ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
материал по психологии по теме

Лаишевцева Кристина Александровна

Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии человека, его ценностных ориентаций, поступках людей. Особую значимость сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в личности современной молодежи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии человека, его ценностных ориентаций, поступках людей. Особую значимость сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в личности современной молодежи. [1]

Подростковый возраст является одним из наиболее критических моментов в психическом развитии личности, именно в данном возрасте начинают формироваться ценностные ориентации, и на этом этапе они еще сравнительно неупорядочены и неустойчивы.[2]

Категория ценностей и ценностных ориентаций считается одной из наиболее сложных в психологической науке, так как именно ценности выступают основанием для осмысления и оценки личностью окружающих ее социальных объектов и ситуаций, а также служат основанием для познания и конструирования целостного образа социального мира. [1]

В социальных, психологических и педагогических исследованиях используются как понятие «ценность», так и понятие «ценностные ориентации». Однозначного различия этих понятий в литературе не прослеживается. Часто они употребляются как равнозначные. В отечественной психологии проблемой формирования ценностных ориентаций занимались такие ученые-психологи, как А. Г. Здравомыслов, Д.Н. Узнадзе, В.В. Сусленко, В.А. Ядов, Х. Ремшмидт, А.И. Ракитова, Е.Ф. Рыбалко, Н.А. Волкова, В.С. Собкин, Ю.П. Азаров, А. В. Мудрик и др. В зарубежной психологии данную проблему изучали М. Рокич, Ш. Шварц, В. Билски, А. Маслоу и др.   [2]

Ценностные ориентации начинают складываться еще в дошкольном возрасте, но осмыслить и выразить их речевыми средствами дети могут именно в подростковом возрасте. Задача взрослых заключается в том, чтобы не упустить этот момент у своих уже выросших из детства, но еще не ставших взрослыми детей и создать необходимые условия для формирования таких ценностных ориентаций, которые не отвергалась бы обществом, а соответствовали ему. [4]

Важная на сегодняшний день проблема социально-психологической  адаптации детей  мигрантов. В последние десятилетия в Российской Федерации сложилась ситуация, связанная с миграционными процессами. Межнациональные конфликты и войны, ориентация экономики на рыночные отношения вызвали мощный накал социальных проблем. Негативные явления в духовной жизни общества, отдельного человека, породили настораживающую тенденцию к национальной нетерпимости и разобщенности, обострили проблемы адаптации человека в инокультурной среде.[4]

Данные обстоятельства усугубляются маргинализацией, социальной отчужденностью молодого поколения, накалом очагов гражданских волнений, национальных конфликтов, обуславливающих развитие процессов миграции, появление вынужденных переселенцев, детей-мигрантов, беженцев.[2]

Миграция приводит к тому, что переселенцы и их дети оказываются в новых, не знакомых им условиях. Они сталкиваются с новой культурой, а как следствие и новым социумом, который им нужно изучить и понять в кроткое время. Как отмечает Т.А. Силантьева, одним из основных условий оптимального вхождения человека в новую социальную среду является процесс активного приспособления индивида к условиям изменяющейся среды, т. е. социально-психологическая, социокультурная адаптация. [1], [3]

Дети эмигрантов, вынужденные переселенцы, находятся в особо трудных условиях: ребенок-эмигрант отличен от среды своего нового местожительства по своей культуре, он является, как правило, выходцем из малообеспеченных слоев общества, социально незащищен, не знает или плохо знает язык, и не только язык, но и психологию, на которую язык опирается, и в процессе интеграции рискует утерять собственный язык и культурные особенности своей личности. Все это существенно затрудняет процессы его обучения, воспитания, социализации и адаптации и требует психологической и педагогической помощи и поддержки особенно в подростковый период развития ребенка, когда он находиться в ситуации прохождения одного из самых сложных в онтогенезе этапов развития. Эти аспекты проблемы и предопределяют ее социальную значимость. [3]

Положение детей-мигрантов привлекает особое внимание исследователей. Это связано с тем, что,  во-первых, дети в возрасте до 15 лет составляют более четверти мигрантов, во-вторых, они представляют собой объективно наиболее социально уязвимую группу, в-третьих, то, что свыше 70% из числа вновь прибывших детей являются учащимися, то есть в процессе их образования происходят существенные изменения на фоне переживаемой ими стрессовой миграции. [2]

Мной было проведено экспериментальное исследование, которое проходило в три этапа.

