.

Игра проводится с группой из 25-30 человек.

Возраст участников: подростковый и юношеский возраст.

Время проведения: 45-60 минут.

Место проведения: обычное классное помещение.

Оборудование.

Бумага; маркеры; стимульный  материал: таблички с названием ценностей, высказывания, афоризмы о смысле жизни.

Ход занятия.

  1. Вступление.

Ведущим произносится вступительное слово о предназначении человека, о смысле жизни, о человеческих ценностях,  об актуальности этих проблем для подростков, юношества.

      Личность – это четыре составляющих:

-познавательная сфера;

-эмоционально-волевая сфера (темперамент и характер);

- мотивационная (потребности и интересы);

-ценностная.

  Ценностные ориентации человека составляют основу отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе; основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности – «философии жизни».

    -К чему же стремится человек? (ответы учащихся)

Вывод: свобода, здоровье, карьера, образование, семья и т.д.  Это ценности- цели.

    -Что необходимо человеку для достижения главных целей? (Ответы детей) Вывод: многие качества личности помогают добиваться важных для себя целей.

      Рассмотрите список качеств личности, каждое из них представлено в виде полярных полюсов. Оцените каждое качество у себя (письменно на готовых бланках). Приложение 1.

      Ведущий: Что происходит с человеком, когда у него исчезают цели?

Да, человек деградирует как личность: крайний случай – бомж, наркоман. Таким образом, человек сам создает себе жизненное пространство.

       Упражнение «Брачное объявление»

Ведущий. Предлагаю вам выполнить необычное упражнение – составить текст брачного объявления. Во-первых, каждый из вас сможет заявить о своей системе ценностей; во-вторых, конструктивно используя фантазию, заглянуть в будущее; в–третьих, лучше узнать друг-друга.

     Структура объявления. Приложение 2.

Знакомство с примерами брачного объявления. Приложение3.

Ведущий. Работать над текстом объявления нужно индивидуально. После составления я соберу их и буду зачитывать. Ваша задача – отгадать, кому принадлежит брачное объявление.

   Начали- закончили.

   Ведущий собирает и зачитывает брачные объявления, а участники отгадывают.

   Игра.

Формирование команд (по 5-7 человек).

Предлагаются жетоны разного цвета по выбору.

3.Объяснение правил игры.

А) Обращение:  «Вы являетесь представителями разных планет. Понимание смысла жизни на ваших планетах разное. Вы собрались на межпланетный симпозиум, чтобы обсудить этот важный вопрос. Сейчас вам будут предложены различные понятия, отражающие ценность и смысл жизни на вашей планете».

(Участникам предлагаются таблички с понятиями: «семья»,  «любовь», «профессия», «творчество», «удовольствие», «дружба», «служение  обществу», а также высказывания великих людей о смысле жизни, ее ценностях).

 

Б) В течении  5-10 минут каждая команда обсуждает название своей планеты, образ жизни ее жителей. Аргументировать свое выступление можно, опираясь на цитаты, высказывания. Важно рассказать, какие люди живут на планете, по каким законам, что для них является самым главным.

В) Участники команд представляют свою планету. Другие команды могут задавать им вопросы, уточнять, критиковать. Возможна дискуссия. При этом целесообразно познакомить подростков с правилами ведения групповой дискуссии, диалога.

Г) Подведение итогов.

      Собираются жетоны за наиболее понравившееся выступление,

      подготовленные вопросы и ответы.

Вопрос: «На какую планету вы хотели бы полететь?»

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключительное слово ведущего о необходимости поиска смысла жизни, об осознанности и ответственности за свою жизнь.

      Ведущий. И.П. Павлов как-то сказал: «Жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель». Помните об этом. Спасибо!

Приложение 1.

Список качеств личности.

Аккуратность       ______________________________ небрежность

Воспитанность     ______________________________ невежество жизнерадостность______________________________ уныние

(оптимизм)                                                                         (пессимизм)

Исполнительность______________________________ безответственность

Независимость      _______________________________зависимость

(самостоятельность)                                                           (инфантильность)

Твердость              _______________________________мягкость

(решительность)                                                                 (нерешительность)

Искренность        _______________________________ лживость

Чуткость              _______________________________ безразличие

Смелость             _______________________________ боязливость

Организованность______________________________ несобранность

Коммуникабельность___________________________ неразговорчивость

(общительность)

Активность          _______________________________ пассивность

(деятельность)                                                                    (бездеятельность)

Непринужденность_____________________________ скованность

(раскованность)                                                                 (зажатость)

Целеустремленность ____________________________импульсивность

Используемая литература.

1.Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс) М.: Вако, 2005, 240с.

2.Школьный психолог №5, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы.

Данная методическая разработка представляет собой методику проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы. Она включает в себя:Программу формирования цен...

Мастерская ценностных ориентаций "Личность"

Мастерская- это мощное средство изменения опыта человека и системы его ценностей. В зависимости от личного опыта каждый участник мастерской находит в ее содержании что-то свое, придает ме...

«Использование потенциала предметной области «Искусство» в становлении и развитии системы ценностных ориентаций личности»

В данной презентации представлены основные цели обучения музыке в основной школе, способы формирования мотивационно-смысловой стороны учебной деятельности, УДД, приемы организации учебной деятельности...

Использование системы педагогической режиссуры на занятиях эстетического цикла, как средства поддержки эмоционально-ценностного становления личности подростка

Труд педагога имеет много общих признаков с театральным творчеством, как разновидностью художественной деятельности: представители обеих профессий работают с людьми, имеют общую цель  - возбудить...

Изучение особенностей ценностных ориентаций личности в зависимости от возраста

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется тем, что социальные перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному в об...