Ценностные ориентации личности – основа профессионального самоопределения.
методическая разработка (9 класс) на тему
Групповое занятие с элементами тренинга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
групповое занятие с элементами тренинга | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Смирнова Татьяна Александровна
педагог-психолог
Муниципального общеобразовательного учреждения
Тушнинской средней школы имени Ф.Е.Крайнова
Тема занятия: Ценностные ориентации личности – основа профессионального самоопределения.
Цели занятия:
- Формирование представлений о ценностных ориентациях личности, осознание сущности собственного «Я», как основы профессионального самоопределения; формирование мотивов саморазвития, личностного роста.
- Развитие навыков самовыражения, рефлексии.
- Поддержание положительного эмоционального фона.
Форма занятия: групповое занятие с элементами социально-психологического тренинга.
Участники: учащиеся 10 класса.
Техники: гистограмма «Моя жизнь».
Необходимые материалы: бланки для построения гистограммы, тетради по профориентации, цветные карандаши, ручки.
Ход занятия:
Организационный момент.
-Добрый день, дорогие ребята! У нас сегодня очередное занятие, посвященное выбору профессии. Наше занятие начинается с тематической разминки.
Упражнение «Те, кто…»
- Встаньте пожалуйста в тесный круг. Поменяйтесь местами ..
-у кого голубые глаза,
-кто точно выбрал свою будущую профессию,
- кто собирается поступать в ВУЗ,
- кому нужна психологическая помощь в выборе профессии,
- кому интересны психологические тренинги,
- кто готов к работе.
-Спасибо! Теперь приступим к основной части нашего занятия. Вспомним и перечислим составляющие личности.
Личность – это четыре составляющих:
-познавательная сфера,
-эмоционально-волевая (темперамент и характер) сфера,
-мотивационная (потребности, интересы) сфера,
-ценностная сфера.
Ценностные ориентации человека составляют основу его отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности – «философия жизни».
Согласно учению психолога Р.Рокича имеются два класса ценностей:
- Терминальные (то, к чему стремится человек).
А к чему может стремиться человек? (Здоровье, свобода, карьера, образование, семья и т.д.) Это ценности – цели.
- Инструментальные ценности- те ценности, которые помогают добиться главных целей.
- Что же относится к инструментальным ценностям?
Рассмотрим списки качеств личности. Каждое из них представлено в виде полярных полюсов.
Аккуратность – небрежность
Воспитанность - невежество
Оптимизм - пессимизм
Независимость (самостоятельность) – зависимость (инфантильность)
Твердость (решительность) – мягкость (нерешительность)
Искренность – лживость
Чуткость – безразличие
Смелость – боязливость
Организованность - несобранность
Коммуникабельность (общительность) - неразговорчивость
Активность (деятельность) – пассивность (бездеятельность)
Непринужденность (раскованность) – скованность (зажатость)
Целеустремленность - импульсивность
- Итак, мы разобрали то, что помогает человеку добиться целей. Переходим конкретно к ценностям личности. Перечислите все желания, которые пришли вам в голову. (отвечают учащиеся по очереди, передавая из рук в руки мягкую игрушку).
- Спасибо. Вы перечислили то, к чему будете стремиться, к вашим желаниям. Прошу вас прослушать и назвать не более трех из перечисленных целей, которые для вас являются самыми важными.
1. Хорошая и крепкая семья.
2. Материально обеспеченная жизнь.
3. Интересная работа.
4. Достижения успеха в жизни.
5. Удовольствия жизни.
6. Наличие верных друзей.
7. Свобода и независимость.
8. Здоровье.
9. Благосостояние общества.
10. Познание себя и самосовершенствование.
11. Стать знаменитым.
12. Деятельность на благо людей, не обязательно за деньги.
13. Успешная профессиональная карьера.
14. Другое__________
Обсуждение.
- Спасибо за ваши искренние ответы. Некоторые ценности легко сочетаются с другими, некоторые противоречат друг-другу, например, трудно сочетать серьезную карьеру с созданием счастливой семьи. Часто приходится чем-то жертвовать ради самой значимой жизненной цели.
- Проведем небольшую шуточную игру «Минута шалости». Подумайте и ответьте на вопросы: какие жизненные ценности имеют герои сказок? Какая профессия подошла бы героям: волку из сказки «Семеро козлят»? Коту Матроскину? Красной шапочке? Шарику из Простоквашино?..
-Молодцы! Интересные у вас ответы. Отдохнули. И выполним следующее задание.
Задание: построить гистограмму «Моя жизнь». Необходимо изобразить важные события своей жизни. Синим цветом – события из прошлого, красным цветом - настоящее, зеленым цветом- будущее. Дается время 10 минут. Прошу сохранить данные гистограммы для будущих занятий.
- Возвращаемся к творческому заданию. Предлагаю вам выполнить необычное упражнение: составить текст брачного объявления.
Во-первых, каждый из вас сможет заявить о своей системе ценностей;
Во-вторых, конструктивно можете использовать фантазию, заглянуть в будущее;
В-третьих, лучше узнаете друг друга.
Предлагаемая структура объявления:
- Фамилие, имя.
- Физические данные (возраст, рост, вес).
- Общее сведения. Дополнительные: знак зодиака, наличие вредных привычек.
- Социальный статус: образование, материальное обеспечение, работа.
- Личностная характеристика (качества личности, черты характера, отношения к себе, к людям, увлечения).
- Ожидание в выборе партнера (физические данные, социальный статус, качества личности, черты характера).
После написания текстов брачного объявления, зачитываю. Задача учащихся: отгадать кому принадлежит это объявление.
Организация экспресс-обсуждения. (вопросы: что нового узнали? Сложно ли было? Чему научились? Что запомнилось?
Каждый участник должен получить обратную связь.
Закончу наше занятие словами И.П.Павлова: «Жизнь перестает привлекать к себе, как только исчезает цель» Помните об этом! Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАПРАВЛЕННОСТЬ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
РАБОТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ...
Мастерская ценностных ориентаций "Личность"
Мастерская- это мощное средство изменения опыта человека и системы его ценностей. В зависимости от личного опыта каждый участник мастерской находит в ее содержании что-то свое, придает ме...
«Использование потенциала предметной области «Искусство» в становлении и развитии системы ценностных ориентаций личности»
В данной презентации представлены основные цели обучения музыке в основной школе, способы формирования мотивационно-смысловой стороны учебной деятельности, УДД, приемы организации учебной деятельности...
Групповое занятие с подростками «Ценностные ориентации личности».
Цель: Актуализировать процесс социального самоопределения подростков....