Доклад на семинаре по дефектологии «Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС ОВЗ»
методическая разработка (5 класс)
Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить ее творения. Мир, окружающий ребенка – это мир природы, с неисчерпаемой красотой. Наша цель – неторопливо и бережно ввести детей в ее мир , дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
«Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС ОВЗ»
Подготовила: воспитатель Хохлова И.В.
2021 г.
« … Перед человеком открылась
радость жизни потому, что он
услышал шепот листьев и песню
кузнечика, журчание весеннего
ручейка и переливы серебряных
колокольчиков в горячем летнем небе
- услышал и, затаив дыхание, слушает сотни
и тысячи лет чудесную музыку жизни.
Умей и ты слушать эту музыку.
Дорожи красотой береги ее».
В.А.Сухомлинский
Красота родной природы воспета многими писателями и поэтами. Ее очарование и волшебное воздействие доступно каждому человеку. Но мало знать название растений, природу нужно еще и любить: уметь видеть красоту восхода и заката солнца, постоянно открывать в природе что-то новое для себя, т.е. быть чутким и наблюдательным.
Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить ее творения. Мир, окружающий ребенка – это мир природы, с неисчерпаемой красотой. Наша цель – неторопливо и бережно ввести детей в ее мир , дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес.
Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте у ребенка развиваются эмоционально – ценностные отношения к окружающему миру. Ребенок взаимодействует с природой. Сложнее воспитывать экологическое самосознание у детей с интеллектуальной недостаточностью. Таким детям свойственна инертность мышления, слабость сравнения, они гораздо позднее, чем их сверстники усваивают какой-либо материал. Необходимо в работе учитывать их психологические, индивидуальные особенности. Для педагога очень важно формировать экологические знания, нормы и правила поведения в природе. Но дети с интеллектуальной недостаточностью зачастую не видят и не ценят красоту окружающего мира, они не задумываются о связях, существующих в природе. Для них природа не обладает самоценностью.
Исходя из этой проблемы, можно сформулировать следующие задачи:
Задачи и цели экологической направленности:
- -моделирование экологического общения детей с разнообразными представителями природы;
- - создание условий для проявления положительного эмоционального отклика на общение с природой;
- - развитие навыка рационального природопользования;
Нарушение процессов восприятия, памяти, мышления, речи детей с интеллектуальной недостаточностью, ставит задачу коррекционной работы на занятиях по экологическому воспитанию:
- - усвоение необходимого объема знаний, и умение применять полученные знания.
- - формирование правильной речи, пополнение словарного запаса;
- - расширение кругозора,
- - развитие творческих способностей.
- -формирование бережного отношения к окружающей природе
а главное - желание создавать, а не разрушать!
Сколько бы мы не говорили о красоте, о природе важно (особенно учащихся школ-интерната 8 вида), слова часто остаются словами, для таких ребят необходимо подкреплять словесную информация, наглядностью, сменой деятельности. Вот почему необходимо систематически организовывать , экскурсии, прогулки на природу .
Для того чтобы реализовать все эти задачи у педагога имеется ряд средств, в частности поэтических. Очень важно, чтобы стихи были хорошие, понятные детям с интеллектуальной недостаточностью. Например, стихи Ивана Бунина.
На беседах про экологию дети актуализируют свои знания о домашних и диких животных, о птицах, о насекомых, о деревьях. Наблюдают за изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Чувства и ум ребенка развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Важно хотя бы попытаться показать детям красоту первого снега, увидеть оттенки вечерней зари, прелесть красной кисти рябины под снегом . Сумеем ли мы с вами затронуть в душе ребенка с интеллектуальной недостаточность, эмоциональные струны или нет, зависит от нас с вами.
Экскурсии помогают сблизить детей с природой. Наблюдения за сезонными изменениями природы, описания с последующей фиксацией в календарях погоды, измерения снежного покрова, обсуждение осенних, весенних и зимних пейзажей, рассматривание растений (в разное время года), позволяет учащимся пополнять словарный запас, строить логические цепочки, развивает воображение и тренирует память. Циклические наблюдения в природе являются непосредственным фундаментом для закладывания основ экологического мышления школьника с интеллектуальной недостаточностью..
