«Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОЗ ОВЗ»
статья
Выступление на семинаре по дефектологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_ekologicheskogo_vospitaniya-vystuplenie.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Общество стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Человек - единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. Сейчас можно без преувеличения сказать, что большинство людей на планете совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков.
Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете.
Формирования экологической культуры - это комплексный подход формирования представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Дети поступают в нашу школу из других интернатов, детских домов и из неблагополучных семей. Такие дети обладают различными заболеваниями – это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение остроты слуха и зрения….. Работа по формированию экологической культуры проводится в соответствии с ФГОС, с учётом реального состояния здоровья детей и факторов риска, оказывающих существенное влияние на здоровье обучающихся.
Вся деятельность по формированию экологической культуры осуществляется всеми доступными средствами во внеурочной деятельности. Вся моя работа направлена на обсуждение с детьми проблем, связанных с экологической культурой, безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
Цель деятельности по формированию экологической культуры: обеспечить системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.
Формирование экологической культуры на мой взгляд – это формирование опыта жизнедеятельности обучающихся в их взаимодействии с окружающей средой, способствующей здоровому образу жизни, развитию эмоционально-нравственного отношения к природе.
Организация воспитательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований . Учитываю индивидуальные особенности развития обучающихся: темпа развития и темп деятельности.
По формированию экологической культуры обучающихся провела следующие занятия :
День защиты животных. Всемирный день журавля. Планета –наш общий дом. Наш дом- природа. Виртуальные экскурсии « Краски и звуки природы!» о сезонных изменениях в природе, с целью наблюдения за изменениями в жизни растений и животных, развития навыков наблюдения за природой, воспитание бережного отношения к природе. Формирование чувства прекрасного и любовь к родной природе.
Красная книга –сигнал опасности. О растениях и животных нашего края.
Аппликации из природного материала «Свидание », «Грибная пора ».
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Найди по семенам», «С какого дерева листок?» и др Подвижные игры: «Кот и мыши»,» Мыши в кладовой», Солнышко и дождик», «Репонька»… и др.
Проводится ежедневная уборка территории от мусора.
В ходе работы использую различные формы работы: беседы, беседы-презетации, презентации, экскурсии, часы ручного труда, часы рисования, дидактические , ролевые и подвижные игры.
Стараюсь использовать материал красочный . доступный и понятный каждому воспитаннику, чтобы каждый смог применить знания, умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях; иметь представление об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
чтобы пришло осознание воспитанников необходимости познания прекрасного в окружающей действительности, роли и активности человека в преобразовании окружающего мира; чтобы каждый принял активное участие в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.
В заключение следует сказать, что сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.
Результатом экологического воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Экологическое мировоззрение определяет систему ценностей, соответствующее поведение и отношение к природе, человеку, обществу.
Литература
- Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
- Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. Экологическое образование. 2009 г.
- Иноземцева Е. В. Экологическое воспитание на уроках. Молодой ученый. 2014 г.
- О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование 2010 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода моделирования для формирования учебной самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучаю...
Рабочая программа «окружающий природный мир» (в рамках реализации СИПР) для обучающихся 5 класса. Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Уровень программы – адаптированный.Рабочая программа по учебному предмету Окружающий Мир Природы для обучающихся 5 класса составлена на основе АООП ГКОУ «Волжская школа-интернат», в ...
Формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами предметной недели математики .
Статья представляет опыт работы учителя математики коррекционной школы с по формированию жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами предметно...
Доклад на семинаре по дефектологии «Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС ОВЗ»
Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует ...
Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...
Доклад. Формирование учебной мотивации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках поварского дела
Формирование мотивации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), оказывает влияние на развитие всех познавательных процессов и личности ребенка в целом. Это обусловле...