Социально - педагогическая коррекция
методическая разработка
комплекс занятий для проведения коррекционно - развивающих занятий по музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno_-_pedagogicheskaya_korrektsiya.docx | 65.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ СО « Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Социально – педагогическая коррекция
педагога – организатора Смирновой М.А.
2020г.
Музыка, будучи специфическим художественным отражением объективной действительности, имеет важное значение в развитии человека, его нравственно-эстетическом воспитании. Музыка, отражая действительность в звуковых образах, с особой яркостью раскрывает внутренний мир человека, его отношение к явлениям и событиям жизни, радостные и грустные переживания, раздумья, мечты, сомнения. Развиваясь во времени, она способна передавать движения чувств и мыслей во всех их тончайших оттенках. Наряду с другими видами искусства через музыкальное искусство передаются культурно-исторические традиции народа. Музыка, обладая огромной эмоциональной силой, способностью воплотить мироощущения человека во всей полноте и многогранности п каждую эпоху, отражает ее своеобразие. Значительная роль отводится ей как средству воспитания на протяжении всей истории, начиная с глубокой древности.
Музыкальная деятельность занимает одно из ведущих мест в формировании художественной культуры детей с проблемами. Основной целью музыкального развития детей в специальной школе является обогащение духовного мира школьников, формирование их музыкальной культуры, нравственно-эстетических качеств.
В процессе музыкального воспитания детей решается целый ряд задач:
§ развивать и поддерживать у детей желание слушать музыку, эмоционально на неё откликаться, рассказывать о ней;
§ формировать представления о музыке как виде искусства, о ее жанровой принадлежности, средствах музыкальной выразительности; знакомить с элементарной музыкальной терминологией;
§ расширять музыкальный кругозор, запас музыкальных впечатлений; развивать музыкально-образное мышление, музыкальный слух;
§ продолжать формировать музыкально-исполнительские навыки в пении, в движении, в игре на музыкальных инструментах, развивать творческие проявления школьников в музыкальной деятельности;
§ осуществлять средствами музыки коррекцию отклонений в развитии школьников (познавательной, эмоционально-волевой, моторной сферы), обеспечивать регуляцию поведения, формирование доброжелательного коммуникативного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Известный деятель музыкального воспитания школьников В. И. Шацкая указывает на то, что способность эстетически воспринимать музыку, слышать основное в ее содержании, сопереживать отражающимся в ней чувствам, понимать значение выразительных средств — все это не является природными способностями человека, а поддается воспитанию и развитию в процессе соответствующей деятельности.
Во всех видах музыкальной деятельности у детей с разными вариантами нарушений проявляются особенности, обусловленные природой того или иного отклонения в развитии ребенка. Прежде всего они проявляются в восприятии музыки.
Так, несовершенство восприятия школьником с умственной отсталостью, задержкой психического развития , замедленность темпа восприятия, сниженная его активность обусловливают и особенности музыкального восприятия школьников данной категории (И. В. Нищенко, С. М. Миловская, Е. Л. Медведева). Дети не могут выделить главное в музыкальном произведении, дать самостоятельную вербальную характеристику, сопоставить образ окружающей действительности с музыкальным образом. Не всегда адекватны в своих эмоциональных реакциях на музыку, которую слушают. Все это накладывает значительный отпечаток на прием и переработку впечатлений. Однако использование различных коррекционно - направленных приемов, подготавливающих детей к слушанию, таких, как предварительный рассказ; наблюдение, беседа, показ иллюстраций и др., дает положительные результаты.
А восприятие музыки детьми с нарушением слуха осуществляется на полисенсорной основе, где задействованы и слуховой, и зрительный, и двигательный анализаторы в различных комбинациях. Обучение слушанию музыкальных произведений таких детей проводится как с использованием слуховых аппаратов, так и без них. Развитие слухового восприятия у школьников данной категории, как считает Е. 3. Яхнина, имеет двойное функциональное значение: обогащение представлений детей о звучащем мире, обучение восприятию различной акустической информации — речевых, неречевых звучаний; развитие у таких учащихся отзывчивости, обогащение музыкальными впечатлениями, формирование по возможности дифференциации восприятия основных музыкальных структур. Дети выделяют звучание музыки из комплекса других звуков окружающего мира, определяют ее начало и окончание, различают и узнают музыкальные фрагменты по характеру и средствам выразительности, определяют настроение услышанного.
Восприятие музыки учащимися с нарушением зрения, в силу обостренности слуха как сохранного анализатора, отличается большей дифференцированностью. Именно это позволяет детям улавливать, узнавать разнообразные оттенки в звучании музыкального произведения. Внимание детей при слушании музыки направляется на соотнесение музыкального образа с образом окружающей действительности, с его характерными особенностями, которые раскрывает музыка. Через музыкальный образ у детей формируются более полные представления об окружающем мире, восприятие которого ограничено у детей данной категории вследствие нарушения зрения[1].
Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.
- давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка.
Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкально - ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность.
«Коррекционная ритмика» - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.
Можно выделить четыре основных направления работы с детьми, реализуемые на занятиях с элементами КР:
- оздоровительное,
- образовательное,
- воспитательное,
- коррекционно - развивающее.
Можно выделить несколько блоков коррекционно-развивающих задач, реализуемых в образовательном процессе.
- Развитие и коррекция основных видов движений, серий движений, музыкально-ритмических движений.
- Формирование чувства музыкального темпа, размера, восприятия ритмического рисунка.
- Изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания (громко - тихо, быстро - медленно, высоко - низко).
- Согласование движений с пением.
- Развитие быстроты и точности реакции на звуковые или вербальные сигналы.
- Развитие различных качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения).
- Развитие всех видов памяти (зрительной, моторной, слуховой).
- Развитие умения выполнять совместные действия и коммуникативных навыков.
Занятие проводятся 2 раз в неделю и строится по определенной постоянной схеме:
- Вводная часть:
- Ритуальное приветствие «Здравствуйте!» интонирование голосом «нараспев» музыкальным руководителем.
- Музыкально-ритмическое упражнение («Поезд»: топающий шаг по кругу друг за другом, с круговыми движениями согнутых в локтях рук, «Я бегу, бегу, бегу» и т.д.).
2. Основная часть:
- Упражнения- игры на внимание («Угадай, кто тебя позвал?», «Что изменилось в этой комнате?», «Кто к тебе прикоснулся?» и т.д.),
- Пение,
- Игры, танцы, хороводы.
- Заключительная часть:
- Упражнения на релаксацию с музыкальным сопровождением («Снежная баба», «Сдвинь камень», «Облака», «Расслабление в позе морской звезды» и т.д.).
- Ритуальное прощание (передача кивка головой, передача рукопожатия).
План – конспект занятий по кварталам на заезд .
Занятие №1
« В гости к Красному носу и Синему носу»
1.Вводная часть.
Педагог предлагает отправиться в зимний лес в гости к двум морозам Красному носу и Синему носу.
Оделась речка в тонкий лед, а снег идет, а снег идет. Во всю старается зима: белит поля, белит дома, Мостит дорогу для саней – поедет Дед Мороз по ней. И мы тоже по этой тропинке отправимся в лес.
Упражнение «Тропинка»
Цель: развитие слухового внимания, способности программировать свои действия на основе условных сигналов.
Дети делятся на две команды, каждая образует круг. С началом музыки дети начинают движение по кругу. После педагог дает задание, которое выполняет каждая команда.
«Тропинка» - дети становятся в кругах друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего.
«Сугроб» - дети направляются в центр круга, соединив руки в центре. «Кочки» - приседают, положив руки на голову.
2. Основная часть.
Фонопедическое упражнение «Мороз» Вышел на просторы погулять мороз
Топ-топ, чап-чап, 2 хлопка в ладоши, 2 по коленям
Белые узоры в косах у берез
«У!» короткие острые звуки в высоком регистре на разной
высоте
Снежные тропинки, голые кусты, потирают ладони друг о друга
Падают снежинки тихо с высоты.
«Ш!» постепенно опуская руки вниз
- белые метели утром до зари
- рощу прилетели стайкой снегири
«Фр-р-р» руки прижать к груди, разводить в стороны
Зиме, морозу рады и зайчики и белочки.
И радуются снегу и мальчики и девочки.
Встретились в лесу два Мороза – Красный Нос и Синий Нос, стали спорить, кто из них главнее. Мороз Красный Нос решил снежинки на землю рассыпать. И полетели они с неба, разные, красивые, все в узорах.
Дыхательное упражнение «Снежинка»
- Мороз Синий Нос ветром подул, поднял снежинки вверх и закружил метелицей.
Ритмическая игра «Метелица»
Цель: формирование чувства музыкального темпа. Метелица, метелица, снег по полю стелется.
Кто кружится, вертится, тот заметелится.
Звучит музыкальное сопровождение. Дети изображают снежинок, двигаются в соответствии с темпом музыки.
Видит Мороз Красный Нос, что его снежинки в воздухе кружатся, решил тогда своего брата холодом удивить. Как ударил мороз, все звери задрожали, стали искать укрытие от холода.
Игра – превращение «Звери»
Цель: развитие имитационно-подражательных выразительных движений под музыку; формирование способности к пониманию эмоциональных состояний на основе невербальных стимулов.
