ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
материал по психологии по теме
Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии человека, его ценностных ориентаций, поступках людей. Особую значимость сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в личности современной молодежи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ | 24.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии человека, его ценностных ориентаций, поступках людей. Особую значимость сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в личности современной молодежи. [1]
Подростковый возраст является одним из наиболее критических моментов в психическом развитии личности, именно в данном возрасте начинают формироваться ценностные ориентации, и на этом этапе они еще сравнительно неупорядочены и неустойчивы.[2]
Категория ценностей и ценностных ориентаций считается одной из наиболее сложных в психологической науке, так как именно ценности выступают основанием для осмысления и оценки личностью окружающих ее социальных объектов и ситуаций, а также служат основанием для познания и конструирования целостного образа социального мира. [1]
В социальных, психологических и педагогических исследованиях используются как понятие «ценность», так и понятие «ценностные ориентации». Однозначного различия этих понятий в литературе не прослеживается. Часто они употребляются как равнозначные. В отечественной психологии проблемой формирования ценностных ориентаций занимались такие ученые-психологи, как А. Г. Здравомыслов, Д.Н. Узнадзе, В.В. Сусленко, В.А. Ядов, Х. Ремшмидт, А.И. Ракитова, Е.Ф. Рыбалко, Н.А. Волкова, В.С. Собкин, Ю.П. Азаров, А. В. Мудрик и др. В зарубежной психологии данную проблему изучали М. Рокич, Ш. Шварц, В. Билски, А. Маслоу и др. [2]
Ценностные ориентации начинают складываться еще в дошкольном возрасте, но осмыслить и выразить их речевыми средствами дети могут именно в подростковом возрасте. Задача взрослых заключается в том, чтобы не упустить этот момент у своих уже выросших из детства, но еще не ставших взрослыми детей и создать необходимые условия для формирования таких ценностных ориентаций, которые не отвергалась бы обществом, а соответствовали ему. [4]
Важная на сегодняшний день проблема социально-психологической адаптации детей мигрантов. В последние десятилетия в Российской Федерации сложилась ситуация, связанная с миграционными процессами. Межнациональные конфликты и войны, ориентация экономики на рыночные отношения вызвали мощный накал социальных проблем. Негативные явления в духовной жизни общества, отдельного человека, породили настораживающую тенденцию к национальной нетерпимости и разобщенности, обострили проблемы адаптации человека в инокультурной среде.[4]
Данные обстоятельства усугубляются маргинализацией, социальной отчужденностью молодого поколения, накалом очагов гражданских волнений, национальных конфликтов, обуславливающих развитие процессов миграции, появление вынужденных переселенцев, детей-мигрантов, беженцев.[2]
Миграция приводит к тому, что переселенцы и их дети оказываются в новых, не знакомых им условиях. Они сталкиваются с новой культурой, а как следствие и новым социумом, который им нужно изучить и понять в кроткое время. Как отмечает Т.А. Силантьева, одним из основных условий оптимального вхождения человека в новую социальную среду является процесс активного приспособления индивида к условиям изменяющейся среды, т. е. социально-психологическая, социокультурная адаптация. [1], [3]
Дети эмигрантов, вынужденные переселенцы, находятся в особо трудных условиях: ребенок-эмигрант отличен от среды своего нового местожительства по своей культуре, он является, как правило, выходцем из малообеспеченных слоев общества, социально незащищен, не знает или плохо знает язык, и не только язык, но и психологию, на которую язык опирается, и в процессе интеграции рискует утерять собственный язык и культурные особенности своей личности. Все это существенно затрудняет процессы его обучения, воспитания, социализации и адаптации и требует психологической и педагогической помощи и поддержки особенно в подростковый период развития ребенка, когда он находиться в ситуации прохождения одного из самых сложных в онтогенезе этапов развития. Эти аспекты проблемы и предопределяют ее социальную значимость. [3]
Положение детей-мигрантов привлекает особое внимание исследователей. Это связано с тем, что, во-первых, дети в возрасте до 15 лет составляют более четверти мигрантов, во-вторых, они представляют собой объективно наиболее социально уязвимую группу, в-третьих, то, что свыше 70% из числа вновь прибывших детей являются учащимися, то есть в процессе их образования происходят существенные изменения на фоне переживаемой ими стрессовой миграции. [2]
Мной было проведено экспериментальное исследование, которое проходило в три этапа.