На элементарном уровне дети учатся обобщать и систематизировать знания о временах года, о явлениях природы. Дети приобретают первый опыт исследовательского метода познания окружающего мира.
Экологическое воспитание – это процесс формирования у детей осознанного правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.
Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта ребенка с растениями, имеющимися в помещении и на территории школы.
Внешний и внутренний интерьер школы способствует созданию психологического комфорта. Кабинеты и спальни школы-интерната должны быть эстетично оформлены, неотъемлемой частью такого оформления должны быть комнатные и садовые цветы , другие растения.
Озеленением класса это совместная деятельность педагога и детей, что создает предпосылки для создания доверительных отношений взрослого и ребенка. Большинство детей с удовольствием учатся ухаживать за цветами, знакомятся с названиями, весной отростки цветов увозят домой.
Большое значение имеет цветочное оформление пришкольного участка.
Необходимость благоустройства и озеленение школы обусловлено тем, что большинство наших детей с интеллектуальной недостаточностью страдают психоневрологическими расстройствами, у них нарушена эмоционально-волевая сфера. Работа по оформлению пришкольного участка помогает снимать эмоциональное напряжение, снижает агрессию.
Наша задача: уменьшить влияние отрицательных эмоций, этому и способствует красота окружающего пространства, которая дает положительные эмоции детям.
Для наших детей важно видеть результаты своего труда, поэтому все этапы работы, при работе на пришкольном участке (засыпка земли, рыхление, подготовка и высаживание рассады, полив, прополка), развивают у ребят ответственность за порученное дело, развивают трудовые навыки, чувство прекрасного, пополняют знания о природе (они видят, как из семечка вырастает прекрасное растение …)
Вопросы экологического воспитания с успехом можно решать и на внеклассных мероприятиях. Формы и методы реализации данного направления являются: беседы, воспитательные и классные часы, экологические недели, конкурсы рисунков, изготовление поделок из природного материала, практические занятия.
Мероприятия экологической направленности содержат игровой, занимательный, развивающий характер, что предусматривает воспитание у детей экологической культуры.
В результате использования разных форм, способов деятельности с детьми, происходит расширение экологических представлений младших школьников, идет процесс формирования норм и правил поведения в природе, происходит процесс развития ценностного отношения к миру живой природы.
Список используемой литературы и информационных источников:
- Л.С. Выготский, Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18.
- И.А. Сичко, О.В. Рубан, статья «Использование педагогического наследия В. А. Сухомлинского в экологическом воспитании младших школьников» // http://www.scienceforum.ru/2013/26/6819 (V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2013 года)
- В. А. Сухомлинский, Родина в сердце // Издательство: «Молодая гвардия» 1980 г.
- В. А. Сухомлинский, Как воспитать настоящего человека // Издательство: «Педагогика» 1990 г.
- http://www.lib.cap.ru/ekolog/eco_kal.asp // Виртуальный экологический центр
культуры и информации - http://www.herzenlib.ru/ecology/ecology_calendar/detail.php?CODE=2013_tema_ec_kalend // Центр экологической информации и культуры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная общеобразовательная программа по физической культуре для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерн...
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов и предметов гуманитарного цикла Тема: " Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в урочной и внеурочной деятельности. Виды контроля
В выступлении освещается вопрос организации деятельностного подхода и требований ФГОС ОВЗ к формированию базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллекту...
Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе групповой работы
Развитие коммуникативных умений и овладение коммуникативными навыками у обучающихся с ОВЗ является важнейшей составляющей в процессе обучения. От того насколько развиты коммуникативные умения ...
выступление на семинаре по дефектологии по теме "гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната
выступление на семинаре по дефектологии...
«Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОЗ ОВЗ»
Выступление на семинаре по дефектологии....
ЛФК Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Лечебная физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям...
ФК Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс
Личностные и предметные результатыВ структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) ко...