Каждый ребенок изображает определенное животное, не называя его. Двигаются под музыку в разных направлениях. При смене музыки на более быструю «сильный мороз» - прячутся в норки.
Видят Морозы – никто из них друг друга одолеть не может, и решили не ссориться , а вместе ходить дружно ледяные мосты строить. И каждый был занят своим делом.
Упражнение «Канон»
Цель: развитие волевого внимания, памяти.
Дети стоят по кругу. По очереди выполняют движения: 1 приседает и встает,2 хлопает в ладоши 2 раза и т.д. На вторую часть музыки берутся за руки и бегут по кругу.
3. Заключительная часть. Подвижная игра «Мороз»
Ты – белый, ты – яркий, ты в шубе, ты в шапке. У тебя Красный нос. Это ты – Дед Мороз!
Дети поют песенку ребенку, которому одевают шапку мороза, затем ребята разбегаются. Дед Мороз – «морозит» детей – дотрагивается до игроков.
Релаксация под музыку, прощание.
Занятие № 2
« Чтобы быть здоровыми - нужно закаляться»
- Вводная часть.
Педагог, в начале занятия проводит беседу с детьми о погоде - предлагает назвать - какое время года? Какая погода за окном? Назвать положительные и отрицательные качества времени года « Зимы». Затем педагог рассказывает о том, что зимой как летом человек должен закаляться, делая различные упражнения, для того чтобы быть здоровым и сильным.
1.Упражнение на поднятие эмоционально настроя детей «Зеркало»
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»
После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Некоторые дети изображают подобие улыбки. На них необходимо обратить особое внимание.
- Основная часть.
1.Музыкально – ритмическая разминка « Делай как я»
Цель: закрепить построение врассыпную, формировать двигательные навыки различных танцевальных шагов, развивать чувство ритма.
Ход игры: дети стоят в рассыпную, свободно друг от друга. Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе. Под музыку дети образуют круг и двигаются заданным движением: подскоки, галоп, ходьба с высоким сгибанием колена, ходьба на пятках, хороводный шаг и др. По окончании музыки дети должны как можно быстрее найти своё место и встать в исходное положение: ноги вместе, руки на пояс. Игра продолжается 4-5 раз.
2.Дыхательное упражнение « Снегопад»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: "снежки" из ваты.
Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.
3.Упражнение « Заводная игрушка»
Цель. Развивать подвижность шеи, расслаблять мышцы шеи, рук и корпуса.
Ход игры. Дети стоят в позе куклы: ноги на ширине плеч, руки внизу, кисти напряжены, пальцы растопырены, ладони вперед. Желательно упражнение проводить под музыку, с размером 2/4, например, «Полька» А.Жилинского.
Такт 1. Наклонить голову вперед на первую четверть, назад — на вторую четверть.
Такт 2. Голову вперед, назад и прямо (движение на каждую восьмую длительность).
Такт 3. Наклонить голову назад, потом вперед.
Такт 4. Голову назад, вперед, прямо.
Такт 5. Повернуть голову вправо, затем влево.
Такт 6. Вправо, влево, прямо.
Такт 7. Повернуть голову влево, затем вправо.
Такт 8. Влево, вправо, прямо.
Такт 9. Наклонить голову к правому плечу, затем к левому.
Такт 10. К правому, к левому, прямо.
Такт 11. Наклонить голову к левому плечу, затем к правому.
Такт 12. К левому, к правому, прямо.
Такт 13. Движение как в 1-м такте.
Такт 14. Движение как во 2-м такте.
Такт 15. Движение как в 3-м такте.
Такт 16. Голову прямо на 1 -ю долю, на 2-ю долю согнуться пополам, уронить голову и руки — завод кончился.
4.Упражнение на развитие эмоциональной сферы « Карусели»
Цель: развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов, реагировать на ускорение и замедление темпа чтения стихов.
ТЕКСТ ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
Еле-еле, еле-еле медленная ходьба
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом, ходьба с ускорением
Все бегом, бегом, бегом.
Побежали, побежали бег на носках под ритм слов
Побежали, побежали…
Тише, тише, не спешите, движения замедляются и
Карусель остановите, дети останавливаются,
Раз-два, поворачиваются лицом к центру,
Раз-два, кладут ленту на пол.
Вот и кончилась игра.
6. Упражнение из серии И.Ю. Левченко « Если бы я был – актер»
Цель: Учить, невербально передавать образ выдуманного персонажа и его характерные особенности.
Педагог предлагает показать и выразить образ и характер спортсмена , другие ребята должны угадать.
- Заключительная часть
Педагог предлагает выразить свои чувства каждого ребенка о прошедшем занятии с помощью жестов и мимики другие ребята должны понять.
