Развитие социальной компетенции учащихся как средство защиты их прав и интересов
методическая разработка

Формирование у обучающихся социальной компетенции учащихся как средство защиты их прав и интересов (лекция для педагогических работников и социальных служб).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у обучающихся социальной компетенции учащихся как средство защиты их прав и интересов (лекция для педагогических работников и социальных служб).

Становление и развитие Российского государства, формирование гражданского общества требует от образования содействия в формировании высоконравственного, компетентного, творческого гражданина РФ, который понимает ответственность за настоящее и будущее своей Родины, принимает духовные и культурные традиции российского народа.

Социальная компетенция - это знания, умения, навыки, которые приобретает личность в процессе воспитательного маршрута, удовлетворяя индивидуальные склонности,  способности, интересы.

Социальная компетенция базируется на действиях, личностном опыте учащихся. Нельзя научиться быть социально активным не участвуя в общественной деятельности.

Можно выделить основные социально значимые компетенции:

  1. Социальная .
  2. Коммуникативная.
  3. Информационная .
  4. Готовность к самоанализу.
  5. Готовность делать ответственный осознанный выбор.

Ученик должен быть ориентирован:

  1. На человеческие ценности.
  2. Психологическую адаптацию.
  3. Обучение  самоанализу.
  4.  Принятие самостоятельных решений.
  5. Ответственность за свои поступки.
  6.  На креативность мышления.
  7. Понятие важности интеллектуального развития.
  8. Формирование практических умений в области социальных отношений.

Важная роль в формировании социальной компетенции принадлежит семье. А также  я обращаю внимание на причастность к   ее формированию социальной компетенции всех институтов общества (социальных служб, каждого гражданина). В связи с этим основой социализации становится идея создания воспитательной цели, которая имеет многовариантные компоненты, позволяющие ученику, родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий личностные способности, интересы и возможности  как объекта социализации ,совместно реализовывать и эффективно  его использовать .

Чтобы развивать у учащихся демократическую привычку  и формировать гражданскую позицию ,мы активно участвуем в социальных проектах, которые предлагают город, район.

Способы достижения реализовываются через организацию в нашем ОУ самоуправления (Совет старшеклассников). Мною разрабатываются  программы «Профилактика правонарушений»,»Неблагополучные семьи»

Я

-Осуществляю отбор социально-педагогических методов изучения ситуаций жизнедеятельности обучающихся

-Определяю необходимый перечень мер по реализации и защите прав обучающихся в процессе образования

-разрабатываю мероприятия по социальной адаптации обучающихся к новой жизненной ситуации

-планирую работу с обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, с учетом специфики их социальных проблем

В результате в ОУ:

  1. Совместное с педагогическим коллективом, родительским комитетом,  Советом старшеклассников принятие  Устава школы.
  2. Совместное принятие решений, касающихся функционирования жизни школы и отдельных учащихся.
  3. Совместное с учениками и родителями создание гласности жизни (пресса).
  4. Создание возможностей для проявления творчества учащихся при активной творческой позиции учителя во время учебной деятельности, коллективно-творческих дел, посещения ОДОД.

 Руководители кружков активно вовлекают стоящих на внутришкольном контроле  в деятельность, создают ситуацию потребности в учащемся, необходимости его помощи в работе кружка.

Организация совместной деятельности предполагает развитие самопознания и саморазвития, классные часы, диспуты, социальные проекты, проведение психологических тренингов  с привлечением специалистов ЦПМСС,  создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, проведение игр, моделирование различных проблемных ситуаций, требующих проявления инициативы.

Условием достижения поставленных целей является профессиональная готовность педагогов, которые:

  1. Создают условия для свободного проявления индивидуальных особенностей ребенка.
  2. Ребенку предоставляется возможность свободно проявлять свои способности.
  3. Предоставляют возможность выбора.
  4. Слушают ребенка и дают ему возможность самостоятельно принимать решения.
  5. Создают условия для того, что бы ребенок осознанно следовал правилам.
  6. Вовлекают в создание правил, которым он должен следовать.

В школе социальное проектирование позволяет формировать социальную компетенцию учащихся, развивать специфические умения и  навыки: проектирование, прогнозирование, исследование, презентацию.