На первом этапе экспериментального исследования с целью изучения социально – психологической адаптации был проведен количественный и качественный анализ по методике Роджерса, Р. Даймонда. Обработке подвергались бланки респондентов, заполненные в ходе проведения диагностики. Полученные результаты отражены в таблицах 3,4
Таблица 3
Процентное соотношение учащихся, имеющих разный уровень
социально-психологической адаптации (группа А)
Уровень социальной адаптации | |||
высокий | средний | низкий | |
Соотношение учащихся (% от выборки) | 74 | 26 | 0 |
Таблица 4
Процентное соотношение учащихся, имеющих разный уровень
социально-психологической адаптации (группа Б мигранты)
Уровень социальной адаптации | |||
высокий | средний | низкий | |
Соотношение учащихся (% от выборки) | 10 | 50 | 40 |
На втором этапе исследования для выявления уровня значимости ценностных ориентаций была использована методика М. Рокича. Данные диагностики представлены в таблицах 9, 10.
Таблица 9
Ранговые значения терминальных ценностей групп А, Б
Терминальные ценности | ||
Ранг | Группа А | Группа Б мигранты |
1 | Здоровье | Здоровье |
2 | Счастливая семейная жизнь | Жизненная мудрость |
3 | Наличие хороших и верных друзей | Материально обеспеченная жизнь |
4 | - | Интересная работа Развитие |
5 | Активная деятельная жизнь | Красота природы и искусства |
6 | Жизненная мудрость | Наличие хороших и верных друзей; Счастливая семейная жизнь |
7 | Любовь | Общественное признание |
8 | Уверенность в себе | - |
9 | Свобода | Уверенность в себе |
10 | Познание | Развлечения |
11 | Развитие | Продуктивная жизнь |
12 | Продуктивная жизнь | Познание |
13 | Развлечения | - |
14 | Красота природы и искусства | Активная деятельная жизнь |
15 | Общественное признание | Счастье других |
16 | Материально обеспеченная жизнь | Свобода |
17 | Творчество | Творчество |
18 | Интересная работа; Счастье других | Любовь |
Таблица 10
Ранговые значения инструментальных ценностей групп А, Б
Инструментальные ценности | ||
Ранг | Группа А | Группа Б мигранты |
1 | Воспитанность | Аккуратность |
2 | Аккуратность | Воспитанность |
3 | Жизнерадостность | Самоконтроль |
4 | Исполнительность; Образованность; Ответственность; Честность | Жизнерадостность |
5 | Независимость | Исполнительность; Смелость в отстаивании своего мнения |
6 | Рационализм | Независимость |
7 | Смелость в отстаивании мнения | Непримиримость к недостаткам в себе и других |
8 | Самоконтроль | Образованность |
9 | - | Ответственность |
10 | - | Рационализм |
11 | - | - |
12 | Эффективность в делах | - |
13 | - | Твердая воля |
14 | Непримиримость к недостаткам в себе и других; Твердая воля | Терпимость |
15 | Терпимость | Широта взглядов |
16 | Широта взглядов | Честность; Эффективность в делах |
17 | Чуткость | Высокие запросы |
18 | Высокие запросы | Чуткость |
Для изучения возможной связи между показателями социально-психологической адаптации и иерархии ценностей был использован коэффициент корреляции рангов (Спирмена).
Проведение количественного и качественного анализа констатирующего эксперимента позволило сделать следующие выводы:
- Средне - групповой уровень социально - психологической адаптации младших подростков группы А является средним с тенденцией к высокому (45%). Средне – групповой уровень социально - психологической адаптации младших подростков группы Б (дети - мигранты) является средним с тенденцией к низкому (41%).
