Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся
статья
Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 249.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Васькова И.Ю.
Разработка внеклассного мероприятия
Деловая игра «Налоговый инспектор».
Цель занятия: обобщить и закрепить полученные теоретические знания по пройденному материалу («Роль налогов в экономике»; «Налоговая система в РФ»; «Акцизы»); в игровой форме выявить практические умения и навыки учащихся.
Тип занятия: закрепление пройденного материала.
Технологии урока: презентация в слайдах; карточки-задания, калькуляторы.
Межпредметная связь: экономика.
Методы обучения:
1. Обучающий – сформировывать знания, умения и навыки;
2. Развивающий – способствовать развитию логического мышления; активизировать мыслительную деятельность учащихся;
3. Воспитательный – формировать устойчивый интерес к профессии; воспитывать профессионально важные качества: творческая активность, дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствование своих профессиональных знаний и умений.
Структурные элементы занятия:
I. Организационный момент: приветствие, проверка присутствующих, ознакомление учащихся с формой занятия. Сообщение цели занятия – 1 мин.
II. Вступительное слово учителя о роли налогов и налоговой службы в жизни страны. Правила проведения игры - 5 мин.
III. Игра – 33 мин.
IV. Подведение итогов игры. Члены жюри объявляют игровые результаты. Капитаны команды дают самооценку действий команды в целом, в плане исполнения игровой роли. Проигравших в игре нет – 5 мин.
I. Организационный момент (1 мин.): Здравствуйте! Рада видеть вас! Сегодня наше занятие будет проходить в формате деловой игры, в ходе которого мы обобщим и закрепим знания по пройденным темам («Роль налогов в экономике»; «Налоговая система в РФ»; «Акцизы»), а также выявим практические умения и навыки.
II. Вступительное слово учителя о роли налогов и налоговой службы в жизни страны. Правила проведения игры. (5 мин.)
- Налоги играют важную роль в жизни страны. Они являются формирующим звеном доходной части государственного бюджета, ведь именно из государственного бюджета денежные средства уходят на удовлетворение интереса общества и государства. Для обеспечения эффективного функционирования налоговой системы РФ, важную роль отводят налоговым органам. Именно они контролируют правильность исчисления налогов, своевременное поступление их в бюджет государства; следят за производством и оборотом спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; информируют налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства.
Правила игры. Учащимся объясняют ситуацию: государственная казна (бюджет) нуждается в дополнительных поступлениях денежных сумм, поэтому в наш город прислали комиссию по налогам и сбором с целью - проверить правильность исчисления акцизов и одновременно провести аттестацию налоговых работников, т.е. все ли они соответствуют своим занимаемым должностям. В роли налоговых работников сегодня будете вы (учащиеся), а представителем комиссии по налогам и сборам – Маслова Ирина Владимировна.
Игра состоит из 5 раундов-заданий.
Каждый раунд выдержан во времени.
1 раунд: Мини – викторина (6 мин.) Цель: проверка знаний по всем пройденным темам. Каждому члену команды задаётся вопрос, а он должен дать правильный ответ. Сколько правильных ответов, столько и команде присуждается баллов.
2 раунд: Соотнести акцизу свои элементы налогообложения (3 мин.) Цель: проверка знаний по теме “Акцизы”. Задание в виде теста.
3 раунд: Расчёт акцизов (8 мин.) Цель: проверка умений производить расчеты по данному налогу.
Задание состоит из двух задач. Каждая команда решает задачи.
Одновременно проводится конкурс капитанов: Расчет налогового вычета по акцизу.
4 раунд:Игра “Слова” (6 мин.) Цель: проверка знаний по терминологии пройденных тем.
Каждая команда должна как можно больше назвать профессиональных терминов. За каждый термин 1 балл.
5 раунд: Мини - проект “Свой налог” (10 мин.) Цель: применение знаний курса в жизненных ситуациях.
В этом раунде учащимся было дано задание - придумать новый налог для пополнения бюджета города и его презентовать, опираясь на теоретические знания по пройденным темам и применение этих знаний в жизненных ситуациях. Это задание на активизацию мыслительной деятельности учащихся.