На первом  этапе экспериментального исследования с целью изучения социально – психологической адаптации был проведен количественный и качественный анализ по методике Роджерса, Р. Даймонда. Обработке подвергались бланки респондентов, заполненные в ходе проведения диагностики. Полученные результаты отражены в таблицах 3,4

Таблица 3

Процентное соотношение учащихся, имеющих разный уровень

социально-психологической адаптации (группа А)

Уровень социальной адаптации

высокий

средний

низкий

Соотношение учащихся

(% от выборки)

74

26

0

Таблица 4

Процентное соотношение учащихся, имеющих разный уровень

социально-психологической адаптации (группа Б мигранты)

Уровень социальной адаптации

высокий

средний

низкий

Соотношение учащихся

(% от выборки)

10

50

40

На втором этапе исследования для выявления уровня значимости ценностных ориентаций была использована методика М. Рокича. Данные диагностики представлены в таблицах 9, 10.

Таблица 9

Ранговые значения терминальных ценностей групп А, Б

Терминальные ценности

Ранг

Группа А

Группа Б мигранты

1

Здоровье

Здоровье

2

Счастливая семейная жизнь

Жизненная мудрость

3

Наличие хороших и верных друзей

Материально обеспеченная жизнь

4

-

Интересная работа

Развитие

5

Активная деятельная жизнь

Красота природы и искусства

6

Жизненная мудрость

Наличие хороших и верных друзей;

Счастливая семейная жизнь

7

Любовь

Общественное признание

8

Уверенность в себе

-

9

Свобода

Уверенность в себе

10

Познание

Развлечения

11

Развитие

Продуктивная жизнь

12

Продуктивная жизнь

Познание

13

Развлечения

-

14

Красота природы и искусства

Активная деятельная жизнь

15

Общественное признание

Счастье других

16

Материально обеспеченная жизнь

Свобода

17

Творчество

Творчество

18

Интересная работа;

Счастье других

Любовь

Таблица 10

Ранговые значения инструментальных ценностей групп А, Б

Инструментальные ценности

Ранг

Группа А

Группа Б мигранты

1

Воспитанность

Аккуратность

2

Аккуратность

Воспитанность

3

Жизнерадостность

Самоконтроль

4

Исполнительность;

Образованность;

Ответственность;

Честность

Жизнерадостность

5

Независимость

Исполнительность;

Смелость в отстаивании своего мнения

6

Рационализм

Независимость

7

Смелость в отстаивании мнения

Непримиримость к недостаткам в себе и других

8

Самоконтроль

Образованность

9

-

Ответственность

10

-

Рационализм

11

-

-

12

Эффективность в делах

-

13

-

Твердая воля

14

Непримиримость к недостаткам в себе и других;

Твердая воля

Терпимость

15

Терпимость

Широта взглядов

16

Широта взглядов

Честность;

Эффективность в делах

17

Чуткость

Высокие запросы

18

Высокие запросы

Чуткость

Для изучения возможной связи между  показателями социально-психологической адаптации и иерархии ценностей был использован коэффициент корреляции рангов  (Спирмена).

Проведение количественного и качественного анализа констатирующего эксперимента позволило сделать следующие выводы:

- Средне - групповой уровень социально - психологической адаптации младших подростков группы А является средним с тенденцией к высокому (45%). Средне – групповой уровень социально - психологической адаптации младших подростков группы Б (дети - мигранты) является средним с тенденцией к низкому (41%).

