Формирование основ нравственно-эстетического поведения обучающихся
методическая разработка
Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, привычек, поведения, связанных с соблюдением норм и правил, принятых в обществе. Нравственность проявляется в том, что человек не только знает правила и нормы поведения, но и стремится их соблюдать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balandina_v.i._-_statya_-_kopiya.doc | 92.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование основ нравственно-эстетического поведения обучающихся»
Баландина Вера Ивановна
социальный педагог ГБОУ
средняя школа№301
Фрунзенский район
Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, привычек, поведения, связанных с соблюдением норм и правил, принятых в обществе. Нравственность проявляется в том, что человек не только знает правила и нормы поведения, но и стремится их соблюдать.
Целью и результатом нравственного становления личности является нравственная культура. В современной науке существуют различные определения культуры, в том числе и нравственной. Происходит от лат. «cultura», что означает обрабатывание, воспитание, почитание.
Нравственная культура личности — это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию
Как сложная интегральная характеристика личности нравственная культура имеет свою структуру, в которой выделяют:
- когнитивный компонент (сформированность знаний о нравственности, нравственных нормах, качествах личности)
- эмоциональный компонент (принятие человеком норм общества)
- поведенческий компонент (реализация нравственных норм в поведении)
- результирующий компонент (уровень развития нравственных качеств и поведение позволяет человеку жить в гармонии с собой и другими людьми).
К нравственным качествам современного человека можно отнести чуткость и отзывчивость, доброту и честность, способность к сопереживанию, уважение к людям в сочетании с требовательностью к ним, дисциплинированность и культуру поведения.
Культура внешности складывается из умения элегантно, со вкусом одеваться, выбирать свой стиль, соблюдать личную гигиену, из умения управлять своими жестами, мимикой, походкой, движениями. Культура речи — это умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка.
Одно из направлений работы по формированию культуры поведения — воспитание эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства, умение вести себя за столом во время приема пищи и т.п. Все это играет большую роль и в формировании ответственности у подростков. Ключевыми факторами для успешного формирования компонентов ответственности служат: положительное влияние авторитетов взрослых (родителей, педагогов, старших родственников и близких, авторитетных сверстников); формирование морально-эстетических норм и правил в сознании ребенка происходит по образцу поведения авторитетных близких; возможность совершать самостоятельный выбор; проявлять конструктивную автономию и принимать важные жизненные решения под сторонним наблюдением родителей и преподавателей.
Из всего этого следует, что в период подросткового возраста наступает важный этап формирования волевой саморегуляции и автономности личности. Существуют проблемы формирования ответственности как качества личности. В подростковом возрасте начинается переосмысление сущностных характеристик личности, среди которых важное место занимают ответственность и самостоятельность. Подросток в значительно большой мере участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка – чувством долга и ответственности перед коллективом, Подросток заявляет о себе в том случае, если он самостоятельно выбирает и планирует ответственное поведение, принимает решение на совершение действий, которые получат социальную оценку и заранее принимает на себя ответственность за последствия этих действий.
Ответственность относится к субъективным характеристикам личности, исследование и анализ которых входит в число актуальных проблем современной психологии. Это связанно, прежде всего, с тем, что для развития современного общества принципиально важным является наличие у человека таких личностных характеристик, которые обеспечивают не только адаптивность к постоянно меняющейся экономической, политической, социальной жизни, но и прогресс отдельной личности и, в конечном счете, общества в целом. Способность отстоять свою позицию, действовать самостоятельно и ответственно есть достоинство личности.
Сообщество признает за индивидом право быть личностью, быть достойным на совершение поступков и социально оцениваемых действий, т.е. быть субъектом социального поведения.
Научить детей нравственно – эстетическим отношениям между собой, дать навыки нравственно-эстетического поведения, учить строить добрые отношения с окружающими людьми: сверстниками, родителями, соседями, учителями – цель моей педагогической деятельности на данном этапе.
