Методические рекомендации для формирования основ медиаграмотности и медиабезопасности обучающихся младшего школьного возраста на учебных занятиях дополнительного образования
методическая разработка

В данной статье рассматривается проблема начала медиаобразования в обучении младших школьников. Медиаобразование, включающее в себя медиаграмотность и медиабезопасность, играет важную роль в современном образовательном процессе, поскольку оно позволяет учащимся адаптироваться к реалиям информационного общества.

Методическая разработка предлагает упражнения и игры для младших школьников для обучения основами медиаграмотности и медиабезопасности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для формирования основ медиаграмотности и медиабезопасности обучающихся младшего школьного возраста на учебных занятиях дополнительного образования

В данной статье рассматривается проблема начала медиаобразования в обучении младших школьников. Медиаобразование, включающее в себя медиаграмотность и медиабезопасность, играет важную роль в современном образовательном процессе, поскольку оно позволяет учащимся адаптироваться к реалиям информационного общества.

Согласно теории поколений, современные школьники относятся к поколению Z, которое характеризуется многозадачностью, практичностью и технической грамотностью. В связи с этим, медиаобразование становится всё более важным элементом образовательного процесса из-за активной цифровизации и информатизации образования.

Ключевые слова медиаобразования – это компьютер, интернет, СМИ, информация, массовое общение, кибербезопасность, социальные сети, и т.д, и т.п.

Медиаобразование в широком смысле представляет собой направление педагогики, изучающее закономерности средств массовой коммуникации. Одно из направлений этого образования — дистанционное обучение и воспитание с использованием телевидения, радио и интернета.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования медиаобразование рассматривается как метапредметный результат, включающий использование различных способов поиска информации в интернете, фиксацию измеряемых величин в цифровой форме и анализ изображений, звуков, подготовку выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

Медиа — это каналы и средства доставки информации. Медиаобразование — это обучение теории и практическим навыкам работы с современными средствами массовой коммуникации. Медиаграмотность — это набор навыков и умений, позволяющих анализировать, оценивать и создавать сообщения в различных видах медиа. Медиабезопасность – это область знаний, связанная с обеспечением безопасного и ответсвенного использования медиаресурсов (ТВ, радио, Интернет, соцсети и проч).

Современные школьники погружаются в глобальное информационное пространство в очень раннем возрасте. Уже в начальной школе они уверенно используют компьютеры, смартфоны, находят информацию в интернете и делятся ею с другими. Раннее освоение медиапространства обучающимися можно рассматривать с двух сторон: с одной стороны, школьники успешно адаптируются к современным реалиям жизни, где информационное онлайн-пространство играет важную роль в формировании и развитии личности ребёнка, с другой стороны, социализация младших школьников напрямую связана с информацией, стратегиями поведения и взаимодействия с обществом.

Задачами медиаобразования являются: обучение восприятию и переработке информации из СМИ, развитие критического мышления и способности противостоять манипуляциям, формирование навыков создания собственных информационных продуктов, формирование социальной культуры молодёжи.

Развитие медиаграмотности у обучающихся может включать творческие задания, которые могут быть интегрированы в учебные занятия или конкурсы. Такие задания имеют развивающий и образовательный потенциал и способствуют расширению знаний о медиа.

Одно из упражнений — «Охота на уток». На занятиях обучающимся предлагается найти сообщения из медиаисточников, содержащие заведомо ложную информацию или ошибки. Обучающиеся изучают информацию, анализируют найденные сообщения вместе с преподавателем, ищут ошибки и неточности в журналистских текстах и сравнивают информацию с другими источниками и учебными материалами. Обсуждение заметок в СМИ также может служить примером использования медиаобразования. Цель такого задания — определить достоверность информации в СМИ по определённой теме. Задачи включают поиск публикаций в СМИ, анализ информационных источников, сравнение с содержанием книг и представление собственной версии на основе анализа источников и учебной литературы. Преподаватель должен стимулировать учащихся использовать различные источники (энциклопедии, книги, учебники, газеты, журналы, интернет) и обучать их грамотному составлению поисковых запросов и подбору ключевых слов. Во время анализа информационного контента преподаватель формирует у обучающихся критическое отношение к оценке информации, определяет жанровое разнообразие текстов и находит скрытый политический или иной смысл.

Примеры вопросов и заданий для анализа заметки включают определение жанра написания заметки, адресата заметки и её цели. Обучающиеся должны представить свою версию в виде статьи, рекламы или рассказа, аргументируя точку зрения и приводя конкретные факты, а также ссылаясь на источники информации.

Игра «Да или нет?» направлена на осознание положительных и отрицательных сторон воздействия медиа или современных явлений на человека. В ходе игры участники сравнивают и обсуждают свои ответы, а победителем становится тот, кто предложит наиболее полные и оригинальные варианты. Для проведения игры необходимо разделить лист бумаги пополам и написать на каждой стороне «да» и «нет». Участники должны вписать положительные и отрицательные аспекты влияния медиа на человека, например, телевидение помогает учиться, но может привести к проблемам со зрением.