III. Игра. (33 мин.)
1 РАУНД
ВОПРОСЫ для 1 команды:
1. Если вы нарушаете правила, вас штрафуют, если вы соблюдаете правила, вас облагают ……. (налогом);
2. Что такое налог? (обязательный платеж взимаемый с организаций и физических лиц в казну государства);
3. Какие налоги называются федеральными? (…взимаются на территории всей РФ и зачисляются в федеральный бюджет - Москва);
4. Этот налог устанавливается в целях изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции?...(акцизы)
5. Кто является плательщиком акцизов?... (организации, индивидуальные предприниматели; лица, осуществляющие перевозку подакцизных товаров через таможенную границу РФ);
6. К какому виду налогов относятся акцизы?... (к косвенным налогам);
7. Каков налоговый период для плательщиков акцизов?... (один календарный месяц);
8. Как исчисляется сумма акцизов по каждому виду подакцизных товаров?... (как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки);
ВОПРОСЫ для 2 команды:
1. Дополните старинную поговорку: «Убывает то, что облагается…… (налогом);
2. Кто является налогоплательщиками?... (физические лица-граждане, индивидуальные предприниматели; юридические лица-коммерческие и некоммерческие организации, обычные организации);
3. Назовите объекты взимания налогов?... (доходы, юридически значимые действия, имущество, ввоз и вывоз товаров за границу);
4. Какие налоги называются местными?... (устанавливаются органами местного самоуправления и зачисляются в местный бюджет);
5. Каково определение акциза как косвенного налога?... (акцизы-это косвенные налоги, включаемые в цену товара и уплачиваемые покупателями);
6. Какие существуют виды подакцизных товаров?... (дизельное топливо, прямогонный бензин, автомобильный бензин, спирт этиловый для всех видов сырья, моторные масла, спиртосодержащая продукция, пиво, алкогольная продукция, табачная продукция, автомобили легковые и мотоциклы).
7. Назовите виды налоговых ставок акцизов?... (твердые, процентные, комбинированные);
8. Перечислите обязанности налогоплательщиков?... (своевременная и полная уплата налогов, обязанность вести бухгалтерский учет и составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обязанность представлять налоговым органам необходимые документы и сведения о исчислении и уплате налогов).
2 РАУНД
Задание:Соотнести акцизу свои элементы налогообложения.
1. Высокорентабельные и “социально опасные” товары, “предметы роскоши”;
2. Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд социального страхования;
3. 18,10,0 %;
4. Резидент, нерезидент;
5. Мясо и мясопродукты, кромеделикатес, молоко и молокопродукты, яйца и яйцепродукты, товары для детей, медицинские товары;
6. 35,30,13,6 %;
7. Твердые, адвалорные, комбинированные ставки;
8. Спиртосодержащая продукция, ГСМ, алкогольная продукция, пиво, ювелирные изделия, табачные изделия, автомобили;
9. Зарплата, премии, дивиденды, призы, выигрыши;
10. Организации, индивидуальные предприниматели и лица, осуществляющие перевозку товаров через таможенную границу РФ;
11. Государственные пособия, материальная помощь, страховые платежи, пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам;
12. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду товара;
13. Работы (услуги), выполненные в космическом пространстве;
14. Лица, производящие выплаты физ.лицам и индивидуальные предприниматели, адвокаты;
15. Исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.
Ответ: 1, 7, 8, 10, 12, 15.
3 РАУНД
Задача №1: Организация приобрела 3000 л этилового спирта и произвела из него 15 000 л вина крепостью 18%. Какова сумма налогового вычета? Ставка акциза по этиловому спирту – 33 руб. за 1 л безводного этилового спирта.
Решение:
33 руб. * 3000 л = 99 000 руб. (сумма акциза, уплаченная за 3000 л спирта);
33 руб. * 15 000 л * 18% : 100% = 89 100 руб. (максимальная сумма вычета, на которую организация имеет право).
Ответ:сумма налогового вычета составила 89 100 руб.