Цель: учить выражать свои эмоции, раскрывать свое психологическое состояние.
1.Релаксация.
После упражнений дети садятся в круг, им предлагается послушать нежная, спокойная мелодия для расслабления мышц всего организма.
Затем дети и педагог прощаются.
Занятие № 3.
«НЕГРЕТЕНОК ИДЕТ В АРМИЮ»
- Вводная часть.
В зале разложены картинки про армию, военная техника. В гости к ребятам из далекой страны Африка приехал Малумба. Увидев военные картинки, он заинтересовался, стал расспрашивать. Дети рассказывают что такое армия, кто там служит., чем там солдаты занимаются. Малумба хочет тоже служить в армии, но чтоб его взяли необходимо улучшить его физическую подготовку.
- Динамическое упражнение «Пограничники»
Тру-ту-ту! Тру-ту-ту! имитировать игру на горне
По порядку стройся в ряд, ходьба на месте
Пограничников отряд.
Левая, правая,
Бегая, плавая имитация бега, плавания
Мы растем смелыми, руки вверх
На солнце загорелыми стойка , руки за голову
Ноги наши быстрые. поднимание согнутых ног
Метки наши выстрелы, рывки руками
Крепки наши мускулы сгибание рук к плечам
И глаза не тусклые ходьба на месте
Кто шагает дружно в ногу,
пограничникам дорогу!
II. Основная часть.
- Упражнение «Расставь посты»
Цель: организация детей, преодоление двигательного автоматизма, быстроты и точности на звуковые сигналы.
Дети маршируют под музыку друг за другом. Направление определяет впереди идущий командир. Когда командир хлопнет в ладоши, идущий последний ребенок должен остановиться, а остальные продолжать ходьбу. Так командир расставляет в произвольном порядке посты.
- Упражнение «Разведчики»
Цель: развитие наблюдательности и памяти, умение ориентироваться в пространстве.
В зале расставлены стулья в произвольном порядке.
«Чтобы командиру провести отряд, необходимо запомнить путь разведчика». Один ребенок – «разведчик» идет через зал, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок-«командир», запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем.
- Пантомимический этюд «Битва»
Цель: выражение радости и гордости.
Дети делятся на пары. Один изображает солдата, другой врага. Пантомимическими движениями они должны изображать бой: взмахи воображаемыми саблями, брови сдвинуты, строгое выражение лица.
- Пальчиковая игра «Бойцы – молодцы»
Пальцы эти все бойцы, показать раскрытые ладони
Удалые молодцы.
Два – больших и крепких малых, сжать пальцы в кулаки и поочередно
И солдат в боях бывалых. разжимать на обеих руках одновременно
Два гвардейца-храбреца. начиная с больших
Два – сметливых молодца.
Два – героя безымянных,
Нов работе очень рьяных!
Два – мизинца коротышки –
Очень славные мальчишки!
- Игра «Собери военную технику»
Дети делятся на две команды, им предлагается собрать две больших картины, разрезанные на пазлы : танк и корабль.
III. Заключительная часть.
Игра «Сигнальщики»
Цель: развитие быстроты и точности реакции на вербальные сигналы.; умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу.
Вот флажки – четыре цвета
Нам игра знакома эта.
Вот я флажок желтый подниму,
Всех похлопать попрошу.
Флаг зеленый подниму –
Всех потопать попрошу.
Синий – будем мы молчать.
Красный – все «Ура!» кричать.
Занятие № 4
« В гости к нам пришел оркестр»
- Вводная часть.
1.Приветствие « Добрый день!»
Цель: развивать слуховое восприятие, чувство ритма, повысить эмоциональный настрой
Ход игры:
Дети стоят парами друг против друга.
Такты 1 – 2. Хлопают в свои ладоши два раза и в ладоши партнера три раза и поют «Раз, два, добрый день».
Такты 3 – 4. Дети стоящие лицом к центру круга боковым галопом перебегают к другому партнеру.
Движения повторяются до конца 1-й части (с повторением).
- Основная часть.
1. Динамическое упражнение « Музыкальный домик»
Цель: Развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов.
Игровой материал: Музыкальные инструменты, карточки с изображением музыкальных инструментов, сказочный домик.
Ход игры: Дети встают полукругом, на столе стоит сказочный домик, педагог рассказывает, что в этом домике живут музыканты. Если внимательно слушать, то можно узнать, кто в домике живёт. Дети внимательно слушают музыку, определяют на слух, какой инструмент звучит, один ребёнок находит инструмент на карточке и показывает его в окошко затем все вместе имитируют.