- Для группы А младших подростков с высоким уровнем социально – психологической адаптации значимыми ценностями являются: «здоровье», «активная деятельная жизнь» и «воспитанность», в то время как в группе младших подростков со средним уровнем социально – психологической адаптации значимыми ценностями являются: «счастливая семейная жизнь» и «аккуратность». В группе Б младших подростков (дети - мигранты) с высоким уровнем социально – психологической адаптации значимыми ценностями являются: «счастливая семейная жизнь», «здоровье», «активная деятельная жизнь», «уверенность в себе» и «самоконтроль». В группе со средним уровнем социально – психологической адаптации значимые ценности: «счастливая семейная жизнь», «воспитанность» и «образованность». В то время как в группе младших подростков с низким уровнем социально – психологической адаптации значимыми ценностями являются: «развитие», «чуткость» и «образованность».
- Младшие подростки с разным уровнем социально-психологической адаптации имеют определённую иерархию ценностных ориентаций.
- У группы детей – мигрантов младшего подросткового возраста со средним уровнем социально – психологической адаптации выявлена взаимосвязь между показателями социально – психологической адаптации и определенными ценностными ориентациями: между показателем «Эмоциональная комфортность» и такой ценностью как «воспитанность»; между показателем «Интернальность» и такой ценностью как «воспитанность».
- У группы детей-мигрантов с низким уровнем социально-психологической адаптации выявлена взаимосвязь между показателями социально – психологической адаптации и определенными ценностными ориентациями: между показателем «Адаптация» и ценностью «чуткость»; между показателем «Интернальность» и такими ценностями как «развитие» и «образованность»; между показателем «Принятие других» и ценностью «развитие»; между показателем «Эмоциональная комфортность» и ценностью «развитие».
Литература:
- А. Н. Гуляева. Социокультурная адаптация детей мигрантов. // «Психологическая наука и образование». – 2010. №5.
- Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина "Социологические исследования", 2013, №2, с. 80-91.
- Проблемы обучения и социальной адаптации детей мигрантов в цифрах и диалогах: монография / В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. – Ханты-Мансийск:Издательский дом «Новости Югры», 2012. – 212 с.
- Социально-психологическая адаптация личности в изменяющемся обществе: матер. Междунар. науч.-практич. конф. (г. Балашов, 19—20 марта 2009 г.) / под общ. ред. Т. Н. Смотровой. — Балашов : Николаев, 2009. — 204 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психовозрастные особенности младшего подросткового возраста
Представлена презентация для родительского собрания, в которой раскрываются психо логические и возрастные особенности младшего подросткового возраста....
Особенности учащихся младшего подросткового возраста
В данной статье рассмотрены основные психологические особенности младшего подросткового возраста, типы восприятия информации, уровни усвоения материала учениками...
"Психологические особенности детей младшего школьного и младшего подросткового возраста"
ldquo;… это не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожидан...
Изучение особенностей ценностных ориентаций личности в зависимости от возраста
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется тем, что социальные перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному в об...
Возрастные особенности младшего подросткового возраста.
Родительское собрание посвящено вопросам возрастных особенностей учащихся 6 класса. Родители подробно узнают о причинах поведенческих, психических и физиологических особенностей подростков. Это поможе...
Советы для родителей «Физиологические и психологические особенности детей младшего подросткового возраста».
Подросток – это уже не ребёнок и ещё не взрослый.Подросток от 11 до 15 лет — это формирующийся человек, чей интеллект уже способен перерабатывать полученный опыт, но мозг ещё не даёт возмо...
Презентация к родительскому собрагию Переход от младшего школьного к младшему подростковому возрасту. Адаптация в средней школе.
Презентация для выступлдения на общешкольном родительском собрании 5х классов.Возрастные особенности 5-классников. Внутренние изменения. Внешние изменения. Трудности 5-классника.Признаки адаптации....