Социально-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения у обучающихся с ОВЗ
статья

Отводная Ольга Владимировна

Социально – педагогическая коррекция - деятельность по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям, нормам поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения у обучающихся с ОВЗ

Социально – педагогическая коррекция - деятельность по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям, нормам поведения.

Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств, на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей.

Педагог, приступая к работе, ставит перед собой следующие задачи: выявить особенности личности ребенка, которые необходимо исправить; выявить особенности или задатки, на которые можно опереться и развить в процессе работы; выявить причины отклонения поведения, условия возникновения отрицательных особенностей ребенка, чтобы ликвидировать их.

Отклоняющееся поведение у детей с ОВЗ имеет сложную природу, обусловленную разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Выделяются  следующие основные факторы, обусловливающие девиантное поведение:

- биологические факторы, к которым относят наличие у ребенка психофизиологических или анатомических нарушений, затрудняющих его социальную адаптацию;

- психофизиологические факторы, связанные с влиянием на организм человека физических нагрузок, стрессов, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды и т.п.;

- психологические факторы, т.е. индивидуально-психологические особенности ребенка;

- социально-педагогические факторы, особенности семейного или общественного воспитания, социальный статус родителей, успешность освоения ребенком социальных ролей, положение в различных системах межличностных отношений, реакции окружающих на его поведение, на отклонения в развитии и т.д.;

- социально-экономические, которые включают социальное неравенство; контраст распределения доходов в обществе; ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию;

- морально-этические факторы, которые выражаются в разрушении духовных ценностей, падении нравов.

Такие нарушения эмоционально-волевой сферы, как неадекватная самооценка, повышенная внушаемость в отношении асоциальных форм поведения и низкая критичность в общении с лицами, склонными к совершению противоправных действий, трудности регуляции эмоций в виде импульсивности и аффективной возбудимости со склонностью к агрессии, недостаточно сформированные коммуникативные навыки, приводят к формированию различных девиаций в поведении.

Коррекция отклоняющегося поведения проводится в следующих формах:

  1. Организация социальной среды. В стенах нашей школы это создание негативного общественного мнения по отношению к девиантному поведению, пропаганда терпимости, взаимоуважения и взаимопомощи.
  2. Информирование. Это проведение коррекционной работы в форме лекций, бесед, демонстрации видеофильмов и роликов. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом необходимо понимать, что данный метод действительно увеличивает знания, но существует риск усиления интереса к освещаемой информации. Именно поэтому подбор материала должен производиться с учетом уровня развития аудитории, для которой он предназначен.
  3. Активное социальное обучение социально-важным навыкам. Это прежде всего занятия по формированию жизненных навыков, таких как умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты, способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Также это занятия по аффективно-ценностному обучению. В рамках этих занятий мы обучаем  подростков  распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. И занятия по формированию устойчивости к негативному социальному влиянию. В ходе занятий изменяются установки на девиантное поведение, развивается способность говорить «нет».
  4. Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Это вовлечение в культурно-массовую и оздоровительную работу, осуществление контроля свободного времени, организация внеурочной занятости.
  5. Важнейшую роль занимает консультативно-разъяснительная работа с семьей обучающегося. Она заключается в правовом воспитании родителей, оказании информационной помощи по вопросам взаимодействия с различными социальными службами, медицинскими учреждениями, благотворительными организациями,   особое внимание уделяется малообеспеченным и многодетным семьям.

Большой проблемой в установлении детско-родительских отношений является нежелание родителей понимать и принимать отклонения в развитии своих детей, прибегать к медикаментозной коррекции их поведения. В процессе консультирования важно донести до взрослых информацию таким способом, который позволит лучше понять индивидуально-психологические особенности ребенка, подвергнуть критическому самоанализу свои действия. Важно убедить родителей соблюдать рекомендации педагогов и психологов, найти с ребенком общий язык, учитывая особенности психологии и развития своего ребенка, ненавязчиво, уделять ребенку больше времени, интересоваться его жизнью и проблемами, особенно внутренними, эмоционально поддерживать, дарить любовь, относиться к нему как к равноправному члену семьи, с соответствующими правами и обязанностями.

Коррекция отклоняющегося поведения у детей, пришедших из общеобразовательных школ для обучающихся с сохранным интеллектом, затрудняется необходимостью замещения накопленного негативного опыта общения со сверстниками новым – позитивным. Зачастую в обществе дети с ОВЗ не имеют возможности самореализации, самовыражения и самоутверждения, поскольку их способности и умения не могут конкурировать со способностями и умениями здоровых сверстников. В связи с этим, единственным способом ребенка обратить на себя внимание становится плохое поведение. Ребенок должен иметь достаточно возможностей для пробы сил в разных, значимых для него видах деятельности, и найти то, в чем он будет успешен. Для реабилитации таких ребят ключевую роль может сыграть социально-педагогическая поддержка ребенка в вопросах организации зоны доверия; поиск полезных интересов, ориентированных на профессиональные намерения; перестройка на эмоционально положительные отношения с учителями и одноклассниками. Крайне важно показать обучающемуся  небезразличное отношение к его личности, его поступкам.

Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья необходимо создание условий для социализации, то есть интеграции в нормально развивающуюся социальную среду, формирование самооценки, навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми, формирование системы нравственно-правового сознания и социального поведения.

Для успешной коррекции девиантного поведения, а также для профилактики совершения правонарушений и преступлений детьми с ОВЗ, необходимо комплексное решение ряда медико-социальных, социально-психологических и психолого-педагогических проблем не только детей, но и их родителей, а также активное включение семьи в реабилитационный процесс.

Использование данных способов, форм и методов работы с учетом особенностей здоровья ребенка, его социального окружения становится эффективным средством коррекции и профилактики негативных проявлений в поведении детей с ОВЗ и помогает в формировании социально приемлемых правил поведения у таких детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогические технологии профилактики суицидального поведения в подростковой среде

Материал знакомит с причинами подросткового суицида, алгоритмом оказания ребёнку социально-педагогической поддержки....

«Коррекция агрессивного поведения детей обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида»

Профилактика агрессивного поведения у детей, обучающихся по программе VIII вида  (11-12 лет)...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с семьей по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения подростков»

В выступлении представлен мой личный опыт работы по профилактике и коррекции отклоняющего поведения подростков....

Коррекция отклоняющегося поведения у детей и подростков через систему воспитательной работы советника директора по воспитательной работе и классного руководителя.

Статья "Коррекция отклоняющегося поведения у детей и подростков через систему воспитательной работы советника директора по воспитательной работе и классного руководителя" поможет решить след...