2. Этюд «Оркестр»
Цель: развитие способности к созданию выразительного образа с помощью невербальных средств, изменение характера движений в соответствии со звучанием музыкального сопровождения; формирование восприятия ритмического рисунка.
Музыкальное сопровождение р.н.м. «Светит месяц» - дети узнают звучание музыкальных инструментов : гармошка, балалайка, ложки – имитируют игру на них , в соответствии с темпом и ритмом музыки.
Методические указания. Необходимо дать детям установку на произнесение конкретного звука, который, например, изучается в настоящее время на занятии по формированию фонематической стороны речи.
3.Дыхательное упражнение « Дирижер»
Педагог поднимает палочку вверх дети делая глубокий вдох произносят звук «А» , чем выше педагог поднимает палочку тем выше становится звук. Затем дирижером может стать ребенок. Игра проводится 2-3 раза.
4. Ритмическая игра .«ВЕСЕЛЫЕ ЛОЖКИ» р.н.п. «Пойду ль да выйду ль я».
Ход игры: Дети сидят на стульчиках и выполняют движения с ложками под русскую народную песню
Музыка А:
1-я фраза – стучат ложками справа четвертными нотами.
2-я фраза - стучат ложками слева четвертными нотами.
Музыка Б:
1-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.
2-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.
Музыка А:
1-я фраза – стучат восьмыми по правой ноге снизу вверх.
2-я фраза - стучат восьмыми по левой ноге снизу вверх.
Музыка Б:
1-я фраза – движение «тарелочки» четвертями.
2-я фраза – хлопки (две восьмые – справа, две восьмые – слева, 2 хлопка четвертями перед собой).
Музыка А:
1-я фраза - стучат ложками слева направо восьмыми нотами.
2-я фраза - стучат ложками справа налево восьмыми нотами.
Музыка Б:
1-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.
2-я фраза - два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.
- Пантомимический этюд « Оркестр»
Цель: развитие слухового восприятия, чувство ритма
Дети под русскую плясовую музыку исполняют композицию.
- Заключительная часть.
- Подвижная игра «Дирижер»
Цель: формировать чувство музыкального темпа, ритма; развитие быстроты и точности реакции на звуковые сигналы.
- Релаксация под музыку.
Занятие № 5
« В весенним лесу»
1.Вводная часть
Ритмическая разминка «УТРО»
Цель: способствовать эмоциональному настрою детей
Дети лежат на ковре (спят), ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходят к окну и, открыв его, любуются ранним утром...
Музыкальное сопровождение: «Утро», муз. Э.Грига; «Рассвет на Москве-реке», муз. М.Мусоргского.
2.Основная часть.
Педагог предлагает прогуляться по весеннему лесу по звуку музыкального инструмента угадать кто им встретился по пути.
1.Музыкально – ритмическое упражнение «Лесная прогулка»
Цель: научиться различать тембры инструментов – барабана, бубна,
металлофона. Развивать музыкально-ритмическое чувство.
Музыкально-дидактический материал: музыкальные инструменты.
Игровые пособия: домики плоскостные, где «живут» медведи, зайцы,
белочки. Настольная ширма. Шапочки «зверей».
Ход игры:
дети разделены на три подгруппы. Им надевают на голову
шапочки с изображением зверей. Каждая группа «зверей» располагается в своем домике. На столе ширма, за которой лежат музыкальные инструменты.
«Сейчас звери лесные будут гулять в лесу. На звуки барабана выйдут
погулять медведи, на звуки бубна – запрыгают зайчики, а на звучание
металлофона – белочки. На лесной прогулке звери друг друга не
обижают, друг другу уступают, а как только зазвучит другой инструмент – на месте остаются, никуда не убегают!»
Музыкальный руководитель играет на инструментах в разной
последовательности. «Зверюшки», в соответствии со звучащим
инструментом, выполняют свои характерные движения. По окончании игры все «звери» должны спрятаться в своих домиках.
3. Упражнения по развитию чувства ритма « Дождик кап, кап!»
Цель: развитие умение четко произносить текст с ритмичным движение рук и ног.
Описание:
Дети выполняют упражнения, сидя на стульях. Проговаривают конец фразы: кар-кар, хлоп-хлоп и т.д.
Птица: кар, кар, кар!
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! Дети ритмично хлопают в ладоши.
Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям.
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! Топают попеременно ногами.
Дети: ха, ха, ха! Вытягивают руки вперед ладонями вверх
Мама: ах, ах, ах! Качают головой.
Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям.
Туча: бах, бах, бах! Топают ногами.
4.Дыхательная гимнастика « Птички просыпаются»
Цель: развитие дыхания
Крылья поднимаются – вдох
Крылья опускаются – выдох
Птички полетели – плавный вдох и выдох.