Задача №2: В феврале 2007 г. винзавод реализовал на территории РФ 1400 л водки (крепость 40%) и 3000 л виноградного вина (крепость 19%). Необходимо исчислить величину акциза. Если ставка акциза алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 % - 320 руб. за 1 л безводного этилового спирта.
Решение:
1400 л * 320 руб. * 40% = 179 200 руб.
3000 л * 320 руб. * 19% = 182 400 руб.
Ответ:сумма акциза составляет 361 600 руб.
КОНКУРС КАПИТАНОВ
Задача: Организация приобрела 2000 л этилового спирта и произвела из него 10 000 л вина крепостью 17%. Какова сумма налогового вычета? Ставка акциза по этиловому спирту – 27,7 руб. за 1 л безводного этилового спирта.
Формула: 1). С = О * А; 2). С = А * К * О : 100%,
где – С – предельная сумма акциза, уплаченная по этиловому спирту, использованному для производства вина;
А – ставка акциза на 1 л этилового спирта;
К – крепость вина, %;
О – количество реализованного вина.
Решение: 1). 27,7 руб. * 2000 л = 55400 руб. (сумма акциза, уплаченная за 2000 л спирта);
2). 27,7 руб. * 10 000 л * 17% : 100% = 47090 руб. (максимальная сумма вычета, на которую организация имеет право).
4 РАУНД - Игра “Слова”
Задание: Записать слова (терминология), связанные с содержанием пройденного материала.
Ответы:
5 РАУНД “Свой налог”
1. название налога;
2. объект налогообложения;
3. сроки уплаты;
4. налогоплательщики;
5. налоговая ставка – определенная сумма или %;
6. налоговые поступления - на что пойдут;
7. история налога.
Пример: “Налог с посетителей ночных клубов (заведений)”
- налогоплательщики – посетители ночных клубов старше 18 лет;
- объект налогообложения – посещение ночного клуба;
- налоговая ставка – 10% от стоимости входного билета (например: стоимость входного билета - 200 руб., сумма налога – 20 руб.; итого стоимость билета – 220 руб.);
- сроки уплаты – не позднее 15 числа, следующего за отчетным месяцем в налоговые органы;
- расход налоговых поступлений – часть налоговых поступлений пойдёт на благотворительность: клиники для больных СПИДом (наркоманов), раковыми заболеваниями; в детские дома, приюты.
- история налога - налог стали взимать (применять) в нашем городе, когда стали открываться (работать) ночные клубы (заведения).
IV. Подведение итогов игры. (5 мин.) Члены жюри объявляют игровые результаты. Капитаны дают самооценку действий команды в целом и обсуждают трудности, возникшие по ходу игры, эмоциональные переживания, идеи, которые приходили в голову, в плане исполнения игровой роли. Проигравших в игре нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся образовательных организаций. Классный час «Поговорим о деньгах»
Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся образовательных организаций.Классный час «Поговорим о деньгах»...
Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся общеобразовательных организаций. Викторина "Угадай-ка"
Викторина "Угадай-ка" для учащихся 5 (6) класса Цели:1. Развитие интереса школьников к экономическим процессам, показанным в мультфильмах;2. Формирование экономического мышлени...
2019 г. Выступление на семинаре "Формирование основ финансовой грамотности"
В процессе развитии иноязычной коммуникативной компетенции обязательно формируются основы финансовой грамотности, необходимые учащимся в современном мире для успешной социализации.Здесь прикреплены:- ...
Формирование основ финансовой грамотности на уроках технологии.
Актуальность включения основ экономической грамотности в образовательную деятельность обусловлена современными условиями жизни....
Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся 5-7 класса
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА...
Формирование основ финансовой грамотности приобретает особое значение для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Формирование основ финансовой грамотности приобретает особое значение для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Умение прогнозировать свои финансовые расходы, планировать семейный и личный бюдж...
Мастер – класс по теме: «Опыт работы по формированию основ финансовой грамотности школьников»
Современные исследования показывают, что финансово грамотные люди более эффективны и успешны в жизни вне зависимости от того в какой стране, на каких позициях и в какой сфере они работают. Можно с уве...