Игра «Кадр за окном» развивает наблюдательность и внимание, а также учит описывать увиденное словами. Участники смотрят в окно и рассказывают, что видят, стараясь описать картину максимально точно. Затем задание усложняется, и участникам предлагается представить, что увиденное — это кадр из фильма, к которому нужно придумать начало и конец.

Игра «Стоп-кадр» развивает зрительно-художественную образность. Участникам показываются стоп-кадры из фильмов по определённой теме, и они должны воспроизвести монологи от имени персонажей на кадрах.

Игра «МузТВ» развивает эстетический вкус, фантазию и творческое воображение. Участники подбирают музыкальное сопровождение к видеофрагментам из мультфильмов, телевизионных программ, фильмов-сказок или рекламы.

Игра «Новости» развивает творческое воображение и фантазию, а также знакомит с профессиями в сфере медиа. Участники превращаются в репортёров, телеведущих и специальных корреспондентов и создают выпуски новостей на заданную тему.

Игра «Продолжение следует…» представляет собой импровизационное упражнение, направленное на развитие речи, фантазии и творческого мышления. Каждый участник получает порядковый номер. Ведущий начинает рассказывать историю, но на самом интересном моменте ведущий останавливается и говорит: «Продолжение следует в журнале номер…». Участник, у которого в руках этот номер, должен продолжить историю в течение определённого времени (например, двух минут). Затем рассказ прерывается и продолжается с другим номером.

Игра «Пиарщик» способствует развитию речи, фантазии и воображения, а также критического мышления при восприятии рекламных медиа-текстов. В процессе игры участники становятся «PR агентами», которым нужно составить рекламное объявление или ролик. Здесь детям объясняют различия между рекламой на телевидении, в прессе и на радио, а также дают советы по написанию рекламных объявлений, использованию слоганов и освещению преимуществ товаров.

Игра «Старая сказка по-новому» развивает творческое воображение, фантазию и артистические способности, вызывая положительные эмоции у актёров и зрителей. Участники должны инсценировать известные киноистории в определённом жанре, например, комедии, приключения или драмы.

Игра «Угадай фильм» развивает внимание и память. Для игры нужно подготовить краткие аннотации, синопсисы и логлайны произведений.

Игра «Машина времени» развивает фантазию, творческое мышление и речь младших школьников. Согласно правилам игры, участники должны представить, что произойдёт, если их любимые персонажи из известных фильмов, мультфильмов или сериалов окажутся в другой исторической эпохе или стране.

Упражнение «Сам себе режиссёр» развивает аудиовизуальное восприятие, творческое воображение, речь и фантазию. В процессе выполнения задания участники узнают о таких понятиях, как сценарий, сюжетная линия и персонажи. Сценарий — это литературная основа фильма, программы или шоу, а сценаристы — люди, которые пишут сценарии. Их задача — сделать сценарий интересным и привлекательным для зрителя, чтобы он с удовольствием посмотрел фильм или передачу и узнал что-то новое. Можно ограничиться написанием забавных историй, которые потом можно будет инсценировать силами своей съемочной группы.

Упражнение «В мире животных»: каждый участник становится «Николаем Дроздовым» - зоологом, выбирает интересные факты о животных, приглашает гостей и т. д.

Сайт или страница в социальной сети творческого коллектива: ещё один пример использования медиаобразования — самостоятельное создание медиаконтента всеми участниками. Они могут самостоятельно размещать сообщения и видео на сайте или странице в социальных сетях. Творческие коллективы создают свои сайты или страницы в популярных социальных сетях, чтобы аккумулировать информацию о событиях объединения и создавать уникальный контент. Социальные сети популярны среди детей и подростков, просты в использовании и позволяют взаимодействовать с другими образовательными учреждениями. На страницах размещаются статьи, объявления, новости, опросы, голосования, результаты конкурсов и обзоров интернет-ресурсов. Работа с сайтом или страницей объединения способствует развитию медиавосприятия, критического мышления и ориентации в информационном потоке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программы формирования ценностных отношений у обучающихся младшего школьного возраста.

Актуальность проблемы формирования  ценностных отношений у обучающихся продиктована социальными запросами к образованию, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих ценностей, к...

Методические рекомендации и дидактические материалы «Азбука нравственности» (для детей младшего школьного возраста).

Методический материал, направленный на формирование нравственных ценностей воспитанников....

Формирование художественной культуры детей младшего школьного возраста в процессе занятий народно-песенным творчеством.

Именно в культуре человек обретает свое бытие, именно культура задает содержание, стиль, характер мышления и отношения человека к окружающей действительности, а также формирует образ мира человека как...

Доклад "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего школьного возраста "

Доклад на тему: « Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего школьного возраста через решения проблемных ситуаций, художественное слово и игру»...

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе занятий квиллингом в системе дополнительного образования.

Развитие творческих способносетй у детей младшего школьного возраста в процесее занятий квиллингом.Диагностика творческих способностей у детей младшего школьного возраста...

Методические рекомендации учителю английского языка при выборе УМК (для младшего школьного возраста)

Методические рекомендации учителю английского языка при выборе УМК (для младшего школьного возраста)Чем следует руководствоваться при выборе учебника для изучения английского языка детьми младшего шко...