5. Музыкально – речевая игра «ВЕСЕЛЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК»
Цель: формировать ощущение речевого и музыкального предложения.
Ход игры: Музыкальный руководитель поет нечетные фразы со словами, а дети – четные со звукоподражаниями, подыгрывая на колокольчиках.
1.Веселый колокольчик –
Динь – динь - динь.
Смеется и хоохчет –
Динь – динь - динь.
- Он пел зимой чуть слышно –
Динь – динь - динь.
Но снова солнце вышло –
Динь – динь - динь.
- И звонкие капели –
Динь – динь - динь.
В ответ ему запели –
Динь – динь - динь.
7.Упражнение « Угадай колокольчик»
Цель: учить различать звук и высоту, способствовать развитию слухового восприятия
Игровой мтериал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки, цветные фишки-ноты (красный, жёлтый, зелёный), тир музыкальных колокольчика или металлофон.
Ход игры: Ребёнок-ведущий звенит поочерёдно то одним, то другим, то третьим колокольчиком или играет на металлофоне три различных звука, дети располагают кружочки на соответствующих линейках. Красный – низкий звук, жёлтый – средний звук, зелёный – высокий звук.
3.Заключительная часть .
1.Подвижная игра « Солнышко и дождик»
Цель: развитие слухового восприятия , действовать по сигналу педагога
Ход игры: Когда звучит ритмический звук бубна, дети как птички летают, как только звучит быстрый звук означает, что пошел дождь, дети садятся на стульчики. Игра повторяется 2-3 раза.
4.Релаксация
Дети садятся в круг на пол, звучит звук дождя пение птиц.
Занятие № 7
«КТО ГДЕ ЖИВЕТ»
- Вводная часть.
- Ритмическая разминка.
Ходьба в свободном направлении, ходьба с ускорением и замедлением темпа. Музыкальное сопровождение – по выбору педагога.
- Основная часть.
- Двигательная разминка «Ходьба с хлопками».
Цель: развитие слухового внимания, чувства ритма; способности передавать движениями динамические оттенки музыки.
Дети шагают в свободном направлении под маршеобразную музыку и одновременно прохлопывают в ладоши каждый шаг. С изменением силы звучания музыки ( тихо, громко) дети соответственно шагают бодро и хлопают громко или шагают осторожно и хлопают тихо. Педагог меняет силу звучания музыки по своему усмотрению.
- Упражнение «У оленя дом большой».
Цель: синхронизация речи и движений; развитие внимания.
Педагог произносит текст и показывает движения. Дети выполняют их вместе с ним.
У оленя дом большой. руками показывают крышу над головой.
Он глядит в свое окно, качают головой, правая рука находится чуть выше уровня
глаз, левая – ниже подбородка
Зайка по лесу бежит руки сгибаются перед грудью, кисти опускаются -«лапки»
И в окно стучит правой рукой «стучат»
«Тук, тук! Дверь открой! стучат поочередно руками
Там в лесу охотник злой!» правая рука сжата в кулак, большим пальцем показывают назад через плечо.
«Зайка, зайка, не зевай! хлопают в ладоши
Лапку мне скорей давай!» протягивает правую руку ладошкой вверх и хлопают по
ней левой рукой.
- Игра – превращение «Аквариум»
Цель: развитие способности к регуляции мышечного тонуса; выполнение образных движений.
Дети вспоминают музыкальное произведение Сен-Санса «Аквариум» (с ним они знакомились на музыкальном занятии). Педагог предлагает средствами ритмопластики характер музыки – «рыбки плавают». На заранее заданные музыкальные фразы дети останавливаются и замирают – «рыбки засыпают».
- Игра «Пожалуйста».
Цель: преодоление двигательного автоматизма.
И.П. все участники игры стоят лицом к педагогу, свободно расположившись по залу.
Педагог объясняет:
_ Я буду вас просить повторять за мной разные движения, но вы их будете выполнять, только если я добавлю слово «пожалуйста». Кто ошибается. Выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание.
Педагог может показать детям различные движения: физкультурные, танцевальные, шуточные.
- Дыхательное упражнение «Деревья»
Выполняется сидя в кругу. Инструкция педагога: «Руки перед собой, ладони упираются в пол. Сделайте глубокий вдох, поднимите прямые руки вверх. Задержите дыхание, покачайтесь из стороны в сторону, выдохните через рот, наклонившись вперед, руки опустите вниз. Ладони положите на пол». Выполняется 2-3 раза.
- Заключительная часть.
- Подвижная игра «Козочки и волк» Рекомендуемое музыкальное сопровождение – «Козочки» и «Волки» В Витлина.