Работа над социальным проектом проходит в несколько этапов:

  1. Выявление проблемы (курение учащихся седьмого, восьмого классов).
  2. Проводим анкетирование, анализ.
  3. Ставим цели и задачи.
  4. Определяем предполагаемый результат после нашей работы.
  5. Формируем план работы.
  6. Предполагаем выбрать обязанности.
  7. Определяем ресурсы.

Все вовлечены в деятельность по реализации социального проекта.

Учащиеся начинают с анкетирования по заявленной проблеме, анализируют анкеты, собирают материалы по теме в разных источниках, проводят различные мероприятия, лекции, диспуты, круглые столы, встречи с медперсоналом, со специалистами ЦПМСС.

На следующем этапе - презентация проекта, где учащиеся склонные к несоблюдению социальных норм (например  курению) защищают устно свой проект, определяют важность проекта, показывают учащимся школы презентацию проекта. Каждая группа защищает свою презентацию.

На завершающем этапе – подведение итогов, анализ результатов.

И особо важно! Определяем социальную значимость проекта.  Информируем школу о результатах проекта. Учащимися были выбраны социальные проекты по темам : «Проблема курения», «Наркомания», «Законы РФ», «Береги свою жизнь», «Права и обязанности граждан РФ».

Нашими социальными партнерами являются органы местного самоуправления, ЦПМСС, родители.

Деятельность ребят направлена на решение проблем по защите их прав, интересов, здоровья будущих поколений.

При работе над социальными проектами:

  1. Учащиеся становятся более уверенными .
  2. Учатся работать в команде.
  3. Учащиеся отстаивают свою точку зрения.
  4. Учатся принимать точку зрения товарища по проекту.
  5. Учатся диалогу.
  6. Учатся эффективно работать по достижению общей цели.

Цель проекта - учить школьников самостоятельно приобретать знания, повышать уровень коммуникативной культуры. Это повышает мотивацию учащегося на пути самосовершенствования, открывает возможности индивидуального проявления личности.

После завершения проекта проводится опрос  участников. Вопрос: «Как вы думаете, работая над проектом, какие качества и умения вы приобрели?»

Учащиеся отметили следующее:

  1. Умение работать в команде.
  2. Вести диалог.
  3. Быть ответственным  за выполненную работу.
  4. Культурно общаться.
  5. Искать информацию.
  6. Работать с компьютерными программами.
  7. Добиваться поставленной цели.

Из  всего сказанного можно сделать вывод:  социальная компетенция  дает  возможность ребенку выйти из сложной жизненной ситуации, иметь представление о ценностном отношении к труду,  творчеству,  трудовым достижениям, осознавать приоритет нравственных основ,  иметь навыки сотрудничества,  уметь  выражать себя в различных видах деятельности.

Это приведет к мотивации и самореализации в социальном творчестве, познавательной  и  практической общественно-полезной деятельности,  ценностному отношению к своему здоровью,  здоровью близких и окружающих людей. И я, как социальный  педагог помогаю им в этом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица содержания и технологии развития социальной компетенции учащихся на разных уровнях

Что должен знать ученик на разной ступени обучения, чтобы овладеть социальными компетенциями....

Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей, защита их прав и интересов

В статье отражена система профессиональной деятельности социального педагога по социально-педагогическому сопровождению и поддержке детей, защите их прав и интересов в рамках реализации «За...

Развитие социальных компетенций учащихся на базе школьного музея. Статья "Открой в себе память"

В статье  показана специфика работы школьного музея, развитие социальных компетенций учащихся через вовлечение их в его работу . Музей в школе способствует социализации подростков,...

Социальный проект «Краеведение - как средство формирования социальных компетенций учащихся».

В настоящее время происходят быстрые и качественные изменения в жизни общества. Современный человек должен быть готов к ним. В связи с этим государственная политика в области образования предусматрива...

Социально-педагогическая деятельность как инновационное средство развития социальной компетенции учащихся в дополнительном образовании

Как сопровождать и адаптировать несовершеннолетних "группы риска"посредством дополнительного образования. Использование программ с психологическими тренингами, профилактическим материалом, п...

"Социальное сопровождение воспитанников учреждения закрытого типа, защита их прав и интересов"

Основной целью работы педагогов  с трудными подростками в спецшколе является социально-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, результатом которого является успешная р...