Нравственное развитие ребенка определяется всем ходом его жизни – учением, игрой, общением с окружающим миром, взаимоотношениями со сверстниками. Вместе с тем немаловажную роль должно играть специальное просвещение, дающее возможность сформировать у детей необходимые нравственные представления, знания о моральных нормах и правилах поведения в природе и обществе, в отношениях с людьми и к своему здоровью. Важную роль в этом процессе могут сыграть этические беседы, ролевые игры, экскурсии.
Для реализации поставленной цели, а именно формирования основ нравственно-эстетического поведения обучающихся, проводим классные часы по темам: “Грустно одному”, “Что такое дружба”, “Играем вместе”, “Мальчики и девочки”, “Без друзей меня чуть-чуть”, «Да здравствует вежливость!», «Доброе семя – добрый и всход», «Поговорим о доброте», на которых обсуждаются вопросы о роли дружбы, друзей в жизни каждого человека, о своеобразии делового общения в школе, об особенностях отношений между мальчиками и девочками, между детьми и взрослыми.
Мы играем в ролевые игры, позволяющие детям побывать в разных коммуникативных ролях – такая своеобразная репетиция, подготовка к поведению в различных жизненных ситуациях:
- как вежливо, но твердо отказаться от сомнительного предложения (незнакомец чем-либо угощает, друзья предлагают какое-нибудь опасное развлечение, озорство);
- как общаться с агрессивно настроенным человеком, чтобы не спровоцировать конфликт (ты нечаянно обидел или помешал кому-то, и человек стремится отомстить);
- как удержать себя от неблаговидного поступка, грубого слова, агрессии (если тебе сказали или сделали что-то обидное, высмеивают, стараются вывести из себя);
- как лучше выразить свою симпатию, хорошее отношение и как ответить на проявление чувств к тебе.
Для лучшего осмысления формируемых понятий, навыков нравственно-эстетического поведения мы проводим групповые и индивидуальные беседы с учащимися, в которых дети высказывают свое мнение по разным злободневным вопросам, касающимся жизни класса или отдельных учащихся. Из таких бесед можно понять, как ребята размышляют о себе, своих достижениях и недостатках, осмысливают и оценивают поведение свое и одноклассников (часто эта оценка бывает самокритичной), болезненно переживают несправедливость. Ребят волнуют проблемы отношений между старшими и младшими детьми в семье, переживают они и свои неудачи в учебе, промахи в общении.
Процесс воспитания – не дело одной только школы, и одна она обеспечить полноценное развитие личности ребенка просто не в состоянии. Ведь ребенок является членом семьи и в этом своем качестве – постоянным объектом воспитания со стороны родителей и близких. Поэтому индивидуальные беседы с детьми и родителями для корректировки поведения, разрешения проблем в общении являются важной неотъемлемой частью нашей работы по формированию основ нравственно-эстетического поведения обучающихся.
Литература:
- Герасимов, С. Любить человека: Культура и нравственно-эстетическое воспитание молодежи / С. Герасимов. - Москва: 2016.г
- Идеи эстетического воспитания. Антология / ред. В.П. Шестаков. - М.: Искусство, 2011г.
- Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2010.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему «Формирование нравственно-эстетического вкуса обучающихся посредством работы с природным материалом»
Разработка была удостоена звания призера на городском конкурсе методических материалов "Секрет успеха" и содержит план-конспект занятия для учреждений дополнительного образования по направле...
презентация " Формирование толерантного сознания и поведения обучающихся на уроках Всеобщей истории
В условиях глобализации мира, на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. На уроках истории, начиная с пятого класса необходимо...
Доклад на семинаре по дефектологии «Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС ОВЗ»
Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует ...
«Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОЗ ОВЗ»
Выступление на семинаре по дефектологии....
Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся
Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся...
Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся 5-7 класса
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА...
Методические рекомендации для формирования основ медиаграмотности и медиабезопасности обучающихся младшего школьного возраста на учебных занятиях дополнительного образования
В данной статье рассматривается проблема начала медиаобразования в обучении младших школьников. Медиаобразование, включающее в себя медиаграмотность и медиабезопасность, играет важную роль в современн...