Дети делятся на две группы, одна – «козочки», другая – «волки».
«Козочки находятся в доме, у одной из стен комнаты, «волки» стоят друг за другом у одной из боковых стен комнаты.
Первая часть музыки – «козочки» весело скачут в произвольном направлении.
Вторая часть музыки – «козочки» бодаются, группируются по двое.
Третья часть музыки – «козочки» снова весело скачут. В конце музыки присаживаются на корточки.
На музыку «волки» - большими шагами «волки» бегут по кругу. С концом музыки – четкая остановка. Все «козочки» бегут в «дом», а волки их салят и отводят в условленное место.
- Релаксация под музыку.
Занятие № 8
«ПТИЦЫ»
- Вводная часть.
- Ритмическая разминка.
Ходьба змейкой, в разном направлении, ходьба с ускорением и замедлением темпа. Музыкальное сопровождение – по выбору педагога.
- Основная часть.
- Упражнение «Замри»
Цель: развитие чувства ритма, координации движений, преодоление двигательного автоматизма.
Дети прыгают в соответствии с ритмом музыки, чередуя движения ног ( в стороны - вместе) и сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам. Внезапно музыка обрывается, и дети застывают в позе, на которую пришлась остановка в музыке. После того, как вновь зазвучит музыка, дети продолжают выполнять упражнение. Рекомендуемое музыкальное произведение «Клоуны» Кабалевского.
- Упражнение «Стоп, хоп, раз»
Цель: развитие внимания, умения действовать по условному сигналу; преодоление двигательного автоматизма.
Звучит маршевая музыка. Дети идут под музыку друг за другом. На сигнал останавливаются и стоят до условленного звукового сигнала. После которого движение продолжается. На сигнал «хоп» дети подпрыгивают и вновь продолжают двигаться. На сигнал «раз» поворачиваются и идут в обратном направлении.
Постепенно педагог увеличивает временной интервал между сигналом «стоп» и условленным звуковым сигналом до 10 секунд.
- Упражнение «Большие крылья»
Цель: развитие плавности и ритмичности движений.
И.П. Дети стоят, свободно расположившись по всему залу.
Педагог предлагает им представить большую, сильную птицу.
- Вот она взмахнула большими своими крыльями и полетела. Движения её крыльев такие мощные, что ими не нужно махать часть, как маленьким птичкам.
С началом музыки дети начинают движение. Педагог следит, чтобы у детей не поднимались и не напрягались плечи, не выпрямлялись излишне руки в локтях, а кисти не загибались вниз или вверх.
Рекомендуемое музыкальное произведение – «Ласточка» армянская народная мелодия.
- Ритмическое упражнение «Повтори за мной»
Педагог предлагает повторить несложный ритмический рисунок. Для каждого ребенка он разный. Все дети внимательно слушают ритмические рисунки и оценивают ответы товарищей, поднимая руки вверх, если ритм выполнен правильно, и пряча руки за спину, если неверный.
- Дыхательное упражнение «Сова»
Педагог дает инструкцию: «сожмите правой рукой левое плечо. Глову поверните влево и посмотрите назад через плечо. Разведите с силой плечи. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание, выдохните медленно с силой через рот. Посмотрите назад через правое плечо, снова с силой разведите плечи, сделайте вдох, задержите дыхание и выдохните медленно с силой через рот. Опустите руки, уроните голову на грудь. Сделайте вдох и выдох в свободном режиме. Повторите упражнение держа левой рукой правое плечо».
- Заключительная часть.
Подвижная игра «Сова»
Перед игрой педагог проводит беседу о повадках совы. Дети вспоминают, что днем сова спит, а ночью – охотится..
Дети выбирают водящего – «сову», которая садится в гнездо и спит. Педагог дает сигналы – «День!» или «Ночь!».
На сигнал 2день» - птицы летают по полянке. Дети бегают в рассыпную, помахивая руками.
На сигнал «ночь» - птицы засыпают. Дети останавливаются и не шевелятся. В это время «сова» вылетает на охоту и ищет добычу. Водящий бегает между детьми и следит за ними. Того, кто пошевелится, «сова» уносит в свое гнездо.
Игра повторяется несколько раз.
- Релаксация под музыку.
Занятие № 9
« В гости к бабушки и дедушки в деревню»
1.Вводная часть.
1.Ритмическая разминка «Я радуюсь, когда…»
Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Петя должен будет поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда….»
Петя рассказывает, когда он радуется, а затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»
Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.
2.Основная часть.
1.Ритмическое упражнение « Как живешь?»
Цель, Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.
Ход игры.
Педагог Дети
— Как живешь? — Вот так! С настроением показать
большой палец.
— А плывешь? — Вот так! Любым стилем.