- Для группы А младших подростков с высоким уровнем социально – психологической адаптации значимыми ценностями являются: «здоровье», «активная деятельная жизнь» и «воспитанность», в то время как в группе младших подростков  со средним уровнем социально – психологической адаптации значимыми ценностями являются: «счастливая семейная жизнь» и «аккуратность». В группе Б младших подростков (дети - мигранты) с высоким уровнем социально – психологической адаптации значимыми ценностями являются: «счастливая семейная жизнь», «здоровье», «активная деятельная жизнь», «уверенность в себе» и «самоконтроль». В группе со средним уровнем социально – психологической адаптации значимые ценности: «счастливая семейная жизнь», «воспитанность» и «образованность». В то время как в группе младших подростков с низким уровнем социально – психологической адаптации значимыми ценностями являются: «развитие», «чуткость» и «образованность».

- Младшие подростки с разным уровнем социально-психологической адаптации имеют определённую иерархию ценностных ориентаций.

- У группы детей – мигрантов младшего подросткового возраста со средним уровнем социально – психологической адаптации выявлена взаимосвязь между показателями социально – психологической адаптации и  определенными ценностными ориентациями: между показателем «Эмоциональная комфортность» и такой ценностью как «воспитанность»; между показателем «Интернальность» и такой ценностью как «воспитанность».

- У группы детей-мигрантов с низким уровнем социально-психологической адаптации выявлена взаимосвязь между показателями социально – психологической адаптации и определенными ценностными ориентациями: между показателем «Адаптация» и ценностью «чуткость»;  между показателем «Интернальность» и такими ценностями как «развитие» и «образованность»; между показателем «Принятие других» и ценностью «развитие»; между показателем «Эмоциональная комфортность» и ценностью «развитие».

Литература:

  1. А. Н. Гуляева. Социокультурная адаптация детей мигрантов. // «Психологическая наука и образование». – 2010. №5.
  2. Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина "Социологические исследования", 2013, №2, с. 80-91.
  3. Проблемы обучения и социальной адаптации детей мигрантов в цифрах и диалогах: монография / В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. – Ханты-Мансийск:Издательский дом «Новости Югры», 2012. – 212 с.
  4. Социально-психологическая адаптация личности в изменяющемся обществе: матер. Междунар. науч.-практич. конф. (г. Балашов, 19—20 марта 2009 г.) / под общ. ред. Т. Н. Смотровой. — Балашов : Николаев, 2009. — 204 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психовозрастные особенности младшего подросткового возраста

Представлена презентация для родительского собрания, в которой раскрываются психо логические и возрастные  особенности младшего подросткового возраста....

Особенности учащихся младшего подросткового возраста

В данной статье рассмотрены основные психологические особенности младшего подросткового возраста, типы восприятия информации, уровни усвоения материала учениками...

"Психологические особенности детей младшего школьного и младшего подросткового возраста"

ldquo;… это не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожидан...

Изучение особенностей ценностных ориентаций личности в зависимости от возраста

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется тем, что социальные перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному в об...

Возрастные особенности младшего подросткового возраста.

Родительское собрание посвящено вопросам возрастных особенностей учащихся 6 класса. Родители подробно узнают о причинах поведенческих, психических и физиологических особенностей подростков. Это поможе...

Советы для родителей «Физиологические и психологические особенности детей младшего подросткового возраста».

Подросток – это уже не ребёнок и ещё не взрослый.Подросток от 11 до 15 лет — это формирующийся человек, чей интеллект уже способен перерабатывать полученный опыт, но мозг ещё не даёт возмо...

Презентация к родительскому собрагию Переход от младшего школьного к младшему подростковому возрасту. Адаптация в средней школе.

Презентация для выступлдения на общешкольном родительском собрании 5х классов.Возрастные особенности 5-классников. Внутренние изменения. Внешние изменения. Трудности 5-классника.Признаки адаптации....