— Как бежишь? — Вот так! Согнув руки в локтях, притоп-
нуть поочередно ногами.
— Вдаль глядишь? — Вот так! Руки «козырьком» или «бинок-
лем» к глазам.
— Ждешь обед? — Вот так! Поза ожидания, подпереть щеку
рукой.
— Машешь вслед? — Вот так! Жест понятен.
— Утром спишь? — Вот так! Ручки под щечку.
— А шалишь? — Вот так! Надуть щечки и хлопнуть
по ним кулачками.
(По Н.Пикулевой)
2.Игровое упражнение «ЕДУ, ЕДУ» на основе русской народной потешки.
Цель: развивать умение детей четко проговаривать текст потешки, исполняя ритмический рисунок на ударных музыкальных инструментах.
Описание:
Музыкальный руководитель Еду, еду к бабе, к деду.
Дети (недоверчиво) К бабе, к деду.
Музыкальный руководитель (утвердительно) К бабе, к деду.
Музыкальный руководитель На лошадке, в красной шапке.
Дети В красной шапке.
Музыкальный руководитель В красной шапке по ровной
дорожке, на красной ножке.
Дети По ровной дорожке.
Музыкальный руководитель На одной ножке.
В старом лапоточке, по кочкам
Дети В старом лапоточке
Музыкальный руководитель По кочкам
все прямо и прямо, а потом вдруг-
бух!!!
Все вместе И в яму!!!
Вот мы и приехали в гости мы к бабушки и дедушки в гости , что же нас ожидает на пути давайте посмотрим вместе…… и немного поиграем.
3.Упражнение «ОВОЩИ» (авторская разработка М.Картушиной)
Цель: развивать двигательную и слуховую координацию.
Описание:
Дети стоят по кругу и выполняют движения по тексту:
Плавно идет капуста (шагает с носочка).
Важно шагает помидор (шагает на всей стопе).
Осторожно идет редиска (ходят на носочках).
Легко бежит горошек (легкий бег).
Не спеша, вышагивает репка ходьба на пятках).
Вприскочку спешит морковка (делает поскоки).
Маршируют молодцы-огурцы (марш по кругу).
Модницы морковки
Взяли по обновке (стоя на месте, делают повороты).
Педагог обращаясь к детям спрашивает « Где мы побывали, на какой дорожке?»
Ответ детей……
Педагог: Ребята ,но на нашем пути нас ожидают еще одни гости , давайте посмотрим кто это? ( педагог показывая мягкие игрушки воспроизводит движения, далее должны повторить их дети)
4.Игровое упражнение «ЗАЙЦЫ И ЛИСА» муз. М. Красева
Цель: развивать умение воспроизводить ритмические рисунки, внимание, ловкость.
Ход игры: дети – «зайцы» стоят полукругом. На расстоянии «спит» лиса.
Такт 1-2 – зайцы прохлопывают лапками ритмический рисунок справа, слева.
Такт 3-4 - три раза подпрыгивают на двух ногах.
Такт 5-8 – повтор движений.
Такт 11-12 – поднимаются и смотрят на лису.
Такт 13-16 – повтор движений 1-4 такта.
Такт 17 – два раза гладят правое ухо.
Такт 18 – два раза гладят левое ухо.
Такт 19-20 – вертят «хвостиками».
Такт 21-22 – прыгают.
Такт 23-24 – кружатся.
Такт 25-31 – зайцы ритмичными прыжками приближаются к лисе (в ритм музыки).
Такт 32 – лиса вскакивает и догоняет зайцев.
Ребята вот и пришли к домику бабушки и дедушки, но кто же нас тут встречает ( слышится лай собаки)
5.Упражнение «Шла веселая собака »
Цель: развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя его ритмический рисунок.
Ход игры:
Шла веселая собака, чики, брики, гав!
А за ней бежали гуси, головы задрав.
А за ними – поросенок, чики, Брики, хрю!
Чики, Брики, повтори-ка, что я говорю!
3.Заключительная часть.
1.Подвижная игра « Лиса и зайцы»
4. Релаксация.
Задание № 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)
Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...
Программа "Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков"
обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;отработка навыков общения в возможных конфликтны...
Социально-педагогическая коррекция и реабилитация
Процесс перевоспитания с позитивными влияниями, предполагающими изменения в развитии личности ребенка....
"Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних".
Изучение особенностей социально-педагогической коррекции подростков с девиантным поведением в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних...
«Социально-педагогическая коррекция и реабилитация воспитанников по формированию и решению социально значимых проблем»
Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа
Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...
Социально-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения у обучающихся с ОВЗ
Социально – педагогическая коррекция - деятельность по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям, но...